Но какие именно человеки в последний день на страшном суде услышат сие приятнейшее приветствие Господне – приидите благословеннии Отца Моего! наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира! и посему вступят в оное, и будут наслаждаться Божеским блаженством во веки веков? – По откровению Духа Святого в Священном Писании, все те из человеков вступят в Царствие Божие и будут наслаждаться блаженством Его, которые ныне при толцании Христовом в двери сердца своего, при гласе Слова Божия просыпаются, возбуждаются и востают от греховного сна; внутренно жалеют, что много времени во грехах проспали и в пустых занятиях провели; чистосердечно каются, и после на грехи свои не возвращаются. Блажени бо, говорит Сам Спаситель наш, нищии духом, признающие внутренние недостатки свои и внутренно обогатить себя благодатию Божиею старающиеся! яко тех есть Царствие Божие. Блажени ныне плачущие о грехах своих! яко тии утешатся. Блажени ныне алчущии и жаждущии правды Божией! яко тии насытятся 1352 . Все те вступят в Царство Божие и будут наслаждаться блаженством Его, которые духовною нищетою, сокрушением сердечным, истинным покаянием, сим внутренним крестом умирают грехам, а Богови оживают 1353 , оставляют грехи, а новую добродетельную жизнь начинают, и не иначе живут, как о Иисусе Христе, так что могут со Апостолом Павлом говорить: не ктому мы сами себе живем, но живет и действует в нас Иисус Христос 1354 . Все те вступят в Царствие Божие и будут наслаждаться блаженством Его, которые ожив верою во внутреннем человеке своем, яко древа добрые, в саде Христовом насажденные, плодотворят, благие приносят плоды как-то: правды ради, гонения и поношения великодушно претерпевают; любя сами мир, и прочих человеков как с Богом чрез грех раздраженным, так и с ближними разнообразно оскорбленными примирить стараются; и всякую милость подобным себе творят, на пример, алчущих питают, жаждущих напоевают, странных вводят в домы своя, нагих одевают, больных посещают, к сущим в темницах приходят, и прочие знаки милосердия и любви к ближним оказывают 1355 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Как плотский человек, получив оживление и образование наружного человечества свидетельствует об оном движением или трепетанием во утробе матерней: так точно и внутреннее образование в подобие Христово, или облечение во Христа 1019 , как говорит Апостол Павел, стяжав начало духовной жизни, вступив в перемену по внутреннему существу своему, непременно уже должен оное оживление и образование свое свидетельствовать движением своим, деятельностью своею, тем самым, чего Апостол Иаков требует, тако глаголя: покажи ми веру твою от дел твоих, и аз тебе покажу от дел моих веру Мою 1020 . Вера, истинная вера, живая вера, вера, оправдывающая человека, любовию только споспешествуется 1021 , любовию, благими делами, из любви происходящими, свидетельствуется, и деятельною становится. Что внутренний человек Духом Божиим зачат, силою Его оживлен, чрез веру Кровию Христовою питаем, и совершенно образован, во образ Христов облечен: сие можно только тем доказать, ежели таковый человек будет иметь внутреннее движение, святую деятельность; ежели будет творить благие дела, не из честолюбия, не из любопритяжания, не из плотоугодия происходящие, но из единой веры и чистой любви ко Христу рождающиеся. Ибо говорит Христос: от плодов их познаете их. Всякое древо доброе плоды добры творит; а злое древо плоды злы творит. Не может древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити 1022 . По сущности Древа и плоды бывают. Подобно и оживленный внутренний человек, человек, образ Христов на себе имеющий, не может не творить добра, не может не производить благих дел по благой существенности своей. И сии-то благие дела, дела, не от нашей воли зависящие, а при нашей покорности Самим Богом в нас производимые суть тот свет, который должен в нас светиться и пред человеками, яко да все видят наша добрая дела, и прославят Отца нашего, Иже на небесех. Сии-то благие дела суть та соль земли, которою мы должны как себя, так и других осолять 1023 , и чрез сие от всякой гнилости греховной, от всякой гнусной мерзости предохранять.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

– Но мажет быть кто скажет: когда не уничтожен совсем в крещаемых корень греха, то извинительны могут быть окрещенные грешащие, и тяжко иногда грешащие. Никак не могут быть извинительны после Крещения тяжко грешащие! Может ли быть извинен тот ученик в работе злата, который, будучи научен мастером своим в сем искусстве, знает средства и имеет силы управлять огнем, употреблять его на очищение приобретенного мастером злата, но вместо того не только не очищает чрез огнь, а совсем погубляет оное в огне, дав ему великую силу оплошностию своею? может ли быть извинен таковый ученик? нет! Так точно и все ученики Христовы, наученные сим Божественным Учителем духовной работе Христианской, знающие из Слова Его средства и получившие чрез таинство Крещения силы противиться действию греха, не давать над собою власти греху, а употреблять только брань его на большее очищение греха, – все таковые ученики Христовы никак не извинительны, ежели они, забыв средства, не пользуяся силами Духа, позволяют владычествовать над собою греху, и чрез сие не только не очищают более и в совершенство не приводят погибшую и Пастырем – Христом приобретенную овцу, заслугами, Кровию Его искупленного и Духом Святым оживленного внутреннего человека, не только, говорю, в совершенство не приводят, но и совсем погубляют. Не извинительны все таковые! Ибо хотя корень греха и не уничтожается в Крещении; но довольные силы сообщаются крещаемым к побеждению самых восстаний его, самых начинаний греховных. Крещение есть таинство, чрез которое, поскольку отпущаются грехи от Христа, то происходит и оправдание Христово. Все с истинною верою крещаемые могут и должны присвоять себе оправдание Христово, Его Святые заслуги; что Апостоль Павел тако подтверждает: или не разумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся 819 , в присвоение дражайших заслуг Его крестихомся? Все с истинною верою крещаемые оживляются, просвещаются, примиряются с Богом, сочетаваются со Христом, и, следовательно, вступают чрез Христа в Царство Божие, в Его вечное наследие.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Патриархи были избираемы и посвящаемы многими Митрополитами и Архиепископами; Митрополиты, Архиепископы и Епископы были избираемы и посвящаемы или Патриархом или другими Митрополитами и Архиепископами; а Пресвитеры, Диаконы и прочие чины избираются и посвящаются чрез Епископское рукоположение, которым видимо означается невидимая сходящая на них сила Духа Святого, всею Церковию испрашиваемая. При сих посвящениях употребляются сии обряды: как-то, троекратное возглашение повеления, троекратное хождение около Престола и прочее; что все означает тесный союз их с Церковию, верное исполнение обетов, покорность званию и гласу Божию; – а оканчиваются сии посвящения провозглашением слова: аксиос, то есть, достоин, во означение того, что в сие звание должны быть избираемы и могут добропорядочно оное проходить только достойные. Все сии чины разные имеют и Церковные одеяния, для означения разного их служения. Епископское звание в первые времена принадлежало всем вообще Пресвитерам. Всякой достойный Пресвитер мог быть избран и поставлен Епископом, то есть, Смотрителем над другими Служителями Церкви. В последствии же времен, во второе и третие столетие, как многие из Христиан то от жестокого гонения, то от развращения мира, то для приобретения большого духовного Света и для исправления жизни своей, начали избирать для себя уединенную жизнь, начали удаляться в пустыни и жить отдельно друг от друга, а потом уже составили уединенные общежития, сделали особенный обряд принятия в оные, и некоторые общие правила для уединенной жизни, и жили относительно к другим примерно, инаково, почему и Иноками названы, по уединению же своему Монахами, то есть, одинаковыми; как говорю, сии уединенные люди больший приобретали свет ведения 922 , а потому и более имели искуства и знания, как провождать жизнь, с учением Христовым во всем сходственную и обетования грядущих благ достойную: то, дабы и от словесных наставлений их и от образа жития их большую можно было заимствовать душам своим пользу, как гражданские Правители обществ, так и самые Служители Церкви начали избирать себе в Смотрителей или Епископов оных уединенных мужей, мужей воздержных, честных, целомудренных, безженных, мужей способных к беспристрастному правлению Церкви; и от сего времени навсегда осталось Епископское звание в оном Иноческом состоянии, И доныне тако продолжается.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Когда же человеки совершенно предались чувственности, и совсем учинились неспособными к ведению чрез духовные силы, тогда премудрый Бог, дав возлюбленному Пророку Своему Моисею, вместо устного Слова Своего, письменный Закон 893 , на каменных скрижалех написанное Слово Свое для ожесточенных людей, повелел ему также видимое, наружное установить для народа руководствование повелел наружное учредить Священноначалие. И вот основание видимого Священноначалия! вот начало Церковного Священства, в которое первый вступил по Божию повелению Аарон, брат Моисеев, и чада его! Бог повелел Моисею создать Скинию, сделать сосуды и приуготовить все вещи нужные к Богослужению; повелев все сие сотворить по образу показанному ему на горе 894 ; учинил и в рассуждении Священства таковое приказание: Аарон брат твой, и сыны его, отделившись от сынов Израилевых, да священнодействуют Мне 895 . Он повелел ему приуготовить их и о святить, тако говоря: и сотвориши из аромат благовонных элей помазание святое, миро помазательное художеством мироварца; элей сей помазание святое будет. И да поможеши от него Аарона и сыны его, и исполниши руце их, и святиши их, священно-действовати мне 896 : что в точности Моисей учинил, и Аарон и сыны его, и все потомки его, все колено Левитское были Священниками, были освящаемы и употребляемы на Священнодействие. Главная должность их была руководствовать других ко спасению, руководствовать, принося жертвы, а чрез жертвы указуя на Самого непорочного и пречистого Агнца – Иисуса Христа, вземлющего грехи всего мира, руководствовать, изъясняя им Закон, а чрез Закон приводя и к Самому Законодавцу. Но на каком основании в Ветхом Завете было Священство, на таком основании оно и в Новом Завете; какая главная должность была ветхозаконных, такая и новозаветных Священников. И тех и других должность есть руководствовать членов Церкви Христовой при Свете Спасителя мира к духовному состоянию, к вечному спасению: каковая должность была и самых, Духом Святым освященных, Пророков и Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Обретый душу свою – тот, Который бережет наружную свою жизнь, истинный вечный живот погубляет: а кто о временной жизни небрежет, кто временной жизни ради Христа не щадит, тот вечную жизнь приобретает 554 . Тако Иисус Христос всем ученикам Своим поступать повелел и повелевает! Он сносить терпеливо обиды, гонения, раны и смерть, кратко, спасительный крест нести заповедает и за то весьма похваляет. И они точно сие исполняли; они претерпевать мучения, принимать раны, нести всякой крест за удовольствие почитали из повиновения ко Христу, как то сами объясняли тако говоря: во всем скорбяще, но не стужающе си; нечаеми, но не отчаяваеми; гоними, но не оставляеми; низлагаеми, но не погибающе 555 . Но что Господь назначил сперва избранным ученикам, что Господь повелел сперва призванным и посланным в мир Апостолам: то самое назначает, определяет и повелевает и всем после призванным Христианам. Апостолам назначил не честь, не славу, но поношение, бесчестие, клеветы и порицания: и нам, яко Христианам – тоже самое. Апостолам предрек гонения, мучения, раны и смерть: и нам, яко Христианам – тоже самое. Апостолам не повелел ни по каким обстоятельствам отвергаться Его, ни по соблазну мира, ни по худому примеру родителей, ни по самым мучениям, но всегда исповедовать Его, и терпеливо нести всякой крест: и нам, яко Христианам – тоже самое. Однако посмотрим без пристрастия: исполняем ли то, что Христос назначил, и чего требует? никак! Сносим ли поношение, клеветы и порицания? оставляем ли честолюбие и самолюбие? никак! Любим ли гонения, притеснения и мучения? никак! Согласимся ли восприять смерть? стараемся ли никогда не отвергнуться, и великодушно нести всякой крест, какой бы Христос ни наложил? никак! Мы может быть, во извинение Свое скажем: ныне нет уже ни поношений, ни оклеветаний ни гонений, ни смерти за Иисуса Христа; ныне негде и не пред кем отвергнуться; ныне нет такого креста, какой Апостолы, ученики Христовы несли. – Положим, что так. Но сие-то и есть знаком, что мы не истинные Христиане, что мы не точные еще ученики Христовы! Что мир нас любит, что люди нас хвалят, что сатана к нам дружествен, что он не гонит, не поносит, не притесняет нас, не налагает на нас наружного креста чрез наружные орудия свои, чрез гонителей Христовых: сие есть знаком того, что и мы мир любим, а не Христа любим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Ибо как во времена Христовы вера верующих мужей действовала на других, посторонних, часто и веры совсем иметь не могущих; вера верующих и слепых исцеляла, и бесов прогоняла, и даже мертвых воскрешала: так точно и ныне истинная вера может действовать на других слабых духом, немощных, мертвых грехами. Вера истинно-верующих должна и может споспешествовать к призыванию Духа Святого на крещаемого, к очищению и к оживлению его чрез Него. Вот с каковым духом должно быть производимо Крещение! По Крещении же восприемники и родители обязаны со млеком питать их, яко взятых от купели Крещения на свои руки, Христианским учением; наставлять их на тот путь, по коему они впредь должны идти; впечатлевать в сердца их те должности, кои надлежит им исполнять; так обязаны воспитывать их, чтобы они точно были после новыми тварями, просвещенными Христианами. А чтобы сие в действии было, то как родители, так наипаче восприемники должны быть сами истинно-верующие, такие, кои бы веру, любовь и страх к Богу имели, кои бы тмы бегали, а не любили, кои бы сатаны самым делом отрицались, а не дружились с ним, исполняя волю его, кои бы Светом Христовым, Словом Божиим действительно просвещались. Следовательно восприемников должно избирать не по чести, не по богаству, так, как у нас в обыкновении, не по дружбе – естьли же по дружбе, то не плотской, а духовной, по честности, по вере, дабы святое Крещение для всех крещаемых детей было полезно, служило ко оживлению, просвещению и освящению внутреннего человека, служило к действительному назиданию каждого члена в единое духовное тело Христово: что есть истинная цель первого таинства Святого Крещения! Второе таинство Миропомазание есть такое священное действие, в котором, под видом освященного от православного Архиерея Мира, изливается на крестившегося человека обильное излияние духовного Мира, даров Духа Святого, к запечатлению внутреннего человека и ко утверждению его в подвиге Христианском. И чрез таинство Крещения, и чрез таинство Миропомазания сообщается человеку сила Духа Святого; но сообщается в разном смысле и в разной мере.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Обучившись грамоте у дяди своего, Десницкий в 1773 г. поступил в московскую Троицкую Лаврскую семинарию, а с 1782 г. продолжал свое образование во вновь открытой в Москве Дружеским Ученым Обществом филологической семинарии, затем в Московском университете и в духовной академии. В университете он получил ученую степень, открывавшую ему широкий путь по гражданской службе, но, склонный к уединенной жизни, Десницкий хотел поступить в монастырь и только по просьбе матери женился и в 1785 г. был рукоположен во священника в московской церкви Св. Иоанна Воинственника, что в Якиманской части, близ Калужских ворот. Это был образцовый священник по усердию к богослужению, по готовности исполнять христианские требы по первому зову и особенно по своим проповедям, привлекавшим в церковь многочисленных богомольцев. Рассказывают, что Государь Император Павел Петрович в 1797 г. случайно услыхал в Москве проповедь о. Матвея и так был тронут, что призвал его к себе и проповедь оставил для того, чтобы ежедневно утром прочитывать. В 1797 г. о. Десницкий перемещен был в Петербург к церкви Зимнего дворца Его Императорского Величества. После смерти жены и троих детей о. Десницкий 27 ноября 1799 г., «по имянному Его Императорскаго Величества высочайшему соизволению и по самопроизвольному желанию, в придворной Гатчинскаго дворца церкви, при Высочайшем Их Императорских Величеств и Их Императорских Высочеств присутствии, пострижен в монашество и наречен Михаилом», с назначением быть придворным иеромонахом. 29-го ноября 1799 г. он уже был назначен архимандритом Новгородского Юрьева монастыря, членом Св. Синода и законоучителем 1-го кадетского корпуса в С.-Петербурге. Хотя обязанности службы задерживали его в столице, но 22 ноября 1801 г. архимандрит Михаил с Высочайшего соизволения был уволен на 20 дней во вверенный ему Юрьев монастырь; по его же представлению в 1802 г. отпущено 8930 рублей на ремонт соборной церкви и келлий монастыря. В Петербурге архимандрит Михаил проповедовал при всех выдающихся событиях: известно его слово в июне 1801 г. при освящении церкви греко-российского исповедания в капитуле державного ордена св. Иоанна Иерусалимского, слово по случаю торжества о благополучно совершившемся в Москве священном короновании и слово в 1802 г. при освящении Исаакиевского собора. 5 июля 1802 г. состоялся Высочайший указ о назначении архимандрита Михаила епископом Старорусским, викарием Новгородским, 11 июля было наречение, а 20-го – хиротония.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010