Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР (†826), священноисп. (пам. 10 сент.), митр. (в рус. традиции - епископ) Никейский. Сведения о жизни П. содержатся в основном в письмах прп. Феодора Студита , а также в Житиях др. святых эпохи иконоборчества : прп. Иоанникия Великого (ActaSS. Nov. T. 2. P. 384-435 [BHG, N 936]) и исп. Никиты, игумена Мидикийского (ActaSS. Apr. T. 1. P. 253-265 [BHG, N 1341]). О раннем периоде жизни П. сведения отсутствуют. Вероятно, он был рукоположен во иерея свт. Тарасием , патриархом К-польским, наряду с Емилианом Кизическим и др. после Вселенского VII Собора . В начале 2-го периода михианской схизмы П. поддерживал свт. Никифора I , патриарха К-польского, и склонял прп. Феодора Студита признать законным снятие прещений с пресв. Иосифа, обвенчавшего вступившего во 2-й брак имп. Константина VI вопреки канонам ( Theod. Stud. Ep. 48; Pratsch. 1998. S. 168), однако преподобный оставался непреклонным. В 812 г., при имп. Михаиле I Рангаве , П. высказался против похода на болгар, снова поддержав патриарха Никифора и заняв позицию, противоположную позиции прп. Феодора Студита, который был сторонником войны с болгарами ( Theoph. Chron. P. 498). Как сообщает Житие исп. Никиты, игумена Мидикийского, П. вместе со мн. авторитетными игуменами и высшими иерархами участвовал в аудиенции, устроенной имп. Львом V (813-820) на Рождество Христово 814 г. Император, тайный сторонник иконоборческих воззрений, пытался убедить представителей Церкви в необходимости открытой полемики с иконоборцами, а сам надеялся в этом споре быть арбитром и т. о. утвердить еретическое учение. Однако собравшиеся представители Церкви, догадываясь о замысле императора, отвергли идею такой дискуссии (ActaSS. Apr. Т. 1. P. 262). Уже в нач. 815 г., когда имп. Лев открыто занял еретическую позицию, П. подвергся гонению и был одним из первых архиереев, к-рых император отправил в ссылку. Однако когда на Пасху 816 г. П. был привезен в К-поль, то буд. патриарху Иоанну VII Грамматику ( Pratsch. 1998. S. 242) или, по иным данным, Феодоту I ( Theodorus Studita. Epistulae/Hrsg. G. Fatouros. B.; N. Y., 1991. T. 1. S. 305. Not. 552), действующему иконоборческому патриарху, удалось на время склонить императора к более компромиссной по отношению к ереси позиции. Когда П. снова выступил как защитник иконопочитания, его отправили в ссылку ( Theod. Stud. Ep. 177). После восхождения на престол Михаила II Травла (820) П. получил амнистию.

http://pravenc.ru/text/2580284.html

Следует также подчеркнуть, что имя «Барка», судя по тексту, никак не могло быть настоящим именем жены Льва. Подробно останавливаться на этом нет необходимости, поскольку в «Словаре персоналий средневизантийской эпохи» отождествление Барки с Феодосией обосновано достаточно убедительно 33 . Можно только добавить, что у Прокопии, жены Михаила I, которая употребила это, по всей видимости, уничижительное прозвище, были все основания ненавидеть Феодосию – ведь ее отец, патрикий Арсавир, оспаривал власть у отца Прокопии, императора Никифора I, организовав против него в 808 г. широкомасштабный заговор. Поэтому восхождение на престол мужа Феодосии означало, что род Арсавира в конце концов восторжествовал над родом Никифора. Итак, принимая во внимание также отсутствие в каких бы то ни было источниках, включая крайне враждебные по отношению ко Льву Армянину, упоминаний о его разводе, – а противники императора, такие как патриарх Никифор, вряд ли упустили бы столь привлекательную пропагандистскую возможность – следует заключить, что Лев не разводился с женой, а все время жил с Феодосией. Соответственно, Михаилу Аморийскому не было никакого дела до их брака, поскольку в нем не было ничего предосудительного, а в свойстве со Львом V Михаил никогда не состоял. Что же касается личных взаимоотношений между Михаилом и Львом, то этот вопрос необходимо исследовать в более широкой перспективе, установив вначале, в каком свете каждый из тех источников, к которым в конечном счете восходят дошедшие до нас изложения событий, был заинтересован представить Михаила II и обстоятельства, приведшие к его воцарению. Этим мы займемся в следующем разделе. Михаил и Лев: преданность под подозрением Продолжатель Феофана сообщает, что когда при Михаиле I Рангаве Лев Армянин был назначен стратигом фемы Анатолик, он возобновил старую дружбу с Михаилом Аморийским и сделал его своим доверенным приближенным 34 . Он стал также крестным отцом сына Михаила, по-видимому, Феофила 35 . Когда же после поражения при Версиникии войско собиралось провозгласить Льва императором, а тот колебался и не решался принять корону, Михаил якобы угрожал убить его, если он не согласится занять престол 36 . Как следует интерпретировать этот эпизод? Свидетельствует ли он о разногласиях между Михаилом и Львом, как утверждает Тредголд 37 ? Чтобы ответить на эти вопросы, следует обратиться к текстам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4. Папой Римским в то время был св. Лев III (795-816). 5. Икономия (домостроительство) (греч.) - деятельность, направленная на конечное спасение человека путем созидания для него Дома Божия - Церкви; отдельные моменты этой деятельности, сами по себе не принадлежащие " жизни будущего века " , тем не менее, могут быть оправданы как применительные к существующим обстоятельствам, к конкретным наличным условиям (главным образом - к греховной природе человека). 6. Творения преподобного Феодора Студита. Том 1. СПб., 1907. С.77-80; непосредственно после приведенного отрывка автор " Жития " (монах Михаил) еще более подчеркивает и усиливает последнюю мысль: " Так и Павел применялся к обстоятельствам, обрезав Тимофея, однако это не вошло в закон; ибо он сам отвергал его, громко взывая: аще обрезание проповедую, почто гоним есмь? (Гал.5:11) " . 7. Там же. С. XXIV-XXV. 8. Там же. С. XXVI-XXVII. 9. 1Тим.2:2; это выражение входит также в состав сугубой ектении. 10. Слишком быстрое возведение Никифора в патриаршее достоинство непосредственно из " мирского вещества " противоречило каноническим правилам, предписывающим " предварительно провести кандидата чрез все степени священства, исполняя в каждом чине узаконенное время " (Правило 80-е Святых Апостол; Правило 2-е I Вселенского Собора; Правило 10-е Сардикийского Собора; Правило 3-е Лаодикийского Собора). - Там же. С. XLVIII. 11. Там же. С. L. 12. Там же. С. LI; вместо слов " прежним патриархом " в цитируемом источнике стоит " предшественником твоей святости " , поскольку данная цитата - отрывок из письма св. Феодора патр. Никифору. 13. Там же. С. LIII. 14. Точнее, это можно сказать не о сыне императора Ставрикие, занимавшем царский престол лишь два месяца, а о его зяте Михаиле Рангаве, к которому затем перешла императорская власть. 15. Там же. С. LVI. 16. Донской монастырь - резиденция Патриарха Тихона после его выхода из заключения. 17. Обращение В.Д. Красницкого к Патриарху с просьбой принять его (и его группу " Живая Церковь " ) в молитвенно-каноническое общение было опубликовано в " Известиях " (1924, Там же были напечатаны резолюция Святителя о согласии " ради мира и блага церковного " принять в общении Красницкого и постановление Патриарха и Синода о создании нового Высшего Церковного Совета, куда был включен и Красницкий (по выражению Святейшего: " министром без портфеля " ). В " Известиях " от 29 мая было опубликовано " Воззвание Патриарха Тихона " о подготовке Поместного Собора с участием бывших членов " Живой Церкви " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

е. был министром финансов. После того как Никифор в 811 году пал в битве с болгарами, в течение нескольких месяцев того же 811 года правил тяжелораненый в той же войне сын его Ставракий. Но еще до своей смерти он был низложен в пользу куропалата Михаила I, принадлежавшего к греческой фамилии Рангаве и женатого на Прокопии, сестре несчастного Ставракия и дочери Никифора I. Но и Михаил I царствовал недолго (811—813). Он был низложен, особенно ввиду его неудачной борьбы с болгарами, военачальником Львом, по происхождению армянином, который и известен в истории как Лев V Армянин (813—820). В 820 году Лев V был убит, и на престол был возведен один из начальников гвардии Михаил II (820—829), с прозванием «Косноязычный», родом из укрепленного города Амория из малоазиатской провинции Фригии, почему и его династия, давшая трех представителей, называется Аморийской, или Фригийской (820—867). Он был грубым, невежественным провинциалом, проведшим свои молодые годы во Фригии «среди еретиков, евреев и полуэллинизованных фригийцев». Один поздний сирийский источник утверждает даже, что дед Михаила был обращенный еврей. После смерти Михаила II царствовал его сын Феофил (829— 842), женатый на знаменитой восстановительнице православия Феодоре, из малоазиатской провинции Пафлагонии. Последним представителем этой династии является их сын, развратный и бесталанный Михаил III (842—867), вошедший в историю с презрительным прозвищем «Пьяница».    Ни об одном византийском императоре не отзывались так плохо в византийской исторической традиции и последующей литературе, как о Михаиле III «Пьянице», «византийском Калигуле». Его невероятное легкомыслие, постоянное пьянство, ужасающее отсутствие благочестия (impiety), отвратительное шутовство и непристойность (scurIIIity) описывались многократно. В последнее время, однако, А. Грегуар предпринял значительные усилия для восстановления репутации Михаила. Он обращал внимание на многие факты времени Михаила и особенно на энергичную и успешную борьбу с восточными арабами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Почти одновременно с появлением издания Cozza-Luzzi. за два года до издания Оврея, в 1898 г., у нас в России был запечатан в 4 томе Добротолюбия русский перевод Малого Катехизиса, принадлежащий перу покойного преосвящ. Феофана. Перевод этот сделан с пергаментной рукописи XI века, принадлежащей русскому на Афоне монастырю св. Пантелеимона. Преосвящ. Феофан не предлагает оглашений Феодора Ст. в полном их составе, а только извлечения из них. На вопрос, чего ради извлечения из поучений предлагаются, а не полные поучения, он отвечает так: «у нас цель не книжная, т. е. не книгу дать, а то, что в ней есть назидательного. Сей же цели лучше удовлетворяет извлечение. Впрочем, и извлечения сии, как не трудно заметить, суть почти полные поучения, с небольшими сокращениями, иногда в начале, иногда в конце, а инде и в средине. Но всё, что предлагается, суть собственные слова святого отца». По поводу этого признания, нужно сказать, что в труде преосв. Феофана очень часто, кроме сокращений, встречаются также и некоторые видоизменения и вставки, правда, несущественные, подлинника не искажающие, вызванные именно сокращениями, но всё же не позволяющие считать перевод точной передачей подлинного текста. Кроме того, переводчик не всегда остаётся верным своей основной точке зрения – извлекать из оглашения преп. Феодора Ст. всё, что есть в них назидательного. Если легенда о ключах ап. Петра в Риме (15 поуч.), или исторические сведения о смерти Петра еп. Никейского (26 поуч.), о соборе при Михаиле, Рангаве (116 поуч.) опущены; если нравственные наставления, приспособленные к обстоятельствам иконоборческих времён. (9 поуч.), видоизменены, – то всё это вполне понятно, в виду специального назначения перевода. Но не совсем понятно, почему, например, выпущено назидательное начало 122 поучения или такой же конец 133 поучения, и многое подобное. Конечно, всё это не умаляет достоинств перевода, сделанного вообще весьма точно и близко к греческому тексту, который, по-видимому, совпадает с текстом основных рукописей Оврея – Парижской и Кольбертинской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Скачать epub pdf О святителе Никифоре, патриархе Константинопольском, Исповеднике Предисловие Во святых отец наш Никифор Исповедник, сначала асикрит, стал впоследствии монахом, а затем патриархом Константинопольским. Он занимал кафедру при императорах Никифоре, Ставракии и Михаиле Рангаве до 815 г., согласно Мелетию Афинскому (Церковная история. Т. 2. С. 259). На этой кафедре он был непосредственным преемником божественного Тарасия, председателя VII Вселенского собора. С патриаршего престола св. Никифор был свержен иконоборцем Львом Армянином. Память св. Никифора празднуется 13 марта и 2 июня. Смотри «Синаксариста» на эти дни. Во святых отца нашего Никифора Константинопольского, исповедника 37 правил из церковных постановлений, как его собственных, так и бывших с ним святых отцов, в переложении на простой язык 414 Правило 1 Если по незнанию выстирали святой антиминс, то он не теряет своей святости и из-за стирки не становится нечистый 415 . (Апост. 73; VII Всел. 7.) Правило 2 Второбрачного не венчают 416 , но подвергают епитимии, лишая причащения на два года, а троебрачного – на три. (Неокесар. 7.) Правило 3 Тот, кто останется в церковном притворе по необходимости и ненадолго, не заслуживает осуждения. Но если он проведет в нем долгое время, пусть его изгонят оттуда, наложив епитимию, а положение церкви будет восстановлено, т. е. она не станет обыкновенным домом, не отличающимся от прочих. (VI Всел. 97.) Правило 4 Следует принимать милостыню, которая подается за души умерших без завещания и не распорядившихся своим имуществом, однако если при этом они сами при жизни стремились и хотели, чтобы за них подавали такую милостыню, проще сказать – если они хотели подавать милостыню 417 . Правило 5 Если Благовещение выпадет на Великий четверг или Великую пятницу, то мы не согрешим, если разрешим тогда пост на вино и рыбу 418 . (Апост. 69.) Правило 6 Пресвитер, возведенный в игумена, может поставлять чтеца и иподиакона в своем монастыре. (VII Всел. 14.) Правило 7 Если кто-либо провел в распутстве 419 20 лет или даже больше, а затем совершил дела добродетели, то его не должно рукополагать во священника, поскольку священное – чисто и неоскверненно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Антииконоборческая полемика определяет и отношение Г. А. к различным императорам. Хронист следует той же линии, к-рой придерживались и святители Тарасий, Никифор и Мефодий, старавшиеся представить иконоборчество как результат неправомерного вмешательства царской власти в дела Церкви (так, обо всех иконоборческих патриархах Г. А. говорит, что они были «хиротонисаны» императором). Практически единственным последовательно применяемым критерием оценки императоров в хронике остается «благочестие». Акцентирование темы церковно-гос. отношений приводит к тому, что на место образцового христ. императора, безраздельно занятое у прп. Феофана св. Константином Великим, у Г. А. претендует также и Феодосий I Великий , причем подчеркивается его смирение перед иерархами и признание прерогатив священства. Полководческие качества императоров хрониста не интересуют, поскольку решающим фактором победы в его глазах является твердое упование на помощь Божию. В отличие от прп. Феофана Г. А. избегает критики в адрес правосл. императоров недавнего времени - Ирины, Константина VI, Никифора I. Единственным исключением остается Михаил I Рангаве , к-рого хронист вслед за прп. Феофаном называет совершенно неспособным к правлению. Это показывает, что, несмотря на положительные или нейтральные отзывы о студитах, Г. А. не вполне разделял их взгляды: как известно, именно при Михаиле I большим политическим влиянием пользовался прп. Феодор Студит. Из др. особенностей мировоззрения Г. А. интересно его уважительное отношение к образованию и учености. Так, хронист считает необходимым воспроизвести пассаж из творения блж. Феодорита, в к-ром тот вступается за Платона (P. 83-84). Действительный или мнимый упадок образования при иконоборческих императорах стал одной из излюбленных тем полемики иконопочитателей еще в VIII в., однако позиция Г. А., вероятно, отражает и совр. ему действительность - начало т. н. Македонского возрождения, сопровождавшегося резким повышением в Византии интереса к античному наследию. Судьба хроники

http://pravenc.ru/text/164333.html

Если в царственной чете женщина обладала большими талантами и силой воли, муж, несмотря на свой сан и титулы, становился при ней второстепенной фигурой. Так случилось в последние годы царствования царя Юстина II (он был уже тяжело болен), которого супруга София убедила венчать на царство Тиверия, рассчитывая стать второй женой нового василевса римлян, разведя его с первой. По счастью, эта комбинация не удалась честолюбивой царице. Так было и при Михаиле I Рангаве (811–813), супруга которого царица Прокопия отличалась большим честолюбием и силой характера. Многие решения император принимал под ее давлением. И лишь с большим трудом ему удалось переломить сопротивление супруги, когда 24 июня 813 года царь в силу вынужденных обстоятельств заявил о сложении с себя императорской мантии и принятии монашеского пострига . Как известно, император Алексей III Ангел Комнин (1195–1203) мало занимался общественными делами, отдавая свою энергию пышным мероприятиям и развлекаясь частой сменой золотых одежд. Дошло до того, что его супругаЕвфросинья, которая вполне могла достойно заменить мужа, открыто бранила его за леность и безумную расточительность. Впрочем, вскоре ей действительно пришлось брать управление государством в свои руки. Взору изумленных византийцев предстали невиданные картины: по приказу царицы были изготовлены два одинаковых золотых кресла, на которых она вместе с мужем на равных сидела во время официальных приемов. Нередко послы были вынуждены делать два визита: один – к царице, второй – к царю; и чем дальше, тем чаще императрица отменяла бессмысленные распоряжения супруга и отдавала собственные . Если императрица являла собой личность, она всегда активно участвовала в делах Римского государства. Ирина, венценосная супруга императора святого Иоанна Дуки Ватаца (1222–1254), даже несмотря на тяжелую травму, приведшую ее к длительной болезни, а потом смерти, активно и постоянно соцарствовала супругу. «Оба они прекрасно и достойным образом, – пишет летописец, – управляли царством, всеми мерами заботясь, чтобы в городах процветали правосудие и законность и вывелись корыстолюбие и хищничество. Оба они создали и храмы, отличавшиеся редким изяществом, не жалея издержек на то, чтобы они были и велики, и красивы. Приписав к церквам многие имения и большие ежегодные доходы, они устроили при них обители для монашествующих и аскетов, полные благодати и духовного веселья. Не довольствуясь и этим, они завели больницы, богадельни и много такого, что ясно показывало в них любовь к Богу» .

http://pravoslavie.ru/59983.html

Избрание все-таки состоялось. Дождавшись подходящего повода, которым послужило дело о восстановлении низложенного при Тарасии пресвитера Иосифа, студиты отказались не только от повиновения патриарху, но и общения с ним. Светское правительство ответило на это преследованиями и ссылками. Смута кончилась уже при императоре Михаиле I Рангаве (811–813) обоюдными уступками партий и примирением Феодора Студита с Никифором. Патриарх Мефодий принял управление церковью при условиях, близких к тем, какие были при Тарасии, а потому и должен был считаться с такими же затруднениями. Ригористы не простили ему ни снисходительности к бывшим иконоборцам, ни неудачных замещений епископских кафедр. Попытка патриарха достигнуть примирения партий торжественным перенесением в К-поль мощей Феодора Студита и п. Никифора потерпела неудачу: студиты были очень довольны почестями, оказанными первому, но не хотели оказать их второму. Когда-же Мефодий потребовал, чтобы всё написанное против Никифора было анафематствовано, студиты окончательно возмутились: осуждению подлежали и некоторые из писем Феодора Студита , что казалось его почитателям недопустимым, хотя от этих писем, в сущности, отказался и сам Феодор, примирившийся в своё время с Никифором. Патриарх увещевал, грозил упорствующим анафемой, подверг их отлучению, предписал своей пастве не входить в сношения с непокорными, – монахи стояли на своем. 14 Июня 847 года умер Мефодий. При выборе ему преемника выдвигалось несколько кандидатов, 1247 но императрица Феодора и большинство архиереев остановились на пресвитере Игнатии, человеке крупных личных достоинств, глубокого благочестия и знатного происхождения. Младший сын императора Михаила I Рангава и Прокопии, дочери императора Никифора, 1248 Игнатий, в мире Никита, —400— родился в К-поле около 799 г. Судьба готовила ему тяжелую долю. В 813 г. его отец был низвержен Львом Армянином (813–820) и заключен с семейством в монастырь, при чем Никита вместе с братьями подвергся оскоплению. Четырнадцатилетним мальчиком принял он монашество, получив имя Игнатия, и, поселившись в монастыре Сатира, всецело отдался подвигам иночества – молитвам, посту и благотворительности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пригласив епископа в столицу, император в течение трех месяцев «обрабатывал» его, обещая патриарший престол и всяческие блага, однако ничего не добился 252 . Никифор тем временем тоже готовил себе опору на случай будущего столкновения. Интересное свидетельство об этом сохранилось в Житии Георгия, епископа Митилины на Лесбосе. При Михаиле Рангаве герой Жития прибыл в Константинополь, чтобы найти управу на тогдашнего наместника Лесбоса. Пока он жил в столице, к власти пришел Лев V, иконоборчество стало поднимать голову, и патриарх попросил Георгия остаться, надеясь на его помощь против еретиков 253 , Поскольку Георгий Митилинский явно не был какой-то особо выдающейся фигурой, естественно предположить, что Никифор заботился и о чисто количественном составе православной оппозиции. 3 В декабре, когда все было готово, Лев заявил патриарху, что народ соблазняется относительно почитания икон и говорит, что из-за этого язычники побеждают ромеев 254 . Он предложил Никифору применить «икономию» и снисхождение и снять те иконы, которые висели низко и были доступны поклонению, или же объяснить, на чем основано икопопочитание, если в Священном Писании о нем ничего не говорится. Патриарх ответу что применительно к древним установлениям апостолов и свв. отцов никакие нововведения и икономия невозможны. Тогда император пригласил Никифора поговорить с «его людьми» (τος κατ’μ), которые будто бы нашли в старых книгах места, запрещающие поклонение иконам. Никифор отправил к нему делегацию епископов и игуменов, которые ответили на вопросы самого Льва, но на отрез отказались говорить с Иоанном, Антонием и прочими (ясно, что они имели на этот счет самые строгие инструкции). Никакие доводы и настояния императора не смогли поколебать упорства православных клириков, и он отослал их прочь с угрозами. Это была первая серьезная осечка в планах иконоборцев. Желая поправить дело, Лев обратился к прямым провокациям. Во-первых, он организовал осквернение солдатами иконы Спасителя над парадными воротами дворца, называемыми Халки (Медные).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010