святитель Димитрий Ростовский (Туптало) (1651–1709) Агиографические и богослужебные сочинения Проповеди, поучения Исторические и полемические сочинения Письма Трактаты, назидательные сочинения, стихотворные тексты и др. произведения Сборники Приписываемые сочинения Симфонии или указатели Собрания сочинений Аудиокниги Димитрий (Туптало), митрополит Ростовский и Ярославский, святитель Епископ, богослов, духовный писатель, агиограф, проповедник, миссионер, просветитель. Автор и систематизатор житий святых. Ранний период жизни Имя в Крещении — Даниил. Родился в местечке Макарьеве, близ города Киева в декабре 1651 года. Отец — казачий сотник Савва Григорьевич († 1703), происходил из шляхетского рода Савичей. В старости, будучи ктитором киевского Кирилловского монастыря, принял монашеский постриг. Мать — Мария Михайловна († 1689), младшие сестры — Памфилия, Феврония и Параскева — были преемственно игумениями основанного ими киевского Иорданского монастыря во имя свт. Николая. В 1660 г. семья Савичей переселилась в Киев. Даниил учился в Киево-Могилянской коллегии в 1662-1665 гг. Впоследствии на базе этого училища была сформирована Духовная академия. Монашеская жизнь На восемнадцатом году жизни, окончательно утвердившись в решимости посвятить себя Богу, Даниил поступил в Кирилловский монастырь, где 9 июля 1668 г. игуменом Мелетием (Дзиком) был пострижен в монашество с именем Димитрий. На следующий год Димитрий был рукоположен Киевским митрополитом во диакона. Священническое служение В 1675 году архиепископ Лазарь (Баранович) возвёл его в сан иеромонаха в Густынском во имя Святой Троицы женском монастыре, где Димитрий пребывал до 1677 г. Архиепископ Лазарь, обратив внимание на нравственные достоинства Димитрия, ученость и замечательный дар слова, сделал его кафедральным проповедником. В 1677 г. свт. Димитрий побывал в Новодворском Успенском монастыре для поклонения Новодворской иконе Божией Матери, написанной, по преданию, свт. Петром, митр. Московским, затем посетил Вильно и наконец поселился в Слуцком в честь Преображения Господня монастыре, где в течение года был проповедником Слуцкого Преображенского братства. По желанию гетмана Самойловича, лично знавшего свт. Димитрия и высоко ценившего его, Димитрий в январе 1679 г. вернулся в Чернигов и вскоре прибыл в ставку гетмана в Батурине. Игуменское служение

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ (Юзвьюк (Юзьвюк) Николай Порфирьевич; 2.10.1880, с. Дмитровичи Брестского у. Гродненской губ.- 27.08.1965, одесский во имя арх. Михаила жен. мон-рь), архиеп. бывш. Пинский и Полесский. Из семьи псаломщика. Брат прот. Владимира Юзвьюка, депутата IV Гос. думы. По окончании в 1899 г. (Литовские ЕВ. 1899, 27. С. 263) Жировицкого ДУ поступил в Литовскую ДС, которую окончил по 1-му разряду. В 1905-1913 гг. надзиратель и библиотекарь Виленского муж. ДУ. По окончании в 1913 г. в С.-Петербурге курсов при Мин-ве юстиции служил земским начальником Лидского, затем Виленского уездов Виленской губ. В 1917-1918 гг. временный судья в Виленском у. В 1918 г. переехал в Воронеж, в 1920 г.- в Харьков. В 1922 г. во время репатриации уроженцев зап. областей бывш. Российской империи вернулся в Вильно (Вильнюс, тогда в составе Польши). Даниил (Юзвьюк), архиеп. Пинский. Фотография. 40-е гг. XX в. Даниил (Юзвьюк), архиеп. Пинский. Фотография. 40-е гг. XX в. С сент. 1924 г. служащий Виленской ДС: зав. интернатом, помощник инспектора (с 1925), воспитатель интерната (с 1927), одновременно с 1928 г. по совместительству библиотекарь. Пользовался большим уважением среди семинаристов. Отличался высокой культурой, редким тактом в отношениях с людьми, добросовестным исполнением обязанностей, принципиальностью в сочетании с добрым характером. С разгромом Польши в начале второй мировой войны и присоединением Виленского края к Литве в Вильнюс возвратилась кафедра архипастыря Литовской епархии. С февр. 1940 г. Н. Юзвьюк - секретарь Виленского и Литовского митр. Елевферия (Богоявленского) и одновременно староста храма и секретарь правления вильнюсского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-ря . После присоединения Литвы к СССР сменивший почившего митр. Елевферия († 31 дек. 1940) Виленский и Литовский митр. и Патриарший экзарх Прибалтики Сергий (Воскресенский) настойчиво предлагал Юзвьюку подумать об архиерейском служении, на что тот согласился только через год, уже во время нем. оккупации.

http://pravenc.ru/text/171266.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАНИИЛ (Димитрий Константинович; ок. 1460, Переславль-Залесский - 7.04.1540, Троицкий Данилов мон-рь), прп. (пам. 7 апр., 30 дек., 28 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Переславский, основатель и игум. переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы монастыря . Источники Основные сведения о Д. содержатся в Житии святого, нек-рые факты его биографии нашли отражение также в Житиях прп. Герасима Болдинского, блж. Кассиана Босого (все указанные сочинения были созданы во 2-й пол. XVI в.), в летописях XVI в. Прп. Даниил Переславский. Икона. Кон. XX в. (Данилов мон-рь в Переславле-Залесском) Прп. Даниил Переславский. Икона. Кон. XX в. (Данилов мон-рь в Переславле-Залесском) Житие Д. было написано, по всей видимости, духовником царя Иоанна IV Васильевича прот. Благовещенского собора Московского Кремля Андреем (впосл. митр. Афанасий ), учеником и духовным сыном Д., до 1550 г. служившим священником в Спасо-Преображенском соборе Переславля-Залесского (об авторстве прот. Андрея в отношении 2 редакций Жития Д. см.: Смирнов. Житие. С. IX-XV, XXII-XXVI). Первоначальная (пространная) редакция Жития была создана по повелению царя Иоанна IV и митр. св. Макария не ранее чем через 16 лет после преставления святого (по-видимому, в 1556-1561). Основными источниками для Жития послужили рассказы Д., воспоминания учеников старца и проч. лиц. Автор, по собственному признанию, стремился писать «просто и неухищренно... памяти ради» ( Смирнов. Житие. С. 6), поэтому Житие отличается простотой изложения и содержит много фактической информации. (Смирнов также отметил влияние на Житие ряда агиографических текстов - Житий преподобных Иосифа Волоцкого, Евфросина Псковского, Евфросина повара, Власия мниха; см.: РГБ. Ф. 280. К. 9. 3. Л. 12 об., 13 об., 22 об.- 23, 37 об., 47 об., 48 об. и др.) Житие Д. дошло в 4 редакциях: первоначальной (старший список - ГИМ. Син. 926, 2-я пол. XVI в.), сокращенной («Сказание вкратце о преподобном старце Данииле Переяславском» в «Книге степенной царского родословия» , составлено ок. 1562-1563, по-видимому, также прот. Андреем; входит в Четьи-Минеи Германа (Тулупова) : РГБ. Троиц. 694. Л. 176-193 (1633 г.), Милютинские Четьи-Минеи: ГИМ. Син. 804. Л. 299-328 об. (сер. XVII в.) и в др. сборники), проложной (составлена на основе «Сказания вкратце...» в XVII в.; 1-е изд.: Пролог. М., 1689. Л. 196-197) и переработанной (составлена в кон. XVII в. Александром, игум. киржачского в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря , на основе первоначальной редакции). Важным для уточнения биографии преподобного, подробно изложенной в первоначальном Житии, является «Сказание вкратце...», к-рое представляет собой не только сокращенную, но и исправленную редакцию по отношению к первоначальному Житию, дополняет и уточняет сведения последнего.

http://pravenc.ru/text/171193.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ († нач. 1363, Суздаль), еп. Суздальский. 2 марта 1330 г. на Соборе в Суздале, в к-ром участвовали митр. Феогност , Ростовский еп. Антоний , Сарайский еп. Софония и Рязанский еп. Григорий , из 3 кандидатов на Суздальскую кафедру был выбран иером. Д., хиротонисанный во епископа. В том же месяце, уже будучи епископом, Д. присутствовал на Соборе в Твери. Здесь вместе с митр. Феогностом и Ростовским еп. Антонием Д. совершил хиротонию иером. Феодора I во епископа Тверского. Преставление Даниила еп. Суздальского, и Афанасия, еп. Владимира Волынского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30 - 1. Л. 534 об.) Преставление Даниила еп. Суздальского, и Афанасия, еп. Владимира Волынского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30 - 1. Л. 534 об.) По-видимому, в 1347 г. Д. был удален с кафедры по повелению митр. Феогноста, поскольку в этом году Суздальским епископом был поставлен Нафанаил. Летописи не сообщают о причинах смещения Д. («отлучен... бе некыя ради вины» - ПСРЛ. Т. 25. С. 178; см. также: Т. 23. С. 110; Т. 24. С. 120). Очевидно, эта «вина» была достаточно серьезной, ибо имя Д. в отличие от имен др. Суздальских епископов XIV в. отсутствует в митрополичьем синодике Успенского собора Московского Кремля (ДРВ. М., 17882. Ч. 6. С. 436). В. Н. Татищев причиной смещения Д. называет конфликт с суздальским князем (историк называет князя Александром, однако Александр Васильевич скончался в 1332; по-видимому, речь должна идти о Константине Васильевиче, княжившем в Суздале до 1355). Д., «хотя более сел имети», требовал их от князя, к-рый не «даде ему». Тогда архиерей «начат бояр его запрещати и в церковь не пусчати, и за то отлучи его митрополит». Спустя нек-рое время в ответ на просьбу князя митр. Феогност восстановил Д. на кафедре ( Татищев. С. 104). Такое же объяснение удаления Д. приводит С. М. Соловьёв . Весной 1351 г., спустя некоторое время после смерти еп. Нафанаила, митр. Феогност вновь благословил Д. на епископство в Суздале. Д. «прият древнии свои сан, и просветися святительством, и служил обедню, пръвое литургисалъ на средокрестнои недели в четверток» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 60).

http://pravenc.ru/text/171232.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 11(?).12.1651, мест. Макаров, близ Киева - 28.10.1709, Ростов), свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых), митр. Ростовский и Ярославский, духовный писатель, проповедник. Биография Отец Д., казачий сотник Савва Григорьевич († 1703), происходил из шляхетского рода Савичей (личное прозвище отца святителя - Туптало - было перенесено на Д. в лит-ре уже в XVIII в.). В старости, будучи ктитором киевского Кирилловского мон-ря (ставшего семейной усыпальницей Савичей), Савва Савич принял монашеский постриг. Мать Д. звали Марией Михайловной († 1689), младшие сестры Д.- Памфилия, Феврония и Параскева - были преемственно игумениями основанного ими киевского Иорданского мон-ря во имя свт. Николая. Свт. Димитрий Ростовский. Портрет-парсуна. Нач. XVIII в. (?) (МПИ) Свт. Димитрий Ростовский. Портрет-парсуна. Нач. XVIII в. (?) (МПИ) В 1660 г. семья Савичей переселилась в Киев. Даниил учился в Киево-Могилянской коллегии в 1662-1665 гг. (до ее разрушения во время набега на Киев казачьих войск П. Д. Дорошенко), ректором академии в эти годы был игум. Иоанникий (Галятовский) . Затем Даниил поступил в Кирилловский мон-рь, где 9 июля 1668 г. игум. Мелетием (Дзиком) был пострижен в монашество с именем Димитрий. 25 марта следующего года рукоположен Киевским митр. Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским) во диакона, 23 мая 1675 г. рукоположен во иерея Черниговским архиеп. Лазарем (Барановичем) в Густынском во имя Св.Троицы жен. мон-ре , где пребывал до 1677 г., став кафедральным проповедником при архиеп. Лазаре, к-рый обратил внимание на нравственные достоинства Д., его ученость, замечательный дар слова. С. Г. Савич, отец свт. Димитрия. Портрет. Кон. XVIII - нач. XIX в. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. XX в. (Б-ка Конгресса США) С. Г. Савич, отец свт. Димитрия. Портрет. Кон. XVIII - нач. XIX в. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. XX в. (Б-ка Конгресса США)

http://pravenc.ru/text/178011.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОДЕСТ Модест (Стрельбицкий), архиеп. Волынский и Житомирский. Фотография. Ок. 1900 г. Модест (Стрельбицкий), архиеп. Волынский и Житомирский. Фотография. Ок. 1900 г. (Стрельбицкий Даниил Константинович; 17.12.1823, с. Зиновинцы Литинского у. Подольской губ.- 13.04.1902, Житомир), архиеп. Волынский и Житомирский. Род. в семье (бывш. греко-униатского?) священника Свято-Троицкой ц. Константина Феодоровича (в монашестве иером. Карп, насельник Шаргородского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря ) и Марии Николаевны Стрельбицких. В речи при наречении во епископа (6 апр. 1877) М. вспоминал, как в 6-летнем возрасте в холодном храме его парализовало, он не мог говорить, двигать правой рукой и ногой: «...никакие врачебные пособия не могли исцелить меня. Безгласного и недвижимого меня уже обрекали смерти». Отец отнес его в храм и положил перед чудотворной иконой Пресв. Богородицы, а после литургии «произнес пред св. иконою обет... «Матерь Божия исцели сына моего. Если он выздоровеет, я отдаю его Тебе на служение»». Вечером того же дня сын исцелился (Слова. Т. 1. С. 503-504). Во время обучения Стрельбицкого в КДА иконописец Киево-Печерской лавры иеродиак. Дезидерий изготовил копию с чудотворной Зиновинской иконы, которую М. повсюду возил с собой. Где бы М. ни служил, он приезжал на родину. На кладбище в Зиновинцах М. построил и в 1879 г. освятил деревянную церковь (1877-1879) для вечного поминовения родителей, 16 июля 1889 г. вместе с братом - священником с. Дашковцы Литинского у. о. Хрисанфом Стрельбицким - освятил закладку каменной зиновинской Свято-Троицкой ц. В 12 лет Даниил был отдан в Каменец-Подольское ДУ, дважды (1839, 1840) получал похвальные листы за отличные успехи и «благонравие». С 1841 г. обучался в Каменец-Подольской ДС. По окончании ее в 1847 г. отправился в Киев, был послушником в Киево-Печерской лавре при Крестовой домовой митрополичьей церкви, где совершал ежедневные богослужения иеросхим. Парфений (Краснопевцев) , духовник митр. Киевского и Галицкого свт. Филарета (Амфитеатрова) . В апр. 1848 г. вернулся в с. Зиновинцы испросить благословение родителей на постриг, затем поступил в число послушников каменец-подольского во имя Святой Троицы монастыря , на территории к-рого находилась Подольская семинария, ректор архим. Иоасаф (Покровский) был настоятелем обители. 17 дек. 1848 г., в свой день рождения, в теплой монастырской ц. преподобных Антония и Феодосия Печерских Даниил был пострижен в монашество с именем в честь свт. Модеста, архиеп. Иерусалимского, 30 янв. 1849 г. еп. Подольским Елпидифором (Бенедиктовым) рукоположен во диакона, 2 февр.- во иерея. Служил учителем певчих архиерейского и семинарского хоров и проповедником в Тюремном замке.

http://pravenc.ru/text/2563922.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ I Часовня с надгробием митр. Черногорского Даниила на скале Орлов-Крш в Цетине Часовня с надгробием митр. Черногорского Даниила на скале Орлов-Крш в Цетине (мирское имя Петрович-Негош Никола; 70-е гг. XVII в.; с. Негуши, Черногория - 4.01.1735, Будва, там же), митр. Черногорский. 1677 год как год рождения Д. обозначен на его могиле, но по др. данным, он род. ок. 1672 либо ок. 1680 г. Сын воеводы Стефана (Шчепаца) Петровича-Негоша, часто именовался с отчеством Шчепчевич. Его мать приняла монашество с именем Анна. В юном возрасте Д. ушел в Цетинский мон-рь и принял монашество. Был свидетелем разрушения обители 28 сент. 1692 г. скадарским пашой Сулейманом Бушатли. В 1697 г. Д., когда ему, по данным А. Стаматовича, было 25 лет (см.: С. 23), на черногорской скупщине избран митрополитом и правителем Черногории. Монах мон-ря Добрска-Челия, к-рый надеялся на свое избрание и был оскорблен решением скупщины, вызвал его на дуэль. Д. тяжело ранил соперника. Д. стал первым представителем династии Петровичей-Негошей , к-рая наследовала княжеский и митрополичий престолы Черногории до 1918 г. Д. до 1708 г. не признавал поставленного греками Печского патриарха Каллиника, поэтому с просьбой о хиротонии обратился к Сербскому патриарху Арсению III (Черноевичу) . В 1700 г. в венг. г. Сечуй Д. был хиротонисан во епископа патриархом Арсением III в сослужении 6 серб. епископов. В 1701-1704 гг. Д. обновил Цетинский мон-рь. В 1702 г. при освящении церкви в с. Српска (Черногория) Д. был захвачен в плен скадарским пашой Демиром. Ежедневно его заставляли носить кол, орудие возможной казни, из Подгорицы до крепости Спуж (ок. 10 км) и обратно, а по ночам вешали его под сводом городских ворот. Д. выкупили за собранные по всей Черногории 3 тыс. дукатов (в случае неуплаты выкупа его угрожали казнить). Накануне Рождества 1709 г. правосл. черногорцы по благословению Д. напали на «потурченцев» (черногорцев, принявших ислам и проводивших протур. политику) и заставляли принять крещение либо покинуть страну, оказавшие сопротивление были убиты. Эта акция (нек-рые исследователи считают, что она не была разовой) остановила процесс обращения населения в ислам.

http://pravenc.ru/text/171276.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ Преставление Даниила, еп. Смоленского. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2.Л.579 об) Преставление Даниила, еп. Смоленского. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2.Л.579 об) († март 1397, Москва), еп. Смоленский (с 1382/83 в Москве титуловался: «епископ Звенигородский»). Преемник Смоленского еп. Парфения, Д. стал последним из архиереев, к-рого между 1374 и 1378 гг. поставил Киевский митр. св. Алексий ( Присёлков. С. 406). Его поставление стало возможным благодаря разрыву Смоленска с Литвой (смоленские войска в 1375 участвовали в походе на союзную Литве Тверь). По мнению П. М. Строева , хиротония Д. имела место ок. 1375 г. ( Строев. Списки иерархов. Стб. 589). К нач. 80-х гг. XIV в., по-видимому из-за своей промосковской позиции, Д. был лишен кафедры (Смоленск в это время вновь вошел в сферу влияния Литовского великого княжества ) и уехал в Москву. Это событие могло произойти либо до окт. 1381 г., когда власть в Литве принадлежала вел. кн. Владиславу (Ягайло) , либо после июня 1382 г., когда был убит его дядя и политический соперник - Литовский вел. кн. Кейстут . Последний, заключив перед смертью военно-политический союз с вел. кн. Московским св. Димитрием Иоанновичем , передал московскому правителю Ржевское княжество, земли к-рого входили в состав Смоленской епархии. Зимой 1382/83 г. Д. в Переяславле-Залесском вместе с Киевским митр. Пименом и Ростовским еп. Матфеем Гречином совершил хиротонию Саввы во епископа Сарского и Подонского. В сообщении Троицкой летописи об этом событии Д. назван «владыкой Звенигородцким» ( Присёлков. С. 425; Никоновская летопись также называет Д. Звенигородским епископом). Несомненно, речь не идет о существовании Звенигородской епархии, возможно, Д. в течение какого-то времени жил в Звенигороде. Др. областные древнерус. летописцы (прежде всего тверские) называют Д. Смоленским архиереем, несмотря на то что зимой 1382/83 г. на Смоленскую кафедру был поставлен свт. Михаил . 17 янв. 1389 г. вместе с Киевским митр. Пименом (низложен К-польским патриархом в 1385/86, низложение подтверждено в кон. 1387 - нач. 1388) и Рязанским еп. Феогностом (возможно, также и со Смоленским еп. Михаилом) Д. совершил хиротонию во архиепископа Новгородского Иоанна II в московском Архангельском соборе. В апр. 1389 г., когда Пимен тайно от вел. князя уехал из Москвы в К-поль, чтобы добиваться отмены постановления о своем низложении, Д. вместе со мн. архиереями и клириками сопровождал митрополита до Дона. 20 мая 1389 г. Д. участвовал в отпевании и похоронах в Архангельском соборе блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича.

http://pravenc.ru/text/171230.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ III († зима 1538/39 (?), Ростов), архиеп. Ростовский и Ярославский. Ок. 1511 г. К. стал архимандритом Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря . В его настоятельство в мон-ре велось каменное строительство, обитель пользовалась покровительством вел. кн. Василия III Иоанновича . При копании рвов для фундамента Преображенского собора были обретены мощи прп. Евфимия Суздальского, о чем К. известил Суздальского еп. Симеона (Стремоухова (Безбородого)). Это произошло, вероятно, 4 июля 1514 г. О начале возведения каменного Преображенского собора в 1514 г. косвенно свидетельствует выданная 14 мая этого года жалованная льготная грамота вел. кн. Василия III, на год освобождающая ряд владений мон-ря от выплаты податей в великокняжескую казну (АССЕМ. С. 25-26. 8). Большой объем привилегий, предоставленных на краткий срок, говорит о том, что мон-рь нуждался в средствах для проведения работ. Аналогичная грамота была выдана К. вел. князем 22 июля 1523 г., накануне начала возведения в Евфимиевом мон-ре каменной ц. во имя прп. Иоанна Лествичника (Там же. 20. С. 49). Окончание строительства Преображенского собора следует отнести к 1517-1518 гг.; после освящения в храме была сооружена рака для мощей прп. Евфимия, К. позаботился и о написании в кон. 10-х - нач. 20-х гг. XVI в. краткой редакции Жития прп. Евфимия. Митр. Даниил поставляет Кирилла III в архиепископа Ростовского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 864 об.) Митр. Даниил поставляет Кирилла III в архиепископа Ростовского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 864 об.) 27 янв. 1512 г. митр. Варлаам выдал льготную жалованную грамоту о невзимании митрополичьей дани с приписного к Евфимиеву суздальскому монастырю храма во имя свт. Василия Кесарийского в Гороховецком у. (РИБ. Пг., 1915. Т. 32: Архив П. М. Строева. Т. 1. Стб. 139-140. 83; АССЕМ. С. 24-25. 7). Братия мон-ря во главе с К. спорила с соседями, отстаивая границы монастырских владений, получала при этом поддержку вел. князя; во владениях мон-ря происходило межевание угодий (АССЕМ. С. 27. 10; С. 28-31. 12, 13; С. 47-48. 18; С. 51-52. 23). По просьбе К. вел. кн. Василий III вступился за мон-рь в связи с притязаниями со стороны приказчика кн. Б. И. Горбатого (РИБ. Т. 32. С. 26. 9). Все эти документы говорят как о расположении вел. князя к архимандриту и мон-рю, так и о том, что К. принадлежал к тем кругам духовенства, к-рые были сторонниками сохранения у мон-рей земельной собственности (см. Иосифляне ).

http://pravenc.ru/text/1840431.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАНИИЛ (ок. 1492? - 22.05.1547, Иосифов Волоколамский мон-рь), митр. Московский и всея Руси (27 февр. 1522 - 2 февр. 1539). Происходил из Рязани (по Житию прп. Иосифа Волоцкого (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 491) и по «Выписи о начале Волоколамского монастыря», Д. имел прозвище Рязанец). Род Д. записан в Волоколамском синодике (ГИМ. Епарх. 415. Л. 113 об.). В него включены имена Рязанских епископов Симеона (1481-1496) и Леонида (Протасьева ; 1573-1586), к-рые, возможно, были его родственниками. Е. Е. Голубинский высказал правдоподобное предположение, что, поскольку Д. «не имел родовой фамилии... он был не из бояр, а из простых» ( Голубинский. История РЦ. Т. 2. Пол. 2-я. С. 701). По мнению А. А. Зимина , Д. происходил, вероятно, «из среды посадских людей Рязани» ( Зимин. Крупная феод. вотчина. С. 99). Ранее 1513/14 г. Д. стал монахом Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . Д.- игумен Иосифова Волоколамского монастыря Запись рода Даниила, митр. Московского, в Волокаламском синодике (ГИМ. Епарх. 415. Л. 113 об.) Запись рода Даниила, митр. Московского, в Волокаламском синодике (ГИМ. Епарх. 415. Л. 113 об.) Согласно Житию прп. Иосифа, написанному Крутицким еп. Саввой (Чёрным) в 1546 г., незадолго до смерти прп. Иосифа братия Волоколамского мон-ря избрала игуменом Д. как «старца, любяй нищету, и пребываа в трудех, и в посте, и в молитвах, и не любя празнословиа» (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 491), при этом предполагавшего перейти в др. мон-рь на игуменство. Согласно данному Житию, прп. Иосиф, призвав избранного братией Д., благословил его, «и по совету и велению державнаго царя великаго князя Василиа Ивановичя всея Русии съверши его пресвященный Варлам, митрополит всея Русии. Преподобный же чясто его к себе призываа, и уча, и наказуя, како о братии попечение имети, и всем братиям отказа, веля им приходити на духовне к игумену Даниилу» (Там же. Стб. 492). О назначении Д. прп. Иосифом своим преемником говорится и в др., анонимном, Житии прп. Иосифа (ЧОИДР. 1903. Кн. 3. Отд. 2. С. 43, 46). Запись Нила (Полева) 1513/14 г. в списке Евангелия, данном им вкладом в б-ку Иосифова Волоколамского мон-ря (РГБ. Ф. 113. 39. Л. 1), также свидетельствует, что Д. фактически возглавил обитель еще при жизни прп. Иосифа (в записи Нил обращается к «игумену Даниилу, отцу нашему духовному, и всем соборным старцем»).

http://pravenc.ru/text/171216.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010