Но слышен ли их голос в общей атмосфере почитания святых? Недавно насельница Горненского женского монастыря в Иерусалиме монахиня Мариам (Юрчук), гид с большим стажем, автор нового двухтомного «Путеводителя по Святой Земле», выпущенного Русской Духовной Миссией в Иерусалиме, поделилась со мной в личной переписке, сколько паломников (несчетное число!) из стран бывшего СССР, русских приходов в Европе и Америке, из Польши довелось сопровождать ей и другим сестрам, несущим послушание экскурсовода, в монастырь в честь святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании, где покоятся мощи двух преподобномучениц из России! Каждый раз мать Мариам, по ее признанию, поражалась и, конечно же, радовалась тому, с каким благоговейным вниманием люди слушали рассказы о величии их подвига. Также монахиня написала, что, почитая преподобномученицу Елисавету как одну из величайших и любимых подвижниц последнего времени, горненские сестры пользуются любой возможностью побывать у раки с ее мощами, поклониться им. Потому что как при своей земной жизни, так и в посмертной славе преподобномученица остается своеобразным духовным мостом, соединяющим невидимыми узами Россию со Святой Землей.      Если говорить о почитании Царственных мучеников, то еще до общецерковного прославления некоторые епархии Русской Православной Церкви канонизировали их как местночтимых святых, засвидетельствовав множество случаев молитвенной помощи людям, обращавшимся к ним с верой и надеждой. Но давайте при этом помнить, что фундамент широчайшего почитания, включающего в себя и создание посвященных им монастырей и храмов, и православных образовательных учреждений во имя Царственных страстотерпцев, и традиционные Царские дни с многотысячными крестными ходами от Храма на Крови в Екатеринбурге до урочища Ганина Яма – всё это Промыслом Божиим было заложено на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году. Всё свершилось в назначенное Богом время.      Фотографии взяты из открытого доступа Рейтинг: 10 Голосов: 33 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Владимир Воробьев, прот. Обзор деятельности Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви/Доклад на конференции «Прославление и почитание святых» XXIV Международных Рождественских образовательных чтений. Москва, Сергиевский зал Храма Христа Спасителя, 26 января 2016 года. [Эл. ресурс] URL: http://mroc.pravobraz.ru/9942-2/(дата обращения 11.08.2020). скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/133316.html

Знаменательно, что учение об умной молитве, осиявшей подвижника Иринарха светом Фаворским, свершив назначенный круг, вернулось чрез школу Паисия Величковского к начальной точке – к умной молитве Преображения. По свидетельству инокинь Русского Горненского монастыря, ежегодно встречающих с паломниками на Фаворе, в ограде православной обители, рассвет дня Преображения, каждый раз 6 августа наблюдается здесь в это предутреннее время чудесное схождение облаков, заставляющих живо вспомнить «светлое облако», осенившее апостолов по рассказу евангелиста Матфея. «И когда мы пели тропарь и песнопения праздника, облако двигалось к нам, – рассказывает монахиня Мария (Юрчук) в своей книге «Святая Земля: чудо огня и хвала облаков», – и когда мы уставали и умолкали, облако тоже останавливалось, а потом шло в направлении начинавшего пение другого хора, в другой стороне монастырского сада». По мнению очевидца, тонкие облака эти не производили впечатления обычных метеорологических образований, но представляли собою как бы именно «облака света»... Православные видят в этом знак особой милости Божией, так как явление происходит в день православного празднования Преображения. Впрочем, в календаре Католической Церкви Преображение вообще не занимает того торжественного праздничного места, какое принадлежит ему в православном месяцеслове. В работе священника Тарасия Серединского , знатока западного богослужения, изданной в середине XIX в., читаем: «Преображение Господне у папистов есть только праздник церковный, праздник хора, а не праздник общенародный, и потому верующие не обязаны в этот день оставлять свои работы и слушать обедню». Последнее, надо признать, неудивительно. Литургическое «выпадение» Преображения из годичного праздничного цикла предопределено нечувствием католических богословов к самой «славе», самим энергиям Фавора. У нас будет случай сказать об этом ниже, здесь ограничимся одним почти чисто филологическим примечанием. Достаточно сравнить русское наше, славянское «Преображение» с латинским «Transfiguratio», как вы тотчас поймете, что я имею в виду. При этимологической прозрачности и взаимной поморфемной калькируемости того и другого термина, какая бездна различий в семантическом облаке латинских и славянских слов, какая противоположность смыслового развития за тем и другим! Восторженно-поэтическое звучание всех и всяческих «преображений» в русском языке – и сухой геометризм латинских «трансфигураций», математических переводов одной фигуры в другую...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Православный монастырь на Фаворе восстановлен сравнительно недавно – во второй половине XIX в. Инициатором возрождения православного иночества на горе Преображения (древнейшая церковь относилась еще ко времени св. царицы Елены: 330-е гг.) был молдавский старец Иринарх (1767–1859), ученик знаменитого Паисия Величковского . После многих лет тайного молитвенного подвига в пещере Мелхиседека, Иринарх на средства жертвователей, в том числе из России, смог приступить к сооружению храма. Довести строительство до конца подвижнику не удалось. Он умер в день Рождества Христова 25 декабря 1859 г., а храм был освящен патриархом Иерусалимским Кириллом II тремя годами позже – в праздник Преображения 6 августа 1862 г. Место погребения основателя обители отмечено мемориальной доской справа от алтаря. С началом православного строительства оживились и францисканцы. Правда, им турецкие власти разрешили строительство не сразу. Поневоле пришлось обратиться за моральной поддержкой к православным. Митр. Назаретский Нифонт выдал необходимую грамоту, подтверждающую, что во все предыдущие годы католические монахи, приходя из Назарета, неопустительно совершали службу среди древних руин на Фаворе в праздник Преображения. (На паритетных началах францисканцы выдали – на всякий случай – грамоту точно такого же содержания представителям Православной Церкви.) В результате, в 70-е годы XIX столетия Фавор был полюбовно поделен между православными и францисканцами. Обе стороны воздвигли, строго по линии размежевания, прочные каменные ограды своих владений , с узкой, метра два шириной, «нейтральной» дорожкой между ними. Вскоре после православного храма Преображения появился над восточным обрывом Фавора и католический – совсем маленькая базилика, посвященная тому же празднику. Знаменательно, что учение об умной молитве, осиявающей подвижника светом Фаворским, свершив назначенный круг, вернулось чрез школу преп. Паисия Величковского к начальной точке – к умной молитве Преображения. По свидетельству инокинь русского Горненского монастыря, ежегодно встречающих с паломниками на Фаворе, в ограде православной обители, рассвет дня Преображения, каждый раз 6 августа наблюдается здесь в это предутреннее время чудесное схождение облаков, заставляющих живо вспомнить «светлое облако», осенившее апостолов, по рассказу Евангелиста Матфея. «И когда мы пели тропарь и песнопения праздника, облако двигалось к нам, – рассказывает монахиня Мария (Юрчук) в своей книге «Святая Земля: чудо огня и хвала облаков», – и когда мы уставали и умолкали, облако тоже останавливалось, а потом шло в направлении начинавшего пение другого хора, в другой стороне монастырского сада». По мнению очевидца, тонкие облака эти не производили впечатления обычных метеорологических образований, но представляли собою как бы именно «облака света»... Базилика Преображения

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Орлов M., протоиерей. Литургия святого Василия Великого . СПб., 1909. Π. П. Что такое аскетизм?: (По учению св. Василия Великого , в ответ на современные суждения и толки)//Странник. – 1895. – 11. – С. 373–413. Пащин И. Аскетические творения св. Василия Великого и их значение. – Л., 1968. Печник A., священник. Учение св. Василия Великого об источниках христианского вероучения. – Л., 1964. Примогенов Н. Устав иноческой жизни св. Василия Великого и сравнение его с уставом св. Пахомия. – Казань, 1900. Пружинский С. Учение св. Василия Великого о Святой Троице. – Л., 1960. Рункевич С. О добродетелях и подвигах: (По творениям св. Василия Великого ). – СПб., 1906. Савватий (Балакшин), иеродиакон. Святитель Василий Великий как пастырь Церкви. – Загорск, 1967. Спасский А. Кому принадлежат четвертая и пятая книги св. Василия Великого против Евномия?: Библиографическая справка//Богословский вестник. – 1900. – Сентябрь. – С. 79–106. Стёпкин Вячеслав, диакон. Святитель Василий Великий в русской патрологической науке. – Загорск, 1989. Стригунов Сергий, протодиакон. Взгляды святого Василия Великого на отношение христианина к обществу по его творениям. – Л., 1974. Тихов А. Пастырская деятельность святого Василия Великого //Душеполезное чтение. 1892. – Ч. 2. – Июль. – С. 418–427; Август. – С. 555–568. Устименко Ф. Нравственное учение св. Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийския. – Загорск, 1957. Феофан (Ашурков), иеромонах. Догматическое учение по творениям святого Василия Великого . – Загорск, 1976. Феофан (Говоров), епископ Владимирский. Древние иноческие уставы, пр. Пахомия Великого , св. Василия Великого , пр. Иоанна Кассиана и пр. Венедикта, собранные епископом Феофаном. – M., 1892. Хрептак В. Отношение св. Василия Великого к Церкви. – Л., 1967. Царев А. Переписка св. Василия Великого со св. Амфилохием Иконийским . – Л., 1965. Четыркин Ф. Святой Василий Великий . – СПб., 1898. Швецов В., священник. Святой Василий Великий как учитель нравственности. – Л., 1968. Юрчук Н. Св. Василий Великий и его борьба с арианством в деятельности пастыря и в богословских трудах. – Загорск, 1958–1959.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Отче Сергие, можно ли к тебе здесь обращаться?» О помощи преподобного Сергия Радонежского на Святой Земле Монахиня Мариам (Юрчук) Однажды в январе, в конце 1990-х годов, я сопровождала группу паломников, приехавших встретить в Святой Земле Рождество Христово . Программа поездки была замечательной, русских богомольцев разместили в гостинице Горненского монастыря в Иерусалиме, а в сам праздник все отправились на ночное богослужение в Вифлеем. В самом конце паломничества для гостей было запланировано посещение святых мест в Галилее. Там, в Кане Галилейской, где Иисус Христос во время земного служения сотворил первое из Своих чудес, претворив воду в вино, мы посетили греческий православный храм. Поскольку этот новый храм на месте прежнего был построен в 1880-е годы на средства Императорского Православного Палестинского Общества, в диаконских вратах иконостаса были установлены иконы преподобного Сергия Радонежского и праведной Елисаветы – небесных покровителей Великого князя Сергея Александровича и его супруги, преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны. После реставрации, проведенной в конце 1990-х настоятелем монастыря архимандритом Феофилом (Яннопулосом), который в настоящее время является Патриархом Иерусалимским, эти иконы были помещены в галерее внутреннего монастырского двора. Увидев в иконостасе храма икону святого Сергия Радонежского, я к ней приложилась, как это принято в греческой традиции. В то время я столкнулась с некоторыми проблемами в жизни, и нужно было принять одно судьбоносное решение. Как водится, для особых молитв, как всегда, не хватало времени. И вот, как-то неожиданно для себя, подойдя к иконе, я мысленно произнесла фразу: «Скажи мне, отче Сергие, к тебе ли мне обращаться с этим делом, ты же можешь и на Святой Земле прийти на помощь, или лучше мне помолиться Савве Освященному, который здесь такой же великий святой, как ты в России?» Естественно, на ответ я и не рассчитывала. Вырвались мои спрятанные где-то глубоко в сознании мысли. Но ответ я вскоре получила! И просто удивительным образом.

http://pravoslavie.ru/142275.html

     Один из аспектов фундаментального доклада монахини Мариам (Юрчук) – судьба духовных дочерей отца Серафима двух русских монахинь-сестер, Сергии и Анастасии (Трофимовых), которые не оставляли своего авву до последнего его вздоха. Мать Сергия, известная своим талантом расписывать камушки для паломников, к середине 50-х годов прошлого века стала одним из лучших иконописцев Святой Земли. Ее сестра замечательно играла на скрипке, регентовала в хоре Вознесенского монастыря на Елеоне. Но каково было потрясение многих участников конференции, когда они услышали (уже во время просмотра документального фильма «ИГУМЕН СЕРАФИМ. ДУХОВНЫЙ ПОДВИГ»), что в юности Сергия пила, не слушала родную мать, вела себя неподобающе! И только встреча с их соотечественником-игуменом, его стойкость в вере и жесткие методы воспитания спасли ее от духовной, а, может, и от физической гибели. Сегодня во многих храмах этого святого заповедного уголка мира можно увидеть иконы ее письма. В некоторых храмах монахиня Сергия расписывала своды церквей. Также написанные ею святые образы были переданы в Россию во время визита Святейшего Патриарха Алексия I на Святую Землю в 1945 году. Величайшую радость испытал тогда Белогорский скитоначальник, все годы жизни в Иерусалиме сохранявший верность Матери-Церкви! Во время приезда Патриарха Алексия I он вернулся в юрисдикцию Московской Патриархии, с которой поддерживал непрестанную связь. Однако в Советскую Россию возвратиться старец не смог и, отойдя ко Господу на 84-м году жизни, был похоронен в Малой Галилее (резиденция Патриарха Иерусалимского на горе Елеон).      Пожалуй, не счесть, сколько раз бывала послушница Ксения Хайнбюхер на могиле русского старца в Малой Галилее! Молилась в тиши, приводила могилку в порядок, обновляя выцветшую надпись: «Русский Священноигумен Серафим. Начальник Свято-Серафимовского скита Пермской епархии. Он привез гроб с телом мученицы Великой кн. Елисаветы Феодоровны в Иерусалим в 1920 г. (1875–1959 гг. 22 фев.)». А на создание документального фильма о незаслуженно забытом ревностном воине Христовом у нее ушло более 20 лет… Судя по фильму, это было глубокое погружение в историю, бережный отбор уникальных кадров кинохроники и неустанный поиск современников батюшки, способных сказать всему миру сокровенные слова о нем. Звучат слова признания в его адрес и из уст нынешних представителей Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, а дикторский текст читает митрополит Рязанский и Михайловский Марк, уроженец Пермского края, подвизавшийся в Миссии в 90-е годы прошлого века. Вот какие переплетения судеб! Что касается фильма, то его уже видели в Иерусалиме, Екатеринбурге, Перми, Алапаевске. Теперь состоялся премьерный показ в Москве.

http://pravoslavie.ru/125039.html

У Вас огромный монашеский опыт, поэтому разрешите обратиться к Вам с таким вопросом: например, человек не может понять, нужно ему принимать монашество или нет? Как разобраться в себе? Надо иметь призвание к монашеской жизни, чтобы безраздельно служить Господу. Не чувствуешь призвания, не иди в монастырь. Создавай семью, воспитывай деток. Это тоже хорошо. А если есть призвание, то иди со смирением в душе. И за святое послушание Господь поможет – и вразумит, и научит, и силы душевные и телесные даст. Всё за святое послушание! Сейчас, конечно, дух другой стал. Многие хотят, чтобы было полегче. Чувствуется изнеженность, стремление к комфорту. Но ради Господа, ради будущей жизни, ради Царства Небесного и спасения своей души надо всё терпеть и куда бы тебя в монастыре не направили трудиться, в ответ произносить одно-единственное слово: «Благословите». И делать всё с душой. Тогда в душе будет мир. В октябре 2019 года в Историко-культурном центре «Соборная палата» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета проходила конференция, посвященная 60-летию со дня кончины игумена Серафима (Кузнецова) , который выполнил обещание, данное Великой княгине Елисавете Феодоровне: рискуя жизнью на каждом участке невероятно долгого пути, Белогорский скитоначальник все-таки смог перевезти останки Алапаевских мучениц (Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары) в Иерусалим, где захоронил их по-христиански. Среди докладчиков форума была монахиня Мариам (Юрчук), насельница Горненской женской обители в Иерусалиме. В перерыве ее обступили люди, которым хотелось услышать из первых уст о физическом и духовном состоянии матушки-настоятельницы Георгии, отметившей в 2016 году свое 85-летие. Мать Мариам ответила, что физически матушка слаба – болезни и возраст решительно заявляют о себе. Но духовное ее состояние, по словам гостьи, просто удивительное. Матушка, невзирая на немощи, постоянно излучает свет и радость. От нее сестры получают такое утешение и ободрение! Судя по воспоминаниям игумений наших православных обителей, начинавших свой монашеский путь в Пюхтице вместе с будущей настоятельницей Горненского монастыря игуменией Георгией, дар утешения и ободрения у нее был всегда.

http://ruskline.ru/opp/2020/03/17/esli_n...

ЖМП 4 апрель 2022 /  25 апреля 2022 г. 17:00 Помочь встрече человека в Богом Святая Земля последние тридцать лет, несмотря ни на что, остается одним из самых популярных направлений для православных паломников из России и стран СНГ. Люди из множества уголков бывшего СССР преодолевают немалыерасстояния, чтобы посетить места,связанные с жизнью Спасителя.На подворьях Русской духовной миссии всегда рады гостям. В чем особенность жизни обителей земли Обетованной, с какими трудностями сотрудникам Миссии пришлось столкнуться в период пандемии и какое значение имеют русские храмы в Палестине, рассказывают насельники подворий и просто наши соотечественники.  PDF-bepcuя.   Монахиня Мариам (Юрчук), насельница Горненского монастыря Русской духовной миссии в Иерусалиме, гид и автор путеводителей по Святой Земле: Сегодня роль Русской духовной миссии (РДМ) на Святой Земле мне кажется более важной, чем в прежние времена. Ведь Миссия сейчас — единственный представитель Русской Церкви в Израиле, Иордании и Палестинской автономии. Она, как и прежде, осуществляет связь между Московским и Иерусалимским Патриархатами , духовно окормляет паломников из России и других стран, молящихся в наших храмах. Вместе с окормлением русскоязычных репатриантов Миссия служит центром пастырского попечения о русскоязычных гражданах, работающих в Израиле по трудовым контрактам, а также приезжающих на лечение и живущих в соседней Иордании. Она также способствует развитию культурных связей между русским и арабским народами. Созданная Миссией в конце в XIX века инфраструктура на Святой Земле способствовала небывалому росту численности паломников из России. Особенной заслугой Миссии стала возможность для пилигримов, не знавших греческого и арабского, молиться на русском языке,поскольку Бога нужно славить разумно (см. Пс.46, 8). Кроме того, в XIX веке РДМ противодействовала в Иерусалиме прозелитическим усилиям Католической Церкви, а также деятельности протестантских и англиканских представительств в Палестине по обращению православных палестинцев в свои конфессии.

http://e-vestnik.ru/world/pomoch_vstrech...

К 175-летию Русской духовной миссии в Иерусалиме вышло в свет новое издание путеводителя по Святой Земле 17 июня 2022 г. 12:20 К 175-летию Русской духовной миссии в Иерусалиме вышло в свет новое дополненное и расширенное издание «Путеводителя по Святому граду Иерусалиму и Святой Земле». Автор двухтомника — насельница Горненского женского монастыря Русской духовной миссии в Иерусалиме монахиня Мариам (Юрчук). Новая версия путеводителя представляет собой наиболее полное из вышедших за последнее десятилетие изданий: она дополнена данными археологических открытий последних лет, в ней появились новые главы и разделы, существенно увеличено количество фотографий и схем. Русская духовная миссия в Иерусалиме /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5937600.ht...

Однако эти толкования не стоит так уж резко противопоставлять. Слово и два Ангела вполне могут символизировать тайну Троицы, и с противниками этого мнения и спорил преподобный Иосиф Волоцкий. Явление Моисею в купине «Моисею въ купин яко явился еси въ огненн, Ангелъ нареклся еси, Отчее Слово, Еже къ намъ Твое предъявляя имже всмъ яв возвстилъ еси державу Единаго, (3-й глас). Здесь говорится о явлении Моисею горящего тернового куста и о том, как он говорил с Ангелом: «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воозвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]!» (Исх. 3: 2–4, Синодальный перевод). То, что Один и Тот же назван и Ангелом Господним, и Господом, указывает на то, что Сын является как Тем Лицом, Которому намечено прийти, так и равночестным Отцу: Митрофан и Предание Митрофан был сослан в Херсонес Таврический, где успел встретиться с будущим просветителем славян равноапостольным Кириллом Автор канонов полунощницы Митрофан Смирнский – византийский интеллектуал IX века необычной судьбы. Епископ Смирны, он стал противником знаменитого святителя Фотия, Патриарха Константинопольского. В бурном и драматичном столкновении святителя Фотия с Римом Митрофан был на стороне последнего; однако даже когда римские папы признали Фотия патриархом, смирнский епископ отказался сдаваться. Вследствие этого Митрофан был лишен сана и сослан в Херсонес Таврический, где успел встретиться с будущим просветителем славян равноапостольным Кириллом (тогда еще Константином) и высоко оценить его ревность в вере . Пожалуй, эта удивительная судьба только в одном отношении отразилась на троичных канонах, составленных Митрофаном. Поддерживая дружеские связи с Римом, он, вероятно, успел узнать о набирающем там силу учении о филиокве – ипостасном исхождении Святого Духа не только от Отца (как верят православные), а от Отца и Сына. В своих канонах Митрофан попытался исправить латинское заблуждение, неоднократно и многообразно подчеркивая то, что Отец является единственной причиной как Сына, так и Духа.

http://pravoslavie.ru/146088.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010