Из истории Вселенских Соборов Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 17, 1998 6 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 17, 1998 Материалы к учебному курсу “История Церкви” Эпоха патриарха Фотия. Миссия святых Кирилла и Мефодия. Крещение Болгарии. Великий Собор примирения Во время Торжества Православия новым патриархом был Мефодий (843–847 гг.) — бывший исповедник при Феофиле. Он, так же как и Феодора, понимал, что всеобщее примирение возможно лишь при мягкости к бывшим иконоборцам и при широком применении принципа икономии. Монахам это совсем не нравилось. Студийский монастырь вновь ушел в раскол. Поэтому после смерти Мефодия (847 г.) новым патриархом был назначен Игнатий (оскопленный при перевороте сын императора Михаила Рангаве) — строгий монах, аскет, человек несомненно святой личной жизни. Он был очень популярен среди монахов, но увы, политиком оказался крайне слабым. Это было время подъема, новых надежд и упований. Имперским войскам теперь почти все время сопутствовала удача. В возобновившейся войне с арабами после переменных успехов византийским войскам удалось оттеснить их на восток, войдя таким образом в местности, где владычествовала дуалистическая секта павликиан. “Дуалис­ты” взялись за оружие, и арабская война плавно перешла в павликианскую. Еретиков наголову разбили и большое количество их было переселено во Фракию. Это переселение, столь необходимое со стратегической точки зрения, имело далеко идущие последствия, положив начало возникновению болгарского богомильства. В 853 г. византийский флот совершил удачный набег на Дамиету в Египте. Впервые арабы были разбиты на своей собственной территории. В 856 г. произошел государственный переворот. Молодой император Михаил III  вместе со своим дядей Вардой свергли Феодору и заключили ее с дочерьми в монастырь. Таким образом к власти пришел Михаил III, более известный в истории под не слишком почетным прозвищем Пьяница. Но подлинным правителем стал его дядя, получивший титул кесаря. Варда был культурным, просвещенным и талантливым правителем. Именно при нем начался культурный расцвет, он организовал университет, во главе которого поставил прославленного ученого-энциклопедиста Льва Математика. Из этих просвещенных кругов вышли и глава имперской канцелярии, и будущий патриарх Фотий, и Кирилл Философ — будущий апостол славян.

http://pravmir.ru/iz-istorii-vselenskih-...

Но в действительности конца борьбы было еще не видно. Иконоборцы правда притихли. Не слышно было о волнениях, требованиях и недовольствах. Но это только доказывало, что огонь таился пока в пепле. К сожалению, сама императрица Ирина значительно раздула пепел своею борьбой с сыном Константином VI, за власть. К этому присоединилось и безрасчетное расточение государственной казны. Войско было этим недовольно и со скорбью вспоминало об иконоборческих императорах. Этим недовольством и объясняется то, с какою легкостью Ирина была свержена с престола, и место ее занял государственный казначей Никифор (802 г.). Патриарх Тарасий короновал нового императора. Но, как и следовало ожидать, далеко не всем по душе было это. Вспомнили и о добродетелях Ирины. Многие, особенно из монашеского чина, непритворно сожалели о набожной государыне. По причине совей зависимости от войска, в котором таились иконоборческие предания, Никифор не пользовался любовью современников. Против него несколько раз составлялись заговоры. Как иконопочитатель, Никифор не возбуждал вопроса о почитании икон. При нем на место скончавшегося патриарха Тарасия был поставлен образованный человек своего времени, государственный секретарь Никифор, – иконопочитатель. Жизнь свою император закончил на поле битвы. Болгары под предводительством князя своего Крума ворвались в пределы империи. Император хотя не был воином, сам лично, однако повел войска против врагов. Война затянулась, и, вначале победоносные, греки были разбиты. Никифор попался в плен к болгарам и был обезглавлен. Это случилось в 811 году. Сын императора Никифора – Ставракий, на войне с болгарами также был тяжело ранен и после двух месяцев царствования удалился в монастырь, где скоро скончался. Престо императорский занял теперь зять Никифора, Михаил Рангаве, человек добрый, но слабого характера. При нем болгары подошли к самым стенам столицы. Жители были в отчаянии. Михаил сам не знал что делать. Тогда воины провозгласили императором своего начальника Льва – армянина, а Михаил удалился в монашескую обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Андроник Младший, император ромеев, в одном своем хрисовуле, который он дал монастырю Ксиропотам, пишет, что Павел, сын императора Михаила Рангаве и родной брат патриарха Игнатия, обратил к благочестию сербский народ. Поэтому в его честь краль сербский выстроил монастырь во имя святого Павла. Этот божественный Павел был евнухом, как и его брат, патриарх Игнатий, поскольку их оскопил тиран Лев Армянин. 33 Что касается этого Собора, то отметь, что он, словно обоюдоострый меч, пронзил сердца западных своими удивительными и блистательными провозглашениями и боговдохновенным определением о незыблемости святого Символа веры , поскольку ни один другой Собор так, как этот, не выразил и не объяснил тех нелепостей, какие могли бы последовать в том случае, если бы в святом Символе веры были сделаны опущения или прибавления. Поэтому западные многими способами борются, чтобы доказать ложность этого Собора, и используют против него 27 аргументов, которые приснопамятный Досифей превосходным образом опровергает на с. 730 «Двенадцатикнижия». Они говорят, что такого Собора вообще не было и его придумал Фотий. К столь великой дерзости их ведет собственное безумие, вызванное горьким обличением, какому они подверглись на этом Соборе. Но свет не может быть сокрыт, ибо помимо толкователей правил, которые жили ранее, даже сам латиномудрствующий Векк упоминает о Соборе и приводит выдержки из его деяний. Но в особенности и прежде всего о нем дает подробнейший отчет в своем слове о Троице ученейший дидаскал и богослов Иосиф Вриенний , живший при конце нашей империи (Годы жизни Иосифа Вриенния : 1350–1431. Византийская империя прекратила свое существование в 1453 г., после взятия Константинополя турками.). В заключение Вриенний сообщает, что до его времени в Великой церкви еще хранились деяния этого Собора с собственноручными подписями Петра, Павла и Евгения – легатов папы Иоанна, на латинском языке. После него иже во святых Марк Эфесский на 6-м заседании Флорентийского собора представил этот Собор (Т. е. Собор в храме Святой Софии.) как истинный и святой, ибо, по его словам, со времени этого Собора доныне в Великой церкви Константинополя читают следующее: «Всему, что написано или произнесено против святейших патриархов Фотия и Игнатия, анафема». После этих слов митрополита Эфесского кардинал Юлиан, который вел полемику с Марком, был вынужден замолчать, поскольку ему нечего было возразить. Кроме того, и из латинян многие свидетельствуют о проведении этого Собора, как например Ив, епископ Карновии, и монах Грациан. Однако вместо всего этого достаточно посланий папы Иоанна, одно из которых адресовано святейшему Фотию, другое – августам. Они находятся в деяниях, изданных Бинием (т. 7, с. 93).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Однако иконоборческое направление продолжало жить в восточных областях Малой Азии и в рядах войска. В 813 году Лев, военачальник, по происхождению армянин, сделался императором. Будучи вынужденным скрывать свои иконоборческие взгляды во времена предшествовавших государей, при которых он пользовался большим влиянием как энергичный и талантливый военачальник, как только он низложил Михаила Рангаве и укрепил свое положение на престоле, стал проводить открыто свою иконоборческую политику. Источник вкладывает в уста императора такие слова: «Вы видите, что все государи, которые признавали иконы и поклонялись им, умерли или в изгнании, или на войне. Только не почитавшие иконы (государи) умерли своей смертью на престоле и, будучи с почетом перенесены в императорские усыпальницы, были погребены в храме Апостолов. Я также хочу им подражать и уничтожить иконы, чтобы после долгой жизни моей и моего сына царство наше удержалось до четвертого и пятого поколения ».    Иконоборческим мероприятиям Льва V со всей решимостью воспротивился патриарх Никифор, который позже был низложен императором. Ранг первосвященника Константинополя был возложен на Феодота, который был в полном согласии с религиозной политикой Льва. В 815 году второй иконоборческий собор собрался в храме Св. Софии в Константинополе. Акты этого собора были уничтожены после восстановления почитания икон, но постановление собора сохранилось в одном из апологетических сочинений патриарха Никифора и было опубликовано.    Собор, «укрепив и утвердив услышанное Богом учение святых отцов и следуя шести Вселенским соборам», «осудил несогласное с преданием или, еще вернее, бесполезное производство икон и поклонение им, предпочитая этому служение в духе и истине». Указав далее на то, что во время правления, перешедшего от мужчины к женщине, т. е. Ирине, «благодаря женской простоте», было восстановлено почитание «бездушного дерева», «бездушных икон», возжигание перед ними свечей и курение благовоний, собор запретил «не имеющее за собой никакого основания производство лжеименных икон католической церкви», отменил поклонение иконам, установленное патриархом Тарасием, и осудил возжигание свечей и светильников и приношение благовоний.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Второй случай относится к области чисто государственной. Болгары победоносно напирали на греков. Β 812 г. они предложили мир под условием выдачи им перебежчиков, с обменом на перебежчиков от греков. Такие же условия в свое время, в 715 г., были приняты по совету патриарха Германа. Император Михаил I спросил совета y патриарха Никифора, двух митрополитов и Феодора Студита. Патриарх и митрополиты признали условия приемлемыми, a Феодор Студит с друзьями отверг. Он говорил, будто слова Евангелия Иоанна (6:37) «грядущего ко Мне не изжену вон» применимы к взятым в плен. И будто бы изречение апостола (1 Тим. 5:8) «кто ο своих, паче же ο присных не радит, тот веры отвергся и хуже неверного» — нарушается расплатой за них головами возвращаемых греков. Логика спорная. Однако благочестивый Михаил I внял голосу Феодора, порвал с болгарами и продолжил войну, которая привела его к потере короны. Даже летописец Феофан, враг иконоборцев и друг монахов, но более искушенный политически, осуждает за это Феодора Студита, называет его «злым советником.» Этот случай показывает, что самый высокий богословский ценз не дает право быть судьей в чужой, политической области. Недаром мудрость восточной церкви отрицает два меча в руках одного папы и благословляет разделение служений — священнического и царского. Михаила I низвергли с престола неудачи именно этой войны. Победителей не судят, но горе побежденным. Армия, все еще дышавшая идеалами иконоборцев, не любила Михаила I за его монахолюбие. И вот, раздраженные неудачами войны, иконоборцы учинили демонстрацию. Ворвались в церковь, к гробнице их незабвенного Константина Копронима и раскрыли ее с криками: «Восстань и помоги гибнущему государству!» — αναστηθι και βοηθησον τη πολιτεια απολλυμενη! Молва разнесла по толпе слух, что гроб открылся сам и Константин выехал из него на коне и отправился на фронт против болгар. Демонстрантов переловили, и виновники самочиния сознались. И все-таки, хоть на время, уста военных агитаторов раскрылись. Они сваливали причину военных поражений «на православную отцепреданную веру и на священное монашеское сословие, ублажая Константина как пророка и победителя, и лобызая его злословие — κακοδοξιαν.»

http://sedmitza.ru/lib/text/435419/

Царствование Ирины совместно с сыном Kohcmahmuhoм VI (780-790 гг.). Подготовка к VII Bceлehckoмy собору. Попытка открыть в 786 г. Вселенский собор. VII Bceлehckuй собор (787 г.). Иконоборчество после VII Bceлehckoro собора. Второй период иконоборчества. Император Никифор (802-811 гг.). Muxauл I Рангаве (811-813 гг.), бывший министром двора (Курапалат). Новое иконоборчество. Лeb V Армянин (813-820 гг.). Второй иконоборческий собор 815 г. Muxauл II Травль (820-829 гг.). Феофил (829-842 гг.). Феодора и Muxauл III. Торжество православия. Отражение иконоборческих споров после VII Bceлehckoro собра на западе. Парижский собор 825 г. Конец иконоборчества во Франкской империи. Отражение иконоборчества в армянской церкви. От редакции . И стория вселенских соборов христианской церкви, начиная со знаменитого Никейского (325 г.), принявшего общехристианский Символ веры, и кончая Парижским (825 г.), — это одна из самых интересных и в то же время самых сложных тем для исследования. Ее реализация требует глубоких знаний эпохи, скрупулезного анализа первоисточников, владения древними языками. Этим в значительной степени объясняется немногочисленность фундаментальных трудов, специально посвященных вселенским соборам. В нашей стране за последние несколько десятилетий практически не было серьезных научных изданий, всесторонне освещающих эпоху вселенских соборов и историю самих соборов. Предлагаемая вниманию читателей книга известного православного историка церкви и богослова Α. Β. Карташева поможет, хотя бы отчасти, заполнить эту лакуну. Российский читатель получает возможность ознакомиться с важнейшими страницами истории христианской церкви, полными захватывающих, порой драматических и даже трагических эпизодов. На вселенских соборах — этих собраниях высшего духовенства — разрабатывалась и утверждалась система вероучения и культа, формировались канонические нормы и богослужебные правила, оценивались различные богословские концепции, определялись способы борьбы с ересями. «Соборы для Востока, — пишет А. В.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Он сделал все, чтобы патриархом был избран другой. Им стал Никифор, вполне, впрочем, православный человек. Он поддержал непопулярные меры императора, понимая их вынужденность и критическое положение империи. Тем не менее это вызвало раскол между патриархом и возглавляемой Феодором монашеской партией. Конфликт завершился лишь с новой волной иконоборчества, примирившей преп. Феодора и свт. Никифора. Император Никифор энергично воевал, хотя не был профессиональным военным. В своих походах он сам возглавлял армию. Он разбил ряд славянских племен, к тому времени уже ставших грозой Балкан. Но справиться с арабами было не так просто. Никифор уступил ряд стратегических крепостей знаменитому Гаруну Аль Рашиду, но кое-как ему удалось откупиться и заключить мир с арабами. Лишь после смерти Гаруна (809 г.) опасность миновала. Главное внимание византийской политики было направлено на Балканы. Там сформировалась мощная Болгарская империя под правлением хана Крума. После ряда кампаний, прошедших с переменным успехом, армия Никифора была наголову разбита (811 г.). Он сам погиб в сражении, и Крум сделал из его черепа чашу для вина. Новым императором стал Михаил I Рангаве (811-813 гг.), который тоже был иконопочитателем. Он вызвал всех сосланных и сделал Феодора Студита своим советником. Это был ошибочный шаг: св. Феодор давал замечательные советы в делах церковных, но не в области политики. Положение императора оказалось отчаянным. В 812 г. Михаил даже был вынужден признать Карла Великого василевсом (как бы своим западным младшим коллегой). Тем не менее императором римлян Карл не был признан никогда. Интересен эпизод с гонениями на дуалистическую секту павликиан, затеянными Михаилом I. Павликиане компактно проживали в Малой Азии на территории между двумя империями - Византийской и Арабской. Но было их достаточно и в Константинополе. Помимо своих дуалистических воззрений и эзотерических ритуалов, павликиане отличались тем, что были врагами церковного культа, и в частности иконопочитания. Крайние ревнители, окружавшие трон, убедили императора принять закон о смертной казни павликиан. Но пламенный защитник икон св. Феодор Студит со всей силой убеждения восстал против указа императора и добился отмены императорского закона. «Не угодно Богу такое убийство», - писал он императору, а патриарху сказал: «Церковь не мстит мечом».

http://sedmitza.ru/lib/text/434787/

787 Удивительно, что ни Мейендорф , ни Шёнборн, ни Лурье не заметили этого отрывка, который способен, как кажегся, совершенно рассеять все подозрения относительно «несторианских» склонносгей в богословии св. Никифора.. Лурье приводит другие цитаты из Никифора (Лурье В. М. (при участии Баранова В. Л.) История византийской философии… Сс. 482–483), но не такие яркие, и делает вывод, что «противоречие между богословием патриарха Никифора и традиционным к тому времени «феопасхитским» богословским языком не носило острого харакгера и однако же имело место». 790 Текст приводится по изд.: Творения святого отца нашего Никифора, архиепископа Константинопольского. Минск, 2001. Сс. 82–101, с исправлениями монахини Кассии (Т. А. Сениной) в соответствии с греческим текстом: PG 100, 169–200. Послание написано в 811 г., после воцарения Михаила I Рангаве (коронован 2 октября), который отправил посольство в Рим с посланиями Карлу Великому и папе; как сообщает св. Феофан Исповедник , император Никифор, погибший в сражении с болгарами 26 июля 811 г., не разрешал патриарху писать к папе (хотя по тогдашнему обычаю новый патриарх, заняв кафедру, сообщал об этом предстоятелем остальных Церквей и, таким образом, свт. Никифор должен был отправить это послание папе еще в 806 г.). 796 По-видимому, патриарх намекает на нападки студитов на него и других епископов в связи с делом эконома Иосифа. 797 Снова намек на студитов; здесь видно, что патриарх в момент написания послания считал их раскольниками. Но весной 812 г., когда византийское посольство вернулось из Италии, привезя ответ от папы – очевидно благосклонный к студитам, – свт. Никифор согласился примириться с ними, переложив вину смуты на покойного императора Никифора. 800 τ νον τν Ρωμαων νομα. Византийцы предпочитали называть себя римлянами (ромеями), Ρωμαοι, тогда как слово λληνες обозначало чаще язычников. 802 Имеются в виду христиане Римской Церкви до основания Нового Рима – Константинополя. Интересно, что в письме к Римскому папе патриарх Никифор явно подчеркивает, что у Римской Церкви нет оснований превозноситься над Константинопольской.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 26-2. Fol. 10v) Патриарх Никифор I венчает на царство Михаила I Рангаве. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 26-2. Fol. 10v) С 395 г. на протяжении более 2 столетий персона императора была подчеркнуто отделена от исполнения военных функций: императоры не возглавляли войска и не вели военных кампаний лично, даже если до вступления на престол они были полководцами. С VII в. военное дело вновь заняло важное место в деятельности императоров. Развивался придворный церемониал, к-рый позднее был описан в кн. имп. Константина VII «О церемониях» (X в.). Сакрализация власти достигалась выдвижением благочестия на первый план в ряду имп. добродетелей и через формирование образа правителя как примера для подданных прежде всего в религ. делах. Одной из важнейших функций власти как института (вместе с Церковью и отдельно от нее) становится предстоятельство перед Богом за державу (теоретически включавшую всю христ. ойкумену) и ответственность за религ. благочестие граждан империи (концепция «политической ортодоксии», предложенная Х.-Г. Беком). При этом гос. порядок (τξις) и сама власть мыслятся как богохранимые, находящиеся под божественным руководством. В процессе передачи власти от одного императора к др. приобретает особое значение представление о «выборе Бога», указывающего наследника рукой правящего императора и освящающего выбор народа, армии и сената. Божественная санкция на избрание нового императора нашла воплощение в установлении обряда церковной коронации (венчания на царство), к-рый, как правило, проводит Патриарх К-польский (первый известный пример - при имп. Льве I в 457; см.: Острогорский Г. А. Эволюция византийского обряда коронования//Византия...: Сб. ст. в честь В. Н. Лазарева. С. 33-42). Этот церемониал соседствовал с заимствованным у германцев обычаем поднятия императора на щите, знаменовавшим признание правителя армией. В случае борьбы за престол победа одного из претендентов обосновывалась тем, что он «угоден Богу».

http://pravenc.ru/text/372674.html

Собравшийся накануне церемонии в базилике св. Петра в Риме синод франк. и рим. епископов постановил, что К. В. может быть коронован как император, поскольку формально имп. титул был свободен - в 797 г. имп. Ирина (780-790, 792-802), мать имп. Константина VI , приказала ослепить сына и соправителя и провозгласила себя «императором». Имп. коронация Карла Великого папой Римским Львом III в 800 г. Миниатюра из Grandes Chroniques de France (Castres, Bibliothègue municipale. F. 106r). 2-я пол. XIV в. Имп. коронация Карла Великого папой Римским Львом III в 800 г. Миниатюра из Grandes Chroniques de France (Castres, Bibliothègue municipale. F. 106r). 2-я пол. XIV в. 25 дек. 800 г. на рождественской литургии в базилике св. Петра папа возложил на голову К. В. имп. корону и помазал его священным елеем, затем К. В. провозгласили императором римлян (imperator romanorum). По свидетельству Эйнгарда, К. В. был недоволен «неожиданной» инициативой Римского папы и даже будто бы заявил, что знай он заранее о намерениях Льва III, то, несмотря на праздник, не пошел бы в тот день в церковь. В поведении императора исследователи усматривали как личную скромность франк. государя, так и стремление избежать открытого конфликта с визант. правителями, ревниво относившимися к появлению на Западе носителя имп. титула. Тем не менее К. В. не отказался от имп. титула. После коронации в офиц. документах часто указывался титул К. В.- Karolus serenissimus augustus a Deo coronatus magnus pacificus imperator Romanum imperium gubernans qui et per misericordiam dei rex Francorum atque Langobardorum (Карл всемилостивейший август, венчанный Богом великий император-миротворец, управляющий Римской империей, милостью Божией король франков и лангобардов). Византия сначала негативно отнеслась к коронации, не признавая имп. титула К. В., что привело к военным действиям на юге Италии. Однако вскоре отношения с Византией улучшились. К. В. и узурпировавшая трон имп. Ирина вели переговоры о заключении брачного союза, выгодного для обеих сторон. Матримониальным планам не суждено было осуществиться. Осенью 802 г. в К-поле произошел гос. переворот, в результате к-рого имп. Ирина была лишена власти, а трон занял имп. Никифор I (802-811), отказавшийся признавать имп. титул К. В. Франк. император объявил Византии войну. В 803-810 гг. франки захватили Венецию и Далмацию, вступили в союз с багдадским халифом; имп. Никифор I, неудачно воевавший в это же время в Болгарии, был вынужден начать мирные переговоры. Имп. титул К. В. был признан только в 812 г. византийским имп. Михаилом I Рангаве , который рассчитывал на помощь правителя франков в борьбе с болгарами. К. В. в свою очередь уступил Византии Далмацию и Венецию.

http://pravenc.ru/text/Карл Великий.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010