Константинопольский патриарх св. Никифор потребовал от нового императора письменного исповедания веры и взял с него клятву, что тот никогда не обагрит свои руки кровью священников и христиан и освободит монахов от телесных наказаний. Получив письменную клятву, 8 октября 811 г., в пятницу, патриарх венчал Михаила I Рангаве на царство. Когда Ставракий узнал об этом, он тут же принял постриг и переоделся в монашеское платье. Чуть позже в его покои вошли император Михаил вместе с женой и патриархом. Вместе они просили Ставракия не огорчаться происшедшим, убеждая, что тому ничего не грозит. Стоя одной ногой в могиле, став монахом, бывший царь вновь слукавил: «Ты не найдешь лучшего друга, чем я», надеясь все-таки при случае вернуть себе единоличную власть 372 . Но его надеждам не суждено было сбыться: 11 января 812 г. он скончался от раны, полученной в несчастном для них с отцом Вырбишском сражении. XXXVI. Император Михаил I Рангаве (811–813) Благочестивый царь. Ошибки, поражения и неудачная попытка восстановления иконопочитания Став единоличным царем, Михаил тут же снискал славу и уважение добрыми поступками. Для войска он был приятен, как щедрый военачальник, для монахов – как почитатель святых икон, для рядовых обывателей – как справедливый и благочестивый человек. Достаточно сказать, что в первую очередь император вернул всех, кого его предшественник отправил в ссылку. К сожалению, всем этим достоинствам противостоял один, но чрезвычайно неблагоприятный для Римской империи недостаток: Рангаве был слабохарактерным человеком, которым мог играть кто угодно. В первую очередь для всех открылась его зависимость от жены – царицы Прокопии, женщины сильной воли и большого честолюбия 373 . Зная благочестие царя, легко было догадаться, что помимо нее в круг доверенных соратников войдут духовные лица, в общении с которыми император смог бы отдыхать душой и освобождаться от государственных проблем, в понимании которых сам был явно не силен. Скоро так и случится. В день своего венчания на царство Михаил I щедро одарил патриарха, клириков и войско, а затем вернул лицам, напрасно обиженным Никифором Геником, их имущество.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще в 811 г. имп. Никифором были возвращены из ссылки прп. Феодор Студит и др. монахи Студийского мон-ря. Прп. Феодор стал советником императора в т. ч. по политическим вопросам, часто вставал в оппозицию к патриарху Никифору. М. Р., вероятно по совету патриарха, издал указ о преследовании павликиан , включая вынесение им смертного приговора, однако прп. Феодор, ссылаясь на евангельский дух, убедил императора отменить закон о смертной казни для еретиков. Также за советом к патриарху и прп. Феодору М. Р. обратился и в другой сложной ситуации: в 812 г. болгары, успешно действовавшие против визант. войск, предложили мирный договор, условием к-рого был обмен пленными и перебежчиками. Патриарх Никифор счел условие приемлемым, однако прп. Феодор рассудил, что выдача перебежчиков противоречит евангельским словам «приходящего ко мне не изгоню вон» (Ин 6. 37), привел он и др. аргументы в пользу своей т. зр. Император принял сторону Феодора, продолжил войну с болгарами, но в итоге потерпел поражение. Армия Крума. Имп. Михаил I Рангаве перед битвой при Версиникии (813). Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 11) Армия Крума. Имп. Михаил I Рангаве перед битвой при Версиникии (813). Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 11) Важным деянием М. Р. в церковной политике стало прекращение т. н. Михианской схизмы - внутрицерковного противостояния из-за развода в 795 г. имп. Константина VI с целью заключения нового брака. Непримиримые позиции сторон относительно легитимности развода, а также оставления в сане игум. Иосифа, во 2-й раз венчавшего императора, привели к острому конфликту между патриархом и студийской братией. М. Р. добился компромисса: Феодор Студит, в частности, перестал называть патриарха Никифора еретиком и помирился с ним. Удалось наладить и отношения с папой Римским Львом III, к-рый протестовал против поставления патриарха Никифора сразу из мирян, и оба иерарха возобновили общение. В 812 г. М. Р. официально признал имп. титул за Карлом Великим , ранее (в 800 им был принят титул императора) в Византии не признававшийся. Существовал даже план женитьбы старшего сына М. Р. Феофилакта на одной из дочерей зап. самодержца. Ответным дружественным жестом Карла стало признание власти Византии над Далмацией и Венецией.

http://pravenc.ru/text/2563700.html

После описанных событий внешняя политика Омуртага в целом стала несравнимо более мягкой по отношению к Византии, чем во времена его покойного отца. Хан весьма охотно развивал культурные и торговые связи с греками, и военные действия между двумя извечными врагами вскоре сошли на нет 404 . Глава 2. Второй этап иконоборчества. Смерть Льва V Армянина Прекращение военных действий на Западе еще не означало полного восстановления спокойствия в самом Римском государстве – как и ранее, до сих пор сохранялось старое противостояние иконоборцев и иконопочитателей. И императору пришлось спешно решать эту задачу. Начав свое царствие, Лев Армянин не испытывал больших симпатий ни к одной из сторон по спору в отношении святых икон. Обычный офицер, всю жизнь проведший на войне и слабо разбирающийся в догматических тонкостях, он едва ли имел глубокие убеждения на сей счет. Другое дело, что сознание человека того времени не могло не быть религиозным, и если Церковь окончательно не определилась относительно рецепции VII Собора, и общество по-прежнему повсеместно делилось на иконоборцев и иконопочитателей, то царь не мог оставаться в стороне и должен был принять под свое покровительство тех или других. Наиболее вероятно, что если бы император имел возможность заставить обе партии относиться друг к другу терпимо, он, по примеру Никифора Геника, занял бы нейтральную позицию. Однако страсти к тому времени были настолько накалены последними акциями Михаила Рангаве, что мирный исход становился невозможным 405 . Ощутив на себе давление войска, где преобладали иконоборцы, император при встрече предложил патриарху: «Люди возмущаются против икон, говоря, что мы неправильно почитаем их, и за это враги одолевают нас; сделай милость, уступи что-нибудь». Как отмечают, в отличие от императора Льва III, Лев V первоначально предполагал ограничиться полумерами, однако этому желанию, как указывалось, не суждено было сбыться 406 . Нетрудно догадаться, что многие обстоятельства объективно вели Льва Армянина в лагерь иконоборцев. Гонения императора Михаила Рангаве на представителей этой церковной партии, происшедшие на фоне тяжелых поражений, вызвали, во-первых, обратную реакцию со стороны иконоборцев, скрепили их и озлобили. Во-вторых, суеверные, как все люди, византийцы немедленно соотнесли свои последние неудачи с попыткой восстановить почитание святых икон. Силлогизм был прост донельзя: если Римское государство терпит поражение, то, следовательно, римляне уклонились от истинной веры и вызвали Божий гнев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИФОР I Византийский имп. Никифор I. Золотой солид. Аверс. Реверс. IX в. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) Византийский имп. Никифор I. Золотой солид. Аверс. Реверс. IX в. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) (Ок. 760 - 26.07. 811), визант. имп. (с 31 окт. 802). Род. в Селевкии в М. Азии. Сведения вост. источников («Хроника 1234 года», «Хроника» Михаила Сирийца ), согласно к-рым Н. был каппадокийцем араб. происхождения, доверия не заслуживают. Сделав блестящую карьеру в финансовом ведомстве, Н. в 802 г. стал патрикием и логофетом геникона (γενικς λογοθτης), т. е. лицом, ответственным за финансы (отсюда встречающееся в лит-ре прозвище Н.- Геник (Γενικς)). 30 окт. 802 г. имп. св. Ирина была свергнута в результате бескровного переворота, а на следующий день свт. Тарасий , патриарх К-польский (784-806), венчал Н. на царство. По одной из версий, заговор должен был предотвратить брак Ирины с имп. Карлом Великим (800-814), по другой, более вероятной, заговорщики стремились не допустить провозглашения императором Льва, приходившегося братом фавориту императрицы евнуху Аэтию. Через год свт. Тарасий короновал в качестве соправителя Н. его сына Ставракия. Дочь Н. Прокопия вышла замуж за Михаила Рангаве, который в 811-813 гг. будет занимать имп. престол (см. Михаил I Рангаве ). В многочисленных агиографических источниках деятельность Н. оценивается положительно, однако эти источники сообщают очень мало подробностей о его политике. В подробном же рассказе, к-рый содержится в «Хронографии» прп. Феофана Исповедника ( Theoph. Chron. P. 476-491), императору дана негативная характеристика. Данное обстоятельство может быть объяснено тем, что друг и наставник хрониста Георгий Синкелл был замешан в неудачном заговоре против Н. Внутренняя политика; отношения с Церковью Основной задачей внутренней политики Н. было оздоровление системы гос. финансов. Вскоре после прихода к власти Н. организовал в дворцовой палате Магнавра суд, к-рый, по-видимому, разбирал случаи уклонения от уплаты налогов.

http://pravenc.ru/text/2565518.html

11. Как говорят некоторые, многих христиан он убил из-за своей ненасытности и сребролюбия. Ведь он и увеличил налоги с подданных, и предлагал желающим купить за деньги государственные должности, так что должности удостаивался тот, кто предлагал золота больше других, а также изобрел так называемые хартиатики 882 . И всякое, как говорится, зло и тяготу придумывал он для христиан. 126. Ставракий, его сын Ставракий, его сын, процарствовал один год и два месяца 883 . 2. Он был ранен в битве в правое бедро и добрался до Города на носилках – из-за раны он лежал во Дворце и не выходил. 3. Решил он ослепить Михаила, своего зятя и куропалата, и оставить царство супруге. Поэтому Михаила, его зятя, внезапно провозглашают императором на ипподроме синклит и тагмы, ибо в Ставракии уже отчаялись. 4. Узнав об этом, (выйдя из Дворца) 884 и тотчас облачившись в монашеское одеяние вместе со своей женой Феофано, Ставракий скончался в так называемом Вракском монастыре и был погребен в Сатировом монастыре. (А архиерейский престол занимал все еще святейший Никифор) 885 . 127. Благочестивейший Михаил [I] Рангаве Благочестивейший Михаил процарствовал 2 года 886 , будучи коронован патриархом Никифором и даровав патриарху 50 литр золота, а клиру – 25 литр. Ведь он был несребролюбив и щедр, а также утешил тех, кто пострадал от корыстолюбия Никифора. 2. Короновал он и Прокопию, свою жену, почтив синклит множеством даров, и Феофилакта, своего сына, также короновал на амвоне церкви, принеся великое множество священных приношений в Великую церковь . (Этот Михаил был отцом патриарха Игнатия; прозвище же его было Рангаве.) 887 3. Крум, предводитель болгар, написал ему письмо, прося мира и великое множество дани. А он, послушавшись дурных советов, не согласился на мир. Он во всем был добрым и кротким, но в делах правления был совершенно неспособен и порабощен советами людей суетных и неопытных в войне. Поэтому, после того как он отправился походом на болгар и возвратился с великим поражением, войско и сановники провозглашают на Кампе трибуналия Льва, патрикия и стратига Анатоликов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

443 Theophanes . P. 492.25: δ Σταυρκιος νιτως ρν αυτν διακεμενον τ γαμετ τν βασιλεαν σποδαζε περιποισασθαι, δημοκραταν γειΧριστιανος π τος προλαβοσι κακος. Это место изначально понималось в том смысле, что Ставракий думал о введении демократии по афинскому образцу (см., например: Вигу . Eastern Roman Empire. P. 18; Bratianu . Privilèges. P. 50 sv.). На самом деле в нем лишь говорится, что умирающий император опасался, что амбиции его супруги могли вызвать в добавление ко всем прочим бедствиям еще и гражданскую войну или же восстание димов. После одного указания Ф. Дёльгера, который первым увидел истину, Братиану также признал это единственно правильное толкование ( Bratianu G. Empire et «démocratic» à Byzance//BZ 37 (1937). P. 88, n. 3 ( Idem . Études Byzantines. 1938. P. 97, n. 4)). Кроме того, недавно Марик ( Maricq . Partis populaires. P. 70 sv.) на основании прежде незамеченного пассажа из «Origines» Псевдо-Кодина показал, что политические выступления димов в то время еще вполне были возможны. 444 Михаил Рангаве оказывается первым византийским правителем, который носит прозвище (фамильное имя). Его наличие является признаком возникновения семей магнатов, древнейшие из которых, как, например, Мелиссины, появляются уже в середине VIII в. Имя «Рангаве», впервые встречающееся в конце VIII в. (ср.: Theophanes. Р. 454.19: Θεοφλακτος, το αγγαβ, δρουγγριος τς Δωδεκανσου – предположительно отец Михаила I), было предложено выводить из славянского языка и считать грецизированным вариантом слова «ржкавъ» (что, впрочем, приходится реконструировать путем натянутых аналогий), которое могло бы означать «большерукий, рукастый» (см.: Grégoire H. в Byz 9 (1934). Р. 793–794). 445 Согласно Феофану (р. 494.22), патриарх Никифор лишь в 812 г. направил с согласия императора Михаила I синодик папе Льву IIÏ πρ τοτου γρ κωλετο π Νικηφρου τουποισαι. 446 Бёри ( Bury . Eastern Roman Empire. P. 325) придерживался того мнения, что акт 812 г. означал возвышение Карла Великого до статуса соправителя византийского императора и, не нарушая идеи единства Империи, восстанавливал положение, существовавшее в IV-V вв., когда обычно коллегиально правили два императора – один на Востоке и один на Западе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так или иначе, но Лев согласился на царство и со своей армией вошел через Золотые ворота в Константинополь. Здесь произошел один эпизод, впоследствии сыгравший немаловажную роль в грядущих событиях. Когда царь снял свой плащ, чтобы переодеться в пурпурные одежды, Михаил Травл, назначенный конюшенным нового императора римлян, набросил его на свои плечи. Из этого все сделали вывод, что вскоре Михаил сам станет царствовать в Римском государстве 394 . Непосредственно перед венчанием произошел еще один любопытный инцидент, имевший самое непосредственное отношение к последующему царствию Льва Армянина. После поражения Рангаве в столице не осталось никакой авторитетной силы, способной повлиять на выбор личности нового императора, кроме Константинопольского патриарха. Но св. Никифор действовал не без осмотрительности. Опасаясь, что Лев Армянин, по живости и решительности своего характера вторгнется в церковную сферу, он потребовал от того письменного свидетельства о вере и обязательства (опять же, письменного) в том, что, став царем, не станет менять святые догматы. При всем понимании мотивов, которыми руководствовался святой патриарх, нельзя не заметить некоторой неловкости. Как показал пример Михаила Рангаве, в сложившейся к тому времени ситуации ни один царь не мог предопределить окончательную победу той или иной партии, и заявленные патриархом требования в адрес императора выглядели как публичное наступление на его исторически сложившиеся прерогативы. Такие комбинации могли пройти только со слабыми фигурами, но не с прирожденным бойцом Львом V. И вскоре попытка ограничить права императора в Церкви выльется в решительное наступление царя на полномочия самого Константинопольского архиерея. Но в данный момент осторожный Лев в частном письме выполнил требования патриарха, однако тот не удовлетворился и потребовал официального документа. Тогда Лев пошел на хитрость: он пообещал архипастырю выдать ему просимый документ на руки после венчания, а до тех пор под неясными предлогами отказывался это сделать. Положение Римского государства в те дни стало совсем отчаянным, и патриарх, в котором чувство патриота пересилило осторожность, согласился.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Chron. P. 484). Собор подтвердил полное оправдание игум. Иосифа Кафарского и анафематствовал тех, кто не принимают «икономию святых» ( Theod. Stud. Ep. 48). Кроме того, Собор низложил архиеп. Иосифа Фессалоникийского до пресвитерского сана. Студиты (в лице прп. Феодора) назвали этот Собор «прелюбодейным», объявили его антиканоническим и провозгласили, что в Византии появилась «прелюбодейная ересь» (т. е. оправдывающая благословение незаконного брака имп. Константина VI и Феодоты). Прп. Феодор Студит полагал, что с оправданием игум. Иосифа в Византийской Церкви перестала существовать истинная иерархия. В одном из писем он отмечал: «У них (патриарха и его сторонников) нет священства, жертвы и прочих средств врачевания наших душевных болезней» (Ibid. 36). Прп. Феодор писал послания Римскому папе Льву III с просьбой защитить Церковь, созвав законный Собор, который бы «прекратил еретическое учение» и отменил решения К. С., как направленные к поруганию Евангелия (Ibid. 33, 34). К числу обвинений против К. С. 809 г. студиты прибавляли и такие будто бы принятые Собором решения: «Божественные законы не простираются на царей»; «каждый из иерархов имеет власть над Божественными правилами, несмотря на содержащиеся в них постановления» (Ibid. 33; ср.: 555). Раскол был устранен в 811 г. Перед смертью имп. Никифор вернул из ссылки прп. Феодора и др. студийских монахов, а игум. Иосиф по требованию имп. Михаила I Рангаве был вновь низвергут из духовного сана. М. В. Никифоров Собор 815 г. Иконоборческий Собор имп. Льва V . После разгрома и гибели имп. Никифора I в Болгарии летом 811 г. Византийская империя, в одночасье лишившаяся большей части армии и военно-политической элиты во главе с императором, оказалась на грани катастрофы. Сын и наследник Никифора имп. Ставракий был тяжело ранен и уже в окт. того же года отрекся от престола. На престол в К-поле взошел зять Никифора Михаил I Рангаве. Между тем болг. хан Крум перешел в контрнаступление. Во время переговоров имп. Михаил, убежденный сторонник иконопочитания, отверг ультиматум Крума о выдаче пленных болгар, перешедших в христианство (на родине их ждала казнь за измену).

http://pravenc.ru/text/2057126.html

Слава полководца Льва росла, авторитет императора стремительно падал. Арабские нестроения вызвали резкое ужесточение положения христиан, проживавших в Халифате. Повсеместно в Сирии, Египте, Африке прошлась волна грабежей, случались убийства православных, святые места в самом Иерусалиме подверглись разорению, некоторые верующие даже приняли мученический венец. Многие жители и монахи прибыли на Кипр, а оттуда в Константинополь, где царь и патриарх милостиво приняли их и оказали большую помощь. Благочестие императора было безусловным, но, к сожалению, блистая чистотой веры и помыслов, как христианин, Михаил I Рангаве давал один за другим примеры безыскусности в делах государственного управления. В скором времени это стало очевидным для всех. В конце 812 г. возникли неплохие шансы на благоприятный выход из создавшегося кризиса верховной власти и государства. Опасаясь переменчивости военной фортуны, хан Крум направил в Константинополь посольство, с которым передал предложение о пролонгации старого договора 716 г. между его народом и Византией. По условиям соглашения, границей между двумя государствами должен был считаться Милеон Фракийский, греков обязывали ежегодно уплачивать варварам тканей, кож и платьев на сумму 30 литр золота, а также возвратить перебежчиков. Мирную инициативу для доходчивости Крум сопроводил угрозой в адрес императора: «Если ты не поспешишь утвердить мира, то по твоему же определению пойду осадой против Мезимврии». В такой ситуации нужно было обладать либо остротой ума Льва III, либо мужеством и характером Константина V, чтобы заставить врага уважать Римское государство, или, на худой конец, обмануть болгар. Очевидно, благочестивый, но неопытный и подверженный чужому влиянию Михаил I Рангаве не обладал ни тем, ни другим дарованием. Он созвал совет, где доминировали клирики во главе с патриархом св. Никифором и прп. Феодором Студитом – лицами, совершенно незнакомыми с воинским делом и далекими от знания истинных потребностей государства. Это событие заслуживает того, чтобы остановиться на нем более подробно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Напротив, попытка императора Михаила I Рангаве (811–813) решить все одним властным ударом в пользу вселенских определений немедленно провалилась. Если Константина V Исавра обоснованно называли гонителем иконопочитателей, то Рангаве в течение короткого времени своего царствования прослыл гонителем иконоборцев. Многие из них, в том числе и монахи-иконоборцы, были казнены, подвергнуты пыткам и ссылкам . Но василевса не поддержали многие архиереи и сановники, а армия категорично отвергла императора, ревизовавшего религиозную политику славных царей-победителей из династии Исавров. В результате император Михаил I лишился трона, а почитатели икон – ореола мучеников за веру, который с ними теперь начали делить иконоборцы. Подспудная борьба партий продолжалась, и лишь на Соборе 815 года при императоре Льве V Армянине (813–820) представители иконоборческой партии взяли временный верх, хотя редакция соборных оросов ничем не отличалась от осторожных определений Собора 754 года. В царствие следующего императора Михаила II Травла (820–829) наступило время нейтралитета. Василевс вернул из ссылки некогда отправленных туда почитателей святых икон, но категорически запретил какие-либо споры и соборы на этот счет. Сам он лично не проявлял особого расположения ни к одной из борющихся партий. Но, как ни странно, этот император заслужил многие славословия в свой адрес от преподобного Феодора Студита, которого не разочаровало внешнее нежелание Травла поддержать почитателей икон . Совсем иная картина возникла в царствование его сына императора Феофила (829–842): иконоборчество вновь стало процветать, иногда казалось даже, что наступили времена гонений Константина V. Этому были свои причины: юный василевс вырос в иконоборческой среде, и его учителем был идейный иконоборец, будущий Константинопольский патриарх Иоанн Грамматик (837–843). Но есть все основания полагать, что кроме религиозных аспектов свою роль сыграл и продолжавшийся почти три года бунт (апостасия) узурпатора Фомы Славянина, также прошедший под девизом восстановления иконопочитания. Интересно заметить, что, хотя ряды иконопочитателей росли, все же б о льшая часть византийского общества осталась верной императору; это и предопределило его победу. Совсем мальчиком, Феофил принимал активное участие в боевых действиях и едва ли проникнулся симпатией к бунтовщикам, чуть не погубившим империю и его отца .

http://pravoslavie.ru/54661.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010