Затем они определили и полномочия столичного архипастыря: «В интересах истины, непоколебимости догматов и соблюдения правды и благочестия он должен делать представления императорам и не смущаться. Одному патриарху приличествует объяснять постановленное древними и определенное Святыми Отцами и утвержденное Святыми Соборами. Патриарху же принадлежит право наблюдать и исследовать сделанное и поставленное на соборах, относится ли то к отдельной области или ко всей Церкви. Поскольку государство, подобно человеку, состоит из частей и членов, важнейшие же и необходимейшие части суть царь и патриарх; то вследствие сего и духовный мир, и телесное благоденствие подданных зависят от единомыслия и согласия во всем государственной и церковной власти». Не желание и согласие остальных патриархов и епископов, а воля царя определяла (и это становилось церковным законом), что: «Престол Константинопольский, украшающий столицу, признан первым (!) в соборных постановлениях, последуя которым божественные законы повелевают, чтобы возникающие при других кафедрах несогласия доводились до сведения и поступали на суд этого престола. Каждому патриарху принадлежит забота и попечение обо всех митрополиях и епископиях, монастырях и церквах, а равно суд, рассмотрение и решение дел. Но предстоятелю Константинополя предоставлено и в пределах других кафедр, где не последовало еще освящения храма, дать ставропигию. И не только это, но и рассматривать и исправлять возникающие при других кафедрах несогласия. Патриарху принадлежит попечение обо всем, относящемся к спасению души, а равно и в отношении к покаянию и обращению от грехов и от ереси он сам и один поставлен распорядителем и правителем» 641 . Смена императоров-иконоборцев на царей-иконофилов никак не повлияла на эту тенденцию. Когда римские легаты на VII Вселенском Соборе публично объявили категоричное требование понтифика, очень похожее на приказ, исключить из титулатуры Константинопольского патриарха предикат «Вселенский», цари и присутствовавшие Отцы сделали вид, что не заметили этого. Примечательно, что требование было обращено именно к императорам: Римский папа, безусловно, понимал, кто реально правомочен решать такие вопросы. К тому же ему очень хотелось наглядно показать, что только цари близки по положению к предстоятелю Апостольской кафедры, и потому он обращается к ним как равный к равным. Но легаты настаивали, императоры. отмалчивались. Как следует из «Деяний» Собора, ситуация едва не закончилась публичным скандалом. Но царские сановники твердо стояли на своем, и легаты дрогнули. Они так и не решились покинуть зал заседаний и повторить требования понтифика в другие дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Название, вероятно, происходит от арабизированного лат. fossatum - «ров, полевое укрепление». В папирусной документации употреблялось также двойное наименование Фустат-Миср (Фустат Египетский) или просто Миср (Мыср, Маср) - древнее семит. название Египта, обозначавшее теперь его адм. центр. Территория города соответствовала территории совр. Ст. Каира (Маср-эль-Атика). Здесь Амр построил 1-ю в Египте мечеть, названную его именем (впосл. неоднократно перестраивалась, совр. план и размеры были определены в 827). Земля в радиусе ок. 2 км была разделена между араб. племенами; палатки, глинобитные дома и загоны для скота чередовались с обширными пустырями. Фустат не имел стен. Наплавной мост соединял его с о-вом Рода на Ниле и Эль-Гизой. Чуть севернее Фустата, между Нилом и Красным м., со времен древнего Египта существовал канал Халиг (восстановлен в 643, заброшен в сер. VIII в. и с тех пор стал прудом к северу от К.). В Фустат поступали все налоговые взносы из Египта; экспорт зерна, ранее отправляемого через Александрию в страны Средиземноморья, теперь шел через Фустат в Мекку. Это способствовало быстрому упадку Александрии и развитию новой столицы. Выделялись кварталы для новых поселенцев, зиммиев (немусульман); в Фустате появились христ. копт. храмы. Фустат и Вавилон постепенно слились в одну агломерацию, после VII в. их перестали различать, и термин Вавилон (Бабальюн) вышел из употребления у арабов. В коптской среде он, напротив, сохранился и иногда применялся для обозначения всего массива поселений К. Это же название для К. использовали и нек-рые европ. путешественники ср. веков и Нового времени. В Фустате сохранялось христ. население. После ухода византийцев копты завладели почти всеми храмами и монастырями православных (мелькитов) в Египте, кроме ц. св. Михаила в Каср-эш-Шамъа. Нет сведений о др. церквах Вавилона, существовавших до арабского завоевания, хотя город должен был иметь какое-то количество храмов. Из ныне существующих церквей Каср-эш-Шамъа древнейшей считается ц.

http://pravenc.ru/text/1319897.html

Случилось это после половины VII века и прежде конца XII, после патриарха Константинопольского Германа и до Феодора Вальсамона: как было с ними в наш период до-монгольский, пока мы не можем сказать 525 . Епитрахиль ( πιτραχλιον – навыйник, нашейник) есть нечто иное, как диаконский орарь, обогнутый вокруг шеи и опущенный обоими концами наперёд. Что это именно так, об этом кроме другого прямо и ясно свидетельствуют греческие чины поставления в священники древний и новый 526 . В древнее время две полосы согнутого ораря, образующие епитрахиль, не сшивались вместе (из чего теперь вышла нынешняя цельная епитрахиль), а оставлялись как есть, вероятно, будучи застёгиваемы или состёгиваемы вверху на одну или несколько пуговиц 527 . Пояс – ζνη в древнее время совсем отличался от нынешнего нашего. Он был или шнур, вервь или узкая тесьма, покромка, но не широкий, ибо широких поясов вовсе не знали и не употребляли Греки 528 . Нынешняя наша форма священнических богослужебных и небогослужебных поясов есть наша национальная, т. е. взята из нашего собственного житейского быта. В Малороссии и Галиции (преимущественно последней) 529 , где, собственно, сохраняются остатки нашего национального костюма, (ибо в Великороссии, разумеем в крестьянстве или у простого народа он почти совершенно татарский) до настоящего времени крестьяне носят весьма широкие кожаные пояса, совершенно такие по форме, как наши священнические. (Не только не уже священнических, но иногда имеющие неимоверную ширину вдвое против них и более). Когда случилось у нас расширение священнических поясов по образцу народному, пока не встречали указаний: может быть, что ещё и в период до-монгольский. (И в этом случае дело должно будет представлять не так, что расширение началось с архиереев, которые должны были подражать митрополитам Грекам, а так, что оно началось с сельских священников, которые, быв из крестьян, и в священстве продолжали носить пояса крестьянские 530 .) На поясах в древнее время священники имели ручник – γχεριον, как бы нашу столовую салфетку (и вместе носовой платок) одним словом то полотенце, которое в настоящее время висит у них на малом аналое у престола. Когда ручник снят был священниками с пояса и повешен особо, не знаем; но на иконографических памятниках X – начала XI века, он изображается ещё висящим на поясе 531 и патриарх Антиохийский Пётр, современник патриарха Константинопольского Михаила Керулария, говорит о нём, как ещё носимом на последнем 532 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

2 Дагрон Жильбер. Император и священник. Этюд о византийском «цезаропапизме». СПб., 2010. C. 57, 58. 3 Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей. СПб., 2009. Книга V. Глава 5. C. 144. 15 Вальденберг В.Е. История византийской политической литературы в связи с историей философских течений и законодательства. СПб., 2008. C. 226–230. 47 Али-заде Айдын Ариф оглы. Хроники мусульманских государств I–VII веков хиджры. М., 2004. C. 179, 180. 50 Васильев А.А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии. Императоры Василий I, Лев VI и Константин VII Багрянородный. СПб., 1902. C. 10, 11. 53 Васильев А.А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии. Императоры Василий I, Лев VI и Константин VII Багрянородный. C. 23, 24. 57 Гиббон Э. История упадка и разрушения великой Римской империи. В 7 т. Т. 6. М., 2008. C. 257. 58 Васильев А.А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии. Императоры Василий I, Лев VI и Константин VII Багрянородный. C. 35–37. 65 Грегоровиус Фердинанд. История города Рима в Средние века (от V до XVI столетия). М., 2008. C. 410. 66 Васильев А.А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии. Императоры Василий I, Лев VI и Константин VII Багрянородный. C. 57, 58. 69 Шиканов В.Н. Византия – щит Европы. Арабо-византийские войны VII–XI вв. СПб., 2004. C. 70, 71. 71 Васильев А.А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии. Императоры Василий I, Лев VI и Константин VII Багрянородный. C. 71, 72. 90 Робертсон Дж. C. История христианской Церкви от апостольского века до наших дней. Т. 1. Пг., 1916. C. 868. 91 Васильев А.А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии. Императоры Василий I, Лев VI и Константин VII Багрянородный. C. 80, 81. 99 Хроника анонимного монаха Псамафийского монастыря в Константинополе//Две византийские хроники. М., 1957. Глава 1. C. 28.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

436 Пселл имеет в виду представления Платона, изложенные в диалоге «Тимей», согласно которым земле как одному из четырех элементов («родов») бытия приписывается вид куба (см. Платон. Сочинения, т. 3, ч. 1. М., 1971, с. 498 и прим. 85). 437 Время Михаила VII было периодом тяжелейшего внешнеполитического кризиса империи. Поражение при Манцикерте в 1071 г. практически открыло сельджукам беспрепятственный путь в Малую Азию. В этом же году норманны взяли Бари – последний оплот византийского господства в Италии – и начали наступление на Балканы. Одновременно усилился нажим на Византию со стороны кочевых народов – печенегов и угров. 439 Жена Михаила VII – Мария или Марфа (по византийским источникам Аланская) – дочь грузинского царя Баграта IV, в будущем супруга императора Никифора Вотаниата, сменившего на престоле Михаила VII. О ее красоте с восхищением пишут и другие византийские историки. 440 Сын Михаила VII Дуки Константин родился в 1074 г. В младенчестве он был обручен с дочерью предводителя сицилийских норманнов Роберта Гвискара Еленой. Однако этот брачный контракт был расторгнут с приходом к власти Никифора III Вотаниата. В дальнейшем его обручили с Анной, дочерью царя Алексея I Комнина, будущей знаменитой писательницей Анной Комниной. Константин, однако, умер, не дожив до совершеннолетия. Анна Комнина дважды восторженно воспевала красоту юного Константина (Анна Комнина. Алексиада. М., 1965, 78, 117). 441 Аякс Теламонид – один из самых сильных и мужественных героев греческой мифологии, сражавшихся под Троей. 442 Нестор – «мудрый старец» гомеровского эпоса, Неоптолем – юный сын Ахилла. Рассказ о наставлениях, которые Нестор давал Неоптолему, содержится в «Гиппии Большем» Платона. 445 Константин, младший брат Михаила VII (родился в 1060 г.), уже в ранней юности проявил себя отважным воином. Он погиб в 1081 г. в битве с норманнами при Диррахии. 446 Элиан (конец I –начало II в.) – известный в античности и в средние века автор трактатов и руководств по военному делу. Аполлодор из Дамаска – знаменитый римский архитектор и инженер начала II в., автор «Полиоркетики» – руководства по осаде городов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМА I ИЕРУСАЛИМИТ [Греч. Κοσμς Ιεροσολυμτης], свт. (пам. греч. 2 янв.), патриарх К-польский (ок. 8 авг. 1075 - 8 мая 1081). Родом из Антиохии; получил образование, принял монашество и долгое время жил в Иерусалиме. Вероятно, переехал в К-поль незадолго до возведения на Патриарший престол. Был избран патриархом по желанию имп. Михаила VII Дуки (1071-1078) как лицо, не связанное с к-польской знатью и клиром Великой ц. Предполагалось, что К. будет послушен имп. воле ( Τσολκης. 1968. Σ. 176). Патриаршество К. пришлось на период тяжелого политического кризиса и ожесточенной борьбы за визант. имп. престол в К-поле. В этих условиях К. мог играть роль третейского судьи в спорах между группировками византийской знати, однако самостоятельной политической фигурой он не стал. Ок. 1076-1077 гг. при К. в К-поле был проведен Собор, на котором впервые Церковью обсуждались и подверглись анафеме взгляды философа Иоанна Итала (RegPatr, N 907). Окончательное осуждение Итала состоялось на 2-м Соборе по его делу в 1082 г. В нач. 1078 г. К. поддержал военный мятеж Никифора Вотаниата против имп. Михаила VII. Возглавляемый К. Синод К-польской Церкви призвал Михаила отречься от престола в пользу Никифора, чтобы разрешить политический конфликт мирно. Действия К. сыграли важную роль в общественном давлении, которое вскоре вынудило Михаила VII к отречению и принятию монашеского пострига (RegPatr, N 909). 2 июля 1078 г., после свершившегося переворота, К. короновал имп. Никифора III Вотаниата (1078-1081). Условием возведения Никифора III на престол было сохранение прав наследования за малолетним Константином Дукой, сыном Михаила VII. При этом К. отказался признать законным политический брак Никифора III с Марией Аланской, бывш. женой Михаила VII и матерью Константина, а также распорядился лишить сана священника, к-рый венчал их (RegPatr, N 910). Это решение К. препятствовало укреплению положения на престоле как Вотаниата, так и фамилии Дука.

http://pravenc.ru/text/2458803.html

    114 После захвата Бари норманнами в 1071 г. византийцы, осознав мощь Норманнского государства, стали стремиться к союзу с Робертом Гвискаром, рассчитывая получить от него помощь для борьбы с сельджуками. Правительство Михаила VII Дуки готово было скрепить союз династическим браком: дочь Роберта Елена была привезена в Константинополь как невеста юного Константина Дуки, сына и номинального соправителя Михаила (впоследствии Константин былженихомАнны). После прихода к власти Никифора Вотаниата положение изменилось: феодальная аристократия, окружавшая этого императора, не одобряла норманнских симпатий Михаила VII. Низложенного императора даже обвиняли в том, что он собирался предать страну норманнам. Дочь «тирана» изолировали от ее жениха, остававшегося и при Вотаниате наследником престола, и бросили в византийской столице без средств к существованию. Естественно, что эти обстоятельства были использованы Робертом как предлог для вмешательства в византийские дела (см. об этом: Безобразов, Хрисовул императора Михаила VII Дуки; поправки Kurtz, BZ, 9, 1900, S. 280; Bibicou, Une page histoire diplomatique..., p. 43 sq.;cp.Mathieu, Guillaume de Pouille..., pp. 306, 352).     115 Мать Анны, Ирина, была дочерью Андроника, сына кесаря Иоанна Дуки (см. прим. 13).     116 Никифор Вриенний постоянно говорит о легкомыслии Михаила Дуки и о его неспособности заниматься государственными делами (Nic. Br., II, 1—2).    Яростно нападает на Михаила, предоставившего управление государством своему фавориту Никифорице, Михаил Атталиат (Attal., рр. 184, 187, 200, 211 и др.). Атталиат несколько тенденциозен (ему надо противопоставить Михаилу Никифора Вотаниата), но время царствования Михаила действительно ознаменовалось рядом неудач во внешней и внутренней политике империи.     117 Ср. описание Константина: Ал., I, 12, стр. 78—79; III, 1, стр. 117.     118 Дж. Баклер смущает то обстоятельство, что Анна говорит «одним дыханием» о брачном контракте Константина и Елены и о своих собственных несчастьях. Поэтому она предлагает перефразировать это предложение следующим образом: «Я не буду больше говорить о Константине; его жизнь и смерть имеют прямое отношение к печальной истории моей жизни, и прежде чем я перейду к ней, я должна кратко упомянуть о несчастном брачном контракте между Константином и Еленой и рассказать о войне, которая была его следствием и которая кончилась гибелью норманнских тиранов» (Buckler, Anna Comnena, р. 37).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Финальная, острая фаза противостояния продолжалась около семи дней. Сопротивлявшихся людей выволакивали за руки, выкуривали дымовыми шашками. В конце концов, к прихожанам приехал представитель власти и пообещал, что взрывать не будут, люди разошлись. В ту же ночь, в 4 часа утра, храм взорвали. Свидетельство об использовании дымовых шашек сохранилось в «Регистрационном деле» Преображенской церкви, которое хранится в Центральном муниципальном архиве г. Москвы. В деле есть справка без подписи следующего содержания: «1964 г. Справка (по церкви на Преображенской площади). 6/VII — Выкуривали верующих из церкви, которые блокировали испол. орган и молились самостоятельно, т.к. служба была прекращена с 6/VII. Служили последний раз в воскресенье 5/VII. 7-9/VII — Демонтировали церковь и все имущество перевозили в Сокольническую церковь. 10-17/VII — Происходила подготовка к взрыву здания. 17/VII — В 4 часа утра здание было взорвано». Из воспоминаний протоиерея Михаила Фарковца: «18 июля у меня ночевал преображенский протодьякон, я близко жил. Утром встали, идем к Преображенке на остановку троллейбуса — не вижу креста. В чем дело? Из окна троллейбуса вижу — руины, груды кирпича. Я вскрикнул на весь троллейбус, истерически. Я знал, что будут взрывать, но не верил. Ночью народ был у храма. Три дня после взрыва народ круглые сутки молился у руин — нагнали комсомольцев, дружинников, они растаскивали народ — крик, шум стоял». По воспоминаниям очевидцев, рабочие, разбиравшие церковные руины, сами жалели храм. Слез было много, стоял стон, милиция отгоняла людей от руин. Люди у руин крестились и целовали камни. Бабушки плакали так, будто кто-то умер. Многие люди, спешившие утром на работу, брали себе на память кирпичи. Это был последний в ХХ веке взрыв храма в Москве. Не осталось ни Преображенского полка, ни его первого храма, но остались прихожане. Невозможная мечта одного человека После взрыва преображенская община не прекратила своего существования и сохранила статус зарегистрированной религиозной организации. Вопреки обещаниям, общине не дали храма взамен взорванного. Все эти пятьдесят лет прихожане надеялись, что когда-нибудь смогут снова помолиться в своем храме. Во главе инициативной группы стал один из прихожан, архитектор и реставратор Игорь Климентьевич Русакомский. Долгие годы он был душой всего предприятия и его движущей силой. Агитировал, вел переговоры с властями, нашел в архивах старые чертежи храма, разыскивал старых прихожан и по крупицам собирал информацию о храме. Эта работа стоила Игорю Русакомскому здоровья, сегодня он передвигается на коляске. В 1999 году была зарегистрирована община Преображенской церкви. На площади установили деревянный крест, в день Преображения дожившие до наших дней прихожане старого храма собирались перед крестом, чтобы месте помолиться.

http://pravoslavie.ru/88473.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВДОКИЯ МАКРЕМВОЛИТИССА [греч. Εδοκα Μακρεμβολτισσα] (1021 - после 1078), визант. имп. (нояб. 1059-1071), 2-я супруга (с 1049) имп. Константина X Дуки (1059-1067) и имп. Романа IV Диогена (1068-1071), мать имп. Михаила VII Дуки (1071-1078), дочь Иоанна Макремволита, племянница К-польского патриарха Михаила I Кирулария (1043-1058). После коронации имп. Константина X Дуки получила титул августы; ее изображение вместе с мужем чеканилось на визант. монетах. От этого брака родились сыновья Михаил (император с 1071), Андроник и Константин. По свидетельству Михаила Пселла , Константин X считал Е. М. одной из самых образованных женщин своего времени и доверил ей воспитание детей ( Mich. Psell. Chron. VI 27). Согласно Иоанну Скилице , на смертном одре Константин X взял с Е. М. слово не выходить после его смерти замуж и править самостоятельно до совершеннолетия старшего сына Михаила, в чем Е. М. и присягнула в присутствии К-польского патриарха Иоанна VIII Ксифилина перед синклитом и патриаршим синодом ( Scyl. Hist. 659). Возможно, патриарх и брат имп. Константина X кесарь Иоанн Дука предназначались в опекуны детям Константина X, что могло быть оформлено письменным соглашением. Согласно Пселлу, «придя к власти... царица Евдокия никому другому не вверила царства, не избрала своим уделом домашнюю жизнь и не поручила дел какому-нибудь вельможе, а стала всем заправлять сама и взяла власть в свои руки...» ( Mich. Psell. Chron. VII 1). На имп. приемах «она восседала между сыновьями, а они разве что не цепенели от страха и почтения перед матерью» (Ibidem). Е. М. уделяла основное внимание внутреннему управлению и финансам, занималась воспитанием детей, приобщая Михаила к гос. делам (Ibid. VII 1, 3). В числе ее советников был и Михаил Пселл (Ibid. VII 4). Однако сложное положение на вост. границе империи стало причиной того, что на Е. М. увеличилось давление с целью укрепить власть посредством брака с одним из успешных полководцев.

http://pravenc.ru/text/187097.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИСАМСКАЯ И СЕЛИНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [Греч. Ιερ Μητρπολις Κισμου κα Σελνου], епархия полуавтономной Критской Православной Церкви (в составе К-польского Патриархата); охватывает зап. часть нома Ханья, кафедра расположена в г. Кисамос (в древности Кисам). Существовавшее на этом месте в минойский период (III-II тыс. до Р. Х.) поселение было оставлено жителями и снова заселено в эпоху поздней классики (IV в. до Р. Х.). В эллинистический период Кисам являлся портом крупного г. Полиррения. Расцвет Кисама начался в рим. период. В I в. по Р. Х. город был перестроен по гипподамовой системе. Высокохудожественные напольные мозаики с мифологическими сценами (II-III вв.) украшают виллу Фидия и строение к западу от нее, дом Орфея, здание у кафедрального собора и др. Землетрясение 365 г. нанесло серьезный ущерб городу. В ходе раскопок были обнаружены раннехрист. некрополь и здания, возведенные в VI в. на фундаментах римских построек, а также архитектурные детали, к-рые, видимо, принадлежали базилике. История епархии Церковь арх. Михаила в с. Эпископи, Крит. VII–VIII, X в. Церковь арх. Михаила в с. Эпископи, Крит. VII–VIII, X в. В раннехрист. период Кисамская епископия была одной из 20 епархий о-ва Крит. Первый упомянутый в источниках епископ Кисама Евкисс был участником Сардикийского Собора (343) ( Mansi. T. 3. Col. 46). Епископы Кисамские Феопемпт и Лев присутствовали на Трулльском (Пято-Шестом) Соборе (691-692) и на VII Вселенском Соборе (787) ( Mansi. T. 11. Col. 996; Т. 13. Col. 392). Моливдовул кон. VI или нач. VII в., хранящийся в музее в Ретимно, имеет надпись: «Кисамской Церкви». В VII в. Кисам являлся 17-м из 22 городов о-ва Крит ( Parthey, ed. 1866. P. 14). После араб. набегов город пришел в упадок. Критские епископии, входившие в подчиненный Риму диоцез Иллирик, вместе с ним в 731/2 г. перешли в юрисдикцию К-польской Православной Церкви. В нотициях (списках епархий) К-польского Патриархата Кисамская епископия, как правило, занимает 10-е (иногда 9-е) место среди критских епархий ( Darrouzès. Notitiae. N 2, 3, 10, 13). В кон. Х в. епископская кафедра была перенесена в совр. сел. Эпископи, кафедральным собором служил храм арх. Михаила (Ротонда).

http://pravenc.ru/text/1841123.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010