Скачать epub pdf Отвечает Олеся Александровна Николаева , русский поэт, прозаик, эссеист. Профессор Литературного института им. Горького, член Союза писателей СССР с 1988 года. Лауреат премии «Поэт» (2006), Патриаршей литературной премии (2012), премии Правительства РФ в области культуры (2014) и др. Какие книги помогли Вашему приходу в Церковь ? Это, прежде всего, Священное Писание . Что касается меня, я много читала размышлений по поводу Евангелия, толкований Святых отцов, потому что мы своим обыденным взором не всё можем увидеть, не всё понимаем. Одна из самых моих любимых, задушевных, сокровенных книг – работа епископа Михаила Грибановского «Над Евангелием». Этот труд мною зачитан: его можно перечитывать бесконечно. Автор, епископ Михаил, который рано умер – в 42 года, жил в конце 19 века. За его размышлениями стоит его собственный духовный опыт, это не просто интеллектуальные рассуждения, а настоящее духовное, изнутри воспринятое и пережитое слово Божие. Кроме того, выходили превосходные и духовно насыщенные книги архимандрита Софрония «Старец Силуан Афонский », а также изречения самого старца Силуана. В последние годы были переведены с греческого и изданы многочисленные книги старца Паисия Святогорца – тоже поразительные по глубине, по внутренней духовной свободе. Людям, более склонным к интеллектуальному размышлению, хорошо познакомиться с «Очерком мистического богословия Восточной Церкви», а также « Догматическим богословием» Владимира Лосского . Я очень любила и люблю этот труд. Конечно, очень многое проясняет и труд прот. Георгия Флоровского «Пути русского богословия». Ещё назову книгу, которая у меня лежала у изголовья, и я ее ежевечерне читала перед сном, – «Слова подвижнические» преподобного Исаака Сирина Ниневийского . Изумительный труд, бесконечно можно вдумываться в него и размышлять. Очень ценны труды преподобного Максима Исповедника , они, к сожалению, ещё не все переведены, там есть потрясающие рассуждения о свободе. Каждый человек желает быть свободным во Христе, но не всегда понимает, как это сделать, где этот путь.

http://azbyka.ru/otechnik/chto-chitat-kh...

Михаил (Грибановский Михаил Михайлович), еп. Таврический и Симферопольский Родился 2 ноября ст./ст. в 1856 году в семье протоиерея гор. Елатьмы, Тамбовской губернии. По окончании Тамбовской семинарии в 1880 году поступил в СПБ духовную академию, где 14 янв. 1884 г. был пострижен в монашество, 29 янв. – рукоположен в монашество, 8 мая – во иеромонаха. В этом же году окончил академию со степенью кандидата богословия. 15 авг.назначен исполн.должность доцента СПБ духовной академии. 29 апр. 1887 г. – и.д. инспектора той же академии. 5 апр.1888 года удостоен степени магистра богословия. 10 апр.1888 года возведен в сан архимандрита, а I декабря утвержден в должности инспектора академии. С 27 авг.1890 года – настоятель посольской церкви в Афинах. 6 авг.1894 года хиротонисан во епископа Прилукского, вик. Полтавской епархии. С 30 ноября 1895 г. – епископ Каширский, вик.Тульской епархии. С 19 янв.1897 г. – епископ Таврический и Симферопольский. Скончался 19 августа 1896 года 42 лет в Крыму от туберкулеза. Пред кончиной приобщился Св.Таин и пособоровался. Известный духовный писатель. По натуре был искренний, простой, добрый, умный и своим обаятельным образом, даже людей противоположного миросозерцания, привлекал к себе неотразимо. Верил он глубоко и убежденно, и вера его действовала неотразимо и на молившихся с ним в церкви и на его собеседников. Его чудная служба в церкви, где каждое слово произносилось им ясно и внятно, с теплым чувством, глубокой верой, привлекала толпы. Беседовать же с ним, слышать его умную, искренне убежденную речь – было истинное счастье. Он сумел, несмотря на свой высокий сан, не оттолкнуть от себя даже и самых слабых в вере. Он был доступен для всякого. Простой, обходительный, ласковый, он глядел на каждого своими кроткими, карими проникновенными глазами и, казалось, видел душу собеседника. Каждый находил у него доброе слово, умный совет; а близость его, общение с ним приближало душу к Богу. И не тем он действовал благотворно, что навязывал кому-нибудь веру, что желал во что бы то ни стало учить, нет, еще сам того не сознавая, человек начинал близ него чувствовать, что самое существенное проявление веры – любовь к людям: такая уж атмосфера любви, всепрощения к людям царила около него. Говорил он просто, тихо, сердечно, и кто имел счастье беседовать с ним, тот всегда уносил в своем сердце тихое, теплое чувство: земные тревоги и заботы уходили куда-то прочь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

епископ Михаил (Грибановский) Содержание I. О Боге    Первый вопрос, который нам приходится исследовать, есть вопрос об абсолютном бесконечном, — о Боге. Прежде всего придется затронуть вопрос о бытии Его. Бытие абсолютного существа лежит в основе мира и есть факт, присущий сознанию всего человечества. Понятие о таком бытии, которое должно лежать в основе мира, о бытии, опирающемся на само себя, присуще всякому человеку. Как бы ни были разнообразны религии, философские воззрения, везде есть понятие о бытии изначальном, самодовлеющем, даже у дикарей. Всякое философское воззрение имеет в основе учение о таком бытии, которое служит началом всего и самого себя. Возьмем материалистов — и у них таким бытием служит материя, которая не выводится ими ни из чего другого; она — бытие изначальное, независимое. В этом смысле нет атеистов. Всякий должен признать изначальный факт, из которого все происходит. Атеисты могут быть в смысле отрицания частных фактов, признаков бытия абсолютного, его личности, свободы, вообще тех свойств, которые приписываются ему христианством; но что в основе лежит бытие абсолютное — это свойственно и теориям, и человеческому сознанию. Внешним выражением этого сознания, его логическою формою, служит так называемое онтологическое доказательство бытия Божия.    Первое начало ему положено Ансельмом в первой половине XI-ro в. Но оно было схоластическим, формальным выражением того сознания, которое присуще всякому человеку. Ансельм так доказывал бытие Бога: среди наших понятий есть понятие о существе высочайшем; оно присуще каждому человеку, только безумцы не имеют его. Но если есть понятие о таком существе, то должно признать, что и самое это существо действительно существует, находится не только в сознании, но и существует объективно, потому что если бы оно существовало только в понятии, то не было бы высшим; ибо мы можем представить такое бытие, которое существует и идеально, и реально, и которое, следовательно, выше существующего только в понятии, идеально.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3664...

Заключение Подведем основные итоги предпринятого нами исследования: 1 . Лингвистический анализ слова «личность» показывает, что его этимология, восходящая к понятию «лик», связана с древнейшим слоем общеиндоевропейской лексики. Термин «личность» в русском языке далеко не является простым результатом заимствования из новоевропейской лексики. Этот факт, наряду с лингвистической и семантической близостью терминов «личность», «лицо» и «образ», подтверждает возможность и даже необходимость употребления термина «личность» в антропологии наряду с традиционными греческими терминами «πστασις», «πρσωπον» и латинским «persona». 2 . Анализ работ богословов и религиозных мыслителей XIX–XXI вв. показывает, что понятие «личность», или «персона», имеет обширную традицию использования в богословско-философском дискурсе для описания индивидуального, или ипостасного, начала как в Боге, так и в человеке и зачастую воспринимается авторами как синоним греческого термина «ипостась». 3 . В русском богословии личности XIX – начала XX вв., которое демонстрирует высокий уровень разработанности, понятие «личность»: · используется применительно к Богу и человеку, в том числе и в общепринятых курсах догматического богословия; · коррелируется с понятиями «субъектности» и «сознания» (еп. Михаил (Грибановский) , А. И. Бриллиантов , А. И. Чекановский); · воспринимается синонимом греческих терминов «πρσωπον» и «πστασις». 4 . Вместе с тем в трудах ряда представителей русского богословия личности XIX – начала XX вв. присутствуют разночтения и многозначность в употреблении термина «личность», в том числе: · усвоение воли непосредственно личному началу ( И. В. Попов ); · отождествление личности с душой, духом человека или с его сознанием ( М. М. Тареев , прот. Н. Малиновский , В. И. Несмелов); · идея возникновения личности в процессе духовного становления человека (прот. Е. П. Аквилонов, свт. Феофан Затворник ). 5 . Результаты анализа богословия личности у ряда богословов XX–XXI вв. позволяют сделать вывод об активном развитии и попытках глубокого богословско-философского осмысления понятия «личность» в Боге и в человеке в этот период, в том числе:

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Скачать epub pdf Дорогой о. Антоний! Ваше письмо воистину меня тронуло, но что я Вам напишу? Прежде всего, Вы уже знаете, что я всегда желал бы руководствоваться только своими душевными настроениями в согласии со своей совестью, Христом и Церковью . Рост моей души и рост других душ для меня главное: всякие частные, хотя бы и грандиозные, практические цели для меня важны постольку, поскольку они вытекают органически из возвышенного настроения роста в Бога. Я не стану даже называть это своим теоретическим взглядом. Это просто требование моего духа. Я опять употребляю здесь нелюбимое Вами слово, иначе я не могу. Совесть и сердце одобряют это, говоря: ты и не должен иначе… Заботясь, главное, об единении с Богом и со Христом, стараясь постоянно об одном, как бы под благодатью Христа гармонически развивать свою душу и беречь свое настроение в сношениях с людьми, желая только и в них возбудить хоть искру любви к Богу, я на все частное решительно не могу обращать полного внимания. Задаться целью написать скорее магистерское я не в состоянии. Односторонне погрузиться в теорию, отвлечь свое внимание от процесса божественной жизни, совершающейся во мне, отвернуться от людей, жаждущих Бога, – и все это ради неизвестно чего… А затем скомкать диссертацию, выйти защищать все против совести, спешить и волноваться ради частной и сомнительно-полезной цели для меня невыносимо и невозможно. Я окончательно хочу жить ради Бога, Который открывается внутри, жить во что бы то ни стало, не сворачивая ни вправо, ни влево. Ради этого сейчас приходится пожертвовать академией – и с радостью жертвую. Придется после пожертвовать и еще чем-нибудь – и все с восторгом брошу, но свой мир и своего Бога не променяю ни на что. Вы говорите: какие планы у меня? Собственно, никаких. Я не знаю, что будет дальше… Бог покажет. Только бы не изменять себе и Ему… Вы спрашиваете, какие же наши планы ближайшие и отдаленные? Дорогой о. Антоний, что дуто, то непрочно. Тормошишь, суетишься и чувствуешь, что двигаешь мертвые тела. Наэлектризовать их можно, но стоит ли это делать? Нужно воскрешать, но на это нет сил: сам мертв. И вот это сознание, это ощущение заставляет с иронией относиться ко всем затеям, пока они затеи, то есть пока они не вырастут сами из свободного одушевления людей под влиянием личности, вдохновленной Христом… Вы понимаете, о чем я говорю. Нужно не строить, а создавать. А создавать может только тот, кто всецело во Христе, чьи взоры неподвижны и чье сердце неизменно, в ком нет и тени самолюбия, славолюбия и человекоугодия…

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Статьи и речи Высокопреосвященный Костромской архиепископ Платон как ректор Тамбовской семинарии (1847–1852) 344 В ночь с 12 на 13 мая 1877 г., в 11 часов вечера, высокопреосвященный Платон, архиепископ Костромской и Галичский, после продолжительной болезни, волей Божией, скончался в загородном архиерейском доме – в с. Солоникове в 5 верстах от Костромы. Так как преосвященный Платон в 50-х годах был ректором Тамбовской семинарии (1847–1852), то не излишне указать на некоторые данные из его деятельности во время управления его этой семинарией. В начале 1847 г. в Тамбовскую семинарию назначен был ректором архимандрит Платон (Фивейский) , находившийся в это время, по расстроенному здоровью, в одном из монастырей Подольской губернии, а прежде бывший ректором сначала Казанской, а потом Орловской семинарий. В это время в Тамбовской семинарии было 628 учеников при 18 наставниках; преподавались следующие предметы – в низших отделениях на 1-й год: 1) катехизическое учение (2 урока в неделю), 2) риторика (5 уроков), 3) всеобщая история (2 урока), 4) алгебра и геометрия (2 урока), 5) латинский язык (3 урока), греческий язык (2 урока); на 2-й год: 1) Священное Писание (1 урок), 2) о богослужебных книгах (1 урок), 3) риторика и поэзия (5 уроков), 4) всеобщая история (3 урока), 5) геометрия и пасхалия (2 урока), 6) греческий язык (2 урока) и латинский язык (2 урока). В средних отделениях на 1-й год: 1) Священное Писание (1 урок), 2) библейская история (2 урока), 3) логика (4 урока), 4) русская гражданская история (2 урока), 5) физика и естественная история (3 урока), 6) чтение греческих писателей (2 урока) и 7) латинских писателей (2 урока); на 2-й год: 1) Священное Писание и герменевтика (3 урока), 2) библейская история (2 урока), 3) естественная история и сельское хозяйство (3 урока), 4) логика и психология (4 урока), 5) греческий язык (2 урока) и 6) латинский язык (2 урока). В высших отделениях на 1-й год: 1) Новый Завет с толкованием (2 урока), 2) догматика, учение о вероисповеданиях и гомилетика (6 уроков), 3) церковные древности и обряды (2 урока), 4) чтение отцов греческих и латинских (2 урока), 5) медицина (1 урок) и 6) сельское хозяйство (1 урок);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Статистика Михаил (Грибановский), еп. Епископ Михаил (в миру Михаил Михайлович Грибановский; 14 (2) ноября 1856, город Елатьма Тамбовской губернии — 31 (19) августа 1898, Крым) — епископ Православной Российской Церкви; с 19 января 1897 года Таврический и Симферопольский. Богослов. Став первым за 20 лет в преподавательской корпорации Петербургской духовной академии, кто принял монашество, был неформальным возглавителем «монашеской дружины» — нескольких будущих иерархов Российской Церкви, последовавших его примеру. Семья, детство, образование Родился в семье потомственного священника, благочинного городских церквей Елатьмы. Мать — дочь священника. В семье было одиннадцать детей, шестеро из которых умерли в возрасте от одного до двенадцати лет. В детстве и юности Михаил много болел. По воспоминаниям современников, " для того, чтобы победить нежелательную сонливость, он ложится спать на сруб колодца; голова — на одной стенке, ноги — на другой. Чтобы выучить не дававшийся ему греческий язык, Михаил, сказавшись больным, на месяц запирается в квартире и затем отлично отвечает в классе. " Рассказ А. Чехова «Архиерей» (1902) навеян образом епископа Михаила, а описание в рассказе судьбы его матери по смерти Преосвященного, видимо, есть точное описание произошедшего с его родительницей. Окончил Тамбовское духовное училище, Тамбовскую духовную семинарию, Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1884; тема кандидатской работы: «Религиозно-философское мировоззрение философа Гераклита»). Магистр богословия (1888; тема диссертации: «Опыт уяснения основных христианских истин естественной человеческой мыслью. Выпуск 1. Истина бытия Божия.»). Биография 14 января 1884 пострижен в монашество. С 29 января 1884- иеродиакон. С 8 мая 1884 — иеромонах. С 15 августа 1884 — и. д. доцента по кафедре основного богословия Санкт-Петербургской духовной академии. С 29 апреля 1887 — и. д. инспектора этой академии. С 10 апреля 1888 — архимандрит. С 1 декабря 1888 — инспектор Санкт-Петербургской духовной академии.

http://lib.cerkov.ru/authors/506

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.) МАРИЯ (Тучкова Маргарита Михайловна, урожд. Нарышкина; 1780 - 1852), игум., основательница Бородинского во имя Нерукотворного образа Спасителя женского монастыря МАРКЕЛЛ (Родышевский (Радышевский) Николай Романович; † 29 нояб. 1742), еп. Корельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии МАРФА (Апарина Марфа Петровна, в схиме Маргарита; ок. 1740-1800), схим., прп. (пам. 1 сент., 18 июня и 28 июля - в Соборе Тамбовских святых), основательница кирсановского в честь Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря МЕЛАНИЯ ЕЛЕЦКАЯ (Пахомова Мелания Памфиловна; в монашестве Миропия (?); 1759-1836) затворница елецкого в честь иконы Божией Матери «Знамение» женского монастыря МЕЛЕТИЙ (Леонтович Михаил Иванович; 1784 - 1784), свт. (пам. 12 февр., 29 (или 28) февр., а также в Соборах С.-Петербургских (3-я Неделя по Пятидесятнице), Сибирских (10 июня) и Белорусских (3-я Неделя по Пятидесятнице) святых), архиепископ Харьковский и Ахтырский МЕЛХИСЕДЕК (Значко-Яворский Михаил Карпович; 1716 или 1720 - 1809), игум. Мотронинского во имя Святой Троицы монастыря МЕФОДИЙ (Смирнов Михаил Алексеевич; 1761-1815), архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский, духовный писатель, педагог МИТРОФАН (Симашкевич Митрофан Васильевич; 1845-1934), митр. бывш. Донской и Новочеркасский, один из лидеров григорианского раскола МИХАИЛ (Голубович Михаил Алексеевич; 1803-1881), архиеп. Минский и Бобруйский, деятель по воссоединению униатов с правосл. Церковью МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель МИХАИЛ (Десницкий Матвей Михайлович; 1761-1821), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович; 1783-1834), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834)

http://pravenc.ru/rubrics/121790_20.html

Открыт новый корпус Тамбовской духовной семинарии 18 декабря 2019 г. 12:32 17 декабря 2019 года в рамках празднования 240-летия Тамбовской духовной семинарии в городе Тамбове состоялось официальное открытие и освящение нового корпуса высшей духовной школы. Торжественные мероприятия, посвященные знаменательному событию, предварила Божественная литургия в Иоанно-Предтеченском храме Казанского мужского монастыря. Богослужение возглавил ректор митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий в сослужении преподавателей и студентов семинарии в священном сане. По окончании богослужения главой Тамбовской митрополии был совершен молебен с освящением здания. Затем состоялся торжественный акт. В своей речи Его Высокопреосвященство совершил краткий экскурс в историю становления и развития Тамбовской духовной школы, которая была основана 23 сентября (5 октября) 1779 года по повелению императрицы Екатерины II. В XIX – начале XX века семинария являлась культурным, духовно-просветительским центром Тамбовской губернии и одним из крупнейших духовных учебных заведений Российской империи, где обучалось до 700 воспитанников. До 1917 года из стен Тамбовской семинарии вышли многие известные церковные и общественные деятели: преподобный Амвросий Оптинский; священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский; митрополит Антоний (Вадковский); митрополит Вениамин (Федченков); митрополит Анастасий (Грибановский); епископ Михаил (Грибановский); а также выдающиеся деятели церковной науки: протоиерей Георгий Хитров, протоиерей Иоанн Сладкопевцев и др. Закрытая в 1918 году семинария была возрождена определением Священного Синода Русской Православной Церкви 20 апреля 2005 года. В 2012 году семинарии было передано здание бывшей средней общеобразовательной школы 32, построенной в советские годы на месте разрушенной колокольни Казанского мужского монастыря. Проект генеральной реконструкции этого здания, разработанный в 2014 году, был успешно реализован к 2019 году. Удалось достичь увеличения полезной площади здания почти в три раза (теперь она составляет 5522,16 м2) за счет пристроек с востока и запада, а также надстройки четвертого этажа и устроения полноценного цокольного этажа. Для этого потребовалось «подвесить» здание на специальных домкратах, что стало уникальным инженерным решением, впервые примененным в г. Тамбове.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Церковное устройство МЕФОДИЙ (Смирнов Михаил Алексеевич; 1761-1815), архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский, духовный писатель, педагог МИТРОФАН (Симашкевич Митрофан Васильевич; 1845-1934), митр. бывш. Донской и Новочеркасский, один из лидеров григорианского раскола МИХАИЛ (Голубович Михаил Алексеевич; 1803-1881), архиеп. Минский и Бобруйский, деятель по воссоединению униатов с правосл. Церковью МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель МИХАИЛ (Десницкий Матвей Михайлович; 1761-1821), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович; 1783-1834), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834) МОИСЕЙ (Гумилевский Михаил; 1747-1792), еп. Феодосийский и Мариупольский, викарий Екатеринославской епархии МОЛДО-ВЛАХИЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РПЦ, правосл. Церковь на территории Молдавского и Валашского княжеств в 1789-1792 и 1808-1812 гг., в период русско-тур. войн, когда эти территории находились под протекторатом Российской империи МУСИН-ПУШКИН Алексей Иванович (1744-1817), гр., обер-прокурор Святейшего Синода, гос. деятель, археограф, коллекционер, издатель НАЗАРИЙ (Кондратьев Николай Кондратьевич; 1733 (дек. 1736 (?), дек. 1738 (?), 1739 (?)) - 1809), игум., настоятель Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, прп. (пам. 23 февр., 7 авг. в Соборе Валаамских святых, 28 июля в Соборе Тамбовских святых) НЕЧАЕВ Степан Дмитриевич (1792-1860), обер-прокурор Святейшего Синода (1833-1836), действительный тайный советник, сенатор, историк, литератор НИКАНОР († после 1704), архим. Акатова во имя святителя Алексия монастыря, церковный писатель, автор сочинений в стихотворной форме

http://pravenc.ru/rubrics/121792_20.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010