Показательные примеры активности шляхты дает история возвышения последнего доуниатского митрополита Михаила Рагозы. Попытка преемника Сигизмунда II Стефана Батория отдать монастырь Вознесения Христова в Минске шляхтичу-католику С. Достоевскому столкнулась с сопротивлением минского каштеляна Яна Глебовича и шляхты Минского повета, настоявших на передаче монастыря православному «земянину» того же повета Михаилу Рагозе . Когда в 1589 г. Рагоза стал Киевским митрополитом, главой православной Церкви в Речи Посполитой, в акте номинации было отмечено, что православные «панове рада и рыцарство» Великого княжества Литовского, «обравши» на этот пост Рагозу и «подавши» его королю, просили о его утверждении . Таким образом, замещение главного из церковных бенефициев в Великом княжестве Литовском к концу XVI в. оказалось в зависимости от решения объединения местных феодалов. Все эти изменения были отражением в сфере отношений с Церковью процесса формирования сословий на украинско-белорусских землях, сопровождавшегося переходом ряда функций управления к сословным организациям. Светские сословия складывались здесь в формах, близких к центрально-европейским (самоуправляющиеся города на «немецком» праве, дворянские организации с органами представительства в центре и на местах), но не произошло быстрого объединения «духовных людей» в единое сословие с автономными институтами и организацией. Попытки сословий подчинить себе церковные учреждения, характерные для этапа существования уже сложившегося сословного общества, предприняты были в Восточной Европе не после, а до образования духовного сословия. Сопоставляя между собой оба варианта общественного развития на территории Восточной Европы — в Московской Руси и Великом княжестве Литовском, можно прийти к выводу, что формирование церковного сословия не стало моделью для развития других сословий. Напротив, процесс формирования церковного сословия оказался здесь (как показывают прежде всего источники, содержащие сведения о территории Великого княжества) более медленным по сравнению с другими частями общества, а система возникших в раннефеодальный период институтов — особенно прочной.

http://sedmitza.ru/lib/text/442928/

В ответе же всё, касающееся значения епитимии, опущено и речь идёт о других предметах. Кроме того, в учении о таинстве покаяния одной из существенных частей таинства признается «удовлетворение или отмщение грехов, от отца духовного восприятое». Это и есть не иное что, как епитимия. 2) Вопрос о времени пресуществления Св. Даров раскрыт неопределённо и более в духе латинства, чем православия. Важнейшими словами пресуществления признаётся произношение слов Спасителя: «приимите, ядите» и проч. Но при недостатках и ошибочных мнениях Катехизис может быть книгой очень полезной в борьбе с раскольниками и преимущественно беспоповцами. В этом отношении наиболее важны следующие места: а) определение Церкви Божией и учение о необходимости принадлежать к ней (гл. о Церкви), б) о необходимости в Церкви 7-ми церковных таин (гл. о тайнах); в) о непродолжительности времени царствования антихриста (гл. о втором пришествии, г) из обрядовых вопросов есть, хотя не совершенно ясное, указание на трёхперстное сложение, дополненное рассуждениями уже в смысле двуперстия (гл. о кресте); д) чтение 8-го члена символа веры неодинаковое: лл. 31, 113, 115, 278. Кириллова книга О Кирилловой книге. Лилова. Казань. 1858 г. Под именем Кирилловой книги разумеется сборник статей, направленных против латин, армян и лютеран. Собраны и напечатаны эти статьи протопопом московского Архангельского собора Михаилом Роговым с целью дать пособие православным полемистам. Название своё этот сборник получил от первой статьи, содержащей толкование 15-го огласительного слова св. Кирилла Иерусалимского о скончании века и об антихристе. Толкование сделано Стефаном Зизанием, братом Лаврентия, автора Катехизиса. Стефан Зизаний, как и брат его, был также учителем Львовского училища и проповедником. За ревность к православию он подвергался преследованиям со стороны киевского митрополита – униата Михаила Рагозы. Таким образом, Кириллова книга ни в целом своём составе, ни даже по первой статье не принадлежит св. Кириллу Иерусалимскому .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Необходимо допустить, что владыки уполномочили митрополита, вероятно на том же Брестском Соборе, принести королю жалобу на вмешательство светских людей в церковные справы и суды и что митрополитом действительно была принесена такая жалоба . Ибо 2 генваря 1592 г. король издал окружную грамоту ко всем властям, чинам и владельцам великого княжества Литовского, в которой говорил: «Мы имеем ведомость от велебного и в Бозе достойного Михаила Рагозы, архиепископа, митрополита Киевского и Галицкого и всея Руси, что вы вступаетесь в справы духовные греческого закона, принадлежащие митрополиту и епископам, судите их попов, расторгаете браки, не допускаете надлежащего послушания митрополиту в делах духовных» — и затем вследствие просьбы митрополита приказывал, чтобы светские лица попов не судили, браков не расторгали и не вмешивались в духовные справы, а оставляли все это митрополиту и епископам . Но тогда как митрополит скоро и успешно исполнил возложенное на него епископами поручение, экзарх Кирилл Терлецкий, уполномоченный некоторыми из них начать дело об унии, почему-то медлил или не находил возможности довести о том до сведения короля, и только 18 мая 1592 г. появилась королевская грамота в ответ на заявление об унии этих четырех епископов . Король говорил в грамоте, что к нему обратились епископы греческого исповедания, Луцкий, Львовский, Пинский и Холмский, выражая желание быть под верховною властию единого святейшего пастыря, с сохранением только своих церемоний и порядков в церквах, и что он, король, видя такое спасительное намерение епископов, принимает их с радостию. Потом удостоверял своим господарским словом за себя и за всех своих преемников, что если названные епископы греческой веры и с ними духовенство по каким-либо причинам подвергнутся неблагословению и клятвам от патриархов и митрополитов, то все это не причинит ни малейшего вреда ни епископам, ни духовенству. Обещал также господарским словом, что он никогда не отнимет у них, какие бы ни были против них жалобы и обвинения, епископских кафедр и имений, которыми они владеют, и не отдаст другим, напротив, еще придаст им и каждому, кто также покажет склонность к унии, новые

http://sedmitza.ru/lib/text/436065/

желаем, по ми­лости Божией, признавать нашим пастырем единого верховного пастыря и истинного на­местника св. Петра на Римской кафедре, Свя­тейшего Папу и иметь его нашим главой и ему подлежать и повиноваться. От него желаем великого умножения хвалы Божией в святой Церкви. И не желаем более переносить того на нашей совести. Но, соглашаясь отдать нашу волю и мысль в послушание Святейшему Отцу и подчинить церкви Божии верховной власти Святейшего Папы Римского, мы выговариваем себе только то, чтобы Святейший Папа Римский оставил нам до скончания века неотменными и ненарушимыми все церемонии и обряды, т.е. службу Божию и весь церковный порядок, какие издавна содержит наша св. Восточная Церковь . А Его Королевская Милость, пан наш мило­стивый, обеспечил бы нам его указами наши привилегии и утвердил бы артикулы, которые нами будут представлены. При таком обеспе­чении и утверждении актами со стороны Святейшего Папы и Его Королевской Милости, мы соглашаемся и настоящим документом нашим обещаемся и обязуемся подойти под верховную власть и благословение Святейшего Отца Папы Римского. Для сего, исповедуя Единому в Троице Богу нашу мысль и желание сердца нашего, мы и выдаём настоящий документ за подписанием рук наших и приложением наших печатей старшему брату нашему, Его Милости Кириллу Терленкому, экзарху и епис­копу Луцкому и Острожскому». Обращает на себя внимание, что в этом документе ни слова не говорится о вероучении и догматах, оговариваются лишь «церемонии и обряды» да обеспечение собственной безопасности и при­вилегий. Под этим документом нет подписей епископов Полоцкого, Перемышльского, Вла­димирского и самого митрополита Михаила (Рагозы). Что касается митрополита, то некоторые исследователи полагают, что «мит­рополит... не подписал этой грамоты, считая нужным играть скрытую роль, пока не наступит для него более благоприятное время» (15). Епископы же первые два на соборе вообще не присутствовали, а вот отсутствие подписи тех, кто на соборе был, может говорить или о том, что не все были согласны, или, скорее всего, что обращение это на соборе не озвучивалось, а давалось на подпись тайно – только надежным людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в Тарнополе патриарх подписал грамоту об основании братства в Рогатине и о предоставлении ему тех же прав, какие прежде были дарованы Львовскому и Виленскому братствам 507 . В. Милькович относит к октябрю 1589 г. грамоту, призывающую львовского священника Андрея, отлученного от церкви Балабаном, явиться в Тарнополь на патриарший суд 508 . Учитывая многочисленность подлогов, стоит с подозрением отнестись и к этой польско-язычной грамоте, в которой патриарх требовал, чтобы епископы следили за регулярностью исповеди в своих диоцезиях и предавал проклятию тех епископов, кто поставляет священников за мзду. Эта грамота якобы была подписана Иеремией в ноябре 1589 г. Подлинника грамоты нет. В Каменце-Подольском и, следовательно, также в ноябре 1589 г. была составлена грамота, возвращавшаяся к теме священников-двоеженцев. Иеремия ссылался на информацию, полученную от Михаила Рагозы во время виленского собора (июль 1589 г.), низложившего Онисифора Девочку, приравнивал «двоженцев» к «нечестивым иудеям и агарянам», отлучал их от богослужения и велел им жить «со простыми людми и получать прощение». Все «благочестивыи и православныи християне» должны были «отвращатис и ненавидети таковых несвященных яко врагов истинны и противников церковного чина, ниже ясти ниж пити с ними ниже беседовати, но бегати от них яко бесных псов и ядовитых зверей доты, аже покаются», и престанут священнодействовати несвященне» 509 . Митрополит Макарий предполагал, что еще одним решением Иеремии было возведение Мелетия Хребтовича 510  в должность прототрония Киевской митрополии, поскольку с этим титулом Хребтович фигурирует в соборной грамоте от 20 июня 1590 г. 511  Назначение Хребтовича прототронием еще более запутывало отношения в православной иерархии. Итак, сохранившиеся источники не дают ни полной, ни достоверной картины того, что патриарх Иеремия делал в августе-ноябре 1589 г. 512  Несомненно, однако, что визит Иеремии в Речь Посполитую сопровождался интригами и усугублял смуту в Киевской митрополии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

К. Острожского и сына его Януша (латинянина) отдал (22 февраля) Печерскую лавру архимандриту Елисею со всеми имениями, какие только ей принадлежали и какими владели ее прежние архимандриты, следовательно, и с теми, которые находились в княжестве Литовском: верно, королю объяснили, что не следует идти против папского бреве, им же самим испрошенного. А чтобы вознаградить Потея за потерю, король пожаловал ему (3 марта) Лещинский монастырь со всеми его имениями, в котором прежде настоятельствовал Елисей Плетенецкий. Но Потей не хотел отказаться от имений лавры, находившихся в княжестве Литовском, упорно удерживал их под своею властию и вел из-за них тяжбу с Елисеем Плетенецким до конца своей жизни, равно как и Плетенецкий, будучи уже архимандритом Киевской лавры, не хотел уступить Потею Лещинского монастыря и старался вытеснять из него тех, кому передавал Потей управление монастырем . Пытался также Потей возвратить себе от лавры те митрополичьи имения, которые «увязаны» были ей по суду в 1598 г. за долг ей митрополита Михаила Рагозы в 8000 коп грошей литовских. Но и тут потерпел неудачу. Архимандрит Елисей Плетенецкий вместе со всею братиею отвечал возному земли Киевской, прибывшему с королевскою грамотою для отобрания этих имений и передачи митрополиту, что с них еще не получена монастырем вся сумма, какая определена судом, и до тех пор, пока она вполне не будет уплачена, монастырь не отдаст и не уступит митрополичьих имений и будет оборонять их . Вскоре по вступлении Ипатия Потея на митрополитскую кафедру ему пожалован был (28 декабря 1599 г.) в управление до его живота Свято-Троицкий монастырь в Слуцке опекуном слуцкой княжны Софии, виленским каштеляном Иеронимом Ходкевичем, с тем чтобы в монастыре хвала Божия отправлялась всегда «под едностью святою и згодою с Костелом католицким». При увязанье этого Слуцкого монастыря и его имений за Потеем последний не встретил никаких сопротивлений: ярый латинянин Ходкевич не мог бы допустить того. Но в среде слуцкого белого духовенства нашлись лица, которые не хотели покориться новому митрополиту как униату.

http://sedmitza.ru/lib/text/436116/

В обеих подписаны засвидетельствования митрополита Михаила Рагозы, и епископов Владимирского Мелентия Богуринского, Пинского Леонтия Пельчицкого, Холмского Дионисия Збируйского и Львовского Гедеона Болобана. Но обе сии грамоты объявлены польскому королю Сигизмунду III. И им с прописанием в своих грамотах утверждены уже 1595 г. февраля 9 в Кракове, то есть после дачи их через 6 лет, после смерти патриарха Иеремии через год, а после смерти Мелетия Богуринского через 5 лет, и даже после отступления уже от Константинопольского патриаршего престола всех значащихся в подписи свидетелей, кроме Гедеона Болобана, не согласившегося на отступничество и протестовавшего, что он подписался на бланкетах не предвидя, на что бланкеты сии употреблены будут. Подлог сих грамот обличается и самым содержанием оных, а именно: в первой грамоте, данной митрополиту, епископам и всему духовенству якобы патриарх Иеремия написал «видячи того потребу быти пильную (нужную), абы паства стада Христова размножалася, а ленивыи пастыри были ку славословию Божию подбуждены и доброму строению церковному извыкали, и на сие избравше мужа разумна духовна и искусна, сына нашего смиирения Кирилла Терлецкого, епископа Луцкого и Острожского; его, вам от нас бывши экзархом, еже есть зовомо латинским языком кардинал, и благословили есмо его соборне, яко намкстника нашего, с вами со всеми советовати и чин церковный боголепно и всякими благими нравы украшати; а небрегущих и студных и безчинных строителей упоминати (увещавати) и подкрепляти и властию нашее запрещати и из достоинства церковного, з санов их низлагати, ни в чим не противостояще церковному преданию и Святытх Отец каноном никим не возбранно. В наша же любы вкупе о сем ведание цмяще, абы есте его (Кирилла Терлецкого) у себе честию больша, яко Нас самих творили, и устроению церковному свойственна почитали и от него наказовалися и смиренномудрствовали, теплое попечение о чадах имущее.» В конце сей грамоты, прописанной в утвердительной королевской грамоте, сказано только: подпись руки по греческу самого патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В заключении определяют, чтобы удержаны были все обряды и совершение таинств сообразно с восточной Церковью , разве только поправить некоторые статьи, препятствующие унии. К сему Соборному определению присовокупили они Соборное свое послание к Папе от 12 июня 1595 г. В сем послании повторяют они то же, что и в Соборном определении; а в заключении дают доверенность своим посланникам от имени митрополита и епископов и всего духовенства и вверенных им овец, предложить покорность Папе. Под сим посланием также подписи были митрополита Рагозы, Ипатия Поцея епископа Владимирского и Брестского, Кирилла Терлецкого епископа Луцкого и Острожского, Григория нареченного архиепископа Полотского и Витебского, Дионисия Збируйского Епископа Хелмского, Леонтия Пелчицкого епископа Пинского и Туровского, Ионы Гоголя архимандрита Кобринского и вторично его же под именем нареченного епископа Пинского и Туровского. Но там же оказались подписи и не соглашавшихся Михаила Копыстенского, епископа Перемышльского и Самборского; и Гедеона Болобана епископа Львовского (сие после изъяснено будет), а из низшего духовенства, мирских чиновников и народа опять ничьих подписей под сим посланием не было. Отступники не смели сего и требовать. Ибо знали и видели всеобщее от принимаемой ими унии отвращение; и поскольку словесные их убеждения мало действовали в народе, то издали они того же 1595 г. в Вильне на малороссийском или польско-русском языке книжку об унии 127 для оправдания своего отступничества и для перетолкования по папистскому разумению пяти спорных тогда между ими и православными статей, а именно 1) о происхождении Св. Духа 2) о чистилище по смерти 3) о верховной власти Папы в Церкви 4) о новом календаре, введенном с 1582 г. Папой Григорием VIII. и 5) об антихристе, коего существование тогдашние протестанты доказывали в лице Папы. В сей книжке для подтверждения папистических мнений собраны переиначенные и многие совсем подложные свидетельства якобы Отцов восточной Церкви. Сочинитель писал от имени русских православных будто бы епископов, но не объявил своего имени, а под посвятительным в начале книжки напечатанным письмом к Феодору Скумину, воеводе Новогродскому и Старосте Городенскому и Олитскому; подписался только: вашей милосли моего милостивого пана здавна знаемый слуга, а теперь и богомольца уставичный, негодный слуга Церкви Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

еписк. Холмский удалил отсюда униатов. Батюшков, “Холм. Русь”, 41, 88, 97; “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. VI, 104, LI (грам. митроп. Рагозы 1594 г. Люблин. ме­щанам на учреждение при цер. Преображения братства), 266, (дарств. запись кн. Юрия Чарторыского 1599 г. Люблин. правосл. братству), 751, (жалоба православных 1639 г. на униат. митроп. Терлецкого о вооруженн. нападении на м-рь, изгнании игумена, монахов и грабеже церков. утвари). 1723 . Ляликин – Николаевский на Острове, мужской, совсем уничто­женный, в гор. Шлиссельбурге, бывшем Орешке, С.-Петербургской губ., на остров­ке. Существовал в XV ст. и по писцо­вым книгам 1500 г. владел населен­ными землями в Водской пятине. Из настоятелей его известны игумен Три­фон в 1573 г., Иоаким в 1577 г. и Трифон в 1592 г. Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 283, 14; “Акты истор.”, I, 187 (Тархан. гр. 1573 г. Новгор. архиеп. Леонида); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 34; “Перепис. оклад. кн. Водской пятины 1500 г.”, во “Временн. И. Об. ист. и древ.”, 1851 г., XI, 197, 232. 1724 . Макариева под Городец­ким посадом, мужская пустынь, на р. Мологе; неизвестно, когда основана, но уже существовала в XVI ст., когда в ней был в 1584 г. игум. Иона, а в 1615 г. по грамоте ц. Михаила Феодоровича приписана к Троице-Сергиевскому мон. В ней была церковь во имя Рожд. Богородицы. Посад Городецкий находился в нынешнем гор. Бежецке, Тверской губ. “Истор. опис. Тр.-Сергиевы лавры”, 149; “Город. посел. Росс. Имп.”, т. V, ч. 1, 92; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 479, 45; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1878 г., “Ист. стат. опис. Тр. Серг. лавры”, 182 (кратк. история). 1725 . Макариева на Писме Спасо – Преображенская, мужская пу­стынь, ныне погост Макарьевский в Пу­стыне, Костромской губ., Буйского у., в 25 вер. к юго-зап. от Буя, при рч. Письме. В описи Павло-Обнорского м-ря 1683 г. говорится: «Да Павлова же м-ря пустыня Макарьева в Костромском уез­де, в Шачебальском стане, на реке на Писме, а в пустыни церк. Преображ. Госп. Бога и Спаса нашего И. Хр. с при­делом преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Переход К. м. под патронат Ягеллонов практически вывел обитель из-под власти епархиальных архиереев. С этого времени К. м. управлялся настоятелями, назначаемыми королем-католиком. В 1576 г. польск. кор. Стефан Баторий отдал К. м., к-рый «держал дотоле какой-то Василий Григорьевич,- дворянину Николаю Кирдеевичу в пожизненное управление» ( Макарий. История РЦ. Кн. 5. С. 220). 7 февр. 1586 г. король передал К. м. волынскому правосл. шляхтичу Ивану Гоголю-Богушевичу при условии, что он примет сан (см. Иона (Гоголь-Богушевич) ). 11 июля 1590 г. Гоголь-Богушевич, «наречоный игумен Кобринский», подал жалобу земскому подкоморию Берестейского воеводства пану Николаю Пацу на местных земян панов Каспора Чановицкого, Олехна Ждановича, Петра Якубовича и др. Настоятель К. м. обвинял их при новом обмере земель в захвате «уволоки» в старинном монастырском имении Именин. В жалобе Гоголь-Богушевич отмечал, что ранее «як дей продки его з давных часов тот кгрунт монастырский во Именине держали спокойнее, так и он дей сам в держанью был спокойном» (АВАК. Т. 2. 7. С. 16-17). В сент. 1592 г. он принял постриг с именем Иона и стал последним правосл. настоятелем обители. 22 сент. 1595 г. от имени польск. кор. Сигизмунда III Вазы была выдана жалованная грамота архим. Ионе на Пинскую епархию, к-рую он получал право занять после кончины еп. Туровского и Пинского Леонтия (Пельчицкого). В будущем настоятель К. м. должен был получить право на жалуемое владычество и на принадлежащие ему церковные имения. При этом в королевском пожаловании появились 2 статьи, к-рые не были «стариной» и в прежних грамотах не встречались. Во-первых, король «даровал» Ионе Пинское владычество «за поданьем» Киевского митр. Михаила (Рагозы) и «за залеценьем» Владимирского и Берестейского еп. Ипатия Потея и Луцкого и Острожского еп. Кирилла (Терлецкого) . Во-вторых, кор. Сигизмунд III заранее обязывал архим. Иону при замещении Пинской кафедры признать верховную власть папы Римского и навсегда перейти в его послушание. 21 мая 1596 г., несмотря на многочисленные протесты правосл. шляхты, К. м. был отдан кор. Сигизмундом III в пожизненное владение униат. еп. Кириллу (Терлецкому) (см.: Макарий. История РЦ. Кн. 5. С. 332, 347-349).

http://pravenc.ru/text/1841594.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010