Истина бытия Божия. Опыт уяснения основных христианских истин естественной человеческой мыслью Источник От редакции   Публикуемое сочинение «Истина бытия Божия. Опыт уяснения основных христианских истин естественной человеческой мыслью» является магистерской диссертацией иеромонаха Михаила (Грибановского) , будущего епископа Таврического (1856–1898 гг.). Биография этого видного богослова Русской Православной Церкви не особенно богата внешними событиями, но внутренняя его жизнь представляет собою замечательный пример искреннего и напряженного усвоения церковной истины, постепенного возрастания и укрепления в православном мировоззрении. Епископ Михаил (в миру Михаил Михайлович Грибановский) родился 2 ноября 1856 г. в семье настоятеля Ильинской церкви г. Елатьмы тогдашней Тамбовской губернии протоиерея Михаила Иерофеевича Грибановского. Детство и раннее отрочество его прошло в домашней обстановке, проникнутой крепкими традициями старорусского священнического семейного быта. Естественно, что знание ежедневных молитв и церковных богослужений он усвоил очень рано. И грамоте он обучился почти без посторонней помощи, уже с детства любил читать, например, Жития святых. В 1866 г. Михаил Грибановский был зачислен во 2-е Тамбовское духовное училище. Правда, по природной слабости здоровья он первые три года не посещал училище, появляясь там лишь для сдачи экзаменов. По–настоящему систематическая учеба для него началась только с 1869–1870 учебного года. Даровитый отрок вполне плодотворно провел оставшиеся три года обучения в духовном училище. Превосходно освоив все предметы программы, он особенных успехов достиг в русской словесности. Умелое преподавание этой дисциплины выразилось, в частности, в поощрении внеклассного чтения произведений выдающихся русских писателей и, главное, в развитии в учащихся склонности к письменному изложению своих мыслей и чувств по поводу прочитанного. Михаил Грибановский далеко превзошел своих товарищей по училищу и в том и в другом – и в широкой начитанности, и в способности писать.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Еп. Михаил (Грибановский). Фотография. Кон. XIX в. (Грибановский Михаил Михайлович; 2.11.1856, г. Елатьма Тамбовской губ.- 19.08.1898, г. Симферополь, Крым), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель. Род. в семье потомственного свящ. Михаила Грибановского, благочинного городских церквей Елатьмы; мать - Фавста Ермиловна, дочь священника; в семье было 11 детей, 6 из к-рых умерли в возрасте от года до 12 лет. Когда М. было 6 лет, его дом посетил свт. Феофан Затворник (Говоров) во время инспекции своей епархии. М. окончил 2-е Тамбовское ДУ (1872), Тамбовскую ДС в 1879 г. с опозданием, пропустив неск. лет по причине болезни. Окончив семинарию 1-м по разрядному списку, был рекомендован к поступлению в Казанскую ДА; не поступив по болезни, в 1880 г. выбрал СПбДА и окончил ее в 1884 г. со степенью канд. богословия (тема работы: «Религиозно-философское мировоззрение философа Гераклита»). На последнем курсе академии, 14 янв. 1884 г., был пострижен в монашество с тем же именем, в честь свт. Михаила, митр. Киевского. 29 янв. рукоположен во диакона, 8 мая - во иерея. Во время обучения у М. преобладал интерес к религ. философии и христ. апологетике. По окончании академии защитил диссертацию pro venia legendi «Религиозный элемент в философии Гераклита» и был оставлен приват-доцентом на кафедре основного богословия; читал студентам курс «Введение в круг богословских наук», состоявший из 8 лекций (впосл. издан). С 15 авг. 1884 г. стал и. о. доцента на кафедре основного богословия в СПбДА, с 29 апр. 1887 г. исполнял должность инспектора академии. М. удалось побывать дважды в паломничестве на Св. землю: в 1886 г., когда даже пожелал там остаться, и в апр. 1893 г. (Письмо к А.Ф. от 5 мая 1893 г. и др.// Михаил (Грибановский). Соч. 2011. С. 700-714). 3 апр. 1888 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени магистра богословия («Опыт уяснения основных христианских истин естественной человеческой мыслью»).

http://pravenc.ru/text/2563630.html

Скачать epub pdf Предисловие к публикации На кладбище г. Симферополя, рядом с погребением знаменитого врача – архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) , стоит новое надгробие с надписью: «Епископ Таврический Михаил (Грибановский) , 1856–1898». Большинству наших современников, даже христиан, это имя вряд ли известно. Однако те, кто читал написанное им, особенно «Письма» и сборник «Над Евангелием», и мог ознакомиться с его биографией, без сомнения засвидетельствуют, что владыка Михаил был одним из самых ярких духовных светильников России второй половины прошлого века. Стремившийся к монашескому уединению (он стал первым после двадцатилетнего перерыва монашествующим студентом Санкт-Петербургской Духовной Академии) молодой иеромонах по благословению св. Феофана Затворника и преп. Амвросия Оптинского остается «в миру»: несет служение в Академии, затем в посольской церкви в Греции, потом вновь в России, уже как архиерей. Но служение в миру не стало для него исполнением тягостной обязанности. Еще задолго до пострига он писал, что «невозможно одному устоять против течения океана суеты и низких помыслов» и что для этого «нужно общество духовных аскетов». Такое общество в его понимании – не очередной кружок, монастырь или орден, но те члены церкви, которые полностью стали на путь следования за Христом. Важной вехой в развитии этого направления мысли стала речь о правильном понимании церковности, произнесенная о. Михаилом в конце декабря 1886 г. Удивительно читать в ней обращенные к вполне благополучному с современной точки зрения христианскому обществу призывы ознакомиться (!) с учением Церкви по Евангелию и постановлениям Вселенских Соборов, отрешившись при этом от предвзятости и субъективности. Но еще более удивительно то, что с первых же строк о.Михаил предвосхищает ставшие известными только через тридцать лет слова преп. Серафима Саровского о цели христианской жизни. Он говорит о церковности как не столько о внешней, но о внутренней форме церковной жизни, таком ее направлении, «в котором видно преобразующее действие Святого Духа, присущее Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Содержание От издательства Введение. Определения науки введения в круг богословских наук I. О Боге О происхождении идеи Бога по Канту Определение понятия Божественной природы II. О Троичности III. О творении мира IV. O человеке V. О бессмертии человека VI. О религии VII. O происхождении зла и свободе     От издательства Имя епископа Михаила (Грибановского) принадлежит к числу драгоценнейших имен отечественного богословия. За свою короткую жизнь (42 года) он успел оставить столь яркий след в жизни Церкви, в науке и философии, что переиздания каждой из нескольких его книг до сих пор оказываются событиями для любителей духовного чтения. Взять хотя бы книгу проникновенных размышлений «Над Евангелием», выдержавшую несколько изданий до революции и в наши дни. Или его удивительные письма, многие строки из которых звучат так, будто написаны вчера. Мало того. Любители русской классики хорошо знакомы с преосвященным Михаилом, хотя и не догадываются об этом: он послужил прототипом героя рассказа Чехова «Архиерей». Михаил Михайлович Грибановский родился 2 ноября 1856 г. в г. Елатьме Тамбовской губернии в семье протоиерея, благочинного городских церквей. Мальчик унаследовал слабое здоровье: из одиннадцати братьев и сестер Михаила шестеро умерли в возрасте от одного до двенадцати лет. В семье Грибановских бывал святитель Феофан Затворник , в то время – епископ Тамбовский В одно из таких посещений, когда Михаилу было пять-шесть лет, преосвященный Феофан зацепился клобуком за верхнюю притолоку, и клобук упал на руки маленькому Мише. Присутствующие и впоследствии сам епископ Михаил вспоминали об этом случае как о предуказании будущего монашества. Слабое здоровье сочеталось у мальчика с недюжинным дарованием: почти самостоятельно обучается он грамоте, с жадностью поглощает жития святых и русскую классическую литературу. В 1872 г., по окончании Тамбовского духовного училища, где он далеко превзошел своих сверстников в начитанности и умении письменно излагать свои мысли, Михаил поступил в Тамбовскую духовную семинарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Свящ. Павел Хондзинский. Над временем 1 Под Вербное воскресенье в Старо-Петровском монастыре шла всенощная. Когда стали раздавать вербы, то был уже десятый час на исходе, огни потускнели, фитили нагорели, было все, как в тумане. В церковных сумерках толпа колыхалась, как море, и преосвященному Петру, который был нездоров уже дня три, казалось, что все лица – и старые и молодые, и мужские и женские – походили одно на другое, у всех, кто подходил за вербой, одинаковое выражение глаз. А. П. Чехов. Архиерей Принято думать, что прототипом героя этого известного чеховского рассказа был епископ Таврический Михаил (Грибановский) , умерший от чахотки 19 августа 1898 г. в возрасте 42 лет. 28 Почивший владыка Михаил в действительности мало походил на преосвященного Петра из рассказа А. П. Чехова, но все же нельзя почитать случайным его присутствие в русской литературе. Внутренняя жизнь епископа Михаила была глубоко связана с русской словесностью. Речь идет именно о словесности. Это слово, на церковно-славянском языке означающее высшие духовные способности человека, русская литература избрала своим именем еще в конце XVIII в., чем и выразила если не суть, то хотя бы стремление свое. Вера, как говорили отцы, во «владычественное слова» сполна запечатлелась в нем. «Где начало слова? – На небесах, превыше небес, в вечности, в Боге... Скажешь, что это не такое слово, как у тебя и у меня. Так. Слово Божие бесконечно выше слова человеческого. Но поскольку ты сотворен по образу Божию, то и в слове твоем должен быть некий образ слова Божия и силы его, если ты не затмеваешь его злоупотреблением слова, если не обессиливаешь слова невниманием и легкомыслием», 29 – так писал святитель Филарет и словом своим стремился задержать распад и расцерковление русского общества. И хотя русская словесность в известном смысле была порождена именно этим распадом, но и она по-своему искала быть устроителем русской жизни, движимая той же верою в творческую таинственную мощь слова. Надо сказать, что к добру или нет, но это удавалось ей. Николай Гоголь признавался перед смертью , что в своей поэме не описывал русскую жизнь, но сочинял на нее сознательную карикатуру. 30 Между тем последняя на столетие и более вперед определила восприятие, а стало быть, и содержание этой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Над Евангелием «Над Евангелием» епископа Михаила (Грибановского) — одно из лучших творений русской духовной литературы. «Над Евангелием» — это череда свободных размышлений над Словом Божьим. Владыка Михаил (Грибановский) выделяет самые важные, с его точки зрения, слова евангелистов. Особо останавливается на Воскресении Христа. Епископ Михаил (Грибановский) Над Евангелием I. " И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру " Лк.17:5 Каждый из нас имеет свою глубину и напряженность веры. При этом та и другая всякое мгновение в нас изменяются. И чем мы слабее, тем более этих перемен, и тем они непредвиденней. Мы все это хорошо знаем, если внимательно наблюдаем себя. Сейчас мы сильны духом, чувствуем его подъем, и вера так осязательно близка нам, ее тайны так прозрачны и очевидны для нашего духовного взора Мгновение, — и волна веры отхлынула; самосознание померкло, потускнело; его цельный блеск покрылся точно рябью сомнений; уровень его сил упал, все в нас перепуталось и сжалось. Что сейчас было так ясно, казалось так возможным и очевидным, переживалось как близкое и родное, то стало чуждым, далеким, сомнительным, даже невозможным. Таинственная стихия отступила, и всплеск волн ее затих. Душа чувствует себя обнаженной и оставленной; тревога пустоты охватывает и сушит ее. Она призывает назад родную благодатную влагу, которая так любовно покрывала ее, и в безграничном просторе которой ей было так легко и свободно. Но она бессильна задержать ее закономерно идущий отлив. Волны нашей веры — лишь прибой и отбой к нашему духу беспредельного моря божественной жизни. И он — в руках Бога; его движения и сила повинуются Господню мановению. Он учащает его темп, увеличивает его высоту и соразмеряет его силу. Он знает, сколько благодати веры для нас нужно. От Него зависит умножение ее, и не нам что-либо изменить в определении Его. Оно рассчитано на ту глубину нашего духа, которая недосягаема для нашего мелкого сознания; оно направлено к тем вечным целям, которые постоянно ускользают от нашей слабой и колеблющейся свободы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=803...

Приложения Приложение 1. Жизнеописание преосвященного Михаила, епископа Симферопольского и Таврического 964 Вместо предисловия 19 августа 1898 года в городе Симферополе на 42-м году жизни после продолжительной и тяжелой болезни (чахотка) скончался епископ Тавриды преосвященный Михаил (Грибановский) . Для Церкви русской и для многочисленного сонма его друзей, почитателей и учеников смерть этого святителя стала великой утратой. Русская Церковь лишилась, выражаясь словами одного из духовных журналов, «духовного орла», «одного из серьезнейших, просвещеннейших, преданных Церкви епископов», человека с «душою, жаждавшею вечной правды» 965 . Друзья же, почитатели и ученики потеряли авторитетного руководителя, духовную поддержку и опору в стремлении к нравственному самовоспитанию, настоящего духовного отца. «Для многих из нас, – говорит один из почитателей почившего Владыки, – с ним угасло лучшее, что мы имели в сей жизни». 966 Как архипастырь, учивший свою паству и словом и делом, почивший Владыка был поистине неленостным работником на ниве Божией, в полном смысле слова ярким светильником на свещнице Церкви Христовой. Он принадлежал к числу тех наших святителей, на которых с великим упованием смотрят все истинные ревнители интересов православия. Он был одним из тех, от кого вправе ожидать много доброго и полезного в сфере церковно-общественной жизни, а равно и в области вопросов личного самовоспитания. Но – увы! Господь призвал его к Себе в пору полного расцвета сил, когда, занимая архиерейскую кафедру, он особенно мог явить миру все богатство своих духовных дарований, направленных к служению Церкви Православной, к созиданию спасения ближнего... Лицам, близким к почившему иерарху, имевшим счастье знать его, беседовать с ним, пользоваться его духовным руководством, остается утешать себя сознанием, что хотя бы маленькая частица его жизни здесь, на земле, имела отношение к их собственной. В то же время для них дорога должна быть каждая строчка его письменного слова, рисующая его привлекательный духовный образ. В этих видах и предпринято редакцией новое, дополненное издание сборника его статей «Над Евангелием», издана часть его писем, имеется в виду отпечатать его дневники, записи, заметки. 967

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

(Семёнов Павел Васильевич; июнь 1873 или 1874, Симбирская губ.- 27.10.1916, Москва), еп. Канадский Белокриницкой иерархии (Русской православной старообрядческой церкви), писатель, публицист. Род. в семье принявшего крещение еврея, мелкого торговца, и рус. крестьянки. Современник М., долго знавший его, рассказывал: «В детстве вел скромную жизнь, над ним смеялись, бросали в него камнями, а он безропотно уходил. Я с ним учился. Он учился очень хорошо. Когда возрос, то все время вел высоконравственную жизнь. Я его знал и в монашестве, и архимандритом. Всегда он был религиозен и для женщин был недоступен» (РГАДА. Ф. 1475. Оп. 1. Д. 50. Л. 39 об.). П. В. Семёнов окончил в Симбирске духовное уч-ще и семинарию. В 1895 г. поступил в МДА при ректоре архим. Антонии (Храповицком) . После перевода Антония в 1897 г. в КазДА вслед за ним туда перешел Семёнов. 26 нояб. 1899 г. Чистопольским еп., вик. Казанской епархии, Антонием (Храповицким) он был пострижен в монашество с именем Михаил (в память о еп. Михаиле (Грибановском) ), 26 февр. 1900 г. рукоположен во иерея. По окончании курса со степенью кандидата был оставлен в качестве профессорского стипендиата на кафедре канонического права. С марта по июль 1900 г. находился в командировке на правосл. Востоке (в К-поле, Афинах, на Афоне). Путешествие нашло отражение в дорожных очерках М. (Письма из Константинополя//ПС. 1900. 5. С. 610-618; 6. С. 290-295; Письмо с Афона//Там же. 1901. 3. С. 358-366; До Афона и на Афоне//Рус. паломник. 1905. 2. С. 22-23; 5. С. 62-63; 7. С. 94-95), позднее более подробно описано в кн. «В стране святых настроений» (СПб., 1906), изданной без указания автора. С 26 авг. 1900 г. М. преподавал догматическое, нравственное и основное богословие в Воронежской ДС. За короткое время пребывания в Воронеже опубликовал неск. статей в «Воронежских епархиальных ведомостях» : «Религиозные мотивы поэзии И. С. Никитина» (1901. Ч. неофиц. 11. С. 505-514; 12. С. 542-555 (без подписи)); «Значение общественного богослужения: По поводу ответа Л. Н. Толстого Св. Синоду» (1901. Ч. неофиц. 17. С. 718-727; 18. С. 753-766); «Гомилетические наброски» (1902. Ч. неофиц. 18. С. 411-424; 19. С. 476-484) и др.

http://pravenc.ru/text/2563654.html

Анатолий Холодюк Скачать epub pdf Действие рассказа происходит на Страстной неделе, предшествующей Пасхе. В одном городе, где сорок церквей и шесть монастырей, в Великую субботу скончался викарный архиерей. Престарелая мать покойного, после смерти сына проживала в глухом уездном городишке. Когда по вечерам она выходила встречать свою корову, то робко рассказывала женщинам о том, что сын у нее был архиерей. Она боялась, что ей не поверят. Ей и на самом деле не все верили? Так заканчивается чеховский рассказ, написанный в 1902 году и впервые опубликованный в «Журнале для всех» (1902, N 4). Поводом для написания рассказа послужил эпизод, который оставил в своих воспоминаниях ялтинский священник, учитель и литератор С. Н. Щукин, друживший с писателем. В рабочем кабинете Антона Павловича среди других была необычная фотокарточка с изображением человека в одежде духовного сана и вместе с ним старушки в темном простом платье. Фотографию епископа Таврического и Симферопольского Михаила (Грибановского) , снятого вместе со старушкой-матерью, Антон Павлович случайно увидел в витрине одного фотоателье. Карточка произвела на писателя глубокое впечатление, он купил ее у фотографа, поместил на видном месте и часто обращал к ней свой взор. Незадолго до этого в Симферополе умер от чахотки Преосвященный епископ Михаил. На фотографии он выглядел еще совсем не старым: лицо умное и одухотворенное, но изможденное. По страдальческому выражению глаз видно, что епископа жестоко мучила неизлечимая болезнь. Изучая лица матери и больного сына, чувствуешь, каким тяжелым бывает человеческое горе, когда они оба знают, что скоро их разлучит смерть. Рассказ «Архиерей», где в образ главного героя Чехов привнес автобиографический материал, рождался в упорной борьбе писателя с прогрессирующей болезнью. Антон Павлович повествует о тяжело больном человеке, в положении которого он сам находился в последние годы своей жизни. Чехов изложил план рассказа так: «Архиерей служит утреню в Великий Четверг. Он болен. Церковь полна народом. Певчие поют. Архиерей читает евангелие Страстей. Он проникается тем, что читает, душу охватывает жалость ко Христу, к людям, к самому себе. Он чувствует вдруг, что ему тяжело, что он может скоро умереть, что может умереть сейчас. И это его чувство – звуками ли голоса, общей ли напряженностью чувства, другими ли, невидимыми и непонятными путями – передается тем, кто с ним служит, потом молящимся, одному, другому, всем. Чувствуя приближение смерти, плачет архиерей, плачет и вся церковь . И вся церковь вместе с ним проникается ощущением смерти, неотвратимой, уже идущей?».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Антропология святителя Феофана Затворника и зарождение первых персоналистических концепций в русском богословии Источник Выявление генезиса персоналистических идей в русском богословии приводит к киевской школе как отправной точке процесса. Именно в Киевской духовной академии ранее, чем в других духовных школах, уделялось самое серьезное внимание изучению философии и психологии Нового времени. Именно в лекциях ее ректора свт. Иннокентия Херсонского в русле полемики с Кантом появились начальные интенции интересующего нас направления. Выпускник Киевской академии, профессор В.Н.Карпов стал родоначальником петербургской психологической школы, чей представитель, будущий епископ Михаил (Грибановский) , предложил и первую персоналистическую концепцию, подразумевающую в человеке «двуначалие» личности и природы. Немного позже, усвоив предложенную свт. Иннокентием постановку вопроса и, очевидно, независимо от епископа Михаила, к аналогичным выводам пришел и представитель казанской школы – В.И.Несмелов, у которого мы находим оригинальное переосмысление терминов личность, я, самосознание. При этом с неизбежностью встает вопрос, как эти порожденные во многом новой философией и психологией концепции соотносятся с традиционными христианскими представлениями о человеке? Именно для ответа на него представляется важным сопоставить их с учением святителя Феофана Затворника . В статье показывается, что именно он, также будучи выпускником Киевской академии и так или иначе восприняв заданный в ее стенах философский посыл, сумел сохранить равновесие между традицией и антропологическими открытиями современности. 1 Уже в 20-х гг. XIX в. Киевская академия уделяла серьезное внимание изучению философии и психологии Нового времени. Вслед за И.М.Скворцовым одним из первых дань этой тенденции отдал святитель Иннокентий Херсонский , бывший профессором и ректором академии в 1830–1840 гг. В своих академических лекциях он предлагал студентам критическое изложение современных философских учений и вступал в полемику с «неологами», в частности с И.Кантом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010