6. Преображение Господне Прокимен, глас 4 Как величественны дела Твои, Господи,/всё премудростью Ты сотворил. Стих: Благословляй, душа моя, Господа! Господи Боже мой, возвеличен Ты весьма. Пс 103:24а, 1 Зачало 65. Аллилуия, глас 8 Стих: Твои — небеса, и Твоя — земля. Стих: Блажен народ, знающий победный клич. Пс 88:12а, 16а 7. Святителя Митрофана, епископа Воронежского Прокимен праздника и святителю прокимен, глас 1 Уста мои изрекут премудрость, и размышление сердца моего — разум. Пс 48:4 Зачало рядовое и святителю зачало 318а. Аллилуия праздника и святителю, глас 2 Стих: Уста праведного изрекут премудрость, и язык его возвестит суд. Стих: Закон Бога его в сердце его, и не преткнутся стопы его. Пс 36:30, 31 9. Святого Апостола Матфея Прокимен праздника и Апостолу, глас 8 Во всю землю вышел голос их, и в концы вселенной речи их. Пс 18:5а Зачало рядовое и Апостолу зачало 2. Аллилуия праздника и Апостолу, глас 1 Стих: Небеса возвестят чудеса Твои, Господи. Стих: Бог прославляем в сонме святых. Пс 88:6а, 8а 13. Отдание Преображения. Святителя Тихона, епископа Воронежского Прокимен праздника, глас 4 Как величественны дела Твои, Господи,/всё премудростью Ты сотворил. Стих: Благословляй, душа моя, Господа! Господи Боже мой, возвеличен Ты весьма. Пс 103:24а, 1 И святителю прокимен, глас 1 Уста мои изрекут премудрость, и размышление сердца моего — разум. Пс 48:4 Зачало рядовое и святителю зачало 318а. Аллилуия праздника, глас 8 Стих: Твои — небеса, и Твоя — земля. Стих: Блажен народ, знающий победный клич. Пс 88:12а, 16а И святителю, глас 2 Стих: Уста праведного изрекут премудрость, и язык его возвестит суд. Стих: Закон Бога его в сердце его. Пс 36:30, 31а 15. Успение Пресвятой Богородицы Прокимен, глас 3, Песнь Богородицы Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Зачало 240. Аллилуия, глас 2 Стих: Восстань, Господи, войди в покой Твой, Ты и ковчег святыни Твоей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

6) Ин.20:31 . « Сие же написано дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий и, веруя, имели жизнь во имя Его ». Из этих слов Евангелия сектанты заключают, будто для веры во Христа излишне Предание и достаточно «написанного» т. е. одного св. Писания. По согласись с сектантским толкованием данного свидетельства, мы, как и в предыдущем случае, должны отвергнуть не только св. Предание, но и все св. Писания, за исключением Евангелия Иоанна. Ведь апостол Иоанн выражением «сие написано» не мог разуметь ничего иного, кроме написанного им Евангелия. И раз по толкованию сектантов, кроме «сего написанного» все остальное излишне, значит излишне и все Писания за исключением Евангелия Иоанна. К такому можно придти абсурду, если согласимся с сектантским толкованием вышеозначенного свидетельства. На самом же деле слова апостола Иоанна, на которые ссылаются сектанты, указывают лишь на цель, ради которой было написано Евангелие Иоанна, именно доказать Божество Христа Спасителя. Считать же св. Писание исключительным источником христианского вероучения Евангелист Иоанн не мог уже потому, что по его собственным словам в его Евангелии, да и вообще в Писании не записано многого из того, что сотворил Иисус. ( Ин.20:30, 21:25 ). Деян.1:1–2 « Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала, до того дня, в который Он вознесся ». Из этих слов сектанты заключают, что в Евангелии от Луки записаны все дела и учение Спасителя, и что Предание поэтому будто бы излишне. Но даже поверхностное знакомство с повествованиями Евангелистов открывает нам, что в Евангелии от Луки записаны далеко не все дела и учение Спасителя; у него, например, нет упоминания о величайшем чуде воскрешения Лазаря. Как же тогда понимать слова апостола Луки? Очевидно только в том смысле, что, задавшись целью описать все, что Иисус делал и чему учил, Евангелист Лука изложил все это не полно и обстоятельно, а лишь вкратце. Да иначе было и невозможно, ибо « если бы писать о том подробно, то и самому миру , полагает Евангелист Иоанн, не вместить бы написанных книг ». ( Ин.20:25 ). А если так, то св. Предание не только не излишне, но как дополнение к Писанию, положительно необходимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

6. Какие уроки мы можем извлечь из общения апостола Павла с афинянами ( Деян. 17 гл.)? 7. Какие еще полезные советы вы можете дать миссионеру при его общении с людьми? 8. Что значит «закон больших чисел»? Литература : 1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М.: Медиум, 1995. 2. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. – М.: Наука. 1993. 3. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. – М.: ТОО «ЧеРо», 1997. 4. Леви В. Искусство быть собой. – СПб., 2009. 5. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. – СПб., 1997. 6. Милгрэм С. Эксперимент в социальной психологии. – СПб., 2000. 7. Технологии изменения сознания в деструктивных культах. Под ред. И. Митрофановой. – «Экслибрис», 2004. 8. Хассен Стивен. Секреты манипуляции сознанием. – М.: Изд. Олма-Пресс, 2003. 9. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб.: Питер, 1999. Младостарчество как современная церковная проблема Соблазн младостарчества существовал во все времена. Еще апостол Павел, наставляя Тимофея, предупреждал, что кандидат в епископы (в то время епископ возглавлял приход и был, по Существу, пресвитером. Только когда число приходов умножилось, функции епископа стали иными. Поэтому все, что говорит апостол о епископе, без всякой натяжки можно отнести к пресвитеру) не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом ( 1Тим. 3,6 ). Но сам же апостол в прощальной беседе с ефесскими пресвитерами пророчески предвещает: «Я знаю, что по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою». ( Деян. 20, 29–30 ). Итак, соблазн лжепастырства действовал даже тогда, когда Церковь жила единым Духом, и у верующих было одно сердце и одна душа ( Деян. 4, 32 ). Эпоха апостольской Церкви – это время особых благодатных даров, явленных и в пастырях, и в пастве. В дальнейшем, с притоком огромного количества новообращенных и естественного понижения духовно-нравственных требований к ним, произошло уже и заметное оскудение этих первоначальных даров.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

8) Деян.17:11 . « Здешние (жители Верии) были благомысленнее Фессалоникийских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так »? Из приведенных слов сектанты делают вывод, будто христиане обязаны заниматься изучением лишь Писания, но не Предания. Но изучать Писания, разбирать их, как делали благомысленные жители Верии, это значит не просто только читать Писания, а в тоже время и толковать. Толковать же Писания без св. Предания невозможно, как видели мы, ибо в противном случае можно, по слову апостола Петра, превратить его к собственной погибели ( 2Пет.3:16 ). Следовательно, вышеприведенное свидетельство не только не говорит против Предания, а, наоборот, подтверждает необходимость последнего. 9) 2Пет.1:19 . « Мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему ». Приведенными словами не только не уничтожается св. Предание, а, наоборот, устанавливается необходимость последнего. Дело в том, что слова пророков мало только читать; их необходимо изъяснять, а. по учению апостола Петра, « никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою » ( 2Пет.1:20 ). В этом случае единственным верным источником для правильного истолкования пророчеств может быть, как мы видели, только св. Предание. 10) 2Тим.3:15–17 . « Ты из детства знаешь св. Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою в Иисуса Христа ». Если же толкуют сектанты, умудряет во спасение только Писание, то Предание излишне. Но приведенные слова апостола Павла говорят лишь о том важном значении, какое иметь св. Писание Ветхого Завета, (ибо только его мог знать с детства ап. Тимофей, для веры во Христа. И если на основании их отрицать св. Предание, как делают сектанты, тогда по той же причине необходимо считать излишним и все Новозаветные Писания, так, как и одно де Ветхозаветное Писание может умудрить во спасение. Последнее, конечно, не признают и сами сектанты. 11) Рим.3:21 . « Ныне независимо от закона явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки ».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

III) Третье место из Евангелия, на которое любят ссылаться паписты в доказательство проповедуемого ими папского главенства, представляют следующие слова Спасителя, обращенные к апостолу Петру: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» ( Лк.22:31–32 ). На основании этих слов католики учат во-первых, о том, что вера римских пап, как преемников (?) апостола Петра, никогда не оскудеет; а во вторых, что Петру будто бы было поручено утверждать остальных апостолов («братьев твоих»), или, что то же, дано верховное главенство в Церкви. Чтобы воочию представить всю произвольность и натянутость этого католического объяснения, нам стоит лишь взять вышеприведенные Евангельские слова не в том отрывочном виде, в каком их берут паписты, а в полном контексте, сравнив при этом повествование Евангелиста Луки с повествованием других Евангелистов. Контекст же Евангельского места таков: Наступали последние дни земной жизни Спасителя, близился час великих страданий Христовых, и вот Сын Божий устраивает со Своими учениками многознаменательную тайную вечерю. Во время последней Иисус Христос , зная, что в ту же ночь ученики Его оставят Его и соблазнятся о Нем, говорит им: «все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря и рассеются овцы» ( Мк.14:27 ). Такое предсказание, конечно, не могло не опечалить учеников, однако они молчат, так как не чувствуют достаточного дерзновения возражать на слова своего Божественного Учителя. Один лишь Петр, как более других пылкий и впечатлительный, не выдерживает и начинает уверять Спасителя в своей беззаветной преданности: «Петр сказал Ему в ответ, – читаем мы у Евангелиста Матфея, – если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» ( Мф.26:33 ). Так говорил Петр, но Господь, зная, что апостол Петр не только соблазнится о Нем вместе с другими учениками, но даже поколеблется в вере, троекратно отрекшись от своего Учителя, говорит апостолу: «...Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» ( Лк.22:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

II) Второе основание из Евангелия, приводимое папистами, представляет дальнейшие слова Спасителя, обращенные к апостолу Петру: «и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф.16:19 ). На основании этих слов Спасителя паписты заключают, будто апостол Петр был поставлен от Христа верховным главой Церкви и наместником Бога на земле. Означенное заключение папистов также неправильно и ошибочно. Мы уже показали, что слова Спасителя, хотя и были обращены к апостолу Петру, однако относились ко всем апостолам, так как все апостолы исповедали Христа Сыном Божиим. Теперь в доказательство своего положения, скажем еще, что вышеприведенные слова были Спасителем повторены и притом в такой форме, что отношение их именно ко всем апостолам более чем очевидно. В 18 главе от Матфея мы читаем следующие слова Спасителя, сказанные своим апостолам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе» ( Мф.18:18 ). После воскресения Своего Спаситель снова повторил означенные слова и притом опять по отношению ко всем апостолам: " Иисус, – повествует Евангелист Иоанн, – дунул, и говорит им (апостолам): примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:21–23 ). Правда, в обоих вышеупомянутых случаях нет речи о ключах Царства Небесного, о которых говорил Спаситель, когда обращался к апостолу Петру; но умолчание о ключах не имеет существенного значения. В самом деле, если вчитаться внимательно в слова Спасителя, обращенные к апостолу Петру, то ясно видно, что получение власти над ключами Царства Небесного неразрывно связано с получением власти вязать и разрешать и одно без другого быть не может. Получение власти над ключами Царства Небесного есть ни более, ни менее, как образное выражение, указывающее на власть открывать и закрывать двери Царства Небесного. Но эту же самую власть имеет и тот, кто пользуется правом вязать и разрешать. Таким образом, власть над ключами Царства Небесного, власть вязать и разрешать была предоставлена Спасителем не одному апостолу Петру, а всем апостолам и в одинаковой мере. А если так, то учить на основании вышеупомянутых слов Спасителя о каких-то исключительных правах, которые в сравнении с другими апостолами якобы получил апостол Петр, а тем более заключать о каком-то особом верховном главенстве апостола Петра, как заключают паписты, – и произвольно, и неосновательно, и ошибочно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

I) Первое и самое главное евангельское место, на которое всегда ссылались и ссылаются защитники папского главенства, представляет следующие слова, сказанные Спасителем апостолу Петру: «Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного, и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф.16:18–19 ). На основании этих Господних слов паписты заключают, что Церковь Христова: во-первых, основана на апостоле Петре и только на нем одном, и во-вторых, что апостол Петр был поставлен верховным главою Церкви и наместником Бога на земле. Отсюда паписты делают второе заключение, будто и Папа Римский как преемник (?) апостола Петра, является верховным главой Церкви и наместником Бога на земле. Заключение логичное, но если согласиться с ним и принять католическое объяснение вышеприведенных слов Христовых; у нас неминуемо возникает ряд недоуменных вопросов, на которые католическое толкование не дает, да и не может дать ясного ответа. Чтобы яснее представить смысл вышесказанного, рассмотрим вышеприведенное евангельское место в контексте. «Пришедши же в страны Кесарии Филипповой, – повествует евангелист Матвей, – Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: один за Иоанна Крестителя, другие за Илию, и иные за Иеремию или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты Христос, Сын Бога живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: Блажен ты, Симон сын Ионин; потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты Петр...» и т. д ( Мф.16:13–18 ). Из приведенного Евангельского повествования ясно видно, что со Своим вопросом Господь обращался не к одному только апостолу Петру, а ко всем апостолам вместе: «Иисус спрашивал, сказано, учеников Своих» и еще: «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?» На вопрос Спасителя Петр исповедует Его Сыном Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

   Еще же говорил Господь: когда идешь на брань, освободись от всякого скверного слова, а в христианских полках и богомерзкие живые идолы — еретики, злословящие святую нашу веру и благочестие, многие иноверцы: лютеране, кальвинисты и католики неправомудрствующие, да еще и начальниками волки над христианами-агнцами, которым всякие оскорбления, бедным, творят. Не есть добро человеку-еретику, неправославному, владеть и началь­ствовать православными христианами и судить их. В таких чинах подобает быть православным христианам и устраивать благопотребное, ибо благодатью Божией очень много в полковых строях Российского царства царской державы людей благочестивых, в ратоборстве искусных и знающих, апостол же святой Павел очень стыдил коринфян, когда перед иноверцами судился, говорил: К стыду вашему говорю: уничиженных в Церкви (у нас же весьма отчужденных) почто сажаете судить верных, неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас (1 Кор 6:5—7) судиться от неправедных, а не от святых, то есть от еретиков и злобожников неправедных татар, у которых христиане в подданстве, а не от единородных и единоверных святых христиан российских и в царстве одном живущих.    От иноверцев и прежде того в древние времена пользы было мало, потому что они были явными врагами Богу и Пресвятой Богородице, Святой Церкви и нам, христианам.    И люди нашей паствы всякого чина пусть не привыкают к иностранным непотребным обычаям и пусть, не утвержденные в вере и не знающие Писания, с иноверными о вере не беседуют и лестного их учения совсем пусть не слушают, но пусть возымеют в крепости отеческой благорассудные и воздержные поступки в делах и вещах; написано: «не буди всяким ветром носим», изменяющися скоростью непотребств, «старейших не презирай» и, всякое дело начиная, смотри на конец, какой будет всем, потому что вся тварь и время от времени быстро изменяется, и кончина смертная всем приближается, которой и я с годами и болезнью ближе подвержен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3683...

   Затем завещаю ныне, братия, и наше смирение и моление примите, о чем молю вас, и по смерти сотворите мне послушание ради Господа Бога. Священный чин всей моей епархии: священноигумены, священноиноки и мирские иереи и диаконы и весь священный чин, — сохраните себя от всяких скверных сатанинских нечистых дел; как говорит Златоуст, отвергните от себя пьянство, объядение, лишитесь тяжбы, и свар, и хулы на друга своего и скверного взяточничества, клятвы и лжи, скупости, и ненависти, и лукавства, блуда и всякой нечистоты избегайте. Со всяким вниманием живите и заповедям Господним внимайте — этому учитесь, к этому друг друга понуждайте, чтобы вам непорочными предстать на Страшном и грозном Суде во Второе Пришествие Христово, когда будет Бог судить всей вселенной, и внимайте, какое слово воздадите о людях, которые в пастве вашей. Потому каждый попекитесь о своем спасении и образ собой людям покажите во всяком благочестии, как евангелист Матфей повествует, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5:16); вам ведь придется и ответ воздать о своем стаде. Иоанн Златоуст говорит: если кто одного из своей паствы погубит по небрежности, не все ли свое потеряет спасение? Простой человек, согрешив, за свою одну душу ответ воздаст Богу, а игумен и иерей — за многих людей из своей паствы воздадут Богу ответ; которые сами молоко и шерсть от стада принимают, а об овцах не заботятся, о которых слово должны воздать в тот великий день, — как сможете избежать, если настолько не радеете о спасении?! И опять Господь сказал: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете (Мф 23:13).    О том же сказано у Иезекииля пророка: сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою (Иез 3:17—19).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3683...

   К тому же, братия и чада мои, Божественное Писание любите и в нем поучайтесь: чтение Писаний есть отверзение небесам. Многие, не читая книг, совратились с правого пути. Вы же, сыновья и братия нашего смирения о Господе, избирайте разумения от Божественных Писаний, как добрая пчела, пребывая на цветах и нектар собирая, бытие же оставляя; ложных книг не читайте и от еретиков уклоняйтесь и общения с ними не имейте. А буесловцам и сквернословцам, богохульникам во всем, не от Боже­ственных Писаний, а суетное и ложное говорящим на пагубу правоверным душам, заграждайте уста и возбраняйте, от Писаний слово собирая. Если же кто будет сопротивляться Преданию Соборной Церкви и нашему поучению и указанию по святым отцам, то вы, сыновья и братия, о них помолитесь, по апостолу Павлу: молитесь друг за друга, чтобы исцелиться (Иак 5:16), и на истинный путь после первого и второго наказания обращайте заблудших, научите, запретите, настойте, понудите людей Божиих к благочестию, всячески исцеляйте недужных, ведь время бурное и дни лукавы, и люди на зло уклонились.    Потому детей своих духовных и приходских людей каждый на своем приходе, мужского и женского пола и их детей, неослабевая учите страху Божию и от всех богомерзких дел отвращайте, иногда молением, иногда указанием от Божественных Писаний. К тому же рассуждайте, игумены и священники, кого отлучить от Тела Христова и от Церкви на какое-нибудь время; если же кто сам сомневается, то пусть спросит сведущего, как и Господь сказал: всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Лк 11:10).    Кроме того, игумены и священники нашей стороны, священники и диаконы всех церквей и весь причет церковный, всякое церковное пение со страхом и по чину и по уставу целиком исполняйте, как передали нам святые отцы, особенно же Божественную литургию, на которой страшная Божественная вечеря священнодействуется, на которой Сын Божий за всех нас на спасение закалается, храните со страхом и трепетом и никогда не входите в святую церковь, имея вражду на товарища своего. Особенно со страхом и трепетом входите в святой алтарь и поклонение творите ко престолу славы Божией, а пьяный в святую церковь и в святой алтарь или имеющий гнев на кого-нибудь да не входит. Так же делать и народ учите и о спасении душ своих и о них великое попечение имейте.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3683...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010