Митрополиты Киевские и всея Руси Митрополит Кирилл III После нашествия монголов митрополит был поставлен не из Греков, а из природных Русских. Объяснение этому мы находим в предположении, что Греки поступились своими правами, ибо, получив страшные вести об ужасах, творящихся в нашем отечестве, никто из Греков не пожелал занять кафедру русской митрополии, несмотря на ее привлекательность. Дело замещения митрополичьей кафедры взял на себя, незадолго пред нашествием Монголов завладевший Киевом, вел. князь галичский, Даниил Романович, который избрал достойным кандидатом некоего Кирилла. Кто был Кирилл, остается неизвестным. Предположительно – он был из игуменов какого-нибудь монастыря. Не прежде, как устроив свои отношения с Монголами, вел. кн. послал Кирилла в Грецию к патриарху для посвящения. Кирилл отправился к патриарху в Никею, где он имел тогда пребывание, и возвратился от него на Русь поставленным митрополитом не позднее 1249 года. Посвященный патриархом, Кирилл был признан и стал митрополитом всей Руси. Прежде всего митрополит Кирилл замечателен тем, что он управлял русскою церковью более продолжительное время, чем кто-нибудь из его предшественников. Возвратившись с проставления в 1248-м году, или в 1249-м году, он жил и оставался на кафедре до конца 1281 года. Следовательно, правил церковью в продолжение 30 с лишком лет. Выдающуюся особенность правления митр. Кирилла против его домонгольских предшественников составляет то, что он не пребывал постоянно в Киеве на своей кафедре, но оставлял свою митрополичью столицу на более или менее продолжительное время. С половины XII в., со времени Андрея Боголюбского, когда явилось и быстро возвысилось Суздальско-Владимирское княжение, Киев постепенно начал падать в смысле политическом. Сначала великие князья его должны были уступить первенствующее место вновь явившимся великим князьям, потом со степени великих князей они низошли на степень простых князей и, наконец, перед самым нашествием Монголов древняя столица Руси лишилась и каких бы то ни было князей: захваченный в 1238 году галическим великим князем Даниилом Романовичем Киев присоединен был ко второму, вновь явившемуся, великому княжению в качестве пригорода и получил себе в наместника великокняжеского боярина. Нашествие Монголов должно было решительным образом содействовать тому, чтобы митр. Кирилл перестал постоянно жить в Киеве и начал часто и надолго оставлять его, для пребывания то при одном, то при другом великом князе.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ (Даниил Васильевич Звенигородский Лупа, кн.; † кон. 1538, Иосифов Волоколамский мон-рь), постриженик и ученик прп. Иосифа Волоцкого, библиофил. Д. был 4-м сыном волоцкого землевладельца кн. Василия Глебовича Звенигородского (не Владимира Глебовича, как ошибочно пишут А. А. Зимин , Р. П. Дмитриева и др.; ср.: Бычкова. 1986. С. 39). Семья Д. была тесно связана с Иосифовым Волоколамским в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырем , ее представители известны как вкладчики обители. В 1503 г. в синодик Волоколамского мон-ря были записаны родители Д., возможно, его отец принял там постриг с именем Адриан (Синодик Иосифо-Волоколамского мон-ря (1479-1510-е гг.). СПб., 2004. С. 162). Д. был пострижен в монашество прп. Иосифом. В Волоколамском мон-ре инок сблизился с буд. митр. Даниилом и мон. Нилом (Полевым) , к-рый, как и Д., происходил из боярского рода, служившего в Волоколамском уделе. Иноков объединял интерес к истории и книгам. В нач. XVI в. в актах, связанных с хозяйственной деятельностью Волоколамского монастыря, имя Д. не встречается, нет сведений и о его денежных или земельных вкладах в обитель. Согласно посланию Нила (Полева) к кирилло-белозерскому мон. Герману (Подольному), ученику прп. Нила Сорского , к 1509 г., когда между прп. Иосифом и Новгородским архиеп. св. Серапионом произошел конфликт, автор данного письма и Д. «оуже тогда много время» не жили в Волоколамском мон-ре (РГБ. Вол. Ф. 113. 661. Л. 131). С согласия прп. Иосифа оба инока покинули обитель между 1505 и 1508 гг. и поселились в разных пустынях среди «заволжских старцев», вблизи от Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . В послании Нила (Полева) и в «Письме о нелюбках старцев Кириллова и Иосифова монастыря» сообщалось, что бывш. волоцкие монахи обнаружили среди «заволжских старцев» ересь, о чем в нач. 1509 г. сообщили при посредничестве прп. Иосифа властям. Однако в результате вмешательства влиятельного при дворе Вассиана (Патрикеева) , покровительствовавшего нестяжателям , Д. и Нил (Полев) из обвинителей превратились в обвиняемых. Они были арестованы, подверглись наказанию, пустыни, где они жили, были сожжены. Бывш. волоцких монахов поместили в Кириллов Белозерский мон-рь, где они, по словам прп. Иосифа, «в велицей нужи многи скорби претерпеша» (Послания. 1959. С. 367-368).

http://pravenc.ru/text/178380.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ I ДАНИЛОВИЧ (Ок. 1228/29 - 1299/1300), вел. кн. Галицкий, Перемышльский, Дорогичинский и Мельницкий (с 1264), Холмский, Белзский и Червеньский (с 1269), Львовский (ок. 1240/41). Второй сын галицкого кор. Даниила Романовича и вел. кнг. Анны Мстиславны, племянник Владимирского блгв. вел. кн. Ярослава (Феодора) Всеволодовича , двоюродный брат блгв. вел. кн. Александра Ярославича Невского , Владимирских вел. князей Андрея Ярославича и Ярослава (Афанасия) Ярославича , Черниговского и Брянского блгв. вел. кн. Романа Михайловича Старого. В честь рождения сына, по одной из версий, вел. кн. Даниил Романович основал г. Львов. Впервые Л. Д. упоминается в источниках в 1233 г. В 1240 г. при подходе войск монг. царевича Батыя он вместе с отцом бежал из Юго-Зап. Руси в Венгрию. Из-за внешнеполитических угроз и снижения авторитета рус. князей во время монг. нашествия кор. Бела IV Арпад отказался выдавать своих дочерей за сыновей Киевского вел. кн. Даниила Романовича и Черниговского блгв. вел. кн. Михаила Всеволодовича , претендовавших на верховную власть в Юж. Руси. Тем не менее в 1240-1241 гг. вместе с частью галицких бояр Л. Д. по приказу отца был оставлен в Венгрии ( Пашуто. 1968. С. 285). С 1242 г. Л. Д. принимал участие во всех внешне- и внутриполитических акциях вел. кн. Даниила Романовича. В 1242-1245 гг. вместе с отцом активно участвовал в борьбе за Галицко-Волынскую землю с блгв. вел. кн. Михаилом Всеволодовичем и его старшим сыном бывш. перемышльским кн. Ростиславом Михайловичем, с местным оппозиционным духовенством и боярами, а также с их венг. и польск. союзниками; 17 авг. 1245 г. отличился в битве под г. Ярославом на р. Сан. В 1246 г., после поездки вел. кн. Даниила Романовича в Золотую Орду и получения им инвеституры от ее правителя Батыя, происходит усиление внешнеполитического авторитета Галицко-Волынской земли среди зап. соседей. Результатом этого в 1246/47 г. стало согласие кор. Белы IV на брак своей младшей дочери Констанции ( после 1287/88) с Л. Д. Посредником в этом вопросе стал Киевский митр. свт. Кирилл II , к-рый посещал Венгрию во время поездки в Никею (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 809; Пашуто. 1950. С. 87-88, 91-92).

http://pravenc.ru/text/2463291.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви ДАРИЯ Тимагина († 1919), мц. (пам. 5 авг., 22 мая, в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДАРИЯ (Колтовская Анна Алексеевна; ок. 1554-1556 - 1626), 4-я супруга царя Иоанна IV Васильевича, с нач. сент. 1572 г. монахиня, местно почиталась в тихвинском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре ДВЕНАДЦАТЬ ГРЕКОВ (2-я пол. XI - нач. XII в.), преподобные, Киево-Печерские, в Ближних пещерах почивающие (пам. 14 февр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ДИМИТРИЙ Дмитриевич Беляев (1875 - 1937), свящ. , сщмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ДИМИТРИЙ Ильич Розанов (1890 - 1937), прот. сщмч. (пам. 26 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДИМИТРИЙ (XVII в.?), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИМИТРИЙ (XIV-XV вв.?), прп. (пам. 24 янв., 26 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Цилибинский, Вологодский ДИМИТРИЙ Иванович Беневоленский (1883-1937), прот., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Федорович Благовещенский (1879-1932), свящ., сщмч. (пам. 2 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Павлович Вознесенский (1855-1918), свящ., сщмч. (пам. 4 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/122336_28.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДИМИТРИЕВИЧ (26.11.1374, Переяславль (ныне Переславль-Залесский - 5.06.1434, Москва), кн. звенигородско-галицкий (с 1389), вел. кн. владимирский и московский (после 25 апр.- авг. (?) 1433, с 31 марта 1434), 2-й по старшинству из не умерших в детстве сыновей блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского и блгв. вел. кнг. Евдокии Димитриевны (в иночестве Евфросинии). Г. Д. род. в дни княжеского съезда в Переяславле, куда с боярами и семьями прибыли вел. кн. Димитрий Иоаннович, кн. Владимир Андреевич Храбрый и дед новорожденного по матери кн. Димитрий (Фома) Константинович . Княжич появился на свет в день памяти вмч. Георгия , был крещен в день рождения прп. Сергием Радонежским. По-видимому, в нач. 1389 г. Г. Д. получил удел с центром в Звенигороде. (О значении этих земель говорит тот факт, что после 1382/83 здесь существовала епископская кафедра - в янв. 1389 московские летописи упоминают Звенигородского еп. Даниила , сослужившего митр. Пимену при поставлении Новгородского еп. Иоанна (в новгородских летописях Даниил именуется Смоленским владыкой).) В договоре вел. кн. Димитрия Донского с серпуховским кн. Владимиром Андреевичем (март 1389) Г. Д. назван участником соглашения в стороне вел. князя. По статусу Г. Д. приравнен к кн. Владимиру Андреевичу, что предполагает наличие княжения у Г. Д. По завещанию вел. кн. Димитрия Донского, составленному незадолго до его кончины (19 мая 1389) и определившему уделы его сыновей, княжение Г. Д. состояло из «московского» удела - Звенигорода с 15 волостями и 4 сел в 3 уездах - и одной из «купель» Иоанна I Данииловича Калиты - Галича со всеми волостями и пошлинами. Кроме того, Г. Д. вместе с младшими братьями получил право на 1/3 доходов и большинство сборов в Москве. Из своего удела звенигородский князь должен был отдать матери вел. кнг. Евдокии Димитриевне Соль Галицкую, 2 волости и 2 села в Звенигороде, к-рые после ее смерти (7 июня 1407) вернулись в удел Г. Д. с приращением (за счет сел в Звенигороде, приобретенных в свое время Димитрием Донским и отданных жене). Наделение землей кн. Константина Димитриевича, родившегося после смерти отца, сначала почти не коснулось Г. Д., но позднее (видимо, ок. 1414) из его владений были взяты 2 волости, сопредельные Галичу, и неск. территорий в Звенигороде.

http://pravenc.ru/text/164461.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ИОАННОВИЧ Молодой (15.02.1458, Москва - 7/8.03. 1490, там же), старший сын и соправитель Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича , рожден в 1-м браке вел. князя с Марией Борисовной - дочерью Тверского вел. кн. Бориса Александровича. Не позднее 1471 г. отец объявил И. И. соправителем, наиболее ранний документ, фиксирующий титул вел. князя у И. И.,- договор Иоанна III с Вел. Новгородом, заключенный в авг. 1471 г. В 1472 г. И. И. участвовал в закладке нового здания Успенского собора Московского Кремля и в перенесении мощей митр. св. Петра , в 1479 г. присутствовал на освящении Успенского собора. Во время похода на Москву в 1472 г. хана Большой Орды Ахмата, остановленного в кон. июля на Оке, И. И. был отправлен отцом в Ростов. 12 нояб. 1472 г. И. И. присутствовал на свадьбе Иоанна III с Софией (Зоей) Палеолог . От имени младшего вел. князя были отправлены дары Римскому папе и братьям вел. кнг. Софии. В заключенном 12 янв. 1474 г. договоре Вел. Новгорода и Пскова с Дерптом И. И. назван, как и отец, «царем всея Руси»; это 1-й случай использования царского титула в отношении рус. князей в офиц. документе. А. Контарини, побывавший в Москве в 1476 г., писал, что И. И. состоит в «немилости» у отца, т. к. «нехорошо ведет себя с деспиной», т. е. с Софией Палеолог. Однако эта «немилость» (факт не подтверждается отечественными источниками) не повлияла на статус И. И. Во время поездок Иоанна III в Новгород в 1476 и в 1479 гг., а также во время похода русских войск в кон. 1477 - нач. 1478 г., положившего конец новгородской самостоятельности, Москвой управлял И. И. В кон. 1479 г., когда Иоанн III вновь находился в Новгороде, на службу в рус. столицу приехали братья крымского хана Менгли-Гирея Нурдовлат (Нур-Даулят) и Хайдар. В янв. 1480 г. И. И. послал отцу в Новгород известие о мятеже братьев Иоанна III князей Андрея Угличского и Бориса Волоцкого. Когда на Москву летом 1480 г. двинулся хан Большой Орды Ахмат, Иоанн III направил И. И. к «Берегу», т. е. к Оке. Ахмат обошел окский рубеж и вышел по территории Великого княжества Литовского к р. Угре. И. И. вместе со служилым кн. Даниилом Холмским и дядей Андреем Васильевичем Меньшим возглавил рус. войска, противостоявшие Ахмату на Угре в течение осени. Согласно др. летописному своду, Иоанн III, находившийся под влиянием нек-рых лиц из его окружения, сомневался в возможности противостоять Орде. Он приказал сыну вернуться в Москву, но И. И. отказался. Когда кн. Даниил Холмский, получивший от Иоанна III поручение привезти сына силой, начал просить И. И. ехать в Москву, князь ответил: «Леть ми зде умерети, нежели к отцу ехати».

http://pravenc.ru/text/471249.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ДАНИЛОВ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Переславской епархии Ярославской митрополии), находится в г. Переславле-Залесском Ярославской обл. Основан в 1508 г. прп. Даниилом Переславским по благословению настоятеля Горицкой обители (см. Переславль-Залесский Горицкий в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь ), рядом с к-рой находилось Божедомье. На 1-м этапе деятельность прп. Даниила была поддержана Челядниными, духовником которых он являлся. Это была одна из самых влиятельных старомосковских боярских семей, состоявшая со 2-й пол. XV в. через родство с князьями Патрикеевыми в свойстве с Московским вел. кн. Иоанном III Васильевичем и его детьми. Предки Челядниных были потомками легендарного боярина Ратши; их владения располагались на Переславль-Залесской земле еще с кон. XIII в. Это обстоятельство объясняет многочисленные вклады Челядниных в пользу местных обителей в кон. XIV - сер. XVI в., хорошую осведомленность об их монашеской жизни и внимание к замыслам прп. Даниила. Будучи членами великокняжеской думы, Челяднины помогли Даниилу - постриженику Пафнутиева Боровского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря - получить прием при московском дворе, а также заручиться поддержкой митр. Московского и всея Руси Симона . Согласно Житию прп. Даниила, основанию мон-ря предшествовал длительный период его заботы о погребении на Божедомье умерших без покаяния и причастия. Даниилу и настоятелю Никольской обители (см. Переславль-Залесский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь ) игум. Никифору было видение - множество горящих свечей на скудельнице. После этого преподобный решил основать в Божедомье храм для поминовения усопших. Но по совету 3 пустынников из Заволжья на 3 года отложил исполнение этого замысла. Со временем прп. Даниил решил основать мон-рь. Деревянная ц. во имя Всех святых в Божедомье, положившая начало П.-З. Д. м., была освящена в присутствии горожан в 1508 г. Постепенно рядом с храмом стали селиться миряне, по благословению преподобного принимавшие постриг; была построена трапезная с ц. Похвалы Пресв. Богородицы. Первоначально обитель называлась Всехсвятской и только после строительства кирпичного Троицкого собора получила свое нынешнее посвящение.

http://pravenc.ru/text/2580004.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание РПЦ, учреждена в марте 1682 г. В 1682-1731 гг. Холмогорская и Важская, в 1731-1787 гг. Архангелогородская и Холмогорская, в 1787-1799 гг. Архангельская и Олонецкая, в 1799-1985 гг. Архангельская и Холмогорская, в 1985-1995 гг. Архангельская и Мурманская. В к. 1995 из состава Архангельской епархии выделены Мурманская и Сыктывкарская епархии. С 1995 г. Архангельская епархия имеет наименование - А. и Х. е. До дек. 2011 г. территория - в границах Архангельской области и Ненецкого АО, кафедральный город - Архангельск, кафедральный собор - во имя пророка Илии. Епархия делилась на 4 благочиннических округа: Северо-Архангельский (Приморский, Лешуконский, Пинежский, Виноградовский р-ны Архангельской обл., Ненецкий АО), Котласский (Котласский, Вилегодский, Ленский, Красноборский, Верхнетоемский р-ны), Вельский (Вельский, Коношский, Устьянский, Шенкурский, Няндомский р-ны) и Плесецкий (Плесецкий, Каргопольский р-ны). Правящий архиерей - митр. Даниил (Доровских) . К 1 февр. 2001 г. в А. и Х. е. существовало 93 прихода (27 городских, 66 сельских), 52 храма, 4 мон-ря (3 муж., 1 жен.), в клире епархии состояли 80 священников и 26 диаконов. 27 дек. 2011 г. А. и Х. е. включена в состав Архангельской митрополии ; из состава Архангельской епархии выделены Котласская (в административных границах Вельского, Верхнетотемского, Вилегодского, Коношского, Котласского, Красноборского, Ленского, Няндомского, Устьянского, Шенкурского р-нов) и Нарьян-Марская (в границах Ненецкого АО, Лкшуконского и Мезенского р-нов Архангельской области, архипелагов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа) епархии. Решением Священного Синода от 9 марта 2017 г. из состава епархии выделена Плесецкая епархия . Новая епархия образована в границах Каргопольского, Онежского, Виноградовского, Плесецкого р-нов и ЗАТО " Мирный " . А. и Х. е. в кон. XVII - нач. XX в. Начало распространения христианства в Подвинье относится ко времени вхождения его в Новгородскую землю, что произошло не позднее кон. XI - нач. XII в. По уставу новгородского кн. Святослава Ольговича 1136 г. Заволочье платило десятину Новгородской кафедре. Большая роль в христ. просвещении края принадлежала архангельскому во имя архангела Михаила и корельскому во имя святителя Николая Чудотворца мон-рям (основаны в кон. XIV-XV в.). Во 2-й пол. XV в. вост. часть Двинской земли (по рекам Пинеге и Мезени до Печоры), а также основанный в 1584 г. Архангельск (Нов. Холмогоры) вошли в Митрополичью (с 1589 Патриаршую) область, в 1674 г. эти территории вновь присоединились к Новгородской епархии. В 1571-1584 и 1613-1617 гг. земли по рекам Двина и Вага были подчинены Вологодской кафедре.

http://pravenc.ru/text/76432.html

Период первый (до 1589 г.). А) Источники церковного права. Употребление правил древней церкви и постановлений Константинопольского патриаршего Синода 38. Употребление правил древней церкви и постановлений Константинопольского патриаршего Синода Русская церковь , до учреждения патриаршества (1589 г.), была подчинена в церковно-административном отношении церкви Константинопольской, составляя часть Константинопольского патриархата. Естественно по этому, что она управлялась теми же церковными правилами, которые действовали и в Константинопольском патриархате. Правилами этими были, как мы видели, правила апостольские, соборные и отеческие, а потом постановления Константинопольского патриаршего Синода. Об употреблении у нас номоканона, содержащего правила древней вселенской церкви, конечно не может быть сомнения. Все древние отечественные памятники канонические и исторические, начиная с летописей, свидетельствуют что греческий номоканон служил руководством не только для пастырей церкви в их церковно-административной и судебной деятельности, но и для русских князей в их постановлениях, касающихся церкви. Пастыри нашей русской церкви постоянно ссылались на церковные правила и приводили их в своих соборных постановлениях, в своих посланиях, канонических ответах и пр. (Памятники древне-рус. кан. права изд. проф. Павловым. Спб. 1880 стр. 10, 13, 29, 48, 65, 66, 85, 86, 97, 103, 127, 157, 176, 177, 286, 340–355. 366–372, 279–382, 386, 389, 452, 769–770). В XVI в. московский митрополит Даниил в своем прении со старцем Вассианом (1531 г.) говорил сему последнему: Ведома тебе великая книга: священные правила апостольские и отеческие и семи вселенских собор и поместных и прочих святых отец, и от градских законов к ним же приложена и сочтена. И той книги не смеет никто же разрешить или чем поколебать от седьмого собора до русского крещения. А в нашей русской земле та книга более пятисот лет соборную церковь содержит и все православное христианство просвещает и спасает от святого и равна апостолам великого князя Владимира и до ныне царя и великого князя Василия неразрушима и не поколебима была ни от кого (Чтен. Общест. Ист. 1847 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Свт. Арсений I, Архиепископ Сербский. Роспись параклиса вмч. Димитрия ц. Христа Пантократора в мон-ре Дечаны. 1350 г. Проявление мощей А. случилось вскоре после его кончины, во время пребывания на кафедре его преемника Саввы II (между 1266 и 1271). Однажды ночью братия мон-ря услышала звук, подобный раскату грома, раздавшийся в церкви, где находилась гробница А. Войдя в храм, иноки обнаружили, что каменная гробница, в к-рой покоился А., раскололась. Тогда архиеп. Савва и священники, облачившись в богослужебные одежды, отправились в церковь и торжественно перенесли мощи А. из открытой гробницы в ц. Петра и Павла, поместив их на видном месте в ковчеге. При перенесении мощей произошло чудесное исцеление пришедшего в мон-рь инока, страдавшего от нарыва в горле. Слух об открытии чудотворных мощей разнесся по всей стране и на поклонение к ним начали стекаться богомольцы. Исцеление от мощей получил юноша из Срема, глухонемой и страдавший желудочной болезнью. Во времена архиепископства Евстафия II (1279-1286) в день памяти А. произошло чудо с умножением вина. При архиеп. Иакове (1286-1291) исцеление на гробнице А. получил греч. монах, а позднее некая жена, у к-рой рука вросла в утробу. В 1290 г., когда войска видинского болг. правителя Шишмана ворвались на серб. территорию и дошли до Печа, заступничеством святых Симеона, Саввы и А. явилось небесное знамение (падение метеорита), и захватчик был разбит в сражении. Ок. 1330 г. архиеп. Даниил I посвятил А. капеллу собора в Пече. Кроме того, А. посвящена церковь в Штавле (близ Сеницы, Словакия). А. упоминается в числе святых предстателей за Сербию и Сербскую Церковь в грамотах архиеп. Саввы III (не позднее 1316) и кор. Стефана Уроша II Милутина (не позднее 1321). В месяцесловах серб. печатных книг память А. помещается начиная с Псалтири с восследованием (Цетине, 1494). Мощи А. до 1737 г. находились в Пече (между 1724 и 1727 Карловацкий митр. Викентий (Попович) прислал покров для ковчега), позднее упоминается, что они находились (неясно, полностью или частично) в мон-рях Доволя, Ждребаоник (в наст. время здесь сохранился деревянный ковчег) и Морача. После 1716 г. часть мощей А. пребывает в Крушедоле, др. часть в XVIII в. (согласно надписи на ковчеге) была в Добричево. В 1933 г. небольшая часть мощей была перенесена архиеп. Нестором в г. Харбин (Маньчжурия).

http://pravenc.ru/text/76266.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010