РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 8 (21) января Мученик Михаил Новоселов Мученик Михаил родился в 1864 году в селе Бабье Домославской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губернии в семье Александра Григорьевича и Капитолины Михайловны Новосело­вых. Род Новоселовых известен с XVII века, родоначальником священнического рода Новоселовых стал священник села Покровское-Березовец Кашинского уезда Афанасий Степанов. С XVIII столетия его дети стали называться Новоселовыми по имени села, в котором они служили священниками. Прадед муче­ника Михаила, священник Алексий Новоселов, окончил Твер­скую Духовную семинарию и служил в храме в селе Посонское Вышневолоцкого уезда. Дед, священник Григорий Новоселов, также окончил Тверскую Духовную семинарию и служил в храме погоста Заборовье Вышневолоцкого уезда. Он был возведен в сан протоиерея и в течение сорока лет был благочинным; награжден тремя орденами, что давало ему право на получение дворянства. Его сын, Александр Григорьевич, не пожелал идти по духовной стезе. В 1860 году он окончил Санкт-Петербургский университет, в 1863 году женился на девице Капитолине, дочери священника села Бабье Вышневолоцкого уезда Михаила Зашигранского , ко­торый так же, как и Александр Григорьевич, придерживался весь­ма либеральных взглядов, так что, когда его внук Михаил стал увлекаться толстовством, он, ознакомившись с антицерковными трактатами Толстого, передавал последнему через внука поклон и свою радость по поводу борьбы Толстого с тем учреждением, «ко­торое он до глубины души презирает» , то есть с Церковью, заняв сторону Толстого против некоторых сурово критиковавших его архиереев. С 1873 по 1881 год Александр Григорьевич был директором Тульской гимназии и в это время близко сошелся с Толстым. С 1881 года и до конца своей жизни он был директором 4-й Мос­ковской гимназии и преподавал древние языки в старших классах. Несмотря на то, что Новоселовы были выходцами из духовного сословия, целостность православного мировоззрения была ими утрачена и вера представлялась абстрактным христианским умо­зрением, и если еще оставалась вера в Христа как в нравственный идеал, то видение православного пути к этому идеалу уже затума­нилось, и потому легко было увидеть исполнение этого идеала в светском писателе и лжеучителе.

http://fond.ru/kalendar/56/mihail/

свящ. Александр Соколов Страдания Благоверного В. Князя Михаила Утешение в страданиях Знал и св. Михаил, что отныне ему нечего ожидать от своих судей, и мужественно выступил на подвиг мученический, с радостью, славя и благодаря Бога. «Слава Тебе, Владыко человеколюбче, молился праведник, что Ты сподобил меня вступить на подвиг мученичества. Сподоби меня и окончить этот подвиг, чтобы не прельстили меня речи лукавых, чтобы не устрашили меня прещения беззаконников». Размышления о страданиях Господа Спасителя, молитва к Богу и пение псалмов Давидовых доставляли ему обильный источник утешений светлых, мирных, благодатных. Никогда боголюбивый Князь не оставлял своего обычного правила, которому приучился с самого детства, по ночам петь псалмы Давидовы. А когда он прибыл из Владимира, с особенной строгостью прилежал посту, и каждое Воскресенье приобщался пречистых и животворящих таин Тела и Крови Христовой. С тех же пор – как был предан беззаконному судилищу, он не давал сна очам своим, проводя целые ночи в молитве и славословии Богу, и в пении боговдохновенных псалмов Давидовых, в особенности избирая из них те, которые относились к страданиям Спасителя, и которые теперь так близки были и так отрадны душе сего общника Христовых страстей. «Услыши, Господи, молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет... Дни мои минули как дым, прошли как сновидение... Умножились ненавидящие меня, паче влас главы моея; и те, которые ели хлеб мой, на меня восстали, сделались врагами мне, воздают они мне злом за то добро, которое я делал им. Ты знаешъ, Господи, поношение мое и бесчестие и посрамление. Пред Тобою все оскорбляющие меня, а утешающаго при мне нет. И: напрасно ты скорбишь душа моя, напрасно смущаешь меня. Уповай на Бога; Ему я исповедаюсь; Он спасение мое и Бог мой» Псал. 101, 142, 30, 68 и др. под. услаждали страждущую душу Христова подвнжника. «Давно я горю желанием пострадать за Христа, за Которого теперь терплю. Господи Боже мой, сподоби меня части с мучениками Твоими и с преподобными Твоими; а я радуюсь о спасении Твоем и возвеличусь именем Бога моего», молился св. Князь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(† 13 октября 1896 г.). Благий человек от благаго сокровища износит благая. Мф. 12:35 . Аще во свете ходим, общение имамы друг ко другу. 1Ин. 1:7 . Октября 13 дня сего 1896 года, в 31/2 часа по полудни, после непродолжительной, но тяжкой болезни, тихо почил, на 78-м году жизни, один из старейших, заслуженнейших и достойнейших архипастырей нашей отечественной церкви, высокопреосвященнейший Савва, архиепископ Тверской и Кашинский, доктор церковной истории, почетный член Московской духовной академии и Братства преподобного Сергия для воспомоществования нуждающимся студентам и воспитанникам сей академии. В Боге почивший архипастырь и личными качествами, и жизнью, и деяниями, и отношениями оправдавший на себе истину изречений слова Божия: благий человек от благаго сокровища износит благая ( Мф. 12:35 ) и: аще во свете ходим, общение имамы друг ко другу ( 1Ин. 1:7 ), как это видно будет из ниже излагаемого, в частности к Московской духовной академии имел столь близкие, разнообразные и любвеобильные отношения и благодетельное для неё значение, что она непременным и священным долгом своим поставляет сказать доброе и, по возможности, не скудное содержанием слово в память о нем на страницах издаваемого ею „Богословского Вестника”. Высокопреосвященнейший Савва, в миру Иван Михайлович Тихомиров, был сыном бедного причетника Крестовоздвиженской церкви села Палехи, Вязниковского уезда, Владимирской губернии, и родился 15 марта 1819 года. Родитель его, Михаил Сергеевич, отличавшийся большой любознательностью и живым, общительным характером, пользовавшийся добрым расположением прихожан и родственников своих и поддерживавший материальное положение своё и своего семейства, в виду скудости причетнических доходов и в часы досуга от исполнения прямых обязанностей своего служения по должности пономаря, некоторыми сторонними занятиями, в том числе писанием икон 1 , к сожалению, скончался (от простуды) за полтора месяца до рождения своего сына, будучи еще очень нестарым человеком; а мать, Стефанида Ивановна, женщина весьма благочестивая, трудолюбивая и в высшей степени любвеобильная, дав сыну первые зачатки благочестивого семейного воспитания и, не смотря на крайнюю скудость материальных средств, озаботившись также и начальным школьным его образованием, умерла в то время, когда он еще обучался в Шуйском духовном училище.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В 1801 году служили: Благочинный священник Павел Петров - 42 года. Из богословии. В настоящий чин определен в 1782-м году, на что и граммату имеет. Священник и дьячек родные братья, а диакон и пономарь с ними никакова родства не имеют. Подозрительных дел не было. Записи о дурных поступках нет. Жена ево Екатерина Иосифова - 39 лет. У них дети: Алексей Покровский - 15 лет обучается в тверской семинарии в синтаксиме, Николай Покровский - 13 лет обучается в тверской семинарии в синтаксиме, находясь в певческом архиерейском хоре, Арсений - 11 лет обучен словесной граммате, Анна - 9 лет, Олга - 6 лет, Пелагия - 3 года. Диакон Михаил Иоаннов - 24 года. Из реторики, в чтении и пении хорош. Подозрительных дел не было. Записи о дурных поступках нет. Жена ево Акилина Мартинова - 23 года. У них сын Арсений ­ полугоду. Дьячек Иоанн Петров - 24 года. Из реторики, в чтении и пении хорош, по нотам петь знает. Подозрительных дел не было. Записи о дурных поступках нет. Жена ево Ириния Васильева - 31 год. У них дети: Анна - 5 лет, Стефанида - 2 года. Состояшаго в светском ведомстве бываго пономаря Якова Иванова жена ево Ксения Анофриева - 55 лет. У них дети: Евфимия - 20 лет, Мария - 17 лет, Павел - 11 лет обучен словесной граммате, в 1800-м году дан указ со утверждением за ним пономарскаго места брата, Евдокия - 9 лет, Афанасий - 4 года. Умершаго пономаря Ивана Яковлева жена ево вдова Екатерина Петрова - 37 лет. У нее дети: Наталия - 9 лет, Агрипена - 6 лет. Умершаго священника Петра жена ево вдова попадья просфирница, определенная по согласию прихожан в 1799-м году, Екатерина Федорова - 68 лет. Дочь ее Елена Петрова - 21 год. Прихожан в селе Отмичах, в деревнях Щербове, Городенке, Ширякове, Зеленцы, Спиркове, Сухоручье, Степанкове, Лагунове, Чадове, Дуденеве, Краснобе, Воронцове, Дудорове, Воротькове, Каликине, в сельце Бурмакине - 174 двора (720 мужчин, 811 женщин). Церковь Покровская, построена в 1858 году, каменная, престолов три: в холодной Покрова Пресвятой Богородицы, в теплой Сошествия Святого Духа на Апостолов и Святого Пророка Илии.

http://sobory.ru/article/?object=22859

Закрыть itemscope itemtype="" > Взгляд с Калязинской колокольни на судьбы русского народа О работе тверской делегации на V Калязинских чтениях Русского Собрания 23.02.2018 790 Время на чтение 4 минуты Интерес к истории русского этноса, к самой русскости, к сохранению базовых ценностей русской национальной культуры вышел за пределы благородной увлечённости краеведов, узкоспециальной дотошности историков и программной заострённости патриотических движений нашего Отечества. Он может, наконец, стать содержанием национальной политики российского государства. Такой вывод сделали эксперты, которые приехали из 13 городов России на традиционные, пятые по счёту, Калязинские чтения. И было это 13 и 14 февраля 2018 года. Организует чтения Администрация Калязинского района Тверской области как расширенные заседания Международной общественной организации «Русское Собрание». Душой этого дела стал один хороший русский человек Константин Ильин, глава Калязинского района и одновременно - член Центрального Совета «Русского Собрания», председатель его Тверского отделения и, по совместительству, наш брат-учёный в звании кандидата исторических наук. Тема чтений в этот раз звучала не тревожно, а академично и жизнеутверждающе: «Роль и место русского народа в истории и современной жизни России». Представленные выступления тверской делегации были спаяны внутренней логикой и смыслодополнением. Теоретическую запевку давало моё сообщение «Этнос- народ - нация. (Русские: от князя Михаила Тверского до президента Путина )». Правда, докладами их назвать нельзя, т. к. каждому было дано по 10 минут. Однако, выход для развёрнутой аргументации наметился в статьях, которые участники должны прислать на сайт «Русская Народная Линия» и в планируемый сборник конференции. На вопрос о месте и времени зарождения русской нации отвечала юбилейная тема Владимира Гайдукова, доцента ТвГУ и члена-корреспондента ПАНИ: «Михаил Ярославич Тверской: начало творения русской нации. (К 700-летию духовно-нравственного подвига великого князя всея Руси святого Михаила)». Предложение организовать в ноябре конференцию по этой теме мы уже сделали Правительству Тверской области.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/23/vz...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святитель Петр - первый московский святой 3 января - день кончины святителя Петра, митрополита Московского. Сегодня - рассказ о жизни первого московского святого, чьи мощи покоятся в успенском соборе Московского Кремля 02.01.2013 447 Время на чтение 5 минут Иконописец Петр ищет уединения Будущий митрополит Петр родился на Волыни (Западная Украина ). Совсем еще мальчиком, в 12 лет, ушел в монастырь и со временем стал священником. Священник Петр обладал даром художника и был прекрасным иконописцем, однако больше всего стремился к уединенной жизни. Он попросил разрешения поселиться в одиночестве и нашел себе «пустынь» (то есть место, где не было людей) на Волыни, в лесу у реки Рати. Но прожить в одиночестве священнику Петру не дали. Прослышав о благочестивом подвижнике: к нему стали приходить другие монахи. И на месте «пустыни» вырос целый монастырь, в котором отец Петр стал настоятелем. В 1301 году на Волынь приехал тогдашний митрополит Киевский и всея Руси Максим. Священник Петр со своей братией подошел к нему под благословение и подарил митрополиту икону Божией Матери, которую написал сам. Предполагается, что эта икона сохранилась до сих пор и находится в Успенском соборе Московского Кремля. По имени автора она называется «Петровская», апразднование в ее честь совершается сегодня, 6 сентября, в день перенесения мощей ее создателя. Церковь-вдова, или кому быть митрополитом Митрополит Максим перевел митрополичью кафедру из Киева во Владимир, который тогда был столицей. В 1305 году он умер и был похоронен во владимирском Успенском соборе. Его мощи находятся там и сейчас. После смерти Максима в течение трех лет на Руси не была митрополита. Русская Церковь «овдовела». Ситуацией решили воспользоваться два великих князя - тверской и волынско-галицкий. Великий князь Михаил Тверской считал примерно так: раз митрополит Максим был во Владимире, здесь умер, здесь похоронен, то и следующий митрополит должен быть из владимирского священства. Таковым себя уже мыслил игумен Геронтий.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Выпуск 2. Славяно-русский пролог, Ч. 1. Сентябрь-декабрь Источник Содержание Предисловие Славяно-русский Пролог в его церковном и народно-литературном значении (историко-литературный очерк). – Профессора А. И. Пономарева I. Житийные чтения Пролога Сентябрь 1. Убиение св. благоверного князя Глеба (5 сент.) 2. Преп. Иосиф Волоцкий (9 сент.) 3. Св. мученица Людмила Чешская (16 сент.) 4. Св. Киприан, митроп. Киевский и всея России (16 сент.) 5. Св. Феодор Смоленский и чада его Давид и Константин (19 сент.) 6. Убиение Батыем св. Михаила Черниговского и боярина его Феодора (20 сент.) 7. Преп. Сергий Радонежский (25 сент.) Из Похвального Слова преп. Сергию Епифания Премудрого и из его жития Пахомия Логофета 8. Преп. Евфросиния Суздальская (25 сент.) 9. Преп. Савватий, Соловецкий чудотворец (27 сент.) 10. Григорий, Вологодский чудотворец (30 сент.) Октябрь 1. Савва Вишерский 2. Св. Гурий, архиеп. Казанский и Варсанофий Тверской 3. Преп. Сергий Обнорский, Вологодский чудотворец (7 окт.) 4. Преп. Параскева (14 окт.) 5. Преп. Иоанн Рыльский (19 окт.) 6. Св. Артемий Веркольский (20 окт.) 7. Преп. Авраамий Ростовский (29 окт.) Ноябрь 1. Св. Иоанн Златоуст и его мать Анфуса (5 ноября) 2. Св. Иова архиеписк. великого Нова-града (5 ноября) 3. Преп. Варлаам Новгородский чудотворец, иже ва Хутыне (6 ноября) 4. Память во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константинопольского Златоустого (13 ноября) 5. Св. благоверный великий князь Михаил Ярославич Тверской (22 ноября) 6. Св. Александр Невский (23 нояб.) 7. Освящение церкви святого великомученика Георгия иже в Киеве пред враты Святой Софии (26 нояб.) Декабрь 1. Память, иже во святых отца вашего Николая, архиепископа Мирликийских чудотворца (6 дек.) 2. Чудо святого Николая о муже утопшем в море 3. Повесть о чюдеси святого же отца нашего Николая о Агриконе сыне Василии 4. Преп. Антоний Сийский (7 дек.) 5. Нил Столбенский, Новгородский чудотворец 6. Слова о св. Вонифатии Милостивом 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 25 (8 декабря) Священномученик Александр Вершинский мученики Павел Кузовков Николай Копнинский Священномученик Александр родился 6 марта 1873 года в селе Кунганово Старицкого уезда Тверской губернии в семье диакона Андрея Вершинского. Диакон Андрей был большим почитателем отца Иоанна Кронштадтского. 22  февраля 1906 года протоиерей Иоанн служил в храме погоста Упировичи Новоторжского уезда, и диакон Андрей специально приехал туда, чтобы послужить с праведником. В 1907 году диакон Андрей ушел за штат по состоянию здоровья. В 1897 году Александр окончил Тверскую Духовную семинарию и в том же году поступил псаломщиком в Борисоглебский собор в городе Старице. Женился на дочери священника Ильинской церкви в городе Торжке Михаила Никольского Еликониде. У священника Михаила Федоровича Никольского и его жены Евгении Михайловны родилось тринадцать детей, в живых осталось шестеро. Старшая дочь Еликонида родилась в 1878 году, младший сын Аркадий – в 1900 году. Семья была благочестивая, Евгения Михайловна отличалась добротой, честностью и справедливостью. После смерти мужа она стала старостой Ильинской церкви. 30 января 1900 года псаломщик Александр был рукоположен во диакона к Борисоглебскому собору в городе Старице. 6 февраля того же года он был рукоположен во священника к церкви Архистратига Михаила в селе Михайловском Тверского уезда. С 20 августа по декабрь 1901 года отец Александр состоял законоучителем в Яковлевской земской школе Тверского уезда. 3 декабря 1901 года умер тесть отца Александра священник Михаил Никольский, и отец Александр 10 декабря того же года был переведен в Ильинскую церковь в городе Торжке, в которой прослужил до дня ее закрытия воинствующими безбожниками в 1927 году. С 1902 по 1917 год он был в Торжке законоучителем в училище Министерства просвещения. У отца Александра и Еликониды Михайловны родилось трое детей – две дочери, в 1912 и в 1914 годах, и сын Николай в 1918 году. Николай во время богослужений помогал отцу в алтаре; с началом Отечественной войны он был призван на фронт в состав 325-го стрелкового полка 14-й стрелковой дивизии и во время ожесточенных боев 11 сентября 1944 года пропал без вести.

http://fond.ru/foto/1347/Aleksandr/

Скачать epub pdf Июнь 29 Собор всех святых, в земле Тверской просиявших С 1897 года по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия (Самбикина ; † 17 марта 1908 г.) началось собирание сведений о Тверских святых. Приснопамятным преосвященным Димитрием была составлена служба всем Тверским святым, подготовлен к печати Тверской Патерик, изданный в Казани в 1908 году, а также по его просьбе написана в 1902 году икона Собора Тверских святых. В 1904 году архиепископ Димитрий освятил престол в честь Собора Тверских святых во втором ярусе колокольни кафедрального собора. С этого времени началось местное почитание Собора Тверских святых. Начатое архиепископом Димитрием дело получило свое завершение через 70 лет благодаря трудам архиепископа Калининского и Кашинского Алексия. Им была составлена служба всем Тверским святым и возбуждено ходатайство перед Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом совершать память всех святых, в земле Тверской просиявших, в первый воскресный день после праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Святейший Патриарх Пимен удовлетворил ходатайство и благословил внести память Собора Тверских святых в календарь Русской Православной Церкви, начиная с 1979 года. В сонме святых, подвизавшихся в пределах Тверской епархии, более 40 угодников Божиих. Среди них некоторые не были наставниками и учителями тверской паствы, но, как отмечает Святейший Патриарх Пимен в поздравительном Послании к архиепископу Калининскому и Кашинскому Алексию, они «были причастны к ней либо по происхождению, либо по кончине». Особо чтимыми святыми Тверской епархии являются показавший пример патриотического служения и подвига исповедничества святой благоверный князь тверской Михаил Ярославич († 1318; память 22 ноября/5 декабря) и его супруга святая благоверная княгиня Анна Кашинская († 1338; память 12/25 июня и 2/15 октября). Известны святые архипастыри Тверской епархии: первоначальник Тверских святителей епископ Симеон († 1289; память 3/16 февраля), епископ Феодор, прозванный Добрым († 1367; память 20 марта/2 апреля) и епископ Арсений († 1409; память 2/15 марта), которым пришлось управлять епархией в тяжелые времена междоусобиц и монголо-татарского ига.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Тверь. Собор Спаса Преображения (утраченный). Спас Златоверхий /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Тверской Спасо-Преображенский собор на протяжении шести с половиной веков был главным кафедральным храмом Твери и являлся духовным символом Тверской земли. Собор находился в сердце города - центре Тверского кремля, где после пожара 1763 года был возведен Путевой императорский дворец. История собора делится на два периода: древнего храма и собора возведенного в конце XVII века. Первый Спасо-Преображенский собор был заложен в 1285 году Святым Благоверным Великим князем Михаилом Ярославичем Тверским и первым тверским епископом Симеоном. Строительство храма было завершено в 1290 году, а спустя два года была закончена роспись собора. Тверской Спасо-Преображенский собор стал первым белокаменным храмом на Руси построенным после монголо-татарского нашествия. Его сооружение стимулировало строительство храмов в целом ряде городов Руси (Ростов Великий, Новгород и т.д.). В 1344-59 годах в соборе были установлены позолоченные медные врата, а полы были выстланы цветными майоликовыми плитками. В 1382 году Великий князь Михаил Александрович Тверской покрыл золотом купол собора, после чего храм часто именуется в летописях как " Святой Спас Златоверхий " . С 1289 года Спасо-Преображенский собор становится усыпальницей. Первым находит упокоение в храме епископ Симеон. В последующие годы в храме были погребены мощи Святого князя Михаила Ярославича, его матери княгини Ксении и Великого князя Михаила Александровича, которые почитались в Твери как местночтимые святые, а так же 12 князей и княгинь тверского княжеского дома и 14 тверских владык. В годы польско-литовского нашествия в начале XVII века древний Спас был разобран, а на его месте был отстроен новый, второй Спасо-Преображенский Собор. Второй Спасо-Преображенский собор был выстроен из старицкого камня в 1689-1696 годах и практически в неизменном виде простоял до момента своего разрушения. Образцом для строительства этого храма послужил пятиглавый Успенский Собор московского кремля.

http://sobory.ru/article/?object=21415

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010