Вступление. Московский период (1821–1867 годы) проповеднической деятельности митрополита Филарета (Дроздова) В 1821 году, когда святитель Филарет был еще архиепископом Ярославским, вследствие кончины митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Михаила (Десницкого) , последовавшей 24 марта сего года, естественно возникли слухи о предстоящих переменах в Российской иерархии, причем в числе кандидатов на одну из имевших открыться вакансий называли и Филарета. Об этих слухах между прочим в частном письме известил Филарета товарищ его по Троицкой лаврской семинарии, а теперь подчиненный ему ректор Ярославской духовной семинарии и настоятель Толгского монастыря архимандрит Гавриил (Розанов). На письмо Гавриила Филарет от 22 апреля означенного года отвечал между прочим следующее: «Не искушайте меня никакими предсказаниями. Долго ли между бурь? Надобно спешить к пристани» 1 . В последних словах этого ответа как бы сказалось некоторое предчувствие имевшего скоро последовать перемещения святителя Ярославского на кафедру его родины – Москвы, где и обрел он себе «тихую пристань» после долгих лет скитальчества по местам, чуждым Московской епархии, на которую готовил его в святители духовный отец и первый рукоположитель его, митрополит Московский Платон (Левшин) , и в которой вообще было для него так много дорогого. Несмотря на интриги, с помощью которых завистники Филарета усиливались устроить перевод его в отдаленную от столиц Грузию на место Феофилакта (Русанова) 2 , давний покровитель Филарета, министр духовных дел и народного просвещения, князь А. Н. Голицын, устроил перевод Московского митрополита Серафима (Глаголевского) на место покойного Михаила в Петербург, а Филарета – на место Серафима в Москву 3 . В 64 Московских Ведомостей за 1821 год (от 10 августа) читаем: «На поднесенном от Святейшего Правительствующего Синода докладе, в котором представлены были кандидаты на открывшуюся в Московской епархии архиерейскую вакансию, с присутствованием, кто из них Высочайше утвержден будет, в тамошней синодальной конторе и с получением положенного по штату оной жалования, собственного Его Императорского Величества рукою в 3-й день июля 1821 года написано тако: быть Московским архиепископом и Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандритом преосвященному Филарету Ярославскому. Александр». С тех пор и по день блаженной кончины своей, последовавшей 19 ноября 1867 года, святитель Филарет, до 1826 года в сане архиепископа, а с 1826 года в сане митрополита, твердо держал кормило правления церковного, как бы зная только одну эту пристань, к ней поспешая и в ней находя успокоение от бурь и треволнений жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАШКОВЦЫ Одно из направлений в движении евангельских христиан (см. в ст. Баптисты ) в России в посл. четв. XIX - нач. XX в. Движение возникло под влиянием англичанина Г. В. Редстока , который по приглашению Е. И. Чертковой в 1874 г. прибыл в С.-Петербург и в аристократических салонах столицы начал проповедь идей, близких к баптизму. В России Редсток пробыл 6 месяцев, в 1876 г. приехал вновь, в 1878 г. правительство запретило ему въезд в страну. Помощником Редстока в его 1-й приезд стал крупный рус. землевладелец полковник В. А. Пашков (1831-1902), благодаря к-рому проповеди стали читаться на рус. языке, что привело к расширению круга слушателей. Община получила название от фамилии Пашкова, ставшего лидером движения (название «редстокисты» было менее распространенным). Среди П. были представители знатных рус. семей: церемониймейстер имп. двора гр. М. М. Корф, министр путей сообщения гр. А. П. Бобринский, кнг. В. Ф. Гагарина и ее сестра кнг. Н. Ф. Ливен, Черткова, на сестре которой был женат Пашков, и др. Собрания, проходившие в особняке Пашкова в С.-Петербурге, могли посещать все желающие, были организованы дешевые обеды для неимущих, проводились беседы с посетителями, раздавали НЗ, др. религ. книги. В основе неявно декларируемого учения П. лежало общепротестант. положение об оправдании только верой: Христос Своими страданиями уже искупил грехи людей, для спасения необходимы лишь вера, молитвы и добрая христ. жизнь. Каждый верующий может понимать и толковать Свящ. Писание. П. отвергали церковные таинства , почитание икон и святых, иерархию, однако для них не была характерна критика правосл. Церкви. Богослужение сводилось к молитве, проповеди и пению стихов, собранных в брошюре «Любимые стихи». В С.-Петербурге П. открыли швейные мастерские, в к-рых девушки обучались швейному мастерству и слушали проповеди. Черткова организовала ночлежный приют и Дамский комитет посетительниц тюрем. В нояб. 1876 г. Пашков учредил Общество поощрения духовно-нравственного чтения, распространявшее за небольшую плату Свящ. Писание и сочинения духовно-нравственного содержания. Об-во выпустило свыше 200 переводных (с нем. и англ. языков) и оригинальных брошюр (нек-рые выдержали до 12 изданий), к-рые продавались по небольшой цене или раздавались даром. Брошюры содержали беседы о вере и христ. нравственности, разъяснения текстов Свящ. Писания, выдержки из сочинений свт. Тихона Задонского и бесед митр. Новгородского и С.-Петербургского Михаила (Десницкого) . В 1882 г. по инициативе Британского Библейского общества на средства Пашкова был издан синодальный перевод Библии на рус. язык. Значительный вклад в распространение учения П. внес созданный ими ж. «Русский рабочий» (1875-1886). Пашков и Корф вели переписку с баптистами на Кавказе, в Закавказье (в частности, с В. Г. Павловым), на юге России, посылали им материальную помощь, книги.

http://pravenc.ru/text/2579882.html

Порез. Церковь иконы Божией Матери " Достойно есть " . Богородицкая церковь Карта и ближайшие объекты Св. 40-мучеников, Архангельская и Богородицкая церкви с.Порез Приход с.Порез открыт в 1846г., в его состав вошли деревни, ранее входившие в приходы сел Святопольское, Унинское Глазовского уезда и Лобановское Нолинского уезда. Первая деревянная церковь была построена в феврале и освящена 8 марта 1847г. во имя Св. Сорока Севастийских Мучеников. Каменная церковь строилась с 1859 по 1877г. В ней 5 престолов: в теплой церкви - правый - освящен во имя Михаила Архангела 7 ноября 1861г., левый - в честь Св. Сорока Мучеников освящен 7 марта 1870г. В холодной церкви престол в честь Афонского образа Пресвятой Богородицы " Достойно есть " , освящен 22 июля 1878г. Правый престол холодного храма освящен во имя Св.Симеона Верхотульского 12 июня 1887г., 5-й престол к 1913г. еще не был освящен. Других сведений об истории церкви с.Порез по документам ЦГА УР не обнаружено. Источник : http://libinfo.org/index/index.php?id=101458 Богородицкая церковь каменная, построена в 1859 – 1877 гг. расстоянием от г. Вятки в 140 верстах, от уездного города в 114 верстах. Часовня при ключе Бичаре, деревянная, построена в 1889 г. Причта по штату положено: 3 священника, 1 диакон, 3 псаломщика; квартиры для причта казенные, кроме священника Десницкого, проживающего в нанимаемой от попечительства квартире. Земли: усадебной 15 десятин, пахотной и сенокосной 85 десятин. Братский денежный доход: священника 700 руб., диакона 440 руб., псаломщика 200 руб. Прихожан: православных русских 4046 муж. пола, 4202 жен. пола, приход состоит из 49 селений, расстоянием до 12 верст. Село расположено на ровном месте, реки нет; местность лесистая. В селе два училища: земское одноклассное и ремесленное, третья церковно-приходская школа. В приходе 4 земских школы, одна школа грамоты и две церковно-приходские школы. Земские школы в деревнях Князевской, Юберинской, Телицынской и Варашковской; церковно-приходские в деревнях Б.-Комаровской и Воронской, школа грамоты в дер. Рыбачковской. Главное занятие прихожан хлебопашество, а вспомогательное – отхожие промыслы, гонка смолы и кустарные изделия. В приходе два австрийских храма – в дер. Князевской и Телицынской.

http://sobory.ru/article/?object=19264

Предисловие к IV изданию Часть I Приложения объяснительные и дополнительные А. Письмо Архимандрита Гедеона к Петру Егоровичу Левшинову Б В. Письмо г. Вольтера к Императрице Екатерине II Г. Мнение преосвященных Иннокентия и Гавриила и Иеромонаха Платона о наказе Императрицы Екатерины II Д Е. Надпись на каменной доске в стене Троицкого собора Лавре Ж З. Рескрипт Императрицы Ekamepuhы II И. Рескрипт Императрицы Екатерины II I К Л М. Рескрипт Императрицы Екатерины II Н О. Письма В.К. Павла и В.К. Наталии П. Санкт-Петербургские ведомости в понедельник, 31 дня Мая, 1731 года Письма Платона к Князю Потемкину и графу Остерману Часть 2 Путешествие Высокопреосвященнейшего Платона,Митрополита Московского, в Киев и по другим Российским городам в 1804 году Путевые Записки Преосвященнейшего Митрополита Платона, Московского и Калужского в Ярославль, Кострому и Владимир, 1792 года Приложения и дополнительные статьи А. Письмо Префекта Верхнеальпийского департамента, Ладусета, Платону, Архиепископу (Митрополиту) Московскому Б 1. Письмо Архиепископа Анастасия 2. Архимандрита, впоследствии Митрополита, Михаила Десницкого В 1. Речь на прибытие Его Императорского Величества в царствующий град Москву при вступлении Его в Успенский собор 2. Речь поздравительная Его Императорскому Величеству, с благополучным в Москву приездом 3. Речь на прибытие Его Императорского Величества в Кремлёвский дворец 4. Речь, по совершении Августейшего Его Величества Коронования 5. По окончании всего действия Августейшего Коронования и св. Миропомазания Г. После Коронации, поздравительная от всего Духовенства, на данной ему аудиенции Д. Надгробное слово, при погребении Московского Митрополита Платона Е. Надгробные слова 1) В Троицком соборе, по отпении Преосвященнейшего Митрополита Платона, говорённое Троицкой Семинарии Префектом Неофитом, в последствии Епископом Архангельским 2) Говорённое по отпетии тела Митрополита Платона, в Вифанской Троицкой Семинарии Риторики учителем, Иеромонахом Никанором Клементьевским, впоследствии Митрополитом Новгородским и С.-Петербургским З) Слово И Описание Перервинского монастыря О начале Перервинского монастыря О древности Перервинского монастыря Записки о жизни Платона, Митрополита Московского, им самим писанные, и оконченные Самуилом Костромским Епископом Характер Митрополита Платона. Телесный и душевный Стихи  

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Дамаскин, архиепископ Тульский и Белевский (Россов Дмитрий) Родился в 1778 году в Тверской губернии в семье диакона. По происхождению малоросс. В 1793 году поступил в Троицкую лаврскую духовную семинарию, затем перешел в Вифанскую духовную семинарию, где и окончил курс. 7 августа 1807 года определен учителем в Перервинскую духовную семинарию. 10 мая 1809 года пострижен в монашество, 16 мая рукоположен во иеродиакона и 15 августа назначен проповедником в Московскую духовную академию. 12 августа 1810 года рукоположен во иеромонаха. 18 ноября 1812 года причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры с назначением законоучителем Санкт-Петербургского коммерческого училища. С 5 сентября 1814 года – архимандрит Серпуховского Богородицкого Высоцкого монастыря. В 1816 году вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди слова Божия. В Петербурге получил два перемещения: 30 марта назначен в Московский Данилов монастырь, а 3 июля определен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом. 27 мая 1819 года переведен в Новгородский Юрьев монастырь. 14 декабря 1819 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. В 1821 году, после смерти митрополита Санкт-Петербургского Михаила (Десницкого) , временно управлял Новгородской епархией. С 6 ноября 1821 года – епископ Тульский и Белевский. На Тульской кафедре прослужил 30 лет. В 1850 году возведен в сан архиепископа и назначен в Петрозаводск, но от назначения отказался и, согласно прошению, был уволен на покой. 7 февраля 1851 года получил в управление Белевскую Введенскую Жабинскую пустынь Тульской епархии. Скончался 31 июля 1855 года. Нелестную характеристику преосвященному Дамаскину дает епископ Енисейский и Красноярский Никодим (Казанцев; † 1874). «Он, – пишет Никодим, – оставил после своей смерти сундуки, наполненные серебряными самоварами, подносами и деньгами. А на воротах архиерейского дома оказалась надпись: «здесь продавались самые лучшие места». Все недостатки преосвященного Дамаскина, по мнению епископа Никодима, заключались в его непомерном корыстолюбии, которое иногда обращалось в сущее грабительство. «Впрочем, еще, может быть по слабости душевной, он жесток на суде. Много гибло от его рук людей, стоивших чего-либо. Им управлял иеромонах, после игумен, Никанор, эконом архиерейского дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Собор Троицы Живоначальной на Октябрьской наб. (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Троицы Живоначальной построен в 1862-1864 годах, является подворьем Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря. Престольный праздник: День Святой Троицы (переходящий праздник). Содержание История [ править править код ] Киновия по-гречески означает «общежительный монастырь». Такое название, уникальное в качестве имени собственного, получило отделение — скит Александро-Невской Лавры на окраине Петербурга. Его история началась с 1714 г., когда Петр I пожаловал Александро-Невскому монастырю на правом берегу Невы пустынный участок площадью около 150 гектаров, покрытый сосняком и кустарником. Только в 1820 г. по инициативе лаврского наместника архимандрита Товии и Санкт-Петербургского митрополита Михаила (Десницкого) было решено начать в этом живописном и уединенном месте строительство: разместить летнюю дачу — загородный архиерейский дом. Там Владыка намеревался поселиться после ухода на покой. В 1821 г. был освящен во имя Всех Святых деревянный храм, но строительство прекратилось в связи с внезапной кончиной митрополита. В 1840-е у обители появился благотворитель — купец первой гильдии Ф. Ф. Набилков, известный своей благотворительной деятельностью в Москве (где он скончался и был похоронен в Алексеевском монастыре) и на Валааме. На средства Набилкова были в 1840-1841 возведена колокольня, придел деревянного храма, в 1836 и 1840 приобретены колокола, в 1845-1847 по проекту архитектора А. П. Гемилиана построены сохранившиеся доныне два корпуса каменных келий — старейшие сооружения правобережья Невского района. В 1847 г. в северном корпусе, где находились покои митрополита (Октябрьская наб., 16), была освящена домовая церковь во имя Архистратига Михаила — небесного покровителя основателя Киновии, и Всех бесплотных сил. В те же годы началось формирование будущего Киновиевского кладбища. 24 марта 1849 г. Ф.Ф. Набилков завещал 30 000 руб. на постройку в Киновии каменного пятиглавого трехпрестольного собора по образцу собора Киево-Печерской лавры во имя Пресв. Троицы с приделами во имя всех явленных и чудотворных икон Богородицы (уникальное посвящение) и Всех Святых.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Троицы_Ж...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛИНКА Федор Николаевич (8.06.1786, с. Сутоки Духовщинского у. Смоленской губ.- 11.02.1880, Тверь), поэт, прозаик. Из мелкопоместных дворян. В 1798-1802 гг. учился в 1-м кадетском корпусе в С.-Петербурге, испытал влияние законоучителя архим. Михаила (Десницкого ; впосл. митр. С.-Петербургский). В июне 1802 г. поступил на военную службу; с дек. 1803 г. фактически стал адъютантом ген. М. А. Милорадовича, участвовал в войне с Францией 1805-1806 гг. Неск. лет из-за болезни пребывал в отставке, путешествовал по среднерус. губерниям. Во время Отечественной войны 1812 г. был свидетелем обороны Смоленска и Бородинской битвы. Вернулся на службу 1 окт. 1812 г., участвовал в сражениях при Малоярославце, Вязьме, Дорогобуже, Красном и в заграничных походах рус. армии, дошел до Парижа, награжден рус. и иностранными орденами и шпагой «за храбрость». Ф. Н. Глинка. Литография К. П. Беггрова. 1821 г. Ф. Н. Глинка. Литография К. П. Беггрова. 1821 г. В 1816 г. переведен в Гвардейский генеральный штаб, в 1818 г. получил звание полковника. В 1817-1819 гг. редактировал «Военный журнал». С 1819 г. состоял чиновником «по особым поручениям» при с.-петербургском военном ген.-губернаторе Милорадовиче, заведовал его «особенной канцелярией». Являлся влиятельным членом масонской ложи «Избранного Михаила» (1816-1821; с 1817 был ее представителем в Великой ложе Астреи), декабристских орг-ций «Союз спасения» (1816-1818) и «Союз благоденствия» (1818-1821). Входил в Коренную управу «Союза благоденствия», являлся важнейшим «агентом влияния» в лит. кружках и об-вах (в частности, в 1819-1825 избирался председателем Вольного об-ва любителей рос. словесности, в к-рое вступил в 1816), был противником военного переворота и выступал за сохранение монархии. Свое положение при Милорадовиче Г. использовал для благотворительной деятельности, защиты прав заключенных и т. п. (в 1820 способствовал смягчению участи А. С. Пушкина ). В 1821 г. прекратил участие в декабристских и масонских об-вах, однако, оставался под подозрением, в 1822 г. был переведен в армию. Знал о подготовке декабристского восстания 1825 г., пытался предостеречь зачинщиков от «насилий». После восстания арестован и сразу освобожден; в марте 1826 г. вновь арестован, до июня находился под следствием в Петропавловской крепости, был оправдан и освобожден, но уволен с военной службы и отправлен в Олонецкое губ. правление на должность советника. В 1830 г. переведен на такую же должность в Тверь, в 1832 г.- в Орёл. В 1834 г. вышел в отставку с чином действительного статского советника.

http://pravenc.ru/text/165141.html

Новгородского, Феофилакта (Русанова) митрополита-экзарха Грузии; протопресвитеров: Иоанна (Державина, обер-священника) и Павла (Криницкого), князя Александра (Голицына, Обер-Прокурора) и графа Михаила (Сперанского); 2) преосвященных митрополитов С.-Петербургских: Михаила (Десницкого) , Серафима (Глаголевского), Антония (Рафальского), Никанора (Клементьевского) и Григория (Постникова) ; 3) бывших начальников и наставников Академии: преосвященных митрополитов: Филарета (Амфитеатрова) Киевского, Ионы (Васильевского) – экзарха Грузии, архиепископов: Сергия (Крылова-Платонова) Рязанского 6 , Амвросия (Рождественского-Вещезерова) Тобольского, Моисея (Богданова-Платонова) – экзарха Грузии, Кирилла (Платонова) Подольского, Афанасия (Протопопова) Тобольского, Игнатия (Семёнова) Воронежского, Мелетия (Леонтовича) Харьковского, Нафанаила (Павловского) Псковского, Венедикта (Григоровича) Олонецкого, Иннокентия (Борисова) Херсонского, Смарагда (Крыжановского) Рязанского; епископов: Иннокентия (Смирнова) Пензенского , Виталия (Щепетева) Костромского и Николая (Доброхотова) Тамбовского; священно архимандритов: Евграфа (Платонова-Музалевского), Серафима (Азбукина), Зосимы (Смирягина), Поликарпа (Гойтанникова), Гаврила (Воскресенского), Никодима (Лебедева), Иосифа (Позднышева) и Климента (Можарова); протоиереев: Герасима (Павского), Иоакима (Кочетова), Петра (Вигилянского), Тимофея (Никольского), Симеона (Платонова), Гаврила (Меглицкого), Димитрия (Вершинского), Иоанна (Шангина), Стефана (Сабинина), Андрея (Окунева), Симеона (Красноцветова), Иоанна (Иванова), Андрея (Райковского), Иоанна (Певницкого); иеромонахов: Леонида (Зарецкого), Анастасия (Любомудрого), Диодора (Ильдомского); иереев: Василия (Разумовского), Ксенофонта (Делекторского), Иоанна (Филаретова), Евграфа (Бенескриптова), Павла (Колоссовского) и Александра (Соколова); 5) наставников – мирян: Стефана (Райковского), Иоанна (Чупровского), Иакова (Орлова), Иродиона (Ветринского), Стефана (?), Василия (Себржинского), Иоанна (Филаретова) 7 , Андрея (Красносельского), Климента (?), Андрея (?), Дмитрия (Вознесенского), Иоанна (Лобовикова), Димитрия (Гусева), Александра (Мишина) и Петра (Шалфеева)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Rodoss...

    Реклама : С.65.   КУЛЬТУРА (раздел). – С.66-86.   Галерея:   Нарисованный добрый мир . С известным мультипликатором, режиссером, сценаристом и продюсером, призером многочисленных отечественных и международных премий, автором фильма «Рождество» (1997) Михаилом Алдашиным беседует Оксана Головко . Ил.: Кадры из мультфильмов Михаила Алдашина//Фома. - – апрель 2011. – С.66-69. – (раздел « Культура », рубрика « Галерея »).   Как не надо читать Библию, или О мышлении гуманитарном и техническом . С доктором филологических наук, библеистом Андреем Десницким беседует Виталий Каплан //Фома. - – апрель 2011. – С.70-73. – (раздел « Культура »).   Александр Ткаченко . Детям и взрослым о святителе Иоанне. Чудеса без волшебной палочки . Фото «Uздameльckiй Домъ «Русский Паломникъ».www.idrp.ru. Рисунки Валерия Кожина//Фома. - – апрель 2011. – С.74-79. – (раздел « Культура »). Публикация текста детской книги «Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский», выпущенной редакцией журнала «Фома» (в 2011 году) по просьбе тверской общественной организации «Православная молодежь». В Твери намерены построить храм в честь святителя Иоанна. Первый в России.   Строфы:   Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир».   Владимир Рецептер. Отворяя воздушную створку. Подборка стихотворений: «Никого не учу, ни чужих, ни родных…», «Положил заниматься вот этим…», «Мы живем и чаду, и в бреду…», «Господи, Господи, что я хочу…», «День, продлевающий дни…». Автор вступ. заметки Павел Крючков , редактор отдела поэзии журнала «Новый мир». Фото Павла Крючкова. Рисунок Марии Заикиной//Фома. - – апрель 2011. – С.80-81. – (раздел « Культура », рубрика « Строфы »).   Обзоры:   Что читать:   Представлены и отрецензированы издания:   Андрей Десницкий . Люди и фразы . – М.: Никея, 2011. – 160 с./Автор развернутой рецензии – Анна Подпоркина //Фома. - – апрель 2011. – С.82. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). Книга доктора филологических наук, библеиста Андрея Десницкого «Люди и фразы» - это не сборник научных статей, не публицистика в привычном смысле слова, не художественная проза… Она напоминает череду дневниковых записей в блоге, собранных по темам.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-96-a...

В 1680-1681 гг. в К. м. был построен и 6 авг. 1681 г. пребывавшим на покое бывш. митр. Унгро-Влахийским Варлаамом († 1702) освящен каменный 5-главый собор во имя свт. Николая Чудотворца с правым приделом Благовещения Пресв. Богородицы и левым - ап. Иоанна Богослова. Собор построили на средства генерального судьи Войска Запорожского И. М. Домонтовича († 1683), к-рый впосл. был там погребен. В храме был установлен резной позолоченный 5-ярусный иконостас; с зап., сев. и юж. сторон устроены обширные хоры. Свод храма поддерживали 2 столба, «окруженные иконостасами с образами, из которых некоторые украшены серебряными ризами». В 1744 г. имп. Елизавета Петровна внесла пожертвование (1000 р.) на ремонт храма, который осуществлялся в 1808 и 1813 гг. В результате удара молнии в 1846 г. был поврежден средний купол. 28 июня 1849 г. после ремонта Черниговский архиеп. Павел (Подлипский) освятил отремонтированный собор. В 1803-1804 гг. в К. м. вместо ветхой деревянной ц. в честь Преображения Господня была возведена одноименная теплая каменная церковь с трапезной (в 1853 перестроена). При входе в храм, слева и справа, располагались 2 кладовые. В 1823-1825 г., при игум. Гервасии († 1831), вместо дубовой была поставлена каменная 2-ярусная колокольня (в 1853-1870 перестроена и надстроена 3-м ярусом). В обители имелись каменные одноэтажный настоятельский корпус (1834), ограда (XIX в.), хозяйственные службы. В 1746-1749 гг. в «Ветхом монастыре» (Скитке) был возведен новый деревянный на каменном фундаменте храм свт. Николая Чудотворца (в 1800 отремонтирован). К 1859 г. единственной постройкой оставался скит. Трехкомнатную келью свт. Димитрия приобрел известный конотопский пчеловод П. И. Прокопович († 1850) и перевез в свое имение в с. Пальчики Конотопского у., в К. м. сохранились только фундаменты. Святыней К. м. была икона свт. Николая Чудотворца, по преданию явившаяся «в древности». Она находилась в скитской Никольской ц. 6 сент. 1812 г. по благословению архиеп. Черниговского Михаила (Десницкого) этот образ был перенесен в «Новый монастырь». К кон. XIX в. в Никольском соборе хранились икона свт. Николая, украшенная серебряной чеканной ризой, а также частица мощей вмц. Варвары. На особой деревянной дощечке было «изображено 9 чудес, совершившихся по перенесении мощей в обитель». Каждый вторник в К. м. читали акафист вмц. Варваре, а 4 дек. совершали крестный ход с мощами вокруг обители, ежегодно 9 мая - крестный ход из К. м. в Скиток ( Филарет (Гумилевский). 1873. С. 274).

http://pravenc.ru/text/2462069.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010