Ж. проявлял интерес к изучению придворных церемоний, особенно коронации и погребения. В серии церковно-исторических очерков «Коронации русских императоров и императриц» он рассмотрел церемонии коронации монархов - от Екатерины I до Александра II, в т. ч. сюжет о посмертной коронации Петра III. Особо интересовался эпохой имп. Павла I, в частности проведением праздников и постов при дворе. В 1903-1904 гг. к 200-летнему юбилею С.-Петербурга напечатал в «Церковных ведомостях» статьи, посвященные столичным храмам. Он также создал серию биографий церковных деятелей XVIII и XIX вв.: Новгородских и С.-Петербургских митрополитов Гавриила (Петрова) и Михаила (Десницкого) , Кишинёвского митр. Гавриила (Банулеску-Бодони) , Пензенского еп. Иннокентия (Смирнова) , Тверского архиеп. Амвросия (Протасова) , Астраханского архиеп. Сильвестра (Лебединского) и др. Посвятил неск. публикаций истории княжеской семьи Ширинских-Шихматовых, в частности игум. Аркадиевского вяземского монастыря Августе (Ширинской-Шихматовой). Кроме того, Ж. издал «Материалы для истории русской богословской мысли тридцатых годов текущего столетия: Из переписки братьев князей Ширинских-Шихматовых» (СПб., 1890), «Письма прот. А. А. Самборского к имп. Александру I и кн. А. Н. Голицыну за 1806-1815 гг.» (СПб., 1894), «Письма о воспитании благородной девицы и обращении ее в мире кн. Алексея Александровича Ширинского-Шихматова» (М., 1901), «Письма высочайших особ к митр. Амвросию» (ХЧ. 1902. Ч. 2. 9. С. 368-391), «Приветствия русских архипастырей воцарившемуся имп. Александру I» (Там же. 1903. Ч. 1. 1. С. 136-146). 28 мая 1907 г. в Александро-Невской ц. Николаевского кадетского корпуса состоялось отпевание Ж., которое в сослужении большого числа духовенства совершил настоятель Петропавловского собора прот. А. Дернов . На отпевании присутствовали обер-прокурор Святейшего Синода П. П. Извольский и др. синодальные чиновники, а также почитатели и духовные дети Ж. Погребение на Никольском кладбище Александро-Невской лавры совершил Нарвский еп. Антонин (Грановский) .

http://pravenc.ru/text/182331.html

Митрополит Амвросий, славившийся в свое время тонким дипломатическим умом, уже постарел и нуждался в посторонней поддержке. Он нашел такую поддержку в лице ректора Академии архимандрита Филарета, который, сам обладая широкими дипломатическими способностями, сделался правой рукой митрополита Амвросия. Некоторые современники прямо называли митр. Филарета соправителем митрополита Амвросия 61 . Святитель Иннокентий по своему характеру не был способен к подобному служению и во все время первосвятительства митрополита Амвросия держался в стороне. Положение сподвижников-архимандритов существенно изменилось при вступлении в марте 1818 года на Петербургскую кафедру митрополита Михаила (Десницкого) . Высокопреосвященный Михаил, будучи еще архиепископом Черниговским, находился в дружеских отношениях с известным своим благочестием семейством князей Мещерских, что подтверждает и сохранившаяся переписка его с последними. Из числа членов этого семейства особенным благочестием отличалась княгиня Софья Сергеевна Мещерская, жена майора, князя Ивана Сергеевича Мещерского. Княгиня Мещерская была одним из деятельных членов комитета о тюрьмах, по нескольку раз в неделю сама посещала заключенных, читала и объясняла им Св. Писание. С 1813 года кн. Мещерская занималась изданием разных религиозно-назидательных книг, предназначавшихся одинаково для всех классов общества. На издание брошюр княгиня Мещерская истратила более десяти тысяч рублей собственного капитала и напечатала около сотни разных брошюр большим тиражом. Брошюры продавались по самым низким ценам, а иногда раздавались даром. Княгине Мещерской в ее издательских трудах помогали некоторые высшие духовные лица, и более других – архиепископ, а потом митрополит Михаил и сам Император Александр Павлович 62 . Архимандрит Иннокентий также был знаком с княжеским семейством Мещерских и больше всего сблизился с княгиней Софьей Сергеевной. С течением времени он сделался родным человеком для них: был духовным отцом всех членов семьи, часто служил в их домовой церкви, разрешал устно и письменно все их религиозные сомнения и недоумения. Равным образом и все Мещерские, а за ними и другие аристократические дома – князья Трубецкие, Шихматовы, семейство графа Потемкина – с благоговением относились к архимандриту Иннокентию 63 . Аристократам и вообще всем знавшим святителя особенно нравились его замечательная скромность и добросердечие. Отличаясь высокой ученостью, архимандрит Иннокентий всегда ставил себя ниже других, старался уклониться от всякой почетной и выдающейся роли. Очень привлекали к святителю и его простые, задушевные, проникнутые искренней религиозностью, проповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Мы уже видели, что Гоголь интересовался и современной ему периодической духовной русской литературой и именно – академическими духовными журналами «Христианское Чтение» и «Творения святых отцов в русском переводе», с прибавлениями к ним. Обратившись к этим духовным журналам, мы нашли, что Гоголь решительно ничего не внес в свой сборник из журнала «Творения св. отцов в русском переводе», но зато видим, что громадное большинство выписок сборника сделано из «Христианского Чтения» за 1840–1843 годы. Таких выписок мы насчитали в сборнике 38 7 . Имея в виду последовательный порядок выписок из этого журнала в сборнике Гоголя, мы полагаем, что Гоголь получил «Христианское Чтение» сначала за 1842 год, а вслед за тем и за первое полугодие 1841 года, так как прежде и более всего и попеременно делает выписки из этого журнала за означенные два года. Начиная с 82 страницы сборника, Гоголь сделал 4 выписки из «Христианского Чтения» за 1843 год, а в конце сборника – одну выписку из того же журнала за 1840 год; но нет у него ни одной выписки из этого журнала за 1844 год. Из переписки же Гоголя мы узнаем, что письмом 8 июля 1843 г. он просил Языкова выслать ему «Христианское Чтение» за 1842 год 8 . Эта просьба едва-ли была исполнена, так как 5 февраля 1844 г. Гоголь писал Языкову, чтобы он не заботился о «Христианском Чтении». В начале апреля 1845 года Гоголь письмом из Парижа благодарил А. О. Смирнову за присылку, между прочим, и «Христианского Чтения» за 1844 год 9 . В это время Гоголь проживал в Париже и пользовался книгами из библиотеки протоиерея при русском посольстве в Париже Д. Вершинского 10 . Вероятно, сборник и составлен в Париже, в самом начале 1845 года, но не позже марта этого года, так как он не заключает уже в себе выписок из «Христианского Чтения» за 1844 год, полученного Гоголем в конце марта или в начале апреля 1845 года. Кроме выписок из «Христианского Чтения», мы находим в сборнике выписки и из других источников, а именно: из «Православного исповедания веры» Петра Могилы , «Книги правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец», из творений св. Димитрия Ростовского и св. Тихона Задонского , проповедей Михаила Десницкого и Владимира Алявдина, из писем Задонского затворника Георгия Машурина и протоиерея Сабинина и из других неизвестных пока нам источников. Часть их Гоголь мог найти в Париже у того же протоиерея Вершинского, а некоторые из них (напр., письмо прот. Сабинина) могли быть получены им от А. О. Смирновой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

надписи на иконе из Высоцкого чина. Вероятно, надпись напрямую не связана с темой Страшного Суда, как иногда ее реконструируют ( Плугин. 1974. С. 91). Это мог быть текст: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные...» (Мф 11. 28), к-рый можно видеть на иконе «Христос Пантократор» из Троице-Сергиевой лавры (70-е гг. XV в., ГТГ), наиболее близкой к иконе З. ч. и относимой в последнее время к творчеству Дионисия ( Лазарев В. Н. Рус. иконопись от истоков до нач. XVI в. М., 1983. Табл. 106; Лифшиц Л. И. О границе понятий «дионисиевский стиль» и «стиль Дионисия»//Древнерус. и поствизант. искусство, 2-я пол. XV - нач. XVI в.: К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. М., 2005. С. 138-140). Эти слова созвучны духовному облику прп. Сергия Радонежского, как его описал иером. Епифаний Премудрый в Житии прп. Сергия Радонежского: «...имеяше в себе кротость многу и велико истинное смирение, о всем всегда подражая своего владыку Господа нашего Иисуса Христа, подавшего ся на подражание хотящим подражати Его и последовати Ему, рекшему: «Приидите ко Мне, вси тружающиеся и обременении, Аз покою вы. Възмете иго Мое на ся, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем»» ( Клосс Б. М. Избр. тр. М., 1998. Т. 1. С. 320-321). Те же евангельские слова цитируются в самом распространенном духовном чтении эпохи - «Лествице» прп. Иоанна Лествичника, на что обратила внимание Э. С. Смирнова, указавшая на рукопись «Лествицы» нач. XV в. из собрания В. А. Десницкого (РГБ) как на самый ранний на рус. почве пример использования этого текста ( Смирнова. 1998). К тому же заключению пришел В. А. Плугин ( Плугин. 2001. С. 126). Еще одним подтверждением такого выбора текста на иконе может служить его бытование в столичной к-польской живописи (напр., на Евангелии в руках Христа на алтарном пилоне в мон-ре Хора), о к-ром были хорошо осведомлены в рублёвском окружении. Иконографические особенности изображения арх. Михаила - тип лика, высокая прическа, трактовка одеяния - встречаются в палеологовской живописи начиная c раннего XIV в., напр.

http://pravenc.ru/text/182743.html

Одновременно, проповеди ставят Филарета в центрелитературных движений времени в качестве выдающегося члена известных литературных обществ и кружков того времени – «Беседы любителей русского слова», основанной Шишковым, кружка, собиравшегося у А. Н. Оленина и друг., и обращают на него, таким образом, взоры всего образованного общества. В литературном мире Филарет-проповедник занимает, в сознании многих, место рядом с Карамзиным. Знаменитый граф Сперанский, по поводу рассуждения Шишкова «о старом и новом слоге“, заявляет: «я не знаю ни того, ни другого: я знаю только слог Карамзина и Филарета“ 5 Уже в самом начале своего церковно-иерархического служения – на посту профессора и ректора Петербургской Академии – Филарет затмил собою славу всех современных ему выдающихся церковных витий (как например архиепископа Феофилакта Русанова , митрополита Михаила Десницкого) : и во все последующее время жизни Филарета, до 60-х годов, его проповедь представлялась в сознании образованного общества и особенно духовенства недосягаемым образцом проповедничества, достойно помериться с которым дерзнул только один младший современник Филарета, гениальный церковный вития – Иннокентий (Борисов) , архиепископ Херсонский, но даже и это дерзновение последнего, несмотря на его очевидные на то права, долго смущало большинство церковного общества, которое никак не могло примириться с мыслью, чтобы какой-либо церковный вития мог стать вровень с Филаретом. И даже до наших дней старшее поколение духовенства от столиц до самых глухих углов провинции живёт памятью о Филарете, как недосягаемом образце проповедничества. Мы, молодое поколение, с ранних лет, еще до лет школьного образования, в домах своих отцов и дедов привыкли слышать имя Филарета в окружении чувств удивления и преклонения пред недосягаемыми достоинствами его проповедей, и эти чувства бессознательно, глубоко впитали в себя, и живем ими до настоящего дня. И я смею думать, что из пришедших на настоящее наше учено-общественное поминовение великого иерарха, многих, как и меня, привлекли сюда прежде всего и больше всего именно эти отцовские и дедовские чувства преклонения перед

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

По указу от 29 мая 1809 г. награжден набедренником. Во время Отечественной войны 1812 г. передал на нужды ополчения 300 р. серебром и серебряный лом на 300 р. В 1816 и в февр. 1817 г. по должности благочинного посещал Валаам, последняя поездка состоялась по благословению С.-Петербургского митр. Амвросия (Подобедова) . И. должен был прояснить суть нестроений, связанных с жалобой игум. Иннокентия (Моруева) на старцев прп. Феодора (Ползикова) и иером. прп. Леонида (Льва) (Наголкина) . Разбирательство с помощью опросов старцев и братии привело И. к убеждению в глубине веры подвижников и их непричастности к к.-л. ересям, что он и изложил в донесении. Возможно, с этого времени началось более тесное общение И. с обер-прокурором Синода, и. о. министра народного просвещения кн. А. Н. Голицыным , к-рый по тому же делу прислал на Валаам своего доверенного А. Н. Никольского. Др. высокопоставленный чиновник, обер-прокурор кн. П. С. Мещерский, в 1818 и 1821 гг. посещал Коневской монастырь и причащался на 1-й неделе Великого поста. С 26 по 29 июля 1819 г. И. принимал в монастыре митр. Новгородского и С.-Петербургского Михаила (Десницкого) . Трудами И. в 1821 г. была сооружена часовня на С.-Петербургском подворье мон-ря. Участок на Загородном проспекте 28 февр. 1820 г. пожертвовали с.-петербургские купцы в память о чудесах, происшедших от Коневской иконы в С.-Петербурге. Перед открытием часовни 17 авг. 1821 г. в Зимнем дворце И. беседовал с имп. Александром I, который поблагодарил его «за устроение монастыря и введенный порядок». При И. увеличилась братия монастыря (почти до 80 чел.). По его ходатайству еще 25 окт. 1816 г. имп. Александр I утвердил определение Синода о прибавке 6 монашествующих к монастырскому штату. По образцу Валаамского мон-ря сложились 3 формы монашеской жизни: общежительная, скитская и пустынножительство. И. составил правила иноческой жизни и «Устав общежительного мон-ря, уставоположение для скита Коневского и устав Коневским уединенным пустынникам», к-рый стал образцовым и был принят Синодом для общежительных мон-рей. «Строить каменные стены, питать и одевать братию, хотя занимательно и беспокойно, но не столько трудно, как, показывая собою пример всякой добродетели, созидать братские души»,- писал И. (Краткие записки для себя… Л. 16 об.). С 1817 г. И. ходатайствовал о возведении Коневского мон-ря в 3-й класс с игуменским управлением, однако соответствующее решение было принято только в 1825 г.

http://pravenc.ru/text/389185.html

При обширной деятельности приходского священника Десницкий находил время и на труды вне храма: давал уроки закона Божия детям знатных лиц, предлагал поучения в соборах, по назначению митрополита Платона. Рассказывают такой случай: когда пришло в Москву известие о заключении мира с Швецией и назначено было, в Успенском Соборе, благодарственное служение, тогда поручено было сказать слово ректору духовной академии. В день служения ректор сделался болен. Тогда Митрополит Платон призывает Матвея Десницкого и убеждает его сказать слово. Скромный священник, покоряясь воле Архипастыря, произносит слово, почти без приготовления, слово столь замечательное, что митрополит отсылает оное в Петербург, к Императрице, а главнокомандующий Москвы, Князь Александр Александрович Прозоровский, приглашает проповедника, в тот же день, к обеденному столу, вместе с митрополитом и др. знатными особами. В 1796 г. Десницкий, по повелению Императора Павла, был вызван в Петербург и определен пресвитером при Высочайшем Дворе. Здесь он не прослужил и трех лет, как Господь призвал его к монашеству, к которому стремился он с юности. Когда трое детей его умерли еще в колыбели, а за ним умерла и мать их, тогда Государь изъявил желание, чтобы Десницкий принял монашество, Пострижение его совершено было, в 1799 году, в Гатчинской придворной церкви, и Матвей Десницкий принял, в память отца, имя Михаила. 1799 года, декабря 1-го, Михаил был возведен в Архимандриты новгородского Юрьева монастыря, сделан членом Синода и законоучителем 1-го Кадетского Корпуса. В 1802 году, июля 5-го, он был наречен, а 20-го – хиротонисан во епископа Старорусского. Служение в Новгороде Михаил проходил с тем же усердием, каким отличался в звании приходского священника. Совершал богослужение не упустительно, проповедовал при каждом служении, участвовал во всех крестных ходах, обозревал епархию, не тяготясь ни отдаленностью расстояния, ни трудностями путешествия. Посещая сельские церкви, обращался ко всем с архипастырским словом, вникал в нужды духовенства, разбирал отношения прихожан к причту, водворял мир и назидал в правилах благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Святейший Патриарх Кирилл выразил признательность руководству ПАО «Газпром» за помощь Церкви. В знак благодарности за благотворительные труды Предстоятель Русской Церкви передал компании старинную икону Божией Матери. Во внимание к помощи в восстановлении храма Пресвятой Троицы «Киновии Александро-Невской лавры» г. Санкт-Петербурга Святейший Патриарх Кирилл вручил А.Б. Миллеру и В.А. Тюрину Патриаршие грамоты.  Председатель правления ПАО «Газпром» А.Б. Миллер в ответном слове поблагодарил Предстоятеля Русской Церкви и преподнес Его Святейшеству икону святого Александра Невского, возвращенную компанией «Газпром» из-за рубежа.  Участникам богослужения были вручены иконки Христа Спасителя. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил нижнюю часть храма, где находятся музей и крестильня. После выхода из музея Святейший Владыка пообщался с детьми — представителями отряда «Юный морской пехотинец» ГБОУ начальной школы — детского сада 36 Василеостровского района Санкт-Петербурга. Святейший Владыка также побывал на могиле смотрителя киновии иеромонаха Паисия (Кривоборского) (+1854), расположенной за алтарем храма, и осмотрел помещение воскресной школы.  В доме причта архиерейского подворья состоялась беседа Его Святейшества с председателем правления ПАО «Газпром» А.Б. Миллером и митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием. В ходе беседы обсуждались вопросы взаимодействия Руской Православной Церкви и компании «Газпром». Архиерейское подворье храма Святой Троицы на Октябрьской набережной Земля была пожалована Александро-Невской лавре императором Петром I в 1714 году. Это было загородное архиерейское хозяйство с небольшим монастырем, здесь проживали больные и престарелые монахи, которые находились на полном обеспечении обители. Бывшая лаврская киновия была основана в 1820 году по инициативе лаврского наместника архимандрита Товии и Санкт-Петербургского митрополита Михаила (Десницкого) В 1848 году здесь возникло кладбище, на котором хоронили крестьян близлежащих деревень, жителей Малой Охты.

http://patriarchia.ru/db/text/5842549.ht...

Синода князя А.Н. Голицына 10. Грамата патриарха Иерусалимского Афанасия в Св. Синод 11. Грамата патриарха Иерусалимского Афанасия в Св. Синод Иерусалимское подворье в Москве и его основатель архимандрит Арсений 12. Письмо Гавриила (Банулеску-Бодони), митрополита Кишиневского и Хотинского, экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии, к обер-прокурору Св. Синода князю А.П. Голицыну 13. Постановление Св. Синода о выдаче сборной книги прибывшему из Иерусалима архимандриту Арсению 14. Прошение архимандрита Арсения, поданное на имя императора Александра I 15. Отношение обер-прокурора Св. Синода князя А.Н. Голицына к Иерусалимскому архимандриту Арсению 16. Отношение министра духовных дел и народного просвещения князя А.Н. Голицына к обер-прокурору Св. Синода князю П.С. Мещерскому 17. Донесение митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Михаила (Десницкого) Св. Синоду 18. Прошение Иерусалимского архимандрита Арсения на имя императора Александра I 19. Грамата патриарха Иерусалимского Поликарпа на имя архиепископа Московского Августина 20. Грамата патриарха Иерусалимского Поликарпа, присланная в Москву, в церковь Св. Апостола Филиппа на Иерусалимском подворье 21. Грамата патриарха Иерусалимского Поликарпа на имя архимандрита Арсения 22. Донесение митрополита Московского и Коломенского Серафима (Глаголевского) Св. Синоду 23. Определение Св. Синода 24. Прошение архимандрита Арсения императору Александру I 25. Определение Св. Синода 26. Определение Св. Синода 27. Грамата патриарха Иерусалимского Афанасия на имя митрополита Московского Филарета 28. Предложение обер-прокурора князя П.С. Мещерского Св. Синоду 29. Отношение обер-прокурора Св. Синода графа Н.А. Протасова к вице-канцлеру графу К.В. Нессельроде 30. Письмо митрополита Московского Филарета к патриарху Иерусалимскому Кириллу II 31. Письмо митрополита Московского Филарета к патриарху Иерусалимскому Кириллу Закавказские имения Святого Гроба в составе Российской Империи 32. Рапорт генерала от инфантерии А.П. Ермолова императору Александру I 33.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Юнкера вели строгую благочестивую жизнь, выделяясь особым религиозно-нравственным настроем, и получили прозвище «товарищи-монахи»; они изучали творения святителей Димитрия Ростовского, Иоанна Златоуста, прп. Иоанна Лествичника, сб. «Добротолюбие», а также труды С.-Петербургского митр. Михаила (Десницкого) . Законоучитель уч-ща и настоятель Михаило-Архангельской ц. прот. А. И. Малов заподозрил друзей, желавших по инициативе Брянчанинова бороться с греховными помыслами и еженедельно принимать Св. Тайны, в «политических замыслах» и масонстве. После этого оба друга вынуждены были сменить духовника. Каждое воскресенье они стали тайно исповедоваться и причащаться в ц. преподобных Сергия и Германа Валаамского подворья на Мясной ул., 9 (не сохр.). Один из старцев подворья мон. Серафим (Козлов; с 1834 г.- иеромонах, насельник Троице-Сергиевой пуст., с 1838 г.- строитель Череменецкого во имя апостола Иоанна Богослова монастыря ) сказал друзьям: «Здесь вы не удовлетворите души вашей, а… есть в Невском монастыре ученики отца Леонида, старца опытного и получившего образование монашеское от учеников старца Паисия Молдавского, они вам лучше укажут путь» ( Соколов. 1915. Ч. 1. С. 66). По воспоминаниям М., они обычно с 7 до 13 ч. проводили время в классах училища. По возвращении, скромно отобедав, отправлялись к вечерне в Александро-Невскую лавру , где после богослужений заходили для беседы и исповедования помыслов к ученикам прп. Леонида (Наголкина, в схиме Льва): иером. Аарону (Марякину; 1780-1844), казначею лавры, духовнику иером. Афанасию или монахам Харитону и Иоанникию (Бочарову, в схиме Леониду; 1783-1853), с 1834 г. насельнику Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни . По окончании юнкерских классов Брянчанинов и Чихачёв поселились вместе на Невском проспекте в доме И. Ф. Лопатина, ежедневно посещали раннюю литургию в лавре, строго соблюдали посты, избегали увеселений. Друзья «совещались с иноками как с духовными отцами обо всем, что касается внутреннего монашеского делания, исповедовали свои помыслы, учились, как охранять себя от страстей, греховных навыков и преткновений» (Жизнеописание еп. Игнатия. 2002. С. 35-36). Сведения о друзьях дошли до митр. Новгородского, С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского Серафима (Глаголевского) , к-рый после беседы с Брянчаниновым разрешил иером. Афанасию исповедовать молодых офицеров. Сам прп. Леонид (Наголкин) весной 1826 г. остановился в лавре, где с ним в присутствии о. Иоанникия общался Брянчанинов. После этой встречи Дмитрий сказал М. В. Чихачёву, что принял решение просить отставки и искать спасения в уединении, но начальством был направлен в Динабургскую крепость (совр. Даугавпилс). В Инженерном училище еще в 30-х гг. XIX в. ощущалось влияние кружка любителей и почитателей «святости и чести», который в шутку именовался «сектой Брянчанинова», но оно приобрело более секулярный характер.

http://pravenc.ru/text/2563616.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010