Николай Фермор — Николай Федорович Фермор (ум. в начале 1840-х годов). В 1832 году выпущен прапорщиком из нижнего офицерского класса Главного инженерного училища — в гарнизонные офицеры. Был знаком с Н. А. Некрасовым и помог ему напечатать первую книгу стихов «Мечты и звуки». В 1839 году Некрасов написал стихотворение «Изгнанник», посвященное Фермору (см. H. A. Некрасов. Полное собрание сочинений и писем, т. 1, М., 1948, стр. 261–264, 592, 613–614). 111 …если верить френологическим системам Галя и Лафатера…— Австрийский врач и анатом Франц-Иосиф Галль (1758–1828) и немецкий писатель Иоганн-Каспар Лафатер (1741–1801), автор «Физиономики», выдвигали антинаучное положение о том, что по форме черепа и выражению лица можно составить полное представление о характере человека, его способностях и т. д. 112 Фермор, Павел Федорович (1810–1888) — брат Н. Ф. Фермора, генерал-лейтенант, начальник Военно-юридической академии. Учился в Инженерном училище почти в одно время с Брянчаниновым и Чихачевым (выпущен в 1830 году прапорщиком из нижнего офицерского класса). 113 Библейский пиетизм — безоговорочно уважительное отношение к библии, исключающее момент критики (от лат. pietas — благочестие). 114 …православие в духе митрополита Михаила. — Речь идет о петербургском митрополите Михаиле Десницком. См. текст «Инженеров-бессребреников» и подстрочные к нему примечания Лескова на стр. 236, 239. 115 …содержал в постоянном страхе известного Андрея Николаевича Муравьева… а его молодых «сен-сиров» называл «сквернавцами»…— Здесь Лесков перепутал факты из биографий двух Муравьевых. К Невской лавре имел отношение церковный писатель Андрей Николаевич Муравьев (1806–1874), а его отец, Николай Николаевич Муравьев (1768–1840), тоже писатель и общественный деятель, с 1810 по 1823 год заведовал училищем колонновожатых, содержавшимся на его иждивении (см. «H. H. Муравьев и Муравьевское училище колонновожатых» — «Военный сборник», 1872, Сен-Сир — французская военная школа, готовившая офицеров для пехоты и кавалерии. Школа основана в 1803 году Наполеоном I; в 1808 году она была переведена из Фонтенбло в Сен-Сир, городок в 22 километрах от Парижа; отсюда ее название. 116

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Однако экзегетический разбор отдельных образов включает в себя анализ всех их взаимосвязей и общий анализ контекста, что позволяет получить представление о всем произведении в целом. В образах небесных книг проявляются характерные черты всего повествования Апокалипсиса, и прежде всего убежденность во всеобъемлющем исполнении обетований Ветхого Завета во Христе: будучи ветхозаветными по своему происхождению, образы Апокалипсиса выражают христианское откровение. Данное исследование выполнено в рамках существующего в ПСТГУ научного направления по изучению Откровения Иоанна Богослова, возглавляемого А. С. Небольсиным. В основе всех проводимых исследований лежит глубокое изучение как традиционной святоотеческой экзегезы, так и трудов различных западных научных школ, отражающих достижения современной библеистики. Таким образом, в основе методологии исследований лежит стремление учесть всю традицию интерпретации книги. Хочется выразить особую признательность научному руководителю данного диссертационного исследования Антону Сергеевичу Небольсину. Благодаря его квалифицированному научному руководству стало возможным отразить широкий спектр мнений и на этой основе сформулировать собственные взвешенные суждения. Хочется с благодарностью отметить всестороннюю поддержку Антона Сергеевича Небольсина, которая ощущалась на протяжении всего хода работы, с самого ее начала вплоть до самого конца. Хотелось бы поблагодарить всех преподавателей кафедры библеистики ПСТГУ, на которой я специализировалась во время обучения в университете и в аспирантуре, – заведующего кафедрой прот. Алексея Емельянова, Михаила Анатольевича Скобелева (который также был моим преподавателем еврейского языка), свящ. Глеба Курского, тоже занимающегося изучением Апокалипсиса, протод. Иоанна Шевцова и др. Общение с ними явилось очень ценным и способствовало моему профессиональному росту. Искренняя благодарность моим оппонентам на защите диссертации – архим. Ианнуарию (Ивлиеву) и Андрею Сергеевичу Десницкому , с которым я имела удовольствие обстоятельно обсуждать вопросы библейской экзегезы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

он [Иосиф – Г. Б.] верил, что кровь Христова очищает от всякого греха, и так, быв оправдан верою, он был примирен с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа». Очевидно, что книга содержит протестантское учение об оправдании верой. Однако она была пропущена свт. Иннокентием (Смирновым) (которого «ревнители» причисляли к своей партии) через духовную цензуру и никогда не вызывала никаких нареканий в среде «ревнителей» 62 . Думается, святитель Иннокентий лучше многих понимал, что протестантские «трактаты» отнюдь не равны по душеполезности беседам святителя Тихона Задонского и митрополита Михаила (Десницкого) . Но видел в них альтернативу и мистическим книгам, и безбожию – наследству века французского Просвещения. Если проводить параллели с нашим временем, то можно вспомнить, как радовались в России протестантским изданиям Библии в начале 1990-х: не потому, что они были чем-то лучше православных изданий, а лишь потому, что изданий Московской Патриархии просто физически не могло хватить на всех. В отношении к трудам Мещерской святитель Иннокентий был единодушен и со святителем Филаретом. Об этом свидетельствует его письмо к княгине от 9 августа 1817 г., при котором он направляет ей для распространения 30 экземпляров «Христианских изысканий в Азии» Клавдия Бьюкенена (Буканана), в переводе архимандрита Григория (Постникова) 63 . А чтобы не сложилось впечатления, что святого все устраивало в сочинениях и переводах Мещерской, что его вообще не смущало отступление от церковной традиции, приведем последний его отзыв о них (в письме от 29 сентября 1819 г.): Ваша повесть об Аврааме мне не понравилась, от какого-то смрада, в ней заключающегося. Не знающий Бога будто достоин гостеприимства от друга Божия, как Богочтец. Да на что выдумку присваивать Аврааму, когда ее нет в Библии. Любовь в выдумке хороша – но прилагать басни к друзьям Божиим, им приписывать недоразумения для острого заключения, для возбуждения любви к ближнему, пахнет обыкновенною человеческою нечистотой 64 . Так что, когда откровенно искажалось Священное Писание , разумеется, свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Параллельно с упомянутыми изданиями появлялись и народные издания духовно-просветительного характера. Примечателен один из наиболее ранних опытов издания подобной литературы – опыт пашковцев. Осуществлен он был «Обществом поощрения духовно-нравственного чтения», открытым В.А. Пашковым в Петербурге в 1876 году. За время своего существования «Общество» выпустило более 200 брошюр ценой от 1/2 до 6 копеек; некоторые брошюры раздавались даром. Для распространения брошюр в деревнях общество снаряжало особых книгонош. Брошюры были частью переводные с английского и немецкого языков, частью оригинальные. Содержанием их служили беседы о предметах веры и христианской нравственности, разъяснения текстов Св. Писания, библейские тексты, выдержки из сочинений свт. Тихона Воронежского и бесед С.-Петербургского митрополита Михаила (Десницкого) . Сами по себе брошюры в отдельности не представляли сектантского направления, но в совокупности обнаруживали явную сектантскую направленность. Позднее Святейшим Синодом был определен даже целый ряд брошюр, подлежащих изъятию и запрещению («Что такое христианин?», «Радостная весть», «Путь к спасению», «Пастухи и овцы», «Христос все во всем», «Встревожился Иерусалим» и др.). В том же направлении, как и пашковские брошюры, действовал журнал «Русский рабочий», основанный в Петербурге М.Г. Пейкер в 1875 году и прекратившийся в 1886 году. Но это были издания так называемого сектантского толка. В 1887 году в Москве священником С.Я. Уваровым был организован еженедельный иллюстрированный журнал «для чтения в христианской семье» – «Воскресный День». Вскоре в приложении к нему стали выходить «Воскресные Листки», содержащие историю и объяснение церковных праздников, жизнеописания святых, описания чудотворных икон, а в 1893 году начало выходить бесплатное ежемесячное приложение «Воскресный Собеседник», содержащее систематические внебогослужебные беседы. В 1888 году московскими священниками С. Ляпидевским и И. Бухаревым начал издаваться иллюстрированный духовно-нравственный воскресный народный листок «Кормчий». Известными духовными изданиями для народа были: «Троицкие листки», книжки Братства Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге и др. Однако все эти издания, несмотря на значительную пользу, приносимую ими, конечно были еще очень далеки от того, чтобы всецело удовлетворить народную потребность в чтении. Касаясь в основном религиозно-нравственной стороны жизни и рассуждая о предметах высшего духовного порядка, они оставляли в стороне предметы будничные, проблемы повседневной жизни. Все эти издания, хотя и читались народом, и нередко с большим интересом и пользой, все же не достигали цели нормального развития народного мировоззрения и улучшения нравов.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

По его предложению начали дело с перевода Евангелий. Филарет еженедельно докладывал в комитете о ходе работ, защищал исправления от придирок архиепископа Серафима Глаголевского и архиепископа Михаила Десницкого, от замечаний Лабзина и нового голицынского работника Попова. Он же наблюдал за печатанием, вычитывая вечерами гранки и корректурные листы. Работали несколько человек. Евангелие от Марка переводил ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии архимандрит Поликарп Гайтанников; Евангелие от Матфея — отец Герасим Павский; Евангелие от Луки — архимандрит Моисей , ректор киевский семинарии. Сам Дроздов взялся за перевод Евангелия от Иоанна, видевшегося ему особенно важным и трудным для передачи на русском. Любимый ученик Господа апостол Иоанн не просто дополнял фактами уже имевшиеся описания жизни Спасителя, но и освещал искупительное значение Его миссии на земле. Передать сие требовалось с древнегреческого новым слогом русского языка, однако не столь легковесно, как сочинения новейших литераторов Батюшкова или Карамзина. Теперь новый источник радости возник для Филарета. Во время богослужения он смотрел на молящихся с предвкушением того счастия, которое они обретут в чтении Божьего Слова. При поездках по городу он оглядывал спешащую деловую петербургскую толпу, думая все о том же, как вдруг приблизится к ним Слово и просветит души и сердца их. Приходила подчас мысль, что, быть может, это и есть то главное дело, для совершения коего он появился на свет. Мысль сия придавала новые силы и воодушевляла безмерно. Немало времени отнимали, правда, консисторские заботы, текучка епархиальной жизни с неизбежными разводами и сомнительными браками мирян, перемещениями, спорами и провинностями священнослужителей. Филарет работал, не поднимая головы. - Гляжу я на тебя и удивляюсь, — признался как-то его друг, архимандрит Иннокентий Смирнов . — Когда у тебя времени достаёт писать проповеди? - Майские ночи короткие, — улыбнулся Филарет. — Ты, брат, не мог бы меня одолжить деньгами?

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/3/

Подворьем Введено-Оятского женского монастыря является храм в честь св. Анны Кашинской, расположенный при подворье Кашинского Сретенского монастыря. Двухъярусная часовня была освящена 11 ноября 1907 г. Часовня была построена на месте ранее существовавшей часовни, возведенной в память чудесного спасения цесаревича Николая при покушении на него в Японии. В феврале 1908 г. освящен нижний храм во имя Спаса Нерукотворного Образа. После восстановления церковного почитания святой благоверной княгини Анны Кашинской главный престол храма освятили во имя Анны Кашинской. Верхний придел двухэтажного храма освящен в 1911 г. во имя Николая Чудотворца и во имя Святителя Алексия митрополита Московского. При строительстве храма архитектор использовал образы новгородской и псковской архитектуры. Монолитный объем здания имеет трехлопастные завершения фасадов. Храм увенчан шлемовидным куполом на высоком барабане. Фасады были украшены майоликами, выполнеными в мастерской П. К. Ваулина, и росписями в арочных нишах, но ныне декор утрачен. Четырехъярусная высокая колокольня - высотная доминанта комплекса. Чуть позже во дворе был построен жилой флигель для монахинь, примыкающий к храму и обнесенный каменной оградой. Подворье Череменецкого монастыря [ править править код ] Череменецкое Подворье – бывшая киновия Александро-Невской Лавры. В 1820 г. по инициативе лаврского наместника архимандрита Товии и Санкт-Петербургского митрополита Михаила (Десницкого) было решено начать в этом живописном и уединенном месте строительство: разместить летнюю дачу — загородный архиерейский дом. Там Владыка намеревался поселиться после ухода на покой. В 1821 г. был освящен во имя Всех Святых деревянный храм, но строительство прекратилось в связи с внезапной кончиной митрополита. Впоследствии храм достроили. С 2001 г. началась передача здания собора Санкт-Петербургской епархии под подворье Иоанно-Богословского Череменецкого мужского монастыря (настоятель – игумен Митрофан/Осяк/). Разобраны перегородки в верхнем этаже здания, где с 2002 г. начались регулярные богослужения. На гранях барабана частично сохранились изображения святых Апостолов. Храм окружен промышленной зоной и не имеет удобного транспортного сообщения, нет средств на ремонт отопления, перекрытие кровли. Но неторопливое богослужение в присутствии немногочисленных прихожан в этом отдаленном уголке Санкт-Петербурга, словно возводит нас ко временам уединенного бытия лаврского скита и создает умиротворенное, молитвенное настроение. Подворье Важозерского монастыря [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Санкт-Петербур...

Синоду с мнением”. Оставленному при конторе секретарю со стороны синодального обер-прокурора было предписано: „в отправлении должности поступать по генеральному регламенту и государственным узаконениям, наблюдая при том и по должности прокурора, чтобы все по делам решения заключаемы были на точном основании государственных узаконений, о которых и о присутствии членов еженедельные репорты представлять обер-прокурору без упущения, иметь смотрение и о состоящих при сей конторе канцелярских служителях и служащих, дабы всяк в отправлении своих должностей поступать рачительно при порядочном поведении”. 182 По поводу предстоявшей в 1801 г. коронации, император Александр I, назначив отправителя в Москву к торжеству коронования всем членам Св. Синода, за исключением архимандрита Михаила (Десницкого) и обер-священника Павла Озерецковского, особые здесь должности исправляющих, повелеть, чтобы оставшиеся в С.-Петербурге члены Св. Синода составили присутствие конторы, назначить в эту контору и преосвященного викария Новгородской епархии, епископа Старо-Русского Антония. К составу этого присутствия конторы был приобщен и преосвященный Ириней, архиепископ Псковский, который всеподаннейшим прошением испросил высочайшее соизволение на то, чтобы по слабости здоровья остаться ему здесь для епархиальных дел и присутствовать в конторе Св. Синода, когда силы его преосвященства то дозволят. 183 По случаю предстоявшей в 1826 г. коронации императора Николая I высочайше было повеление Св. Синоду сделать нужные со стороны его распоряжения на том основании, как было и 1801 г, при коронации блаженные памяти императора Александра Павловича. В исполнение этого повеления Св. Синод, между прочим, предположил, „к присутствованию по отбытии Св. Синода в Москву в имеющей открыться здесь в С.-Петербурге Св. Синода конторе назначить С.-Петербургской епархии викария, Никанора, епископа Ревельского, Московской епархии Можайского Лужицкого монастыря архимандрита, С.-Петербургской академии ректора Иоанна и С.-Петербургского кафедрального Петропавловского собора протоиерея Стахия Колосова, а должность прокурора поручить имеющему остаться здесь одному из обер-секротарей”.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Сказывают, что он принял случившееся кротко и терпеливо: а потому можно надеяться, что внешняя потеря послужит ко внутреннему приобретению» (см. Биографический Очерк графа Вл. Гр. Орлова, составленный внуком его графом Вл. П. Орловым-Давыдовым, т. 2, стр. 277. Спб. 1878). В этих словах видна также и меткая характеристика князя со стороны проницательного Филарета, хорошо понимавшего некоторый крайности мистического направления князя. Подобным же образом Филарет пишет и по случаю кончины князя к А. Н. Муравьеву от 13 декабря 1844 года: «в печальном расположении духа начинаю беседовать с вами, м. г. Анд. Ник. Кончина князя Александра Николаевича оставила во мне тем большее чувство лишения, чем более обычно было для меня с утешением, хотя и в отдалении земном, взирать на сию душу, по благости Божией, многолетно мне открытую, и любовно мне благодетельную, и вообще христианскими расположениями назидательную. Не сомневаюсь, что он отошел ко Господу с добрым уготовлением и пребывает в мире. За него радуюсь: но сия радость не покрывает чувства лишения» (Письма Филарета к Муравьеву, стр. 147–148. Киев, 1869). Сверх того, для дополнения характеристики князя, срав. «Записки квакера о пребывании в России в 1818–1819 гг.» в Русской Старине за 1874 г. т. IX, стр. 3, 6, 9, 17–19 и др.; а для характеристики отношений его к Филарету ср. Писем последнего к наместнику Троице-Сергиевой лавры архимандриту Антонию, часть 2, стр. 457, Москва, 1878 года, а равно и другие письма святителя к разным лицам и между прочим к самому князю А. Н. Голицыну. 22 Известия о действиях и успехах Библейских Обществ в России и других государствах за 1824 г. Стр. 9. Спб. 1824. Срав. прописанное в вышеприведенном докладе князя А Н. Голицына от 6 декабря 1812 года. 23 Стр. 170. Таким образом из духовных особ, присутствовавших в первом собрании, никто не избран был ни в вице президенты, ни в директоры. Вышеприведенное же сообщение «Известий» Библейского Общества относится к ближайшему последующему времени (1814 и дал.), когда в вице-президенты и директоры избраны были не только вышеперечисленные духовные лица, принимавшие участие в первом собрании, но и другие, из которых мы назовем следующих: Михаила (Десницкого) , архиепископа Черниговского, впоследствии митрополита Новгородского и С.-Петербургского (1818–1821); Симеона (Крылова), скончавшегося в 1824 году архиепископом Ярославским; Евгения (Болховитинова) , архиепископа Псковского, а с 1822 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Справка Храм Казанской иконы Божией Матери в Вырице, построенный в память 300-летия дома Романовых по проекту архитекторов Михаила Красовского и Владимира Апышкова, был освящен в 1914 г. Был закрыт в период 1938–1941 гг. В храме два придела  в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя Святителя Николая Чудотворца. Нижний храм освящен во имя прп. Серафима Саровского и Алексия, человека Божия. Иконостас для храма спроектирован М. Красовским, но в 1922 г. он был перемещен в Никольский придел, а на его место установлен другой  из разоренной церкви Святителя Николая Чудотворца при доме призрения малолетних детей сирот, который удалось спасти благодаря первому настоятелю Казанского храма протоиерею Порфирию Десницкому. В храме находятся иконы выдающегося русского художника-академиста Николая Кошелева (1840–1918), его живопись, кроме Вырицкого Казанского храма, можно встретить только в Иерусалиме, Женеве и Буэнос-Айресе. По завещанию иеросхимонаха Серафима (Муравьева) его келейные иконы были подарены Вырицком храму в честь Казанской иконы Божией Матери, а образ Спаса Нерукотворного был передан в дар Патриарху Алексию (Симанскому). Одна из святынь храма  епитрахиль св. Серафима Вырицкого, которая была обретена при разборе вещей в ризнице. Другая реликвия  напрестольное Евангелие начала ХХ в., найденное при ремонте иконостаса в канун 65-летия преставления святого. Столетие освящения храма в честь Казанской иконы Божией Матери совпало с 65 годовщиной преставления прп. Серафима Вырицкого и с 45-летием принятия Святейшим Патриархом Кириллом монашеского пострига. Симфония этих юбилеев увенчалась торжественным патриаршим молебном Пресвятой Богородице и прп. Серафиму Вырицкому, состоявшимся 3 апреля 2014 г. Молебен прп. Серафиму Вырицкому Предстоятель совершил в епитрахили, принадлежавшей старцу.Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем проникновенном слове после отслуженного им с сонмом духовенства при большом стечении верующих молебна упомянул о том, что почитание великого праведника Русской Церкви прп. Серафима Вырицкого уходит корнями и в его личную судьбу и историю семьи. Родители Святейшего Патриарха Кирилла прот. Михаил и матушка Раиса Гундяевы испытывали особое благоговейное отношение к прп. Серафиму, посещали святого старца в Вырице и испрашивали его молитв о будущем их семьи и детей. «Я всегда молился преподобному в трудные моменты жизни», — подчеркнул Святейший Патриарх. 

http://e-vestnik.ru/reports/svyatoy_sera...

Стр. 39. «О Боге Сыне. Св. Прокла, архиепископа Константинопольского». Нач.: «Сделавшись человеком Он подобострастным, спасает сродный себе по плоти род наш... однако и не разлучилось от родившего Его». См. Св. Прокла «Послание к Армянам о вере», в «Христиан. Чтен.» 1841 г., ч. 1, стр. 360–361. Стр. 40–41. «О редко бывающих в церкви. Иоанна Златоуста ». Нач.: «Все вы ныне в радости, а я – я один в печали... Какое собранье полезнее?» См. «Св. Иоанна Златоустог о слово против оставляющих церковные собрания», и проч., в «Христиан. Чтен.», 1841 г., ч. 1, стр. 33–35. Стр. 41–48. «О воскресении. Из Иоанна Дамаскина ». Нач.: «Верую также в воскресение мертвых... и в Нем наслаждаясь непрестанно». «Св. Иоанна Дамаскина изложение веры, книга IV, глава 27, о воскресении», в «Христиан. Чтен. » 1841 г., ч. 2, стр. 98–107. Стр. 48–49. «На благовещение Богородицы. Св. Анастасия, архиепископа Антиохийского». Нач.: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою... Сразившись для сего с смертию и умертвив ее как следует». См. «Христиан. Чтен.» 1841 г., ч. 1, стр. 377, 378 и 386–387. Стр. 49–51. «Рождение Господа Иисуса от Девы. Св. Феодота, епископа Анкирского». Нач:. «Мария Пророчица чрез слух зачала Бога живаго... прияла живаго Бога Слова в свои девственные и благоуханные чертоги». См. Слово Св. Феодота, «на св. Богородицу и Симеона» в «Христиан. Чтен.» 1841 г., ч. 1, стр. 229, 231, 233, 235 и 236. Стр. 51–55. «О присутствии Духа Святаго ныне. Иоанна Златоуста ». Нач. «Отсутствие Духа Божия в людях есть знак гнева Божия... Если ж церковь существует, то очевидно Дух присутствует». См. «Св. Иоанна Златоустог о Слово на св. пятидесятницу» в «Христиан. Чтен.» 1841 г., ч. 2, стр. 197–201. Стр. 55–58. «О любви к ближнему. Преосвященного Михаила» (Десницкого). Нач.: «Чистая любовь к Богу должна породить и чистую любовь к подобным себе... из единого должна проистекать источника, именно из единой любви к Богу». 55 Стр. 58–62. «Истинная слава. Преосвящ. Владимира» (Алявдина). Нач.: «Истинная наша слава состоит в том, чтобы не искать никакой славы... сама слава Божия является в нашем ничтожестве».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010