а) Когда в Церкви «у Еллинистов произошел ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей» (6:1), то инициатива избрания верующими диаконов принадлежала не ап. Петру, а всем апостолам, которые, «созвавши множество учеников, сказали: не хорошо нам, оставивши слово Божие, пещись о столах; итак, братия, выберите из среды своей семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости, их поставим на службу» (2:3); не ап. Петр утверждает избранных и посвящает их, а все апостолы: «их поставили пред апостолами и сии, помолившись, возложили на них руки» (6). б) «Находившиеся во Иерусалиме апостолы», услышавши, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедше, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого». Посылаемый – не глава для посылающих, а или подчиненный им, или равный, и принимает посольское поручение по добровольному соглашению и единомыслию с ними. Низводит Духа Святого не один Петр, а оба: «тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Деян.8:14–17 ). в) На Иерусалимском Соборе, как мы указывали, апостолы ничем не выделяли из своей среды ап. Петра: все вместе рассматривали дело ( Деян.15:6 ), все вместе с другими участниками Собора избрали посольство в Антиохийскую Церковь и все вместе с последними свидетельствовали самое постановление Собора (22–23). г) Особенно в этом отношении характерно свидетельство ап. Павла, проповедника христианской свободы. Он не был лично учеником Христа, не ходил за Ним во время Его земной жизни. Был призван Христом к апостольству особым чудесным образом, получив от Него совершенное полномочие и дар апостольства наравне с другими апостолами. Иудействующим лжеапостолам не трудно было посеять семена недоверия к ап. Павлу, как не из числа 12-ти, среди нетвердых христиан, чтобы поколебать принцип христианской свободы, проповеданный им. Посему, ап. Павел существом своего блоговестнического дела вынуждался защищать не только свой апостольский авторитет вообще, но и свое равенство с теми, кто считался «столпами»: Иаковом, Кифою и Иоанном ( Гал.2:9 ), со стороны именно учительства, не давая, в данном случае, никакого преимущества Петру, но ставя его в ряд «знаменитейших» «чем либо, какими бы ни были они когда либо» (2,6:9).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

В противовес Католическому учению о верховном праве учительства ап. Петра и в жизни апостолов и в Церкви, якобы полученном им от Самого Христа, ап. Павел говорит: «Павел, апостол, избранный не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом» ( Гал. 1:1 ); «Когда Бог... блоговолил открыть во мне Сына Своего, чтобы я блоговествовал Его язычникам, я не стал тогда советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию и опять возвратился в Дамаск» (16–17). Не так должно было бы быть, еслибы ап. Петр в лике Апостолов был учителем, приматом, каким представляет Католичество папу в Церкви Христовой. Обращенный Савл был бы направлен Христом к ап. Петру для усвоения от него учения. Но ап. Павел только чрез три года по обращении, в течение которых проповедывал о Христе, прибыл в Иерусалим не для научения, а только «видеться с Петром и пробыл у него (только) дней пятнадцать». При этом добавляет: «другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня» (18–19), тем ставя ап. Петра в деле учительства наравне с другими апостолами, от которых, если бы то требовалось существом дела, он мог быть просвещен Христовым учением. А Дееписатель Лука прямо говорит, что ап. Павел, прибывши из Дамаска в Иерусалим, некоторое время не мог войти в общение с апостолами, относившимися к нему с естественным подозрением, и только лишь Варнава, рассказавший Апостолам о чудесном обращении Савла Самим И. Христом, уже смело проповедавшаго в Дамаске о Спасителе, ввел его в Апостольскую среду. «И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме и смело проповедывал во имя Иисуса» ( Деян.9:26–29 ). Одинадцать лет потом он проповедывал Христа и в Нем свободу от иудейского закона среди язычников без личного общения с остальными апостолами. Хотя тайна Божиего смотрения о призвании в Церковь язычников открыта Духом Святым всем апостолам ( Еф.3:5 ), и край завесы ее, по Божию откровению, обращением сотника Корнилия приподнял ап. Петр, но окончательно отдернуть ее, фактически утвердить христианскую свободу, раскрыть принцип ее в жизни поручено Христом ап.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

Все Апостолы, несомненно, учили, что Христос – Сын Божий, от вечности предопределенный Искупитель мира, что Своим воплощением, крестною Смертию и Воскресением Он совершил спасение его и будет судить искупленный мир, все проповедывали о любви к Богу и между собою, как добродетели, созидающей спасение. Но не ап. Петра Христос избрал на крыльях духовного орла взлететь в премирную область Божественной жизни и отношения ее к нам и, при озарении Духа Святого, созерцая тайну этого бытия, раскрыть ее нам, верующим и еще не уверовавшим, для веры, а Своему возлюбленному ученику Иоанну, прозванному за то Богословом, который из духовно заоблачной высоты возгремел: «В начале было Слово и Слово было у Бога, и Слово было Бог... все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть»; следовательно, «в Нем была жизнь» всего, «и жизнь была свет человеков, Который просвещает всякого человека, приходящого в мир», и все же «мир Его не познал», так что Он был «светом во тьме»; однако «тьма его не объяла», «и Слово плотию стало и обитало с нами, полное Блогодати и Истины» затем, чтобы Свет «тем, которые приняли Его, верующим во Имя Его, дал власть быть чадами Божиими» ( Ин.1:1–14 ). Иоанну, которого отменно от других любил Христос, и сердце которого, посему, было более широким и глубоким для восприятия излиянной в Него Божественной любви, судил Спаситель возвестить всему миру, что «Бог – любовь» ( 1Ин.4:8 ), в силу чего «так Бог возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ), что эта жертва не есть дело принудительной воли Отца, но добровольно воспринятое Сыном по любви к Отцу и к сущим в мире, «которых он до конца возлюбил», и что в этом взаимоотношении Отца к Сыну, и Сына к Отцу и миру лежит не только моральное основание нашей любви к Богу и между собою, но и источник последней, потому что любовь от Бога ( 1Ин.4:7 ). Он во всей полноте раскрыл, что залогом вечной жизни и началом ее является приобщение Тела и Крови Христовых. Таким образом, ап. Иоанну в особой мере блоговолил Христос Духом Святым возвестить миру принципы земного верования и вечной морали – любви. Не ап. Петру «Слово Божие» открывает волю Свою касательно седьми Церквей ( Апок.2–3 гл.) Малоазиатских, не ему возвещает судьбы Церкви Своей, как это и подобало бы, если бы он был Главою Церкви, но Свой Апокалипсис Он дает «рабу Своему Иоанну». Пусть тогда не было в живых ап. Петра, но это с точки зрения католической не изменяет сущность дела, ибо на лицо был римский епископ.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

Получив полномочие принять в Христианскую Церковь Корнилия, язычника, от Святого Духа, св. ап. Петр действует осторожно, ища внешней опоры в Церкви, в верующих. Он идет к Корнилию не один с посланными от сотника, но берет с собою шесть христиан «из обрезанных», несомненно, за тем, чтобы они были свидетелями нового важнейшого для Церкви акта. Вероятно, он предвидел, что новое церковное дело вызовет смущение среди христиан «из обрезанных», – настроение нежелательное ни для него лично, ни для Церкви, которое можно устранить, сославшись на живых свидетелей всей истории факта. В своей оправдательной речи пред укорявшими его христианами из иудеев, он и ссылается на них: «пошли со мною сии шесть братьев» (11:12). С другой стороны, на своих спутников «из обрезанных» он смотрит не только, как на свидетелей, но и как на таких, которые, путем созерцания, должны были войти в сущность самого факта, быть соучастниками ап. Петра, быть вместе с ним как бы носителями принципиального факта, становящогося уже общецерковным. Посему то св. Апостол, когда на слушавших проповедь язычников сошел Св. Дух, для блоговременности крещения их ссылается не на повеление Духа Святого, и не действует только сам единолично, но обращается к своим спутникам, как к равноправным, в известном отношении с собою членам Церкви, со словами: «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Духа Святого» (10:47). г) И в другой раз, когда ап. Петр в Антиохии впал пред верующими в лицемерие, то за это он подвергся нареканию от них» ( Гал.2:11 ). Такого, конечно, отношения верующих к ап. Петру не было бы, если бы Церковь в нем видела поставленного Христом Главу над собою. Тем более, что последний факт имел место после Иерусалимского Собора, где должна бы во всей силе выразиться власть ап. Петра, как Главы Церкви, если бы он был таковым. д) Великой важности дело, – посольство апп. Павла и Варнавы на проповедь язычникам Дух Святый повелевает совершить не ап. Петру, как это надлежало бы, если бы он был вершителем дел в Церкви, но некоторым бывшим в Антиохийской Церкви пророкам и учителям. «Дух, идеже хочет, дышет» в Церкви Христовой. «Когда они (учители и пророки) служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите мне Варнаву и Павла на дело, к которому я призвал их. Тогда они, совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их» ( Деян.13:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

Седящии во тьме. Под тьмою здесь разумеется духовное невежество и слепота, т. е. незнание истинного Бога, Его заповедей и своих обязанностей, жизнь во грехе. Как в темноте мы ничего не можем видеть; так неведующие Бога не видят истины и потому представляются, как бы находящимися в темноте. Здесь показывается, что обитатели Галилеи, сравнительно с прочими Иудеями, особенно были погружены в духовное невежество и греховность, так что из Галилеи не ожидалось никакого пророка ( Ин.7:52 ). В стране и сени (тени) смертней. Это – усиленный образ того же духовного невежества и слепоты. Смерть тут понимается в духовном смысле, т. е. в смысле неведения и отчуждения от Бога; так как духовная жизнь состоит в познании Бога и единении с Ним.Видеша свет велий, свет воссия (воссиял) им. Хотя, как видно из предшествовавших выражений, обитатели Галилеи были особенно погружены в духовное невежество и греховность; но проповедь Христова была принимаема многими из них с радостью, и они просветились ею и нравственно исправились (Мих.). Воссия свет, т. е. неожиданно явился Христос и просветил язычников, которые не ожидали Его так, как ожидали Евреи (Филарет митр. моск.). 17. тол начатъ проповдати и глати: покайтес, приближис бо цртво нбное. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное Оттоле – с того времени. Слово оттоле здесь не значит того, что до сего пришествия И. Христа в Галилею вовсе не было Его проповеди, нет, Он проповедывал и прежде, но не в Галилее, а только в Иудее и Иерусалиме, а значит, что с этого времени Господь особенно усилил свою проповедь. Подобное сему выражение см. ( Мф.16:21 ). Покайтеся и пр. И Господь Спаситель начал свою проповедь теми же словами, какими начал Его предтеча. Объяснение сих слов см. ( Мф.3:2 ). Зач. 9-е. Призвание к апостольству рыбарей: Петра, Андрея, Иакова и Иоанна Читается в неделю 2-ю по Пятидесятнице. 18. Ход же при мори вид два брата, глаголемаго петра, и андреа брата вметающа въ море, бста бо рыбар: Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы При мори Галилейстем (близ моря Галилейского).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Христос в Своей жизни неоднократно выражал нежелание видеть в Своей Церкви автократора с неограниченными правами власти и учительства, врученными якобы наместнику: «Вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы братья; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас наставник – Христос» ( Мф.23:8:10 ). Не относительное учительство Господь здесь отменяет, ибо Сам еще прежде страданий посылал апостолов на проповедь и, возносясь на небо, дал им заповедь учить – «все народы», но указывает единственным источником христианского учительства Себя и тем воспрещает всякое притязание на исключительное, единоличное, непогрешительное в этой области право, присущее только Ему. Равно как в Своих предначертаниях высшую власть в Церкви Он вручал не единому лицу, в данном случае, ап. Петру, а всей Церкви, установив принцип соборности. В речи Своей к апостолам, обратившимся к Нему все с тем же вопросом: «кто больше в Царстве Небесном?» Христос, между прочим, сказал: «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата Твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подвердилось всякое слово; если же не послушает их», не сказал Спаситель, скажи Петру, а «скажи церкви, а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:15–17 ). Речь, конечно, идет не об обычном праве учительства или разрешения грехов, а о высшем праве отлучать от Церкви, какое Христос и усвояет последней ( 1Кор.5:3–5 ср. 2Кор.2:4–11 ). II. Христос по воскресении не поставил ап. Петра главою апостолов. Дух Святый ничем не выделил ап. Петра из лика апостолов при сошествии на них. Он разграничил между Петром и Павлом области преимущественного проповеднического ведения – Петру – обрезанных, Павлу – необрезанных, хотя в этих областях были проповедниками и другие апостолы. Апостолы Петр и Павел признавали взаимный авторитет учительства в своих областях. Сам ап. Петр никогда не претендовал на приматство

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

1. Согласно правилу VI Вселенского Собора, которое гласит: «От святаго дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю (светлую) седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмах и пениях и песнях духовных, радуясь и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаясь». Наслаждаться же святыми Таинами вы не можете не причащаясь! О том, что при этом нельзя поститься, я думаю вам уже доказывать не нужно. 2. Если бы недельный пост было обязательным условием для Причастия, то его, в первую очередь должны были бы соблюдать священники перед служением каждой литургии, за которой они в обязательном порядке причащаются, как этого и требует 8ое апостольское правило. Но мы, скажу от лица всего духовенства, это правило блюдем и при этом никто из нас никакого специального поста перед причащением не держит . А те священники, которые для своих чад требуют пост перед причащением хотя бы один день, пусть подумают о тех, кои связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их ( Мф. 23, 4 )! Боюсь даже представить, что им в таком случае скажет Господь на Суде! Можно еще привести аргументы, но и этого вполне достаточно для уважающих церковные правила. А как же практика «Учительного известия»! — спросите вы. Ну, если она вам нравится, вы можете ее придерживаться , только имейте в виду, что о дним из источников этого «Известия» послужил «Трактат о Тайне Тела и Крови Христовых», помещенный в качестве приложения в «Требнике» киевского митр. Петра Могилы , изданном в 1646 году. А данный «Трактат» восходит к аналогичному по содержанию трактату «De defectibus», находящемуся в одобренной Католическим Тридентским Собором (1452–1563) редакции римского «Служебника» – «Миссала». Следовательно, если вы думаете, что практика семидневного поста перед Причащением – продукт благочестивого русского духа, не довольствующегося одним евхаристическим постом (как неядением в течение 6 часов перед Причащение), то глубоко ошибаетесь !

http://azbyka.ru/video/79-evharistichesk...

1Пет.3:1–2 В Писании часто говорится, что жены должны повиноваться своим мужьям. При сотворении человека Бог создал жену в качестве помощницы мужу, а потом, после падения, жена стала покоряться мужу, потому что первой нарушила заповедь Божию и увлекла за собой Адама. Бог подчиняет жену мужу, и муж уже имеет власть над ней 47 . В Новом Завете тоже есть известная формула учения о том, что жены должны повиноваться своим мужьям. А мы говорим, что между полами существует равенство. Как же это согласуется со словами святого апостола Петра? Во-первых, в Священном Писании святой апостол Павел говорит, что нет мужеского пола, ни женского ( Гал.3:28 ). Нет разницы ни между мужчиной и женщиной, ни между варваром и эллином, ни между рабом и свободным, но все мы одинаковы пред Христом. А значит, мы будем исходить из этой основы. Есть человек, то есть мужчина и женщина. Бог сотворил человека, создал Адама, а потом Еву. У них была общая цель – связь с Богом, и Ева содействовала их общему приведению к Небесному Отцу, Богу. Из Ветхого Завета, где женщина действительно стояла ниже мужчины, мы, поскольку закон Моисеев был переходным этапом, переходим в период Нового Завета, период благодати, где больше нет разницы между мужчиной и женщиной: мы все одинаковы пред Богом, и у нас есть общая цель – спасение и связь с Богом. Святой апостол Петр называет и причину, по которой надо повиноваться мужьям: не потому, что жены более слабые или какие-то не такие, а чтобы мужья через поведение своих жен приобретаемы были без увещания, только видя ваше чистое, богобоязненное житие, то есть, чтобы ты без особой проповеди приобретала своего мужа. Когда жена отдает мужу то, в чем он нуждается как муж, и муж отдает жене то, в чем она нуждается как жена, тогда они взаимно приобретают друг друга, не властвуя над своей половинкой. Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах ( 1Пет.3:7 ). Апостол говорит это мужьям, потому что они, видимо, были недотепами, не понимали, что значит жить с женой, и апостол подчеркивает здесь, какое это великое искусство – жить с женой.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

70. Singer M.T., Addis M.E. Cults, Coercion, and Contumely//Cultic Studies Journal. 1992. Vol. 9. 2. Р. 163–189. 71. West L. J., Langone M. D. A conference for scholars and policy makers//Cultic Studies Journal. — Т. 1986, 3. — P. 117—134. Феофилакт, архиеп. Болгарский, блаж. Толкование на Первое соборное послание святого апостола Иоанна//Благовестник. Кн. 2. – Изд-во Сретенского мон-ря, 2000. С. 659. О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — 2 ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, — 3 о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Амфилохий (Радович), митр. Миссия Церкви и ее «промежуточные понятия религии и христианства только отдаляют многих людей от Истины» - Иларион (Троицкий), архиеп. Верейский, свщмч. Христианство или Церковь/Без Церкви нет спасения. Сретенский монастырь. Изд-во «Знамение», М.-СПБ, 2001. С. 111. «Потому и ищут, что остались без принципов; и пока ищут лучшие, худшие пользуются сутолокой и мошенничают без всякого зазрения совести. Да и какая совесть, когда никто не знает, что истина, что добро, что зло !» - Письма Преосвященного Михаила (Грибановского), почившего епископа Таврического. Симферополь, 1910. С. 178. Упоминания о борьбе Церкви с лжеучениями зафиксированы в самых авторитетных текстах Предания — в Священном Писании и церковно-исторических памятниках , начиная с 60-х годов I века. Во Втором послании апостола Петра, в посланиях апостола Иуды, апостола Павла Колоссянам и Ефесянам, в пастырских посланиях, в посланиях апостола Иоанна Богослова и Апокалипсисе обличаются лжеучения, следование которым равносильно отвержению от искупившего их Господа (2Петр.2,1).

http://bogoslov.ru/article/5177513

    Приступая к Нему», — говорит апостол Петр, — «камню живому... и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» (1 Пет. 2:4, 5). Святой Петр знает одно только имя, без которого нельзя спастись — имя Христа: «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Итак, благословен Пребожественный Основатель Церкви, Который не вверил ее безопасности одному человеку смертному и, кто бы он ни был, не безгрешному. Не сказал Он Петру, следовательно, не сказал и никакому преемнику Петра: «врата ада не одолеют» тебя. Но сказал о Своей Церкви: И ВРАТА АДА НЕ ОДОЛЕЮТ ЕЕ, хотя бы многократно одолели того или другого человека» (митр. Филарет Московский). Но почему Господь не сказал просто: «ад», но указует «врата ада»? Потому что в древности у городских ворот собирались власти и старейшины города, творили тут суд и расправу и решали все важные дела. Врата адовы, поэтому, означают все враждебные силы ада и сатаны, все злые ухищрения, всю злобу адских сил. И это слово Христово сбылось и сбывается доселе: сколько гонений претерпела Церковь Божия от Иудеев, от язычников и еретиков; сколько и теперь восстает против нее разных суемудрых лжеучителей, но она стоит непоколебимо, по слову Христову: «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут»  (Мф. 24:35). Хранимая Божественной силой, она облечена и Божественной властью в лице апостолов и их преемников. Как Отец Мой дал тебе познание обо Мне, — говорит Господь святому Петру, — так И (Я) ДАМ ТЕБЕ, по вознесении Моем, дам как домоправителю, КЛЮЧИ ЦАРСТВА НЕБЕСНОГО, которое есть та же Церковь: поставлю тебя, а вместе с тобой и всех апостолов Моих стражами Церкви Моей; вы будете допускать в нее тех, которых найдете достойными, будут ли то Иудеи или язычники, вы будете закрывать и защищать врата ее от вторжения в нее тех, которые будут недостойны войти в нее. И ЧТО СВЯЖЕШЬ НА ЗЕМЛЕ ты, Петр, а равно и все вы, Мои апостолы, все, что запретите, как недостойное Моего Царства, как неспособное жить жизнью небесной, ТО БУДЕТ и Мною СВЯЗАНО, запрещено, отчуждено НА НЕБЕСАХ, И ЧТО ты РАЗРЕШИШЬ НА ЗЕМЛЕ, ТО БУДЕТ РАЗРЕШЕНО и Мною НА НЕБЕСАХ. Ядам вам, а после вас и всем преемникам вашим, право прощать и не прощать грехи: кому простите, тому простятся, на ком оставите, на том останутся. «Не сказал Господь, — замечает святитель Златоуст, — умолю Отца, но — «Я дам тебе». Видишь ли, как Христос открывает Себя и показывает истинным Сыном Божиим?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010