После отречения Варданиона и принятия им пострига, Льву Армянину вдобавок к новой должности были фактически поручены все те фемы, которые ранее находились в управлении «Турка», а вместе с ними заботы по обеспечению безопасности восточного края от арабов. Время было неспокойное, мусульмане постоянно устраивали набеги на приграничные земли, но Лев, чей полководческий талант раскрылся в полной мере, успешно действовал на новом поприще. Он выигрывал сражение за сражением, и приобрел не только большую славу и опыт, но и весьма приличное состояние: в римской армии по-прежнему существовала традиция долевого распределения добычи, и полководец получал значительную ее часть 392 . Неизвестно, как дальше сложилась бы его судьба, но в какой-то момент времени Лев настолько почувствовал свою значимость и уверовал в собственную безнаказанность, что начал игнорировать распоряжения императора Никифора I Геника по армии. Как обычно, весной ему доставили жалованье солдат, которое надлежало раздать по сложившимся правилам. Но Лев сибаритствовал, проводил время в безделье, проживая в городке Евхаите, и со дня на день откладывал выполнение порученного ему задания. В приграничной полосе такое легкомыслие недопустимо, и нет ничего удивительного, что вскоре арабы, прознавшие о прибытии казны, ночью напали на ставку стратига. Сам он успел спастись, зато солдатские деньги оказались в руках сарацин. Император Никифор был не тем человеком, который прощал подобные ошибки. Кроме того, как царь бережливый, он искренне сожалел о потере крупной суммы казенных денег. Было назначено следствие, установившее вину Льва, последовало возмездие. Несмотря на прежние заслуги, стратига не пожалели: он был подвергнут телесным наказаниям и отправлен в пожизненную ссылку. По счастью для Льва, пребывание в забвении продолжалось недолго: когда Никифор I Геник погиб в сражении и царем стал Михаил I Рангаве, полководца амнистировали и записали в число служащих при дворе самого императора. Там Лев встретил товарища своей боевой юности Михаила Травла, которому Рангаве доверил многие вопросы внутреннего управления государством, а также дипломатические дела. Впрочем, вскоре, ввиду нехватки опытных командиров, Лев был возвращен на Восток и назначен стратигом Анатолийской фемы – очень серьезное повышение 393 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

за долгую историю Византии претерпело существенные изменения. Изначально это была светская, военная церемония, в которой правомочно принимали участие сенат и «народ», т. е. представители городских партий. В ранней Византии значение этих факторов резко возрастало в том случае, если И. при жизни не успел назначить себе наследника,- тогда сенат, нередко под давлением армии или «народа», совершал выборы нового И. В 457 г. в коронации имп. Льва I впервые принял участие, правда весьма скромное, К-польский патриарх, впосл. его участие стало непременным. Со времени коронации Ираклия в 610 г. обязательным местом проведения церемонии стал столичный собор Св. Софии. Иоанн VI Кантакузин , коронованный патриархом Иерусалимским в 1346 г., после занятия К-поля в 1347 г. был вторично венчан на царство патриархом К-польским. Аналогично Михаил VIII Палеолог, коронованный в 1259 г. в Никее, был вновь коронован в К-поле в 1261 г., после освобождения города. В VII в. коронация становится чисто церковным действием, а участие в ней сената и народа утрачивает «конституционный» характер и становится лишь церемониальным. После захвата К-поля латинянами в условиях военного и идеологического противостояния визант. чин коронования получил дополнения по образцу лат. чина, совершенного захватчиками в К-поле над новым И.; в обновленном виде он совершался до конца существования Византии. Перед самой коронацией во дворе, ведущем из дворца в Св. Софию, И. поднимался на щит. В ранней Византии поднятие на щит было главным моментом военной инвеституры И., затем, с оцерковлением чина, перестало совершаться. Теперь оно получило новый смысл: щит, на который воздвигали И., держали патриарх и высшие сановники; в случае венчания на царство соправителя щит держали сам правящий И., патриарх и сановники. Патриарх св. Никифор I венчает на царство Михаила I Рангаве. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Madrid. gr. 2. Fol. 10v) Патриарх св. Никифор I венчает на царство Михаила I Рангаве. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы.

http://pravenc.ru/text/389511.html

В это же время арабская армия, находясь в закате своей славы, еще раз попытала счастья на границе с Византией. Однако она потерпела страшное поражение, а ее командующий Мухаммад ибн Муаз попал в плен грекам 705 . Так арабы, долго писавшие историю мира, начали сходить с ее страниц... Глава 4. Патриархи святой Игнатий, святой Фотий и Римский папа Миколай I. «Двукратный» Собор 861 года 11 июля 847 г. скончался Константинопольский патриарх св. Мефодий, и царица, не желая отдавать выбор патриарха в руки клириков – видимо, из небезосновательного опасения новой фронды с их стороны, назначила столичным архиереем св. Игнатия (847–858 и 867–877). Это был сын императора Михаила I Рангаве Никита, в 14-летнем возрасте насильно постриженный в монашество после политического падения отца. Вскоре после его пострижения выяснилось, что мальчик благочестив, прилежен и тверд в желании неуклонно следовать церковным традициям и канонам. Благодаря помощи, оказанной семейству Рангаве императором Львом V, св. Игнатий сумел построить на Принцевых островах три монастыря, настоятелем одного из которых и стал. Строгий аскет, 33 года проведший в келье, непривычный к светскому обществу и лишенный навыков общения с людьми, св. Игнатий не без труда находил себя в Константинополе в новом качестве. В силу личных пристрастий ему больше соответствовал идеал студийских монахов, чем широкая, нередко компромиссная позиция св. Мефодия. В византийском обществе св. Игнатия хвалили за примирение Студийского монастыря с Церковью, но упрекали, как порицателя св. Мефодия. Характерен следующий эпизод. Прибыв в Константинополь, чтобы выслушать волю святой императрицы и покориться ей, св. Игнатий сразу же решил продемонстрировать свое нерасположение к сторонникам св. Мефодия. Хиротонисать его в патриархи должен был круг заранее назначенных архиереев, куда вошел и Сиракузский епископ Григорий, сын императора Льва V Армянина. Но когда св. Игнатий увидал его, то громким голосом приказал тому удалиться (!). Разгневанный Григорий бросил свечку, которую держал в руках, на землю и в ответ назвал св. Игнатия «волком, противозаконно вторгшимся в Церковь ». Затем он, епископ Сардикийский Петр и епископ Евлампий Апамейский вышли из храма. Григорий немедленно обратился с апелляцией в Рим, а попутно высказал сомнения в каноничности поставления патриархом самого св. Игнатия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Собор примирил Восток и Запад. В 781 г. императрица Ирина обручила своего сына Константина с дочерью франкского короля Карла Великого. Однако она же в 788 г. женила его на армянке Марии. Недовольный своей матерью, император отстранил ее от руководства империей. В 795 г. Константин развелся и женился на придворной даме, Феодоте. Брак получил благословение от патриарха Тарасия, но вызвал негодование монашеских кругов, особенно Феодора Студита , который был родственником Феодоты. Феодор Студит и другие монахи были сосланы императором. В 797 г. в результате заговора власть перешла к Ирине, Константин был ослеплен и вскоре скончался. Монахи вернулись из ссылки, Федор стал игуменом столичного Студийского монастыря. В 800 г. папа Лев Второй короновал Карла Великого, который приобрел статус императора. Этому способствовало несогласие папы с женским правлением в Константинополе, а также неоказание военной помощи Риму со стороны империи. В правление Ирины империя испытывала военные неудачи, теряла свои территории. В 802 г. Ирину свергли, и императором стал Никифор (802–811). При нем в 806 г. в патриархи возвели Никофора. После смерти императора Никифора, из черепа которого болгары сделали чашу для вина, императором стал Михаил Рангаве (811–813). Михаил сделал своим советником Феодора Студита . Военные неудачи Михаила вызвали недовольство армии, которая помнила внешние успехи императоров-иконоборцев. Михаила свергли, а на его место поставили иконоборца Льва Пятого Армянина. Михаил был пострижен в монахи, его сына оскопили и также постригли. Сын Михаила впоследствии станет Константинопольским патриархом Игнатием. Второй период иконоборчества Лев Пятый Армянин (813–820), как и императоры-иконоборцы прежнего времени, вел очень успешную борьбу с болгарами. Лев начал готовить ревизию решений Седьмого собора. С 814 г. начинается ограничение иконопочитания, создается комиссия для обоснования иконоборчества на основе Писания. В обществе распространяется мысль о том, что военные успехи язычников обусловлены иконопочитанием римлян. В 815 г. патриарх Никифор, оказавшийся непреклонным почитателем икон, были низложен и сослан.

http://azbyka.ru/vselenskie-sobory-akimo...

Может быть, игумен Василий и ходатайствовал за студитов перед папой, но более существенного ничего не мог предпринять в пользу их дела, вероятно, потому, что о последнем в Риме не имели ясного представления, так как от патр. Никифора не получали никаких извещений ни о вступлении его на патриаршую кафедру, ни о соборе 809 года. Император был против сношений с римским папой 204 , хотя вообще сторонники пресвитера Иосифа частным образом обращались к папе за поддержкой, причём препод. Феодора и всех студитов представили схизматиками, отщепенцами, незаконно отделяющимися от патриарха и императора, несправедливо требующими против последних суда папы, и даже не вполне православными в отношении догматов 205 . Само собой понятно, что от решительного суждения о мэхианском вопросе папа при таких обстоятельствах считал нужным воздерживаться, что доставляло большое огорчение препод. Феодору. Не меньшее огорчение доставляли препод. Феодору и те многочисленные иноки Византии и игумены монастырей, которых он называет «ночными почитателями Бога» и которые не видели смысла в противодействии собору 809 года 206 . Впрочем, чем уже становился круг союзников студийского игумена, тем твёрже защищал он своё дело и тем более это доставляло беспокойства императору, который в последние годы своего царствования, занявшись вопросом о преобразовании фискальной системы империи, обложил тяжёлыми государственными налогами между прочим все церковные и монастырские имущества и потому стал ненавистен всей Церкви византийской 207 . Император желал и искал случая примириться со студийским игуменом. В 811 году, отправляясь на войну против болгар, он прислал к Феодору Студиту послов с предложением мира, но преп. Феодор мира не принял, так как не мог согласиться с мнением собора 809 года по спорному вопросу 208 . В битве с болгарами 26 авг. 811 г. Никифор был убит и престол перешёл к его сыну Ставракию, который, однако, через два месяца почувствовал себя неспособным к управлению государством вследствие ран, полученных на войне, и, приняв монашество, удалился в монастырь. На императорском престоле утвердился куропалат Михаил Рангаве, зять Никифора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Ибо допустим третий брак: тогда где будет возложен венец, на руке или на колене, если вдова, вступающая в брак, будет принимать венец на плечи? Это нелепо... Справедливо будет, если девственная сторона лишится однобрачного преданного венчания; ибо она могла воспользоваться им чрез сочетание с равночестным; и следует сочетаться чистому с чистым, девственному с девственным, побеждающему с побеждающим». За этот свой взгляд на второй брак преп. Феодор, как мы видели, много пострадал при императорах Константине VI и Никифоре и своим исповедничеством на время утвердил его в общецерковном сознании. Но дальнейшая история показала, что Церковь не могла усвоить себе воззрений студийского игумена в полном их объёме; она нашла необходимым отказаться от древнего обычая в пользу нового, по снисхождению к слабости природы человеческой. Она признала законным благословение второбрачных и даже троебрачных и для сего составила особые чины венчания. Эта практика была общепринята уже в XI в., как видно из следующего канонического ответа Никиты, митрополита Ираклийского: «строгое правило ие допускает венчания второбрачных; но обычай Великой церкви (т. е. Константинопольской) не соблюдает этого, но и на второбрачных возлагает венцы, и никто за это не подвергается осуждению» 821 . б) Вопрос о наказании еретиков смертной казнью, в связи с вопросом об уместности смертной казни в кодексе церковно-гражданских византийских законов вообще, при Феодоре Ст. был поставлен именно в царствование имп. Михаила Рангаве и Никифора Геника, по поводу принятых правительством мер против павликиан 822 . В решении этого вопроса тогда же образовались два течения, из которых одно было совершенно против применения смертной казни к еретикам. Выразителем его явился преп. Феодор. Впоследствии святой отец изложил свои взгляды на спорный вопрос в нескольких письмах к разным лицам. О смертной казни вообще преп. Феодор рассуждает в письме к сакелларию Льву 823 таким образом, «убийца, быв схвачен, должен понести по закону надлежащее наказание.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

11 июля 813 г. св. Никифор венчал Льва V на царство 395 . Впоследствии, когда вероисповедальные симпатии царя определились, начались разговоры, будто бы император обманул патриарха. Якобы многие признаки свидетельствовали о том, что на трон восходит еретик, который причинит Церкви много страданий. В частности, будто бы еще при венчании патриарх, возлагая диадему на голову Льва, укололся об колючку, застрявшую в его волосах, из чего сделал соответствующие выводы. Но, как представляется, это – не более чем поздний вымысел, своего рода «демонизация» Льва Армянина, очевидное отмщение ему со стороны иконопочитателей. Став императором, Лев наградил тех, кто служил все эти годы рядом с ним, а также проявил мудрость и предусмотрительность, приблизив к себе бывших слуг Михаила Рангаве, предлагавших тому воевать со Львом ради царства. Михаил Травл стал патрицием, Фому, товарища своей молодости, назначил турмархом, а протоспротатора Мануила возвел в ранг стратига Армении, сказав при встрече: «Не к лицу тебе воевать со мной». На что полководец дерзко ответил: «А тебе не пристало поднимать руку на своего благодетеля». Однако Лев, храбрый человек, любил мужество во всех его проявлениях и простил обиду Мануилу. Если опасение за свое царство и сжимало сердце Льва V, то времени на раздумья о будущем не оставалось – разгромив римское войско, хан Крум осадил Адрианополь и беспрепятственно подошел к стенам Константинополя. По языческому обычаю Крум принес на берегу Босфора в жертву своим «богам» множество людей и животных, затем вошел в морские волны и искупался. Выйдя на берег, он окропил морской водой болгарских воинов, приветствуемый своими многочисленными женами и бойцами, с восторгом взиравшими на великого вождя. Хотя хан находился в пределах полета стрелы, никто из защитников византийской столицы не решился выстрелить – все напряженно ожидали, что дальше будет делать варвар. Как опытный полководец, тот понял, что город, защищенный такими надежными укреплениями, ему не взять, но для того, чтобы припугнуть византийцев, приказал обнести эту часть городской стены насыпным валом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следует отметить, что и в дальнейшем Лев V довольно осторожно осуществлял свои планы по запрету икон. В день Рожества Христова, 25 декабря 814 г., во время праздничной службы, он даже облобызал икону Спасителя в храме Святой Софии, чтобы несколько остудить наиболее категоричных иконоборцев. Но на пути императора, как и ранее, встал знаменитый прп. Феодор Студит и монахи его обители. Для Студита уклончивая позиция царя была равносильна предательству Православия, и этот тезис все чаще и громче начал звучать в его устах. Авторитет преподобного и ранее был чрезвычайно высок – он отличался не только своим ригоризмом и образованностью, но и благочестием. А твердость его характера изначально предполагала, что тюрьмой и ссылкой игумена не испугаешь. Студит написал и разослал окружное послание по всем обителям и епархиям Константинопольского патриархата, в котором потребовал открыто выступить против иконоборцев. Начались уличные столкновения солдат гарнизона с иконопочитателями, и Лев понял, что время молчания уже прошло 411 . Император был вынужден пригласить игумена к себе на диспут, завершившийся в пользу Студита. Льву оставалось лишь строго заметить св. Феодору, что тот, излагая перед царем доводы в пользу почитания икон, был слишком дерзок; преподобный возражал. Согласно апостолу Павлу, сказал он, Бог поставил в Церкви, прежде всего, апостолов, затем пророков и учителей. А об императоре у святого апостола Павла ничего не сказано. Следовательно, царь обязан повиноваться в делах религии священству, а не посягать на чужие должности. «Так неужели ты исключаешь меня из Церкви?» – удивленно спросил император. «Не я, апостол», – отвечал Студит 412 . Изумленный Лев Армянин сказал, что за такие слова Студита следовало бы казнить, но он не доставит ему радости принять мученический венец. Надо сказать, что преподобный привел сомнительные аргументы против церковных полномочий императоров. Ведь в Священном Писании ничего не говорится и о патриархах, тем более об их церковных полномочиях, а о повиновении властям недвусмысленно говорили и апостол Петр, и апостол Павел. Кроме того, нельзя не обратить внимания на то обстоятельство, что Студит был явно непоследователен в своем понимании характера отношений Церкви и императорской власти. Ведь совсем недавно он, нисколько не сомневаясь в своей правоте, вторгался в дела государственного управления и требовал от Михаила Рангаве начать войну с болгарами. Это лишний раз доказывает, что никакое раздельное существование двух союзов в те времена было принципиально невозможно. Очевидно, здесь – пример субъективного отношения к наиболее принципиальному вопросу, к сожалению, явленный в очередной раз преподобным Феодором.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хотя отношения между Константинополем и Римом были очень натянуты во время церковных колебаний Бориса, церковного разделения еще не было. Поэтому в его обращениях к греческому и латинскому духовенству нельзя видеть его выбора между православием и католичеством. В те годы официально существовала еще единая вселенская церковь .  Приходится признать, что это, видимо, единственное свидетельство современника о научных планах и намерениях Ю. А. Кулаковского . К сожалению, проверить сообщение А. А. Васильева практически невозможно, ибо архив Ю. А. Кулаковского не обнаружен.   Второй период иконоборчества и Восстановление Православия. Разделение церквей в IX веке Первые государи периода 802–867 годов не являлись сторонниками иконоборчества и поэтому казалось, что иконопочитание, восстановленное Ириной, может постепенно укрепиться и не будет подвергнуто новым испытаниям. Император Никифор придерживался политики религиозной терпимости, сочетавшейся с идеей временного 801 господства над церковью. Признавая постановления Никейского собора и победу иконопочитателей, он в то же время не был ярко выраженным иконопочитателем. Подобная терпимая политика Никифора в глазах истинных ревнителей почитания икон граничила с ересью. По всей вероятности, религиозные вопросы интересовали императора весьма незначительно. Они имели для него значение лишь с точки зрения государства. Монашество при нем переживало иногда тяжелые моменты, особенно когда весьма уважаемый и любимый народом патриарх Тарасий был заменен новым патриархом Никифором, который был поставлен волей императора непосредственно из мирян. Этому назначению сильно воспротивился знаменитый Феодор Студит и его последователи студиты, 802 которые были позднее отправлены в ссылку. Михаил I Рангаве правил только короткое время (811–813) и был под постоянным влиянием патриарха и монахов. Он был послушным сыном церкви и защитником ее интересов. Во время его правления Феодор и студиты были возвращены из ссылки. Четверть века прошло с тех пор, как при Ирине было восстановлено иконопочитание.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Феофил, по-видимому, и сам понимал, что он борется за погибшее дело. Он видел достаточно много «знамений времени»: он знал, что дочерям его теща дает целовать иконы; он догадывался, что и сама августа Феодора втайне поклоняется иконам (придворный шут Дендерис, νδρριον Δενδερις, и его речи про τ καλ ννια (куклы) παρ τ μνν (мамы)). И Феофил умер, заклиная (ранее) Феодору – «не удалять, после смерти его, Иоанна (αννν), с патриаршего престола, и не допускать самого вида поклонения идолам». Но события (пошли так, как и нужно было ожидать). 20 января 842 г. умер Феофил. (В следующем 843 г. 11 марта) в Константинополе в первый раз совершали чин торжества православия 189 . К этому времени Иоанн был лишен кафедры и вместо него поставлен св. Мефодий. Искренно любившая своего мужа, Феодора противилась сперва восстановлению иконопочитания, не желая, чтобы Феофила предали анафеме, но получив от Мефодия и собора письменное прощение душе умершего императора ( υποσχεσις κα α δι εγγρφων ομολογαι), охотно согласилась признать торжество православия. В Константинополе оно праздновалось ежегодно крестным ходом из Влахерн во св. Софию и чином православия в первое воскресенье великого поста. Возобновление иконоборства после VII вселенского собора явилось на сцене истории словно для того, чтобы дать доказательство, что это движение погибает на церковной почве своей естественной смертью от истощения сил. Иконоборцы-эпигоны были уже не то, что иконоборцы-инициаторы. Встречена была эта реставрация икономахов в политических сферах, правда, сочувственно, но – кажется – только потому, что военные неудачи при Рангаве слишком живо напомнили византийцам славные победы Льва III и Константина. Это было оживление военно-династического предания. Но династия Копронима угасла, и для этой традиции не оставалось практической почвы. Перенесенное на почву чисто церковную, иконоборчество эпигонов не имеет дерзкой широты замысла первой эпохи и постепенно выветривается. На затею – секуляризировать церковь – теперь нет и намека.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010