За Кириллом то же исповедание прочел от его имени по-латыни каноник Лука Докторей, и Кирилл снова клялся, положа руки на Евангелие. Это исповедание веры не было какое-либо новое, составленное самими послами, а написано было по готовой форме, установленной папою для всех вообще греков, т. е. православных, желавших соединения с Римскою Церковию. Но в начале и конце исповедания сделаны были применения, соответствовавшие особому положению послов. Представим это исповедание вполне, по важности его в истории унии. Потей и Терлецкий один за другим произносили: «Святейший и блаженнейший отец! Я, смиренный Ипатий Потей (Кирилл Терлецкий), Божиею милостию прототрон, епископ Владимирский и Брестский (экзарх, епископ Луцкий и Острожский), родом русский, один из послов достопочтенных во Христе отцов прелатов той же нации, именно: Михаила Рагозы, архиепископа, митрополита Киевского, и Галицкого, и всея Руси, Григория, нареченного архиепископа Полоцкого и Витебского, Ионы Гоголя, избранного во епископа Пинского и Туровского, Михаила Копыстенского, епископа Перемышльского и Самборского, Гедеона Балабана, епископа Львовского, и Дионисия Збируйского, епископа Холмского, нарочито избранный ими и посланный вместе с достопочтенным во Христе отцом Кириллом Терлецким, экзархом, епископом Луцким и Острожским (Ипатием Потеем, прототроном, епископом Владимирским и Брестским), той же нации, другим послом тех же господ прелатов и товарищем моим, с тою целию, чтобы заключить и принять унию с Вашим святейшеством и св. Церковию Римскою и от имени всех их, всего их духовенства и всех вверенных им овец принести должное повиновение св. престолу блаженного Петра и Вашему святейшеству как верховному пастырю Вселенской Церкви, находясь у ног Вашего святейшества и намереваясь произнесть нижеписанное исповедание св. православной веры по форме, предписанной для греков, возвращающихся к единству Римской Церкви, как от имени названных выше господ архиепископа и епископов русских, так и от моего собственного вместе с товарищем моим обещаю и ручаюсь, что сами господа архиепископ и епископы с удовольствием одобрят это исповедание, и примут его, и утвердят, и вновь изложат по означенной форме, от слова до слова, и, подписав своими руками, с приложением своих печатей, пришлют к Вашему святейшеству в следующем виде:

http://sedmitza.ru/lib/text/436071/

Западнорус. Киевские митрополиты не посещали Киев с кон. XV по кон. XVI в. (в янв. 1591 митр. Михаил (Рагоза) побывал в Киеве по пути во Львов), церковными делами в этой части К. е. занимались митрополичьи наместники. В 1470 г. в должности киевского наместника упоминается Мануил, к-рый в сер. 60-х гг. по поручению митр. Григория ездил с важной миссией в К-поль - «ищучи» для Киевского митрополита, поставленного в 1458 г. К-польским патриархом-униатом, «благословения и подтвержденья» от правосл. К-польского первоиерарха; переговоры завершились успешно. С 1496 г., при митрополитах Иосифе (Болгариновиче) и Ионе II, должность наместника занимал Панько; его преемником был Антоний Крицкий, назначенный, вероятно, Иосифом (Солтаном) (в 1517 он упом. как бывш. киевский наместник). В источниках фигурируют «пан» Василий Шишка и Василий Панкевич (сын Панько) (1518). При Макарии II, в 1539-1545 гг., упоминается наместник Василий Пацкевич, затем Василий Панькович (ранее 1549-1556). При митр. Сильвестре (Белькевиче) наместниками были протопоп киевского Успенского собора на Подоле Иаков Гулькевич (после 1556), «паны» Есько (Иосиф) Прокопович (до 1564-1565) и Федор Тиш (1565-1568), при Ионе III, Илии (Куче) и Онисифоре (Девочке) - «пан» Богуш Гулькевич Глебовский (1575-1589). В период правления Михаила (Рагозы) известны 4 наместника: «пан» Евстафий Радовецкий (1589-1590), протопоп Софийского собора Афанасий Одоней (90-е гг. XVI в.), протопоп Иоанн (1594), «пан» Гурин (до нач. XVII в.). В имениях Киево-Софийской кафедры распоряжались «атаманы». Управление киевской частью К. е. в этот период было фактически дезорганизовано. К нач. XVII в. здесь не созывались Соборы, съезды приходского духовенства, не создавались братства. На Виленском Соборе 1509 г. из всего духовенства киевской части К. е. присутствовал только киево-печерский архим. Иона. В этих условиях большое влияние на местные правосл. общины имели крупные киевские мон-ри и казаки. Источники изобилуют свидетельствами о запустении киевских святынь в XVI в.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Писана в Варшаве на Генеральном Сейме лета от Рождества Сына Божия тысяча пятьсот восемьдесят девятого, Апреля двадесять третьего дня. Сия Грамота подлинником на Польскорусском языке с Польским переводом напечатана также под 24. в Белорусском Архиве древних Грамот, изданных в Москве 1824 года, иждивением Канцлера Графа Н.П. Румянцева, а также прописана и в Грамоте Короля Станислава 1765 г. Октября 15, помещенной в книге Преосвященного Георгия Конинского: Prawa у Wolnosci et с. изданной в Варшаве 1767, но только на Прльском языке. 14. Окружная Грамота Митрополита Михаила Рагозы и письма его и письма его и Епископа Ипатия Поцея к князю Константину Константиновичу Острожскому, писанные после измены уже их православию на Брестском Соборе и 1595 года (Перевод с Польскорусского языка из книги Апокризис, напечатанной 1597 г.) МИХАИЛ, Божиею милостию Архиепископ-Митрополит Киевский, Галицкий и всея России. Всем православным Христианам, послушным Божией Восточной Кафолической Церкви высокого и низкого состояния в Епархии Архиепископства нашего живущим, Духовным и мирским, сынам нашего смирения, благодать, мир и милость от Бога всемогущего и Господа нашего Иисуса Христа. Известно творю, что, ведая ваше обо мне предрассуждение, якобы я с некоторыми Епископами некие новые обычаи в Церковь нашу Кафолическую Восточную Греческого исповедания, сверх преданий и правил святых Апостол и святых Отец, ввожу, сим писанием моим уведомляю, что я о том не думал, и ныне думать не хочу, дабы я Закон свой и Веру предал на поругание и был бы отступником своего богослужения, и рукоположение Святейшего Патриарха ни во что себе вменил. О чем вы от меня быв извещены сим моим писанием, сего обо мне не думайте, но непоколебимо в страхе Божием при Вере нашей Христианской и святой Божией Восточной Церкви твердо стоя, не попускайте себя колебать подобно трости бурным ветром; я же обещаюсь с вами не щадя живота моего оную защищать. Впрочем, милость Божия и молитва нашего смирения да будет со всеми вами. Писан в Новогородке 1595 года Сентября 1 по древнему в Никеи Духом Святым уставленному месяцослову. 2) Того ж Митрополита к Киевскому Воеводе Князю Острожскому Константину Константиновичу, из одного письма из Новогородка во месяце Марте 1595 года отправленного, выписаны сии слова:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

15. Раздача монастырей 16. Проезд Цареградского патриарха Иеремии через Литву в Москву и сделанные им распоряжения в Вильне 17. Возвращение Иеремии из Москвы в Вильну, грамота его о низложении всех священников-двоеженцев и низложение им митрополита Онисифора IV. Общий взгляд на состояние православной Церкви 1. Последствия борьбы православия с протестантством и иезуитами 2. Как относились короли Сигизмунд Август и Стефан Баторий к православным, протестантам и иезуитам 3. Каковы были тогдашние православные митрополиты и прочие архиереи 4. Оскудение монастырей и церквей 5. Православные братства, школы, литературные опыты, типографии и первые напечатанные в них книги 6. Издание полной славянской Библии в Острожской типографии 7. Книги, изданные в Остроге и Вильне в остальные годы настоящего периода 8. Попытка к переводу священных книг на общенародный язык 9. Плачевное состояние православной Церкви Глава IV. Уния (1589–1596) I. Как велось дело унии с избрания митрополита Михаила Рагозы до назначения королем епископов Ипатия Потея и Кирилла Терлецкого послами в Рим посреди других дел и событий, совершавшихся тогда в Литовской митрополии 1. Насколько была подготовлена почва для унии в предшествовавшее время 2. Желание ревнителей унии воспользоваться пребыванием патриарха Иеремии в Литве для своих целей 3. События в Литовской митрополии во время пребывания здесь патриарха Иеремии, именно в последней половине 1589 г. 4. Суд патриарха над епископами: Владимирским, Луцким и Львовским и грамоты по проискам последнего 5. Соборное решение спора между Львовским епископом и львовским братством, новая грамота патриарха этому братству, окружная патриаршая грамота ко всему духовенству и мирянам и пожалование Владимирского епископа званием прототрона 6. События 1590 г. в Литовской митрополии 7. События 1591 г. 8. События 1592 г. 9. События 1593 г. 10. События в 1-й пол. 1594 г. II. Как велось дело унии со времени назначения королем епископов Ипатия Потея и Кирилла Терлецкого послами в Рим до действительного принятия ими унии в Риме

http://sedmitza.ru/lib/text/435711/

вероучению. Послы требовали поставления на Владимиро-Волынскую и Луцкую кафедры новых архиереев. Такую же просьбу подал на сейме королю лично от себя кн. Острожский. Никакого распоряжения по этим просьбам от короля не было сделано, и в последний день сейма киевский воевода и депутаты от православных объявили о том, что они не будут признавать Ипатия и К. епископами и не допустят осуществления их власти в своих владениях. 5 мая кн. Острожский внес от своего имени протест против названных епископов в актовые книги сейма, а депутаты внесли на следующий день 2 таких же протеста в радзиевские гродские книги. Копии этих протестов были разосланы по воеводствам. Подобные протесты вносились тогда в актовые книги и в др. городах, в т. ч. в Вильно. Ввиду этих обстоятельств К. обратился к королю с просьбой о выдаче ему новой грамоты на Луцкую епископию (взамен якобы утраченной) и получил ее 21 мая. Через неск. дней король предоставил К. в пожизненное управление кобринский во имя Всемилостивого Спаса мон-рь со всеми имениями. По нек-рым данным, в 20-х числах мая 1596 г. на совещании Ипатия и К. с митр. Михаилом (Рагозой) обсуждался вопрос о подготовке Собора, на к-ром будет объявлено о принятии унии. Накануне Брестских Соборов (Соборы прошли 6-10 окт. 1596) Луцкий епископ никак себя не проявил в отличие от митр. Михаила (Рагозы) и еп. Ипатия (Потея), занимавшихся активной деятельностью в пользу унии. В последние предсоборные недели практическими мероприятиями руководила, как представляется, католич. сторона. 6 сент. король пригласил западнорус. епископов - сторонников унии в Каменец-Литовский, имение еп. Бернарда Мацеёвского. Перед епископами и митрополитом выступил Мацеёвский, затем западнорус. иерархи подписали текст исповедания веры, к-рый был отправлен в Рим. На униат. Соборе 1596 г. Луцко-Острожская епархия была представлена только К. На правосл. Соборе от Луцкой епархии присутствовали 22 духовных лица и 29 мирян. Из волынского духовенства на Соборе были луцкий и острожский протопопы, архимандриты крупнейших монастырей, священники и монахи.

http://pravenc.ru/text/1840347.html

После смерти Михаила (Рагозы) во главе униатской «церкви» стал Ипатий (Поцей), а затем - Иосиф (Рутский). Последний проявил наибольшую жестокость. Предки Рутского были московскими боярами, отступившими от Православия и перешедшими на неприятельскую, литовскую, римо-католическую сторону (русские говорят: «Из семьи московских перебежчиков в Литву»). Иосиф был гонителем православного священства, в Вильно он основал униатский монашеский орден базилиан, имевший целью богословски оправдать латинизацию православных верующих. Православная Церковь в Речи Посполитой вновь была легализована лишь в 1633 году. Сами униаты признают, что предложение о создании «Киевского Патриархата» и «греко-католического» Жумберака исходит вовсе не от православного священства, но из Рима, из Ватикана. Римо-католическая «церковь», разумеется, вообще не упоминает о Православии, но говорит о «католическом Патриархате восточного обряда». Во время презентации присутствовавшие задавали много вопросов. Несмотря на то, что большинство собравшихся были мало знакомы с темой, вопросы оказались весьма интересными. Так, один слушатель поинтересовался, почему я уделил так много внимания обуниачиванию православных на Украине и в Белоруссии? Я ответил, что неслучайно так подробно рассказал о Брест-Литовской унии. Почему? Потому что процесс обуниачивания по абсолютно такой же схеме осуществлялся сто лет спустя и в моем родном Жумбераке. Самыми яростными противниками Православия в Жумбераке были именно «наши» местные жители, «перебежчики». Их родители по разным причинам приняли унию, отправили своих детей получать образование в римо-католические богословские учебные заведения Граца, Падуи и Рима, и они возвратились в родной Жумберак настоящими янычарами Рима. (Не даром в Сербии говорят, что «отуреченный хуже турка»). В 1617 году Иосиф (Рутский) построил в Вильно (ныне - Литва) на месте старого православного Троицкого монастыря базилианский монастырь, функционировавший по примеру иезуитских братств. «Часне сестре» (как по-хорватски называются католические монахини) из католического базилианского ордена в 1938 году начали строительство монастыря в Сошицах.

http://ruskline.ru/opp/2018/sentyabr/13/...

У. б. стал насельник Онуфриевского мон-ря Мина. Его высоко ценил кн. А. М. Курбский ,который в последнем известном письме - львовскому мещанину Семену Седларю - напоминал: «А проси от мене отца Мины, иже бы мя наведал... усты ко устом беседовати». С 1585 г. Мина активно помогал Л. У. б. в сборе средств для выкупа типографии Фёдорова. В документе 1588 г. он назван типографом, в 1592 г.- «ученым друкарем». Мон. Мина, так же как и Иван Друкаревич, пострадал от действий еп. Гедеона. В 1589 г. епископ напал на братскую школу, разогнал учеников, опустошил типографию, мон. Мину «оковавши, волочил и по ямах своих сажал». Позднее братской типографией руководили выдающиеся деятели укр. культуры: Памва (Берында; 1616), Андрей Скульский (1630-1632, 1641-1643), Михаил Слёзка (1634-1637, 1643-1651). Первыми изданиями братской типографии являются 2 грамоты, отпечатанные 23 янв. 1591 г. на 1 листе: слева - грамота К-польского патриарха Иеремии с просьбой о «вспоможении» для нужд братства, в т. ч. «штанбу от рук еврейских искупити», датированная нояб. 1589 г., справа - окружное послание Киевского митр. Михаила (Рагозы) и Львовского еп. Гедеона (Балабана) от 20 июня 1590 г. Грамоты отпечатаны острожским шрифтом Ивана Фёдорова. Через 10 дней была издана «Просфонима». В том же году вышла грамматика «Адельфотес». За 2-вековую историю типографии в ней было издано почти 200 наименований книг практически всех лит. жанров того времени. В 1589 г. братчики видели 2 основные цели у типографии: печатать «священния и церковния книги» («Псалтыри, Апостолы, Минеи же и Триоди, Служебники, Синиксары, Евангелия, Метафрастов, панигирика, хроники, сиречь летописцы, и прочая книги, Часослов»), а также книги, «училищу потребныя» («граматику, пиитику, риторику и философию») (ЦГИАЛ. Ф. 129. Оп. 1. Д. 121. Л. 1 об.). В 1591-1616 гг. известно 13 изданий, из них 2 использовались при обучении грамоте: Часослов и Псалтирь. Были изданы полемический трактат Мелетия Пигаса «О христианском благочестии», сборники «О священстве» и «О воспитании чад», приписываемые свт.

http://pravenc.ru/text/2561012.html

До какой бедности доведена была по внутреннему своему состоянию знаменитая митрополичья церковь , достаточно показываете опись ризницы святософийской, составленная при м. Рогозе. В ней заключались только одна чаша с принадлежностями и кадильница серебряный, три напрестольныя Евангелия в медной оправе, три священнических ризы с принадлежностями, 2 занавесы, 2 запонки, 2 покрова, и из богослужебных книг: алостол, триодь постная, триодь цветная, 2 октоиха, трефологий, служебник и псалтырь. По смерти митрополита Михаила Рагозы металлические вещи, Как то: чаша, кадильница, напрестольный кресте и некоторые другие, оказались в закладе у разных лиц. митрополит Петр Могила в 1633 г. „принял Софийскую церковь от униатов безпокровну (без кровли), украшиния внутреннего и внешнего, св. икон, св. сосудов и св. одежд и единаго не имущую» (Акты Юго-Западной России, т. 111, Д» 18). При такой печальной судьбе храма св. Софии, трудно было его зданию сохраниться в том первоначальность своём виде, когда она была „украшена иконами многоценными, и златом, и сребром, и сосуды церковными». Осмотрим однако подробнее главные части нашего храма в первобытном его виде и происшедшая от времени и произведённым в нём по времени перемены. По первоначальному плану храм состоял из большого прямоугольника, имеющего в длину (от запада к востоку) 181/2 саж. И в широту (от севера к югу) 18 саж. с трёх сторон–южной, западной и северной–опоясывали его одноэтажный галереи в 4 саж. широты п до 3-х саж. высоты. Галереи южная и северная были до половины открытыми, состоя из столбов и арок на протяжении 10-ти саж. от запада к востоку по линии нынешних наружных стен Апостольского и Стретенского приделов. Такое же устройство, по всей вероятности, имела и западная галерея. На западной стороне собора, с двух концов галереи, устроены были две башни или вежи: одна в юго-западном углу, а другая на расстоянии 31/2> саженей от северо-западного угла. Внутри каждой вежи или башни была каменная лестница; посредством этих лестниц всходили на хоры или верхнии галереи. Подобный вежи, с внутренними лестницами, сохранились и при некоторых других русских храмах. так, напр., вежа имеется в Новгородском Софийском храме – в юго-западном его углу, в Георгиевском храме Антониева Новгородскаго монастыря и на северо-западном углу соборного храма Киево-Пёчерской лавры. Вежи эти не были колокольнями, а служили только для всхода на хоры или верховия галереи храма и на самую кровлю его к куполам. Лучше прочих в первобытном своём виде сохранилась вежа Новгородской Софии: столб лестницы ея оканчивается такой же точно форме, Как и в киевской Софии: в барабане купола вместо окон продолговатые щели.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Lebedince...

епископов заключить унию с католич. Церковью Виленское Свято-Троицкое правосл. братство «на поратунок» (для спасения) пригласило «навчоных людей... з места Лвовского Григория Раготинца, Стефана Зизания. Тые силную и великую войну з рымляны мевали не толко на ратушах, и при рынку, по дорогах, но и посредку церкви святое войну, потарчку великую мевали» (ПСРЛ. Т. 32. С. 178). В Вильно С. З. ок. 6 лет был ректором братской школы, проповедовал, возглавлял типографию, вел активную борьбу против сторонников готовившейся унии, в первую очередь против митр. Михаила (Рагозы) и поддерживавших его планы правосл. епископов, а также против иезуитов. В марте 1595 г. архимандритом Троицкого виленского мон-ря стал посланец Александрийского патриарха Кирилл Лукарис (см. Кирилл I Лукарис , патриарх К-польский), есть основания говорить о сотрудничестве с ним С. З. в борьбе против унии. 16 июля 1595 г. митр. Михаил запретил С. З. проповедовать, чему последний не подчинился. 30 сент. митрополит направил С. З. грамоту, в которой после указания проступков виленского проповедника вновь запретил ему проповедовать и сообщил о решении судить его на церковном Соборе, причем С. З. было запрещено на нем присутствовать (митрополит перечислил следующие «вины» С. З.: «...недостоин проповедати, понеже еси не херотонисан... своим домыслом народ христоименный учишь... противе живешь Церкви, да реку нас, пастыров своих всих, и противо им неистовствуешь... не достоит ти никого судити и обличати, яко простому, а не духовному» (АЗР. Т. 4. 88. С. 121)). Есть свидетельства, что не позднее 16 июля 1595 г. С. З. был рукоположен во иерея (Описание док-тов архива западнорус. униат. митрополитов. СПб., 1897. Т. 1: 1470-1700 гг. 178. С. 82), по-видимому, хиротония была совершена без ведома митрополита. Между 1596 и 1599 гг. С. З. принял монашеский постриг с сохранением имени ( Захария (Копыстенский), архим. Палинодия//РИБ. Т. 4. Кн. 1. Стб. 913). Собор, осудивший С. З. и единомысленных ему виленских братских священников Василия и Герасима, состоялся 25 янв.

http://pravenc.ru/text/199773.html

Нет оснований полагать, что приезд короля Сигизмунда III в Вильно был специально приурочен к приезду патр. Иеремии в этот город. Сигизмунд прибыл сюда для организации в Таллине встречи с отцом, шведским королем Юханом III (см. подробнее об этом: Флоря Б. Н. Русско-польские отношения и балтийский вопрос в кон. XVI — нач. XVII в. М., 1973. С. 36–37). Король представил патр. Иеремии возможность свободно и беспрепятственно заниматься устройством церковных дел на территории Речи Посполитой (АЗР. Т. 2. 157. С. 189), что вовсе не было связано с какими-то тайными расчетами сторонников церковной унии. Молодой король Сигизмунд III, только что вступивший на трон в обстановке острых конфликтов между разными группировками дворян (о них см.: Lepszy К. Walka stronnictw w pierwszych latach panowania Zygmunta III. Krak?ow, 1929), не хотел осложнять отношения с православной частью общества. Во всяком случае, он не удовлетворил просьбу собравшегося 2 октября 1588 г. в Петркове синода Гнезненской церковной провинции ограничить свободу действий патриарха (Chodynicki. Ko?sciˆo³ prawos³awny. S. 257). Особую значимость рассмотренному митр. Макарием эпизоду придает участие в нем тех, кто затем сыграл значительную роль при подготовке Брестской унии. Это — Бернард Мацейовский, с 1587 г. католический еп. Луцка, позднее кардинал и архиеп. Гнезненский (его биографию см.: Polski s³ownik biograficzny. Wroc³aw etc., 1974. T. 19. Z. 80. S. 48–52), и Ипатий Потей, в то время брестский земский судья, а позднее православный еп. Владимирский (его биографию см.: Левицкий О. Ипатий Потей, Киевский униатский митрополит//Памятники русской старины в Западных губерниях. СПб., 1885. Т. 8. С. 342–347; Трипольский Н. Униатский митрополит Ипатий Потей. Киев, 1878; Polski s³ownik biograficzny. T. 27/1. Z. 112. Wroc³aw, 1982. S. 28–43). Обстоятельства избрания Михаила Рагозы митрополитом уточняют сведения из послесловия к печатному Апостолу 1591 г.: в Вильно патриарх и митрополит «з преславным воеводою новгородским... и з иншими князми и панами православными и жителми града того мели намову и обмышленье друкованья книг до церквей Божих» (Зернова. Типография Мамоничей. С. 197). По-видимому, съезд литовского дворянства в Вильно в связи с приездом патр. Иеремии все-таки был.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010