Мефодий патриарх, † 847 г. (Болланд.). Происходил из Сиракуз от знатных и богатых родителей. Юношей переселился в Константинополь. Житие, составленное вскоре после его смерти, издано в AASS, июнь, III, 440−447 и у Migne, P.G., 100, 1244−1261. Память 14 июня. Мина муч. Очень важные, в культурно-историческом отношении, чудеса мощей святого в Александрии, в IV в. (см. стр. 84, где описано чудо с сыном Порфирия, бывшего другом мученика), собранные и записанный Тимофеем, патр. Александрийским. Издан И. Помяловским («Зап. СПб. Унив. Ист. Фил. Фак.» 1900 г. стр. 62−89). Мина, патриарх Константинопольский. † 552 г. (Болланд.). Краткое житие издано в AASS. Август, V, 169−170. Память 25 августа. Мирон, еп. Критский, жил в средине IV в. (Болланд.). Краткое житие в AASS. Август, II, 342−346. Память 8 августа. Михаил Малеин, род. 894. † 961 г. (см. L. Petit стр. 291−292). Происходил из Каппадокии от знатных патрикиев, родственников Романа I и Никифора Фоки. Подвизался в Вифинии, где был игуменом монастыря. Житие, написанное учеником святого Феофаном (см. L. Petit, стр. 545), издал L. Petit (Revue de l’Orient Chrétien, 1902 г. стр. 549−568). Память 12 июля. Михаил Синкелл, † 846 г. (Болланд.). Происходил из Иерусалима, сын знатных родителей. Житие святого, составленное в третьей четверти IX в., по разным сведениям монахом Хорского монастыря (см. Шмит, стр. 24−27). Издан Ф. Шмитом («Извест. Русс. Инст. в Константинополе», 1906 г. стр. 227−259). Память 18 декабря. Модест, архиеп. Иерусалимский. Время жизни неопределённо. Очень легендарное (Ehrhard у Krumbacher2, 165 видит в нём прямо апокриф), но не лишённое ярких бытовых черт житие, дошедшее в целом ряде редакций, основных кратких и позднейших, распространённых. Издано Х.М. Лопаревым («Памятники древней письменности», 1892 г. стр. 15−54.). Память 18 декабря. Мученики Аморийские, 845 года. Прекрасное издание главных редакций жития сделано Васильевским и Никитиным («Зап. Акад. Наук» 1905 года, т. 6, 2, стр. 1−78). При издании находится исчерпывающее исследование взаимоотношения редакций (стр. 114−278), результаты которого, в общем, приняты и Х.М. Лопаревым (Греческие жития, стр. 78−87). Основная редакция мученичества представляет благодаря своей точной хронологии очень важный исторический документ для истории осады и взятии Амории, лёгший в основу повествования Продолжателя Феофана, и была составлена вскоре после самого события. Прочие редакции, все, восходящие к ней, написаны в промежуток времени от 845 до 880 года и имеют лишь литературный интерес. Для наших целей из них важна только редакция Г., представляющая подробную биографию одного из мучеников – Каллиста придворного, а потом воина, гонимого им. Феофаном за иконопочитание. Память 6 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первым известным правосл. автором, к-рый начал писать на арабском, был уроженец Эдессы Феодор Абу Курра , монах лавры св. Саввы и впосл. епископ Харрана (Сирия). Ему принадлежит ключевая роль в оформлении новой арабо-христ. идентичности. Он написал неск. десятков богословских трактатов на сир., греч. и араб. языках, в к-рых излагал и отстаивал основы правосл. вероучения, в т. ч. актуальную тогда тему почитания икон. Мн. труды Феодора Абу Курры в средние века переводились на греч. и груз. языки. Среди переводчиков Феодора был Михаил (761-846), также монах лавры св. Саввы и синкелл Иерусалимского патриарха Фомы (807-821). Ок. 810 г. Михаил составил пособие по греч. грамматике и синтаксису, предназначенное для палестинских монахов, изучающих греч. язык как иностранный, что было частью общей работы по переложению на араб. язык христ. духовного наследия (Ibid. P. 124-128). Среди др. правосл. книжников IX в. известны монах лавры св. Харитона Стефан из Рамлы, переписчик апологетического трактата, впосл. названного учеными «Summa Theologiae Arabicae» (877); монах лавры св. Саввы Антоний Давид Багдадский, переписавший в 885-886 гг. ряд житийных текстов по заказу синайских монахов, которые тоже целенаправленно пополняли свою б-ку араб. книгами (Ibid. P. 123-124; Chap. XI. P. 7-19). В IX-XI вв. продолжались интенсивные контакты между правосл. Церквами мусульм. мира. В палестинских монастырях встречались выходцы из Сирии, Месопотамии, Заиорданья. Ярким примером межцерковных связей может служить поставление в Иерусалиме в 907 г. выходца из Халеба Христодула на Патриарший престол Александрии ( Eutych. Annales. Pars 2. P. 75; Медников. 1897. Т. 2. С. 288-289). Иерусалимский патриарх Фома провел реконструкцию храма Гроба Господня на средства богатого егип. христианина Макария, возможно монофизита по исповеданию ( Eutych. Annales. Pars 2. P. 55; Медников. 1897. Т. 2. С. 280). На Ближ. Востоке продолжалось присутствие груз. монахов; мн. произведения сир. и араб. лит-ры раннего средневековья сохранились только в груз. переводах ( Griffith. 1988. P. 15-17; I dem. 1992. Chap. VIII. P. 125).

http://pravenc.ru/text/293788.html

Исполняя поручение, посланники пытались убедить императора отказаться от иконоборчества, в результате Феодор и Феофан были сосланы, а М. С. посажен в тюрьму вместе с его учеником (в греч. тексте - братом) Иовом. Затем имп. Михаил II Травл возложил на него вериги и сослал вместе с учеником в один из «плусиадских» мон-рей, где он претерпел много страданий. После восстановления иконопочитания имп. Феодора просила М. С. стать патриархом, но он отказался и стал синкеллом при патриархе свт. Мефодии. Прожив благочестиво 85 лет, М. С. преставился 18 дек. (в греч. тексте сообщается еще о его игуменстве в к-польском монастыре Хора). Димитрий Ростовский включил в свою «Книгу житий святых» только краткое упоминание о М. С. ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 139). В отредактированных же «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» представлено сказание, созданное, видимо, на основе стишного Пролога или греч. служебной Минеи, но с дополнениями. В частности, описывается отношение Рима к иконоборчеству: папа Римский обратился к патриарху Иерусалимскому Фоме с просьбой содействовать в искоренении этой ереси, и именно поэтому М. С. вместе с Феодором и Феофаном были посланы к императору. Кроме того, уточняется, что основные мучения М. С. и его подвижники претерпели при имп. Феофиле, когда Феодор и Феофан подверглись поруганию и у них была отобрана переписка патриарха Иерусалимского с папой Римским. Л. В. Прокопенко Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ основатели монашеской жизни в Гареджи, преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем) ДАЛМАТ (Мокринский Дмитрий Иванович; 1594 - 1697), прп. (пам. 25 июня, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/2563766.html

В завершение обзора источников мы приведем также краткие сведения об изданиях основных богословских сочинений отцов-иконопочитателей, в контексте теории которых рассматривается информация, полученная при анализе житий. Таблица 1 BHG Имя святого BHG 1335 Игнатий Диакон 828–846 BHG 711 Игнатий Диакон вскоре после 842 BHG 2145 Евфимий Сардский BHG 1787z 823–832 BHG 936 Иоанникий Великий вскоре после 846 BHG 935 Иоанникий Великий Савва монах 50 гг. IX BHG 2364, 2365 Петр Атройский Савва монах 858–65 BHG 1341 Никита Мидикийский Феостирикт 829–845 BHG 142, 143 Антоний Новый аноним, возможно студит вскоре после 865 VA, VA2 BHG 2163 Георгий Митиленский аноним вторая половина IXX BHG 494 Давид, Симеон и Георгий аноним BHG 645 Евстратий Агаврский аноним после 900 BHG 896 Иоанн Психаит аноним BHG 1003 Макарий Пелекитский Савва, игумен пелекитский вторая половина IX BHG 1278 аноним вторая половина IXX BHG 1296 Михаил Синкелл аноним, насельник монастыря Хоры вторая четверть IX BHG 1342E Никита патрикий аноним, насельник монастыря Катесия середина IX BHG 1365 Николай Студит первая четверть Х BHG 1583 Прокопий Декаполит аноним BHG 1754 Михаил монах первая четверть Х BHG 1755d аноним первая четверть– середина Х BHG 1755 Феодор Дафнопат середина Х BHG 1731 императрица Феодора аноним конец IX BHG 2451 Феофилакт Никомедийский Феофилакт BHG 2452 Феофилакт Никомедийский аноним Игнатий Диакон – византийский грамматик, поэт, агиограф и эпистолограф, сведения о жизни которого рассеяны по разным текстам. Известно, что он был хранителем священных сосудов Великой Церкви Константинополя, потом занимал кафедру митрополита Никейского. Часть жизни Игнатий провел в монашеских подвигах 88 . Сообщение самого Игнатия о том, что будущий патриарх Тарасий учил его правилам стихосложения, позволило В. Г. Васильевскому считать 770 г. примерной датой рождения грамматика. Г. Макрис, толкуя это сообщение в смысле учительства через чтение трудов Тарасия, отнес рождение Игнатия примерно к 795 г., а смерть датировал временем вскоре после 870 г. 89 Д. Е. Афиногенов указывает, что писатель родился не позднее 790 г. 90 Даже если верной является более ранняя дата рождения, Игнатий дожил по крайней мере до 847 г., в котором состоялось перенесение мощей патриарха Никифора. В честь этого события Игнатием был написан канон. Игнатий мог быть свидетелем возрождения иконопочитания после Вселенского собора, был очевидцем новой волны иконоборчества и его окончательного поражения. В житии патриарха Никифора писатель говорит о собственной причастности к ереси в некий период жизни и приносит в этом глубокое покаяние 91 . В сохранившихся трудах он выступает как автор-иконопочитатель.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

Когда эти старцы, по приказанию, предстали пред ним, то император принял их как небесных ангелов и просил их остаться в столице, обещаясь дать им какую пожелают обитель или немедленно вистроить для них келии по близости царских палат. Но они уклонились от шума городского, выбрали себе пустынное место в ущелье Романия и здесь император устроил для них грузинскую обитель, которую и обеспечил щедрыми пожертвованиями. Здесь же, в этой, обители, устроил для себя император комнату, поставил в ней кровать с постелью и библиотеку с книгами и сказал: «да будет это моим местопребыванием вблизи сих достойных отцов, чтобы молитвами их Бог пожелал освободить меня ять избытка моих грехов». Мощи св. Иллариона грузина по распоряжению императора были торжественно перенесены из Фессалоник в Константинополь, а оттуда, в сопровождении венценосца и патриарха Фотия (855–897 г.), в новостроенный грузинский монастырь, в ущелье Романии. Илларион причислен к лику святых и греческою церковью и грузинскою, и память его совершается 19-го ноября, в день преставления этого богоносного отца. Император Василий глубоко почитал учеников св. Иллариона и относился к ним с величайшим уважением. Однажды, вместе с патриархом, привел он к ним своих сыновей Леона и Александра и, вручив им, сказал: «Молитесь об них, отцы святые, и научите их грамоте и языку вашему, дабы они соделались чадами ваших молитв». По приказанию императора Василия жите св. Иллариона Чудотворца написал на греческом языке Василий протоасикрит и философ, а с греческого на грузинской перевели некий Феофан, a потом св. Евфимий († 1028 г.) афонский, настоятель Иверского монастыря. 57 . 8) Михаил пресвитер и Cuhkeлл (IX b.). Михаил, высокопросвещенный инок грузинского монастыря св. Симеона Столпника, полиглот Он был современником Иерусалимского патриарха Фомы и, и известен как писатель жития св. Иоанна Дамаскина (673–777 г.), который, удалившись из Дамаска, остаток дней своих посвятил иноческим подвигам в лавре св. Саввы Освященного Житие этого великого светильника вселенской церкви написал Михаил Синкелл на арабском языке, а с арабского на греческий перевел Самуил, митрополит Аланский Михаилу Синкеллу приписывают перевод с грузинского на греческий язык полемического сочинения Феодора, епископа Хоранского, известного под именем «Абикура» 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но преподобные и преславные отцы нисколько того не устрашились и в своих убеждениях не поколебались, но, как твердые адаманты 8526 , воспротивились требованиям иконоборца и мужественно защищали православное учение. Многократно они вели пространные беседы о православной вере и произносили речи против иконоборца-царя, за что и осуждены были им на изгнание. Блаженный Михаил сначала заключен был в дворцовую тюрьму, вместе с учеником своим и сподвижником Иовом, где на него возложены были тяжкие оковы, а потом, с тем же Иовом, сослан был в один монастырь (Павсиадский) в ссылку. За всё это время много было пролито святым горьких слёз; страдания надломили его здоровье, тело его сгорбилось; но духом исповедник оставался непоколебимо твёрд. Когда же, по смерти Феофила, воцарилась супруга его царица Феодора 8527 с сыном своим Михаилом и иконопочитание было окончательно утверждено 8528 , а ревнители православного учения возвращены из ссылок и восстановлены в прежних должностях, правительница Феодора предложила исповеднику православной веры Михаилу занять кафедру Константинопольского патриарха, вместо низложенного патриарха иконоборца Иоанна Грамматика 8529 , но он уклонился от этого, и патриархом поставлен был известный поборник православия, святой Мефодий ; Михаил же, в звании синкелла, получив в свое заведывание великий константинопольский соборный храм, успокоился после понесенных им тяжких испытаний. Благочестиво и богоугодно дожил он до 85-летнего возраста и с миром отошел ко Господу 8530 . 8519 Феодор и Феофан – так называемые начертанные – родные братья – близнецы носили тогда сан иеромонахов; память первого 27-декабря 8521 Синкелл – член патриаршего совета, заведывавшего делами церковного управления. Синкеллы исполняли разные поручения патриархов, были непосредственными свидетелями их жизни, находившимися постоянно при них, и после смерти нередко их преемниками. 8522 Иконоборческая ересь явно обнаружилась при императоре Льве Исаврянине (717–741 г.), который был первым гонителем св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Никита Мидикийский (Феостирикт) Исповедание веры и речь-апология Николай Студит (Михаил) Исповедание веры Феодор Студит Исповедание веры Речь-апология Антоний Новый Иконы в религиозной практике Георгий Митиленский Речь-апология Давид, Симеон и Георгий Отдельные упоминания об иконах Евстратий Агаврский Иконы в религиозной практике Иоанн Психаит Речь-апология Макарий Пелекитский (другой Савва) Речь-апология Речь-апология Михаил Синкелл Послание, исповедание веры в форме молитвы Никита патрикий Прокопий Декаполит Апология из жития Макария Пелекитского императрица Феодора Иконы в религиозной практике Феофилакт Никомедийский (Феофилакт) Речь-апология Феофилакт Никомедийский Отдельные упоминания об иконах Как можно увидеть при чтении таблицы, исповедание веры – весьма распространенный путь изложения идей теории изображений в агиографических текстах. В исповедании (или «трактате об образе»), поскольку оно становится (или несомненно является, как это происходит в случае жития прп. Иоанникия Великого, принадлежащего перу монаха Петра) фактически вставным фрагментом в тексте агиографического памятника, писатель с наибольшей степенью свободы может предаваться богословским рассуждениям вне зависимости от общего хода повествования. Результатом такого труда может быть и пространный «трактат», который создает патриарх Мефодий, и краткое и четкое исповедание, какое предлагает Игнатий Диакон в тексте жития Григория Декаполита . Изложение иконопочитательской теории в форме письма, подобного тому, которое мы встретили в житии Михаила Синкелла, может быть столь же содержательно, как и исповедание, однако требует определенной связи с сюжетом житийного повествования, что могло быть причиной того, что этот способ оказался гораздо менее распространен. В свою очередь уникальность «письма иерусалимского патриарха» в избранной для исследования подборке житий привлекает к нему дополнительное внимание и заставляет задуматься о самостоятельном хождении этого фрагмента жития Михаила Синкелла. Почти столь же часто агиографы прибегают к составлению речи-апологии. Чаще всего такие речи кратки: апология в виде диалога, которую составил Игнатий Диакон составляет заметное исключение. Стоит также отметить довольно объемную апологию, принадлежащую Феодору Дафнопату. Автор X в., далекий от иконоборческого спора хронологически, тем не менее, проявляет живой интерес к богословию иконы и считает необходимым ввести в курс проблем диспута иконоборцев и иконопочитателей своих современников. Глава 3. Теория образа агиографов, современников иконоборческого конфликта

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

70 В 60 гл. имя Ноя не упоминается; но что здесь рассказ ведется не от лица Еноха, видно из 8 стиха; кроме того хронологические даты 1-го стиха никак не могут относиться к Еноху, тогда как с обстоятельствами жизни Ноя они могут быть вполне согласными (ср. Быт.7:11 ). 71 В 9 гл. ангелы называются именами: Михаил, Гавриил, Суръйян и Уръйян, а в 10–й: Михаил, Гавриил, Руфаил и Арсъйялайюр. 72 Во втором отделе упоминаются имена ангелов Уриила, Руфаила, Рагуила и Михаила (19:1; 22:6; 23:4; 24:6), а в третьем – имена Михаила, Руфаила, Гавриила и Фануила. 74 Если Дилльман указывает на то, что в первом отделе начальником падших ангелов называется Семъйяза (6:3, 7), а в остальной книге Азазел (54:5; 55:4), то это не вполне справедливо: и в первом отделе Азазел играет иногда роль главного начальника (9:6; 10:4). 77 Оберлен, Пророк Даниил и Апокалипсис св. Иоанна, русский перевод протоиерея Романова, Тула, 1882. 78 Дилльман (Buch Henoch, стр. XXXIII) и Филиппи (Buch Henoch, стр. 12) объясняют частые повторения в книге Еноха таким образом: «автор не любит исчерпывать зараз известный предмет в одном месте, но имеет привычку возвращаться к нему в других отделах и прибавлять постоянно нечто новое». 79 А. Гассиев, «Коран, его происхождение и образование», в Труд. Киевск. Акад. 1870 г. т. IV, стр. 282–283. 82 Космос, опыт физического мироописания, русск. перев. Ник. Фролова, изд. 2-е, Москва 1862, ч. II, стр. 41, 42. 83 В Завете Иуды книга Еноха называется βιβλα ’Ενχ το δικαου, у Оригена – libelli Enoch, а Георгий Синкелл упоминает о первой книге Еноха (και τατα μν κ το πρτου ββλου το ’Ενχ); Fabricius, Codex pseudepigraphus Vet. Testam., стр. 163, 174, 179 и 198. 87 Люкке защищал христианское происхождение книги Еноха в первом издании своего сочинения (Einleitung in die Offenbarung des Johannes, 1832), а во втором издании он отказался от этого взгляда. 88 Jésus–Christ et les croyances messianiques, стр. 22; см. Прессансе, Иисус Христос и Его время, Петрб, 1871, стр. 100; Б. Бауер (Kritik der evangelischen Geschichte der Synoptiker, B. I, Anhang, стр. 402) признает в книге Еноха существование христианских интерполяций.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

44. Когда же император от дизентерии тяжко отдал душу, его жалкое тело было перенесено в Святых Апостолов. А тело Феофова, вынеся через Вуколеонт, тайком схоронили близ квартала Нарсеса, в монастыре, теперь называющемся Феофовиевым (как бы в честь Феофова Перса) 986 , и там его положили. (Архиерейский же престол занимал Антоний из Силея, а за ним синкелл Иоанн, новый Янний.) 987 131. Михаил [III] и Феодора Михаил процарствовал со своей матерью Феодорой 15 988 лет, а один – 10 лет, с Василием же – один год и четыре месяца 989 . 2. Феодора была столь верной и православной, что еще при жизни своего мужа тайно чтила и почитала святые образы. И вот она по своему намерению, а также по совету и увещанию Феоктиста, каниклия и логофета 990 , изгоняет и из Церкви, и из Города патриарха Иоанна, который был ее кумом 991 , сослав его в Стен, в так называемый Клидий. А призывает она иже во святых Мефодия 992 , монаха, и ставит его патриархом. Собрав всех сосланных Феофилом монахов и епископов, она утвердила православную веру и умирила Церковь в первое воскресение Великого поста 993 . 3. Послала она логофета Феоктиста на Крит, и он отправился с большим войском и огромным флотом и страшно испугал агарян, которые были более не в состоянии противостоять его войску; но еще сильнее испугался он сам и предпочел бегство, узнав об августе, что другого она поставила императором. Это убедило его, пораженного, обманув сарацин и подкупив своих людей, вернуться в Город и оставить войско, ставшее жертвой критского меча 994 . 4. Так плохо проявив себя на Крите, еще хуже и жальче показался он, вернувшись оттуда: ведь, когда Амер 995 , выступив тогда против ромеев, разорял и уничтожал всё на своем пути, Феодора и Михаил снова посылают того же Феоктиста, как самого верного и близкого человека, с большими силами против Амера. И он, прибыв и устроив сражение с Амером у так называемого Мавропотама 996 , потерпел поражение и вернулся, при том что многие погибли, а некоторые даже перебежали к Амеру из-за тяжелого и невыносимого характера логофета: одним из них был Феофан из фарганов 997 , превосходивший многих мужеством и силой, который позднее, получив гарантию безопасности, перешел на сторону христиан 998 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подражание мученику предполагает как бескровное подражание его мучениям и смерти, так и подражание его жизни. По проповеди святителя Иоанна Златоуста , святая мученица Пелагея, облекшаяся в «целомудрие» вместо драгоценных одеяний, – пример чистоты и воздержания, а мученик Роман – терпения. Поздневизантийский гомилет Макарий Макрэс проповедовал: «Будем ревновать бывшим прежде нас мученикам, будем подражать их мужеству, выносливости, настойчивости, терпению до конца...» «Дабы, почитая мучеников, мы подражали усердию мучеников ради благочестия», – говорится также в византийской гомилетической литературе. Подражание мученикам проявляется и в том, что чтущие их должны явить по отношению к ним то дерзновение, которое особо характеризует мученический подвиг. Подвиг, который совершает мученик, является квинтэссенцией всей его жизни. Перенесение мук и пыток подтверждает терпение и другие добродетели, в которых он упражнялся. Увязать Евангелие с человеческим здравым смыслом невозможно. В основе Евангелия лежит любовь. В основе здравого смысла заложена выгода. Старец Паисий Святогорец Бескровное мученичество монахов Стремление к бескровному подражанию мученикам претворяет аскетическую жизнь в мученичество, а мученичество становится венцом аскетической жизни. Подобно тому как в Византии был отождествлен монах и любомудр, так точно происходит отождествление монашества или подвижничества и мученичества. У преподобного Феодора Студита монахи-отшельники описываются как «отказавшиеся от всякого творения и бытия, мыслящие о горнем, смотрящие горе». Автор VIII в. Михаил Синкелл пишет: «Память мучеников – ...это стремление к Богу, хотение горнего и небесного». Особенность монашеской жизни в предвосхищении неба на земле, мученичества – в мгновенном достижении неба через максимально жертвенный подвиг. Монах с дерзновением осуществляет свое призвание, через безмолвие вступая в беседу с Богом. Мученик достигает особого сходства с Богом, проходит через новое для себя Гефсиманское борение, приобретает опыт дерзновенного безмолвия с тем, чтобы стать собеседником Христа. То, что монах по преимуществу молчит (обладая «недерзливостью», по выражению преподобного Феодора Студита ), а мученик говорит-исповедует, никак не нарушает это сходство.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010