Λ если так, то долг всех людей молиться о своих умерших братиях, да избавит Господь души их от вечного осуждения. «Прошу совершать молитвы, прошения, моления… за всех человеков» писал Св. Апостол Павел ( 1Тим.2:1 ), конечно, молиться нужно не только о живых, но и об умерших. Почему? Да потому, что у Бога нет мертвых, у Него все живы: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы» , сказал Христос ( Лк.20:38 ). «А живем ли , писал христианам Святой Апостол Павел, для Господа живем, умираем ли, для Господа умираем, и потому живем ли, или умираем, всегда Господни» ( Рим.14:8 ). Таковы Библейские обоснования православного учения о молитвах за умерших. 7. Возражения сектантов против молитв за умерших Отвергая молитвы за умерших, сектанты прежде всего утверждают, будто улучшение участи людей за гробом вообще невозможно. В доказательство сектанты ссылаются на следующие места Священного Писания : 1) Еккл.9:5 . «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению» . Из приведенного свидетельства сектанты делают вывод, будто молиться за умерших бесполезно. Но в таком случае, зачем праведный Маккавей, помышляя о воскресении, посылал в Иерусалим пожертвования «чтобы принести жертву за грех» воинов, убитых в сражении? Зачем молились об умерших пророк Варух и другие праведники? Как разрешить это противоречие? Дело в том, что, как видно из связи речи, слова Екклесиаста имеют в виду не то воздаяние, какое постигает мертвых в загробной жизни, а то состояние, каким пользуются живые на земле «под солнцем». Разумеется, все то, что составляло удел людей при жизни, прекращается для них со смертью : «и любовь, и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части вовеки ни в чем, что делается под солнцем» (Ст.6). Вот о каком воздаянии говорит Екклесиаст, что его нет для мертвых, а совсем не о загробном состоянии душ умерших. 2) Пс.6:6 . «Ибо в смерти нет памятования о Тебе; во гробе кто будет славить Тебя»?

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

· Отличительной чертой сектантских проповедников, главным образом баптистов в их многоликом разветвлении, является уверенность в своем спасении. Эта черта их учения вытекает из присущего всему протестантству учения о спасении только верою во Христа. Говорят они, что Слово Божие дает им эту уверенность и ссылаются на следующие слова Священного Писания: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» ( Uh. VI, 47 ). «Сие написал Я вам, чтобы вы знали, что, веруя в Сына Божия, вы имеете жизнь вечную» ( I Uh. V, 3 ). «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» ( Дeяh. XVI, 31 ). И другие. Если рассматривать эти тексты, вырванные отдельно от им предшествующих и последующих слов, может показаться, что, действительно, достаточно лишь верить во Христа, чтобы знать, что ты спасен. Однако Священное Писание делает различие прежде всего между мертвой и живой верой, верой спасающей и не могущей спасти. «Что пользы, братья мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли вера спасти его? Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» ( Uak. II, 14–17 ); «и бесы веруют, и трепещут» – это пример веры мертвой, не могущей спасти. И все места Священного Писания, нами приведенные, на которые ссылаются баптисты, говорят не о всех верующих вообще, а лишь о имеющих веру живую, спасительную. «Неужели мало спасающихся?» – спрашивают ученики Иисуса Христа, и Он отвечает: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут» ( Лk. XIII, 23–24 ). И еще больше и сильнее повествуют против сектантов стихи 22–24 VII главы Евангелия от Матфея. Следовательно, чтобы избежать осуждения на Суде нелицеприятном, чтобы быть спасенным, недостаточно уверовать в искупительную жертву Христа, надо еще понести Крест, который нес Христос ( Лk. XIV, 27 ), ибо лишь «до конца претерпевший» ( Mф. XXIV, 13 ) спасен будет. Залог нашего спасения в нашем единстве со Христом, которого мы достигаем путем общения с Ним в Вере и Любви, путем общения в Им установленных таинствах, в подчинении нашей воли Его Воле. Квакеры

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

А высшая жертва христианина, или истинное всесожжение христианское есть мученичество за веру Христову. Об этой жертве ап. Павел писал Тимофею: я уже становлюсь жертвою ( 2Тим.4:6 ). (Митроп. Моск. Филарета слова и речи. Слово на освящение храма св. Митрофана, т. 3, стр. 225–230. Москва, изд. 1877 г.). Как посредством жертвоприношения бессловесных животных и вещей бездушных совершалось видимое, внешнее богослужение, так и чрез непосредственное принесение в жертву самих себя христиане совершают духовное, внутреннее словесное богослужение, приличествующее Богу Духу. Эта апостольская заповедь христианам приносить в жертву живую, святую и угодную Богу своё тело ни чуть не противоречит словам Христа Спасителя: Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему, должны поклоняться в духе и истине ( Ин.4:24 ). Когда ап. Павел приглашает христиан приносить в жертву Богу свои тела, то он разумеет не одни тела, а всего человека в целом его составе. Ап. Павел тут разумеет то тело, в котором живет Дух Святой, или Дух Божий, как он говорит об этом в послании к Коринфянам: не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа ( 1Кор.6:19 ). Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас? ( 1Кор.3:16 ). (Московск. Митр. Филар. слова и речи, т. 4, стр. 248–254. Москва, изд. 1882 г.). Но такие духовные, святые жертвы Богу могут быть приносимы только членами истинной Христовой Церкви, или в истинной Христовой Церкви, только людьми, имеющими христианскую любовь. Апостол Павел говорит: если я буду иметь такую веру, что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится ( 1Кор.13:2–8 ); а мнимодуховные христиане одним своим отделением от православной Церкви, ясно засвидетельствовали, что они не имеют любви не превозносящейся и долготерпящей. А потому, согласно Апостолу, если бы они имели и такую веру, что могли горы переставлять, и тогда они не спасутся и не могут быть истинными мучениками, хотя бы и отдали всё своё имение, так как к отделению от Церкви их побудил дух гордости, превозношения и раздражения ( Рим.12:16 ; 1Кор.1:10–14 ; Флп.2:2–3 ), а при таком настроении сердца, по слову Христа, человек не может приносить даров и жертв Богу: если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя; оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой ( Мф.5:23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А так как таинственная благодать есть только в Церкви, Церковь же создана после воскресения Христа и дарования Им апостолам и всем верующим Святого Духа: то Евхаристия последней вечери Господа была таинством не церковным (в нем не участвовала Матерь Божия и совершено оно тайно и уединенно), а установительным и предначинательным, чему некоторое подобие представляло преображение Господа. В идее Церкви, как духовно-таинственного тела Богочеловека, можно найти единственно удобоприемлемое толкование запрещения воскресшего Господа Марии Магдалине касаться Его по той причине, что Он еще не восшел к Отцу: Ин.20:17 . Только по вознесении Господа и даровании Святого Духа всем верующим, в числе их – и Богоматери, и Марии Магдалине и др., – они могли стать действительными и действенными! членами духовно-таинственного Тела – Церкви Богочеловека – Спасителя. Рим.12:4–15 : «Как в одном теле много членом имеем, и (эти) члены все не одно и тоже дело имеют (совершают): так и мы многие одно тело есмь (составляем) во Христе, а каждый отдельно друг с другом члены». И далее речь о различии благодатных дарований и пр. Еф.4:15–16 ср. 3–14 и Кол.2:17–19 : «старайтесь хранить единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух (так это в каждом человеке, так и в Церкви), как и призваны вы в одной надежде (обожения или совершенства по Христу и Богу) призвания вашего (в Церковь – Тело Богочеловека): один Господь (объект веры – Богочеловек), одна вера (субъективное условие спасения для всех и у всех одно – вера в Богочеловека), одно крещение ( Церковь с таинственною благодатью, как объективное следствие веры человека в Богочеловека) один Бог и Отец всех, сущий над всеми и чрез всех и во всех, (Царство Небесное, как начало, средина и конец всего). Но каждому из нас дана благодать no мере дара Христова (в той мере и такой дар как благоволит Христос)... Низшедший, Он есть и Возшедший, превыше всех небес, чтобы исполнить все (Воплотившийся Сын Божий – Богочеловек возводит все в Царство Небесное, к идеальному назначению).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Адвентисты понимают пророчества только как предсказание будущего. В этом их погрешность, ибо «пророчество на языке Священного Писания есть учительство – в пророке разумей учителя, а в пророчестве – достоинство служения», говорит блаженный Иероним . Пророчество не есть сказание только о том, что будет впереди времен грядущих; пророчество – это разъяснение того, что уже совершилось или совершается, но чего люди не разглядели или не смогли понять. «Напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего», – читаем мы в первой главе Апокалипсиса (стих 19). Следовательно, святой Апостол Иоанн записал в Откровении многое из того, что уже совершалось в его время, что было по времени близко к нему и что является делом неизвестного, отдаленного будущего. В 20-й главе, на которой строят свое учение адвентисты, 15 стихов. Первые три стиха говорят о том, что Господь связал сатану на тысячу лет – это уже совершилось; «сковать сатану» значит – победить его, чтобы не имел он возможности, в духовном смысле, господствовать над миром верующих христиан. До пришествия Христа Спасителя диавол господствовал над миром: он ввел грех и грехом смерть, но Христос Своим послушанием, крестными страданиями, смертью и воскресением победил «имеющего державу смерти», посему-то Апостол Павел и восклицает: «Смерте, где твое жало? Аде, где твоя победа?» – «Для сего-то явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола», – говорит Апостол Иоанн ( I Uh. III, 8 ). А если некоторые указывают, что связанный и в бездну заключенный дьявол все же действует в мире, «ходит рыкая, ища кого поглотити» ( I Nem. V, 8 ), им следует знать, что «бездну» и «связание» понимаем мы «не по букве убивающей, а по духу животворящему», не в физическом смысле, а в духовном. Христос Спаситель дает верующим силу спасительную, дает благодатные средства против сатаны, и кто верует в Спасителя и пользуется в полной мере этими благодатными средствами, тот обладает непобедимым оружием на дьявола. Не в дьяволе для нас дело, все дело в Христовой силе. «Христианин держит дьявола как бы в оковах, не давая ему возможности свободно проявлять свою силу, злобу свою». Дьявол для нас – ничто. «Именем Моим будут изгонять бесов», – говорит Христос ( Mk. XVI, 17 ), и «Нет другого имени под небом, данного человеку, которым надлежало бы нам спастись... кроме имени Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли» ( Дeяh. IV, 12, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Аминь. Неделя 5-я по Пасхе. (Деян. 11,26) Из сегодняшнего апостольского чтения слышали мы, от кого и когда последователи Господа нашего Иисуса Христа названы христианами. Жители Антиохии, как только познали Мессию – Спасителя мира, крестились во имя Христа, удостоились названия христиан. И мы с вами во Христа крестились, во Христа облеклись, потому и называемся христианами. Христианин – это самое высокое, самое почетное из всех званий на земле! Почему? Да потому что Глава Христианства есть Господь наш Иисус Христос , Сын Божий, давший всему человечеству познание Бога Истинного, открывший миру самое высокое – истинное – учение и явивший Собой образец самой высокой духовной жизни. «Я Путь, и Истина, и Жизнь», – сказал Христос. Иначе говоря: примите слово Мое, введите его в жизнь, тогда познаете вы Истину и получите вами искомую Жизнь. Не для одного народа, а для спасения всего человечества сошел на землю Спаситель мира. Всей Своей жизнью свидетельствует Он об этом. И для блага и объединения всех людей воедино, в одну семью чад Божиих, в основу Своего учения, в основу христианской жизни положил Он всеобъемлющую Любовь. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга». Некоторые из вас скажут: заповедь о любви была и до Христа. Да, была. Но та, ветхозаветная заповедь ограничивала любовь к ближним, к сродникам и единоплеменникам и выражалась так: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» ( Мф. 5, 43 ). В ветхозаветные времена признавалась законной и месть – «око за око и зуб за зуб». По учению же Христа христианская любовь должна простираться на всех людей, без различия народности, веры, звания, положения и состояния. Для христианина все люди братья, дети одного Отца Небесного, и ко всем мы должны относиться с любовью. Эта любовь выражается в личном отношении к каждому человеку, в молитве о всех, в оказании им помощи кто чем, где и когда может. Любовь христианина должна простираться и на личных врагов: «Любите, – говорит Господь, – и врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ( Мф. 5, 44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Ап. Андрей, всегда сосредоточенный, самоуглубленный, решительный и смелый, выступает в Евангелиях в особо важных, ответственных случаях. «Пришел час прославиться Сыну Человеческому... Кто Мне служит, Мне да последует». Слушая эти Христовы слова, Андрей знал, что он, не колеблясь, последует за Божественным Учителем – и в крестном подвиге, и в благовестии. А заповедь Вознесшегося: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам», – побудила ап. Андрея пойти с Благой Вестью о Распятом и Воскресшем к тем народам, которые менее других могли надеяться на приход к ним благовестителей. Ап. Андрей посещает Ефес, сопровождает Приснодеву Марию на гору Афон, проповедует в Малой Азии, в греческих областях Римской Империи, в скифских городах Кавказа, в Грузии, в Херсоне. Посетил он необозримые пространства Великой Скифии – современной южной России, приходит на Киевские высоты, где водрузил св. Животворящий Крест, сказав своим спутникам, что «на сих горах воссияет благодать Божия», и достигает Севера России, где расположится дивный Валаам. Так наша Русская Земля была озарена светом Христовым первозванным Апостолом Андреем, свидетелем всей земной жизни Спасителя нашего, Его Голгофских страданий за род человеческий и Его Воскресения. От ап. Андрея ведет свое начало Христова Церковь на Руси. Мучеником закончил свой жизненный на земле подвиг Апостол Андрей. Взирая на крест (в форме буквы «X»), приговоренный к распятию, ап. Андрей возгласил: «Радуйся, Крест, плотию Христовой освященный... Прежде ты был страшен для людей, ныне ты любим и принимаешься с охотой... Посему я иду к тебе с радостью... Возьми меня от людей и отдай меня моему Учителю, чтобы тобою меня принял Тот, Кто искупил меня Тобою». «Послушание лучше жертвы», – говорили ветхозаветные пророки. И Господь наш Иисус Христос всей Своей жизнью освятил подвиг послушания, «послушлив был даже до смерти крестной». Образ такого послушания Богу дает нам и св. Апостол нашей Родины – Андрей Первозванный, хранитель страждущей Церкви Российской и покровитель верующего народа нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Апостол говорит: «Кто исповедует, что Иисус Христос есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге». «Бог есть любовь, и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее», а «в любви нет страха... совершенная любовь изгоняет страх», – свидетельствует нам ап. Иоанн, испытавший за Христа гонения и страшные мучения, пытки. Верующий человек, укрепленный доверием к Богу всегда возглашает: «Господь – Свет мой и спасение мое, кого мне страшиться? Господь – крепость жизни моей: кого мне бояться? Если я пойду и долиной смертной сени – не убоюсь зла, ибо Ты со мною» ( Пс. 26 и 22). С пришествием к нам Сына Божия страх остается уделом грешников, закоренелых во зле, в своем ожесточении. Аминь. Неделя 9-я по Пятидесятнице В прошлое воскресенье слышали мы Евангелие о умножении 5-ти хлебов и насыщении 5,000 человек, кроме женщин и детей. «Так умножить хлебы и две рыбы не менее значительно, чем произвести из земли плод и из воды живое существо», – воскликнули мы вместе со св. Иоанном Златоустом . Окончилась чудесная трапеза, собрали 12 полных коробов остатков. И пораженный чудесным умножением хлебов народ хотел силою взять Иисуса Христа и провозгласить Его царем. Зная намерения вождей народных, Иисус Христос тотчас, по совершении чуда, повелел ученикам войти в лодку и отплыть на другую сторону озера, пока Он отпустит народы. Господь хотел, чтобы ученики, оставшись наедине, глубже вдумались в то чудо, участниками которого они сами были. Сам же, отпустив народ, взошел на гору помолиться наедине. Услыхав об убиении Иродом Его возлюбленного Предтечи Иоанна, зная – что приближается и Его час страданий, Иисус укрепляет Свою человеческую природу в молитвенной беседе во Своим Отцом Небесным. Почти всю ночь проводит Он в молитве, научая и нас усердию в этом святом делании. А между тем поднялась буря, разбушевалось море, лодка с Апостолами готова опрокинуться от прибоя волн. До изнеможения работают веслами опытные рыбаки... а Господа все еще нет. Он попускает буре застигнуть их в бушующем море среди ночи, одних, раскрывая пред ними предстоящий им, полный бедствий, путь их Евангельской проповеди, и возбуждая в них желание всегда быть с Ним, необходимость непрестанного о Нем памятования.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Апостол как будто уже не отделяет себя от Христа, его единственное желание – поскорее разрешиться от плоти и истее сочетаться Христу 35 , – он сознает в себе ум Христов, чувства Христовы, волю Христову, – живет ли, умирает ли – для Христа: «живу уже не я, а живет во мне Христос», «Божия сила и Божия премудрость». 36 Поистине сверхъестественная сила немощного плотью человека заставляет его – одного, без всяких внешних средств и посторонних содействий, с Библиею только в руках, да с пламенной любовью ко Христу в душе – выступить против целого мира врагов – иудеев и язычников, и в два-три десятилетия завоевать этот мир Христу. Мы видим в Апостоле какую-то сверхчеловеческую энергию, направленную к одному делу, сосредоточенную на одной цели – все далее и далее раздвигать завоевание мира Христу – от Иерусалима до Антиохии, от Антиохии до Ефеса и Коринфа, от Коринфа до Иллирии, Рима, Испании, до пределов вселенной. Пред нами постоянная и напряженная работа духа и тела, обращающая всю жизнь Апостола народов в непрерывный и тяжелый подвиг его самоотверженной любви ко Христу и человечеству, – подвиг добрый, окончившийся вожделенным для подвижника мученичеством за Христа и достойным венцом правды от Праведного Судьи. 37 Да, это – не изнеженный и обеспеченный афинский аристократ, одетый в хитон изящного реализма чувственных наслаждений души и тела, под тонкопрозрачным плащом розового идеализма. Это – и не всевластный повелитель безчисленных рабов, разочарованный в испытанных уже наслаждениях плоти, и почивший в мире. Это – Павел, раб, сотрудник и мученик Христов, восторженно взывающий: «кто нас отделит от любви Божией? Скорбь, или притеснение, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Да, я убежден, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начальства, ни настоящее, ни силы, ни высота, ни глубина, ни какая тварь другая не сможет нас отделить от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем». 38 Такая любовь наполняла Певца Новозаветной Любви. Переходим к сравнению форм.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

апостолы, из которых апостол Павел говорит: «Братия, стойте и держите Предания, которым вы научены словом или посланием нашим» ( 2Фес.2:15 ). К исполнению Священного Предания призывают людей и святые отцы, и учители Церкви, когда говорят: «кто Предание Церкви писанное или несписанное отвергает – да будет анафема». К сожалению, в последнее время появились люди, которые, пренебрегая словами самого Господа и нарушая заветы святых апостолов и отцов Церкви, не только сами отвергают Священное Предание, но и других научают делать тоже. Они говорят: «для чего нам Священное Предание, когда у нас есть Священное Писание? Для нашего спасения достаточно и исполнения одного Св. Писания». Таким людям в ответ нужно сказать следующее: «Вы говорите противное словам Самого Господа и Его апостолов, повелевающих нам исполнять Священное Предание». – Правда в Священном Писании содержится слово Самого Господа и Его апостолов; но Господь, как написано в Евангелии, повелел нам соблюдать все, что Он заповедал людям; в Священном же Писании записано далеко не все, чему учил людей Христос и Его апостолы. Что это так, доказательства тому находятся в самом же Св. Писании. Так св. Иоанн Богослов в конце своего Евангелия пишет: «много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книг сей» ( Ин.20:30 ). Тот же апостол в конце своего второго послания пишет христианам: «многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам» ( 2Ин.1:12 ). Да и возможно ли допустить, чтобы святые апостолы за короткое время своей жизни на земле могли записать все, чему учил людей Господь и Его ученики? Святой евангелист Иоанн говорит, что если бы писать обо всем подробно, то и самому миру не вместить бы написанных книг ( Ин.21:25 ). Между тем, все, чему учил людей Христос и св. апостолы, и что не записано в Св. Писании, весьма важно и необходимо знать каждому христианину, так как в соблюдении всего учения Господа и св. апостолов – наше спасение, наша надежда, наша жизнь вечная.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010