Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЛИНИК I [серб. Калиник Први] († 16(27).08.1710, Темешвар (ныне Тимишоара, Румыния)), патриарх Печский (1691-1710). В историографии есть 2 версии о происхождении К. Согласно источникам из Римской курии, он был греком, родственником великого драгомана Александра Маврокордата, представителя Османской империи на переговорах со Священной лигой в 1683-1699 гг. Эту версию, возможно, подтверждает поставление К. в Печского патриарха в К-поле (Вселенские патриархи периодически назначали иерархов в др. Поместные православные Церкви) и активное участие Маврокордата в делах К-польской Патриархии. В доказательство 2-й версии, согласно к-рой К. был овдовевшим священником из Скопье, приводят данные о том, что он не определял греческих священников на вакантные кафедры и приходы и был гоним тур. властями, а печский Худаверди-паша даже сажал его на цепь, что было бы невозможно при наличии сильных покровителей. К. был поставлен на Печский Патриарший престол после т. н. великого переселения сербов 1690 г., когда большое число сербов во главе с патриархом Печским Арсением III (Черноевичем) и неск. епископами перешли в земли Габсбургской империи. В то время как Арсений III на новых землях учредил Крушедольскую митрополию (см. Карловацкая митрополия ) и продолжал именоваться и выполнять функции патриарха, восшествие К. было расценено неканоническим, что спровоцировало раскол. Мн. иерархи, оставшиеся на османской территории, подчинялись патриарху Арсению. Именно к последнему в 1700 г. в венг. г. Сечуй приехал с просьбой совершить хиротонию буд. митр. Черногорский Даниил I (Петрович-Негош) . После смерти патриарха Арсения (1706) К. преодолел раскол при помощи епископов, с к-рыми поддерживал отношения, в т. ч. и Исаии (Джаковича) , возглавившего в 1708 г. Крушедольскую митрополию. В том же году лояльность К. выразил Черногорский митр. Даниил I и пригласил его в свою епархию. 18(29) мая 1710 г. в Немете К. издал грамоту об автономии Крушедольской митрополии и дал новому ее главе митр. Софронию (Подгоричанину) титул наместника и экзарха.

http://pravenc.ru/text/1320051.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКАКИЙ (14.03.1482-14.01.1567, Успенский Желтиков мон-рь), свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых), еп. Тверской и Кашинский. Основным источником сведений об А. является слово «О преставлении святого епископа Тверского Акакия и о житии его вкратце» (РНБ. Погод. 1564, XVI в.), написанное духовником А., известным рус. книжником архим. Вассианом Кошкой - свидетелем последних дней жизни святителя. Прямая речь, к-рую архим. Вассиан в изобилии приводит в слове «О преставлении», с большой долей вероятности передает подлинные слова А. и правдиво описывает повседневную жизнь и благочестие святителя. Слово «О преставлении» было написано, видимо, вскоре после кончины А., т. к. уже через год - в 1568 г. скончался архим. Вассиан. А. неоднократно упоминается в рус. летописях, его подпись стоит на документах церковных Соборов, монастырских жалованных грамотах. Согласно синодику Иосифова волоколамского мон-ря , отец А.- иерей Василий, мать - в монашестве Юлия (Титов А. А. Вкладные и записные книги Волоколамского монастыря. М., 1906. 154). Нек-рые исследователи неверно отождествляют А. с племянником прп. Иосифа Волоцкого - иноком Акакием. Монашеский постриг А. принял в Иосифовом волоколамском мон-ре от основателя обители. В 1517 г. А. был поставлен архимандритом Возмищенского мон-ря в Волоколамске. 30 марта 1522 г. митр. Московский Даниил «поставил во Тверь епископа Акакия». Тверская кафедра к тому времени была ок. года вдовствующей после кончины еп. Нила Грека ; † 1521). Сразу после хиротонии А. вместе с Собором архиереев ходатайствовал перед вел. кн. московским Василием III за опального кн. В. В. Шуйского, поставив свою подпись под крестоцеловальной записью. В 1539 г. участвовал в интронизации Всероссийского митр. Иоасафа , 3 года спустя - в интронизации митр. Макария . А. присутствовал на Соборах: в 1547 г., когда были причислены к лику святых еп. Арсений Тверской , прп. Макарий Калязинский , и в 1549 г., когда был канонизирован кн. Михаил Тверской и осужден бывш. чудовский архим. Исак Собака. В 1550 г., во время казанского похода Иоанна IV Васильевича , когда во Владимир к царскому войску отправился митр. Макарий, в Москве для управления Церковью остались архиеп. Ростовский Никандр и А. В 1551 г. А. присутствовал на Стоглавом Соборе . 16 июля 1551 г. он подписал с др. участниками Собора приговор о церковных пошлинах в Новгородской епархии. В 1553-1554 гг. А. присутствовал на Соборах, обличивших ересь М. Башкина и Ф. Косого, разбиравших сомнения посольского дьяка И. М. Висковатого относительно нек-рых сюжетов в рус. иконописи того времени. 3 февр. 1555 г. А. принимал участие в хиротонии первого архиеп. Казанского свт. Гурия (Руготина) .

http://pravenc.ru/text/63772.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Андрей; † до 1575), митр. Московский и всея Руси. Род. в Переславле-Залесском, был женат, служил священником; его духовным отцом был прп. Даниил Переяславский († 1540), предсказавший, что Андрей будет духовником московского государя. В 1550 г. Андрей стал протопопом Благовещенского собора Московского Кремля и духовником царя Иоанна IV Васильевича Грозного . В 1552 г. во время казанского похода сопровождал Иоанна Грозного и совершал богослужения о даровании победы рус. оружию. На пути в Казань, во Владимире, получил исцеление у мощей св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского . После взятия Казани участвовал в закладке ц. в честь Благовещения. В 1553 г. к протопопу Андрею обращался дьяк И. М. Висковатый со своими недоумениями об иконах. В 1554 г. протопоп Андрей крестил в Чудовом мон-ре царевича Иоанна Иоанновича (восприемником был митр. Московский свт. Макарий ), в 1555 г. присутствовал при хиротонии первого архиеп. Казанского свт. Гурия (Руготина) . В том же году в Москву был перенесен с Вятки чудотворный образ свт. Николая Великорецкого, к-рый «поновляли» митр. Макарий и протопоп Андрей. В 1561 г. протопоп Андрей сделал вклад в Троице-Сергиев мон-рь (его род записан в монастырском пергаменном синодике). В 1562 г. принял монашество в Чудовом мон-ре с именем А. После кончины митр. Макария, 9 февр. 1564 г., был созван Собор, на к-ром митрополит Московский и всея Руси получил право носить белый клобук, подобно архиепископу Новгородскому, и скреплять грамоты печатями красного воска, подобно архиепископу Казанскому. 24 февр. 1564 г. А. был избран и 5 марта поставлен митрополитом Московским. При избрании А. получил от царя грамоту (подтвержденную царем Борисом Феодоровичем Годуновым Патриарху св. Иову в 1589), в к-рой сказано, что все люди, служащие митрополиту (Патриарху) и живущие на его землях и землях его мон-рей, подлежат только суду митрополита (Патриарха), кроме дел о душегубстве; кроме того, митрополичьи (Патриаршие) крестьяне освобождались от ряда повинностей. При А. прекратилось участие Главы Рус. Церкви в решении вопросов гос. управления. В 1564 г. вместе с царской семьей А. посетил Переславль и освятил соборный храм в переславль-залесском во имя вмч. Никиты мон-ре , построенный на пожертвования Иоанна Грозного. Затем царь и митрополит отправились в Троице-Сергиев мон-рь, где молились у мощей прп. Сергия Радонежского . Среди поставленных А. архиереев можно назвать архиеп. Казанского свт. Германа (Садырева-Полева) , хиротонисанного 12 марта 1564 г.

http://pravenc.ru/text/76870.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ (Доровских Александр Григорьевич; род. 27.12.1960, Воронеж), митр. Курганский и Белозерский. Из семьи рабочих. В 1978 г. окончил среднюю школу в Воронеже. Работал слесарем-сборщиком в Научно-исследовательском ин-те полупроводникового машиностроения. В 1979-1981 гг. проходил срочную службу в Советской Армии. По окончании в 1984 г. Одесской ДС поступил в МДА. В марте 1985 г. вступил в братию ТСЛ. 20 июня 1985 г. наместником архим. Алексием (Кутеповым) пострижен в монашество с именем Даниил в честь св. блгв. кн. Даниила Московского. 3 июля того же года Владимирским и Суздальским архиеп. Серапионом (Фадеевым) рукоположен во диакона, 28 авг. 1986 г.- во иерея. В 1988 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия за соч. «Духовный писатель XVI в. Василий-Варлаам и его литературное наследие». 26 марта того же года возведен в сан игумена. С 19 июля 1988 г. нес послушание благочинного ТСЛ. 19 дек. 1989 г. возведен в сан архимандрита. 11 нояб. 2001 г. в Москве в храме Христа Спасителя Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил хиротонию Д. во епископа Южно-Сахалинского и Курильского. За время архиерейского служения Д. была проведена реконструкция кафедрального Воскресенского собора Южно-Сахалинска: устроены хоры, увеличена площадь трапезной, притвора, построена колокольня. Были открыты домовый храм во имя вмч. Пантелеимона при Сахалинской обл. больнице (2002) в Южно-Сахалинске и ц. во имя св. блгв. кн. Даниила Московского в с. Малокурильском на о-ве Шикотан (2003), была воздвигнута деревянная часовня во имя св. блгв. кн. Александра Невского на о-ве Кунашир (2006). Всего было открыто более 15 храмов и часовен. В 2002 г. организованы епархиальные курсы по подготовке псаломщиков, руководителей церковных хоров и преподавателей воскресных школ. В 2004 г. открыт Центр дистанционного обучения ПСТГУ. Под рук. Д. в епархии ведется большая патриотическая работа, в епархиальном управлении организован отдел по работе с Вооруженными силами РФ; в связи с активизацией неправославных религиозных движений большую работу ведет миссионерский отдел.

http://pravenc.ru/text/171252.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРБАНАССКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Арбанасский мон-рь в честь Успения Богородицы Арбанасский мон-рь в честь Успения Богородицы [болг. Арбанашки манастир «Пресвета Богрдица»], Велико-Тырновской митрополии Болгарской Православной Церкви. Расположен на северо-западе с. Арбанаси Велико-Тырновского р-на. Достоверных сведений об основании А. м. не сохранилось, возможно, он существовал еще до завоевания Болгарии османами. Предание относит начало истории мон-ря ко времени основания Второго Болгарского царства, когда в крепости Каменец была выстроена церковь. До 1688 г. (по дате обновления, зафиксированной в ктиторской надписи) был построен небольшой храм в честь Успения Пресв. Богородицы, действовавший как приходской, и параклис (придел) Св. Троицы (до 1703), расположенный в сев. части наоса. В 1716 г. в храме нашел убежище иером. Троянского мон-ря Даниил, преследуемый Ловчанским еп. Дионисием, посланникам к-рого Даниил не позволил совершать богослужение на греч. языке. Вскоре вокруг иером. Даниила собралась братия и было положено начало новому мон-рю. По преданию, в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XVIII в. здесь нек-рое время укрывался иерей Стойко Владиславов (позже еп. Врачанский Софроний ), спасавшийся от преследования османских властей. В 1798 г. мон-рь был разграблен и разрушен кирджалийскими разбойниками. В 1836 г., по сообщению храмовой эпиграфики, восстановлен на пожертвования митр. Тырновского Илариона. После землетрясения 1913 г. мон-рь прекратил свое существование и уцелевший храм вновь получил статус приходского. По инициативе Тырновской митрополии в 20-х гг. XX в. в А. м. был учрежден летний дом отдыха для детей. В 1945 г. мон-рь был открыт как жен.; в наст. время в нем проживает 1 монахиня. Иллюстрация к Псалму 150. Роспись ц. Успения Богородицы. 1688 г. Иллюстрация к Псалму 150. Роспись ц. Успения Богородицы. 1688 г. Ц. Успения Богородицы - небольшой (22,10 ´ 9,50 м) однонефный, одноапсидный храм с нартексом; в сев.

http://pravenc.ru/text/75846.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ (Чоботя Дан-Илие; род. 22.07.1951, с. Добрешти, совр. жудец Тимиш, Румыния), архиеп. Бухарестский, митр. Мунтенский и Добруджийский, патриарх Румынский. 3-й ребенок в семье учителя Алексие и Стелы Чоботя. Начальную школу окончил в родном селе (1958-1962), гимназию - в Лэпушнике (1962-1966). В 1966 г. начал учиться в лицее в Бузиаше, закончил обучение в лицее г. Лугож (1967-1970). Высшее образование получил в Богословском ин-те при ун-те г. Сибиу (1970-1974), подготовив диплом по богословию НЗ. В 1974-1976 гг. работал над докт. диссертацией в Богословском ин-те при Бухарестском ун-те под рук. проф. и свящ. Думитру Стэнилоаэ. Продолжил учебу на фак-те протестант. теологии в Ун-те гуманитарных наук в Страсбурге (Франция; 1976-1978) и на фак-те католич. теологии в ун-те Фрайбурга (Германия; 1978-1980). В июне 1979 г. в ун-те Страсбурга защитил докт. дис. «Réflexion et vie chrétiennes aujourd " hui: Essai sur le rapport entre la théologie et la spiritualité». Расширенный вариант диссертации под названием «Богословие и христианская духовность: Отношения между ними и современная ситуация» на соискание степени доктора правосл. богословия был представлен и успешно защищен в окт. 1989 г. в Богословском ин-те при Бухарестском ун-те. 6 авг. 1987 г. был пострижен в монашество в мон-ре Сихэстрия, с окт. 1988 г. протосинкелл. С сент. 1988 по март 1990 г. исполнял обязанности советника Румынского Патриарха. 4 марта 1990 г. был хиротонисан во епископа и стал викарным епископом Лугожским в Тимишоарской архиепископии. 7 июня был выбран и 1 июля того же года возведен во архиепископа Ясского и митрополита Молдавского и Буковинского. Д.- председатель Комиссии Свящ. Синода Румынской Православной Церкви по богословию и литургике, представитель Синодальной комиссии по религ. образованию, член Национальной комиссии по историческим памятникам. В 1991-1998 гг. Д. был членом ЦК ВСЦ, с 1990 г.- членом президиума и ЦК КЕЦ.

http://pravenc.ru/text/171262.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗВЕНИГОРОДСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Московской епархии РПЦ, названо по г. Звенигороду (Московская обл.). Первым Звенигородским епископом в летописях под 1382/83-1397 гг. назван Даниил , бывш. епископ Смоленский, в нач. 80-х гг. из-за своей промосковской позиции вынужденный переехать из Смоленска в Москву (ПСРЛ. Т. 8. С. 52, 61; Т. 11. С. 94, 95, 116, 122, 126; Т. 15. Вып. 1. Стб. 155; Т. 18. С. 134, 138; Присёлков М. Д. Троицкая летопись. М.; Л., 1950. С. 425, 433, 434; в летописях Даниил может титуловаться как епископом Звенигородским, так и епископом Смоленским). Кратковременное возрождение Звенигородской кафедры в кон. XVII в. стало одним из эпизодов предполагавшегося переустройства епархиальной системы Русской Церкви. 6 нояб. 1681 г. во епископа Звенигородского был хиротонисан ученик патриарха Никона архим. Никита (Тотемский) , настоятель Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . Епископ должен был жить в Москве, на его содержание были выделены вотчины архиепископов Архангельских (архиереев, служивших при Архангельском соборе Московского Кремля) (РГАДА. Ф. 210. Разрядный приказ. Столбцы Моск. стола. Стб. 628. Л. 3287). Однако уже в дек. 1681 г. еп. Никита был назначен на Коломенскую и Каширскую кафедру. З. в. было учреждено в 1921 г. 13 авг. во епископа Звенигородского, викария Московской епархии, был хиротонисан сщмч. Николай (Добронравов) . В 1922 г. архиерей был арестован и выслан в г. Усть-Сысольск Вологодской губ. (ныне Сыктывкар), в 1923 г. в сане архиепископа назначен на Владимирскую и Суздальскую кафедру. В мае 1927 г. архиепископом Звенигородским, управляющим Московской епархией, был поставлен Филипп (Гумилевский) , с 18 мая того же года он являлся членом Временного Патриаршего Свящ. Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергии (Страгородском) . Архиеп. Филипп жил в Москве, где был арестован 8 или 18 февр. 1931 г. В 1934-1943 гг. существовало обновленческое З. в., во главе его стояли: «архиепископ» Иоанн (Острогожский; июль 1934 - февр. 1935, являлся настоятелем Спасского собора в Москве), «епископ» Сергий (Ларин; 11 окт. 1941 - 5 мая 1943, с 8 мая 1942 исполнял обязанности председателя обновленческого Московского епархиального управления), «архиепископ» Андрей (Расторгуев; 1943).

http://pravenc.ru/text/182747.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История агиографии ДАНИИЛ III Баньский, Младший (ок. 1350 - кон. 90-х гг. XIV в.), патриарх Сербский (1390/91 - не позднее 1400), агиограф, гимнограф ДЕЛЕЭ Ипполит (1859 - 1941), бельг. ученый-агиолог, историк Церкви, монах-иезуит, член об-ва болландистов ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДРАГАНОВА МИНЕЯ [Зографский трефологий] (кон. XIII в.), праздничная, с месяцесловом и избранными проложными Житиями; памятник болг. языка и лит-ры, муз. культуры, книгописания и книжной иллюминации ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ (2-я пол. XIV в.- после 1443), иером., агиограф, прп. (пам. в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕРМОЛАЙ [в иночестве Еразм] (1-я четв. XVI в. - после сер. 60-х гг. XVI в.), богослов, полемист, агиограф ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА раздел христианской лит-ры, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей ЗИНОВИЙ (кон. XV в. (?) - 1571/72 (?)), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Отенский, инок Отенского муж. мон-ря близ Новгорода, богослов-полемист, агиограф ИАКОВ ИЗ ВАРАЦЦЕ [Ворагинский, из Ворагина] (ок. 1226 или 1230 - 1298), архиеп. Генуэзский, блж. Римско-католической Церкви (пам. 13 июня), доминиканец, агиограф, церковный историк ИОАНН ЭФЕССКИЙ (ок. 507 - после 585 (по др. данным, 589)), еп. Асии (558-571), монофизит, церковный историк и агиограф ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКИЙ ПАТЕРИК Иосифо-Волоколамский патерик, сб. рассказов о святых и нравоучительных повестей, созданный в 1-й пол. XVI в. в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре «ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛЕГЕНДА» «Итальянская легенда», название, к-рое исследователи дали рассказу о равноапостольных Кирилле и Мефодии, об обретении ими останков римского еп. (папы) сщмч. Климента I

http://pravenc.ru/rubrics/122304_2.html

Феодор (Поздеевский Александр, в схиме Даниил), архп. б.Волоколамский вик.Московской епархии Родился 21 марта 1876 года в Костромской епархии. В 1896 г. по окончании Костромской духовной семинарии, поступил в Казанскую духовную академию. В 1900 году пострижен в монашество. В этом же году окончил академию со степенью кандидата богословия, рукоположен во иеромонаха и оставлен профессорским стипендиатом. С 1901 г. – преподаватель Калужской духовной семинарии. С 1902 г. инспектор Казанской духозной семинарии. В 1903 г. – удостоен степени магистра богословия. С 1904 г. – ректор Тамбовской духовной семинарии в сане архимандрита. С 1906 г. – ректор Московской духовной семинарии. С 19 авг.1909 г. – ректор Московской духовной академии. 14 сентября 1909 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, вик.Московской епархии. Хиротония состоялась в Москве в храме Христа Спасителя. Чин хиротонии совершал митр.Московский Владимир в сослужении других иерархов. Оставался ректором Московской академии. С 1914 года – почетный член Казанской духовной академии. I мая 1917 года назначен настоятелем Даниловского монастыря г·юосквы· В обновленческом журнале «Сибирская Церковь » за 1922 г., 2, стр.15 помещена заметка, ни на чем не основанная, об епископе Феодоре (Поздеевском) о том, что он увольняется от должности с признанием нежелательности пребывания его в пределах Московскойепархии. В октябре 1923 года Святейшим Патриархом Тихоном назначен управляющим Петроградской епархией с возведением в сан архиепископа. Назначение не принял и, оставаясь архиепископом, возглавлял оппозицию против Патриарха Тихона и митрополита Сергия, именуемых «даниловскими» и «феодоровскими» группировками, не порывая, однако, с ними (Патриархом и митрополитом) молитвенно- канонического общения. С 1924 года епархией по управлял. Незадолго до своей кончины принял схиму с именем своего покровителя преп.Даниила Московского, оставаясь однако в оппозиции. Скончался в конце сороковых годов вне Москвы, примиренным с митрополитом Сергием

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОМИРЬЕ Гомирье [серб. Гoмupje], жен. мон-рь с ц. во имя св. Иоанна Крестителя Горно-Карловацкой епархии Сербской Православной Церкви. Находится на севере Хорватии близ г. Огулин. Назван по с. Гомирье, существовавшему еще до расселения в этих местах сербов на рубеже XVI и XVII вв. Время возникновения мон-ря иногда связывают с митр. Дабро-Босанским Гавриилом (Аврамовичем; 1578-1588) (Српски jepapcu. С. 97). В диптихе Г. основание мон-ря отнесено к 1557 г. В нач. XVII в. в опустевшее Г. по просьбе серб. населения из мон-ря Крка пришли монахи Авксентий (Бранкович), Виссарион (Вучкович) и Мардарий (Орлович). Вероятно, именно с ними связано возникновение рукописи Евангелия учительного, переписанного в 1590 г. в мон-ре Крка, а потом долгое время хранившегося в Г. (Загреб, Исторический музей Хорватии. Ф. Гомирье, 1). К 1602 г. относится строительство деревянной ц. во имя св. Иоанна Крестителя. 27 сент. 1619 г. гр. Вук Франкопан дал мон-рю дарственную, а в 1621 г. он построил в мон-ре дозорную башню для предупреждения тур. нападений. С 1609 г. Г. подчинялся епископу с кафедрой в мон-ре Марча , его насельники неск. раз возглавляли кафедру, напр. Василий (Предоевич; 1644-1648). Когда в 1671 г. вместо правосл. епископа насильно был поставлен униатский, Г. стал центром сопротивления унии, насаждаемой австро-венг. властями. В этот период при мон-ре действовала школа. Еп. Карловацко-Сеньско-Приморский Даниил (Люботина ; 1713-1739), бывший до избрания игуменом Г., между 1718 и 1722 гг. заменил деревянный храм мон-ря каменным, с удлиненным основанием с полукруглой апсидой и узкой припратой, увенчанным крестообразным сводом, и освятил его в 1730 г. В 1719 г. он перестроил башню Франкопана в братский корпус. В 1747 г. на монастырском кладбище была построена часовня в честь Успения Пресв. Богородицы, освященная митр. Карловацким Павлом (Ненадовичем ; 1749-1768). Разрушена в кон. XIX в. В XVII-XVIII вв. в Г. предположительно действовал скрипторий, снабжавший книгами церкви Горно-Карловацкой епархии. Известно имя переплетчика - мон. Феодор Гомирац. В 1771 г. в монастырской б-ке было 50 рукописных книг, к сер. XIX в. их число сократилось до 18. В авг.-сент. 1941 г. в Г. было изъято 14 рукописей 1-й пол. XVI - кон. XVIII в. С послевоенного времени это рукописное собрание Г. находится в Историческом музее Хорватии в Загребе ( Мошин В. рукописи Nobujechor мyзeja Хрватске и Копитареве збирке. Београд, 1971. 1. С. 16-17, 19-21, 24-25, 28-31, 43-44, 53-54, 74-78, 82-87, 101, 108; 7, 10-12, 16, 22, 24, 26, 38, 48, 71, 73, 79, 89).

http://pravenc.ru/text/166117.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010