Михаил (Грибановский



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011

«Вы не от мира сего» (Ин. 15: 19) / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... «Вы не от мира сего» ( Ин. 15: 19 ) Епископ Михаил (Грибановский) Епископ Таврический Михаил ( Грибановский; 1856–1898 ) – архипастырь, просветитель, духовный писатель. Его книга «Над Евангелием» (первое издание – СПб., 1896; впоследствии не раз переиздавалась) – сборник эссе-размышлений о Священном Писании. Это не богословские толкования текста, епископ Михаил пишет о том, как сопрягаются евангельские слова с нашей жизнью – обыденной жизнью каждого человека, – побуждая строить ее по Христовым заветам, «творя добро в себе и других». Написанные в конце XIX века, более ста лет назад, эти размышления удивительно современны и актуальны для нас, христиан века XXI. Предлагаем читателям одну из глав книги «Над Евангелием» епископа Михаила (Грибановского) . Наше призвание не здесь, на земле, наша родина и наша цель там, в том мире, к которому призвал нас Господь. Этой мыслью мы бываем иногда склонны оправдывать наше невнимательное отношение к тому, что нас окружает, и нашу холодность к тем людям, с которыми мы живем. Ею мы воспитываем в себе и то мечтательно-беспредметное настроение, при котором мы помещаем наше небо где-то в пространственно-недосягаемой дали и совершенно ... далее ...
Епископ Михаил (Грибановский) — Владимир — ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Михаил (Грибановский) 24 августа 15 4: 47 24. 08. 15 4: 47 — 171 Возьмём видоизменённый пилатовский вопрос: есть ли вообще бог и что такое он? Нам представляется, что он своею тяжестью чуть ли не колеблет основы всего мира и всей жизни, а на самом деле это — вопрос отживающей души, вопрос совершенно праздный, выхоленный искусственно-тепличной культурой ума. Если мы им мучаемся, то это показывает только, в какой заколдованный круг отвлечений и призраков мы втянули нашу мысль. Ставит ли жизнь этот вопрос? и возможен ли он в ней? Нет. В то время, как больной ум изощряется в сомнениях, действительность свидетельствует, что у каждого живого человека и в каждом живом народе были и есть свои боги и нераздельная с ними истина, и без бога решительно невозможна и не существует никакая развивающаяся человеческая жизнь. И это без всякого исключения. В период ослабления жизненных сил образуется привычка к отвлечениям, не имеющим определенного реального содержания. Бог становится лишь самым высшим из таких отвлечений. Это своего рода ярлык, титул, который нужно к кому-нибудь приложить. И однако ум в то же время с тоской замечает, что в черте его кругозора такого предмета как будто уже ... далее ...
Епископ Михаил (Грибановский) — Владимир — ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Михаил (Грибановский) 24 августа 15 4: 47 24. 08. 15 4: 47 — 172 Возьмём видоизменённый пилатовский вопрос: есть ли вообще бог и что такое он? Нам представляется, что он своею тяжестью чуть ли не колеблет основы всего мира и всей жизни, а на самом деле это — вопрос отживающей души, вопрос совершенно праздный, выхоленный искусственно-тепличной культурой ума. Если мы им мучаемся, то это показывает только, в какой заколдованный круг отвлечений и призраков мы втянули нашу мысль. Ставит ли жизнь этот вопрос? и возможен ли он в ней? Нет. В то время, как больной ум изощряется в сомнениях, действительность свидетельствует, что у каждого живого человека и в каждом живом народе были и есть свои боги и нераздельная с ними истина, и без бога решительно невозможна и не существует никакая развивающаяся человеческая жизнь. И это без всякого исключения. В период ослабления жизненных сил образуется привычка к отвлечениям, не имеющим определенного реального содержания. Бог становится лишь самым высшим из таких отвлечений. Это своего рода ярлык, титул, который нужно к кому-нибудь приложить. И однако ум в то же время с тоской замечает, что в черте его кругозора такого предмета как будто уже ... далее ...
Научная рациональность и православное богословие ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... располагает современное христианство? По мысли Глубоковского, только христианская жизнь и христианское отношение к жизни продолжают являться парадоксальными в современном мире. Рациональность не может возместить богословию то содержание, которое делает его превосходным по отношению к ней. Между тем упадок христианской жизни во второй половине XIX в. наблюдался и в стенах духовных академий. Так, в течение 20 лет в СПбДА никто из учащихся не изъявлял желания принять монашеский постриг. Только в 1883 г., при ректоре архиеп. Арсении (Брянцеве) , первым монахом-студентом стал будущий епископ Михаил (Грибановский) . Этот человек, впоследствии продолживший свое пребывание в академии в качестве преподавателя, был достойным представителем нарождавшегося на рубеже веков класса ученого монашества, который позднее дал из своей среды множество мучеников. Несмотря на то, что сам еп. Михаил умер от чахотки в 1898 г., я считаю возможным включить его в это повествование. Интереснейший опыт исследования рациональных начал христианской веры представляют «Лекции по введению в круг богословских наук», опубликованные уже после смерти епископа в 1899 г. В них с привлечением значительной ... далее ...
Онтологическое доказательство бытия Бога / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... К человеку мы применяем эти слова, понимаемые как его свойства. Для Бога же всеведение, всемогущество и т. д. – это проявления Его сущности для нас. Поэтому к Богу не применима такая логика, которой мы пользуемся по отношению к вещам материального мира. Бог есть Дух, и понятие «свойство», которое мы используем для вещей материального мира, для Него не годится. Направляя мысль к Богу В русской философско-религиозной мысли онтологическое доказательство получило своеобразное продолжение. Особенный интерес к нему проявляли такие мыслители, как протоиерей Феодор Голубинский, епископ Михаил (Грибановский) , философы Семен Людвигович Франк, Николай Онуфриевич Лосский. Епископ Михаил (Грибановский) в своей магистерской диссертации «Истина бытия Божия», которая и посвящена критике кантовского опровержения этого доказательства, напишет удивительные слова: что «сам Кант своею критикою подготовил путь к онтологическому доказательству как непосредственному факту нашего самосознания. А это доказательство покоится уже на чисто христианском учении о личности человека как образе Бога». Онтологическое доказательство основано на понимании того, что человек есть образ Божий ... далее ...
​Олег Табаков: Чеховым отвечу тем, кто «защищает ...Искать в Источникеrublev.com
... плакать». У Чехова возник сюжет о плачущем во время службы архиерее, чувства которого передаются всем присутствующим в церкви. Затем этот замысел был дополнен и развился в общеизвестный сюжет. Рассказ появился в 1902 году в апрельском номере «Журнала для всех». По мнению Ивана Бунина, это один из лучших рассказов Чехова: «Архиерей» написан... изумительно. Только тот, кто сам занимается литературой и сам испытал эти адские мучения, может постигнуть всю красоту этого произведения». Прототип чеховского героя Прототипом главного героя рассказа стал епископ Таврический и Симферопольский Михаил ( Грибановский; 1856—1898 ) , один из наиболее авторитетных мыслителей и деятелей Русской православной церкви второй половины ХIХ века. Михаил Грибановский родился в 1856 году в городке Елатьма Тамбовской губернии в семье протоиерея. Мальчик унаследовал слабое здоровье, сочетавшееся с недюжинным дарованием: он почти самостоятельно обучился грамоте и много читал. В 1872 году по окончании Тамбовского духовного училища он учился в семинарии, выучил немецкий язык. В 1880 году Михаил поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию на церковно-историческое отделение, а через три ... далее ...
Чем неверующий Чехов интересен христианину?Искать в Источникеzavet.ru
... жизни архиерей Петр не получил всего того, на что он надеялся. Тут дело не в том, что главный герой рассказа архиерей. Это чувство свойственно любому человеку. Тут нет раскаянья в земных делах, но присутствует некая неопределенная тоска. Солженицын в своей статье о Чехове говорил, что он совсем не показал архиерея в деле, там нет архиерейской жизни. Но в том и была цель Чехова: увидеть в архиерее человека, не сан, не должность. – То есть, Чехов вложил в этот образ очень много личного? – Конечно, Чехов не изображал реального архиерея, хотя известен реальный прототип рассказа. Это владыка Михаил Грибановский, архиепископ Крымский и Симферопольский. Однако Чехов писал в первую очередь о себе, о своей ситуации. Он вложил в художественный образ то, чем сам жил в последние годы своей жизни. Это и взаимоотношения с матерью, и чувство приближающейся смерти. Также то, что люди от него чего-то ждали, но не видели в нем обыкновенного страдающего человека. Это ситуация, когда в архиерее видят, прежде всего, архиерейское, а не человеческое. Ведь даже мать в нем видит архиерея, владыку. Только когда он уже умирал, она вновь увидела в нем сына Павлушу. Так же было и у Чехова. Он все время ... далее ...
Живая связь с Богом / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... надо только принять со смирением и строить на нем свою жизнь. Представление об этом фундаменте дает нам только Святая Православная Церковь, которая есть «столп и утверждение истины». Важно понять: догматическая жизнь – это вопрос жизни и смерти, а не вопрос тех или иных предпочтений Догматы Церкви – это не выдумки человеческого воображения, а дар Святого Духа, ступени опытного восхождения в Царствие Божие, запечатленные стопами всех без исключения святых. Догматическая жизнь – это вопрос жизни и смерти, а не вопрос тех или иных предпочтений, вот что важно понять. Неслучайно епископ Михаил (Грибановский) , приводя чеканную формулу возрождения России, говорит: «Основы и догматы православной веры должны быть для нас основами и догматами нашего народного бытия». Священник Павел Коньков: Священник Павел Коньков – Если об этом говорят «православные христиане», то мне их жаль. Никогда настоящий и вдумчивый христианин не будет говорить так. Чаще всего этим людям не хватает знаний и жизни в Боге. Когда начинаешь объяснять таким людям, что все религии не могут чисто логически (даже не богословски) привести к одному Богу – некоторые задумываются, некоторые отворачиваются. Но ... далее ...
Между верой и неверием / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... на духовенство. Салтыков не любил духовенство, но сатиры на него не дал. А жаль». Обвиняя в бездеятельности духовенство, Чехов не замечал, что сам своей жизнью показал, как бесполезно самое серьезное церковное воспитание, которое и он имел в детстве. Если человек по своей воле не обратится к Богу, за аркан его не приведешь к вере – Господь призывает на вечерю, но «Мнози бо суть звани, мало же избранных» ( Мф. 22: 14; Лк. 14: 24 ) . Отец Сергий Щукин в своих воспоминаниях описывает и предысторию чеховского рассказа «Архиерей»: Прообраз персонажа рассказа " Архиерей " епископ Таврический Михаил (Грибановский) «Когда чеховский “Архиерей” появился в печати, Антон Павлович говорил, что это его старый, ранее написанный рассказ, который он теперь переделал. Нижесказанное имеет несомненное отношение к рассказу. В кабинете А. П-ча среди карточек писателей, артистов и, может быть, просто знакомых ему людей есть одна довольно необычная. На ней изображен человек в одежде духовного лица и вместе с ним старушка в темном простом платье. История этой карточки такова. Как-то, еще когда жил на даче Иловайской, А. П-ч вернулся из города очень оживленный. Случайно он увидал у фотографа ... далее ...
Руководство по гомилетике, Глава 8 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Иоанн Ильич Сергиев, более известный под именем Кронштадтского по месту своей службы, родился в 1829 г., сын причетника Архангельской епархии, окончил С. -Петербургскую Академию и до самой кончины в 1908 г. служил в Кронштадтском Андреевском соборе. Прославился на всю Россию и даже за границей как истинный пастырь Христовой Церкви, дерзновенный молитвенник и чудотворец, смелый и убежденный учитель христианской истины. От него осталось очень много проповедей. Это безыскусственные беседы духовного отца с детьми, отличающиеся задушевностью и назидательностью. Михаил, епископ Таврический (Михаил Грибановский) , родился в Елатьме, окончил С. -Петербургскую Духовную Академию, был профессором и инспектором ее, потом настоятелем посольской церкви в Афинах, в 1894 г. возведен в сан епископа Прилуцкого и умер в сане епископа Таврического в 1898 г. Некоторые из его проповедей изданы сборником под названием: «Над Евангелием». Они совершенно чужды схоластики и проникнуты глубокой искренностью и одушевлением. Певницкий Василий Феодорович, уроженец Владимирской губ. Состоял профессором гомилетики Киевской Духовной Академии. Его труд: «Церковное красноречие и его основные законы» – ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011

Постоянная ссылка на эту страницу: Михаил (Грибановский
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"