Л. род. в арм. семье и, возможно, провел детство в Армении. Его отца звали Варда. Т. о., Л. мог быть племянником военачальника Вардана Турка, как предполагают нек-рые ученые (PMBZ. P. 676. Not. 4; Brooks E. W. The Emperor Leo V and Vardan the Turk//EHR. 1916. Vol. 31. P. 256), только по материнской линии, поскольку Варда и Вардан - по-разному переданное по-гречески арм. имя, а наличие 2 братьев с одинаковыми именами маловероятно. Несомненно, Л. был знатного происхождения и, по словам патриарха Никифора, возводил свой род к ассирийскому царю Сеннахириму ( Georg. Mon. Chron. P. 781), что соответствует династическим притязаниям одного из знатнейших семейств средневек. Армении - Арцруни. Однако встречающееся в арм. околонаучной лит-ре уверенное отнесение Л. к этому роду не опирается на достаточные доказательства, как и отождествление Варды Армянина с патрикием, погибшим при Маркеллах в 792 г. Семья Л. переехала в с. Пидра в феме Анатолик, затем Л. поступил в армию и попал в свиту («этерия») Вардана Турка, где его товарищами были буд. имп. Михаил II Травл и Фома Славянин. Когда войска малоазийских фем провозгласили Вардана императором в 803 г., Л. перешел на сторону имп. Никифора I , получив за это вознаграждение - пост турмарха федератов и дворец Зинона в К-поле. Весной 811 г. в качестве стратига фемы Армениак Л. из-за небрежности и игнорирования имп. приказов потерпел поражение от арабов при Евхаитах, потеряв не только много людей, но и войсковую казну (1300 фунтов золота). За это Никифор I подверг его унизительному наказанию и сослал. Имп. Михаил I Рангаве освободил Л. из ссылки, как и всех сосланных имп. Никифором I, и сделал его патрикием и стратигом фемы Анатолик (по др. источникам, Л. сначала был заместителем стратига и за удачные военные действия против арабов получил сан патрикия - Genesios. Reges. IV/Ed. A. Lesmüller-Werner, I. Thurn. B., 1978. P. 8. (CFHB; 14)). Уже в качестве стратига в авг. 812 г. Л. разбил араб. отряд, уничтожив 2 тыс. чел. и захватив лошадей и обоз. В ходе преследования еретиков Михаил также поручил Л. конфисковать в своей феме имущество афинган и отправить их в ссылку.

http://pravenc.ru/text/2463287.html

Михаил I Рангаве также присягал патриарху св. Никифору (806-815) не пятнать свои руки кровью христиан и не нарушать предписаний Церкви . В последующем принятие присяги вошло в устойчивый обряд коронации, и каждый василевс давал обещание оберегать догматы Церкви и править справедливо. Аналогичная практика развилась и в других государствах. При коронации Польский король давал клятву такого содержания: «Я обещаю и клянусь перед Господом и Его Ангелами, что буду отправлять правосудие и поступать справедливо со всеми, хранить мир Церкви и единство католической веры, а если чего нарушу, то жители королевства не будут далее связаны со мной долгом повиновения». А при коронации короля вестготов Сисенада в 633 г. присутствовавшие дворяне заявили: «Мы требуем от Вас, нынешнего короля, и от всех будущих государей, чтобы вы были милостивыми по отношению к подданным, управляли народом справедливо и благочестиво, чтобы вы не выносили приговора, если речь идет о жизни и смерти, без согласия совета и тех, кто должен выносить приговор». Во времена правления короля Астурии Пелайо (718-737) был принят закон, гласивший, что король должен восходить на престол со всеобщего согласия, и делается это ради того, чтобы дурной король не мог прийти к власти . После коронации короля Вамбы он, облаченный в праздничные одежды, перед алтарем клятвенно пообещал, что будет придерживаться кафолической веры, и попутно подтвердил законы и обычаи своим соплеменников . Не менее торжественные процедуры прижились и в Англии, и во Франции, где короли также обязывались клятвой соблюдать законы, помогать Церкви и вершить правосудие. Коронация в некоторых государствах Западной Европы имела ту «замечательную» особенность, что избранного императора или короля курфюрсты подводили к алтарю, поднимали на руки и усаживали в алтаре прямо на престол лицом к присутствующим. Известно, что эта процедура имела древние корни: при коронации в 1314 г. Людовика IV Баварского (1314-1347) Римским королем его также посадили на алтарь, дабы там он мог спеть « Te Deum », уже ссылались на «давнее обыкновение». Более того, в тех случаях, когда император в силу каких-либо причин не мог присутствовать при этой процедуре, на престол усаживали его представителя. Это имело место, в частности, при коронации Сигизмунда Люксембурга (1410-1437) .

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/02/...

53.  Манихейство — религия, возникшая в в. в Персии и распространившаяся во многих странах. Основатель — полумифический проповедник Мани (216-277). Манихейство представляло собой синтез зороастризма и христианства. Из христианства оно заимствовало идею мессианства: Мани считался посланником небесного мира света. Основой же манихейства являлся зороастрийский дуализм, признание двух субстанциальных начал бытия — противоборствующих царства света, добра, духа и царства тьмы, зла, материи. В первом господствует бог, во втором — дьявол. Борьба двух царств завершится катастрофой, в результате которой материя погибнет, а дух станет свободным. Мир, согласно манихейству, есть воплощение зла. 54.  Монтанисты — секта в раннем христианстве, возникшая в середине II b. во Фригии. Названа по имени Монтана, бывшего жреца Кибелы, по обращении в христианство провозгласившего себя «параклетом» (утешителем). В предвидении скорого «конца света» и второго пришествия монтанизм проповедовал аскетизм, запрет повторных браков, мученичество во имя веры, отвергал авторитет епископов. Осужденный церковью монтанизм в III b. сохранял влияние в Африке, где его крупным представителем был Тертуллиан. Отдельные монтанистские общины просуществовали до VIII b. 55.  Имеется в виду учение агноитов, или фемистиан, — монофизитской секты, основанной в VI b. александрийским диаконом Фемистием. Фемистиане утверждали, что Иисус Христос, подобно всем людям, был ограничен в знании и вообще в душевных свойствах и способностях. Учение это в VIII b. было повторено ересью адопциан. 56.  В. В. Болотов (Визан. Временник XIV, 1, 74) советует его имя произносить «Ираклона» (Ηρακλονας) οт сирской формы уменьшительного имени от Ираклий — Heraglônâ. 57.  Имеется в виду Констанс II (641-668). 58.  Почти загадочна непоследовательность официальных редакторов, что в письме папы к Тарасию они сохранили это пугающее выражение — κεφαλ πντων των εκκλησιν. 59.  с императором Никифором Карл вел переговоры о признании его законным соимператором. Лишь в 812 г. произошел сговор. На византийском троне был уже Muxauл I Рангаве. Византийские послы прибыли в Аахен и привезли Карлу титул василевса. По византийскому пониманию, это значило уподобление Карла позиции западного императора V b. в единой Римской империи, которая как бы одна простиралась от Армении до Атлантического океана.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

55 Жидкие огнесмеси существовали и в более древние времена, но секрет их изготовления к VII веку был утерян. 56 Обычай посвящать волосы – свои или своих родственников Богу восходил еще ко временам язычества. 61 Непонятно почему. Впрочем, по одной из версий, Феодосий III был отнюдь не низкого рода, а сыном Тиверия III. 62 Римские императоры Валент II (364 – 378) и Юлиан II Отступник (355 – 363) считались врагами православия. Первый, ярый арианин, воздвиг гонения на ортодоксальный клир, второй вообще пытался возродить язычество. 63 Впрочем, живых преступников выдавали для вскрытия врачам и в просвещенной Александрии Птолемеев. 65 Гвардейцам зачитали подложный приказ Ирины, которая якобы назначала Никифора соправителем, чтобы оградить трон от происков Аэция. Так как евнуха при дворе не любили и действительно подозревали в злоумышлениях по отношению к василисе, приказу поверили, заговорщиков не только не попытались задержать, но и помогли доставить все необходимое для венчания Никифора на царство. 67 25 декабря 811 г. Михаил I объявил соправителем своего сына Феофилакта. После низложения Рангаве Феофилакт и его брат Никита были оскоплены. 68 Например, восстание персов (816 – 837 гг.), во главе которого стоял талантливый организатор Бабек. 70 Интересно, но сам Травл вторым браком был женат на монахине – дочери Константина VI Ефросинье. 74 Тривиум: грамматика, риторика, диалектика и квадривиум: арифметика, геометрия, астрономия и музыка. 80 Праздник брумалий был восстановлен – или в конце правления самого Романа, или уже во времена автократии Константина VII. 81 Багрянородного, буквально – «рожденного в Порфире». Порфирой называлась палата Большого дворца, в которой рожали императрицы. Титул Багрянородного означал, что в момент рождения будущего василевса его отец занимал престол. Это было важным козырем в доказательстве легитимности власти монарха. 83 Звание стратига-автократора давало очень широкие полномочия – вплоть до права объявления войны и заключения мира. 84 А.Н.Сахаров склоняется к другой точке зрения, а именно той, что целью посольства было отговорить князя от нападений на Крым и Херсонес, а Фока обещал не препятствовать походу русских войск в богатую Болгарию за добычей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Делающим эпоху событием в истории империи является начинающееся с этого времени оттеснение славянского элемента. Героическое население Патр одержало в 807 году блестящую победу над надвигавшимися пелопонесскими славянами, хотя последних и поддерживали с моря африканские мусульмане. С 810 года правительство ревностно посвятило себя великой задаче, систематической эллинской колонизацией отвоевать для греческого элемента занятые славянами округа. Вполне последовательно император направил свои главные усилия на болгарское государство, вновь достигшее могущества при страшном князе Круме. В 809 году пала Сардика. После двухлетних обширных приготовлений, Никифор задумал нанести решительный удар северному царству. Но покровительствуемый вначале счастьем, император потерял в упорной битве 26 июля 811 года и трон и жизнь. Македония и Фракия достались в добычу победителям. Сын Никифора, Ставракий, с тяжёлой раной бежавший с поля битвы, должен был уже 2 октября 811 года передать бразды правления своему благочестивому зятю Михаилу 1 Рангаве, который находился всецело в руках строго-церковной партии, даже план военных действий предоставил начертать студийскому игумену и обнаружил крайнюю неспособность перед болгарами. Войско и народ бурно просили тогда очень способного генерала, армянина Льва V (813–820 гг.), «приняться за общее дело и спасти христианское государство». В сознании тяжёлой ответственности, которая должна пасть на него, Лев медлил, затем уступил, исключительно из сознания долга. Болгары стояли лагерем под столицей. Коварное нападение императора на Крума во время переговоров о мире имело своим следствием ужаснейшее опустошение окрестных местностей. Адрианополь попал во власть болгар. Неожиданная смерть болгарского князя (в 815 году) явилась поэтому величайшим счастьем для восточного Рима. Когда же затем в 817 году Лев одержал кровавую победу у Месимврии и вошёл в пределы Болгарии, то новый болгарский князь Омортаг заключил с византийцами мир на тридцать лет. На Востоке Лев счастливо защищал границу от Аббасидов; также и Сицилия, благодаря его союзу с африканскими Аглабидами, добыла себе спокойствие от испанских корсаров.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

55 ...Рахкавю стратигу... – Греческому военачальнику, принадлежавшему, вероятно, к знатному византийскому роду Рангаве. 58 Кир Лука же и архидуксъ... – Кир – господин. Архидукс (или мегадука) Лука Нотара командовал византийским флотом. Автор хроники ο падении Константинополя Дука считает Луку одним из виновников гибели города. Враждебно относившийся к союзу православных греков с католиками («латинянами») Нотара будто бы сказал, что «лучше видеть царствующей среди города турецкую чалму, чем латинскую тиару». 59 ...Николай епархъ... – Эпарх – высшее должностное лицо в Константинополе. Эпархом в описываемое время был Николай Гуделли. 61 Логофет – глава гражданского управления в Византии. Этот пост занимал в 1453 г. Георгий Сфрандзи – автор хроники ο последних годах существования империи. 62 ...събрав баши свои и санчакъбиев... – Баша (паша) – высший гражданский и военный чин в Турции. Санджакбей – военачальник. 65 ...ангелъ Божий, его же укрпи Богъ при Устиян цесари... – Β легендах ο постройке храма Софии при императоре Юстиниане рассказывалось ο чудесной помощи ангела. 69 ...противу цесарскых палатъ... Хорсуни вся. – Β оборонительной крепостной стене Константинополя, обращенной к материку, было несколько ворот. Β северной ее части, у берега залива Золотой Рог, находились Деревянные ворота, южнее их – Калигарийские (здесь – Калисария), к юго-востоку от соединяющей их стены располагался Влахернский дворец («цесарские полаты»); далее к югу находились Харисийские ворота (Хорсунь), ворота святого Романа, ворота Пиги и, наконец, у южной оконечности стены, у берега Мраморного моря – Золотые ворота («Золотое место»). 70 Столу же морскому Балтауглию и Загану... – Т. е. адмиралам (турецкий титул – капудан-паша) – Балта-оглы и Заган-паше. 72 Бяху же трие ты инафтыи... – Возможно прочтение инафтыи; существует догадка, что следовало бы писать инфантыи, в этом случае перед нами латинизм со значением «подростки». 74 ...и поношаше его прочь, тако и фрягов вси поидоша за ним. – Некоторые современники утверждали, что рана Джустиниани не была столь серьезной, и осуждали его уход с поля боя. Раненого Джустиниани перевезли в Галату, генуэзскую крепость на противоположном берегу залива Золотой Рог.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ I РАНГАВЕ Коронация имп. Михаила I Рангаве. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 10) Коронация имп. Михаила I Рангаве. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 10) [Греч. Μιχαλ Ραγγαβ] (ок. 770-844) визант. имп. (811-813), сын патрикия Феофилакта Рангаве. Фамилия (в источниках есть также варианты написания: Ραγκβε, Ραγκαυ, Ραγκαβ), по одной из версий, имеет слав. происхождение (корень тот же, что и в слове «рука»; возможно значение «сильнорукий»). В 793 г. женился на Прокопии, дочери имп. Никифора I (802-811), после женитьбы получил должность куропалата. В браке с Прокопией родились 5 детей: 3 сына - Феофилакт, Ставракий и Никита (буд. патриарх К-польский свт. Игнатий ) и 2 дочери - Георго и Феофано. После гибели имп. Никифора I (811) в битве с болгарами в Вырбишском ущелье власть перешла к его сыну и соправителю, шурину М. Р. Ставракию. Однако Ставракий сам оказался тяжело ранен в той же битве, и надежды на его выздоровление практически не было. Политическая сила в то время была сосредоточена в руках доместика схол Стефана, логофета Феоктиста и М. Р., по их замыслу, Ставракия надо было сместить, а престол должен был занять М. Р., зять имп. Никифора I. Его кандидатуру поддерживал и патриарх К-польский свт. Никифор I . 2 окт. 811 г. М. Р. при поддержке синклита, войска и Церкви был провозглашен императором, Прокопия - августой, а старший сын - соправителем, при этом патриарх взял с М. Р. клятву в том, что он не будет нарушать церковные установления. Ставракий постригся в монахи и через неск. месяцев скончался (812). После восшествия на престол одной из главных задач М. Р. стало укрепление власти за счет достижения компромисса между противниками имп. Никифора и его сторонниками. В целом можно говорить о послаблении М. Р. налогового бремени, свойственного системе Никифора, особенно это касалось взыскания недоимок. При М. Р. снова вошли в практику щедрые пожертвования храмам и мон-рям.

http://pravenc.ru/text/2563700.html

Как человек с глубоким чувством достоинства и любви к отечеству, 24 июня 813 г., сразу же по возвращении в Константинополь, Михаил опять заявил о сложении с себя императорской мантии. Царица Прокопия резко воспротивилась этому, ее поддержали и некоторые другие сановники, пообещав царю с оружием в руках защищать его право на престол. Императрица, в отличие от мужа обладавшая большим честолюбием, воскликнула: «Страшно, если корону на голову водрузит Барка!», имея в виду супругу стратига Льва Феодосию. При множестве потенциальных претендентов на царство только Лев Армянин обладал не только необходимыми способностями, но и, главное, вооруженной силой для обеспечения своих прав, и Прокопия прекрасно это понимала. На крики царицы император Михаил Рангаве кротко заметил, что покоряться Божественной воле – благо и что он не желает видеть Римской державы, истекающей братской кровью 388 . Конечно, это был благородный и жертвенный поступок, характерный для кроткого и благочестивого царя. Патриарх св. Никифор неожиданно поддержал царя, пообещав тому, что гарантирует ему жизнь в случае добровольного оставления трона. Между тем единственный боеспособный отряд римской армии – полки фемы Анатолики, провозгласил царем своего стратига Льва V Армянина . Поняв, что не принять воли армии невозможно, Лев согласился, вошел в Константинополь через Золотые ворота и занял место в царском дворце. Узнав об этом, Михаил Рангаве вместе с супругой и детьми прошли в храм и там 10 июля 813 г. приняли монашеский постриг. Император Лев V Армянин отправил Михаила в обитель на остров Плат, где при нем находились два сына – Никита и Евстратий, которых оскопили сразу после пострига. Но бывшая царица Прокопия была отделена от мужчин, несмотря на просьбы Михаила Рангаве, и отправлена в дальнюю обитель. По приказу нового императора царственные иноки получили большое ежегодное содержание, чтобы ни в чем не нуждаться. Как говорят, Михаил прожил еще долгую жизнь, пробыв в постриге более 30 лет, и умер только в 845 г. или даже в 850 г. Но, как ни странно, мы вскоре еще увидим прекрасную ветвь от ствола Рангаве: в назначенный Богом час его малолетний сын Никита, пристрастившийся к иноческой жизни, станет Константинопольским патриархом святым Игнатием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все же превосходство римлян над болгарами в численности было столь наглядным (римляне имели более 30 тыс. солдат, а болгары около 12 тыс.), что хан Крум благоразумно избегал большого сражения, укрываясь вдалеке. Этого было достаточно для советников царя, чтобы утверждать, будто бы победа у Михаила Рангаве в руках; и царь охотно поверил таким приятным словам. Лишь в июне 813 г. хан Крум рискнул дать бой римлянам, хотя и не без страха за его исход – его все еще пугала численность противника. Варвары остановились в 30 км от римского лагеря, у города Версиникии, и несколько опытных командиров – Лев Армянин, стратиг Анатолики, стратиг Македонии Иоанн и полководец Аплакис предложили царю немедленно напасть на болгарский лагерь и разгромить его, используя фактор неожиданности и преимущество в живой силе. Они прекрасно понимали, что при том пораженческом духе, который царил в их войске, необходимо победить в одном-двух боях, иначе кампания неминуемо будет проиграна. «Невозможно победить неприятеля, находясь в десяти часах пути от него», – говорили они императору 384 . Однако и на этот раз советники Рангаве отговорили императора от предложенного плана – видимо, они убедили царя, что в этом случае победа достанется не ему, а стратигам, и василевс вновь безрассудно возвеличил свою гордость над опытом собственных командиров. Пока Михаил и Крум маневрировали и укрывались в лагерях, открылись неблагоприятные последствия той религиозной политики, которую царь начал проводить годом ранее. Многие солдаты его армии открыто принадлежали к лагерю иконоборцев и теперь публично провозглашали, что все их неудачи – от забвения императором «истинной» веры. Другие – тайные павликиане, не смогли забыть Рангаве недавние гонения на своих близких и, напротив, с теплотой вспоминали императора Константина V, бывшего к ним милостивым. В самой столице произошло примечательное событие: во время богослужения народ сорвал петли с гробницы Константина V Исавра и воззвал: «Восстань и помоги гибнущему государству!» 385 Едва ли это событие можно отнести к разряду оптимистичных, и вряд ли такое поведение столичных жителей демонстрировало их веру в полководческие таланты Рангаве и успех начатой им кампании.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Михаил I Рангаве (811-813 гг.) А.В.Карташев. Вселенские соборы//VII Вселенский собор 787 г.//Оглавление Михаил I Рангаве (811-813 гг.), бывший министром двора (Курапалат). Михаил Рангаве демонстративно поддерживал дружбу с монахами, как и императрица Ирина. Он возвратил из ссылки и авву Платона, и Феодора Студита, и брата его Иосифа и других сосланных в 809 г. Но возвратившиеся вновь потребовали снять сан, возвращенный авве Иосифу, т.е. потребовали, как и раньше, запрещения аввы Иосифа за его неканонический акт, т.е. браковенчание Константина VI с Феодотой. Патриарх Никифор повиновался. Наложил запрещение священства на Иосифа. И преподобный Феодор Студит стал другом и советником патриарха. Характерны случаи советничества и участия преподобного Феодора в делах государственной политики. B делах церковных преподобный Феодор оказывался мудрым советником, a в чуждой ему чисто политической области — наоборот. Первый случай стоит в связи с затеянным благочестивым Михаилом I гонением против еретиков-павликиан (во Фригии и Лиаконии), по-видимому, по совету патриарха Никифора. Павликиане обвинялись «во всякой душевной и телесной нечистоте и в служении демонам.» Крайние «ревнители,» окружавшие трон, убедили императора издать закон ο смертной казни павликиан. Павликиане были протестантами той эпохи, врагами церковного культа, в том числе и икон. Можно было считать их первоисточником иконоборчества. Отсюда вражда к ним монахов-иконопоклонников. Β оправдание казни еретиков «ревнители» ссылались на Деян. 5:3-10; Рим. 1:32; Числ. 25:7-8; 3 Цар. 18:40 и на патриарха Иоанна Постника, который будто бы убедил в 583 г. императора Маврикия казнить волхва Павлина. Co всей силой убеждения против этих фанатиков монашеского лагеря восстал преподобный Феодор Студит и добился отмены императорского закона. «He угодно Богу такое убийство,» — писал он императору, a патриарху сказал: «Церковь не мстит мечом.» Против всех ссылок на Ветхий завет Феодор ссылался на дух Евангелия (Мф. 5:21; Лк. 9:54-56): «He знаете, какого вы духа.» Указывал на запрещение Христово выдергивать плевелы до жатвы (Мф. 13:29), на долг пастырской кротости (2 Тим. 2:24-26). «Ревнители» роптали, называли Феодора «злокачественным советником.»

http://sedmitza.ru/lib/text/435419/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010