Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИХАИЛ Поставление Михаила во епископа Смоленского. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 181) Поставление Михаила во епископа Смоленского. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 181) († 6.05.1402, Троице-Сергиев мон-рь), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), еп. Смоленский (зима 1382/83 - весна 1396). Основные биографические сведения о М. сохранились в лаврентьевско-троицкой группе летописей, Житиях преподобных Сергия Радонежского , Кирилла Белозерского и свт. Стефана Пермского , а также в «Хожении», написанном мон. Игнатием Смольянином (о поездке митр. Пимена в К-поль). Принял постриг в Троице-Сергиевом мон-ре (см. Троице-Сергиева лавра ), в 1377-1383 гг.- был иеромонахом Симонова Старого московского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря . В Симоновом мон-ре по поручению игум. прп. Феодора (см. Феодор, свт. , архиеп. Ростовский) стал наставником прп. Кирилла Белозерского. Мнение, что М. был учеником прп. Феодора ( Никон (Рождественский). 1904. С. 211), источниками не подтверждается. Зимой 1383/84 г. был хиротонисан в Москве митр. Пименом во епископа Смоленского одновременно со свт. Стефаном, ставшим епископом Пермским (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 149). Его предшественник еп. Даниил вынужден был покинуть Смоленскую кафедру и уехать в Москву, и с 1382/83 г. Даниил пребывал в Москве с титулом епископа Звенигородского. М. поддерживал политику Смоленского вел. кн. Святослава (Севастиана) Иоанновича, его детей Смоленских вел. князей св. блгв. Глеба Святославича и Георгия (Юрия) Святославича и племянника кн. Ивана Васильевича († 29 апр. 1386), направленную на независимость Смоленского вел. княжества от притязаний Литовского великого княжества (ВКЛ), а также на союз с Московским великим княжеством . 29 апр. 1386 г., после поражения и гибели старших представителей рода Смоленских великих князей в битве с литовско-рус. ратью на р. Вехре (ныне Вихра) под Мстиславлем, положение М. в Смоленске осложнилось. В 1388 г. он был вынужден выехать в Москву.

http://pravenc.ru/text/2563464.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАСАФ (Скрипицын; † 27.07. 1555, Троице-Сергиев мон-рь), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), бывш. митр. всея Руси. Принадлежал к известному с сер. XV в. роду Скрипицыных, вероятно детей боярских (среди свидетелей закладной кабалы, данной ок. 1447-1455 старцу Троице-Сергиева мон-ря Геронтию (Лихареву) Васюком Ногой Есиповым, упом. Казак Скрипицын - АСЭИ. T. 1. С. 448. 465). Нек-рые родовые вотчины Скрипицыных перешли к Троицкому мон-рю в качестве вкладов. По всей видимости, буд. митрополит принял постриг в Троицкой обители. И. отмечен в актах 1526/27 г. как старец, участвовавший в межевании монастырских земель в Переславском и Московском уездах (Акты Рус. гос-ва: 1505-1526 гг. М., 1975. 300. С. 299; 302. С. 300-301). Свт. Иоасаф, митр. Московский. Роспись алтаря ц. Покрова Пресв. Богородицы в МДА. 1988 г. Свт. Иоасаф, митр. Московский. Роспись алтаря ц. Покрова Пресв. Богородицы в МДА. 1988 г. В 1529 г. митрополит Даниил поставил И. игуменом Троице-Сергиева мон-ря. Очевидно, новый настоятель пользовался особым доверием вел. кн. Василия III Иоанновича . 4 сент. 1530 г. И. крестил новорожденного наследника - Иоанна IV Васильевича . 3 нояб. 1533 г. на Московском подворье Троицкого монастыря вместе с прп. Даниилом Переславским И. крестил 2-го сына вел. князя - Юрия. Согласно летописной Повести о болезни и смерти Василия III, 3 дек. 1533 г. смертельно больной вел. князь обратился к приехавшему в столицу И. с просьбой, не уезжая из Москвы, молиться «о земском строении, и о сыне моем Иване, и о моем согрешении» (БЛДР. 2000. Т. 10. С. 36). И. участвовал в монашеском пострижении вел. кн. Василия III перед его кончиной, совершенном митр. Даниилом. Автор Похвального слова Василию III характеризует И. как «мужа повсюду добродетелна и в всякой вещи беззазорна» ( Розов Н. Н. Похвальное слово вел. князю Василию III//АЕ за 1964 г. М., 1965. С. 285).

http://pravenc.ru/text/578036.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОЛОСОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Владимирской и Суздальской епархии) находится в 17 км к северо-западу от Владимира, у р. Колочки, в Собинском р-не Владимирской обл. По преданию, основан на месте капища Велеса в начальный период христианизации Ростово-Суздальской земли. Впервые упоминается в писцовой книге 1498/99 г. (АФЗХ. 1951. Вып. 1. С. 151). Согласно справке настоятеля В. м., составленной в 1781 г. по рассказам «окрестных старожителей», «место, где теперь монастырь, лежало впусте близ сухого болота, где вырастали кочки, обраставшие травою, называемою волосатик, между теми кочками якобы явился образ Николая Чудотворца, почему-де как церковь перенесена на то кочковатое место, тогда ж так и являемый образ Николая Чудотворца в оной церкви поставлен... и оттуда монастырь называется Волосов». По преданию, образ свт. Николая неоднократно покидал храм и «являлся на дереве висящим на волосах». Волосов монастырь во имя свт. Николая. Фотография. 2004 г. Волосов монастырь во имя свт. Николая. Фотография. 2004 г. В XV-XVI вв. В. м. был общежительным домовым митрополичьим, с 1589 г.- Патриаршим, в 1721-1764 гг.- синодальным. В писцовой книге 1498/99 г. среди монастырских насельников указываются игумен, иеромонах, 2 белых священника и 2 диакона. Согласно жалованной грамоте Московского митр. Варлаама , в 1511 г. помимо священников и диаконов в В. м. служили пономарь и «проскурница». В 20-х гг. XVI в. игум. Пафнутий и братия В. м. жаловались Московскому митр. Даниилу на пресвитеров и диаконов, к-рые оставляли у себя приносимые в мон-рь пожертвования, а не отдавали в казну. В ответ митр. Даниил направил в В. м. «Послание... о благочестии и крепости монастырского устава», в к-ром помимо общих правил общежития остановился на актуальных для В. м. проблемах. Митрополит заповедовал игум. Пафнутию поручить сбор пожертвований «добрым духовным старцам», запретил насельникам провожать за ограду мон-ря приходящих «христолюбцев» и выпрашивать милостыню. Пресвитеры и иноки, уличенные в лихоимстве, должны были подвергаться различным взысканиям. В 1715 г. в В. м. жили 20 монашествующих, в сер. XVIII в.- 6, в 1763 г.- 4 монаха, 2 вдовых белых священника, диакон, пономарь, псаломщик, служители, а также 9 военных на «пропитании».

http://pravenc.ru/text/155175.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ (Сеченов Даниил Андреевич; 6.12.1709, близ Москвы - 14.12.1767, Москва), митр. Новгородский и Великолуцкий. Род. в дворянской семье, крещен в честь прп. Даниила Столпника. Первоначальное образование получил в доме отца, затем учился в московской Славяно-латинской академии. В кон. 1729 или нач. 1730 г., будучи студентом, был пострижен в рясофор с именем Дисидерий, рукоположен во диакона и назначен казначеем Заиконоспасского московского в честь Нерукотворного образа Спасителя муж. мон-ря . 17 марта 1731 (по др. сведениям, 1735) г. пострижен в мантию, 24 нояб. того же года (по др. сведениям, 1735) рукоположен во иерея. По окончании курса обучения оставлен при академии учителем «фары» - первого класса, 29 сент. 1738 г. назначен академическим проповедником. С 4 дек. 1738 г. архимандрит, исполняющий обязанности настоятеля свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря и управляющий делами новокрещеных Казанской епархии. Димитрий (Сеченов), митр. Новгородский и Великолуцкий. Гравер Ф. Алексеев. Ок. 1843 г. (ГПИБ) Димитрий (Сеченов), митр. Новгородский и Великолуцкий. Гравер Ф. Алексеев. Ок. 1843 г. (ГПИБ) Указом имп. Анны Иоанновны от 11 сент. 1740 г. «для умножения христианского закона и священного утверждения в вере» Д. был назначен главой Конторы новокрещенских дел, проповедником среди иноверцев Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской епархий. Согласно донесению Д. в Святейший Синод в 1741 г., в Казанской и Нижегородской губерниях «разных народов иноверцы целыми деревнями и всеми уездами… все до единого человека святым крещением просветились» (Там же. С. 916). За 1741-1742 гг. число обращенных в Православие составило более 17 тыс. чел. (за 1719-1730 в Казанской епархии крестились всего 2160 чел.). Для новообращенных построено 30 церквей, поскольку большая часть их проживала вдалеке от рус. сел с храмами. Для строительства Коллегия экономии выделила 45 тыс. р. Одновременно Синод рекомендовал заставлять самих новокрещеных строить церкви бесплатно; был определен и штат священнослужителей: «на каждые 250 дворов... 2 священника, по 1 дьякону и по 3 церковника». По распоряжению Д. крестившимся «за восприятие святого крещения... давать каждому по кресту медному... да по одной рубахе с порты... по сермяжному кафтану с шапкою и рукавицы, обуви чирики с чулками... кто познатнее... кресты серебряные... кафтан из сукон крашеных... ценою по 50 копеек за аршин».

http://pravenc.ru/text/178171.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Петр (Арихара Дзиро), еп. Иокагамский, викарий Токийской епархии. Фотография. Кон. XX в. Петр (Арихара Дзиро), еп. Иокагамский, викарий Токийской епархии. Фотография. Кон. XX в. (Арихара Дзиро; 8.08.1931, Саппоро, Япония - 10.05.2000, Токио), еп. Иокогамский, избранный предстоятель Японской Автономной Православной Церкви . Из синтоистской семьи. В школьные годы у него появился правосл. друг, к-рый привел его к христ. вере. В 1946 г. Арихара Дзиро принял крещение в храме в честь Преображения Господня в Саппоро с именем Кирилл. В 1954 г. он поступил в Свято-Владимирскую духовную семинарию в США (в 1946-1970 православные приходы Японии находились в юрисдикции Митрополичьего округа в Северной Америке ). В 1958 г. окончил семинарию и вернулся на родину. По настоянию Японского архиеп. Иринея (Бекиша) окончил последний курс Токийской ДС. 19 янв. 1961 г. Токийским архиеп. Никоном (Греве) в Воскресенском соборе Токио рукоположен во диакона и 24 янв.- во иерея. С 1961 по 1965 г. служил священником в токийском Воскресенском соборе. С дек. 1965 г. настоятель Покровской ц. в г. Суйта. В 1966-1967 гг. также временно окормлял приход в Киото. В 1970 г. свящ. Кирилл Арихара возглавил консисторию Японской Автономной Православной Церкви и вновь образованную канцелярию Киотоской и Западнояпонской епархии . В авг. 1977 г. назначен настоятелем Преображенской ц. в г. Саппоро. 24 сент. 1978 г. был возведен в сан протоиерея. Овдовел. 14-15 июня 1999 г., после кончины предстоятеля Японской Церкви архиеп. Токийского, митр. всея Японии Феодосия (Нагасимы), на совещании клира Японской Автономной Православной Церкви были избраны 3 кандидата на замещение вакантных кафедр в Японии: вдовствующие протоиереи Кирилл Арихара и Иуда Нусиро (ныне митрополит Токийский и всея Японии Даниил (Нусиро) ) и свящ. Андрей Цудзиэ (ныне архиеп. Сендайский и Восточнояпонский Серафим (Цудзиэ) ). Кандидатов было решено представить священноначалию РПЦ. 11-12 июля 1999 г. внеочередной Поместный Собор Японской Церкви в присутствии представителя РПЦ Калужского и Боровского архиеп. Климента (Капалина ; ныне митрополит) единогласно утвердил решение совещания клира и постановил представить патриарху и Синоду РПЦ кандидатов на замещение архиерейских кафедр. В авг. того же года вместе с др. кандидатами прот. Кирилл Арихара посетил Россию, в течение месяца они знакомились с жизнью Русской Церкви. 20 авг. в Троицком соборе Троице-Сергиевской лавры прот. Кирилл Арихара пострижен в монашество с наречением имени в честь свт. Петра, митр. Московского. 6 сент. возведен в сан игумена.

http://pravenc.ru/text/2580298.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Находился в Москве. Основание мон-ря в кон. XIII - нач. XIV в. доказано благодаря археологическим раскопкам под рук. Л. А. Беляева в 70-80-х гг. XX в. и реставрации (архитекторы Б. П. Дедушенко, Н. И. Даниленко) монастырского собора кон. XVII в., которые открыли 2 древних каменных здания и дали убедительный материал для построения хронологии обители, изменив и обогатив ее архитектурную и культурную историю. История Поздняя историческая традиция приписывает основание М. Б. м. св. кн. Московскому Даниилу Александровичу . Исследователи, опираясь на историческое сказание о начале М. Б. м. из его «домовой» копийной книги 1680-1682 гг., по-разному определяют это время. Еп. Дмитровский Никодим (Белокуров) временем устроения обители считал 1296 г., акад. М. Н. Тихомиров - 1292 г. Однако основание М. Б. м., по-видимому, следует датировать более широко: кон. XIII - нач. XIV в., но не позднее 1303 г., когда скончался вел. кн. Даниил Александрович и, согласно сказанию, по его приказу «сия пречестная обитель Богоявления во дни государства его сделана и церкви возграждены деревянные, и келии». Существование кладбища XIII в. на месте буд. М. Б. м. позволяет предполагать, что здесь стояла приходская церковь, к-рую позже сменил монастырский собор. Однако точной даты основания монастыря археология не называет. М. Б. м. стоял на возвышенном плато к востоку от Кремля, недалеко от начала большой дороги (впосл. Никольская ул.) и ближе к р. Неглинной, чем к Москве-реке. Сев. сторона стен М. Б. м. с воротами выходила на торговую дорогу из Москвы в Ростов, а западная - к стенам Кремля. Именно здесь до кон. XVII в. имелся вход в обитель. Пострижение будущего свт. Алексия, митр. Московского, в Богоявленском мон-ре. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 733) Пострижение будущего свт. Алексия, митр. Московского, в Богоявленском мон-ре. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 733) С XIV в. М. Б. м. стал привлекать знатных и богатых горожан, принявших решение уйти в обитель. Согласно Житию прп. Сергия Радонежского, ок. 30-40-х гг. XIV в. в обители проживал авторитетный инок Геронтий. В мон-ре нес послушание и, возможно, принял постриг сын боярина Федора Бяконта Елевферий (впосл. митрополит всея Руси Алексий ). До 1342-1344 гг. здесь вместе с прп. Стефаном Радонежским они пели на клиросе. М. Б. м. оказался в самом центре политической и социально-экономической жизни Московского великого княжества . К мон-рю благоволили не только влиятельные светские и духовные лица, но и Калитовичи. От Калитовичей, потомков тысяцких Вельяминовых, московских бояр и других вкладчиков М. Б. м. получал земельные и промысловые владения, щедрые денежные и имущественные вклады. В 1382-1571 гг. М. Б. м. неоднократно разорялся во время ордынских нашествий на Москву.

http://pravenc.ru/text/2564200.html

[Бурейк, Барик; ад-Димашки; араб.      ] (нач. XVIII в., Да-маск - после 1781), свящ., правосл. араб. летописец. Сведения о жизни М. Б. скудны и реконструируются по случайным упоминаниям в его трудах. Он жил в Дамаске. Предположительно в сент. 1748 г. вакиль (наместник) Антиохийского патриарха Сильвестра Никифор, митр. Баяса, рукоположил М. Б. во диакона, потом - во священника. В 1750 г. он оставил М. Б. в Дамаске вакилем на время своего отъезда в Рашайю (Юж. Ливан), а по возвращении возвел его в сан хури (пресвитерский сан более высокого ранга) и протопопа. При патриархе Филимоне в нач. 1767 г. М. Б. нек-рое время снова выполнял обязанности вакиля, видимо в связи с отбытием патриарха из Дамаска для объезда епархий. В 1768 г. патриарх Даниил назначил М. Б. экономом-настоятелем Сайднайского монастыря (эту жен. обитель периодически возглавляли настоятели-мужчины в священническом сане). Через год, однако, М. Б. оставил свой пост, ссылаясь на тяготы управления. В собрании Сайднайского мон-ря хранятся неск. книг, переписанных М. Б. или пожертвованных в обитель в его настоятельство. Из колофонов этих рукописей явствует, что М. Б. занимал пост настоятеля и в 1773 г. Тематика переписанных им книг указывает на достаточно высокий уровень его образования и широту интересов. В частности, в авг. 1773 г. М. Б. вложил в мон-рь книгу-автограф о порядке расчета пасхального цикла с приложением таблицы дат Пасхи почти на 200 лет вперед (до 7468 от Сотворения мира=1960 по Р. Х.). М. Б. был свидетелем и в нек-рых случаях непосредственным участником мн. событий церковно-политической жизни региона - противостояния правосл. и униат. общин Антиохийской Церкви (см. в ст. Мелькитская католическая Церковь ), политических потрясений времен русско-тур. войны 1768-1774 гг. и сопутствовавших ей сепаратистских движений в ближневосточных османских провинциях. М. Б. умер, видимо, вскоре после 1781 г., на к-ром заканчивается последняя из его летописей (в ее издании окончание ошибочно датировано 1782 годом, и эта датировка часто встречается в научной лит-ре в качестве terminus post quem для кончины М. Б.).

http://pravenc.ru/text/2563726.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Герман Зосимовский, прп. - житие ГЕРМАН (Гомзин Гавриил Семенович; 20.03.1844, г. Звенигород Московской губ.- 30.01.1923, Зосимова пуст., Александровский у. Владимирской губ.), прп. (пам. 17 янв.), схиигум., устроитель Зосимовской школы старчества. Отец в 1853 г. поступил в Черниговско-Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры; дядя, иером. Даниил, подвизался в Саввино-Сторожевском мон-ре. После смерти матери Гавриила с 4 лет воспитывала тетя - сестра отца М. М. Бабкина. Начальное образование он получил в церковноприходской школе. С 10 до 18 лет обучался живописи у разных мастеров в Москве. В отроческом возрасте изучал труды святителей Тихона Задонского и Димитрия Ростовского. 19 сент. 1859 г. у постели умиравшего отца, рясофорного монаха, мысленно попросил благословения идти в мон-рь. Через 2 года переехал в С.-Петербург, где укрепился в желании принять монашество. Прп. Герман Зосимовский. Икона. Ок. 2000 г. (Зосимова пуст.) 20 февр. 1868 г. поступил в Черниговско-Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры, 25 июня 1870 г. облечен в рясофор. Находился в послушании у иером. Тихона, затем у иеросхим. Александра Гефсиманского, писал иконы Черниговской Божией Матери (помещена на колокольне скита), Скорбящей Божией Матери (помещена в притворе собора Черниговской Гефсиманской иконы Божией Матери над пещерами) и др., отреставрировал иконы пещерного храма архистратига Михаила и Небесных сил бесплотных, образы и роспись часовни Иверской Божией Матери. 29 нояб. 1877 г. пострижен в мантию с именем в честь свт. Германа. В поисках духовного окормления вступил в переписку с валаамскими старцами и свт. Феофаном Затворником. 5 июля 1880 г. Московским и Коломенским митр. Макарием (Булгаковым) рукоположен в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры во диакона, 17 авг. 1885 г. стал иеромонахом. По благословению свт. Феофана Затворника стал духовником иноков Черниговско-Гефсиманского скита (утвержден в должности 6 марта 1892); 20 окт. 1893 г. назначен духовником больницы и богадельни. 28 сент. 1894 г. награжден набедренником.

http://pravicon.com/info-2072

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Казанские свв. - житие Казанские святые общероссийского почитания XIII век св.мч. Авраамий Болгарский +1229 XIV век св. мч. Феодор Философ Болгарский +1323 XVI век св.мч. Иоанн Казанский +1529 св.мч. Петр Казанский +1552 св. мч. Стефан Казанский +1552 св.мч. Борис (Салтыков) св.мч. Иаков (Евстафьев) св.мч. Феодор (Чуркин) св.мч. Сильван (Васильев) св.мч. Феодор (Баклановский) св.мч. Василий (Константинов) + 1552-53 св.мч. Феодор (Константинов) св.мч. Димитрий (Константинов) св.мч. Михаил (Кузьминский) св.мч. Иоанн (Мохнев) св.мч. Василий (Федоров) свт. Гурий архиеп. Казанский и Свияжский +1563 прп. Иона Казанский +после 1563 прп. Нектарий Казанский +после 1563 свщмч. Герман архиеп. Казанский и Свияжский +1567 свт. Варсонофий еп.Тверской, Казанский чудотворец +1567 XVII век свт. Гермоген, патриарх Московский +1612 XX век сщмч. Кирилл (Смирнов) митр. Казанский +1937 сщмч. Иоасаф (Удалов), епископ Чистопольский +1937 сщмч. Амвросий еп. Свияжский +1918 Преподобномученики Зилантовы: архим. Сергий (Зайцев) +1918 иером. Лаврентий (Никитин) +1918 иером. Серафим (Кузьмин) +1918 иеродиак. Феодосий (Александров) +1918 мон. Леонтий (Каргин) +1918 мон. Стефан +1918 посл. Георгий (Тимофеев) +1918 посл. Сергий (Галин) +1918 посл. Илларион (Правдин) +1918 посл. Иоанн (Сретенский) +1918 Преподобномученики Раифские: иером. Иосиф (Гаврилов) +1930 иером. Сергий (Гуськов) +1930 иером. Антоний (Чирков) +1930 иером. Варлаам (Похилюк) +1930 иером. Иов (Протопопов) +1930 посл. Петр (Тупицын) +1930 прпмчц. Маргарита, настоятельница Мензелинского женского монастыря св. Пророка Илии +1918 Приходские священники: сщмч. иер. Димитрий Шишокин +1918 сщмч. иер. Филарет Великанов +1918 сщмч. иер. Даниил Дымов, священник церкви села Верхний Услон +1918 сщмч. иер. Феодор Гидаспов, настоятель Пятницкой церкви г. Казани +1918 сщмч. иер. Владимир Фиалковский, протоиерей Тихвинской церкви в Вознесенском сщмч. иер. Иоанн Богоявленский +1918

http://pravicon.com/info-2622

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЯЗЕМСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». 1635–1638 гг. Фотография. 2005 г. Церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». 1635–1638 гг. Фотография. 2005 г. (Смоленской и Калининградской епархии), в г. Вязьме Смоленской обл., основан как муж. прп. Герасимом Болдинским . С кон. 1535 г. прп. Герасим с учеником Симеоном подвизались в полутора верстах к западу от Вязьмы на правом берегу р. Бебри, в ольховом лесу. Близ келий подвижников селились ученики. В нач. 1542 г. в Москве прп. Герасим испросил у царя Иоанна IV Васильевича Грозного и свт. Московского Макария грамоты на постройку мон-ря и благословение на игуменство в нем Симеона. В том же году был возведен и освящен деревянный клецкого типа храм во имя св. Иоанна Предтечи (Усекновения главы?) с трапезной и келарской. К 50-м гг. XVI в. трудами игум. Симеона была построена теплая деревянная Вознесенская ц., ограда; собрались более 30 насельников, нек-рые из них впосл. основали Баскаков мон-рь в Сычёвском у., Вознесенский мон-рь в Юхновском у., Пустынно-Подлесскую пуст. в Бельском у. В 1566 г. В. м. посетил царь Иоанн IV, в 1598 г. царь Борис Феодорович Годунов , пожаловавший мон-рю пахотные и сенокосные земли в городе (на Космодамиановской стороне, в Николаевском и Ямском приходах) и округе, а также рыбные ловли на р. Вязьме, 10 лавок в нижнем остроге и дом близ соборной церкви. Мон-рь получил «служек, крестьян и даточников». Во время голода 1602 г. В. м. открыл приют, раздавал запасы голодающим. В Смутное время В. м. неоднократно разорялся, в 1610-1612 гг. был разграблен и сожжен отрядами гетманов С. Жолкевского и К. Хоткевича, насельники убиты. После заключения Деулинского перемирия с Польшей, в июне 1619 г., Вязьму посетил митр. Филарет (Романов) , вскоре В. м. был возрожден. В 1620-1627 гг. в нем проживали игум. Даниил и ок. 15 насельников. Грамотой царя 1624 г. из казны в мон-рь ежегодно выдавалось 23 р., 1031/4 четв. хлеба и 1031/4 четв. овса, а также подтверждались прежние права на владения. Согласно Писцовым книгам кн. И. Ф. Волконского 1627 г., в В. м. находились деревянная шатровая ц. св. Иоанна Предтечи с приделами во имя ап. Андрея Первозванного и мч. архидиак. Стефана, обветшавшая Вознесенская ц., «колокольница на столбах», житница, колодец. Мон-рь владел 10 торговыми лавками в Вязьме, монастырской слободой у Смоленской дороги с конным двором и неск. домами.

http://pravenc.ru/text/вяземский во имя ...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010