В том же духе были построены дальнейшие рассуждения о строительстве Саркела как укрепления против печенегов, что не помешало, не приняв во внимание указаний Сестренцевича, отнести это событие из истории византийско-хазарских отношений к началу IX в. и при этом трактовать его как ловкий демарш василевса Феофила, воспользовавшегося просьбой хагана, чтобы «...присоединить к своей империи Херсон, отделившийся от нее около 120 лет» 45 , то есть, надо понимать, в конце VII или начале VIII в., когда в Крыму появились хазары. Царского посланца Петрону Каматира Б.В. Кёне называет то шурином Феофила, то отцом, хотя ни то ни другое не имеет под собой оснований. Причем после всего делает неожиданное заявление, противоречащее его предыдущему заключению: «...город не зависел от хазар и всегда считался принадлежностью Византии». В итоге выходило нечто невообразимое – даже «отделившийся» Херсон продолжал оставаться византийским! Появление в местном денежном обращении многочисленных медных монет с аббревиатурой MB Кёне, после некоторых сомнений, одним из первых предложил считать относящимся к недолгому совместному правлению Михаила III и Василия Македонянина в 866/867 г., и это мнение неколебимо держалось среди специалистов до тех пор, пока В.А. Анохин, обратив внимание на обилие таких монет, слишком большое для одного года выпуска, не счел возможным интерпретировать буквы как указание на одного «Михаила василевса» и, таким образом, логично приблизить границы выпуска ко времени создания фемы 46 . Период правления Василия I (867–886), то есть конец IX столетия, Б.В. Кёне справедливо считал удачным и спокойным, в том числе для Херсона, хотя не пытался отказаться от идеи хазарского господства в Крыму, мало того, даже видел хазар «на верху своего могущества». Убийство херсонского стратига Симеона он связывал с войной Льва VI Мудрого с болгарами и без объяснений относил к 891 г., хотя враждебные действия болгарского царя Симеона (893–927) последовали только с 894 г., а поражение ромеев при Булгарофигоне случилось еще на два года позже 47 . Несмотря на это, ошибочная дата 891 г. надолго, вплоть до настоящего времени, утвердилась в историографии вместе с неубедительной мыслью о том, что херсониты убили своего стратига «для приобретения свободы» 48 . Не насторожила глухая оговорка самого Б.В. Кёне, что обстоятельство этого возмущения, судя по умолчанию источника, «было неважно».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

214 Sathas С. N. Bibliotheca graeca. Athenae, 1874. Vol. 4. P. 394. 18 sq. Впрочем, в другом своем сочинении Пселл обосновывает тезис ( φιλοσοφας μτοχος νομικ πιστμη), согласно которому правовая наука сопричастна философии (см.: Weiss G. Oströmische Beamte. S. 283). 219 Kurtz E., Drexl F. Michaelis Pselli scripta minorä Orationes et dissertationcs. Mediolani, 1936. Vol. 1. P. 71, 17–18. 220 Sathas C. N. Bibliotheca graeca. Athenae,1876. Vol. 5. P. 60, 10–11. Сам Пселл придерживался в преподавании права «гуманистической концепции», создав для своего ученика, юного императора Михаила VII Дуки, особый тип учебного пособия – персональный учебник по византийскому праву в стихах ( Σνοψις τν νμων): Weiss G. Die «Synopsis legum» des Michael Psellos//FM. 1977. T. 2. P. 147–214. См. об этом любопытное диссертационное исследование: Сокурова Н. И. Гуманистическая концепция образования Михаила Пселла (опыт историко-педагогического анализа энхиридия «Обозрение законов»). Автореферат на соискание степени кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2000, 23с. (указано 10 публикаций автора по этой теме). 222 Rhallis G. Α., Potlis Μ. Σνταγμα. 1852. Т. 1. Σ. 159–16 (ср.: Wolska-Conus W. Léco1e de droit. P. 7. N. 28). 223 Basilicorum libri LX, ser. A (Textus). P. 403–413; Basilicorum libri LX, ser. В (Scholia)/Ed. H. J. Scheltema, D. Holwerda. Groningen, 1953. Vol. 1. P. 54. N. 7. (ср.: Weiss G. Oströmische Beamte. S. 25). 224 Византийская книга Эпарха/Вступ. статья, пер., коммент. М. Я. Сюзюмова. М., 1962. 294 с. Критическое издание: Das Eparchenbuch Leons des Weisen/Hrsg. von J.Koder. Wien, 1991. 225 Vryonis S. Byzantine Δημοκρατα et the guilds in the ele venth century//DOP. 1963. Vol. 17. P. 297. N. 96; Weiss G. Oströmische Beamte. S. 26; Wolska-Conus W. Lécole de droit. P. 7, п. 28. 229 Имеется в виду, вероятно, именно конкуренция между учителями по праву и учителями но общеобразователь ным предметам, а не конкуренция дидаскалов между собой вне зависимости от профессионализации. Ведь аналогичное явление наблюдалось и позднее, когда Пселл (преподаватель- " энциклопедист») и Ксифилин (преподаватель права) переманивали студентов друг у друга (см.: Wolska Conus W. Les écoles de Psellos et de Xiphilin. P. 225–226).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О туалете Михаила Людвиговича в заметке ничего не сказано, но как именно он был одет, нетрудно установить по «Инструкции для служащих по ведомству народного просвещения»: «Для лиц, занимающих должности VII класса, парадную и праздничную форму составляют: открытый двубортный застегнутый на четыре пуговицы темно-синий сюртук с отложным воротником, темно-синие брюки без галуна и цветного канта, белый жилет. Ордена и знаки отличия по положению. Ношение белого галстука при двубортном сюртуке не допускается ни в каком случае». В 1912 году, – сообщают газетные объявления, – «гимназия и реальное училище Штемберга переехали в новый, специально выстроенный по проекту архитектора С. А. Данини, дом по адресу Звенигородская ул. 10. Для наглядности преподавания здесь устроен школьный научный кинематограф». Это было первое в России учебное заведение, которое ввело кинопоказы в программу классных занятий и открыло двери своего «синема» для учащихся других школ. Отбоя от желающих не было – ведь приказом попечителя учебного округа посещение гимназистами и реалистами коммерческих кинематографов было строго запрещено. 15 Столичный ритм захватывает Михаила Савича. Он работает в Коммерческом училище 4-го товарищества преподавателей, у Штемберга на Звенигородской, в Ларинской гимназии на 6-ой линии и в гимназии Е. И. Песковской на Среднем проспекте Васильевского острова. В этом сером угловом доме между Средним проспектом и Шестой линией еще в 1780-х располагалась съестная лавка, а в середине XIX века – винный погреб. На рубеже XIX и XX столетий его сменили чайный магазин, сливочная лавка и магазин фруктов. С ними соседствовали колбасная, мясная, зеленая и мелочная лавки, суровский и белошвейный магазины, мастерская белья и магазин дамских шляп, посудная и свечная лавки. Весной 1943 года большая фугасная бомба разрушила центральную часть фасада. Столовая, которая работала во время блокады, существует и сегодня. Торговые помещения угловой части занимает кондитерский магазин «Белочка». «Белочка» – это любимые мамины конфеты. Не надо ломать голову над тем, что подарить ей – смело иди и покупай коробку с быстроглазым зверьком на ветке, тем более что и ходить далеко не надо: мимо этого угла я каждый день шла от метро до Первой линии, в Университет и обратно. Окна столовой, куда мы часто забегали с однокурсниками, украшали витражи с петухами. Я приехала сфотографировать здание, куда мой прадед приходил каждый день, чтобы учить гимназистов русской словесности, и на вывеске «Пирогофф» над входом в кафе увидела красный гребешок. Мне упаковали в картонный пакет пирог с брусникой. Дойти до угла, купить коробку «Белочки» – теперь можно и в аэропорт…

http://azbyka.ru/fiction/na-reka-vavilon...

904 Ibid. Т. VI. Р. 121; Ср.: Χριστιανικα θναι. Δλτιον θνολ. κα στορ. ταιρ ας τς λλδος. Τ. III. 1890. Σ. 66. 912 Ibid. Р. 28, 31. – Скала монастыря Мануила вторично была утверждена за венецианцами в 1202 г. императором Алексеем III (Ibid. Р. 50.), который дал им также и дома, принадлежавшие монастырю Высокому (Ibid. Р. 49). 921 Choniat. De Andronico Comneno. Lib. I. Cap. 2; De Isaacio Angelo. L. III. Cap. 8; Ephraemius. P. 256. 924 Le Quien. Oriens Christianus. T. I. P. 275; Banduri. Imperium Orientale sive antiquitates Constantinopolitanae. T. I. Parisiis, 1711. P. 298. 939 Choniat. De Manuele Comneno. Lib. VII. Cap. 3; De Andronico Comneno. Lib. I. Cap. 6; Montfaucon. Bibliotheca Coisliniana. P. 105. 940 Choniat. De Alexio Comneno, Manuelis filio. Cap. 17; Montfaucon. Bibliotheca Coisliniana. P. 105; Eustathius. De Thessalonica urbe a latinis capta. Cap. 35//PG. T. CXXXVI. C. 40. 944 Choniat. De Isaacio Angelo. Lib. I. Cap. 7; De Alexio Comneno Isaacii Angeli fratri. Lib. III. Cap. 6; Montfaucon. Palaeographia graeca. P. 51; Montfaucon. Bibl. Coisl. P. 105. 945 Choniat. De Alexio Comneno Isaacii Angeli fr. Lib. III. Cap. 10; Alexius Ducas Mursuflus. Cap. 2. 948 Leunclavius. Jus graeco-romanum. Vol. I. P. 317; Tafel. De Thessalonica ejusque agro. P. 351. Nota. Berolini, 1839. 958 Ibid. Из вышеупомянутых монастырей чаще других в истории XI-XII вв. упоминаются следующие: Студийский ( Choniat. De Isaacio Angelo. Lib. II. Cap. 4: Μιχαλ κομιντου το Χωνιτου τ σωζ μενα. Τ. II. Σ. 91, 115; Montfaucon. Bibl. Coisl. P. 105); Пантократора, в который Иоанном Комнином был заключен его брат Исаак из опасения, чтобы он не стал домогаться престола (Choniat. De Manuele Comneno. Lib. I. Cap. 1); здесь же была погребена первая супруга Мануила, родом алеманка (Ibid. Lib. III. Cap. 5. См.: Ibid. Lib. VII. Cap. 7; De Alexio Manuelis filio. Cap. 13); Пантепонта (Choniat. De Alexio Manuelis filio. Cap. 8; Alexius Ducas Murzuflus. Cap. 3), куда был заключен императором Андроником военачальник Лопарда, поднявший против него восстание с целью отомстить за умерщвление Алексея II ( Choniat. De Andronico Comneno. Lib. I. Cap. 1.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

В настоящем издании «Безотцовщина» печатается по автографу (ЦГАЛИ); «Лебединая песня (Калхас)», «Медведь», «Предложение» – по т. VII (1901) издания А. Ф. Маркса (тексты этих пьес во втором издании т. VII в 1902 г. стереотипно повторяли первое); драматический этюд «На большой дороге» – по рукописному цензурному экземпляру (ЛГТБ); ранняя редакция «Иванова» – по машинописному цензурному экземпляру (ГЦТМ). Все пьесы располагаются в хронологическом порядке (по времени написания), при этом первая драма «Безотцовщина» и драматический этюд «На большой дороге» не отнесены в раздел «Неопубликованное. Неоконченное»: не напечатанные при жизни Чехова, они были подготовлены автором к постановке и полностью завершены. Отдельные «мелочишки» – сценки, юморески, подписи к рисункам, фельетоны, пародии и т. д., написанные в драматической форме, но не предназначавшиеся для сценического исполнения, – помещены в соответствующих томах прозы: «Дура, или Капитан в отставке» – «сценка из несуществующего водевиля» (1883), «Нечистые трагики и прокаженные драматурги» – «ужасно-страшно-возмутительно-отчаянная трррагедия» (1884) – в т. II; «Идеальный экзамен» (1884), «Кавардак в Риме» – «комическая странность в 3-х действиях, 5-ти картинах, с прологом и двумя провалами» (1884), «Язык до Киева доведет» (1884), «Господа обыватели» – «пьеса в двух действиях» (1884), «У постели больного» (1884), «На Луне» – «сцена, не попавшая в феерию Лентовского „Путешествие на Луну» (1885) – в т. III; «Драма» (1886) – в т. V; «Перед затмением» – «отрывок из феерии» (1887) – в т. VI. Рукопись «Безотцовщины» сохранилась без заглавного листа. Название пьесы восстанавливается по письму Ал. П. Чехова от 14 октября 1878 г. (см. стр. 396). В воспоминаниях младшего брата Чехова, Михаила Павловича, неоднократно упоминалось то же название. Неизвестно, изменил ли его Чехов впоследствии, но единственным заголовком, подтвержденным документально, остается «Безотцовщина». Это заглавие соответствует также идейному замыслу пьесы. Сам факт обнаружения после смерти Чехова его большой юношеской пьесы принципиально важен для понимания творчества Чехова в целом. Даже близко знакомые Чехову люди, например, И. Л. Леонтьев (Щеглов), полагали, что «Медведь» – первая его пьеса: «Драматургом же сделался он, можно сказать, нечаянно, попав однажды в театр Корша на представление заигранной одноактной пьески „Победителей не судят“…» (Чехов в воспоминаниях, 1954, стр. 150). Существование ранней драмы ясно свидетельствует, что Чехов-художник начинал свой писательский путь не с водевилей, не с простеньких юмористических безделушек и мелочишек, не требующих особенного таланта и труда, а с большой четырехактной драмы, которую предполагал поставить на сцене Малого театра в бенефис М. Н. Ермоловой.

http://predanie.ru/book/221180-pesy-1878...

622 Согласно письму Романа I, Симеон называл себя βασιλες Βουλγρων κα ωμαων ( Δλτιον 1,659). Однако ωμαων было для него важнее, чем Βουλγρων. Был найден один моливдовул, на котором Симеон называет себя просто «василевсом ромеев»: Συμεν ν Χρισ[ τ] βασιλε[ ς] ωμων (Т. Герасимов в Bull, de l’Inst. archéol. Bulgare 8 (1934). С. 350). 624 Чеслав взял власть уже в 927 или 928 г., а не в 30-е гг., как это ранее предполагалось. См. мои рассуждения: Порфирогенитова хроника српских владара и хронолошки подаци//Истор. часопис 1 (1948). С. 24–29. 625 De adm. imp. Cap. 33.16 (ed. Moravcsik-Jenkins). Вопреки Шишичу ( Šiši . Povijest. S. 412) следует, по моему мнению, согласиться с Иречеком ( Jireek . Geschichte. Bd. I. S. 202), что сближение Михаила с Византией последовало только после смерти Симеона. 626 См.: Mutafiev P. Der Byzantinismus im mittelalterlichen Bulgarien//BZ 30 (1929–1930). S. 387–394. 627 Из весьма обширной, в последнее время сильно увеличившейся литературы по истории богомильства следует отметить следующие работы: Ангелов Д. Богомилството в България. София, 1947 (сильно расширенное новое издание: София, 1961) и Der Bogomilismus auf dem Gebiet des byzantinischen Reiches I. Sofia, 1948; Puech H.Ch. , Vaillant A. Le traité contre les Bogomiles de Cosmas le Prêtre. Paris, 1945; Runciman St . The Medieval Manichee. A Study of the Christian Dualist Heresy. Cambridge, 1946; Obolensky D. The Bogomils. A Study in Balkan Neo-Manichaeism. Cambridge, 1948; Soloviev A. La doctrine de ÍEglise de Bosnie//Bull, de ÍAcad. de Belgique 34 (1948). P. 481–534; Grégoire H. Cathares d " Asie Mineure, d " Italie et de France//Mémorial L. Petit. Paris, 1948. P. 142–151. См. далее весьма содержательное исследовательское сообщение: Schmaus A. Der Neumanichäismus auf dem Balkan//Saeculum 2 (1951). P. 271–299. 628 Роман Лакапин получил преимущество перед Константином VII между 20 мая 921 г. (венчание Христофора было совершено еще не Романом, а Константином VII (Theoph. Cont. P. 398), тогда как младших Лакапинов венчал сам Роман (Ibid. P. 409.21)) и апрелем 922 г. (вышедшая, вероятно, в этом году новелла о протимисисе была издана от имени императоров Романа, Константина и Христофора: Zepos . Jus, I. P. 200); Христофор Лакапин оттеснил Константина после апреля 922 г. и до 25 декабря 924 г., когда были венчаны младшие Лакапины, поскольку у нас есть сведения о двух хрисовулах, изданных от имени императоров Романа, Христофора и Константина ( Zepos . Jus, I. P. 204; Dölger . Reg. 593, 594; тем самым эти документы могут быть датированы временем между апрелем 922 и 25 декабря 924 г.). Т.о., возвышение Христофора не было связано с бракосочетанием его дочери с болгарским царем Борисом в 927 г., как об этом сообщает Продолжатель Феофана (р. 414.16; ему следует Runciman . Romanus Lecapenus. P. 67).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

384 Ф. И. Успенский. Константинопольский Серальский кодекс. — Известия Русского Археологического Института в Константинополе, т. XII, 1907, с. 30—31. 385 Ioannes Cinnamus. Historia. Bonn ed., p. 290; Nicetas Choniates. De Manuele, VII, 5. Bonn ed., pp. 274—275. Сочинение Мануила по астрологии написано в форме письма, адресованного монаху, «который с пренебрежением отзывался об астрономической науке и называл ее изучение нечестием». Сочинение опубликовано в: Catalogus codicum astrologorum, vol. V (I), pp. 108—125. (К сожалению, А. А. Васильев нигде не приводит полного библиографического описания этого издания. — Науч. ред. ) 386 Fontes rerum byzantinarum, ed. W. Regel. Saint-Petersbourg, 1892, t· I, (I), p. 6; см. также р. VII. 387 См.: С. H. Haskins. The Spread of Ideas in the Middle Ages. — Speculum, vol. I, 1926, p. 24, Idem. Studies in the History of Medieval Sciences, pp. 143, 161; Idem. The Renaissance of the Twelfth Century, p. 292. 388 Constantini Manassis Breviarium historiae metricum, Ed. Bekker, I. Bonn, 1837, p. 3, vers. 3. (Ниже ссылка на это сочинение приводится в той форме, которая приведена у А. А. Васильева — Compendium chronicum, Bonn ed. — Науч. ред. ) 389 С. Neumann. Griechische Geschichtschreiber und Geschichtsquellen im zwölften Jahrhundert. Studien zu Anna Comnena, Theodor Prodromus, Johannes Cinnamus, S. 99; K. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Literatur, S. 280. 390 Самым важным исследованием о нем является следующая работа: G. Stadtmüller. Michael Choniates Metropolit von Athen (ca. 1138 — ca. 1222). — Orientalia Christiana, vol. XXXIII, (2), 1934, pp. 125—325. См. также: I. С. Thallon. A Medieval Humanist: Michael Akominatos. (Vassar Medieval Studies by the members of the Faculty of Vassar College). New Haven, 1923, pp. 273—314. Это очень хорошая работа, основанная на переписке Михаила. Другое ценное исследование — К. M. Setton. Athens in the Later Twelfth Century. — Speculum, vol. XIX, 1944, pp. 179—207. 391 Michael Acominatos (Choniates). Ed. S. Lampros, vol. I, pp. 93—106.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3440...

С этого момента императрица стала единодержавным правителем Римской империи – случай в истории государства невиданный. Замечательно и то, что, став по-настоящему единодержавной царицей, добившись исполнения своей мечты, св. Ирина неожиданно полностью утратила интерес к политике, все более погружаясь в духовную жизнь. Нет, конечно, она соблюдала правила царского этикета и являлась перед народом в пышных одеждах, а на монетах велела писать: «Ирина, великий василевс римлян, автократор» (любопытно, что императрица не склоняла своего титула по родам), но в душе ее царили другие чувства. Она еще в большей степени стала другом монахов, и ее царствие оказалось настоящим «золотым веком» греческого монашества. Так, в частности, только в Студийском монастыре за 5 лет ее правления число монахов увеличилось с 12 иноков до 1 тысячи 284 . Хуже всего то, что при всем уважении к ней византийцев, св. Ирина целеустремленно, хотя и неосознанно, подрывала авторитет и «съедала» кредит доверия царской власти, до сих пор безграничный. Получив сообщение с Запада об анафематствовании папой VII Вселенского Собора, она волей-неволей была вынуждена предпринять меры по повышению авторитета Константинопольского патриарха и тех кругов, которые твердо стояли за иконопочитание – в первую очередь монашества. Архиерей столицы получил едва ли не те же преференции, какие на Востоке имел до сих пор только император – его решения стали считаться окончательными и не подлежащими соборному суду. Поскольку же двух высших глав церковного управления не может быть как таковых, расширение компетенции патриарха привело к негласному урезанию полномочий императора. В ситуации, где нравственные основания власти монарха ослабели, это внезапно привело к резкому дисбалансу власти в пользу столичного священноначалия. Не случайно после VII Вселенского Собора стали понемногу поговаривать о том, что императору не следовало бы вмешиваться в дела церковных догматов и канонов; его дело – управление Римской империей, но не Церковью. Этот дисбаланс остро ударил по обществу, воспитанному на традициях «симфонии», и по казне, поскольку императрица последовательно предоставила церковным имуществам существенные льготы по налогам. Иными словами, наступал политический и финансовый кризис, из которого императрица уже была не в состоянии вывести Римское государство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это крайне осложняло отвоевание имперских земель, а ведь утерянная Византией Малая Азия была ее житницей и территорией, откуда поступало наибольшее количество рекрутов для воинской службы. Нужно было срочно реорганизовывать поставки продовольствия из новых областей. А в военных делах приходилось все больше уповать на наемников, что ложилось дополнительным бременем на государственную казну, которая к тому времени была уже весьма сильно опустошена. Турецкое вторжение в Малую Азию началось в 1073 г. К 1080 г. практически вся Малая Азия, за исключением узкой прибрежной полосы, была в руках сельджуков, а Никея - один из наиболее почитаемых христианских городов, расположенный всего в 150 км от Константинополя, - стала столицей образовавшегося на имперской территории государства - Румского султаната. 3. После поражения при Манцикерте Андроник Дука, вовремя прибывший со своим корпусом в Константинополь, стал главным советником молодого императора Михаила VII Дуки. Роман Диоген был низложен in absentia, а когда он вернулся из плена - схвачен и ослеплен раскаленным железом с такой жестокостью, что вскоре скончался. Михаил VII оказался слабым правителем, к тому же все время занятым борьбой за собственный престол. Его преемник Никифор III Вотаниат был не лучше. Лишь в 1081 г. к власти пришел представитель влиятельной аристократической семьи - генерал Алексий Комнен. Ему суждено было править 37 лет до своей смерти в 1118 г. и основать династию. Алексий оказался величайшим политическим деятелем своего времени. Однако в 1081 г. всем казалось очевидным, что ни он, ни его империя долго не протянут. Положение было таковым, что бразды правления мог согласиться взять в руки человек либо отчаянной храбрости, либо отчаянной глупости. Алексию не было и 30 лет, но у него уже имелся большой опыт полководца, причем полководца, командовавшего небольшими силами, чей успех зависел только от собственной изворотливости, изобретательности и дипломатических способностей. Он был невысок, но очень пропорционально сложен, и весь облик его дышал глубоким врожденным благородством. Император превосходно владел собой и был необычайно учтив. Деликатный по природе, он мог быть весьма жестким, если этого требовали интересы Империи. В дипломатии он применял методы, которые мы сегодня назвали бы довольно грязными, - но такова была дипломатическая практика того времени. Однако следует отметить, что Алексий никогда не изменял данному им слову.

http://sedmitza.ru/lib/text/434802/

А.М. Величко XLV. Император Константин VII Порфирородный (945–959). Единоличное правление Глава 1. Царствие ученого-императора Новый император, только по прошествии двух десятилетий получивший право на единоличное правление, являлся к тому времени уже зрелым человеком – ему исполнилось 40 лет. Он был высок ростом, широкоплеч, розовощек, красавец с орлиным носом. Константина Порфирородного выделяли прирожденное благородство, приветливость в общении с людьми и незлобивость. Царь отличался спокойствием и выдержкой, любил хорошо поесть и выпить вина. Щедрый к друзьям и незлопамятный к врагам, он очень нравился византийцам 391 . Возможно, он был менее деятельным, чем другие выдающиеся Византийские василевсы, и занимался государственными делами не больше, чем литературными и научными трудами. При помощи целой армии писцов царь составил многочисленные сборники по практически всем отраслям наук. Никто и никогда не мог похвастать таким количеством трактатов по истории, дипломатии, правоведению, агиографии, медицине, агрономии, естествознанию и хирургии, как Константин Порфирородный. Кроме того, император был страстным коллекционером и великолепным художником. Это был своего рода сибарит, но полный чувства царского достоинства и прекрасно понимавший свои обязанности перед Римским государством. Все отмечают, что василевс являлся прекрасным кадровиком, замечательным управленцем и чутким, незлобивым, неизменно-учтивым правителем 392 . В целом царствование императора Константина VII Порфирородного начиналось, несмотря на неоднократные попытки (хотя и безуспешные) Константинопольского патриарха Феофилакта и старых друзей Романа Лакапина вернуть Стефана на царство, довольно спокойно и успешно в военном отношении. Хотя арабы на Востоке и Западе по-прежнему беспокоили Византию, зато болгары, царь которых св. Петр демонстрировал миролюбие, не собирались воевать. Армения в годы его правления жила в условиях, пожалуй, самого мирного периода в истории своей государственности. Желая ликвидировать венгерскую угрозу, Константин Порфирородный предусмотрительно завязал дипломатические отношения с Западным императором Оттоном I Великим. Уже в 945 г. он направил к нему посольство, а в 955 г. поздравил по случаю победы германских войск над венграми под Аугсбургом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010