- К сожалению, об этом конкурсе ничего не знаю. Постараюсь узнать и рассказать нашим психологам и медикам. Недавно приняла участие в конкурсе, который прошел в рамках VII Международного фестиваля социальных технологий в защиту семейных ценностей «ЗА ЖИЗНЬ - 2016». С 15 по 17 августа была в Москве и узнала, что только по одной программе движения «За жизнь», которая называется «Спаси жизнь», за полтора года от аборта удалось спасти 3658 младенцев. Надеюсь, что и наша работа в Архангельске приносит свои плоды. Я и раньше слышала об этом ежегодном съезде, который объединяет представителей самых разных организаций, оказывающих помощь беременным женщинам и семьям с детьми, а также известных общественных и религиозных деятелей. Но т.к. сроки проведения фестиваля совпадают с отпуском, и обычно мы уезжали из Архангельска куда-нибудь в теплые края погреться, то не получалось рассказать о своей работе на фестивале. А в этом году отпуск мы проводили в Москве, что позволило участвовать в фестивале. Но в прошлом году моя бывшая студентка, а ныне коллега и единомышленница Татьяна Рихтер провела на фестивале мастер-класс. В этом году в Москву приехали представители 168 профильных общественных, церковных и государственных организаций. Люди приехали из 150 городов и населенных пунктов России. Из 500 участников 70 были гостями из Абхазии, Сербии, Беларуси, Украины и Литвы. Со многими удалось познакомиться, сфотографироваться на память. Гран-при фестиваля увез депутат Парламента Абхазии Саид Харазия, который стал инициатором закона о запрете абортов, принятого в Абхазии в 2015 году. Запомнились и выступления почетных гостей, среди которых был известный публицист и проповедник протоиерей Андрей Ткачев. В последнее время он ежегодно бывает в нашем университете с лекциями, и мы его очень любим, часто цитируем на занятиях. Самое важное для нас - участников из регионов России - это общение и обмен опытом, презентация конкурсных проектов. Все они направлены на утверждение ценности жизни ребенка до рождения, на защиту интересов семей с детьми, преодоление демографического кризиса, увеличение рождаемости. Благодарю всех организаторов фестиваля за его прекрасную организацию и помощь в нашей работе.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

    668 См. Ал., III, 11, стр. 138.     669 Анна имеет в виду победу над Боэмундом у Кастории (осень 1083 г.).     670 Абуль-Касим (πελχασμ) — турецкий эмир (см. Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 71).     671 Бузан (Πουζανος) — турецкий эмир, наместник Эдессы (см. о нем: «Encyclopédie de Islam»,IV, s. v. Tutush, p. 1035; Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 256).     672 Тутуш (Τουτοσης) — сын Алп-Арслана, брат Мелик-Шаха, сельджукский эмир в Сирии (1079—1095). См.: Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 328; «Encyclopédie de Islam», IV, s. v. Tutush, pp. 1034—1035; Стэнли Лэн-Пуль, Мусульманские династии, стр. 127, прим. 4).     673 Филарет Врамахий (Βραχαμιος, Βαχαμιος) от арм. Vahram. Полководец Романа Диогена, куропалат. Филарет отказался признать власть Михаила VII и постепенно подчинил себе область, включавшую Таре, Мопсуэстию, Аназарв, Эдессу и Антиохию. После вступления на престол Никифора Вотаниата он признал нового императора. О Филарете сообщается в ряде византийских и восточных источников [см. о нем: Grousset, Histoire..., Ι, pp. Χ-XLIV; Laurent, Byzance et Antioche..., p. 61 sq.; Laurent, Les sceaux byzantins, pp. 115—119 (нам недоступна)].     674 По сообщению арабского историка Ибн аль-Асира, когда Филарета не было в Антиохии, его сын Барсам (содержавшийся в то время в тюрьме) и правитель города, оставленный Филаретом, призвали Сулеймана, который и захватил Антиохию. События относятся к декабрю 1084 г. (см.: Cahen, La première pénétration..., р. 45; Laurent, Byzance et Antioche..., pp. 71—72).     675 Арабский историк Сибт ибн аль-Джаузи рассказывает о взятии Синопа неким Каратекином (известен полководец Мелик-Шаха Каратекин; возможно он идентичен захватившему Синоп). См. Cahen, La première pénétration..., р. 47).     676 Анна ошибается: Сулейман (сын Кутулмиша) не состоял в близком родстве с Тутушем. Генеалогическую таблицу сельджукских султанов см. в приложениях к Grousset, Histoire..., I.     677 Сулейман погиб в июле 1086 г.; Ф. Шаландон (Chalandon, Essai..., р. 97) и Б. Лейб ошибочно говорят об июле 1085 г. По одним источникам, Сулейман погиб в бою, по другим — покончил с собой после битвы (см. «Encyclopédie de Islam» IV, s. v. Sulaiman, pp. 558—559).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

    420 По данным западных источников венецианский флот состоял из 59 кораблей различного типа и находился под командованием дожа Доменико Сильвио, который был женат на сестре Михаила VII (Cessi, Storia..., р. 122).     421 Пали — мыс к северу от Диррахия.     422 Стадия — примерно 180 м.     423 Слово πελαγολιμν «морская гавань» явно в ином, чем у Анны, значении встречается в «Тактике» Льва (Leo. Tact, col. 1068). Лев советует, если нужно причалить с флотом к песчаному берегу, лишенному гаваней, привесить на канатах к обоим бортам корабля мешки с песком. Это и есть, по Льву, «устроить так называемую Морскую гавань». Там же рассказывается о деревянных башнях (ξυλκαστρα) на кораблях. Во время боя воины с этих башен метали камни и стрелы на вражеские суда. Вильгельм Апулийский (Guil. Ар., V, 90—92) рассказывает о зимовке венецианского флота (зима 108384 г.): «венецианцы составили на море много кораблей, так что получилось нечто вроде маленького города. Они также соорудили деревянную башню...».     424 Глумиться над бородой Боэмунда (των δε εις πγωνα αυτο εφυβρισαντων). Возможен и другой перевод: «они стали смеятьсяему в лицо».     425 Об этом сражении см. также: Malat,III, 25—26; Guil. Ар., IV, 291—312; Lup. Protosp., s. a. 1081; Dandolo, p. 216. Φ. Шаландон, следуя некоторым западным источникам, датирует это сражение июлем 1081 г. (Chalandon, Essai..., р. 74, n. 5). Однако такая датировка противоречит последовательности рассказа Анны. Если это сражение отнести к июлю, то остается непонятным, когда послы Алексея могли успеть побывать в Венеции, венецианские послы добраться до Константинополя и вернуться назад, а венецианский флот достичь Диррахия; ведь, по сообщению Анны, переговоры Алексея с венецианцами начались после высадки Роберта в Иллирике (в июне). Может быть, Анна ошибается, и переговоры велись до отплытия Роберта. Более вероятно, однако, другое предположение: битва произошла не в июле, а позднее, осенью 1081 г. Малатерра, в произведении которого мы находим наиболее подробный рассказ об этом сражении, датирует ее октябрем (Malat., III, 25—26).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

1081.10 Взятие норманнами Драча. Битва между норманнами и Алексеем I. Разгром войск Алексея. Норманны заняли Македонию. Норманны взяли Диррахий. 1082.05 Поражение Алексея I от Боэмунда под Яниной. Норманны захватили Эпир и осадили Лариссу. Осенью Алексей I разбил норманнов и снял осаду Лариссы. Боэмунд с остатком войск отплыл в Италию. Восстание богомилов во Фракии. Осенью Роберт Гвискар высадился в Иллирии. Смерть от лихорадки Роберта Гвискара. После его смерти Алексей I в союзе с Венецией вытеснил норманнов из Андриатики. Восстание в Болгарии. Турецкий султанат захватил у Византии Антиохию. В руках у Византии осталось несколько городов в Азии на берегу Эгейского моря Вторжение печенегов в Византию Выступление Алексея I против печенегов в район Андрианополя и Силистрии. Переселение печенегов в Византию. Смерть бывшего императора Михаила VII (1050), ставшего к тому времени митрополитом Эфесским. Печенеги подступили к Хариополю. Победа Алексея у Цурула. Печенеги вынуждены отойти к Булгарофигу. Победа половцев и византийцев над печенегами при Лебурне. Печенеги почти полностью истреблены, включая женщин и детей. Византия получает военную поддержку от князя Галицкого Василько. Комнин заключает мир с сельджукским султаном. Начался первый крестовый поход. Крестоносцы прибывают в Константинополь. Осада и взятие крестоносцами и ромеями Никеи. Никея передана Византии. Присоединение Западной Анатолии к Византии. Византии с помощью крестоносцев удаётся отвоевать у сельджукидов северную, западную и южную прибрежные части Малой Азии. Византия в XII beke Развернуть таблицу 1100 Новый “поход бедноты” в Святую землю. Крестоносцы в Малой Азии взяли Акку, Берит и Сидон. Поражение в Северной Сирии крестоносцев от сельджуков. Воспользовавшись этим Алексей I захватил часть Киликии с сильными крепостями Тарс, Адану, Мопсуестию, что вызвало напряжение в отношениях Византии и крестоносцев.  Попытка Боэмунда отвоевать у Византии ее европейские владения. Несколько поражений Боэмунда от византийцев привели к заключению мира. Боэмунд признал себя вассалом императора. 

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

Феофил бессильно внимал новым тяжелым известиям: арабы принялись грабить Кикладские острова, а войско, направленное под руководством брата императрицы св. Феодоры Варды в Авасгин, потерпело тяжелое поражение от них. Словно вспомнив былые времена, арабы начали мощную экспансию на византийские владения в Южной Италии. В 840 г. они захватили Тарент и осадили город Бари. А император умирал, и природа являла страшные признаки Божьего гнева: повсюду была засуха, сменявшаяся небывалыми бурями, свирепствовали землетрясения и голод. Все же византийцы имели некоторые локальные успехи: их флот совершил удачное нападение на Антиохию, а сухопутная армия опустошила арабские владения от Мелитины до Мараша. В целом же, несмотря на военные неудачи, внимательный наблюдатель не мог не заметить, как Византия постепенно перемалывала арабскую силу. Да, ценой великих потерь и многих поражений, но раз за разом христианское воинство истощало мощь сынов ислама. В этой великой стратегической борьбе решали не только сиюминутные успехи, а прочность того культурного и политического строя, которые лежали в основе каждой из двух воюющих цивилизаций. Медленно, очень медленно, но оттого не менее неумолимо страшно для арабов Византия вставала с колен и готовила смертный приговор своему противнику. Но это будет еще не сегодня. А в ту минуту мирный договор между двумя государствами был в конце концов заключен, хотя некоторые условия его казались неопределенными. Не был совершен и обмен пленными, как это обычно происходило после примирения противников 574 . В общем, всем было ясно, что этот мир продлится недолго. Глава 3. Агония иконоборчества. Раскаяние императора Было бы наивным полагать, что император Феофил, воспитанный Иоанном Грамматиком в духе иконоборчества, сменит церковную политику своего отца и Льва V. Да это было едва ли возможно: по-прежнему иконоборчество ассоциировалось с патриотизмом и поддерживалось большинством восточных епископов и аристократии. Попытка остальных восточных патриархов, направивших поздравления Феофилу с началом его царствования, убедить того вернуться к почитанию святых икон, была изначально обречена на провал. Другое дело, что раскол в Церкви настолько утомил все стороны, что никакой ригоризм был уже физически невозможным. При всей внешней суровости мер византийского правительства в отношении последователей VII Вселенского Собора, следует сделать несколько важных оговорок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Под новыми враждебными действиями Норманнов, по всем соображениям, должно понимать угрожающее положение Боэмунда в начале его крестоносного похода, в 1096 году. Из Эккегардовой всеобщей хроники (MG. SS. VI, 216), а также из других источников нам известно, что в это время стянуты были в Константинополь все силы, какими мог располагать Алексей, а сверх того Варанги прямо названы (у Эккегарда р. 212) защитниками Константинополя против Турок: То, что здесь говорится об Англо-Саксах, повторяется об Датчанах пли Данах (Dani) у Саксона Грамматика : Inter ceteros -, qui Constantinopolitanae urbis stipendia merentur, Danice vocis homines primum milicie gradum obtinent, eorumque custodia rex salutem suam vallare consuevit. А у Альберта Ахенского (Alberti Aquensis hist. 1. IV cap, 40: Recueil des historiens des croisades. Hist. occidentaux. Т. IV p. 417) вместо людей датского языка прямо стоят Датчане (Dani). Нет нужды объяснять, что под Датчанами могут разуметься те же Англо-Саксы, родственные с ними по языку, по крови, по многочисленным поселениям Датчан в северной Англии; а также нет ничего невероятного в том, что среди англо-саксонской варяжкой дружины, поддерживаемой новыми пришельцами с севера, появлялись время от времени и собственные Нордманны, жители Дании, Исландии и Норвегии, даже самой Швеции, вообще заслоняемой в средние века Норвегией. Некоторые, впрочем, сомнительные указания на это находятся в сказании о чудесах св. Олафа. Мы уже заметили, 106 что победа, подавшая повод к основанию в Царьграде храма в честь Олафа, не приписывается здесь Гаральду и не относится ко времени императора «Михаила» (как в редакциях Гаральдовой саги), но соединяется с именем императора Алексея и помещается в земле Куманов (in terra Blacumannorum). Никому не запрещается думать, что такая замена одного имени другим произошла не без причины, а именно вследствие смешения двух действительных фактов. Судя по упоминанию не только Франков, но и Флэмингов (Фламандцев), в легенде в самом деле чувствуется какой-то отголосок действительности. Мы узнаем во Флэмингах тех рыцарей Фландрии, которые были присланы императору Алексею его другом, графом Робертом Фризом (см. Anna Comn. VII 6, p. 201 D ed. Paris.). Эти рыцари, прибывшие в Константинополь около 1089 года, действительно участвовали в сражении с Печенегами 1091 года (VIII 3 р. 227 В), но, конечно, не в земле Куманов. С обычным преувеличением, скандинавская сага свои полпяты сотни Нордманнов выдаете не только за единственных Вэрингов, но и за единственных виновников победы (Scripta historica island. V, 147 и сл.). Теперь и после – для скандинавской поэзии не существует именно настоящих Варягов, не существуете Англо-Саксов, как прежде не существовало Русских (см. Scripta V, 341: Radius Эйнара Скуласона, относящийся к XII веку).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Л. История Византии. (Историография). Л., 1975. Кучма В. В. Византийские военные трактаты VI-X вв. как исторический источник//ВВ. 1979. Т. 40. Кучма В. В. Военно-экономические проблемы византийской истории по «Тактике Льва»//АДСВ. 1973. Т. 9. Кучма В. В. К вопросу о сущности византийской военной организации в период Мапцикерта//XVe Congres intern, d» etudes byzantines. Resumes des communications. Athenes, 1976. Кучма В. В. Командный состав и рядовые стратиоты в фемном войске Византии конца IX-X в.//ВО. М., 1971. Кучма В. В. «Тактика Льва» как исторический источник//ВВ. 1972. Т. 33. Липшиц Е. Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Л., 1981. Липшиц Е. Э. О путях формирования феодальной собственности и феодальной зависимости в Византии//ВВ. 1958. Т. 13. Липшиц Е. Э. Продажа класм и протимисис//АДСВ. 1973. Т. 10. Литаврин Г. Г. Болгария и Византия в XI-XII вв. М., 1960. Литаврин Г. Г. Византийское общество и государство в X-XI вв.: Проблема истории одного столетия. 976–1081. М., 1977. Литаврин Г. Г. Еще раз о симпафиях и класмах налоговых уставов X-XI вв.//Byzantinobulgarica. 1978. Т. 6. Литаврин Г. Г. Относительные размеры и состав имущества провинциальной византийской аристократии во второй половине XI в. (По материалам завещаний)//ВО. М., 1971. Литаврин Г. Г. Проблема государственной собственности в Византии X-XI вв.//ВВ. 1975. Т. 35. Литаврин Г. Г. Семейные отношения и семейное право в византийской деревне в XI в. (По данным практика 1073 г.)//DOP. 1990. Vol. 44. Литаврин Г. Г. Три письма Михаила Пселла Катакалону Кекавмену//RESEE. 1969. T.VII.3. Медведев И.П. Очерки византийской дипломатики. (Частноправовой акт). Л., 1988. Осипова К. А. Аллилеигий в Византии в X в.//ВВ. 1960. Т. 17. Осипова К. А. Система класм в Византии в X-XI вв.//ВО. М., 1961. Острогорский Г. Византийские писцовые книги//BS. 1948. Т. 8 (2). Острогорский Г. К истории иммунитета в Византии//ВВ. 1958. Т. 13. Острогорский Г. О византийском феодализму//Собрана дела. Т. I. Београд, 1969.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пытаясь сохранить систему поддержания политического равновесия, Византия стремилась оказывать на кочевников влияние посредством налаживания с ними связей, и на этот раз искусно используя заинтересованность новых пришельцев, враждовавших друг с другом, в выгодном посредническом обмене с Империей. Не случайно, сюда начинают поступать амфоры с клеймами на ручках с монограммами из букв MX, ВА, с буквой β, буквами LGO и LG, в которых можно видеть имена Михаила III (842–867), Василия I (867–886), его жены, Евдокии Ингерины (869–879), Льва VI (886–912), что в свою очередь позволяет понимать их как соответствующую выборочную маркировку продукции эргастириев, возможно, принадлежавших императорам или членам императорской семьи (рис. 462) 1884 . Хорошо маркируют преимущественную зону константинопольской торговли появившиеся к началу X в. конически-вытянутые, иногда с фигурными клеймами амфоры довольно стандартного размера, которые соответствовали по вместимости трем тетартионам (tetartion) или лагинию (laginion) – официальной константинопольской мере для продажи оливкового масла (около 6,4–6,5 л) и, вероятно, использовались для его транспортировки 1885 . Из 15 классов амфор IX в. (27,7 %) большинство приходится именно на вторую половину – конец столетия248. Это особенно впечатляет, если вспомнить, что на гораздо более продолжительный период истории ранневизантийского Херсона (V–VII вв.), отличавшийся весьма развитыми внешними связями, приходится 23 класса амфор (42,6 %). Рис. 462. Клейма на привозных византийских амфорах IX–X вв. из Херсона (по А. Л. Якобсону) По археологическим данным известно, что уже в конце IX в. экономическое и политическое положение в Таврике стабилизировалось, вероятно, нормазизовались политические отношения между Византией и Хазарией, что сделало степные районы Северного Каыказа и Подонья вновь открытыми и безопасными для торговли, стимулировало развитие крымского виноградарства и виноделия 1886 . Как следствие, к этому времени вновь растет число и производительность сельских гончарных мастерских преимущественно вдоль побережья Крыма (урочище Сотера, Гаспра, Мисхор, около с. Лучистое, юго-восточный склон г. Урага, Чабан-Куле, Канакская балка, Коктебель, близ с. Голубинка), занятых преимущественно выпуском амфор «причерноморского типа», товар в которых вплоть до второй половины X в. распространялся далеко за пределы полуострова, главным образом на салтовские городища и поселения Приазовья и Подонья 1887 . Как и прежде, можно говорить о сотнях тысяч литров вина, какое разливали в эту тару 1888 . Отмечая «экономическое возрождение» края, А.Л. Якобсон связывал его причину с аналогичным широким процессом, шедшим в самой Византии 1889 . Однако следует учесть и местную, в целом явно благоприятную ситуацию, отчасти как бы вновь возвращавшую былые славные дни мирного кондоминатного сосуществования VIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рис. 446а. Моливдул анонимного чиновника IX в. Коллекция К. Д. Смычкова С властями Херсона имели дела не только главные логофеты, коммеркиарии, комит Иерона – крупного таможенного поста и ярмарочного центра на северной оконечности пролива Босфор, но даже стратиг далекой Сицилии, патрикий и императорский протоспафарий Епифаний, печати которых датируются первой половиной, второй четвертью, серединой – третьей четвертью IX в. 1727 . Не исключено, что накануне или в момент организации здесь фемы для поддержки гарнизона Херсона был перебазирован с Сицилии какой-то контингент ромейских войск с одним или несколькими кораблями, о чем, кроме моливдула, свидетельствуют медные монеты сицилийского чекана времени правления Льва V Армянина (813–820 гг.) 1728 . На то же может указывать датирующаяся 30–40-и гг. IX в. печать императорского спафария и стратига Арменика (см.: рис. 167) 1729 . Поэтому представление А. И. Романчук о том, что город превратился в это время исключительно в местный, почти полностью замкнутый региональный экономический центр, не соответствует действительности 1730 . Его связи с округой ослабли, но они не ограничивались только Юго-Западной Таврикой. Сопоставление их заморской сферы с тем, что мы имеем для позднеантичной эпохи, приводит к парадоксальному на первый взгляд заключению, что они существенно не изменились по широте охвата. Находки золотых монет достаточно случайны, но тем не менее их число увеличивается именно для второй половины IX в. После правления Юстиниана I (527–565) можно назвать солид Тиверия I Константина (578–582), солид Маврикия (582–602), два солида Фоки (602–610), солид Константина III (641), солид Тиверия III (698–705), два солида Константина V(741–775), солид Феодоры (842–856), три солида Михаила III (842–867), четыре солида Василия I (867–886) и еще три совместно Василия I и его сына – соимператора Константина (869–879) 1731 . Таким образом, набирается 11 золотых за полстолетия против восьми почти за три предыдущих века. В обращении оставались монеты предыдущих, подчас весьма ранних выпусков, в том числе императоров-иконоборцев, позже изъятых и переплавленных, что заставляет с осторожностью относится к заявлениям о незначительном количестве находок монет, приходящихся на правление того или иного василевса VII–IX вв. 1732 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Storia del diritto. P. 184) и VIuлepa (PieierP. К. Entstehung und Wandel rechtlicher Traditionen in Byzanz. S. 684). 334 Реига//Ius Graeco-romanum/Ed. С. Ε. Zachariae a Lingenthal. Lipsiae, 1856. Vol. 1. P. 244 (51,16). 335 Synopsis Maior Basilicorum//Ibid. Lipsiae. 1869. Vol. 5. См. исследование: Svoronos N. G. La Synopsis Maior des Basiliques et ses Appendices. Paris, 1964. Памятник назван издателями «Большим» по отношению к другому аналогичному синопсису – Synopsis Minor, XIII в., в котором, как теперь доказано Ст. Перентидисом, на 3/4 использован в качестве источника юридический труд Михаила Атталиата, а не Василики, как думали раньше см.: Perenti dis St. Reclierches sur le texte de la Synopsis minor//FM. 1984. Vol. VI. P. 219–273; Idem. Lempereur né le jour de Pâquë Michel IX Paléologue et la date de la Synopsis minor//Ibid. 1986. Vol. VII. P. 253–257. 336 Tipukeitos sive librorum LX Basilicorum summarium/Ed. C. Ferrini, G. Mercati, F. Dölger, S. Hoermann, E. Seidl (Studi e testi, NN 25, 51, 107, 179, 193). Città del Vaticano, 1914–1957. Vol. I-V. 338 Schminck A . Studicn zu mittelbyzantinischen Rechtsbüchern. Frankfurt a/M., 1986. XXXV. 152 S. 339 Epanagoge (corrigendum: Eisagoge!) Basilii, Leonis et Alexandri/Ed. С. E. Zachariae a Lingenthal. Lipsiae, 1852. 340 Troianos S. Ν. Ο Μγας Φτιος κα о διατξεις τς " Εισαγ ωγς»// Εκκλησα κα Θεολογα. 1989–1991. Τ. 10. Σ. 489–504. 341 Поскольку новый законодательный сборник (­Прохирон) по существу был лишь повой редакцией Исагоги, то и Василий I рассматривался как его «соавтор». К тому же упоминание его имени в инскрипции диктовалось требованиями тринитарной теологии (см.: SchminckA. Studien. S. 103). 344 Именно эти выражения – « δευτρα κλογ» и " οκ κλογ μλλον ανατροπ» – нводили долгое» время исследователей в заблуждение, заставляя предполагать, что речь здесь идет об исаврийской Эклоге и Прохироне как «второй Эклоге». Эклогами, т. о. «выборками» (из юстиниановых законов) назывались, однако, наряду с исаврийской Эклогой и многие другие памятники, в частности Эпито- ма, Большой синопсис Василик, сами Василики, Земледельческий закон и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010