Закрыть itemscope itemtype="" > «Небольшая горстка православных Перми идёт к месту Царской Голгофы» Впечатления от Крестного хода в память о Великом Князе Михаиле Александровиче Романове 17.06.2022 3759 Время на чтение 6 минут Фото: из личного архива автора Знакомство с новым для тебя городом – это всегда волнение и радость. Готовиться к поездке в Пермь я стала загодя. Неведомая сила подсказывала, что там 12 июня 2022 года надо обязательно быть. Священник переживал, что едем на Троицу, могут быть большие искушения перед таким Праздником. На этот раз совпали: Праздник Троицы и день убийства Великого Князя Михаила Александровича Романова – младшего брата Царя Николая Второго. В Нижнем Новгороде, где я живу, накануне были тёплые дни, и мы даже не ожидали, что Пермь встретит нас таким холодом: + 12 градусов по Цельсию и постоянный дождь. Он моросил с самого утра 12 июня. После Божественной Литургии в Свято-Троицком Стефановом монастыре начался Покаянный Крестный ход к часовне святого благоверного князя Михаила Тверского (небесного покровителя Великого князя Михаила Александровича), на место предполагаемого убийства Великого князя. Крестоходцев собралось немного. Под звон колоколов из храма вынесли иконы Великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой, посещавшей эти места, и Великого князя Михаила Александровича Романова. Великий князь Михаил был прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских в ноябре 1981 года в Нью-Йорке Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Зарубежом. И организаторы Крестного хода дерзнули взять на Крестный ход этот образ. Небольшие бумажные иконы Великого князя можно было купить в церковной лавке. На лицах православных была радость. Всё же Праздник Великий – Троица! Многие захватили с собой зонтики, которые пришлись как нельзя кстати. Дождь моросил, не переставая, а при подходе к часовне стал ещё более усиливаться. Местность на нашем пути была гористая. Идти было тяжеловато. Трудно было дышать. Сердцебиение всё более усиливалось. У меня было ощущение, что идёшь на Голгофу. А ведь это, действительно, наша Русская Голгофа, причём первая. Потому что расстрел Великого князя Михаила положил начало политическим убийствам Дома Романовых. Михаил Александрович был первым в списке. И он был в тот момент не просто Великим князем, а Последним Некоронованным Императором Михаилом Вторым. Государь Николай Второй передал Ему Свою власть, и Он Его от неё не освобождал.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/17/pe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДАНИИЛОВИЧ (кон. 70-х или нач. 80-х гг. XIII в.- 21.11.1325), кн. московский (1303-1325), вел. кн. владимирский (1317-1322), старший сын блгв. кн. московского Даниила Александровича . Впервые в источниках упоминается в 1297 г. в связи с женитьбой на ростовской княжне. Весной 1303 г. Г. Д. находился в Переяславле Залесском, в кон. 1302 г. занятом кн. Даниилом Александровичем, к-рый изгнал из города наместников владимирского вел. кн. Андрея Александровича; по-видимому, предполагалось, что Г. Д. при жизни отца займет переяславский стол. Соперничество за Переяславль-Залесское княжество было частью давней борьбы, к-рую с кн. Даниилом вел его старший брат вел. кн. Андрей Городецкий. Правитель Твери св. кн. Михаил Ярославич , двоюродный брат и бывш. союзник Даниила Александровича, в первые годы XIV в. перешел на сторону кн. Андрея. После кончины кн. Даниила (5 марта 1303) московский стол занял Г. Д. Сыновья Даниила Александровича, не имевшие в это время сильных союзников, ожидали возвращения из Орды вел. кн. Андрея, ездившего туда за ярлыком на переяславль-залесское княжение. Этим попытались воспользоваться смоленские князья, чтобы вернуть Можайск, вероятно незадолго до этого отошедший к владениям Даниила. Однако Г. Д. с братьями выступил в поход, занял Можайск и захватил в плен Святослава Глебовича - брата смоленского князя. Осенью 1303 г. вел. кн. Андрей Александрович вернулся из Орды и в спорном Переяславле состоялся княжеский съезд. Согласно оглашенному на нем решению хана Тохты, Переяславль остался за Даниловичами, но, по-видимому, с условием, что после смерти вел. князя он отойдет его преемнику. Вел. кн. Георгий Даниилович. Гравюра. 1819 г. (РГБ) Вел. кн. Георгий Даниилович. Гравюра. 1819 г. (РГБ) 27 июля следующего года вел. кн. Андрей Александрович скончался. Старшим среди князей Сев.-Вост. Руси стал св. Михаил Тверской - сын блгв. кн. Ярослава Ярославича , одного из младших братьев блгв.

http://pravenc.ru/text/164459.html

Петр Басин. Александр Невский, молящийся об избавлении своего отечества. ЖМП 7 июль 2020 /  17 февраля 2021 г. 15:00 Образ святого благоверного князя Александра Невского в светском искусстве К 800-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО Несмотря на все исторические перипетии, образа князя Александра Невского не коснулась печать забвения, как это бывает с героями, которых одна эпоха возносит на пьедестал, а другая ниспровергает. Молодой успешный князь, воин, дипломат, он всегда считался примером доблести и чести, патриотизма и героизма. Александр Невский — один из самых известных святых Русской Православной Церкви. В дни его памяти в храмах совершаются праздничные богослужения, молебны и крестные ходы, в городах проводятся различные мероприятия, концерты. Не ослабевает интерес к личности князя и в светской культуре.  PDF-bepcuя. Сочетание святости и героики — не единичный случай в мировой истории. В Древней Руси нередко причисляли к лику святых благоверных князей, но многие из них были канонизированы как страстотерпцы: это Борис и Глеб, погибшие от  руки Святополка Окаянного, Михаил Черниговский и Михаил Тверской, замученные в Орде. Были князья, причисленные к лику святых за просветительскую деятельность, например равноапостольный князь Владимир, креститель Руси, Ярослав Мудрый, строитель собора Святой Софии в Киеве, Даниил Московский. Были среди святых князей и воины, но, как ни странно, их совсем немного. Самые известные — это Тимофей-Довмонт, князь Псковский, и Дмитрий Донской, но последнего канонизировали только в ХХ веке. Так что даже в ряду князей-воинов Александр Невский занимает особое место. Популярность его можно объяснить, видимо, тем, что его образ отвечает существующему в русском народе идеалу правителя: он смел, отважен, готов прийти на помощь, защитить город, а если нужно — может стать и дипломатом, чтобы умом или хитростью одолеть врага. В Российской империи орден Святого Александра Невского был учрежден Екатериной I в 1725 году. Им награждали как военных, так и гражданских лиц. В 1917 году орден был упразднен вместе с другими наградами царского режима. Но во время войны, когда нужно было поднимать патриотический дух в стране, советское правительство вспомнило о народном герое, и 29 июля 1942 года в СССР был вновь учрежден орден Александра Невского — уже как военная награда для командного состава Красной армии. В Российской Федерации эта награда была сохранена, но только теперь медаль ордена Александра Невского воспроизводит дизайн не советского времени, а дореволюционного.

http://e-vestnik.ru/culture/obraz_aleksa...

По смерти Андрея Александровича, по прежнему обычаю, старшинство принадлежало Михаилу Ярославичу тверскому, потому что он был внуком Ярослава Всеволодовича, а Юрий Данилович московский – правнуком, и отец его Даниил не держал старшинства. Но мы уже видели, что место родовых споров между князьями заступило теперь соперничество по праву силы: Юрий московский был также силен, если еще не сильнее Михаила тверского, и потому считал себя вправе быть ему соперником. Когда Михаил отправился в Орду за ярлыком, то и Юрий поехал туда же. Когда он был во Владимире, митрополит Максим уговаривал его не ходить в Орду, не спорить с Михаилом, ставил себя и тверскую княгиню, мать Михаилову, поруками, что Михаил даст ему волости, какие только он захочет. Юрий отвечал: «Я иду в Орду так, по своим делам, а вовсе не искать великого княжения». Он оставил в Москве брата своего Ивана, а другого, Бориса, отправил в Кострому; но здесь Борис был схвачен тверскими боярами, которые хотели перехватить и самого Юрия на дороге, но тот пробрался другим путем. Опасность грозила Переяславлю, и князь Иван Данилович переехал из Москвы сюда оборонять отцовское приобретение от тверичей. Ему дали тайно весть из Твери, что хотят оттуда прийти внезапно под Переяславль с войском; и действительно, под городом скоро появились тверские полки под начальством боярина Акинфа. Этот Акинф был прежде боярином великого князя Андрея Александровича городецкого, по смерти которого вместе с другими боярами перешел в Москву; но туда же пришел тогда на службу знаменитый киевский боярин Родион Несторович с сыном и привел собственный двор, состоявший из 1700 человек; московские князья обрадовались такому слуге и дали ему первое место между своими боярами. На этом оскорбился Акинф, отъехал к Михаилу тверскому и теперь спешил отомстить Даниловичам московским за свое бесчестье. Он три дня держал Ивана в осаде; но на четвертый день явился на выручку Родион из Москвы, зашел тверичам в тыл; Иван в то же время сделал вылазку из города, и неприятель потерпел совершенное поражение; Родион собственноручно убил Акинфа, взоткнул голову его на копье и поднес князю Ивану с такими словами: «Вот, господин, твоего изменника, а моего местника голова!»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Св. Благоверный Князь Михаил был внук, прославившегося благодеяниями и самоотверженной любовью к бедствующему Отечеству, Великого Князя Ярослава II Всеволодовича. Отец Михаила Великий Князь Ярослав III Ярославич рано лишился первой супруги, – она была убита Татарами в Переславле в 1252 году 12 . Вторая супруга В. Князя Ярослава III была Ксения Юрьевна, о которой и сказания летписцев и предания народные говорят, как о жене, прекрасной лицом, отличавшейся светлым умом, и особенно сиявшей христианскими добродетелями: – кротостью, смирением, любовью к отечеству, милосердием к бедным. Есть сказание, что она была, особенным промыслом Божиим, из простого и самого бедного состояния возведена в достоинство великой княгини; будто бы она была дочь бедного причетника села Эдимонова (в 40 верст. от Твери), и уже обручена была отроку великокняжескому Григорию (или Георгию), но, по особому указанию перста Божия, невеста, уже приготовлявшаяся к венчанию, красотой и мудростью своей, привлекла взоры В. Князя, (который с соколиной охоты зашел в село посмотреть невесту своего любимого отрока). Григорий волею-неволею, с болезнью в сердце и со слезами, должен был уступить свою невесту своему державцу. И Ксения, провидя о себе избрание и изволение Божие, не усомнилась согласиться на брак с новым высокородным женихом. В тот же день они обвенчаны были, в том же селе, в церкви св. Великомученика Димитрия Солунского (1264 г.); а отрок Григорий нашел себе пристанище в лесу невдалеке от дворца великокняжеского, по другую сторону Волги, при впадении в нее реки Тверцы, и, приняв иноческий образ, сделался основателем обители, названной по нем – Отрочем 13 . Не можем ручаться за достоверность этого сказания; потому что в летописях она называется дочерью некоего Новгородца (или прямо дочерью посадника Новгородского) Юрия Михайловича 14 ; но то несомненно, что в этой повести народ выразил свое благоговение к матери св. Михаила, как жене удостоившейся особенного избрания Божия, и веру в это избрание; и, кажется, хотел сблизить ее в своем представлении с богомудрой Ольгой, которая также была избрана, за красоту и разум, в супруги В. Князем Игорем из простых поселянок Пскова или Плескова 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

свящ. Михаил Благонравов 32. Епископ Феогност Феогност, бывший епископ Астраханский и Енотаевский, а затем митрополит Киевский и Галицкий, в мире Георгий Иванович Лебедев – сын священника Тверской епархии. Высшее образование получил в С.-Петербургской духовной академии, в которой, пред самым окончанием курса, 14 марта 1853 г., принял монашество и 25 марта был посвящен в иеродиакона, а вскоре по окончании курса, 6 сентября того же года, посвящен в иеромонаха. Служебная деятельность Высокопреосвященного Феогноста началась с должности смотрителя, а по утверждении в степени магистра богословия, ректора Кирилловского духовного училища Новгородской епархии; затем он был профессором в С.-Петербургской духовной семинарии, ректором Александро-Невского духовного училища (1856 – 1857 гг.), инспектором в Новгородской духовной семинарии и 24 октября 1858 г. возведен в сан архимандрита. В 1861 г. назначен ректором Орловской духовной семинарии; в 1864 г. перемещен на должность ректора в Подольскую духовную семинарию. 13 декабря 1866 г. последовало Высочайшее повеление о бытии архимандриту Феогносту епископом Балтским, викарием Подольской епархии, а 27 июля 1870 г. последовало Высочайшее назначение его на Астраханскую кафедру. 7 декабря 1874 г. Высокопреосвященный Феогност был перемещен из Астрахани в Подольскую епархию, отсюда, 9 декабря 1878 года, во Владимирскую епархию. Состоя на Владимирской кафедре, Высокопреосвященный Феогност участвовал в священном короновании Императора Александра III и был возведен в сан архиепископа. 21 ноября 1892 г. переведен на Новгородскую кафедру, а 13 августа 1900 г. по Высочайшему повелению назначен митрополитом Киевским и Галицким и Киево-Печерской Успенской Лавры священно-архимандритом. Высокопреосвященный Феогност – один из старейших и заслуженнейших архипастырей Российской церкви. В 1903 г. исполняется 50 лет его служения в священном сане и 37 лет в святительском сане. Еще во время своего служения в сане епископа, а потом архиепископа в вышеназванных губерниях, он несколько раз был вызываем в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде, а 6 мая 1895 г. был возведен в звание постоянного члена Св. Синода. Деятельность Высокопреосвященного Феогноста, как члена Св. Синода, обнимает собою не одну Киевскую епархию, архипастырем которой он состоит, но и все епархии Российской Империи; а потому вся многосторонняя и многоплодная деятельность его не может быть изложена в этой краткой биографии. Только история со временем может оценить труды Высокопреосвященного Феогноста на пользу церкви и отечества. Поэтому здесь будут отмечены только некоторые, более очевидные, плоды деятельности Высокопреосвященного Феогноста в Астраханской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

свящ. Михаил Благонравов 34. Епископ Герасим Герасим, епископ Астраханский и Енотаевский, в мире Георгий Добросердов, был сын причетника Иркутской епархии Балаганского округа села Бельского; родился 26 октября 1809 г. Первоначально обучался в Иркутском духовном училище, затем в Иркутской духовной семинарии, по окончании курса в которой, в 1832 г, был учителем и инспектором Иркутского дух. училища. В 1836 г. посвящен в священника к Иркутской Преображенской церкви, а по смерти супруги, в 1841 г., поступил в С.-Петербургскую духовную академию, где окончил курс в 1845 г. вторым магистром, принявши монашество, с наречением Герасимом. По окончании курса в академии, был учителем в Тверской семинарии, потом учителем, инспектором, а с 1849 г. ректором Ставропольской семинарии, с возведением в сан архимандрита. В 1850 г. перемещен на должность ректора в Симбирскую семинарию, в 1855 г. в Харьковскую семинарию, в 1860 г. в Калужскую семинарию. В 1863 г. посвящен в епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. В 1864 г. Высочайше повелено ему быть епископом Ревельским, викарием С.-Петербургской епархии, а по причислении в 1865 г. Эстляндской губ. к Рижской наименован епископом Ладожским. В 1866 г. назначен на самостоятельную кафедру в Самару, а 8 декабря 1877 г. перемещен в Астрахань. Еп. Герасим управлял Астраханской епархией уже на склоне дней своей жизни, два с половиной года, и умер 24 июня 1880 г.; похоронен в нижнем Успенском соборе. В жизни еп. Герасима, особенно в детские и юношеские годы, видны особые пути Промысла Божия, ведшие его к столь высокому сану – архипастыря Христовой церкви. О его святительском служении было предсказано еще до его рождения. Отец его, причетник Иоанн, овдовевши и оставшись с двумя малолетними детьми, вздумал жениться на дочери местного хлебопашца и торговца Марии. Мария не соглашалась выходить за него замуж, да и отец ее, как человек зажиточный, не хотел выдать свою дочь за такого бедного жениха, при том же вдовца, имевшего двух малолетних детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уницы. Церковь Троицы Живоначальной. Автор: Архиповы Маргарита и Владимир Снято: 5 июля 2014 Добавлено: 18 июля 2014 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Уницы, от Твери 120 верст, от Кашина 25 верст. Церковь Троицкая, построена в 1738 году, деревянная, престола два: главный Святой Троицы, придельный Покрова Пресвятой Богородицы. Церковные документы: опись 1846 года, метрики с 1780 года, исповедные с 1823 года, план на землю. В 1901 году служили: Священник Михаил Михайлович Соколов 35-ти лет, студент семинарии, в служении с 1886 года, священником с 1889 года, награжден в 1895 году набедренником. Псаломщик Юлий Антонович Веригин 24-х лет, в должности с 1895 года. Прихожан в сельце Уницкой Горке, в деревнях: Уницкой Горке, Языкове, Колабреве, Быкове, Гольневе - 125 дворов (410 мужчин, 494 женщины). В 1914 году служили: Священник Михаил Соколов 48-ми лет, окончил семинарию, на службе 29-ть лет, в Троицком храме 21 год. Псаломщик Юлий Веригин 38-ми лет, на службе 19 лет. В начале ХХ века строится ныне существующая каменная Троицкая церковь. Источник: Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. 1901. Справочная книга по Тверской епархии. 1914. В 1907 г. деревянный храм сгорел от пожара, произошедшего из-за неисправности печных труб. В «Тверских епархиальных ведомостях» был опубликован рассказ отца Михаила о пожаре и о собрании прихожан, состоявшемся после. Было решено строить новый кирпичный храм, «а временно и поскорее – молитвенный дом с престолом для совершения литургии, так как другие церкви отдалены от прихода, и отсутствие церкви может привести к «одичанию» прихода, как выразился один из прихожан». Трогательно и поучительно такое мнение простых русских крестьян, «многие из которых плакали навзрыд, видя гибель своего родного храма». Не приходится удивляться и современному «одичанию» многих россиян, лишённых храма и христианского воспитания на протяжении многих десятилетий.

http://sobory.ru/article/?object=10768

II. Святые мощи, праздники и посты К оглавлению Вместе с святыми иконами приносимы были к нам из Греции мощи угодников Божиих и другая святыня. В 1347 г. греческий император Иоанн Кантакузин прислал нашему великому князю Симеону Иоанновичу наперсный крест из Животворящего Древа с мощами святых мучеников: Феодора Стратилата, Прокопия, Кирика и Иоанна Калокимита. Дионисий Суздальский, возвращаясь в 1382 г. из Константинополя в сане архиепископа, принес с собою оттуда, по выражению летописей, Страсти Господни, именно: часть Крови Спасителя, часть от Гроба Его, терновый венец и подобное. Эти Страсти он приобрел там с великим трудом и за весьма высокую цену, и для помещения их великий князь нижегородский и суздальский Димитрий Константинович устроил (1383) крестообразный серебряный кивот с черневыми изображениями. Но неизвестно кем и почему — может быть, самим же Дионисием по случаю нового отъезда его в Константинополь, вскоре последовавшего,— кивот был сокрыт в каменной стене суздальского собора и совершенно заделан. Уже весной 1401 г. обретена была эта святыня и торжественно перенесена в Москву, где встретили ее весь город и все московское духовенство. Ныне она хранится в московском Благовещенском соборе. В 1397 г. греческий император Мануил Палеолог и патриарх в благодарность за полученную ими из России милостыню прислали русским князьям иконы и мощи святых. Чрез два года точно так же удостоился получить из Царьграда за свою милостыню икону с мощами святых Михаил Александрович, князь тверской . Но между тем как из Греции приносимы были к нам только частицы мощей, и притом угодников, давно живших и просиявших вне России, в самой Церкви Русской совершались открытия целых мощей новых угодников Божиих из среды ее собственных членов. В XIV в. открыты были мощи двух великих поборников земли Русской: святителя Петра, первого митрополита Московского, и благоверного князя Александра Невского. Прославление первого началось почти с самой его кончины. Еще когда несли его на одре в Успенский собор для погребения в приготовленном им для себя гробе, один иноверец, находившийся в толпе и сомневавшийся в его святости, внезапно поражен был видением, будто святитель восседит на одре живой и на обе стороны благословляет народ, его сопровождавший.

http://sedmitza.ru/lib/text/435903/

  За 2000-летнюю историю Христианства немало было супружеских пар, которые стали в браке воистину «единой плотью», все силы свои и умения, а подчас и саму жизнь отдали служению Господу. Именно в странах, исповедающих Православие, и особенно – на Руси, так велико число канонизированных супружеских пар, семей, в которых святыми являются и муж и жена, а часто еще и их дети. О многих наших героях известно во всем христианском мире. Это святые супруги праотцы Адам и Ева; родители Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Захарий и Елисавета; родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна; ветхозаветные пророки Исаак и Авраам и их супруги Ревекка и Сарра; Григорий-старший и Нонна, родители святителя Григория Богослова ; Завулон и Сосанна, родители равноапостольной Нины, Адриан и Наталия. Это и наши с вами соотечественники: Кирилл и Мария Радонежские, родители прп. Сергия Радонежского; Иулиания и Георгий Осорьины; Сергий и Варвара Свирские, родители прп. Александра Свирского ; целый сонм княжеских супружеских пар: Петр и Феврония Муромские; Димитрий Донской и Евдокия Московская; Михаил Тверской и Анна Кашинская; Ярослав Мудрый и Ирина Новгородская; Глеб и Агафия Владимирские; семья царственных страстотерпцев Николая и Александры Романовых. О других угодниках Божиих, рассказанных нами в пособии, сегодня, может быть, не так широко известно, или известен один из супругов. Это святые супруги Евстафий Плакида и Феопистия; апостол Андроник и Иуния; Иоанн и Мария Устюжские; греческая царица Феодора и император Иустиниан; отец Иоанн (в иночестве Иона) и матушка София (в иночестве Васса); блаженные Ангелина и Стефан Бранковичи; Стефан и Зоя, мученики Атталийские; мученики Терентий и Неонила; Владимир и Агриппина Ржевские; практически наши современники – новомученики и исповедники Российские протоиерей Владимир и Евфросиния Джуринские, расстрелянные в 20-е годы прошлого века. Одни из них окончили свои жизни мирно, прожив долгую жизнь, другие претерпели тяжелые страдания и муки и отдали за веру самое дорогое – свои жизни; в разные времена и в разных странах жили они, к разным социальным слоям общества принадлежали – были апостолами, императорами, пророками, князьями или простолюдинами, но одно объединяет всех наших героев: дар благодатной любви, дар Святого Духа, дарованный им во время венчания, они приняли всем сердцем, всей душой и так построили свои семьи, что стали действительно «единой плотью» и все силы свои, всю свою любовь отдали на служение Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010