2 июля 2010 года «Радио Ватикан» сообщило о создании Отдела по содействию новой евангелизации для оживления христианства (католицизма) в тех странах, где “уже звучало первое возвещение веры” и где тем не менее отмечается “усиливающаяся секуляризация общества и затмение чувства Бога”. Архимандрит Владимир (Гетте). Папство как причина разделения церквей, или Рим в своих сношениях с Восточной Церковью. - M., ФондИВ, 2007. Оригинал - La papauté schismatique, ou Rome dans ses rapports avec orientale, Paris, 1863. От Матфея 16:13-16: « Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живого ». Протоиерей Митрофан Зноско-Боровский. Православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство, глава «Притязания римских епископов на главенство в Церкви. Причины, вызвавшие возвышение римской кафедры». Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Т.4: Лекции по истории древней церкви – М.: Мартис, 2002, стр.286. John Rotelle. Works of St Augustine, Sermons, Vol. 6, Sermon 229P.1 - New Rochelle: New City Press, 1993, p.327. Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Т.4: Лекции по истории древней церкви – М.: Мартис, 2002, стр.285. В патрологии Миня не содержится самого письма бл.Феодорита, но лишь его описание (PG 84, col.305). Протопресвитер Иоанн Мейендорф. История Церкви и восточно-христианская мистика - М.: Институт ДИ-ДИК, Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. Ларше Ж.-К. Преподобный Максим исповедник – посредник между Востоком и Западом. – М.: Изд.Сретенского монастыря, 2004, стр.171. Согласно А.В.Карташеву («Вселенские Соборы». Глава: «V-й Вселенский собор»), на латинском западе титул «вселенский патриарх» (икуменический патриарх) воспринимали иначе, чем на греческом востоке. Византийцы относили его именно к патриарху икумены, Империи, Византии, в то время как латиняне воспринимали его как патриарха Вселенной, против чего и протестовали. И тем контрастнее звучат возражения папы Григория.

http://bogoslov.ru/article/1251083

2 . Когда установлено таинство миропомазания, ясно Евангелие не указывает. Евангелист Иоанн в своем Евангелии свидетельствует, что Иисус Христос обетовал верующим в Него даровать Духа Святаго. «В последний великий день праздника, говорит он, стоял Иисус и говорил: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой ( Ин.7:37–38 ). Сие же, замечает евангелист, рече о Дусе, егоже хотяху приимати верующии во Имя Его: не убо бе Дух Святый(т. е. еще не было на них Духа Святаго), яко Иисус не у бе прославлен» ( Ин.7:40 ). Хотя в этом месте и не указано, посредством какого видимого действия будут преподаваемы верующим необходимые для них дары Святаго Духа, но несомненно, что тут разумеются дары Святаго Духа, необходимые для всех верующих, а не чрезвычайные дарования, которые сообщаются только некоторым из верующих для особенных некоторых целей, потому что обетование Спасителя о реках живой воды обращено Им безразлично ко всем жаждущим, если они уверуют в Него. – Затем, по воскресении Своем, Иисус Христос обещал апостолам ниспослать Духа Святаго и, пред вознесением на небо, повелел им ожидать исполнения этого обетования в Иерусалиме: вы же, говорил Он им, седите во граде Иерусалиме: дóндеже облечетеся силою свыше ( Лк.24:49 ). И вот в праздник Пятьдесятницы, когда было первое собрание Христовой церкви, Дух Святый в стихийных образах бури и огненных языков нисшел на собрание Христовой церкви, и все оно в пророческом восторге начало славить величие Божие. Это знамение Духа Божия должно было произвести на зрителей поразительное впечатление. Ап. Петр, объяснив пораженным и изумленным свидетелям этого чуда, что пред ними воочию исполнилось пророчество Иоиля об излиянии даров Святаго Духа на всех верующих, обратился к ним с словами: покайтеся и да крестится кийждо вас во Имя Иисуса Христа… и приимете дар Святаго Духа. И в тот же день к собранию церкви Христовой присоединились тысячи новых членов. С этого времени, по свидетельству книги Деяний Апостольских, образ действий апостолов в распространении церкви по всем странам был неизменно одинаков.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

2. Когда установлено таинство миропомазания, ясно Евангелие не указывает. Евангелист Иоанн в своем Евангелии свидетельствует, что Иисус Христос обетовал верующим в Него даровать Духа Святого. «В последний великий день праздника, говорит он, стоял Иисус и говорил: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой ( Ин.7:37–38 ). Сие же, замечает евангелист, рече о Дусе, егоже хотяху приимати верующии во Имя Его: не убо бе Дух Святый (т. е. еще не было на них Духа Святого), яко Иисус не у бе прославлен» ( Ин.7:40 ). Хотя в этом месте и не указано, посредством какого видимого действия будут преподаваемы верующим необходимые для них дары Святого Духа, но несомненно, что тут разумеются дары Святого Духа, необходимые для всех верующих, а не чрезвычайные дарования, которые сообщаются только некоторым из верующих для особенных некоторых целей, потому что обетование Спасителя о реках живой воды обращено Им безразлично ко всем жаждущим, если они уверуют в Него. – Затем, по воскресении Своем, Иисус Христос обещал апостолам ниспослать Духа Святого и, пред вознесением на небо, повелел им ожидать исполнения этого обетования в Иерусалиме: вы же, говорил Он им, седите во граде Иерусалиме: дóндеже облечетеся силою свыше ( Лк.24:49 ). И вот в праздник Пятьдесятницы, когда было первое собрание Христовой церкви, Дух Святой в стихийных образах бури и огненных языков нисшел на собрание Христовой церкви, и все оно в пророческом восторге начало славить величие Божие. Это знамение Духа Божия должно было произвести на зрителей поразительное впечатление. Ап. Петр, объяснив пораженным и изумленным свидетелям этого чуда, что пред ними воочию исполнилось пророчество Иоиля об излиянии даров Святого Духа на всех верующих, обратился к ним с словами: покайтеся и да крестится кийждо вас во Имя Иисуса Христа… и приимете дар Святого Духа. И в тот же день к собранию церкви Христовой присоединились тысячи новых членов. С этого времени, по свидетельству книги Деяний Апостольских, образ действий апостолов в распространении церкви по всем странам был неизменно одинаков.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

2) Мф.15:3 . « Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего ». В данных словах Спасителя, как видно из смысла всей речи, под именем предания разумеется не св. Предание, начало которому положил сам Господь, а так называемые предания иудейских старцев. Последние, по объяснению евангелиста Марка, состояли из целого ряда обрядовых предписаний, касавшихся житейского обихода. « Фарисеи , пишет евангелист Марк, и все иудеи, держась предания старцев, не едят, не умывши тщательно рук; и пришедши с торга, не едят, не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться; наблюдать омовение чаш, кружен, котлов и скамей » ( Мк.7:3–4 ). Несмотря на то, что предания старцев касались лишь второстепенных сторон житейского обихода, фарисеи придавали им большое значение и ради этих преданий часто нарушали заповедь Божию. Теперь понятно, что между преданиями Иудейских старцев и Священным Преданием, как источником христианского вероучения, нет, да и не может быть, ничего общего. 3) Мф.15:9 . « Тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим ». Под именем заповедей человеческих сектанты разумеют св. Предание. Но если обратимся к связи речи, то увидим, что заповедями человеческими Спаситель, ссылаясь на пророка Исаию, называет не иное что, как те же предания старцев, ничего общего с св. Преданием не имеющие. Вот почему и св. апостол Павел, который не признавал значения за преданиями старцев ( Кол.2:20–22 ), в то же время не только не отвергал св. Предания, а наоборот заповедывал христианам « удаляться от всякого брата, поступающего безчинно, а не по преданию » ( 2Солун.3:6 ). 4) Тит.1:13–14 . « По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины ». Иудейскими баснями и постановлениями людей сектанты называют св. Предание. Но, как видно из смысла речи, иудейские басни и постановления людей означают совсем другое. Именно, слова апостола направлены были против особых « непокорных пустословов и обманщиков »·, которых во времена апостола было много « особенно из обрезанных » ( Тит.1:10 ). Эти «пустословы» учили, будто для христиан необходимо исполнение закона Моисеева и всех Иудейских обрядов. ( Гал.2 и 3 гл.) Вот эти-то толкования иудействующих и назвал апостол иудейскими баснями и постановлениями людей, а вовсе не св. Предание, как неправильно думают сектанты.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

38 Значит св. Лука здесь буквально передаешь первичный евангельский текст, точно соответствующий тексту евангелия Матфея. 39 Вообще текст Матфеева евангелия более других синоптиков совпадаешь с древнейшими, более или менее синхронистичными Новому Завету, текстами Учения Двенадцати Апостолов, папирусов, Евангелия Евреев-Назареев-Евионеев, Мужей Апостольских Иустина, древнейших апокрифических и неканонических писаний, церковных писателей – св. Иринея, Тертуллиана , Епифаниева текста и др. 41 Впрочем это суждение каше о взаимоотношении синоптических текстов весьма предположительно и научной твердости не имеет, как и вся синоптическая проблема. Но для нашей задачи это не существенно, ибо в догматическом отношении каждое слово писания одинаково важно, Во всяком случае дана наличность двух чтений: без γυνακα и с γυνακα, и мы должны объяснить это. 48 История эта с богодухновенною простотой изложена в Библии ( 2Цар 11:2–12:25 ) так: «Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома, – и увидел с кровли купающуюся (в цистерне на дворе) женщину, а женщина та была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина. И сказали ему: это Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. Давид послал слуг взять её. И она пришла к нему, и он спал с нею. Когда же она очистилась от нечистоты своей, возвратилась в дом свой. Женщина эта сделалась беременною и послала известить Давида, говоря: я беременна... И пригласил Давид Урию (а этот Урия, замечу, был самый верный, и самый преданный Давиду слуга) и ел Урия с Давидом, и напоил его Давид. Но вечером Урия пошел спать на постель свою с рабами господина своего (т. е. Давида), а в свой дом не пошел (этим сообщением выразительно указуется на то, что здесь было только прелюбодеяние со стороны Давида и Вирсавии, но не было разврата). По утру же Давид написал письмо Иоаву (полководцу, сражавшемуся в то время с Аммонитянами) и послал с Уриею. А в письме он написал так: поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отойдите от него, чтобы он был поражен и умер...

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

3) Ин.4:21–24 . «Иисус говорит ей (Самарянке): поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу»... Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны покланяться в духе и истине» . Приведенное свидетельство имеет в виду не храмы, а только места, на которых строят храмы. Дело в том, что Самаряне хотели построить храм на горе Гаразин, а Иудеи возбраняли это, доказывая, что храму можно быть только в Иерусалиме. При этом Иудеи опирались на древний закон, который за поведывал покланяться Богу только на том месте, какое изберет Господь ( Втор.12:11 ). Разумеется, этот ветхозаветный закон с наступлением Нового Завета должен был потерять свое значение. Вот почему Спаситель и говорит Самарянке, что теперь с наступлением Нового Завета вопрос о месте, на котором можно строить храм, не имеет смысла; теперь «и не на горе (только) сей и не в Иерусалиме (только) » будете покланяться Отцу, а значит, везде, где захотите, на всяком месте. Почему? Да потому, что Бог есть дух, Он везде, на всяком месте, следовательно, на всяком месте можно обращаться с молитвою к Богу, иначе говоря, на всяком месте можно строить храм. Тем не менее град Иерусалим, именно со времени совершившихся здесь Христовых страданий, является для христиан высшею святынею, почему и в Святом Евангелии он именуется Святым градом ( Мф.27:53 ). Далее сектанты говорят, будто храмы бесполезны еще и потому, что Господь якобы не имеет там Своего присутствия. В доказательство сектанты ссылаются на следующие места Св. Писания. 4) Деян.7:48–50 . «Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: небо – престол Мой, и земли – подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего»? Приведенные слова были сказаны Святым архидиаконом Стефаном из пророка Исаии, который не только не отрицал значения храма Божия, по считал его местом постоянного пребывания Божия ( Ис.6:1; 66:6 ) и предсказал Славу храма новозаветного в Иерусалиме ( Ис.2:3 ). О святом же Стефане, как о противнике храма, говорили, ложные свидетели ( Деян.6:13 ), которые и уподобляются сектантам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

3 . Руки священника всегда должны быть чистыми от всего, что получено неправедно. Пусть священник ни от кого ничего не ищет, кроме того, что ему законом определено за труд. 4 . Священнику необходимо избегать кабаков, кофеен, и других мест, где ему пребывать непристойно («Архиерейское поучение рукоположенному священнику». Пер. с рус. Белград, 1858, с. 10–12). Священник никогда не должен говорить ничего такого, что не приличествует его пастырскому званию. Каждое его слово, где бы он его ни говорил, да будет всегда поучительно для тех, кто слушает. Каждое слово, которое не является добрым советом для слушающих, было бы для него осудительно, потому что в Священном Писании сказано: Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим ( Еф.4:29 ). Священник, по своей обязанности, учит своих прихожан прощать ближним то зло, которое они им причинили, но он первым должен подавать в этом хороший пример, чтобы паства смотрела на него как на пастыря. Нам, грешникам, по заслугам Христовым, Бог прощает наши грехи. Как же мы, грешные люди, не простим тех, которые, по слабостям человеческим, подобны нам?.. Святой апостол Павел говорит: Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов ( Гал.6:2 ). Один богослов учит: «Если жизнь священника не соответствует его священному сану, то он подобен строителю, который одной рукою строит, а другой разрушает построенное» («Вера и разум», 3, с. 160). Священник всегда должен помнить то, что некогда апостол Павел говорил Тимофею, но что относится и к нему: будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте ( 1Тим.4:12 ). 2.15. Священник, как и всякий другой христианин, должен исповедоваться Хотя священник есть служитель алтаря Божия, но он все же человек, и может иметь собственные грехи – меньшие или большие. Поэтому священник, как и всякий другой христианин, обязан у своего брата священника в свое время исповедоваться. Священнику следует быть и в сердце и в мыслях чистым, иметь чистую душу. Поскольку же это без исповеди невозможно, то он должен очищать себя от грехов, которые сам, вольно или невольно, к сожалению, совершил. Этого требует от священника и его совесть, и его душа, и его священническая должность.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

4.6.4 Вопросы по 4-ой заповеди Божией Помни день субботный, еже святити его: шесть дний делай и сотвориши (в них) вся дела твоя, в день же седмый, суббота Господу Богу твоему, то есть помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему ( Исх.20:8–10 ). – Праздновал ли ты дни воскресные и праздничные, то есть не трудился ли ты в эти дни и не принуждал ли слуг своих работать? – В эти священные дни я не работаю, но, опять же, не могу сказать, что в эти дни что-то случайно не делал. – Большой грех – работать в дни воскресные и праздничные. В древние времена побивали камнями тех, которые работой нарушали день субботний. В неделе семь дней. Бог для Себя только лишь один день оставил. Другие шесть Он нам даровал, чтобы мы делали в них свои дела. Если решимся работать в день воскресный, то крадем этот день у Бога, потому что не употребляем его для служения Богу, для нашего спасения. Те, которые работают в дни воскресные, а не идут в церковь , не могут получить Божия благословения на эти труды. Если имеешь слугу или служанку в твоем доме, то должен в эти дни и им дать отдых, ибо Господь заповедал: день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни... скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих ( Исх.20:10 ). Торговцы, которые в дни воскресные и праздничные торгуют – скорее обеднеют, чем разбогатеют. А ты в день воскресный или праздничный ходишь ли в церковь и молишься ли в эти дни Богу дома? – В воскресенья и праздники редко хожу в церковь и дома не молюсь столько, сколько нужно. – Это нехорошо. Не посещать церковь в дни священные – великий грех. Храм есть лечебница, которая лечит наши телесные и душевные болезни. В храме Божием наши молитвы соединяются с молитвами Божиих угодников и, таким образом, через их посредство, раньше бывают услышаны, чем молитвы домашние. Поэтому должны мы во дни священные оставить все наши дела и без лености всегда ходить в церковь на Божественную службу. Когда идешь в церковь, то веди с собой и своих детей. И если ты старший, то и младшим членам семьи, и слугам советуй идти в церковь на службу. В житии святой Иулиании читаем, что она и во время сильных холодов ходила в церковь, хотя не имела ни обуви, ни необходимой одежды. Однажды в воскресенье, когда священник для совершения утрени в церковь вошел, то услышал глас, который исходил от иконы Пресвятой Богородицы, говоря ему: «Иди и скажи милостивой Иулиании, которая сейчас в церковь придет, что ее домашняя молитва угодна Богу, но не так, как церковная». Всегда ли ты в церкви стоишь со страхом Божиим?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

4) Пс.48:8 . «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него» . Но, как видно из контекста, смысл означенных слов состоит в том, что никакая цена не избавит человека от смерти: «Дорога цена искупления души их, и не будет того вовек, чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы» ( Пс.48:9–10 ). О загробном же состоянии людей здесь нет и речи. 5) Мк.8:37 . «Или какой выкуп даст человек за душу свою»? Означенные слова также нисколько не подтверждают суемудрия сектантов. Смысл их тот, что человек не в состоянии спасти свою душу ценою собранного им богатства: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою»? ( Мк.8:36–37 ). Что же касается улучшения состояния умерших за гробом через молитвы ближних, то Господь не только не считает в этом отношении молитвенную помощь ближних бесполезной, но даже заповедует стараться приобретать ее через дела благотворения: «Говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» ( Лк.16:9 ). Наконец, сектанты доказывают, что молиться за умерших бесполезно еще и потому, что каждый человек все равно должен получишь воздаяние за свои дела и поступки. В подтверждение сектанты приводят следующие свидетельства: 6) Рим.2:6 . «Который (Бог) воздаст каждому по делам его». 7) Гал.6:7 . «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» . 8) 2Кор.5:10 . «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получит соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе, или худое» . Но приведенные свидетельства говорят о том воздаянии, какое последует для людей на последнем страшном суде Господнем. Пока же означенного суда не было, для умерших представляется возможность загладить свои беззакония молитвами своих братьев, на земле живущих. А что это улучшение участи умерших до страшного суда возможно, мы видели из приводимых мест Св. Писания. ( Мф.12:32 ; 1Пет.4:6 ). V. О внешнем Богопочтении

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

51). Когда Иудеи, услышав эти слова, пряхуся между собою, глаголюще: како может сей да­ти нам плоть свою ясти? то Иисус Христос не только не показал ничем иудеям, что они поняли Его непра­вильно, а еще с большею силою и ясностью продолжал Свою речь в том же смысле: аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте Плоти Сына Человеческого, ни пите Крови Его, живота не имате в себе. ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, имать живот вечный и Аз воскрешу его в последний день. Плоть бо моя истин­но есть брашно, и Кровь Моя истинно есть пиво ( Ин. 6:53–55 ). Прибавление слова истинно (ληθς) ясно показывает, что иудеи, соблазнявшиеся обетованием Спасителя дать им Плоть Свою ясти, нисколько не ошибались в разумении слов Его и что Он истинно обетовал им вкушение Своей Пло­ти и Крови. – Точно так поняли эти слова и ученики Иисуса Христа, вследствие чего многие из них, поражаясь мыслию – вкушать Плоть и Кровь своего Учителя, с ропотом говорили: жестоко есть слово сие, и кто может его послушати? И Спаситель, чтобы убедить их в воз­можности такого чудесного вкушения, указал на другое чу­до, на свое будущее вознесение, на которое Он указывал только в редких случаях, как на самое сильное доказательство своей Божественной власти в деле учения и истинности своей проповеди : ведый же Иисус в себе, я ко ропщут о сем ученицы его, рече им: сие ли вы блазнит? Аще убо узрите Сына Человеческого восходяща идеже бе прежде? т. е. это ли вас соблазняет, что Я – хлеб сшедший с неба? Что же будет с вами, когда вы увидите Сына Человеческого, восходящего туда, где был прежде ( Ин. 6:61 − 62)? – Цвинглиане, отрицая действительное присутствие Тела и Крови Христовых в Евхаристии, дают всей этой беседе смысл иносказательный. Основание для такого понимания они указывают в самой же этой беседе, в словах: сие ли вы блазнит?... Дух есть, иже оживляет, плоть не пользует ничтоже: глаголы, яже Аз глаголах, дух суть и живот суть ( Ин.6:63 ). Этими слова­ми, говорят цвинглиане, Иисус Христос очевидно направляет своих слушателей к пониманию Его беседы не в буквальном, а духовном смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010