Но как слышавшии Иисуса Христа, таковое заключение сделавшего, сказали: то, кто может спасен быти? Так, может быть, многие из предстоящих рекут и мне те же самые слова: то, кто может спасен быти? На что я лучшего и истиннейшего ответа дать не могу, кроме того, который произнесён был от Самого дражайшего Искупителя и Великого Учителя нашего к вопросившим Его, и именно: невозможная у человек, возможна суть у Бога.( Лк.18:27 ) Когда ветхие, греховные, повреждённые, страстные человеки взойдут в самих себя, во внутренность свою, рассмотрят все дела свои и образ свой, и найдут, что черты образа их безобразны, что намерения их лукавы, что дела их человечеству не свойственны, не существенны, а ещё излишни и вредны; когда они, увидев и познав безобразие своё, не только не будут любить и в действо производить страстей своих, но ещё возгнушаются ими, и оставят сие плотское богатство, обнажатся сих мерзких рубищ своих, совлекутся всего своего скаредного имущества, отдадут злое приобретение своё нищим, отдадут сатанинское сатане, плотское плоти, мирское миру, а у себя ничего бессмертному духу не принадлежащего не удержат; когда честолюбивый уничтожит в себе самолюбие и гордость свою, недоброжелательный зависть и ненависть свою, злобный гнев и ярость свою, двоязычный клеветы, поношения и ссоры свои, сластолюбивый объедение и пьянство своё, сладострастный блудные плотские дела свои, миролюбивый богатство, чины и весёлости свои, кратко, всякой страсти свои, привязанности сердца своего; когда все ветхие человеки переменятся в свойствах своих, вновь родятся по духовному существу своему: тогда без всякого сомнения все таковые человеки, яко новые, возрождённые внидут в Царствие небесное и в славу его. А без сей перемены, без сего рождения никому не можно быть во Царствии небесном по оному уверению Посланника Божия: аминь, аминь глаголю тебе, аще кто не родится свыше, не может видети Царствия Божия 2 . Ветхие, плотские, греховные человеки, мудрствуя с Никодимом, могут паки вопросить: како может человек родитися стар сый? Еда может второе внити во утробу матере своея, и родитися? Непременно может, да и должен второе внити во утробу, но во утробу не плотских родителей, а во утробу Божия милосердия и щедрот, во утробу Его всемогущей и вседеятельной Силы. Его единая Божественная Сила сильна есть, и может возродить нас и учинить из ветхих, плотских, греховных новыми, духовными, святыми и к Царствию Божию способными человеками ( Ин.3:4 ).Невозможная у человек возможна суть у Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Как не было возможности человеку не существовавшему получить бытие и прийти в существование самому по себе; не сущее бо приводить в существование ни себя, ни других никак не может; а надлежало приводить другие существа в бытие Существу самосуществующему, ни начала, ни конца не имеющему, по внутренней силе Своей творить другие существа могущему: так точно и падшим, повреждённым, ветхим человекам не было и нет возможности самим по себе обновляться, в существе своём переменяться, приходить в лучшее состояние и делаться способными к Царствию Божию. Понеже ветхие человеки мертвы суть духом своим, как бы в небытии и в ничтожестве пребывают; а по сему самому ничего благого ни над собоюй, ни над другими, действовать не могут. Как телом мёртвый всегда бывает без движения, без чувств, и без действий: так и духом мёртвый бездействителен есть и для себя, и для других. Не было и нет возможности ветхим человекам врачевать раны свои, убелять ризы свои и поправлять существо своё через подобных себе человеков, или через плотских родителей, или через сродников и друзей; ибо они и сами ветхи, больны и мертвы; а слепой слепого не водит, аще же слепец слепца поведёт, оба в яму впадут; больной больного не врачует, ежели же врачует, то бывает весьма несовершенное врачевание; мёртвый мёртвого не воскресает. Не было и нет возможности врачевать ветхое, повреждённое человечество через видимую натуру; поскольку видимая натура есть вещественна, то невещественному духу, яко существу от её сущности во всём отличному, помогать не в состоянии. Видимая натура имеет в себе силы производить и оживлять существа, имеет в себе и средства помогать другим, но только всегда подобным себе существам, тем, которые на её правилах основаны, от неё произошли и одинаковую сущность с её сущностью имеют. Не было и нет возможности и средств и в самой невидимой, духовной, сотворённой натуре, в Ангельских силах, оживить, восставить, и исправить повреждённое, падшее человечество. Духовные, сотворённые силы имеют в себе способность помогать другим существам, побуждать их, двигать их к деяниям своим, но могут помогать только тем существам, которые произведены, оживлены, восставлены; творительной же силы в себе не имеют, снова производить существа, оживлять и восстановлять их никак не могут. А когда нет средств и возможности во всём вышеприведённом ко уврачеванию повреждённого существа человеческого, то кто может спасён быть? Невозможная у человек возможна суть у Бога.( Лк.18:26–27 )

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Из твоей жизни ушли одни люди, но пришли другие; ты кого-то простил, и потом эти прощенные тебе очень помогли. Все это привело (постепенно) к определенным размышлениям. Жизнь наладилась, но каникулы казались чем-то неполным. И встречи с друзьями не могли заполнить неожиданно возникшую при восстановившемся внешнем благополучии душевную пустоту, внутреннее одиночество. А дальше в один момент, краем уха слушая передачу, ловишь себя на мелькнувшей мысли: «Может, в храм зайти?» Ну вот и зашел… Отдельно, думаю, нужно здесь поблагодарить Небо за то, что я сначала изучил все негативное о Церкви. История с «Пусси Райот» к этому подтолкнула. Я до сих выражаю им признательность за то, что они своей выходкой пробудили во мне интерес к догматике («А что такое “солея”, на которой они танцевали, и кто такая Богородица?») и заставили меня, пассивного захожанина, задуматься о своем месте в Церкви. Тогда же я начал читать ЖЖ Андрея и к тому моменту, когда я впервые исповедовался и причастился, меня уже вряд ли чем-то можно было удивить в отношении Церкви (хотя знакомые священники уверяют, что все впереди ). Отчасти задержаться в Церкви мне помогли какие-то личностные качества. Прочитав в журнале о том, что библейские истории похожи на мифы ближневосточных народов, я не снял с себя крестик, а стал углубляться в библеистику. Так я познакомился с Андреем Десницким , который стал не только человеком, ответившим на все мои вопросы, но и моим очень дорогим другом. Кроме того, я очень люблю эту тему, потому что она помогает вести более глубокие диалоги с атеистами. Ну и, конечно, без личного переживания Бога, ощущения Его присутствия рядом (иногда буквального), наблюдения Его Промысла в своей жизни я бы не был христианином. Недавно у меня состоялся увлекательный диалог с Михаилом Барановым, причем в стенах Троице-Сергиевой Лавры. Это бывший монах, который потерял веру и сейчас активно занимается тем, что «расцерковляет» православных. К счастью, я встречал на своем пути адекватных священников, и поэтому классических религиозных перекосов я избежал.

http://blog.predanie.ru/article/a-ono-mn...

Кто бегает кругами, кто потерял покой? И тут же выясняется: он не один такой.  Конечно, в книжке есть и драмы, но в конечном счете там очень счастливая и прекрасная жизнь. Алексей Зайцев, «Состояние невеселости»  Фото: samokatbook.ru Книга игровых, шутливых и одновременно очень серьезных стихов. В них много веселья, радости и нежности. Алексей Зайцев — замечательный детский поэт, и это его новый сборник (предыдущий называется «Физика Тузика»). УТРО Не рассвело. Под фонарём горит реклама. «Будь осторожен — гололёд», — сказала мама. И я тихонечко иду, а то и еду — по гололёду, голольду и гололеду. Играют блики, в гололёде отражаясь — то отдаляясь от меня, то приближаясь. И я твержу, уже немного подморожен: «Будь осторожен, гололёд, будь осторожен». Или вот еще пример: Валера освоил искусство жонглера. Теперь он Валёра. Валёра. Валёра. Интереснее всего то, как это написано. В книге над буквами «а» появляются точки, как над буквой ё. То есть Алексей Зайцев жонглирует не только образами, словами, но и отдельными буквами.  Самое главное в этих стихах, как и в любых очень хороших стихах для детей, — что вместе с ребенком в них можно играть. Михаил Нисенбаум, «Полосатые сказки»  В этой книге все персонажи полосатые: шмель Жуков, шмель Антипов, шмель Котов, осовидки Жанна и Снежана. Они добывают вкусный нектар и молочко, перелетают на другие поляны, общаются с медведем… У Нисенбаума совершенно новый взгляд на сказочный жанр. Ты читаешь и все время спрашиваешь: «Что происходит? Как это возможно? Почему у них ноги и руки?» Это как читать классический роман XIX века, где все прозрачно, а потом открыть «Метель» Сорокина.  Нисенбаум пишет со сказочной серьезностью и уверенностью, как будто все события реальны. Очень здорово в это играть, уже не словами, а вполне себе наряжаться в шмелей и пчел. Анна Десницкая, «Звезда» Эта книжка сейчас полезна, к сожалению, большой части аудитории. Она про то, как сохранить дом, когда у тебя нет дома.  Аня не писатель, а художник, она известна по книгам «История старой квартиры», «Транссиб», «Фермерские рынки» — это виммельбухи, книги для разглядывания. И вот Аня была вынуждена уехать вместе со своей семьей и долго скитаться по самым разным местам.

http://pravmir.ru/chto-pochitat-s-detmi-...

Сие бо дело есть дело существенное для всякого Христианина; сей труд есть труд истинный для всякого бессмертного к Богу стремящегося духа. Сей труд духа есть труд благородный, с благородством существа и происхождения его сходственный; от Бога бо происшедший дух Божескими, а не сатанинскими глаголами и заниматься должен. Сей труд есть труд, не вредный яд для духа приуготовляющий, но небесную манну доставляющий. Слово бо Божие есть хлеб небесный, с небеси от Самого Бога сшедший, и алчущие и жаждущие человеческие души питающий. Слово Божие есть духовная пища, силу к возбуждению, к оживлению, к восстановлению и к утверждению падшего человеческого духа сообщающая. Слово Божие есть духовная пища, которая восставленного Иисусом Христом нового человека подкрепляет, в порядке содержит, духовное здравие его соблюдает, внутреннее благосостояние его хранит, от смерти и тления его предохраняет, и к вечному животу его приуготовляет и ведет. Слово Божие есть труд духа, есть пища, есть также и покой. Слово Божие есть покой и для времени, и для вечности. Для времени оно есть покой; поскольку весьма сильно утешает дух наш блаженною вечностью: для вечности же оно есть покой; поскольку оно, яко средство, руководствует дух наш к истинному вечному блаженству. Когда человеческий дух волнами житейского моря обуревается, когда болезнями тела своего удручается, когда печалями мира и несчастиями, временной жизни обременяется, и когда нечаянным нападением смерти угрожается: тогда чем он утешается, и чем успокаивается? В таковые смутные минуты человеческий дух, Слова Божия не принимавший и не любивший, в нем не упражнявшийся, мятется, колеблется, смущается, отчаивается, в безумие приходит, и к сожалению, или лучше, к стыду всего человеческого рода, иногда сам на себя восстает, сам против себя вооружается, зверски себя терзает, мучит и убивает, и сам собою подтверждает, что всякого неверия существенный плод есть погибель и временная, и вечная. Напротив же того, дух, Словом Божиим занимающийся, оное любящий, в нем утверждения своего ищущий, действительно им и утверждается; он из Слова Божия получает веру и надежду в том, что Бог Помощник его, и Заступник его. Почему и бедность, и беды, и болезни, и притеснения переносит со упованием, не только не смущается, но и покоится, не только не колеблется, но яко гора Сион и не движется, не только не печалится, но и утешается, утешается в жизни, утешается и в час смерти, уповая после смерти получить вечный покой, уповая по оному Спасителя нашего Иисуса Христа в Слове Божием предлагаемому призыванию: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и аз упокою вы 6 . Чрез Слово убо Божие верующий человек в покое живет, в покое умирает, и порядком кончив подвиг свой, в вечный покой водворяется.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

От единаго бо разумна населится град, колено же беззаконных запустеет ( Сир.16:1–5 ). Наружные христиане, телесные поклонники часто радуются о наружном Богослужении своем, тем с радостию довольствуются, что они в некоторые дни во храмы приходят, что читают они по нескольку молитв и кладут по нескольку поклонов, что бывают они иногда при службе Божией и слушают учение Христово. Они так утешаются сим, что мнят, якобы довольно было сего. Но нет! Весьма много ошибаются они в сем. Тщетно радуются о наружности своей, напрасно мнят, что они сыты, когда не вкушали еще истинной пищи; ложно утешаются тем, что не может истинно утешать их. Когда Господь наш Иисус Христос сказал ученикам Своим, возвратившимся к Нему с радостию и глаголящим: Господи, и беси повинуются нам о Имени Твоем, сказал, о сем не радуйтеся, яко дуси вам повинуются ( Лк.10:17–20 ): то кольми паче всякому наружному христианину, телесному поклоннику не должно много веселиться и радоваться о наружности своей, о поклонах своих, о устных молитвах своих, не должно утешаться ими так, как существенностию своею, не должно сим единым довольствоваться. Ежели сила, бесами повелевать могущая, сила чудодействующая, не велико дело есть пред Богом: то кольми паче невелико дело есть пред Богом персты слагать, рукою махать, губами шевелить, ушами слушать и тело наклонять; когда все сие не будет соединено со внутренним расположением сердца. О сем едином, христиане, не радуйтеся, сим единым не довольствуйтеся, сими вещами не утешайтеся. Они столько же тленны, скоропреходящи и ненадежны, сколько и прочие увеселения и забавы; а посему и радость, от них происходящая, неосновательна, нетверда, тщетна есть. О чем же настоящим христианам, истинно во Иисуса Христа верующим, радоваться подобает, и какая человеческая радость истинная есть? Истинная радость есть та, которая от истинного происходит предмета. Истинный же предмет радости есть Сам Бог . Он есть самая истина, Он есть источник блаженства; следовательно, Он есть предмет истинной радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Видите, братья, что умирать приятно, утешительно и надеждно только христианину, и христианину тому, который веруя в Спасителя своего и сердечно любя Его, удостоился во время жизни внутренне увидеть дражайшее Лицо Спасителя Иисуса Христа и почувствовать сердцем своем меру благости и любви Его. А не имея веры во Христа, не ощущая в себе любви к священному Лицу Его, по недостатку внутреннего желания и стремления духа не удостоившись увидеть оного очами веры, и почувствовать милости Его, не думаю, чтобы умирать человекам было не тяжело, не мучительно, не смущенно, спокойно, надеждно. Нет! Без веры и без любви ко Христу умирать страшно, болезненно, страдательно. Ибо безнадеждно. Христиане, доколе еще мы живы и движемся, доколе еще в нас есть способность слушать Слово Божие, рассуждать о нем, познавать Спасителя своего Иисуса Христа, веровать в Него и любить Его, – веруем в Него, и веруем не только умом познавая Его и устами исповедуя, но с сильным жаром всегда желая видеть священное Лицо Его, Лицо Божественного Духа Его, во всякое время нам соприсутствующего, и присутствие Свое в нас и около нас то просвещением ума нашего, то наклонением воли нашей к повиновению святой Воле Небесного Отца, то внутренним побуждением к добру, то возбуждением сильных желаний духовных вещей и будущих благ ясно нам являющего; веруем тако во Спасителя своего, да сей живой верой, яко духовным оком, узрим благотворительное Лицо Его, узрим оное в неизреченных милостях Его, а узрев, с утешением проведем остатки дней своих, с великодушием перенесем немощи и болезненные страдания старости, и с надеждой вступим во врата смерти, вступим, произнося сия утешительные Иаковлевы слова: «да умрем отныне, понеже видехом Лице Твое, Господи!» Аминь! Беседа II. О том, что человеческая временная жизнь и кратка, и злополучна Малы и злы быша дние лет жития моего. Быт.47:9 . Люди по разнообразному расположению жизни или поведения своего, разнообразное имеют понятие и рассуждение о всей связи жизни своей и о всех с жизнью соединенных обстоятельствах своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Раннехристианские комментарии: разнообразие теорий Разбирая толкования Отцов Церкви, надо помнить, что они держали перед собой несколько иной текст, нежели еврейские толкователи, а именно LXX. Нередко раннехристианские толкователи вполне соглашались с иудейской традицией в том, что касается причин странного нападения. Правда, в их глазах заповедь об обрезании имеет уже меньшую ценность, и это побуждает их связать повествование с другими проблемами. Кроме того, они готовы признать, что Моисей действительно допустил серьезную ошибку, тогда как у иудейских толкователей хорошо заметно стремление оправдать Моисея. Например, Ипполит Римский утверждает 360 , что на Моисея напал не кто иной как Михаил, т. е. ангел-хранитель еврейского народа. Так он понуждал его сделать обрезание своему сыну. Иначе бы вышло так, что законодатель и посредник в деле искупления израильтян сам оказался нарушившим закон преступником, и израильтяне сочли бы его лжепророком. А Исидор из Пелузы упоминает этот отрывок 361 в связи с вопросом о крещении младенцев. Моисей, идя в Египет с необрезанным сыном, сам нарушил закон. Сефпора исправила ошибку, причем это сделала именно она, отмечает Исидор, поскольку женщины вообще в минуту опасности лучше знают, как помочь своим близким. Весьма оригинальную и интересную версию предлагает Ориген . Он кратко упоминает этот эпизод в двух местах 362 и называет нападавшего ангела «враждебным» – т. е. исходящим не от Бога, а от сатаны. Но еще в одном месте он рассматривает его подробно 363 и отмечает, что обычно обрезание производилось на восьмой день, если только ребенку не угрожала опасность. Вероятно, дело здесь в некоем ангеле, который был способен причинить иудеям вред до обрезания, а после обрезания становился бессилен. Когда воплотился Иисус, то в Его обрезании власть этого ангела была совершенно уничтожена, потому и последователям Иисуса не нужно совершать обрезание. Так Ориген подвел своего читателя к выводам, прямо противоположным тем, на которые указывает вся иудейская традиция.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

К тому же формы этикета подвержены куда более быстрым переменам, чем язык в целом. В современной Японии этикет упрощается благодаря переходу к постиндустриальному обществу с его мобильностью, когда на сложные церемонии просто не остается времени. В коммунистическом Китае сложные формы обращения (отчасти подобные японским) полностью не исчезли, но упростились и в значительной мере уступили место слову «товарищ», принятому у членов коммунистической партии. В обществе обычно существует несколько разных моделей вежливости, каждая из которых ассоциируется с определенным социальным контекстом. Кроме того, в литературе существуют свои условности. Например, в русском языке вполне устоялось различение форм вы и ты, но оно не применяется в переводных текстах или в оригинальных художественных произведениях, повествующих о древности или Средневековье. Видимо, это связано с тем, что обращение на вы пришло в русский язык из Европы только в XVIII в. и выглядит уместно только в контексте нового времени. В XVII в. и ранее при обращении к вышестоящим использовались другие формы вежливости, например, почетные титулы применительно к царю и уменьшительные суффиксы по отношению к себе: «Царю и государю и великому князю Михаилу Федоровичу бьют челом государевы ленские служилые люди Мишка Стадухин, Артюшка Шестаков, Мишка Коновал... чтобы бедность и разорение тебе были ведомы и про наше службишко было явно» (из отчета об экспедиции Семена Дежнева 1641 г.). Библейские персонажи, говорящие друг другу вы, будут смотреться так же неуместно, как если бы они использовали обращения Ваше превосходительство или Уважаемые дамы и господа. Точно так же русские не обращаются к Богу на вы (у французов такое встречалось нередко). Но дело здесь, видимо, не только в том, что обращение на вы выглядело бы анахронистично в контексте древних молитв. Повышение градуса формальности указывает на уважение, а понижение – на доверительность и близость между говорящими. Говоря с Богом один на один, молящийся стремится приблизиться к Нему, обращаться к Нему как к Отцу, а к родителям все же обычно принято обращаться на ты.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Но прежде чем пытаться ответить на вопрос: куда же, к какому из этих направлений тяготел более в своих проповеднических вкусах Макарий, посмотрим еще, каковы были другие элементы истории русского проповедничества, которые могли иметь какое-нибудь влияние в эпоху образования гомилетических взглядов Макария. – Почти с самого начала текущего столетия некоторая часть русских проповедников была под влиянием западного проповедничества. Это выразилось во многочисленных пе- —436— реводах западных проповедей и в стремлении подражать этому проповедничеству, ибо думали, что других образцов, лучших, для проповеди быть не может и на это влияние смотрели почти как на влияние желательное. Так много внимания оказывал к западной проповеднической литературе митроп. Михаил Десницкий . 363 Некоторые из епископов, как например, Аарон Нарциссов, епископ архангельский, сами переводили с немецкого и французского, и в числе переводов видим проповеди Иерусалима. 364 Вследствие этого ревнители чистоты учения в первой четверти текущего столетия прямо вооружались против проникновения к нам западных писателей и видели в этом большое зло. 365 Влияние специально французских проповедников на русских в первой половине столетия преосв. Филарет Гумилевский видит в проповедничестве известного Амвросия Протассова. 366 В конце —437— сороковых годов, автору вышедшей тогда в Киеве Гомилетики, Амфитеатрову, выражаемы были искренние похвалы за то, что наконец появилась русская гомилетическая теория, и при этом не был скрываем тот факт, что наши проповедники – практики до сего времени не были совсем чисты от подражательности западу. 367 – В —438— частности киевская академия не составила исключения в отношении ко влиянию западной гомилетики. Характерен взгляд митр. Филарета (московского) на один случай, в котором без сомнения отразилось общее течение дел. По распоряжению м. Евгения, сделан был перевод «советов молодому проповеднику» аббата Пуля 368 , и экземпляр оного ректор киевской Академии Моисей подарил (в 1825 году) Филарету московскому , Филарет отвечал: «благодарю за Совет молодому проповеднику, но кажется более оратору, нежели проповеднику.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010