Сим-то истинным внутренним крестом ветхий человек умирает, и новое духовное рождение внутреннего человека действительно совершается! Сим-то насилием или принуждением плоть – ветхий человек тлеет, а дух – внутренний человек обновляется! 1037 Сии-то нуждницы – истинные крестоносцы Христовы восхищают Царствие небесное! 1038 Без сего же креста без сего страдания и мучения внутреннего, может быть внутреннего рождения. Нет рождения без муки; нет победы без брани; нет венца без победы: нет истинного духовного Христианина без креста. Крест есть знамение святейшего Христианства. Крест есть основание возрождения. Господь Иисус Христос, пострадав и умерши на Кресте плотию ожил Божественною силою в нетление и славу: подобно и всякой человек, распеншийся на внутреннем кресте плоти, миру и сатане, умертвивши поврежденное человечество свое, оживет и возродится совершенно Божественною силою в нетление, в славу вечную. Темже убо, братие моя, отложив всякую гордость и удобь обстоятельный грех, терпением да течем и мы на предлежащий нам подвиг, взирающе на Начальника веры и Совершителя Иисуса, Иже, вместо предлежащие Ему радости, претерпеть Крест, о срамоте нерадив, одесную же Престола седе. Помыслите таковое пострадавшаго от грешник на Себе прекословие; и посему да не стужаете, душами своими ослабляеми; да не стужаете, неся всякий крест; да не стужаете, душами своими ослабляеми; да не стужаете, хотя бы и до крове стати случилось, противу греха подвизающеся; да не стужаете, для приобретения внутреннего рождения! 1039 Отделение 38. О делах тмы, коих не должно быть в возрожденных человеках Всякой тот, который из Слова Божия ясно познал Сына Его Господа нашего Иисуса Христа, чрез тайны Его зачался, истинным внутренним крестом совершенно в духе своем возродился, возродился в новую духовную жизнь, – всякой тот должен умереть в наружном своем человеке; должен, по изъяснению Апостола Павла, отложить ветхаго человека. Ибо он говорит к Ефесеем, а в лице их и всем Христианам следующее: Вы не тако познасте Христа; вы не такое должны иметь познание о Христе Иисусе, чтобы, познав Его, вложиться в нечаяние, предаться студодеянию, в делание всякие нечистоты: но аще убо слышасте Его, и о Нем научистеся, якоже есть истина о Иисусе; то не другому чему о Нем научиться должны, как отложити, по первому житию, ветхого человека тлеющаго в похотех прелестных; не другому чему о Нем научиться должны, как совлещися ветхаго человека с деянми его, именно, умертвить уды своя, яже на земли, блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоимание, еже есть идолослужение, ихже ради грядет гнев Божий на сыны противления; не другому чему о Нем научиться должны, как отложить вся та, в нихже иногда ходили и ходим, живя по плоти, отложить вся та, гнев, ярость, злобу, хуление, и срамословие от уст своих 1040 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Неизвинительны ни язычники, ни Иудеи, сами себя добровольно предопределению Божию на вечное мучение подвергающие. А паче мы, братие, неизвинительны будем; мы, которые и огонь и воду имеем пред собою; мы, которые весьма ясно видим и путь к вечному животу, и путь к вечной смерти; мы, от которых самих действительно зависят и спасение и погибель, – неизвинительны будем мы, ежели весьма ясный Свет Божий, Свет Христов презрим, естьли путь к блаженному животу и к вечному спасению оставим, ежели искуплением Спасителя не воспользуемся, ежели чрез Него, Божественною силою Его, не возродимся, и чрез сие подпадем строжайшему определению Божию на вечную погибель. Страшимся сего, Христиане, да не будем вольные самоубийцы! Ибо как свое тело убивающий, плотскую временную жизнь у себя самого отнимающий, самоубийца есть: так точно и главнейшую часть существа своего, душу свою убивающий, духовного, вечного живота добровольно себя лишающий, самоубийца же есть, и высший еще самоубийца. Страшимся сего, да не погубим сами себя на веки! Понеже и живот, и смерть, и спасение и погибель зависят от нас самих. Хотя Господь наш Иисус Христос есть Источник вечного живота, и Он единый сообщает его людем: но по елику сообщает Он его только тем, которые охотно хотят принять, которые ищут его, и которые всеми образами стараются заслуживать его; то по сему самому можно сказать, что живот и смерть, и спасение и погибель зависят от нас самих. К чему мы руки свои прострем, то и восприимем: что мы сами восхотим, то и дастся нам. Ежели мы возлюбим исполнение заповедей Христовых, яко преддверие живота; то и получим вечный живот и спасение: а ежели возлюбим грех, которого неминуемый оброк есть смерть; то и восприимем себе в наследие вечную смерть. Просим, братие, Господа, и всегда молимся к Нему внутреннею молитвою! да Господь Бог наш возжет в нас истинную ревность, и обратит всю волю нашу на искание пути спасения, и на охотное шествование по оному к Царствию небесному. Молимся! да премилосердый Бог и Отец наш, яко предуведевый, предуставит, призовет, оправдает и прославит нас вечною славою Своею в возлюбленном Сыне Своем Иисусе Христе. Отделение 42. О временной смерти всех человеков

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Тогда Свет мира сего, вся прохладительность и животворность его прейдет в духовный, блаженный, Светом Божиим растворяемый, Ангельский мир; а тма мира сего и вся жестокость и едкость огненная к темному началу, к аду в существенности своей присоединится: так как и самые человеки, Свет Божий во времени стяжавшие в себя, с утонченными телами своими прейдут в Свет и в Царство Божие; а адскою тмою здесь осквернившиеся ввергнутся в темный ад и в вечную смерть. Но что есть ад и вторая смерть? сие будеш содержанием следующего учения нашего, которое прошу токожде не лишить благосклонного внимания вашего, яко весьма служащее к общему нашему назиданию, ко удержанию нас от греха, а чрез сие и ко избавлению нас от самого ада. Отделение 47. О аде и вечной смерти Как было во дни Ноевы, говорит Сам Спаситель наш: тако будет и пришиествие Сына человеческаго. Яко же бо беху во дни прежде потопа, ядуще и пиюще, женящеся и посягающе, до негоже дне вниде Ное е ковчег; и не уведеша, Дóндеже прииде вода и взят вся; – или якоже бысть во дни Лотовы, ядяху, пияху, куповаху, продаяху, саждаху, здаху; в оньже день изыде Лот от Содомлян, одожди камык горящ и огнь с небесе, и погуби вся: такожде будет и в пришествие Сына человческаго 1320 . Приидет Господь на землю тогда, когда не думают; поставить Престол Свой на облацех небесных, всех соберет пред Судище Свое, даст суд по делам каждого, вся огнем пожжет, разрушит и преобратит в то, чем все вещи в начале были, в самую, то есть, тончайшую, стихийную существенность. животворный свет мира сего к Ангельскому, духовному, световидному жилищу присоединится: а жестокая тма в адские прейдет пределы. Но что такое есть ад? Ад в собственном своем смысле есть не что другое, как-то место, в котором пребывают отпадшие от Бога злобные духи; ад есть темное, мучительное, сатанинское жилище; ад есть огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его 1321 . Как весьма Бессомнительна сия истина, что существуют темные, злые духи; Бессомнительна и по свидетельству Священного Писания и по многим опытам, показывающим существование и действие их: так весьма Бессомнительно должно быть, и то что есть для них особенное место, приличное существу и свойствам их жилище.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Когда в теле превозмогает прочей стихии огонь, тогда делается чрезмерный жар, и бывают болезни палящие; когда превозмогает воздух, яко существо холодное, тогда делается чрезмерный озноб, и бывают болезни лихорадочные или ознобные; когда превозмогает вода, тогда делаются болезни водяные; когда земля, тогда болезни расслабления телесного. Ежели же которая из сих стихий не только превозмогает прочие стихии, но и совсем в себя поглощает, у всех силы и действия отнимает, а чрез сие порядок действия останавливает: то и совсем тело убивает или умерщвляет. Тело дотоле в здравии пребывает и живет, доколе в нем все стихии силу имеют и действуют: а как скоро какая стихия другие обессиливает, тотчас тело заболевает: когда же и совсем их силы уничтожает, тогда тело умирает. Грех убо есть не что другое, как яд, разлившийся по всем членам, и телесным и душевным; есть не что другое, как яд заразивший все части и души и тела; есть не что другое, как яд, производящий и болезни и самую смерть. Из сего же следует заключить, что когда грех был причиною болезней и временной смерти; и ныне тот же самый грех бывает существенною виною умножения телесных немощей и скорого приближения смерти: то весьма обязан человек и для того убегать грехов, дабы прежде времени не убивать тела своего, не отнимать самому у себя временной жизни своей, которая дана нам от премилосердого Бога на исправление наше, на обновление падшего существа нашего, на приуготовление к вечному животу. Всякой тот самоубийца есть, который грехами яко смертоносным ядом заражает не только душу свою, но и тело в различные болезни ввергает оное, и наконец умерщвляет. Всякой тот своею рукою убивает тело свое, который блудным огнем измождевает и сожигает оное; который пиянственною водою потопляет оное; который сильным ветром злобы ненависти и зависти задушивает оное; и который тягостною землею сребролюбия и любоимения подавляет оное. Всякой тот и болезни свои умножает и смерть ускоряет, кто от грехов и беззаконий не только себя не предостерегает, но грехи на грехи умножает, а чрез сие чрезвычайному себя наказанию Божию подвергает: ибо средство исправления своего сам у себя отнимает.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Видите, братия моя возлюбленная, сколь нужно есть возрождение, новое духовное рождение! Видите, что возрожденные только спасаются а невозрожденные на веки погибают. Почему, молю вы, братие! попечемся о духовном рождении о внутренней перемене духа, ума и сердца, о перемене всемогущею силою Духа Божия о том, чтобы внутренний наш человек зачался, ожил, возродился, просветился и спасся, чтобы он новый ум, новую волю, новое сердце восприял, чтобы он в сущность Христову, в Самого Христа облекся, и чрез сие вечный живот Его получил. Помолимся ко Господу, рцем вси от чистого сердца: Господи спаси ны! погибаем 1141 . И подлинно погибаем: ибо многим из нас и смерть уже предстоит, и гроб предлежиш, только не знаем того, в который час позовут к ответу; а о возрождении, которым приобретается вечное спасение, нимало не помышляем. Будем молиться всегда ко Господу, тако глаголя: Господи, спси ны! погибаем. Отделение 41. О предопределении ко спасению и погибели, взятом в собственном оного смысле Все те, сказали мы в предыдущем Отделении, получат вечный живот и вечное спасение, которые силою Иисуса Христа и содействием Святого духа возрождены и возрождаются, новую, духовную святую жизнь ныне приобретают: а те все приимут в возмездие себе вечную смерть и вечную погибель, которые не возрождены и не возрождаются. Все те избраны, приняты и блаженными учинены будут, которые во Христа облекаются и со Христом едино бывают: а те все отторжены и погублены будут, которые и волею, и делами своими Иисуса Христа отвергаются и от Него отдаляются. Все возрожденные ко спасению, а невозрожденные к погибели определяются. Но чтобы кто при сем не помыслил того, что когда есть избрание ко спасению, то, может быть, есть и предопределение на оное, и те только спасаются, которые предопределяются, а те погибают, которые чужди сего благодатного предопределения бывают, или которые к вечной погибели назначаются; чтобы, говорю, кто не помыслил сего, и не остался в душевредном заблуждении: то мы, в общую пользу нашу и для спасения всех нас, рассмотрим – есть ли предопределение? что оно такое есть? ив каком смысле оно истинно?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Довлеет бо вам мимошедшее время жития, волю языческую творившим и ходившим в нечистотах, в похотех, в пиянстве, в козлогласованиих, в лихоимании и в Боегомерзских идолослужениях 1076 . Все возрожденные человеки не должны быть сопричастницы сынам непокорным. Быша бо иногда тма, ныне же свет о Господе: а посему и ходить должны якоже чада Света; ходить должны, творя плод духовный, иже есть во вся кой благостыни и правде и истине, искушающе, что есть благоугодно Богови, и совсем не приобщаяся к делом неплодным тмы 1077 . Все в новую духовную жизнь возрожденные человеки, яко сынове Света и сынове дне, не должны спать во грехах, якоже чада нощи и тмы, но должны бодрствовать и трезвиться, облекаяся всегда во одежды Света 1078 . Все истинно верующие должны иметь действительное обновление существа своего, и должны всегда украшаться делами Света. Но какое должно быть сие обновление? каких свойств должен быть новый человек? в чем должна состоять сущность его? Сущность первозданного непорочного человека состояла в правде и истине, состояла во образе и подобии Божии, состояла в сходстве или уподоблении Триединству Божию: сущность падшего поврежденного человека состоит во уклонении от Триединства Божия к порочному триединству – к похоти плоти, к похоти очес и к гордости житейской: сущность же обновленного и возрожденного человека должна состоять в совершенном умерщвлении ветхого, поврежденного человечества, в умерщвлении греховного триединства, и в возвращении правды и истины, в восстановлении образа и подобия Божия, во уподоблении себя Святейшему Триединству Божию. Сущность, или главные части, составляющие нового человека, суть три, уподобляющиеся Триединству Божию. Сущность внутреннего человека состоит в святом триединстве; как то небесным Светом просвещенный Апостол Павел определяет, тако глаголя: ныне пребывают вера, надежда, любы, три сия: больши же сих любы 1079 ; почему и увещавает новорожденных человеков стяжавать сие святое триединство, сице говоря: мы, суще сынове дне, да трезвимся, оболкшеся в броню веры и любве, и в шлем упования спасения 1080 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Аминь! 1346 Чрез всю блаженную вечность, и во всех с вечностию сопряженных небесных кругах будет слышаться сие от разумных духовных тварей Триипостасному Божеству воспеваемое сладостнейшее славословие: Аллилуия! Спасение и слава и честь и сила Господу нашему! яко истинни и правы суды Его; яко судил есть любодейцу велику, греховный мир и похоть его – грех, яже посмради и растли землю любодеянием своим; и отмстил кровь рабов Своих от руки ея. Аллилуия! яко воцарися единый Господь Бог Вседержитель. Аллилуия! Радуимся и веселимся, и дадим славу Ему: яко прииде брак Агнчий, и жена Его уготовила есть себе. Приидите и соберитеся на Вечерю великую Божию! 1347 – В-четвертых, все Царство Божие исполнено будет тех благ, кои мы получить ныне веруем и уповаем; исполнено будет таких благ, ихже око не виде, ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, и кои узрят и восприимут любящие Его 1348 ; исполнено будет духовной величайшей радости, неописанного веселия, неизреченного утешения, сладчайших чувствований, беспрестанного удовольствия, внутреннего мира и спокойствия. Тамо не будет ни плача, ни вопля, ни болезни, ни смерти, яко первая мимоидут, и Бог отъимет всяку слезу от очию их; тамо не будет анафемы и клятвы, а едино Божие благословение; тамо не взалчут ктому, ниже вжаждут, не имать пасти на них солнце, ниже всяк зной: яко Агнец, Иже посреде престола, упасет я, и наставит их на животныя источники вод, излиет на них чисту реку воды животныя, светлу яко кристал 1349 , напитает их небесною Своею манною и напоит вечною Своею сладостию. – В пятых, Царство Божие будет способнейшим местом созерцать Триединого Бога, не в тварях, не задняя Его, не в зерцале и гаданиях, но лицем в лицу, якоже есть; как-то свидетельствует о сем языков Учитель, тако глаголя: видим ныне якоже зерцалом в гадании, тогда же лицем к лицу; ныне разумею от части, тогда же познаю, якоже и познан бых 1350 ; – что и таинственник Христов подтверждает сими словами: возлюбленнии! ныне чада Божия есмы, и не у явися, что будем: вемы же, яко егда явится, подобни Ему будем; ибо узрим Его, якоже есть 1351 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Плоть Его прежде была груба, видима осязаема: в воскресении же учинилась тончайшею, из земной небесным Телом, из плотской духовным, кратко, такою, что могла и видима и осязаема быть от учеников, и невидима и неосязаема, грубыми телами неодержима, всюду проходна; она имела вид плоти и костей, когда Фома осязал; имела вид и духа, когда пришел к ним Христос дверем затворенным 1287 . Плоть его была тленна, немощна, душевна, страданиям и смерти подвержена: востала же в воскресении нетленною, сильною, бесмертною, славною, духовною 1288 , прославленною, в Божественный Свет облеченною, – словом, такою, которая совершенно способна была вознестись с Божеством Сына Божия на небеса, вступить в Ангельские, бесплотным духам приличные места, и сести одесную Самого небесного Отца. Подобно и все мертвые воскреснут, востанут умерших тела; но востанут не в таком виде, в каком он находятся ныне от падения. Ныне оне грубы, тверды, тягостны, тленны, немощны, смертны, видимы, земны: но востанут во общее всех воскресение совсем в другом виде, в виде отменном от сего; оне вместо грубых будут утонченными, вместо темных и твердых просветленными и всюду проходными, вместо тяжелых легкими, скоро парящими, так что в единое мгновение ока оне от всех стран вселенной, якоже орли соберутся пред престол Божий; оне будут вместо тленных нетленными, вместо немощных сильными, вместо смертных бессмертными, вместо видимых телесным очам невидимыми, вместо земных и плотских точно духовными. И при всей таковой перемене своей оне будут не привидениями какими или зраком, и не духами, а истинными телами, вид тех же человеков имеющими, так что друг друга в то время познать будет можно, как и Апостоли познали Христа по воскресении Его; а будут только оне истинными телами духовными. Ибо Апостол Павел, свидетельствуя о воскресении мертвых, говорит: сеетя теперь тело в тление, востает в нетлении; сеется в немощи, востает в силе; сеется тело душевное, плотское, востает тело духовное. Есть бо тело душевное, и есть тело духовное 1289 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Напрасно вы, бедные человеки, обезображиваете себя сим ныне! тяжко вам будет носить сию личину и тогда, когда, здесь не очистившись ввергнетесь в адскую тму! Спасительнее бы вам было вместо сего безобразия украшать внутренность свою! – Что тогда будут наружные украшения человеческие, головные уборы и драгоценные одежды, для прелести устроенные? Не что другое как самое гнусное рубище, о всех внутренних блудных похотствованиях и делах свидетельствующее. Тщетно вы, бедные человеки, сею прелестною суетою чрез все время жизни занимаетесь! Спасительнее бы вам было вместо оного украшения тела, гнилого гроба, оживлять и украшать во гробе сем лежащее, мертвое грехом, духовное существо! – Что будут тогда титла и высокие имена? Не что другое, как самые избившиеся, согнившие и ни к чему уже годные бумаги или грамоты, свидетельствующие суетность нашу. Напрасно мы, бедные человеки, сею суетою занимаемся! А спасительнее бы нам стяжавать имя новое, духовное, существенное, имя и во времени, и в вечности пребывающее, имя истинных Христиан, чад Божиих, искупленников Христовых! Сии бо внутренние украшения, сии высокие титла никогда не отнимутся, а будут всегда пребывать в человеках и с человеками и будут причиною истинной духовной радости. Ибо все те весьма возрадуются тогда, которые увидят себя в живот воскресшими, одесную Царя поставленными, благословенными сынами Божиими названными, в Божественный Свет облеченными, и всегда с Господем пребывать имеющими; тогда радость их совершенно исполнена будет, так возрадуются сердца их, что радости их никтоже возмет ктому 1315 . Но напротив, какой страх, какое уныние какое отчаяние обымут души тех, кои увидят себя на левой стороне и во тме, услышат на себе проклятие и сатанинское название, ясно узрят и внутреннее и наружное безобразие свое, гнусность свою, и почувствуют жесточайшее мучение от разлучения с Господем происходящее! Возрыдают и восплачут они; но поздно и без пользы! – А лучше, кто не хощет подпасть сему жребию, тот ныне да страшится и плачет, пока время есть плача; тот ныне да кается, пока время есть покаяния и слез.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Сия похоть плоти, яко греховное начало, яко поврежденное семя, внутренним своим вожделением зачинает внутри человека, в сердце его различные грехи, и рождает их во свое время. Похоть плоти поврежденным вожделением своим производит в человеке сластолюбие и сладострастие, Сластолюбие есть не что другое, как греховная наклонность ко услаждению вкуса. Сладострастие же есть порочное наклонение ко удовлетворению плоти плотскими нечистотами, блудными делами. Сластолюбие есть непотребная родительница смертного греха, греха, душу убивающего и вечной смерти предающего, именно, чрево-неистовства, или обжирства и пиянства. Обжирство есть такой порок, которой человек тогда содевает, когда пищу, по клятве на грех от Бога наложенной с трудом, в поте лица приобретаемую и для единого нужного напитания тела определенную, в пресыщение свое употребляет, употребляет во утолщение плоти своей, употребляет во умножение похотей ее, употребляет единственно в похотливое услаждение вкуса своего, и употребляет, иногда, или лучше, и всегда лишая чрез сие десять, сто тысячу человек нужного пропитания. Подобно и пиянство есть такой порок, которой человек тогда содевает, когда питие, для единого утоления жажды назначенное, в пресыщение свое употребляет, употребляет в возжение похотей своих, употребляет в совершенное погубление рассудка своего, употребляет в действительное помрачение разума своего, употребляет, бесполезно иждивая все имение свое и неприметно повреждая телесное здравие свое. Ибо пиянство бывает причиною всякого несчастия – и бедности и нищеты, и многоразличных телесных болезней, и даже самых душевных немощей. Пияный, яко скот несмысленный, все то производит в действо, к чему его еще только влекло внутреннее вожделение. Почему Апостол Павел, предостерегая от сего гнусного порока, говорит: братие! неупивайтеся вином, в нем же есть блуд 1044 ; и Соломон свидетельствует, что терния прозябают в руце пияницы, и порабощение в руце сих безумных 1045 ; и Сирах говорит: в вине не мужайся, многих бо погуби вино.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010