А. Голубинского „Премудрость и благость Божья в судьбах мира и человека». М. 1885, стр. 429). Обратимся к великому нашему богослову-иерарху святителю Московскому Филарету. Кому неизвестно его слово, в день Св. мученика Димитрия царевича о неповинном страдании, где высказывается наблюдение странного, на первый взгляд, явления во всей природе, наибольшей подверженности страданиям того, в чем более видны черты невинности, и разъясняется великий смысл его? „Итак, – заключает он свое слово, – в наказание ли, в залог ли милости, в наслаждение ли, или во исцеление, только непременно нам нужно приобщиться страданиям» (ссылка на 1Пет. 4:1, 12 и др.). „Несносно; а неизбежно!».„Какое учение может быть более общим для христиан, как учение о последовании Христу? Но в чем состоит учение сие? Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» ( Мф. 16:24–25 ). Как ни уменьшайте силу, как ни смягчайте значение сих изречений Господних, во всяком случае, нельзя не признать, что ими предрекаются последователю Христову многие скорби (сл. на память Преп. Сергия „0 скорбях на пути в царствие Божье»). Увы – да! Об этом свидетельствует ясно Сам Господь И. Христос, Его апостолы, свидетельствуют слово Божье, отцы Церкви, история христианской Церкви, всякая история и постоянный опыт жизни. Кого Господь ведет стезей благоденствия? Лишь немощных христиан. Это мысль всех отцов и учителей церкви, мысль всех богословов, проникнутых евангельским духом. „Кому, – говорит митр. Московский Филарет, – не довольно просто верить, а нужно, притом, о потребности скорбей быть удостоверену рассуждением». Сей способ наставления имеем мы также в словах Св. Ап. Петра: Итак, Христос пострадал за нас плотью, то и вы вооружитесь той же мыслью, ибо страдающий плотью перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить же не по человеческим похотям, но по воле Божьей ( 1Пет. 4:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zna...

Главной святыней храма являются два каменных водоноса, один – сильно поврежденный, другой совсем целый, стоящие слева и справа от алтаря. На отдельном аналое – икона апостола Симона Кананита. После Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа, когда апостолы разошлись на проповедь , ему досталась по жребию Абхазия. Там (неподалеку от Сухуми), на месте мученической кончины апостола, издревле существовал Симоно-Кананитский монастырь, возобновленный в 1870-х гг. русскими иноками с Афона. Вино Каны Галилейской считается лучшим в Святой Земле. Православные паломники, по традиции, всегда покупают его в лавке непосредственно при церкви. На этикетках так и написано по-гречески: «Святая обитель в Кане. Благословенное вино, в память свершившегося здесь чуда». Покойный митр. Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) благословлял священникам своей епархии использовать его для причастия. Фавор – гора Преображения Праздник Преображения Господня относится к числу евангельских, т. е. непосредственно связан с событиями земной жизни Спасителя. Рассказ, сохраненный (с вариациями и взаимодополнениями) у Матфея (17:1 –13), Марка (9:1–9) и Луки (9:28–36), почти во всех деталях совпадает. Хотя надо помнить, что ни один из Евангелистов не был очевидцем события, каждый из них мог слышать о нем от одного из трех апостолов-очевидцев, чем и объясняются некоторые различия. ...Взял Иисус Петра, Иоанна и Иакова, поднялся «особо» с ними троими на высокую гору – «и преобразился пред ними (т. е. у них на глазах. – Н.Л.): и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Таков первый рассказ о Преображении – по Матфею. У Марка соответственно читаем: «И преобразился пред ними: одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белилыцик не может выбелить».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Господь, идя на гору Елеонскую с учениками, знал, что не все они могли стать свидетелями молитвенного гефсиманского подвига, ибо могли соблазниться видом его уничижения. Поэтому Он сказал им: «Посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там». И, взяв с собой Петра и обоих сыновей Зеведеевых - Иакова и Иоанна, начал скорбеть и тосковать. И говорит им Иисус: «Душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф. 26, 36-38). Светлейшая душа Богочеловека видит пред несением Своих крестных страданий грехи мира, грехи всего человечества и те злодеяния и преступления, которые были или будут совершены в мире. Гефсиманский сад был свидетелем того, как Господь томился смертною скорбию о грехах падшего человечества и как предавал Себя воле Отца Небесного. Преклонив колена, Господь пал лицом на землю и молился по человеческому естеству Своему, дабы, если возможно, миновал его час сей. Молясь, Господь говорил: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39). Гефсиманская чаша, «чаша всех беззаконий, нами содеянных, и всех козней, нами уготованных, потопила бы весь мир, если бы Иисус Христос един не воспринял, не удержал и не иссушил ее; все потоки человеческих беззаконий сливались для Иисуса в единую чашу скорби и страдания» (Митр. Филарет. Слова и речи, т. 1, с. 36-37). Молитвенный подвиг Господа усиливался, и Христос достиг крайней степени изнеможения. Душевные и телесные страдания Его сопровождались кровавым потом, падающим на землю. И все же во время Своего молитвенного подвига Господь три раза подходил к избранным ученикам Своим, которых просил бодрствовать, но находил их спящими. Господь говорил им: «Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною. Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр - плоть же немощна» (Мф. 26, 40—45). По толкованиям блаженного Феофилакта, эти слова Господа, обращенные к спящим ученикам, означают: «Я извиняю вас, потому что воздремали не по невниманию ко Мне, а по немощи; итак, если вы видите немощь свою, то молитесь, дабы не впасть вам в искушение» («Благовестник», ч. 1, с. 469).

http://pravoslavie.ru/put/propovedi/geth...

е) Самый повод созвания Собора и деятельность его ясно свидетельствуют против утверждения Католической Церкви о главенстве в Церкви ап. Петра. Этот Собор был созван в Иерусалиме вскоре после возвращения апп. Павла и Варнавы в Антиохию после первого путешествия их с проповедью к язычникам. «Некоторые пришедшие (в Антиохию) из Иудеи учили братьев: если не обрежитесь по обряду Моисееву, не можете спастить. Когда же произошло разногласие и не малое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по с е м у делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим»( Деян.15:1–2 ). Это посольство Антиохийской Церкви со спорным вопросом в Иерусалим и было ближайшим поводом для Собора. Антиохийские христиане посылают со своим пререканием не к ап. Петру лично, но «к апостолам и пресвитерам». Ясно, что Антиохийцы не видели в ап. Петре верховного учителя всей Церкви. И далее: «по прибытии в Иерусалим они были приняты Церковью, Апостолами и пресвитерами и возвестили все, что Бог сотворил с ними, как отверз двери веры язычникам. Тогда возстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисея» (4–5). Допустимы ли такие споры и настойчивые навязывания одной стороною другой своих убеждений, где есть непререкаемый, данный от Христа авторитет учительства? А между тем ап. Петр, обращаясь с речью к верующим мирянам и ближе всего к представителям «фарисейской ереси» (10 ст.), не диктует свою догматическую волю, формулу, а только убеждает их в истине фактом своей апостольской проповеди среди язычников, на который была воля Божия. Для большего убеждения приверженцев закона Моисеева в необходимости свободы от него для христиан из язычников потребовались повествования апп. Павла и Варнавы о знамениях и чудесах, какия сотворил чрез них Бог среди язычников. Только после этого Председатель Собора, ап. Иаков, сказал свою заключительную речь, в которой выразил самое соборное постановление по обсуждаемому вопросу, принятое и утвержденное не одним ап. Петром, а в Духе Святом всеми Апостолами, пресвитерами и братиею, т. е. верующими мирянами (23ст.). Таким образом на Иерусалимском Соборе, представлявшем первенствующую Церковь , с неотразимою ясностью, естественным путем выявилось нормальное отношение Церкви к ап. Петру, как к одному из Апостолов, голос которого, конечно, имел большое значение, но не как к Главе своей. Такое отношение к нему не было человеческим делом, но Божиим, ибо Собор о своей деятельности сказал: «угодно Духу Святому и нам» (28 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

" И взяв с Собою Петра и обоих сынов Заведеевых, начал скорбеть и тосковать« ( Mф. XXVI, 37 ). »И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И отшед немного, паль на землю и молился, чтобы, если возможно, миновала Его чаша сия« ( Mpk. XIV, 34, 35 ). »Явился же Ему Ангел с неба и укреплял Его. И находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающия на землю« ( Лyk. XXII, 43, 44 ). «Христос, будучи Сыном Божиим, был и Сыном Человеческим (но только Он один не имел греха) и страдания Его относились к природе человеческой... Христос скорбел за нас, но не так, как мы. Скорбь Его имеет иное значение и силу. Потому что и человеческое естество Иисуса образовалось Духом Святым» (Св. Иларий, 368 г., «12 книг о Троице», кн. 10-я). «Ты о вольной чаше спасительных страстей помолился, будто о невольной: две воли каждого от двух естеств носишь в Себе, Христе, во веки» (1-й тропарь 8-й песни, Воскр. канон 5 гласа). «Чаша, которую подает Ему Отец Его, есть чаша всех беззаконий, нами содеяных» (Митр. Моск. Филарет, «Слова и речи», I, стр. 150). 111. Какое слово Священного Писания убеждает в том, что молитва Христа в Гефсиманском саду не была об избавлении от телесных страданий? " Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Свое благоговиние«? ( Ebp. V, 7 ). Если апостол Павел говорить, что Христос был услышан, и тем не менее Он испил до дна чашу страданш, – значить услышана была просьба не об избавлении от крестных страданш, а иная. Если же, как говорит Евангелие от Марка, Христос »молился чтобы, если возможно, миновал Его час сей«, т. е. час теперешний, преисполненный великаго, сверхчеловеческого страдания за грешное человечество, то именно эта молитва Спасителя и была услышана: явился ангел и укреплял Его, а пришедшую взять Его толпу Он встретил вновь в духовной силе. «Иисус же зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я». При этом не Он испытал смятение, а пришедшие его взять: «И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю» ( Uoah. XVIII, 4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Искупление мира совершенно. Христос умер и воскрес. В смерти восприняты Им на Себя грехи всего человечества. В воскресшем Христе осталась только Его святость. Если Спаситель во время земной жизни, занятый делом подготовления и самого искупления мира, не говорил о Церкви Своей, как о фактическом учреждении, ибо это было делом еще будущого, то теперь, когда в Его смерти Бог Отец простил грехи миру, примирился с ним, надлежало начать и то, для чего принесена Им жертва, примирить в Себе людей с Отцом, привести их к усвоению в Себе каждым своей праведности, святости. Блоговременно было Ему говорить об устроении Своей Церкви, в которой только и совершается Духом Святым спасение всего человечества чрез привлечение его ко Христу. Открыв апостолам «ум разуметь писания», в продолжении священной четыредесятницы, Христос являлся к ним, «говоря о Царствии Божием» ( Деян.1:3 ). Натуральнее всего было бы Ему именно тогда же и указать апостолам на Петра, как главу Церкви, которому Он поручает земное устроение ее во всех отношениях. Но об этом в Слове Божием мы не находим ни малейшого упоминания. Казалось, был и повод к тому. Апостолы и теперь еще были под мыслию устроения Христом земного царства. Уже на пути к горе Елеонской, едва ли зная, что там им будет дано последнее осязательное, земное блогословение, они все же спрашивают Его: «Господи, не в сие ли время возстановляешь Ты царство Израилю?». Но что же Он им отвечает? Говорит ли Он о Петре, как верховном устроителе Своего царства на земле? «Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти; но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме, и во всей Иудее, и Самарии и даже до конца земли» (1:6–8). И в этом обещании, не отвечающем их ожиданиям, Он никого не выделяет из апостольского лика, а всем им обещает Духа Святого, чтобы всею своею жизнию они свидетельствовали о Нем. И, преподавая им Свое последнее блогословение, Христос всем дал одинаковую власть идти и учить «народы», всех верующих, всю Церковь ( Мф.28:19–20 ), оставляя за собою высшее руководство Ею чрез Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

Кроме того, архиерейское служение состоит в прямом противодействии всякой неправде, всякому злу и несправедливости. Оно понуждает архипастыря к беспрестанной борьбе с беззакониями и человеческим жестокосердием, с которыми приходится сталкиваться нашим современникам. За это стояние в правде епископу нередко приходится терпеть напраслину, переносить множество упреков, поношений, клеветы и различных неприятностей. Не жалей силы и на то, чтобы собирать всех уклоняющихся от путей истины и блуждающих на распутиях лжи. Да не устрашится испытаний твое сердце, ибо «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» , как говорит о том Сам Спаситель в Евангелии от Луки (Лк. 9:62). Исполнять нелегкое архипастырское служение ты сможешь, только если сам будешь сохранять «таинство веры в чистой совести» (1 Тим. 3:9), трезвенность помыслов и целомудрие поступков. Всегда памятуй завет апостола Петра о том, что Божие стадо надо пасти, «надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду» (1 Пет. 5:2-3). Настало время вручить тебе архипастырский жезл — жезл правды Христовой, жезл Его силы. Прими его и иди в мир благовествовать Царствие Божие, насаждать его в сердцах пасомых и утверждать его во вверенном тебе уделе, ибо, пребывая здесь на земле в наших душах (см. Лк. 17:21), оно простирается в вечность. Выходя на эту апостольскую стезю, преподай народу свое архиерейское благословение от полноты снизошедших на тебя сегодня Божественных даров. Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939).

http://patriarchia.ru/db/text/1985611.ht...

На протяжении человеческой истории многие пытались доказать – именно доказать -несуществование Христа Спасителя, развенчать Его евангельское учение, отвергнуть факт Его Воскресения, на котором зиждется вера человеческая в наше бессмертие. Чтобы отвергнуть истину Воскресения, выдвигались различные мнения. Одни говорили, что Иисус Христос на Кресте не умер, Он только впал в глубокий обморок, от которого потом очнулся в прохладной пещере. Другие утверждали, что Христос не воскрес, но что вскоре после Его смерти ученики похитили тело Его и затем были распущены ложные слухи о Его Воскресении. Иные говорили: Иисус Христос умер, но некоторые ученики Его, «ввиду своего возбужденного состояния», увидели призрак Христа и вообразили, что видели самого Учителя и т. д. Подводя итоги вышесказанному, мы должны признать, что ни обман, ни самообман учеников никогда не могли бы привести к таким дивным и долговечным последствиям. Мы верим в Воскресение Христово. Каково оправдание нашей веры? Не ошибаемся ли мы? Другими словами: почему мы думаем и верим, что Христос воскрес? А вот почему. Прежде всего, Сам Спаситель говорил о Своем Воскресении. Говорил не прикровенно, а прямо, ясно и вразумительно. Так, во время пребывания в Галилее Христос сказал Своим ученикам: Сын Человеческий предан будет в руки человеков, и убьют Его, и в третий день воскреснет ( Мф. 17:22–23 ). После исповедания Петра Иисус Христос начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть ( Мф. 16:21 ; см. также: Лк. 9:22 ; Мк. 9:31 ). После Преображения, когда ученики сходили с горы, Иисус сказал им: Никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых ( Мф. 17:9 ). Об этих словах напомнили ученикам и Ангелы, когда, явившись им по Воскресении Христа, сказали: Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть ( Лк. 24:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/hristo...

Наша надежда Однажды ночью апостолы плыли в лодке по Генисаретскому озеру. Поднялась буря; апостолы испугались за свою жизнь. Под утро, когда ученики Христовы в ужасе, в смятении чувств носились в лодке по волнам, они увидели Господа Иисуса, идущего по воде. Они не узнали Его и, подумав, что это призрак, который им предвещает скорую гибель, громким голосом закричали. Тогда Спаситель говорит им: «Ободритесь; это Я, не бойтесь». Ученики ободрились настолько, что апостол Петр воскликнул: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде». И на эти простодушные слова Господь ответил: «Иди». Петр вышел из лодки; сила веры совершила над ним чудо: он пошел по воде. Но бушующие волны отвлекли внимание Петра от ожидающего его Иисуса; он испугался, и вера его поколебалась; он стал погружаться в воду и утопать. В отчаянии он воскликнул: «Господи, спаси меня!» Господь ему ответил: «Маловерный! зачем ты усомнился?», взял его за руку, ввел в лодку, и наступила тишина ( Мф. 14:22–34 ). Это евангельское сказание напоминает нам о том, что Господь наш Иисус Христос – наша крепкая надежда на всех путях нашей христианской жизни. И днем и ночью Он говорит нашему верующему сердцу: «Это Я, не бойся»; «Я с вами» ( Мф. 28:20 ). В отчет на вопль нашей души «спаси меня» Он всегда простирает Свою всесильную и любвеобильную руку помощи. Не случайно земная жизнь уподобляется бурному морю житейскому. Множество всяких бед, всяких тревог и забот встречается у каждого из нас на земном пути. Но Господь не оставил нас одинокими и беспомощными. Он каждому из нас дал разум, который способен понимать, что полезно, что вредно. Он вложил в каждого из нас совесть, которая говорит нам о том, что худо и недостойно звания человека, и что хорошо и угодно для Господа. Он оставил Свое святое слово, которое научает нас, как жить христианину, как надо встречать земные скорби, и как во имя любви ко Господу надо, призывая помощь Божию, с терпением переносить эти скорби, как надо веровать в то, что Бог Всемогущий может сделать все, ибо нет ничего для Него невозможного. О, христианин! Сколько бы ни было у тебя бед, какие бы скорби ни разрывали твое сердце, не забывай Божьего призыва: «Призови Меня в день скорби, Я избавлю тебя» ( Пс. 49:15 ). Не забывай этого обещания Господа Бога, к Нему обращайся во всех своих бедах и скорбях, особенно тогда, когда никто и ничто вокруг тебя не может помочь тебе. Всегда веруй, что Господь никогда не оттолкнет того, кто обращается к Нему. В этом счастье нашей жизни земной; счастье в том, что мы не одни совершаем свой земной путь. С нами всегда наш Сладчайший Спаситель! Читать далее Источник: Радость и утешение христианина. Проповеди/Митр. Николай (Ярушевич), Издательство: «Жизнь с Богом», 1998 г. 180 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Не ап. Петру «чрез откровение возвещается тайна» домостроительства Божия о спасении язычников и всего мира, а ап. Павлу: «наименьшему всех Святых дана блогодать сия – блоговествовать язычникам неизследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге» ( Еф.3:8–10 ). Он один иа всех апостолов Духом Святым раскрыл в полноте, в чем существо Церкви, которую составляют все верующие, являясь телом Христовым, возглавляемым Христом ( Еф.1:22–23 ), и которая, как « Церковь Бога жива», единственно есть «Столп и Утверждение Истины» ( 1Тим.3:15 ). Ему открыл Господь тайну соотношения живых членов Церкви к членам умершим:«Никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя, а живем ли мы – для Господа живем, умираем ли, для Господа умираем, и потому, живем ли, или умираем, всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми» ( Рим.14:7–9 ). Ему Он возвестил о последних завершительных моментах бытия Своей Церкви ( 1Кор.15:22 –28, 51–54 ; 1Сол 4:13–17 ; 2Сол. 2:1–12 ). Казалось бы кому, как не апостолу «обрезанных» раскрыть отношение Ветхого Завета к Новому и открыть таинственную завесу над Израилем в отношении Христова блоговестия? но и здесь исполнителем воли Христовой является апостол «языков», который, как бы вступив в чуждую ему область блоговестия, в своем послании «к Евреем» выясняет им, что с принесением жертвы Голгоф- ской теряет уже самостоятельный смысл и значение Ветхий Завет , и что отверженный и ныне враждующий против Христа Израиль, когда «войдет (в Церковь ) полное число язычников, весь спасется» ( Рим.11:25–28 ). Кажется, в области веры нет ни одного вопроса, который бы не был раскрыт ап. Павлом, нет ни одной формы земного существования, под которую бы не было им подложено христианского основания: и личные, и семейные, и общественные, и государственные проявления жизни, – все у него находит свою принципиальность. Из этих двух духовных океанов преимущественно Церковь черпает живую воду для наполнения жаждущих вечной жизни. А лично от ап. Петра Церковь имеет только два сравнительно небольших посланий.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010