Елец. Церковь Михаила Тверского и Александра Невского. Великокняжеская церковь Карта и ближайшие объекты Великокняжеский храм - один из самых своеобразных по архитектуре и красивых в Ельце. Вместе со стоящим рядом Домом призрения он является символом купеческой благотворительности. Выстроен храм на средства елецкого потомственного почётного гражданина купца первой гильдии Александра Николаевича Заусайлова. Сооружён в память посещения в 1909 году Ельца Великим князем Михаилом Александровичем – братом императора Николая Второго. Инициатива возведения храма принадлежала Елецкому обществу хоругвеносцев. 15 ноября 1909 года в торжественной обстановке состоялась закладка Великокняжеской церкви. Храм задумывался как продолжение часовни в память Александра Второго. Проект был выполнен орловским епархиальным архитектором Эдуардом Эдуардовичем  Вильфартом и представлен 31 декабря 1909 года в строительный комитет МВД, где в январе 1910 года рассмотрен, но признан «подлежащим исправлению». Выполнение всех требований комитета привело к сносу старого здания хоругвеносцев и изменениям объёмно-пространственной композиции первоначального проекта. В январе того же года строители приступили к расчистке площадки под будущий храм и рытьё котлована. 20 февраля 1910 в Елец вновь прибыли великий князь Михаил Александрович, его сестра Ольга Александровна с мужем принцем Петром Ольденбургским. Целью визита был осмотр строительной площадки. К весне 1910 года возведение стен было завершено, и начались работы по отделке фасадов и интерьера специальной модульной майоликовой плиткой. В марте 1910 года из Твери в Великокняжеский храм была привезена икона св. Михаила Тверского с частицею мощей. А ещё ранее в 1909 году из города Кашина ельчане привезли икону с частицей мощей супруги св. Михаила Тверского св. княгини Анны. 12 марта состоялось торжественное водружение креста. Полый внутри «хрустальный» крест был выполнен на металлическом каркасе, сверкал на солнце, а ночью подсвечивался электричеством. В августе того же года на звонницу поднят главный 100 пудовый колокол. К началу февраля 1911 года все работы были завершены. При строительстве использовались технические новшества: бетонные перекрытия, электричество, автоматически убираемые сидения, водопровод, водяное отопление. Сооруженный в рекордные сроки храм производил необычайное впечатление своей архитектурой, конструкцией и внутренним убранством. Он повторяет архитектурный стиль Александровской часовни, к которой церковь пристраивалась. Храм является продолжением композиции. Ещё большее впечатление производит внутреннее убранство храма, стены, своды и иконостас которого полностью покрыты майоликой.

http://sobory.ru/article/?object=02359

Михаил Сабинин – подвижник Грузинской Церкви (версия для печати)/Православие.Ru Михаил Сабинин – подвижник Грузинской Церкви Православие.Ru , 15 октября 2003 г. Михаил (Гоброн) Павлович Сабинин — один из известнейших церковных деятелей и просветителей XIX века. Родился в 1845 году (по всей вероятности, в Тифлисе). По некоторым источникам, его отец был тверским священником, женившимся на грузинке. Одно из неопубликованных писем Сабинина позволяет установить имя его матери — Екатерина. Фамилия ее доподлинно не известна. Принято считать, что она была Мирзашвили; но аналогичная фамилия ее зятя (мужа сестры самого Сабинина) позволяет подвергнуть это положение сомнению. Приблизительно в 60-е годы XIX века Михаил потерял отца, и мать вторично вышла замуж за тифлисского почтового чиновника Г. Панова. Известно также, что у Михаила были брат и сестра. В начале 60-х годов мальчик был отдан в Тифлисскую классическую гимназию, где проучился до 1868 года. Уже в ученические годы Михаил проявил свои незаурядные способности и пристальный интерес к истории Грузии. Он много ездил по стране, собирая церковные древности, записывая древние легенды и сказания, копируя росписи старинных церквей и монастырей. В фонде канцелярии экзарха Грузинского Экзархата (Центральный государственный архив Грузии) хранится один чрезвычайно интересный документ, из которого явствует, что 20 октября 1867 года, будучи еще учащимся гимназии, Сабинин составил рапорт на имя экзарха Грузии Евсевия, где ходатайствовал о благоустройстве часовни святого мученика Або Тбилисского подле церкви Метехи в Тбилиси, на месте мученического подвига святого. Михаил настойчиво требовал создания подобающей атмосферы возле будущей часовни, а именно — упразднения бакалейных лавок и «ретирадных» (отхожих — В. К.) мест. Также Сабинин принял активное участие в создании новой иконы святого Або. Архивное дело констатирует довольно неблагоприятную реакцию тифлисского благочинного Иоанна (Басхарова), недовольного как самим ходатайством, так и его поддержкой в лице главного священника военного ведомства Стефана Гумилевского.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Января 25 (7 февраля) Мученик Михаил (Новоселов) Составитель Е. С. Полищук Мученик Михаил родился в 1864 году в селе Бабье Тверской губернии, в семье, корнями своими тесно связанной с сельским православным духовенством. Его мать Капитолина Михайловна была дочерью священника Михаила Васильевича Зашигранского; отец Александр Григорьевич (1834–1887) также был сыном священника села Заборовье Вышневолоцкого уезда той же губернии – Григория Алексеевича Новоселова, но избрал для себя светскую стезю – окончил Петербургский университет и стал известным педагогом, директором тульской, а затем и 4-й московской классической гимназии. Получив под руководством отца прекрасное образование в гимназии, Михаил Новоселов продолжил его затем на историкофилологическом факультете Московского университета. К этому времени относится его горячее увлечение идеями Л. Н. Толстого, с которым он был знаком через своего отца еще с детских лет. Искренний, идеалистически настроенный юноша решил на практике осуществить пропагандируемое Толстым учение – жить на земле трудом своих рук. На деньги, оставшиеся после смерти отца, он покупает землю в селе Дугино Тверской губернии и создает одну из первых в России толстовских земледельческих общин. Эта коммуна просуществовала всего два года: интеллигенты не были приспособлены к физическому труду и не могли себя прокормить крестьянским трудом. Но не только крах толстовских идей на практике повлиял на отход Новоселова от своего учителя. В мировоззрении Толстого имелся пункт, принять который юноша не мог и в период своего самого горячего увлечения религиозными идеями писателя. Пункт этот – непризнание последним божественности личности Иисуса Христа. Согласиться с этим и жить в пустом и холодном мире нравственного долга внук священников никак не мог. Новоселов задумался об истоках духовной крепости народа, позволяющей безропотно выносить тяжелую жизнь, о вере, дающей силы переносить ниспосылаемые Богом испытания. Внимание Новоселова стало все более привлекать православие, испокон веков бывшее для русских людей духовной поддержкой во всех бедствиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Мученик Благоверный Князь Михаил Тверской (+ 1318) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 22 нояб. в день мученической гибели, 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских князей, 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1541 и 1549 гг. Св. благоверный князь Михаил Ярославич тверской был сыном князя Ярослава Ярославича — брата св. Александра Невского и родился в 1272 г., когда отец его уже умер. Воспитывала его мать, княгиня Ксения, принявшая впоследствии иночество. Образ жизни его был в юности почти монашеский: заветным его желанием было стать когда-нибудь иноком или мучеником. Последнее сбылось. В 1285 г. он наследовал своему старшему брату, князю Святославу, и начал свое княжение с закладки в Твери Спасо-Преображенского собора. В 1294 г. он женился на ростовской княжне Анне Димитриевне (память ее 2 окт.) и имел от нее четверых сыновей и дочь. Он был высокого роста и отличался красотой, силой и мужеством. Народ любил его. В 1304 г. настала его очередь, как старшего в роде, стать вел. князем владимирским. Но теперь великокняжеский престол зависел от произвола хана, и князь Юрий Даниилович московский, сын младшего сына св. Александра Невского (женатый на сестре хана Узбека, Кончак-Агафии), своими происками добился того, что великое княжение было предоставлено ему. Михаил Ярославич готов был уступить, дабы избежать пролития русской крови, но московский князь вторгся в Тверскую землю с большим войском и стал ее опустошать. В 40 верстах от Твери, при деревне Бортенево, князь Михаил разбил его, причем взял множество пленных, среди которых была княгиня Агафия, посол хана Кавгадый и брат князя Юрия — Борис. Князь принял знатных пленников с почетом и готов был их отпустить, но, к несчастью, княгиня Агафия в Твери скоропостижно скончалась, и князь Юрий обвинил тверского князя перед ханом в том, что он ее отравил. Возвели на него и другие клеветы, и хан Узбек вызвал князя Михаила в Орду на суд.

http://sedmitza.ru/lib/text/437900/

В знаменитой семье Тверских Князей Михаил Александрович занимает едва ли не первое место; он, своим умом, благородством характера и твердостью воли, далеко, оставил за собою и деда, и отца. Те едва не погубили Тверского княжения в то время, когда оно было первенствующим на Руси, и когда Москва и Литва только что начинали выходить на поприще истории; он же умел поддержать свое княжество, и даже привести его в возможно цветущее состояние и уважение от соседей в то время, когда Тверь была уже сильно потрясена и ослаблена, и когда Литва и Москва развили свое могущество на счет соседей. Богу угодно было приготовить Михаила к великой деятельности многими несчастьями и многими трудами с первых дней юности. Михаил родился в 1333 году, в то время, когда отец его, Александр Михайлович , бежавший из Твери, проживал изгнанником во Пскове; от святой купели принял Михаила знаменитый Новгородский Архиепископ, Василий, приехавший тогда во Псков по церковным делам. Через четыре года несчастному Александру Михайловичу удалось воротиться в Тверь и получить Ханский ярлык на достоинство Великого Князя, за Александром вскоре выехало из Пскова и его семейство; но непродолжительно было счастье Александра: деятельный и хитрый соперник его, Иван Данилович Калита, Великий Князь Московский, успел оклеветать его перед Ханом Узбеком, и Александр, вызванный в Орду, погиб там от рук палача, по повелению Ханскому, в 1339 году. Михаил остался после отца на шестом году; он прожил в печальном семействе отца на попечении у вдовы матери и старших братьев около двух лет, потом в 1341 году, на восьмом году от рождения, его отправили в Новгород на воспитание к его крестному отцу, Архиепископу Новгородскому, Василию. 1 Архиепископ Василий поручил крестника одному своему протодьякону, мужу ученому и благочестивому, который так умел направить волю и развить способности своего воспитанника, что Михаил полюбил книжное учение и с большою охотою прилежал к книгам, нежели к детским играм; по свидетельству жизнеописателя, он постоянно посещал церкви и внимательно слушал священнослужение, любил беседу с мудрыми мужами, и особенно часто ходил к своему крестному отцу, и с жадностью и наслаждением принимал от него поучения. 2

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/m...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКСИМ († 6(16?).12.1305, Владимир-на-Клязьме), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), митр. Киевский (1283-1305). М., грек по происхождению, был поставлен в К-поле митрополитом на Русь после кончины св. митр. Кирилла II . Поставление М. «Гречина» в 1283 г. возглавил патриарх К-польский Григорий II Кипрский (1283-1289; будучи известным богословом, он противодействовал сведенному с престола симпатизировавшему униатству патриарху Иоанну XI Векку ). В том же году М. прибыл на Русь. Находившийся в это время в столице Византии Александрийский патриарх Афанасий III (II) Синаит отправил на Русь грамоту со свидетельством о православности византийского предстоятеля. В ней также сообщалось, что угроза Лионской унии после кончины имп. Михаила VIII Палеолога (1261-1282) миновала ( Мейендорф И., протопр. Единство империи и разделение христиан: Св. Григорий Палама и правосл. мистика. Византия и Московская Русь. М., 2000. С. 367). По прибытии на Русь в 1283 г. М. совершил поездку в Сарай к хану Туда-Менгу. Вполне вероятно, что митрополит направился в Орду также и по поручению визант. имп. Андроника II Палеолога Старшего (1282-1328). Вернулся М. на Русь весной 1284 г. Согласно позднейшей Никоновской летописи (20-е гг. XVI в.), по возвращении в Киев новый митрополит созвал в 1284 г. Собор рус. епископов; о причине созыва иерархов и об обсуждавшихся на Соборе вопросах ничего не сообщается (ПСРЛ. Т. 10. С. 162), более ранние источники о нем умалчивают. В 1285 г. М. совершил поездку по митрополии, посетив, в частности, Владимир-на-Клязьме, Суздаль, Новгород. Очевидно, с разорением и запустением рус. юга епархии севера Руси приобрели в жизни митрополии особое значение. В период своего святительства М. возглавил неск. архиерейских хиротоний. В 1288 г. в Киеве был хиротонисан Иаков, еп. Владимирский, в 1289 г.- Тарасий , еп. Ростовский, и Андрей , еп. Тверской (последнего прислал как своего кандидата на епископию св. блгв. кн. Тверской Михаил Ярославич ; новый Тверской владыка был сыном литов. кн. Герденя - Приселков. 2002. С. 344-345). В 1295 г. «приеха Максим митрополит ис Киева, Якова, владыку Володимерьскаго, свед с епископьи… того же лета поставлен бысть Семен епископом Володимерю» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 527-528). Причина сведения еп. Владимирского Иакова с кафедры остается неизвестной.

http://pravenc.ru/text/2561548.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Сентября 10 (23) Священномученик Василий Малинин По преданию Малинины происходят из рода боярина Сороки из Переславля-Залесского. В XVIII веке они служили священниками в Калязинском уезде Тверской губернии. Первый, о ком известно, был иерей Петр. Его сын, Афанасий, был священником на том же приходе. Затем приход принял Михаил Афанасьевич. В 1820 году у него родился сын Василий. Когда ему исполнилось шесть лет, о. Михаил повез его в школу. Дни стояли морозные, ехать пришлось долго, и лицо мальчика стало красным от мороза. Когда учитель спросил, как его зовут, он назвался Сорокиным. " Ну какая же ты сорока, – сказал учитель, – сорока белая, а ты – малиновый " . Учитель был большим оригиналом и записал его Малининым. Это был дед священника Василия Малинина. Священномученик Василий родился 26 марта 1898 года в селе Васьянском Кашинского уезда Тверской губернии в семье священника Василия Малинина. Первоначальное образование он получил в Кашинском духовном училище, затем поступил в Тверскую Духовную семинарию, которую окончил в 1918 году . Сознательно выбрав путь священства, который был в то время путем исповедническим, Василий Васильевич в 1921 году был рукоположен в сан иерея ко храму в селе Конаково Тверской губернии. У него не было ни земли, ни большого хозяйства, все имущество священника и его семьи составляли дом, два козленка и семь кур. В 1932 году о. Василий был арестован по указу от 7 августа 1932 года, обвинен в краже колхозной соломы и приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовые лагеря. Дома осталась семья – супруга Антонина Александровна и трое детей, семи, шести и двух лет. Два года проработал священник на каторге в лагере и в 1934 году был досрочно освобожден. Отец Василий вернулся в тот же храм села Конаково, где, к радости прихожан, возобновились богослужения. В мае 1934 года заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий наградил о. Василия наперсным крестом, и вскоре по распоряжению епископа Бежецкого Григория (Козырева) он был назначен благочинным. Однако это было время, когда повсюду арестовывали священников, храмы оставались без пастырей, число храмов в благочинии сокращалось, и о. Василий в апреле 1936 года направил прошение епископу Григорию с просьбой освободить его от обязанностей благочинного, которая и была удовлетворена.

http://fond.ru/kalendar/856/vasiliy/

(1271/72 - 22.11.1318), св. блгв. кн. Тверской, вел. кн. Владимирский (пам. 22 нояб., в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых). Сын вел. кн. Владимирского и Тверского Ярослава Ярославича и вел. кнг. св. блгв. Ксении Юрьевны . Основными источниками сведений о жизни М. Я. являются летописи XIII-XV вв. (Рогожская, Симеоновская, Новгородская I, Ермолинская, Московский свод кон. XV в. и др.), а также Житие св. князя, написанное вскоре после его кончины. О рождении М. Я. после смерти отца, умершего по дороге из Орды, сообщается в Московском своде кон. XV в. и в Ермолинской летописи. Летописи не дают уточнений о дате рождения княжича, сообщается лишь, что Ярослав скончался «зимой». Тем не менее дату рождения - 1 нояб.- содержит позднее Похвальное слово М. Я. (2-я пол. XVII в.). Неизвестно, на какие данные опирался его составитель, но В. А. Кучкин определил, что одним из его источников был некий поздний летописный памятник, содержавший в т. ч. ошибочные даты. Имя княжичу было дано, по-видимому, в честь умершего единокровного брата. В летописях, восходящих к Новгородско-Софийскому своду XV в., известие о смерти Михаила Ярославича-старшего следует за информацией о смерти Ярослава. Т. о., как отмечают А. Ф. Литвина и Ф. Б. Успенский, имя Михаил «совмещало в себе функции родового и христианского» ( Литвина, Успенский. 2006. С. 580). Арх. Михаил как небесный покровитель постоянно присутствовал в жизни М. Я. 8 нояб. 1294 г., на Собор арх. Михаила, он венчался с кнж. Анной Дмитриевной, дочерью кн. Дмитрия Борисовича Ростовского (см. св. блгв. кнг. Анна Кашинская ). Сохранились атрибутируемые М. Я. печати с изображением арх. Михаила ( Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 2. С. 9, 11-12; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. С. 64, 66-67, 165-166). В княжение М. Я. в нач. XIV в. была построена ц. арх. Михаила «на брезе» (на Загородском посаде на берегу Волги). Неоднократно упоминаются арх. Михаил и его чудесная помощь в Житии М. Я., в т. ч. его автор подчеркивает, что 6 сент., на память Чуда арх. Михаила в Хонех, М. Я. прибыл в Орду, и на ту же дату пришлось погребение останков М. Я. в Спасо-Преображенском соборе Твери.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

22-е † Страдание св. князя Михаила Ярославича Тверского Князь Михаил Ярославич родился уже после смерти отца своего кн. Ярослава Ярославича, в 1272 году 310 , и потому рос сиротою. Так и первые годы жизни его были уже запечатлены скорбию. Он воспитывался умною и благочестивою материю кн. Ксениею в страхе Божием; престол князя Тверского занимал старший брат Святослав, памятный Церкви и отечеству тем, что, княжив при жизни отца во Пскове, крестил он Литовцев, скрывшихся от бед отчизны во Пскове 311 . В первый раз встречаем Михаила князем Тверским в 1285 г. «Заложена была в Твери, говорит летописец, каменная церковь Козьмы и Дамиана благоверным князем Михаилом и материю его Ксениею и преподобным епископом Симеоном, и дали ей другое имя – св. Спас Преображение» 312 . Прекрасное начало княжению новому! В том же году «Литва напала на волость Тверского владыки – Олешню. Тверитяне, Москвичп, Волочане, Новоторжцы, Зубцовцы, Ржевичи совокупными силами пошли и накануне Спасова дня побили Литву в лесу. Бог помог христианам; князя Литовского Домонта убили, иных перехватали, других умертвили, всех взятых в плен отняли, иные же разбежались» 313 . Новому князю Тверскому надлежало отправиться в Орду, чтоб быть утвержденным на престоле. Но когда он был в Орде, по милости кн. Андрея, недостойного сына св. князя Невского, Татары (1287 г.) захватили Москву и готовы были опустошать владения Тверского князя. Ки. Михаил на возвратном пути из Орды, не зная ничего о делах Андрея, едва не попался в плен Татарам в Москве, но был во время предупрежден одним священником, который указал ему безопасную дорогу к Твери. Можно представить себе, с каким восторгом встретила Тверь своего князя, е часу на час ожидавшая свирепых Татар. «Бог защитил князя, говорит летопись, молитвами деда и отца, и не презрел слезной мольбы матери его». Князь Андрей и мурза Дюдень, узнав, что Михаил готов встретить их, не пошли на Тверь, а пошли грабить Волоколамск 314 . Кв. Димитрий, старший брать Андрея, услышав об удалении Татар, хотел пробраться в свой Переяславль, но дорогою едва не был схвачен недостойным братом своим; оставив казну свою в руках Андрея, он едва мог уйти в Тверь, где Михаил принял его с честию и вызвался быть миротворцем между братьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Двадцать второй день. Св. муч. Михаил, князь тверской. (Уроки из его жизни: а) любовь к отечеству и б) безропотное перенесение скорбей). I. Сегодня празднуется у нас память одного из славных предстателей земли русской, из русского княжеского рода, бывшего на Руси великого князя, св. мученика Михаила тверского. Жил великий князь Михаил тверской в тяжелыя времена татарщины, когда жестокость, насилие и бесправие царили в русской земле, – когда воля хана татарского значила все, – когда одно грозное его слово вело к разрушению и опустошению целых областей русских. В такия-то трудные времена, при татарском хане Узбеке, около 600 лет тому назад, занимал на Руси великокняжеский престол тверской князь Михаил. Много он терпел и много смирялся пред непобедимою властью и силою татарскою, не желая навлечь беды на свой многострадальный народ. Но однажды должен был взяться и за меч, вынуждаемый несправедливым нападением на него войска ханского. «Князь, ты прав пред лицем Всевышняго; возьми меч, с тобою твои верные слуги», говорили епископы и бояре любимому князю. И он собрал войско и разбил грозного Кавгадыя, военачальника ханского, и пленил самого Кавгадыя. Но и при таком успехе великий князь смиряется; он видит, что не справиться ему со всею силою татарскою, которая готова была подняться на него по одному слову Узбека; он отпускает на волю Кавгадыя, оправдывается несправедливым на него нападением и, по приказанию хана, едет в орду, почти наверное зная, что его там ожидает. «Может быть, в последний раз открываю я тебе мою душу, говорил он своему духовнику: я всегда любил отечество. Благослови меня пролить кровь за Русь, если будет нужно, и моли, да простит мне Бог грехи мои». Бояре и народ умоляли князя не ехать в орду, сыновья слезно просили послать одного из них для умилостивления хана: но святой князь отвечал с твердостию: «не вас, дети мои, а меня требует хан. Можем ли мы бороться со всею силою его. Если я не исполню его приказания, он опять станет опустошать область мою, тысячи христиан сложат головы свои, или пойдут в плен. Умереть же всем надо; лучше же положить душу за многия души». И великий князь поехал.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010