Похоть бо, живущая в сердце, раждает грех: похоть плоти рождает прелюбодеяния, любодеяния, обжирства, пиянства; похоть очес рождает лихоимания, татьбы, убийства, пышности и наряды; гордость житейская рождает всякие обиды, клеветы, лжесвидетельства, поношения, неправды, и проч. Всякой же грех, родившийся от похоти, раждает смерть 405 , смерть вечную. Сии-то уды неправды должно умертвить в себе! 406 сии то внутренние пожелания должно попалить огнем любви к Богу и ближнему, дабы не только ничего чуждого ни чрез грабительство и насилие, ни чрез лукавство, ни под видом права какого не притяжать, но и не пожелать; не только чуждого не пожелать, но и кому Бог благодетельствует, доброжелательствовать! Да не будет око твое лукаво, яко Господь благ есть 407 . Всякой из нас должен радоваться о благосостоянии ближнего своего; должен любить правду, истинную правду, а не тень ее; должен ближнего предостерегать от козней неприятельских м подавать ему в нуждах его помощь. Всякой из нас должен возбуждать себя к чистоте сердца, и удалять от себя плотские вожделения, коими и помышления и слова и дела оскверняются; должен возбуждать себя к тому Словом Бога нашего, Которого воля есть чистота и святыня наша 408 , – страданием Христовым, Который, для очищения нашего, пролил Кровь Свою, – излиянием Духа Святого, Который ниспослан для освящения нашего. Всякой из нас, чтобы не иметь и самого желания к притяжанию, должен отвергнуться себя, должен умертвить в себе привязанность к люблению. Кто Христов хощет быть: должен распять плоть со страстьми и похотьми 409 , должен отвернуться всякого удовольствия ее; а полагать все свое удовольствие в едином Боге Отце и Господе Иисусе Христе и в Святом Духе Его, последуя сему Давидову совету: насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего. Вкусите и видите, яко благ Господь, и возлюбленна селения Его! 410 Всякой из нас должен сие творить, памятуя смертность свою, помня, что он умереть должен, и должен будет, свое оставить: мир бо преходит и похоть его; а творяй волю Божию пребывает во веки 411 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Ибо Бог в Откровении Своем не чрез тень не чрез темный образ, какова есть видимая природа, являет нам Себя Самого, и не издалека, но как бы вблизи представляет и ясно изображает: кто Он? каков Он? какие суть дела рук Его, и какое их назначение? . Итак, принятое и веруемое нами Откровение что, во-первых, предлагает нам? То, что Бог есть Существо, ни от кого не зависящее, ни от кого не произшедшее, но всегда, вечно Само по Себе существующее и содержащее в Себе причину всех существ сотворенных. Бог есть вечный, неизмеримый, невидимый Дух, Дух в неприступном свете обитающий; есть самосуществующее Единство и неисследимая Глубина, в которой естественный разум совсем теряется, которая единою сердечною верою постигается и единым Духом Божиим открывается; как говорит Апостол Павел: нам Бог как о Себе, так и о благах Своих открыл есть Духом Своим; Дух бо вся испытует, и глубины Божия. Кто бо весть от человек, яже в человеце? точию дух человека, живущий в нем. Такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий 18 . И мы что знаем о Боге; какие понятия имеем о Существе Его: то знаем мы сие по единому откровению Духа Его. И Бог Духом Своим открывает нам Себя Столько, сколько мы, яко существа ограниченные, вместить можем; открывает от части, а не совершенно. Совершенного понятия о Боге яко Существ неописанном и непостижимом, мы несовершенные иметь не можем. И Моисей когда просил Господа, чтобы Он явил Себя ему да разумно видит Его: то попустил видеть ему только задняя Своя, только некоторую часть славы Своей, только остатки той славы, которая мимо его пройде, как он покрыт был рукою Господнею; лица же Его видеть, совершенно познать Существа Его и славы Его не мог зане, сказал Сам Господь, не возможно видети лица Моего; не бо узрит человек лице Мое, и жив будет 19 . А когда Моисей, великий Божий Пророк, тот, который, по уверению Самого Бога, обрете благодать пред Ним, от части только видел Господа: то кольми паче наше познание о Боге в сей многогрешной жизни долженствует быть частное и ограниченное. Впрочем мы должны молить Его благость, да удостоит нас хотя и таковое получить чрез откровение Святого Духа в сей жизни, да оно споспешествует нам к достижению совершенного познания в будущей жизни, да сподобит нас предстать лицем к лицу, и узрет Его, якоже есть 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Но в чем должно состоять сие почтение к родителям как естественным, так и духовным? Всех тех, коих Бог во управлении нами во образ Свой поставил, почитать есть не что другое, как иметь во отношении к ним сии добродетели: 1) Страх, страх не рабский, но сыновний, страх со уважением и почтением соединенный, страх ради Бога, единственно для того, что Бог дал им таковую над нами власть. 2) Любовь, которая в том должна состоять чтобы нам сердца свои к ним прилеплять, духом с ними соединяться, всякого благополучия им желать, и душевного, и телесного, всемилостивого Бога о сем просить, и радоваться, ежели Бог дарует им сие. 3) Смиренномудрие, то есть, чтобы не только не гордиться пред ними не презирать их, не бунтовать против воли их, но и всячески уничижаться и смиряться пред ними. 4) Терпение, которое в том должно состоять, чтобы не только ошибки родителей и в должности родителей находящихся без осуждения сносить, погрешностей их не злословить, а Бога только о исправлении их просить, но и самым обличениям, укоризнам и наказаниям их великодушно покоряться. 5) Повиновение, повиновение всем повелениям их не за страх, не опасаяся наказания их, но за совесть, яко угодно есть сие Господу Богу нашему; повиновение не только во младости, но и в совершенных летах; повиновение не только в частных, в малых делах, но и в важных, как-то в избрании общественной должности, во вступлении в супружество и проч.; повиновение не только благим и кротким, но и строптивым. Во всем должно им повиноваться, исключая только то, когда они что-нибудь не Христианское советуют. В таком только случае можно их не слушать, так, как рабы Сауловы не хотели слушать Саула Царя своего в том, чтобы убивать жрецов, или как бабы Египетские не слушали Фараона и не убивали детей Израильских 304 . В сем бо случае, то есть в совете нечестивом, ежели кто послушает или родителей, или начальников, а не возненавидит, не преслушает их, тот преступит Евангельскую заповедь, тот не может быт Христов ученик 305 . В сем случае должно преслушать и не покориться, не покориться же не причиняя с намерения досады им, не ожесточая их, но со всякою ласкою оправдывая поступок свой. 6) Благодарность, благодарность и устная и сердечная, благодарность, и словами, признанием пред всеми благодеяний их и самым делом, воздаянием за благодеяния их свидетельствуемая благодарность, и в словесном благодарении, в наружном почтении состоящая, и во внутренней любви, чрез вспоможение бедности и болезненной старости их свидетельствуемая. Вот что значит чтить или почитать отца и матерь, и всякое духовное и гражданское начальство! Чтить отца и мать есть страшиться их, любить их; прилежать в звании своем из повиновения к ним, ради Бога и ради общественной пользы, за благодеяния платить благодарностию, и не только их, но и всякого почитать, а не презирать, исполняя сие Павлово повеление: ничтоже по рвению да будет или тщеславию, но смиренномудрием друг друга честию больша себе творяще 306 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Не удержимо зло есть лживый язык, исполнь яда смертоносна. Он благословляет Бога и Отца; он кленет в тоже время и человеки, бывшия по подобию Божию. От одних уст исходит благословение и клятва: однако далее, присоединяет он, не подобает, братие моя возлюбленная, сим тако бывати, между нами, между Христианами. Христиане должны быть мужи совершенные; а совершен муж есть, аще в слове не согрешает. И таковый, обуздав язык, силен обуздати все тело 391 . Духовная кража есть; ежели кто имеет какое-нибудь подозрение на ближнего своего, думает, что он таков, каковым и не бывал; не только сам думает, но и в других подозрение к нему производит, или черными красками всегда описывая его, или криво толкуя слова его, или зная, что он добрый человек, но не защищая его от клеветнических уст. И тот крадет доброе имя ближнего, кто клевещет на него; и тот, кто охотно слушает клеветы его. Духовно красть есть неблагопристойно смеяться и шутить над ближним своим, и чрез то чести его вредить и внутренно оскорблять. Духовно красть есть скорый, а по сему весьма часто, или лучше, всегда ложный издавать суд на ближнего своего. Духовно красть есть открывать тайны ближнего своего, дабы и сие обратить в поношение его. Ради поношения, говорит Сирах, и гордыни и откровения тайны, и язвы лестныя, отбежит всяк друг; а по сему таковый дает совет: на друга и на врага не поведай; и аще не будет тебе греха, не открывай. Слышал ли еси слово? да умрет с тобою. Обуздаваяй бо язык тихомирно поживет 392 . Все то есть духовная кража, что может язык наш обратить во вред ближнему своему; во вред не только наружный, но и во внутренний; не только в повреждение чести но и в самое погубление добродетели его. А когда льстивые слова, прикровенная речь, лицемерные поступки, ложь, обманы, клеветы, порицания и неправедные свидетельства суть духовная кража и погубление ближнего своего: то, Христианине! не послушествуй на ближняго своего свидетельства ложна; не послушествуй, ежели хощешь быть чадом Божиим, а не чадом диаволим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Как скоро они плод запрещенного древа съели, как скоро заповедь Божию преступили, как скоро от воли Божией уклонились: тотчас и наказание постигло человеков, тотчас величайшая произошла в человеческом существе перемена, тотчас ужаснейшие увидел человек от преступления своего следствия. Как скоро они вкусили от плода запрещенного древа, то вдруг отверзошася очи обема, и разумеша яко наги беша; как скоро вкусили от плода сего, то преобратилось вдруг райское, светообразное тело в грубое, темное, скотское, каким его и ныне видим. Какое удивление, какое недоумение, какой страх и ужас долженствовал объять их; когда они увидели себя в таковом превращении, увидели себя нагими, скотские, грубые тела имеющими! Первое для них мучение было стыд: они стыдились воззреть не только друг на друга, но и самих себя, получив, вместо райского одеяния Света, плотскую, грубую кожу; и для сего сшиста или связаста листвие смоковное, и сотвориста себе препоясания 128 , дабы не видеть друг y друга постыдных и гнусных частей тела; они сожалели и смутились, что красоту лица на безобразие, одежду Света на одежду плотской кожи, нетление на тление, и прочие телесные совершенства на недостатки променяли. Как скоро вкусили они от запрещенного плода, как скоро уклонились от воли Божией: тотчас и Бог уклонился от них любовию Своею, удалился от сообщения с ними, и был готов к произведению в действо того определения своего, которое предсказал человеку прежде падения его; Бог вскоре уже намеревался открыть праведный гнев свой и наложить то наказание, коим он предостерегал его от греха. И для сего-то самого, то есть, чтобы открыть гнев Свой и изрещи Адаму решительное определение, Бог паки видимо явился в Раю, явился по полудни, когда день в Раю начинал уже охладевать, когда светлый полдень переменялся в вечер, когда райский свет близок был к переменению во тму; явился в сие время, ходил в оном, наполнял его присутствием Своим, как и прежде. Адам же и жена его, услышав глас Господа Бога ходяща в Раи, и чувствуя, что они далеки от Бога и мерзки пред лицем Его, скрыстася от лица господа Бога посреде древа райскаго; но Бог, яко бы не знал падения Адамова, воззва его, и рече ему: Адаме! где еси? Воззва, сице глаголя, не то сим означая, яко бы Бог, будучи вездесущ, всеведущ и всевидящ, не знал падения его, и не видел, где он; воззва же тако, то сим означая, что он сим поступком своим далеко уклонился от Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Сие то есть плотское прелюбодеяние, которое сею заповедию запрещается: не прелюбы сотвориши; и о коем Апостол Павел тако говорит: сия ест воля Божия – святость ваша, хранити себе самих от блуда, и ведети комуждо от вас свой сосуд стяжавати во святыни и чести, а не в страсти похотней, якоже и языцы не ведящии Бога. Но под сею заповедию: не прелюбы сотвориши, не одно сие плотское, грубое, скотское разумеется прелюбодеяние; а заключается в ней и другое, тонкое, духовное прелюбодеяние, о котором великий Учитель наш Иисус Христос, яко Дополнитель и Истолкователь Закона Божия, тако говорит: Слышасте, яко речено бысть древним: не прелюбы сотвориши. Аз же глаголю вам: яко всяк, иже воззрит на жену похотным оком, с похотию очес, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем 333 , уже духовное учинил с нею прелюбодеяние; хотя обстоятельства и, может быть, самое несоглашение оного предмета не допустили его сделать плотского, грубого, скотского блудодеяния. К сему духовному прелюбодеянию не только вожделение сердца принадлежит, не только похотное воззрение очес, но и самый соблазнительный язык, любострастные слова принадлежат к оному прелюбодеянию о чем премудрый Соломон тако говорит: не внимай злей жене: мед бо каплет от устен жены блудницы, яже на время наслаждает твой гортань, последи же горчае желчи обрящеши, и изощренну паче меча обоюду остра. Безумия бо нозе низводят употребляющих ю со смертию во ад; – и паки: яма глубока уста законопреступных, а наипаче уста блудницы; возненавиденный и оставленный от Господа впадется в ню 334 . К сему духовному прелюбодеянию принадлежат неприличные движения тела и наружные плотской любви знаки, которые Соломон так в блуднице представляет: жена, зрак имущи прелюбодейнич, яже творит юных парити сердцам, воскрилена же есть и блудна; в доме одна не почивает, но время некое вне глумится, на распутиях при всяком угле приседит; и, егда сретает от безумных чад юношу скудоумного, глупого, рассеянного, лобзает его, и безстудным лицем тако говорит к нему: жертва мирна ми есть! днесь воздаю обеты моя! Сего ради изыдох в сретение тебе желающи лица твоего, обретох тя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

И ныне бо в том человеке, в котором обитают нечистоты, скверны греховные, адская тма, начинается чувствование жестокого ада. Не может быть мира, покоя и согласия внутри того человека, в котором есть расстройство и беспорядок внутренних дел, и несогласие с волею Божиею. Кто имеет в себе адскую тму, тот не может не предвкушать ада, тот не может не терзаться совистию, не чувствовать внутреннего угрызения. Ибо как совершение ада в самом его основании по смерти мучит: так и до смерти уже мучит начало ада, внутри человека основавшееся. И блажен тот, кто во времени узнает сие адское мучение! Блажен тот, кто почувствует сие Божеское звание! Блажен тот, кто, ощутив в себе грызение совести, обратится от сатаны н Богу, покается и исправится, и чрез сие, вместо горького ада, к сладчайшему раю приготовится! Так как напротив весьма несчастлив тот, кто, чувствуя в себе тму, горесть ада и мучения, не только не обращается, но еще тем более, по примеру сатаны, в злобе своей ожесточается! Ибо всякой таковый и здесь внутри себя мучится адом, и по смерти ввергается во ад, и после страшного суда в тот же ад заключится и по душе и по телу, и будет во веки мучиться; будет мучиться никогда не умирая: восхотят тогда человеки умрети, и не обрящут смерти; смерти бо не будет ктому 1330 ; будет мучиться ни духом не уничтожаясь, ни телом не сгарая, вечно в сем огне пребывая. Ежели ныне огненное светило, солнце всегда горит, и никогда не сгарает, и будет гореть не сгарая до общего всех вещей разрушения: то кольми паче духовно-стихийное, тончайшее, неразрушимое тело адское будет гореть, и никогда не сгарать; а в нем и все грешные человеческие духовные тела подобно будут гореть во веки не сгарая, будут мучиться никогда не уничтожаясь, и чрез сие более внутренние душевные мучения и страдания умножая. Весьма жестокое будет мучение адское, и без сомнения будет! – Многие претыкаются в сей истине, надеяся на благость, милосердие и любовь Божию; многие думают, что адские муки во устрашение только представляются, а в самой вещи их не будет по милосердию Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Сии то дела суть то истинное, пред Ангелами и пред человеками творимое, исповедание Бога Сына Иисуса Христа, за которое Он Сам обещался исповедать нас пред Отцем Своим, тако глаголя: Всяк, иже исповесть Мя пред человеки, и Аз даже до смерти, смерти же Крестныя; темже и Бог Его превознесе, и дарова Ему Имя, еже паче всякаго имени, да о Имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в Славу Бога Отца 1024 : подобно и всякой не иначе может пользоваться дражайшим искуплением Иисуса Христа, не иначе может достигнуть до совершенного возрождения и вознестись со Христом в Славу Бога Отца, как разве, по примеру Христову, смирить себя и послушлив будет Ему даже до самой смерти. Всеблагому Богу то только приятно и угодно, что в человецех низко: а напротив, все то Ему гнусно и отвратительно, что в человецех высоко. Смирение есть украшение и внутреннего и наружного человека; и есть великий шаг к духовному рождению: а напротив гордость и надмение есть срамость внутреннего человека; и, яко адское произведение весьма отдаляет человека от истинного возрождения. Как плотского рождения никак не может быть без мучения и болезней, по оной последовавшей от Бога за грехом клятве – в болезнех родиши чада твоя 1025 : так и духовного рождения не может быть без страдания. Мучение есть существенное действие всякого рождения, а наипаче еще духовного, яко перехождения из клятвенного состояния в благодатное. Господь Иисус Христос, Начальник и Совершитель нашея веры 1026 , не другим путем совершил человеческое искупление, как преданием, страданиями и крестною смертию: в чем Он Сам уверил нас, сказав на Кресте пред самою смертию: совершишася 1027 : равным образом и для каждого из нас нет другого пути ко окончанию духовного рождения к совершению дела спасения, кроме креста, кроме крестных страданий и мучений. Многие хотят быть в числе возрожденных, хотят носить на себе имя истинных Христиан и чад Божиих, хотят вступить в Царство Божие: но не многие согласны страдать со Христом на Кресте, не многие согласны крестную, в страданиях и мучениях состоящую жизнь препровождать; а желают к оному идти веселым и приятным путем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Невидимая бо Его от создания мира творенми помышляема видима суть, и присносущная Сила Его и Божество, во еже быти им безответным, естьли, разумевши Бога, почтут, прославят и благодарить будут не яко Бога, и естьли, имея дело законное в сердцах своих, спослушествующей им совести, и помыслом между собою осуждающим или отвещающим 1015 , не будут искать вышшего совершенного чрез Христа очищения. Иудеи имели и доныне имеют Слово Божие духовное, или законное в котором яко в зрецале, могут видеть во всей полноте тму свою, повреждение свое; могут быть из Божеских обещаний уверены о Искупителе человеческого рода; могут быть из определения времен и показания признаков, уже собывшихся, убеждены о пришествии Его и могут быть сильно возбуждены искать в Нем едином довольного средства ко искуплению своему. Мы, вступившие чрез таинство Крещения в Святейшее Христианство и носящие на Себе Имя Христово, также имеем Слово, Слово самое Божественное, Слово с силою Духовною произнесенное, и дражайшею Кровию Искупителя запечатленное. И ежели кто из Христиан сей Божественный глас слыша, Его Отеческое наставление приемля, Его беспрестанное толцание чувствуя, просыпается от греховного сна, познает тягостное иго греховного рабства, познает свою бедность и окаянство, и чрез сие побуждается желать и искать себе оживления и спасения во Христе Иисусе: то таковый, желая и ища, и даже силяся свергнуть с себя бремя греховное, силяся отторгнуть и отделить себя от плотской, мирской греховной части и от всего угнетения ее, силяся как-нибудь только уцепиться за Христа и восприять от Него оживление, наконец получает оное; его внутренность, от падения яко бесплодною землею соделавшаяся, прияв семя Слова Божия, оросившись водою небесного учения согревшись теплотою Духа Святого, оживает, получает некоторый от сего начаток жизни. А ежели, напротив сего, которые при всем свете Слова Божия, при всем обличении греховной тмы, при всем побуждении ко обращению, не пробудятся от греховного сна, не очувствуются, не приимут в себя сего Духовного семени Слова Божия; или, хотя на время и приемлют, но вскоре тотчас погубляют оное, погубляют окамененностию сердца своего подавляя оное страстьми и похотьми плотскими, истребляя оное диавольским неверием: то те никогда не оживут, те навсегда останутся по внутреннему человеку мертвыми, те не спасутся а подвергнутся вечной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Все те в последний суд услышат от Господа своего сие сладчайшее приветствие – приидите благословеннии Отца Моего! наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира, которые здесь во времени ищут Его прежде всего и паче всего, которые просят Его и беспрестанно толцают в двери Его, глаголя – Господи Господи! отверзи нам; для которых нет никакой вещи в мире, коя бы препятствовала им искать Его и отвлекала от Него, так что они могут с Павлом сказать: известихомся, яко ни смерть, ни живот, ни Ангели, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем 1312 . Все те услышат сие, для которых нет никакого труда, коего бы они не превозмогли, восходя на гору спасения, и нет никаких скорбей, коих бы не претерпели любя Господа; кратко сказать, все те услышать сие, которые узкими и прискорбными, вратами идут, и всегда творят волю Отца Его, Иже есть на небесех 1313 . А напротив, всех тех поразит сей страшный глас Господень – идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его, которые не только не просят и не ищут Царствия Божия, но и не помышляют о нем; которые не только вечной жизни предпочитают временный живот, но и все Царство Божие со всеми сокровищами его охотно и дерзновенно, якоже Иуда Христа, продают и меняют на злато и сребро, кои суть не что другое, как чистая и лучшая часть земли; продают и меняют на наружную честь и славное имя, кои суть не что другое, как пустый в воздухе раздающийся отголосок; продают и меняют на вино и на мерзскую блудницу, кои суть не что другое, как самая гнусная свиная пища; которые, говорю, продают и меняют на сребролюбие, на лихоимание, на гордость и честолюбие, на плотоугодие, обжирство, пиянство и блудодеяние, и которые наконец ниже двигнути себя хотят к истинному обращению и к труду. Все те услышат вечное осуждение, которые все силы свои измождили на удовольствия плотские, а на приобретение Царствия Божия нет ни сердечного, ни мысленного подвига.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010