Г. А. Острогорский IV. Расцвет Византийской империи (843–1025) Источники Уже упоминавшаяся выше (с. 204) хроника Симеона Логофета , доходившая, по всей видимости, до смерти Романа Лакапина (948 г.), обнаруживает дружественную направленность по отношению к этому императору; в некоторых изводах этой чрезвычайно часто переписывавшейся хроники к основной части произведения в позднейшее время делались дополнения, которые доходят вплоть до второй половины XI в., а иногда и дальше, но по существу уже не имеют большого значения. Четвертая и последняя книга Иосифа Генесия описывает время Михаила III и Василия I. Будучи памятником официальной историографии Македонской династии, этот весьма важный с исторической точки зрения труд несет в себе ярко выраженную тенденцию прославления родоначальника Македонской династии и принижения убитого им Михаила III. То же относится и к хронике Продолжателя Феофана , четвертая книга которой, посвященная времени Михаила III, очень близка к Генесию и, по-видимому, восходит к общему источнику. В качестве пятой книги в этом компилятивном сочинении появляется собственноручно составленная императором Константином VII обширная биография его деда Василия I, которая имеет ярко выраженный панегирический характер. Шестая книга состоит из двух разнородных частей: первая (история Льва VI, Александра, время несовершеннолетия Константина VII, правление Романа I Лакапина и единодержавие Константина VII до 948 г.) списана с хроники Симеона Логофета и, таким образом, не имеет самостоятельного значения; с другой стороны, немалой ценностью обладает заключительная часть (основная часть о единодержавии Константина VII и неполная история Романа II) – сочинение хорошо осведомленного современника, возможно Феодора Дафнопата, чей исторический труд упоминает в своем прооймионе Скилица 467 . Взятие Фессалоники арабами в 904 г. описал очевидец событий священник Иоанн Каминиата 468 . Изложение военных предприятий Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия представлено в труде Льва Диакона , описавшего в конце X в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ИТАЛ Иоанн Итал [греч. Ιωννης Ιταλς] (2-я пол. 20-х гг. XI в.- нач. 30-х гг. XI в., Юж. Италия - после 1082), визант. философ, ученик Михаила Пселла и его преемник в том же звании, что было у учителя, «ипат философов». Основными источниками сведений о жизни И. И. являются его сочинения, произведения видных деятелей XI в. (гл. обр. Михаила Пселла), а также «Алексиада» Анны Комнины , историческое сочинение о правлении визант. имп. Алексея I Комнина . Анна Комнина приводит описание внешности философа. У И. И. были «большая голова, открытое лицо, выпуклый лоб, широко раздувающиеся при дыхании ноздри, окладистая борода, широкая грудь, крепкое телосложение», он был среднего роста (Ann. Comn. Alex. V 8). И. И. род. в семье военачальника. В детстве жил вместе с отцом на Сицилии, откуда семья бежала в визант. Калабрию после мятежа Георгия Маниака в 1042-1043 гг. Впосл. И. И. прибыл в К-поль, где он, по словам Анны Комнины, сначала учился у неких ученых мужей, «обладавших грубым и суровым нравом», а потом у Михаила Пселла, с к-рым не раз спорил. И. И. выступал в многолюдных местах, преподавал философию Платона, Порфирия, Ямвлиха и Прокла, но гл. обр. обращал внимание учеников на труды Аристотеля (в т. ч. «Органон»); как и его учитель, получил одобрение имп. Михаила VII Дуки и его братьев Констанция и Андроника. Под влиянием Михаила Пселла он разделял нек-рые воззрения античных философов Платона и Аристотеля. И. И. оказался в центре конфликта с правосл. Церковью, повлекшего неск. церковных разбирательств и анафематствование его идей на Соборе 1082 г. Как утверждается в «Алексиаде», И. И. стал «ипатом философов» после удаления Пселла в монастырь, т. е. в 1055 г., однако, возможно, это произошло позднее, в 70-х гг. XI в. В том же источнике сообщается, что император Михаил VII отправил И. И. для переговоров с норманнами в г. Диррахий (ныне Дуррес, Албания). Вскоре философа обвинили в предательстве и отозвали. Опасаясь преследований, он бежал в Рим. После раскаяния он был прощен и поселен в к-польском монастыре Живоносного Источника (Пиги).

http://pravenc.ru/text/471256.html

А.М. Величко XLIV. Императоры Константин VII Порфирородный (913–959) и Роман I Лакапин (919–944) Глава 1. Патриарх и императрица – смертельная схватка Константин VII, названный впоследствии Порфирородным, поскольку был рожден в специальной порфирной зале Большого дворца, имел всего 7 лет от роду, когда после смерти отца и дяди остался единственным законным наследником власти в Римском государстве. Официально он царствовал 46 лет, однако это срок должен быть разделен на два неравных периода – время номинального правления при временщиках и императоре Романе I Лакапине и относительно недолгого единоличного правления. Впрочем, все по порядку. В те два дня, которые отделили приступ болезни императора Александра от его кончины, завязалась очередная смертельная интрига. Понимая, что дни василевса сочтены, патриарх Николай Мистик думал о том, как бы поставить царем Константина Дуку, сына несчастного Андроника Дуки, скончавшегося в Багдаде 302 . Однако император Александр оставил распоряжение, согласно которому был назначен опекунский совет при Константине VII Порфирородном. Туда вошли: патриарх Николай Мистик (глава совета), магистры Стефан и Иоанн Элладу, ректор Иоанн, а также сановники Евфимий, Василица и Гаврилопул. Патриарху пришлось оставить свои мысли «на потом», хотя надежды он не терял. Его последующие действия не оставляют сомнений в том, что Николаем двигало не желание обеспечить права Церкви и интересовал не сам по себе вопрос о канонической чистоте последнего брака Льва VI Мудрого, а собственные амбиции и надежды полностью подчинить себе все управление Римской империей. Собственно говоря, он и теперь оставался главной фигурой на политическом Олимпе, главной, но не единственной. Надо сказать, его оптимизм основывался на прочном базисе. Императрица Зоя, не вошедшая в состав опекунского совета, «виновница» четвертого брака Льва Мудрого, не имела должного авторитета в государстве, чтобы по примеру царицы св. Феодоры взять бразды правления в свои руки. Поэтому заинтересованные лица, к которым, безусловно, относился в первую очередь сам Николай Мистик , могли считать царский трон почти вакантным – малолетнего ребенка, конечно, никто в расчет практически не брал. Наверное, единственное, что спасало Константина VII, так это отсутствие среди опекунов общепризнанного лидера, которого соединенными усилиями они могли бы подсадить на царский трон вместо царственного мальчика.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Содержание Вступление. Географический очерк Валаама Глава первая Глава вторая Глава третья I. Возобновление монастыря и постепенное устроение монастырских зданий II. Способы содержания Валаамской обители Пожертвования и вклады III. Внутреннее состояние Валаамского монастыря Наставления старца игумена Назария I. О монашестве II. О молитве, особенно в церкви III. Для времени после церковнаго богослужения IV. О пребывании в келии и о исхождении V. О литургии VI. Наставление о трапезе VII. O ежедневном очищении совести VII. O наставлении для вечера и нощи О жизни иноков на подворье Валаамскаго монастыря в С.-Петербурге IV. Деятельность Валаамскаго монастыря на пользу православной церкви, отечества и ближних. Письмо I Письмо II Письмо III V. Настоятельство и старчество Валаамскаго монастыря VI. Замечательнейшия посещения обители I. Посещение митрополита Михаила VII. Особенные случаи и чудотворения VIII. Покровители Валаамской обители в этот период времени Глава четвертая Нынешнее состояние Валаамскаго монастыря с 1839 по 1865 г I. Описание всех монастырских зданий Особенные замечания о ризнице и библиотеке Валаамского монастыря II. Скиты Валаамскаго монастыря I. Скит во имя всех святых II. Скит св. Николая III. Скит Святоостровский IV. Скит св. Иоанна Предтечи III. Имущество Валаамскаго монастыря, находящееся в С.-Петербурге, Сердоболе и в Москве IV. О штате монастырскаго братства и о способах содержания монастыря V. Внутренняя монастырская жизнь О ношении артоса в трапезу О разрядах поминовения живых и усопших Жизнь инока от вступления до смерти Особенности жизни скитских братий О жизни пустынников О пользовании иноков книгами монастырской библиотеки Управление и старчество в Валаамском монастыре Замечательные из старцев и подвижников VI. Монастырское гостеприимство VII. Достопамятные посещения обители Посещение монастыря митрополитом Григорием VIII. Благотворители IX. Чудотворения, совершившияся в последнее время I. Чудотворения, совершившияся по молитвам преподобных Германа и Сергия, были весьма различны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Михаил II Травл (Косноязычный, 820-829 гг.) А.В.Карташев. Вселенские соборы//VII Вселенский собор 787 г.//Оглавление Действительно, Михаил II тотчас дал амнистию всем сосланным за иконы при Льве V. Вернулись патриарх Никифор и Феодор Студит. Они думали, что воцарился иконопочитатель, a потому представили новому кесарю проект созыва собора. Феодор Студит агитировал дружественного ему патриция Стефана, думая через него воздействовать на нового императора. «Вперед, — пишет ему Феодор Студит, — вступай на подвиг. Говори благое досточтимому слуху благочестивого императора нашего. Да подражает он приснопамятному Иосии. Да будет он новым Давидом, истребляя дела злейшего Льва и таким образом умилостивляя Бога и венцом мирного правления делая непобедимой державу своей империи.» Но Феодор не видел простой действительности. Михаил II по смерти патриарха Феодота (821 г.) назначил патриархом известного иконоборца Антония, епископа Силлейского. И это не случайно. Сам Михаил был человеком особой биографии. По его собственному признанию, он, « как солдат , всю жизнь не поклонялся ни одной иконе.» Значит, иконоборец? Да, но принципиально относящийся терпеливо и как бы цинично-безразлично. Михаил был родом из Фригии, из города Амория, и по pace и религии принадлежал к инородцам. Один Сирский источник сообщает, что дедом Михаила был крещеный еврей. Во всяком случае, Михаил был павликианин, из той группы павликиан, которая называлась αθγγανοι. Некоторые византинисты приравнивают их к «цыганам,» ибо они были людьми пришлыми и торговали лошадьми, в чем и Михаил II был специалистом. К иконоборческому и гонимому павликианству льнули разного рода обломки древнего восточно-инородческого гностицизма, маркионитства, манихейства, мессалианства, даже иудейства. Юстиниан Великий, как известно, принудил всех иудеев креститься. Конечно, искушенные в хитростях иудеи могли нырнуть под защитные цвета разных еретических христианских общин, y которых крещение было, но доктрина и церковная организация была ближе к иудейству, a иерархия была невластительной. Таковыми с VII в. были павликиане. Вышедшего из этой мутной среды Михаила II православные впоследствии изобличали во всех ересях этой религиозной амальгамы. Говорили, что он отрицал Св. Троицу, признавая Бога Единым. He верил в воскресение мертвых, отвергал бытие дьявола, смеялся над пророками, Иуду считал спасенным. Презирал церковную мудрость, признавал обрезание и пост в субботу, а блуд считал дозволенным. Словом, винили Михаила огулом во всей «фригийщине.»

http://sedmitza.ru/lib/text/435428/

Г. А. Острогорский V. Правление столичной чиновной аристократии (1025–1081) Источники На первое место следует поставить «Хронографию» Михаила (Константина) Пселла 710 . Пселл (род. 1018) был не только крупнейшим ученым и выдающимся умом своего времени, но и человеком искусства. Его «Хронография» является наиболее выдающимся мемуарным сочинением Средневековья, несравненным по своей интеллектуальной свежести, живости описания, тонкости психологического чувства и достоверности совершенных с художественной точки зрения характеров. Как государственный деятель, занимавший высокие посты, Пселл не только наблюдал вблизи историю своего времени, но также и делал ее. Этим, однако, объясняется предвзятость его изложения, которое многое замалчивает, а многое даже искажает. Произведение распадается на две части. Первая часть написана по настоянию друга, предположительно Константина Лихуда, примерно в 1059–1063 гг. и описывает время от Василия II до отречения Исаака Комнина. Повествование, которое в части, посвященной Василию II, чрезвычайно кратко, становится от царствования к царствованию все подробнее, особенно со времени Михаила V (1041–1042), при котором Пселл оказался при дворе в качестве императорского секретаря. Вторая часть, охватывающая время Дук (1059–1078), написана по высочайшему повелению еще при жизни Михаила VII, что сказывается на ее сильно тенденциозном характере. Далее, большое историческое значение имеют многочисленные письма, речи и сочинения по разным темам, принадлежащие перу Пселла 711 . Для интеллектуальной истории XI в. важными являются письма, проповеди и стихи ученого Иоанна Мавропода , митрополита Евхаитского 712 . На очень высоком уровне написано также историческое сочинение Михаила Атталиата , который занимал высокое положение при дворе и в качестве очевидца описал историю с 1034 по 1079 г. 713 В то время как Пселл был представителем гражданской партии, Атталиат был сторонником военно-феодальной аристократии; свой труд он посвятил Никифору Вотаниату (1078–1081). Его возвышение началось при Романе Диогене (1068–1071), и со времени царствования этого императора его изложение становится содержательней, но субъективнее. Большой ценностью обладает также заключительная часть уже упомянутой выше хроники Иоанна Скилицы , которая доводится до восшествия на престол Исаака Комнина. К ней примыкает составленное неизвестным автором продолжение для 1057–1079 гг., которое в целом восходит к труду Атталиата, подчас использует также и Пселла, однако в некоторых местах (например, при описании восстания славян в 1072 г.) от них независимо. Хроника Иоанна Зонары в соответствующих частях заимствует материал у Скилицы и Пселла, в меньшей степени у Атталиата. Наряду с ними Зонара также использует не дошедший до нас ценный источник, и это обстоятельство, а также его самостоятельность в использовании своих источников сообщает его труду значительную ценность 714 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ V Дау († 7.10.1592, обл. Хауран, Сирия), патриарх Антиохийский (с 1581). Согласно одной из рукописей, происходил из с. Сафита под Тартусом, согласно другой - был сыном свящ. Исхака из Дамаска. До избрания на Патриаршество носил имя Дорофей. Занимал кафедру митрополита Триполи (в этом сане впервые упом. в колофоне ркп. из мон-ря Хаматура, 1574). После смерти Антиохийского патриарха Иоакима IV ибн Джумы (1576) Дорофей наряду с митрополитами Макарием Евхаитским и Григорием Халебским выдвигался кандидатом на патриарший престол. После того как Григорий отказался от престола в пользу Макария ( Михаил VII ), Дорофею пришлось сделать то же. В патриаршество Михаила Дорофей играл видную роль на правосл. Востоке. В кон. 1578 - нач. 1579 г. он, как экзарх К-польского патриарха Иеремии II , выступал третейским судьей в конфликте Иерусалимского патриарха Германа , монахов лавры св. Саввы Освященного и митр. Иоакима Вифлеемского. От этого времени сохранилась рукопись, переписанная Дорофеем в Архангельском мон-ре Иерусалима (СПбФИВ РАН С 869; янв.-март 1579); в колофонах Дорофей упоминает своих спутников священников Ису и Михаила, впосл. занимавших заметное место в его окружении. Приблизительно в нач. 1581 г. произошел конфликт между патриархом Михаилом и христ. общиной Дамаска, под давлением к-рой патриарх отрекся от престола и покинул Дамаск. Дамасские христиане призвали митр. Дорофея и провозгласили его патриархом с именем Иоаким (ранее 25 мая 1581 - Legrand. Bibl. hell. XVe-XVIe. T. 4. P. 257). Однако вскоре Михаил отказался от своего отречения и совместно с верными ему епископами предал анафеме И. и его сторонников (по сведениям ряда хронистов, отлучение, наложенное Михаилом на дамасских христиан, предшествовало избранию И.). В свою очередь И. вместе с примкнувшей к нему частью клира отлучил Михаила. Антиохийский Патриархат был ввергнут в смуту: юж. епархии поддержали И., северные - Михаила. Конфликт сопровождался сильнейшим взаимным ожесточением. Позднейшие хронисты, не приводя подробностей, пишут об убийствах нек-рых именитых христиан.

http://pravenc.ru/text/468921.html

Война как обыденность Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: Прощание с Александрийским  Патриархом. – Поминальная молитва. – Держаться корней. – Ответ за Беслан – за нами. – Спасать, а не обустраивать. – Исламский фактор. – Комплексующие задворки Европы. – Переговоры в Мюнхене. – Болезни православной журналистики. – Какая секта самая опасная? – «Сменить бренд» Соловков. – Пастырь Внутренних войск. На прошлой неделе отечественные СМИ, как церковные, так и светские, много писали о гибели Патриарха Александрийского Петра VII. Напомним, 11 сентября, в день усекновения главы Иоанна Предтечи, в результате катастрофы вертолета над Эгейским морем погиб Предстоятель православных христиан Африки, Папа и Патриарх Александрийский Петр VII. Вместе с ним погибли еще 16 человек. «Военный вертолет «Чинук», принадлежавший министерству обороны Греции, поднялся в воздух с авиабазы Мегара 11 сентября в 10 часов 35 минут и взял курс на Афон… По сообщению греческого оборонного ведомства, через двадцать минут после взлета в идеальных погодных условиях вертолет исчез с экранов радаров. После того как афонские монахи, ожидавшие приезда Патриарха, обратились к властям с известием о том, что тот к ним так и не прибыл, начались поиски пропавшей машины, в которых были задействованы три военных корабля и 11 военных самолетов. Обломки вертолета и тела всех семнадцати погибших были найдены в 12 милях от святой Афонской горы в Эгейском море. Причины катастрофы пока не установлены», - пишет о случившемся автор «Газеты» Надежда Кеворкова . Далее в статье приведены фрагменты интервью, которые Патриарх Александрийский дал «Газете» во время своего последнего визита в Россию. В статье «Гибель Патриарха» в «Российской газете»  Елена Яковлева также рассказывает о подробностях катастрофы в Греции и приводит комментарий секретаря по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, священника Михаила Дудко  по поводу трагических событий в Греции. О произошедшей катастрофе сообщает сайт НТВ в репортаже «Греция прощается с Патриархом Александрийским» , РИА «Новости» в информации «Греция прощается с Патриархом Александрийским» и автор «Новых известий» Михаил Поздняев в статье «Тринадцатый Апостол» . Также в статье Михаила Поздяева подробно рассказывается о состоянии Александрийского Патриархата на сегодняшний день. 

http://pravoslavie.ru/4905.html

«История царей» создавалась в период единоличного правления Константина VII (945-959) и содержит стихотворное посвящение императору. Цель исторических сочинений, написанных под патронатом Константина, состояла в том, чтобы заполнить период от 813 г. (окончание «Хронографии» Феофана Исповедника) до современности (сер. X в.), поскольку, как сказано в прологе Г., собственно историческое изложение событий для этой эпохи отсутствовало. «Хроника» Георгия Монаха из-за малой информативности не принималась в расчет, однако послужила для Г. и Продолжателя Феофана одним из источников. Др. важнейшей задачей придворных писателей было прославление визант. императоров Македонской династии, в особенности имп. Василия I (867-886). Труд Г. охватывает период 813-886 гг. Повествование разбито на «книги» по правлениям имп. Льва V (813-820), Михаила II (820-829), Феофила (829-842), Михаила III и Василия I (842-886), так что последние 2 царствования составляют 1 книгу. Г. пытается писать в изысканном аттикизирующем стиле, что, несомненно, должно было удовлетворять утонченному вкусу придворного кружка. Той же цели служат многочисленные цитаты и реминисценции из античных писателей, особенно Гомера. На практике, однако, это приводит к тому, что синтаксис Г. становится запутанным, иногда до полной невнятности. Наряду с классицистическими элементами «История царей» содержит много слов и оборотов, отражающих современное автору состояние греч. языка, что, как и обильное цитирование Библии, ставит вопрос о том, не было ли такого рода смешение сознательной эстетической установкой автора. И все же с лит. т. зр. Г. в совр. науке практически единодушно оценивается негативно. Высказывались даже предположения, что именно стилистическое несовершенство «Истории царей» побудило имп. Константина заказать др. сочинение, повествующее о том же времени и известное как Продолжатель Феофана. Др. т. зр. состоит в том, что причиной этого явилась недостаточная искусность Г. в прославлении Василия I и очернении Михаила III (см. ниже).

http://pravenc.ru/text/162032.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АВТОНОМ [греч. ατνομος - самостоятельный] († 313), сщмч. Вифинский (пам. 12 сент.). Согласно житию, составленному при имп. Юстине I (518-527) на основе более ранних преданий, А. был епископом в г. Пренесте (совр. Палестрина); в гонение при Диоклетиане он переселился в вифинское сел. Сореи (Σορεο или Σριοι, отождествляемое преосв. Софронием Евстратиадисом с мест. Сиги на берегу Киосского зал.), где нашел приют у некоего Корнилия. Крестив последнего и поставив его во диакона, А. воздвиг храм во имя архистратига Михаила, а затем отправился с проповедью христианства в Ликаонию и Исаврию. По возвращении А. рукоположил Корнилия в пресвитера, но, узнав о прибытии имп. Диоклетиана в Никомидию, удалился в Клавдиополь. Вернувшись, А. поставил Корнилия во епископа и обратил ко Христу жителей соседнего мест. Лимны, разрушив языческий храм. Разгневанные жрецы напали на святого с камнями и кольями во время литургии в храме архистратига Михаила и, обратив в бегство сослуживших с ним, убили его в алтаре. Вскоре, в правление имп. Константина I (324-337), некий Севериан соорудил на месте погребения А. часовню (разобрана ок. 430); через 60 лет тело священномученика было обретено нетленным и в его честь был воздвигнут новый храм. Основанный А. храм архистратига Михаила был перестроен при имп. Константине VII (913-944). Сщмч. Автоном, еп. Вифинский. Миниатюра из Минология Василия II. 976 - 1025 гг. (Ватиканская б-ка) Сщмч. Автоном, еп. Вифинский. Миниатюра из Минология Василия II. 976 - 1025 гг. (Ватиканская б-ка) Краткое житие святого было переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено на слав. язык (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. краткое житие святого под 12 сент. помещено в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 31). Гимнография

http://pravenc.ru/text/63036.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010