Поскольку Никольский храм был холодным, в 1743 году статский советник Гордей Головин испрашивает дозволения на устроение теплого Введенского храма, который и был построен к 1750 г. В дальнейшем деревянные храмы несколько раз ремонтировались и перестраивались: обе церкви были поставлены на каменный фундамент, обиты тесом, в Никольском храме устроены купол и хоры, к имеющимся трем добавлены еще две главки, а также западная его часть значительно расширена. Несмотря на это, деревянные храмы постепенно ветшали, да и становились тесны. В ноябре 1820 года священно- и церковнослужители, староста и прихожане испрашивают благословения правящего владыки на строительство в приходе каменной церкви в честь Святой Троицы вместо имеющихся деревянных. Заложена Троицкая церковь по благословению митрополита Михаила (Десницкого) священником Иоанном Семеновым 30 июля 1822 года. Строилась она по утвержденному «плану и фасаду подрядчиком и делателем Тверской губернии города Осташкова 3й гильдии купцом Михаилом Саввиным (в другом месте Савельевым) Гречниковым». Автор проекта – новгородский епархиальный архитектор Александр Макушев. Новый Троицкий храм – «итальянской архитектуры, с фронтонами, устроенными каждый на 4х колоннах и с каменною колокольнею, имеет длины 17 ½ саж. (37,4 м), ширины 7 саж. (14,9 м) и высоты 13 саж. 1 арш. (28,5 м); высота колокольни с шпицем без креста 19 саж. 2 ¼ арш. (52,14 м)». Церковь трехпрестольная. Главный храм во имя Святой Живоначальной Троицы – летний, холодный. К нему пристраивалась обширная теплая трапезная с двумя приделами: южный – во имя святителя Николая, северный – во имя Рождества Пресвятой Богородицы. За недостатком средств, из Никольского соборного храма г. Новой Ладоги был пожертвован старый иконостас и установлен в собственно Троицкой церкви, а иконостасы в приделы Никольский и Рождества Богородицы были перенесены из соответствующих приделов деревянной Никольской церкви. Освящены два придельных храма в 1825 году: 6 сентября – Рождества Пресвятой Богородицы и 7 сентября – святителя Николая. Церковь Святой Живоначальной Троицы была освящена настоятелем протоиереем Иоанном Семеновым 30 мая 1826 года.

http://sobory.ru/article/?object=00551

После заключения 27 февраля 1617 года Столбовского мирного договора со Швецией начали возвращаться местные жители к своим родным местам, что послужило восстановлению храмов. К 1627 году благодаря дворянам Головиным был восстановлен и заново освящен Никольский храм. Тогда он был однопрестольный деревянный и имел вид четырехконечного креста, то есть, выражаясь современными терминами, крещатым храмом с дошедшим до начала ХХ века редким для этого типа щипцовым завершением фасадов, близкими по архитектуре каменным храмам. В 1673 году в Никольской церкви устраивается придел Рождества Богородицы. Во второй половине XVII века отстроенный храм постепенно пополняется не только иконами, но также утварью и книгами. Поскольку Никольский храм был холодным, в 1743 году статский советник Гордей Головин испрашивает дозволения на устроение теплого Введенского храма, который и был построен к 1750 году. В дальнейшем деревянные храмы погоста несколько раз ремонтировались и перестраивались: обе церкви были поставлены на каменный фундамент, обиты тесом, в Никольском храме устроены купол и хоры, к имеющимся трем добавлены еще две главки, а также западная его часть значительно расширена. Несмотря на это, деревянные храмы становились тесными и постепенно ветшали. В ноябре 1820 года священнослужители, староста и прихожане Никольского Сясьского погоста испрашивают благословения правящего владыки на строительство в приходе каменной церкви в честь Святой Троицы вместо имеющихся деревянных. Заложена Троицкая церковь по благословению митрополита Михаила (Десницкого) священником Иоанном Семеновым 30 июля 1822 года. Строилась она по проекту новгородского епархиального архитектора Александра Макушева. Церковь трехпрестольная. Главный престол освящён во имя Святой Живоначальной Троицы (холодный), теплая трапезная имела приделы: южный – во имя святителя Николая, северный – во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Иконостасы в приделы были перенесены из соответствующих приделов деревянной Никольской церкви. Церковь Святой Живоначальной Троицы была освящена настоятелем протоиереем Иоанном Семеновым 30 мая 1826 года.

http://sobory.ru/article/?object=37496

Эти мысли были бесподобно им развиты, и их до гроба я не забуду. Это была едва ли не самая лучшая проповедь из всех его проповедей и бесед? Он говорил более часа, и говорил как бы под наитием Святаго Духа. Нарисую вам портрет Михаила, когда я его видел, в три предсмертные года. Он был росту довольно высокого; собою статный; волосы на голове черные с большой проседью; борода окладистая, тоже с проседью; глаза проницательные; лицом свеж; на щеках горел нежный румянец; улыбка прекрасная; взор приветливый; речь мягкая, ясная и простая. Впрочем, живописный портрет его – не редкость: им украшены залы многих учебных заведений и частных лиц. Жизнь его в последние годы, как и всегда, была чужда всякой укоризны, а особенно в это время отличалась деятельностью и благочестием. Дела по Св. Синоду, Комиссии Духовных Училищ, управлению Епархиею и Александро-Невской Лаврою почти не оставляли ему свободного времени. Сверх того, он часто священнодействовал: где бы и когда бы ни служил, он почти всегда утешал посетителей церкви Божией назидательным словом или беседою, часто без приготовления сказываемыми просто, ясно и убедительно. Его очень хорошо понимал даже простой народ; поэтому он всегда тысячами, особенно в праздники, стекался в Александро-Невскую Лавру к обедне, когда служил оную Преосвященнейший Михаил, и, благословленный им, отходил с миром. Этот факт подтвердит целый Петербург. Во время служения благоговейный сей Архипастырь представлял из себя редкое и умилительное зрелище, особенно во время призывания Св. Духа на дары; это был подлинно Архиерей Бога Истинного. К нему Двор, знать, духовенство, чернь, словом, все имели особенное и неограниченное уважение. Благотворение бедным было отличительною чертою его характера; потому он очень мало из тленных сокровищ оставил в наследство единственной своей дочери; зато завещал ей большое богатство добродетелей. Смерть его сопровождалась разительными обстоятельствами. Напутствуемый Святыми Таинствами, он умер дня за три или четыре до дня Благовещения (25 марта 1820 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

В. Л. Боровиковский. «Портрет Михаила Десницкого» (около 1803, ГТГ). Михаил Десницкий (1761–1821) в миру носил имя Матвея Михайловича. Он происходил из семьи священника, родился в деревне Топоркове Московской епархии. В 1773 году юный семинарист Троице-Сергиевой лавры был отмечен самим митрополитом московским Платоном Левшиным. По воспоминаниям современников, вся Москва собиралась на проповеди М.Десницкого, которые отличались ясным легким слогом, простотой изложения нравственно-философских сентенций. М.Десницкий был деятельным членом Московского общества любителей словесности. Если он успел стать священником, то, не оставляя молитву, Церковь, начинает понимать, что взял на себя непосильную ношу. И тогда он, конечно, может оставить этот путь. Но здесь есть большой соблазн. У каждого священника бывают минуты таких сомнений: не опустошен ли я, могу ли дать что-нибудь людям, которые ждут от меня духовной поддержки, пастырского совета? Но ведь не мы помогаем людям, а Бог. Через таинства, которые мы совершаем. А мы в какой-то момент начинаем думать, что это мы сами. Это прелесть (лукавый искушает каждого человека), которая приводит именно к таким сомнениям: «Хорошо ли я сделал, что пошел по этому пути, достоин ли, разве я настоящий священник? Мне надо просто молиться Богу, а не совершать таинства». Но вот действительно ли ты с Божией помощью понял свою ошибку или малодушничаешь, отказываешься от креста в угоду своему «Я» — большой вопрос. Думаю, что решается он всегда между человеком и Богом. Желательно, конечно, с помощью опытного духовника. Но нельзя сказать, что отказ от священства — всегда грех. Главное — не осуждать — Всем известный недавний пример — отец Иоанн Охлобыстин просил освободить его от служения, и был временно запрещен. При этом за ним оставили право благословлять, и он в интернете написал, что по-прежнему зовется отец Иоанн. Правильно ли так обращаться к запрещенному в служении священнику или лучше по имени-отчеству? И в чем смысл благословения священника, если он запрещен?

http://pravmir.ru/zapreshhen-ne-znachit-...

Св. блгв. вел. кн. Александр Невский. Худож. В. Л. Боровиковский (ГТГ) Св. блгв. вел. кн. Александр Невский. Худож. В. Л. Боровиковский (ГТГ) Творчество Б. является вершиной сентиментального портрета в рус. искусстве (портреты М. И. Лопухиной (1797, ГТГ), ген. Ф. А. Боровского (1799, ГРМ)). В кон. 1790 - нач. 1800 г. им написаны парадные портреты, в к-рых сочетались условность и индивидуальная характеристика моделей, а также семейные портреты (графини А. И. Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой, (1803, ГРМ), Г. Г. Кушелёва с детьми и др.). В С.-Петербурге Б. не оставлял занятия религ. живописью: в 1791 г. написал образы в технике гризайли для церкви в имении Львова Арпачеве в Тверской губ. К 90-м гг. XVIII в. относятся иконы для собора Борисоглебского мон-ря в Торжке и Иосифовского собора в Могилёве. Для царских врат главного иконостаса Казанского собора в С.-Петербурге написал Благовещение, образы евангелистов и др. (1804-1811), позднее Б. сделал с них литографии. Религ. живопись Б. связана с традицией «украинского барокко», с характерной реалистической трактовкой объемов и пространства. В 1814-1815 гг. Б. выполнил иконостас для Покровской церкви с. Романовка Черниговской губ. В иконах заметны отступления от традиц. иконописи, возможно, это было связано с душевным состоянием художника, уходом в мистику. В 1802 г. под влиянием Н. И. Новикова и статс-секретаря АХ А. Ф. Лабзина Б. вступил в масонскую ложу «Умирающий сфинкс». Среди работ этого периода известны портреты духовных лиц: Католикоса Грузии Антония (1811, ГТГ), митр. Михаила (Десницкого) (1816, ГРМ). В 1819-1824 гг. был членом «Духовного союза» Е. Ф. Татариновой. Б. имел частную школу в С.-Петербурге, среди его учеников наиболее известны А. Г. Венецианов, И. В. Бугаевский-Благородный. Лит.: Архангельская А. И. Боровиковский. М., 1946; Алексеева Т. В. Боровиковский. М., 1960; она же. В. Л. Боровиковский и рус. культура на рубеже XVIII-XIX вв. М., 1975; Михайлова К. В. В. Л. Боровиковский. М., 1968; Маркина Л. А. Новые приобретения произведений Левицкого и Боровиковского в Третьяковской галерее//Искусство. М., 1993. 1. С. 74-77; Петинова Е. Ф. Русские живописцы XVIII в. СПб., 2002. С. 174-187.

http://pravenc.ru/text/153205.html

3) Благовещенскую ц. связывает с Троицким собором двухэтажный Духовский корпус, в к-ром была устроена и в 1822 г. освящена ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов с приделом прп. Сергия Радонежского. До нач. XX в. храм был усыпальницей гос. и церковных деятелей, в т. ч. С.-Петербургских митрополитов: Михаила (Десницкого) , Серафима (Глаголевского) , Антония (Рафальского) . Свято-Духовская ц. была закрыта последней в лавре - в янв. 1936 г. и передана в распоряжение Смольнинского райсовета; в ней разместился аэроклуб и физкультурное об-во «Спартак». В 1949 г. Духовский корпус был возвращен епархиальному управлению, но в нач. 60 гг. вновь отобран. К 2000 г. в церкви находилась станция переливания крови. 4) Симметрично Благовещенской ц., завершая с юго-вост. стороны Феодоровский корпус, расположена ц. св. блгв. кн. Феодора Ярославича. Освящена в 1770 г., верхняя - во имя св. блгв. кн. Феодора Ярославича; нижняя - во имя свт. Иоанна Златоуста. В 1840 г. перестроена и освящена заново, верхняя - во имя свт. Николая Чудотворца; нижняя - во имя блгв. кн. Феодора. С 1806 г. до нач. XX в. нижняя церковь служила усыпальницей членов груз. царских фамилий, скончавшихся в С.-Петербурге. С алтарной стороны Феодоровской ц. по проекту Г. И. Карпова в 1889 г. была пристроена усыпальница митр. Исидора (Никольского), освященная 6 окт. 1891 г. как придельная ц. во имя прп. Исидора Пелусиота. Постановлением Ленсовета от 2 сент. 1931 г. Феодоровская ц. была закрыта и передана в ведение Володарского райсовета, помещение церкви занимало общежитие фабрики «Рабочий». С 1931 до нач. 2000 г. в помещении Исидоровского храма находился ЦНИИ «Прометей». 5) Ц. во имя Михаила Архангела в архиерейском доме, построенном на зап. стороне мон-ря в 1758 г. по проекту М. Д. Расторгуева. В 1819 г. после надстройки дома состоялось переосвящение ц. во имя Михаила Архангела. В нач. 20-х гг. XX в. была закрыта. До нач. 2000 г. в ней размещался ЦНИИ «Прометей». В 1767 г. архиеп. Гавриил (Петров) освятил в настоятельских покоях келейную ц. во имя Всех святых.

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСАНДРО-НЕВСКА...

В 1796 году Священнику Десницкому вдруг объявлено повеление блаженной памяти Государя Императора Павла, чтобы он явился ко двору. К исполнению сего неожиданного и неопределенного повеления приступил он не без смущения, и отравился в Петербург один. Представлен Государю; принят милостиво; определен Соборным Пресвитером при Высочайшем Дворе, и получил пособие на переселение своего семейства. На сем новом месте служения не мог он проповедывать так часто, и так всенародно, как в Москве; и потому казалось, что круг его полезного действования чрез сие перемещение стесняется. Но, в плане судьбы его сие было переходом в новый важнейший и обширнейший круг действования. Привыкнув быть занят, и не будучи по должности занят столько, как прежде, он имел время пересмотреть и издать в свет часть своих прежних трудов: и таким образом из приходского Наставника не приметно переходил в сан Учителя Церкви Российской. Наконец открылось что Десницкий был прав, когда сначала избирал безбрачную жизнь; и что его назначение было не то, чтобы принести плод брака и продолжить свой род. Трое детей, которых он имел умерли в колыбели; за последнею дочерью вскоре последовала и мать. После сего сам Государь Император изъявил желание чтобы Десницкий вступил в Монашество: и пострижение его совершено в 1799 году, в Гатчине, в придворной Церкви. При сем в память родителя своего, испросил он себе имя Михаила. В том же году произведен он в Архимандрита, в первокласный Юрьев Монастырь; определен Законоучителем первого Кадетского корпуса; и повелено ему присутствовать в Святейшем Синоде. Должность Законоучителя вновь доставила многоплодное занятие опытами уже усовершенствованной способности его к преподаванию Христианского учения. Вскоре в Святейшем Синоде, при избраниях на Епископские места, в числе достойных, начали именовать Архимандрита Михаила. Он делал в сих случаях такие отзывы, какие внушало ему смирение; и таким образом не раз избрание проходило мимо его. Подвигов его ожидала Епархия древняя, обширная, которая, чем реже пользовалась присутствием главного своего Архипастыря, тем более имела нужды в деятельном ему помощнике. В 1802 году Михаил рукоположен в Епископа Старорусского, Викария Новогородского.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Без преувеличения можно сказать, что тема бессмертия души явилась центральной в русском душеведении XVIII века. В Русской православной церкви подход к проблеме бессмертия души, как и к многим другим проблемам душеведения, состоял во включении психологических проблем в широкий богословско-антропологический контекст. Такими были работы архиепископа Феофана Прокоповича (1681–1736), например его «Богословское учение о состоянии неповрежденного человека или о том, каков был Адам в раю»/М., 1785/). В еще большей степени богословско-антропологический подход к психологическим темам проявился у Михаила (Десницкого) (1761–1824), митрополита Новгородского, а затем С.-Петербургского. Основной темой его работы «Изображение ветхого, внешнего, плотского и нового, внутреннего, духовного человека»/В 2-х ч. СПб., 1798/является душеспасение, раскрываемое через психологический анализ состояния грехопадения. Отдельные главы посвящены религиозно-психологическому анализу страстей ветхого человека: самолюбию, своеволию, зависти, гневу и др. Эта же тема, еще полнее и с большим психологическим уклоном, была рассмотрена им позже в «Беседах о внутренних состояниях человека...»/СПб.: Тип. И. Иоаннесова, 1819/. XIX век характеризуется многообразием авторов и произведений религиозно-психологического характера. В 1815 г. появилось «Краткое руководство к опытному душесловию» Петра Михайловича Любовского, магистра философии Харьковского университета/Харьков: Университ. тип., 1815/. Проанализировав в специальном разделе основные «душевные человеческие влечения», автор приходит к выводу, что самым высоким и благодетельнейшим из всех человеческих влечений есть «влечение к признанию Божества»/с. 99/. В 1825 г. было опубликовано «Краткое начертание метафизики» Ивана Ивановича Юрьевича (1788–?). Вторая часть его работы называлась «Пневматология или о существах чувствующих и мыслящих»/СПб., 1825/и была целиком посвящена психологическим темам. После критики материализма, он писал о духовности и бессмертии души, а потом переходил к проблеме духа вообще, духах бестелесных (ангелах), и Духу совершеннейшему (Богу-Творцу).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В Русской Православной Церкви подход к проблеме бессмертия души, как и к многим другим проблемам душеведения, был другой. В первую очередь он состоял во включении психологических проблем в широкий богословско-антропологический контекст. Такими были работы Феофана Прокоповича (1681–1736), архиепископа Новгородского (см., напр.: «Богословское учение о состоянии неповрежденного человека или о том, каков был Адам в раю» (М., 1785)). Как крупный издатель того времени, Н. И. Новиков содействовал выходу в свет собраний сочинений Феофана Прокоповича и высоко его ценил, как «мужа, учением и изяществом писаний своих славу России приносящего» (Н. И. Новиков и его современники. 1961, с. 327). Богословско-антропологический подход к психологическим темам проявился и у Михаила (Десницкого , 1762–1820), митрополита Новгородского, а затем Санкт-Петербургского, окончившего Троицкую семинарию, слушавшего лекции и в Духовной академии, и в Московском университете. Основной темой его работы «Изображение ветхого, внешнего, плотского и нового, внутреннего, духовного человека» (в 2х ч. СПб., 1798) является душеспасение, раскрываемое через психологический анализ состояния грехопадения. Отдельные главы им посвящены религиозно-психологическому анализу страстей ветхого человека: самолюбию, своеволию, зависти, гневу и др. При этом его психологические мысли опираются на христианское антропологическое учение: «Человек есть создание Божие из двух различных существ, из телесного и духовного, из видимого и невидимого, из внешнего и внутреннего составленное» (с. 16–17). «Человек есть такой таинственный сосуд, который вмещает в себя и тайны наружного, видимого мира, и тайны внутреннего, невидимого» (с. 17). Эта же тема, ещё полнее и с большим психологическим уклоном, была рассмотрена им позже в «Беседах о внутренних состояниях человека…» (СПб.: Тип. И. Иоаннесова, 1819). Автор показывает, что Адам в раю был душевно гармоничен, блажен и покоен, но «от падения произошло, что ныне у человека разум помрачился, воля испортилась, сердце повредилось, нравы развратились…» (с. 15). Откуда появляется насущная потребность познать себя, познать своё печальное состояние грехопадения и обратиться к Богу.. В «Беседах о разных степенях истинного покаяния…» (СПб.: Тип. И. Ианнесова, 1819) он подчеркивает необходимость внутреннего раскаяния и очищения, обновления и освящения: «не может быть Богу угодно хождение наше в церковь , поклоны, молитвы и приношения, ежели знаки сии не означают внутренних действий, ежели они не соединены с сердечным Богослужением» (с. 58), «жертву духовную, то есть, сердце смиренно и духа сокрушенна должны мы приносить в дар Богу…» (с. 60). Конечное же обновление и восстановление всего человеческого существа произойдёт при воскресении, о чём он пишет отдельно: «Беседы о воскресении мертвых» (СПб., 1798).

http://azbyka.ru/tryoxvekovoj-dialog-psi...

В этих произведениях нравоучительные мысли, извлеченные Гоголем из творений отцов и учителей православной церкви, терпели новые и довольно значительные видоизменения от преломления их как в политико-общественных взглядах самого Н. В. Гоголя, так и в той общественной среде, к которой он старался специально применить свои воззрения. По своим политико-общественным воззрениям, Гоголь ближе всего примыкал к лагерю славянофилов или, точнее, – русофилов 16 того времени и, вместе с ними, считал незыблемыми тогдашние устои русской жизни «Православие, самодержавие и народность». Вся нечистая накипь на поверхности этой жизни, более всего обличаемая самим Гоголем, могла исчезнуть, по его убеждению, без всякой ломки социальных условий русского общества, благодаря лишь нравственному перевоспитанию людей по учению отцов и учителей православной церкви. Но то, что у последних имело общий характер и могло быть применяемо ко всем людям, Н. В. Гоголь старался приспособить специально к отдельным сословиям и классам русского общества и даже к отдельным лицам, напр., к духовенству, к помещику, к губернатору, к важному чиновнику, к женщине и т. д. Вследствие этого, христианское нравоучение нередко получало в устах Гоголя такую своеобразную окраску, что иногда трудно определить подлинный, первоначальный источник его отдельных нравоучений. Представим несколько примеров переработки Гоголем в своих позднейших произведениях отдельных пунктов христианского нравоучения, первоначально вычитанных и извлеченных им из творений отцов и учителей церкви. I раздел Основное начало христианской нравственности составляют любовь к Богу и любовь к ближнему, тесно и неразрывно связанные между собою. В сборнике выписок у Гоголя есть отрывок из проповеди преосвященного Михаила Десницкого «О любви к ближнему». «Чистая любовь к Богу, – говорится в этом отрывке, – должна породить и чистую любовь к подобным себе. Что ж такое есть чистая любовь к ближним? Любовь к Богу есть не что другое, как внутренняя сила, побуждающая человека благодарить Бога и прославлять Его за все те благодеяния, которые оказал Он ему туне 17 , без всяких заслуг его, по единой благодати своей; любовь к Богу есть не что другое, как внутренняя сила, влекущая человека к прилеплению и к соединению с Ним; любовь к Богу есть не что другое, как сильный огонь, внутри человека горящий, пламенем Божеской любви возженный, чрева ясный свет веры созерцаемый.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010