Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Свт. Дионисий Закинфский. Икона. Кон. ХХ в. [ιονσιος Ζακνθιος] (Сигур Драганиг (Граденич); 1547, г. Закинтос - 1622, о-в Закинф (итал. Занте)), свт. (пам. греч. 17 дек., 24 авг.- перенесение мощей), архиеп. Эгинский (1577-1578). По отцу происходил из аристократического нормандского рода. Предки Драганига переселились из Нормандии (Франция) в Италию, а затем на о-в Закинф, где стали владельцами земель на юго-западе острова и в большинстве приняли Православие. По матери принадлежал к знатному венецианскому роду Вальви, в семье еще были сын Константин и дочь Сигура. По преданию, крестным отцом святого был прп. Герасим Кефалинийский . Начальное образование Драганиг получил у ученого Николая Керофиласа. Позже, вероятно, обучался у видных европ. ученых и богословов, к-рые в это время жили на Закинфе. Хорошо знал древнегреч., лат. и итал. языки, изучал Свящ. Писание и творения отцов Церкви. Из его переписки известно, что он занимался толкованием произведений свт. Григория Богослова. С юности имел тяготение к церковной жизни, в 21 год покинул родителей и принял постриг с именем Даниил в Строфадском мон-ре (о-ва Строфадес, недалеко от Закинфа), отказавшись от имущества в пользу брата. По праву общественного патроната 19 нояб. 1568 г. принял руководство мон-рем Богородицы Анафонитрии на Закинфе. Через год был рукоположен во диакона, а в 1570 г.- во иерея еп. Кефалинийским и Закинфским Филофеем Ловердосом. В июне 1577 г. отправился в паломничество в Иерусалим, но в Афинах во время визита к митр. Афинскому Никанору принял его настоятельное предложение занять архиепископскую кафедру о-ва Эгина. При рукоположении получил имя Дионисий в честь покровителя Афин сщмч. Дионисия Ареопагита. Д. З. был мудрым пастырем, но через год неожиданно отказался от архиеп-ства. Возможно, он хотел удалиться от мира. Перенесение мощей свт. Дионисия Закинфского. Роспись мон-ря свт. Дионисия Закинфского. ХХ в.

http://pravenc.ru/text/178465.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БРЯНСКАЯ И СЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, включает территорию Брянской обл. , поделена на 10 благочиннических округов. Кафедральный город - Брянск. Правящий архиерей - митр. Александр (Агриков ; с 28 дек. 2011). К 1 янв. 2003 г. в епархии действовали 130 приходов, 7 мон-рей (4 муж. и 3 жен.), служили 184 священника и 26 диаконов. 1920-1945 гг. Кафедральный собор в честь Воскресения Христова в Брянске. Фотография. 90-е гг. ХХ в. Кафедральный собор в честь Воскресения Христова в Брянске. Фотография. 90-е гг. ХХ в. В XIII-XVI вв. Брянск неоднократно являлся местопребыванием Черниговско-Брянских епископов (см. Брянская обл. ). Самостоятельная Брянская епархия была учреждена 22 дек. 1920 г. (или в нач. 1921), после образования Брянской губ. (1 апр. 1920). На территории епархии к моменту образования действовало более 300 храмов, в 1922-1923 гг. в составе епархии существовало Новозыбковское вик-ство . В 1920 г. (или в нач. 1921) Брянским епископом был назначен Амвросий (Смирнов) . Во 2-й пол. 1922 г. он был арестован за противодействие обновленчеству и выслан в Москву, где проживал без права выезда; в 1923 г. он был назначен епископом Рязанским. С 15 нояб. 1923 г. епархией временно управлял викарий Орловской епархии Карачевский еп. Агапит (Борзаковский) , 25 мая следующего года назначенный на Брянскую кафедру. В 1924-1926 гг. он находился в ссылке в Тверской губ., в 1927 г. вернулся в Брянск, 21 дек. 1929 г. выехал в Орёл. В 1930 г. на Брянскую кафедру был назначен еп. Матфей (Храмцев), скончавшийся в Брянске 7 апр. следующего года (погребен в Свенском мон-ре). В дек. 1931 г. Брянским епископом стал непоколебимый борец с обновленчеством еп. Даниил (Троицкий) , 7 янв. 1934 г. возведенный в сан архиепископа. При еп. Данииле были обретены мощи св. кн. Олега Романовича Брянского и перезахоронены под алтарем Введенского храма Петропавловского мон-ря во избежание поругания от безбожников. После ареста в нач. 1934 г. архиеп. Даниила († 1934) 5 апр. того же года Брянским епископом стал Иоасаф (Шишковский-Дрылевский), скончавшийся 15 дек. 1935 г. В 1936 г. на Брянскую кафедру был назначен Ювеналий (Машковский) , к-рый в это время находился во Владимире, там он был арестован и вскоре скончался в заключении, затем Брянской епархией временно управлял Волоколамский еп. Иоанн (Соколов) . Сведений о Брянских епископах в 1936-1942 гг. нет.

http://pravenc.ru/text/153529.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВРОНТОХИОН [Βροντχιον, Βροντοχου от греч. βροντ - гром], мон-рь в Мистре (Пелопоннес, Греция), расположенный рядом с кафедральным собором во имя вмч. Димитрия (т. н. Митрополией). Ансамбль мон-ря включает 2 храма: во имя св. Феодоров (великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона) и в честь Пресв. Богородицы Одигитрии (Афендико). Основателем В. считается архим. Пахомий, вел. протосинкелл Пелопоннеса. В рукописи, написанной для него нотариусом Василакисом в 1296 г., содержится акростих, восхваляющий Пахомия как основателя ц. св. Феодоров. Однако известен его предшественник, игум. Даниил, упомянутый между 1290 и 1295 гг. вместе с Пахомием как ктитор этой церкви в надписи на фрагменте иконостаса ц. св. Феодоров (в наст. время хранится в музее Мистры). Возможно, строительство ц. св. Феодоров было начато Даниилом, а завершено в 1296 г. Пахомием, построившим также храм Одигитрии (ок. 1310). Единственное упоминание В. как мон-ря во имя св. Феодоров - по посвящению первого храма обители - содержится в сохранившемся фрагменте хрисовула визант. имп. Андроника II Палеолога, к-рый, как и последующие, скопирован на стене юго-зап. парекклисиона Афендико. В др. имп. хрисовулах (1313-1314, 1318, 1320 и 1322) говорится уже об «обители Пречистой Богоматери Одигитрии, называемой Вронтохион». Эти грамоты подтверждали права мон-ря на крупные земельные приобретения. Предполагают, что ц. Афендико являлась кафоликоном мон-ря, а ц. св. Феодоров служила усыпальницей. Сохранилось Евангелие, написанное во 2-й пол. XI - нач. XII в. (ГИМ. Син. греч. 225), к-рое было подарено во В. в 1312 г. Никифором, митр. Критским и проедром Лакедемонским. Церковь во имя св. Феодоров Церковь во имя св. Феодоров мон-ря Вронтохион. 1290–1295 гг. Церковь во имя св. Феодоров мон-ря Вронтохион. 1290–1295 гг. (1290-1295). В раннепалеологовский период в архитектуре Морейского и Эпирского деспотатов наблюдалось возвращение к традициям предшествующих эпох. Так, архитекторы и ктиторы ц. св. Феодоров стремились воспроизвести тип храма, встречавшийся последний раз в Дафни (ок. 1100),- церковь с большим куполом на тромпах, опирающуюся на 8 устоев, образующих в плане восьмигранник. В XIII в. усилилось стремление к живописности фасадов, что достигалось за счет сочетания кладки из камней и широких поясов кирпичного узора различных видов (поребрик, «елочка», П-образный орнамент и др.).

http://pravenc.ru/text/155448.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН I ДАНИЛОВИЧ Вел. кн. Иоанн Данилович. Фрагмент росписи парадных сеней ГИМ. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. Вел. кн. Иоанн Данилович. Фрагмент росписи парадных сеней ГИМ. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. Калита (нач. 80-х гг. XIII в.- 31.03.1340, Москва), кн. московский (с 1325), вел. кн. Владимирский (с 1328). Из династии Рюриковичей , 2-й (по др. версии, 4-й) сын св. кн. Даниила Александровича . Впервые об И. Д. источники упоминают в связи с событиями 1296 г.: тогда Даниил Александрович, признанный новгородцами, отправил сына в Вел. Новгород в качестве наместника. Ок. 1300 г. И. Д. стал крестным отцом сына боярина Федора Бяконта Елевферия - буд. митр. Киевского и всея Руси св. Алексия . В 1303 г., после смерти отца, И. Д., по-видимому, участвовал в походе старшего брата Георгия (Юрия) Даниловича , ставшего московским князем, на Можайск, после чего город был окончательно присоединен к Московскому княжеству. В 1305 г., когда Юрий уехал в Орду спорить за Владимирское великое княжество с тверским кн. св. Михаилом Ярославичем , И. Д. вокняжился в Переяславле (Переславле-Залесском), с 1302 г. находившемся под властью московских князей. Из Твери к Переяславлю подошло войско, к-рое было разбито И. Д. и переяславцами при помощи московской рати. В последующие годы И. Д. оставался союзником Юрия Даниловича, ведшего борьбу с Михаилом Тверским, а затем с сыновьями последнего за верховенство в Сев.-Вост. Руси. Скорее всего именно переяславский князь во время частых отлучек Юрия Даниловича из Москвы управлял Московским княжеством. В 1317 г., когда Юрий воевал с Михаилом Тверским, И. Д. ездил в Вел. Новгород договариваться с новгородцами о союзных действиях. В 1320 г. И. Д. отправился в Орду, где находился 2 года. В 1322 г. князь был вынужден участвовать в походе на Русь ханского посла Ахмыла против Юрия Даниловича, не выплатившего Орде дани. Вел. кн. Иоанн Данилович возвращается из Орды; просит дань у новгородцев. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 350)

http://pravenc.ru/text/469776.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОТЛАССКАЯ И ВЕЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ Церкви во имя св. Стефана Пермского и свт. Николая Чудотворца в Котласе. 1788 г. Фотография. 1986 г. Церкви во имя св. Стефана Пермского и свт. Николая Чудотворца в Котласе. 1788 г. Фотография. 1986 г. РПЦ, образована решением Свящ. Синода от 27-28 дек. 2011 г. путем отделения от Архангельской и Холмогорской епархии . Входит в состав Архангельской митрополии, объединяет приходы в адм. границах Вельского, Верхнетоемского, Вилегодского, Коношского, Котласского, Красноборского, Ленского, Няндомского, Устьянского и Шенкурского р-нов Архангельской обл. Кафедральный город - Котлас. Правящий архиерей - еп. Василий (Данилов; на кафедре с 18 нояб. 2012). Епархия разделена на 4 благочиния: Вельское, Котласское, Красноборское и Няндомское. На 2014 г. в епархии действовало 44 прихода, в клире состояли 30 священников, 2 диакона. При епархиальном управлении работают отделы: религ. образования и катехизации, по делам молодежи, по церковной благотворительности и социальному служению, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, по тюремному служению, по взаимодействию Церкви и общества, миссионерский, информационный. История Христианизация региона началась в кон. XIV в. До 1571 г. территория совр. К. и В. е. входила в Новгородскую епархию (с 1589 митрополия) (см. Новгородская и Старорусская епархия ) с перерывом в 1571-1584 и 1613-1617 гг., когда она была в юрисдикции Вологодской епархии (см. Вологодская и Великоустюжская епархия ). В 1682 г. из Новгородской митрополии была выделена Холмогорская и Важская (ныне Архангельская и Холмогорская) епархия, в составе к-рой земли К. и В. е. находились до 27 дек. 2011 г. Епархиальное управление новообразованной епархии разместилось в г. Коряжма, на территории бывш. Коряжемского во имя свт. Николая Чудотворца мужского монастыря , закрытого в 1918 г. (в наст. время на месте мон-ря существует правосл. приход). С момента образования К. и В. е. ею временно управлял митр. Архангельский и Холмогорский Даниил (Доровских) . 4 окт. 2012 г. Свящ. Синод РПЦ избрал епископом Котласским и Вельским игум. Василия (Данилова), хиротония к-рого состоялась 18 нояб. 2012 г.

http://pravenc.ru/text/2458895.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание РПЦ, образована постановлением Синода от 5 мая 2015 г. в адм. границах Курганской области . Включает Курганскую и Белозерскую епархию и Шадринскую и Далматовскую епархию . С 5 мая 2015 г. правящий архиерей - митр. Курганский и Белозерский Даниил (Доровских ; с 30 авг. 2019). Центр митрополии - Курган. На июль 2015 г. в К. м. насчитывается 8 благочиний, 110 приходов, 4 монастыря (2 мужских, 2 женских), 103 священника, 14 диаконов. История Распространение христианства на территории совр. К. м. началось в процессе присоединения Сибири к России (поход Ермака Тимофеевича в 1581-1585). Заселение края сопровождалось сооружением часовен, церквей и мон-рей. Одними из первых на территории Зауралья были основаны Далматовский в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь (1644) и Верхнетеченский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы женский монастырь (1680). Впосл. также построены церкви святых Флора и Лавра в Белоярской крепости (1711), Кирилловская в с. Кислянском Челябинского у. (1721), а также в селах Черемуховском и Усть-Суерском Курганского у. (1733). В этот же период рус. первопроходцами рядом с Царёвым курганом было основано поселение Царёво Городище (1679; с 1738 Курганская слобода, с 1782 Курган). Введенский мон-рь в с. В. Теча. 1743 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Введенский мон-рь в с. В. Теча. 1743 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Территория буд. К. м. входила в состав епархий: Тобольской (см. Тобольская и Тюменская епархия ), Оренбургской (см. Оренбургская митрополия , Оренбургская и Саракташская епархия ) и Пермской (см. Пермская митрополия , Пермская и Кунгурская епархия ). В 1851 г. Шадринский у. был присоединен к Екатеринбургскому вик-ству, преобразованному в 1885 г. в Екатеринбургскую и Ирбитскую епархию (см. Екатеринбургская и Верхотурская епархия ), в состав к-рой в 1923 г. вошла вся территория совр. К. м. В 1924-1934 гг. существовало Курганское викариатство Тобольской и Сибирской епархии.

http://pravenc.ru/text/2462281.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание [румын. Arhiepiscopia Bucuretilor] Румынской Православной Церкви, входит в Мунтенийскую и Добруджийскую митрополию . Правящий епископ - Патриарх Румынской Церкви, с нояб. 1986 г. по 30 июля 2007 архиеп. Бухарестский Блаженнейший Патриарх Феоктист (Арэпашу) , офиц. титул - Блаженнейший архиеп. Бухарестский, митр. Мунтенийский и Добруджийский, наместник Кесарии Каппадокийской и Патриарх всей Румынии. После кончины Патриарха Феоктиста обязанности главы Румынской церкви исполнял архиеп. Даниил (Чоботя). 12 сент. 2007 г. он избран Патриархом всея Румынии. В Б. а. имеется 3 викарных епископа, 735 приходов, в которых служат ок. 1 тыс. священников. Кафедральный собор во имя св. равноапостольных Константина и Елены Румынского Патриархата одновременно является кафедрой Б. а. Храмов на территории архиепископии ок. 1 тыс., приблизительно 400 из них - памятники истории и архитектуры. Лит.: Organizarea i administrarea Bisericii Ortodoxe Române în ultimi 50 de ani (1925-1975)//BOR. 1975. 11/12. P. 1406-1420; P curariu. IBOR. Памятники церковного зодчества Рака с мощами св. Димитрия Басарбовского в соборе св. Димитрия. 1656–1698 гг. Рака с мощами св. Димитрия Басарбовского в соборе св. Димитрия. 1656–1698 гг. К XV в. относится обнаруженный при раскопках на территории княжеского дворца в Бухаресте фундамент однонефной ц. во имя св. Георгия (старой). В сер.- 2-й пол. XVI в. (до разрушения в 1595) в городе было построено 8 каменных церквей. Однокупольная ц. Домняскэ (во имя св. Антония), самая древняя из сохранившихся, также находится на территории княжеского дворца. Она была перестроена воеводой Мирчей Чобану ок. 1554 г., относится к триконховому типу храмов, наиболее распространенному в Румынии с сер. XIV в. (напр., ц. Св. Троицы мон-ря Козия, 1386-1389); портал создан в 1715 г. По образцу ц. свт. Николая в Куртя-де-Арджеш (1512-1517) в мон-ре Раду-Водэ построена ц. во имя св. Троицы господарем Александру II Мирчей. Это триконх с 4 куполами, 12 колоннами в расширенном пронаосе, с барочным иконостасом; церковь была реконструирована в 1614-1623 гг. и в сер. XIX в. Рядом расположена часовня Букур, основанная в 1402 г. Мирчей Водэ (согласно надписи, сделанной в 1869 и не подтвержденной археологическими данными), ее совр. облик сложился в сер. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/153713.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XV  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XV ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДИМИТРИЙ (XVII в.?), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИМИТРИЙ (XIV-XV вв.?), прп. (пам. 24 янв., 26 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Цилибинский, Вологодский ДИМИТРИЙ Иванович Беневоленский (1883-1937), прот., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Федорович Благовещенский (1879-1932), свящ., сщмч. (пам. 2 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Павлович Вознесенский (1855-1918), свящ., сщмч. (пам. 4 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Павлович Гливенко (1879-1938), свящ., сщмч. (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ (Добросердов Иван Иванович; 1864/1865 - 1937), сщмч. (пам. в Соборе Костромских святых, 8 окт.- в Соборе новомучеников, в Бутово пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архиеп. Можайский. ДИМИТРИЙ Феофанович Игнатенко (1872-1935), прот., сщмч. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Григорьевич Казанский (1884 - 1942), свящ., сщмч. (пам. 4 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Васильевич Касаткин (1884-1942), свящ., сщмч, (пам. 15 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/vol/xv.html

преподобный Герман Зосимовский (Гомзин) (20.03.1844–30.01.1923) Нравственно-аскетические труды преподобный Герман Зосимовский (Гомзин) Схиигумен, устроитель Зосимовской школы старчества. В миру Гомзин Гавриил Семенович. Отец в 1853 г. поступил в Черниговско-Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры; дядя, иеромонах Даниил, подвизался в Саввино-Сторожевском монастыре. После смерти матери Гавриила с 4 лет воспитывала тетя - сестра отца М. М. Бабкина. Начальное образование он получил в церковноприходской школе. С 10 до 18 лет обучался живописи у разных мастеров в Москве. В отроческом возрасте изучал труды святителей Тихона Задонского и Димитрия Ростовского. 19 сент. 1859 г. у постели умиравшего отца, рясофорного монаха, мысленно попросил благословения идти в монастырь. Через 2 года переехал в С.-Петербург, где укрепился в желании принять монашество. 20 февр. 1868 г. поступил в Черниговско-Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры, 25 июня 1870 г. облечен в рясофор. Находился в послушании у иером. Тихона, затем у иеросхим. Александра Гефсиманского, писал иконы Черниговской Божией Матери (помещена на колокольне скита), Скорбящей Божией Матери (помещена в притворе собора Черниговской Гефсиманской иконы Божией Матери над пещерами) и др., отреставрировал иконы пещерного храма архистратига Михаила и Небесных сил бесплотных, образы и роспись часовни Иверской Божией Матери. 29 нояб. 1877 г. пострижен в мантию с именем в честь свт. Германа. В поисках духовного окормления вступил в переписку с валаамскими старцами и свт. Феофаном Затворником. 5 июля 1880 г. Московским и Коломенским митр. Макарием (Булгаковым) рукоположен в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры во диакона, 17 авг. 1885 г. стал иеромонахом. По благословению свт. Феофана Затворника стал духовником иноков Черниговско-Гефсиманского скита (утвержден в должности 6 марта 1892); 20 окт. 1893 г. назначен духовником больницы и богадельни. 28 сент. 1894 г. награжден набедренником. 26 сент. 1897 г. назначен настоятелем Смоленской Зосимовой муж. пуст., по благословению прп. Варнавы (Меркулова) и наместника Троице-Сергиевой лавры архим. Павла (Глебова) удалился из Гефсиманского скита с неск. послушниками. При Германе в Зосимовой пуст. было закончено строительство соборного 3-престольного храма Смоленской иконы Божией Матери и надвратной ц. Всех святых, воздвигнуты каменные кельи, стена с башнями, гостиница. Герман создал в обители образцовое хозяйство, в т. ч. мастерские. Он ввел старческое окормление и строгое уставное богослужение, порядок и дисциплину в церкви, на клиросе, в трапезе, на послушаниях и в домашнем быту. В числе написанных им икон - образ прп. Зосимы на фоне Троице-Сергиевой лавры (по преданию, тот явился во сне духовной дочери Германа, а затем и ему). В 1898 г. Герман принял в обитель прп. Алексия (Соловьёва), вскоре тот стал его духовным сыном.

http://azbyka.ru/otechnik/German_Gomzin/

11. Действия Святого Духа в мире I. Св. Григорий Богослов говорит: «Сей Дух созидает с Сыном в творении и воскресении, в чем да уверит тебя сказанное: «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» ( Пс. 32:6 ); «Дух Божий сотворивый мя, дыхание же Вседержителево научающее мя " ( Иов. 33:4 ); и еще: «послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли» ( Пс. 103:30 ). Он созидает в духовном возрождении, в чем да уверит тебя сказанное, что никто не может видеть или получить царствие, «аще кто не родится свыше Духом» ( Ин. 3:3, 5 ). Сей Дух, как премудрый и человеколюбивый, поемлет ли пастыря, – творит его псалмопевцем, отгоняющим злых духов, и указует в нем царя Израилю; поемлет ли пастыря овец, ягодичия обирающего, – делает его пророком ( Амос. 7:14 ): припомни Давида и Амоса! Поемлет ли остроумного отрока, – еще прежде совершенного возраста делает его судиею старейшин: свидетель Даниил, победивший львов во рве. Обретет ли рыбарей, – уловляет в Христову мрежу целый мир объемлющих сетию слова: возьми в пример Петра и Андрея и сынов громовых, возгремевших о духовном. Обретет ли мытарей, – приобретает в ученики и творит купцами душ: свидетель Матфей, вчера мытарь, а ныне евангелист. Обретет ли, пламенных гонителей, – изменяет ревность, и Савлов делает Павлами, столько же ревнующими о благочестии, сколько нашел их ревнующими о зле» (Из «слова Григория Богослова на св. Пятьдесятницу»). II. Филарет, митрополит Московский, учит: «Что такое Дух Святой в первоначальных дарах Своих, сие изъясняет Сам Он Своими огненными языками. Он есть невещественный огнь, который действует двумя силами: светом и теплотою, – светом веры, теплотою любви. Сей небесный свет, по выражению Соломона, «предходит и просвещает, дóндеже исправится день» ( Притч. 4:18 ); (т. е. более и более светлеет до полного дня), разгоняет мглу неведения и сомнений, открывает обман призраков, которые, погрязший в чувственности разум, принимает нередко за истины, дает человеку видеть себя самого в наготе растленной природы, познать мир в отношении к душе, и ощутить присутствие Бога, яко источника света, сообщает «уповаемых извещение, вещей обличение невидимых» ( Евр. 11:1 ). По той мере, как свет от солнца правды умножается в уме, согревается и воспламеняется сердце. Любовь Божественная изгоняет из него самолюбие; попаляет в нем терние плотских пожеланий; очищает, упраздняет его, и взаимно привлекает в душу новый свет. Слияние сих источных даров духовных образует огненный язык, изрекающий закон Бога Слова в сердце ( Пс. 36:31 ) человека, воображающий в нем Христа ( Гал. 4:19 ), совершающий возрождение в жизнь духовную» («Слова и речи» митр. Филарета, ч. I, стр. 164 – 165).   Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010