Угодник Божий, стяжавший при жизни благодатную силу Святого Духа, и по смерти своей продолжает совершать чудеса через свои мощи. Такова реальность духовной жизни, засвидетельствованная многочисленными достоверными повествованиями. — Мощи святого Спиридона являются драгоценным достоянием Вселенского Православия… — Память великого угодника Божия празднуется 25 декабря по новому стилю. В этот день в 348 году он покинул земной мир. Святителя похоронили в храме в честь святых апостолов в городе Тримифунте. В середине VII века его мощи были перенесены в Константинополь, а в 1453 году перевезены на остров Керкира (Корфу) в Ионическом море. Для них в 1590 году был построен храм, носящий имя святого. Пять раз в году на этом острове совершается торжественное празднование памяти святого Спиридона Тримифунтского. Святитель Спиридон издревле почитался и в России. 18 февраля 1799 года по повелению императора Павла, особо почитавшего святителя Спиридона как небесного покровителя своего старшего сына Александра, военачальник Федор Ушаков освободил от захватчиков греческий остров Корфу. За эту победу праведный Феодор Ушаков был возведен в чин адмирала. — Как Вы упомянули, десница святителя Спиридона относится к числу святынь, находящихся в непрестанных путешествиях… — Можно говорить о том, что и после своей смерти святой Спиридон продолжает осуществлять свое служение. В истории Церкви святитель Спиридон почитается как скорый избавитель от нищеты, тяжких болезней и житейских скорбей. Существует благочестивое народное предание о том, что святитель как живой путешествует по городам и весям разных стран, помогая нуждающимся в его помощи. Не случайно ежегодно, когда в Керкире его мощи переоблачают, то неизменно обнаруживают тапочки на ногах — стоптанными. Трижды великая святыня Вселенского Православия — честная десница святителя и чудотворца Спиридона, епископа Тримифунтского, — посещала пределы Русской Православной Церкви. И в России, и на Украине тысячи и тысячи людей приходили к святителю, чтобы испросить у него молитвенной помощи в своих делах, здоровья, благополучия, ходатайства перед лицом Божиим — и получали просимое. Регулярно нетленная десница святителя Христова приносится на греческие острова Средиземноморья и в страны, где проживает православное население.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

2. Свидетельствовать, вместе с тем, что настоящее решение не означает признания за Константинопольским Престолом прав на юрисдикцию над клириками других Поместных Православных Церквей, пребывающих на территории стран православной диаспоры. Журнал 40 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о принесении в Россию честной десницы святителя Спиридона Тримифунтского, чудотворца. Справка: Честная десница святителя Спиридона Тримифунтского приносилась в пределы России по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с острова Корфу в период с 15 апреля по 15 мая 2007 года. Святой Спиридон родился на о. Кипр во второй половине III века в бедной семье и в детстве пас овец своего отца. После смерти жены был поставлен на святительский престол города Тримифунта. Подвигами христианского смирения, милосердия и молитвы он стяжал себе нетленную славу и уже при жизни его именовали святым. Святитель участвовал в I Вселенском Соборе (325 г.), ревностно защищая Православие. После блаженной кончины праведника его нетленные мощи были перенесены в Константинополь. В XV веке после падения Византии рака с мощами угодника Божия была перенесена в область Эпир (Греция), а оттуда на о. Керкира. В связи с принесением в Россию десницы святого Спиридона Тримифунтского Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился с особым посланием к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви. 15 апреля самолет, с реликвией сопровождаемой делегацией Элладской Церкви во главе с митрополитом Керкиры, Пакси и близлежащих островов Нектарием и митрополитом Кесарьяни, Вироноса и Имиттоса Даниилом прибыла с о. Корфу в московский аэропорт Домодедово. Здесь святыню встречали: епископ Красногорский Савва, викарий Московской епархии, наместник Свято-Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), представители московского духовенства. Вечером того же дня на всенощном бдении совершенном Его Святейшеством, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси в Храме Христа Спасителя состоялась встреча честной десницы святителя Спиридона.

http://sedmitza.ru/lib/text/429916/

В 1803 году учившиеся в Вене ученые и студенты из Фессалии задумали открыть на горе Пилио (Фессалия) академию философии, греческой и латинской филологии, физических и математических наук . Этому блестящему замыслу не суждено было сбыться, но в 1807 году начала свою работу основанная Вилфордом на острове Керкира Ионическая академия. Так что нет ничего неожиданного в том, что в 1813 году преподаватель Афинской школы архимандрит Дионисий (Пиррос) «разбил сад, в котором было 300 видов растений, и открыл в доме Димитрия Каллифурнаса музей, где было представлено 300 видов металлов…» Важно также отметить, что в Афинах, где в школе, которая была основана в 1647 году, преподавались грамматика, филология и другие науки, уже в 1673 года упоминается учитель, обучавший 30 своих учеников с помощью «первых учеников», то есть системы взаимного обучения. В начале XVIII века афинский иеромонах Григорий (Сотирианос) построил для афинской школы здание. Став впоследствии митрополитом Монемвасийским, он добился для школы патриаршей грамоты, а также подарил ей свою собственную библиотеку, насчитывавшую 600 томов. В школе преподавали монахи Паисий и Агапий (Вулисмасы). Кроме публичной школы, в Афинах действовала и школа Иоанна Дека, которую материально поддерживал монастырь Петраки, имевший также на своем содержании и 12 учащихся. В школе преподавали иеромонах Софроний (Барбанос) и Иоанн Бенизелос. Учитель Георгий Клеовулос, введший в 1819 году систему взаимного обучения в Бухарестской школе, составил на греческом языке методическое пособие и таблицы для обучения по этому методу, благодаря чему система взаимного обучения стала обычным явлением в общественных школах Востока. Но подлинным реформатором греческого образования стал Адамантий Кораис († 1833), который придал духовному движению греческого народа в ту эпоху поистине исключительную силу. Его вклад в дело возрождения греков неоценим. Кораис полагал, что духовное развитие должно предшествовать освобождению греков от турецкого ига. Такого же мнения придерживался и знаменитейший греческий политик Иоанн Каподистрия († 1833), который хотел, чтобы образование у греков стало всеобщим явлением прежде любого восстания против турок. И весьма показательны слова из письма Каподистрии властителю Мании (область на юге Пелопоннеса. – А.Ч.) Петробеису Мавромихалису, желавшему открыть школу. Каподистрия писал: «Если школы в Греции везде и процветают, то это происходит потому, что они находятся под покровительством Церкви, и лишь поэтому Порта их уважает. Но как только возникнет подозрение, что эти учреждения могут стать очагами восстания, она уничтожит их, и никто не сможет сдержать гонения. Открывая свою школу, всегда имейте это в виду. Поставьте ее в полную зависимость от Патриархии, привлеките хороших учителей, чтобы они преподавали наш язык, религию, элементарную физику и историю. Не окружайте это новое учреждение никакой пышностью, но считайте его частью Церкви».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

30 . Говорил старец Порфирий: «Если я расстрою епископа и он будет на меня сердит, молитва моя не поднимется к небу». И в другой раз он открыл тайну: «Всесвятой Бог, чтобы помочь мне лучше исполнять свою работу и чтобы больше людей привести ко мне, дал мне дарование видеть немножко больше». 31 . Тот же старец, обращаясь к своим духовным чадам, говорил о даваемых им советах: «То, что я говорю вам, не говорите другим людям, ибо это – подходящее лекарство для вас, для вашего случая. Те же самые вещи для другого человека, пусть он и имеет внешне такие же, как и у вас, симптомы, не окажут на него таких же благотворных действий». 32 . Освященные старцы (имеются в виду старцы в священном сане – Ред.) сочетали мистическую жизнь с миссионерством. Характерно говорил об этом старец Амфилохий: «Я ничего другого не делаю, кроме как сею семя монашества и миссионерства, пусть и неискусно. Молю Бога, чтобы Он показал подходящего агронома, который бы по-научному возделал то, что я посеял, не зная искусства духовного возделывания. Я вижу, что сейчас Бог показывает, что Патмос – подходящее место для духовного аэродрома». И добавил: «Из глубин Африки слышны печальные голоса, просящие у нас света Христианства и проводников, дабы и им шествовать святым путем Голгофы. Мы не имеем права притвориться глухими. Мы обязаны протянуть руку и этим нашим братьям, которые так утомились, ибо находятся вдалеке от Православной Церкви. Итак, подключите свою духовную энергию». 33 . Старец Амфилохий предлагал нечто своеобразное и очень важное для духовного шествия любого верующего и, в особенности, грешника: «Нужно, чтобы по всей Греции были больницы для грешников, где они могут находиться, в соответствии со своими душевными травмами, два-три месяца, и, когда приобретут христианскую опытность, пусть снова приступают к своим занятиям с добрыми навыками этих духовных учреждений». 34 . Как известно, в 1879 году Священный Синод несправедливо сослал старца Евсевия в монастырь Палеокастрица на о. Керкира. Оттуда он поддерживал связь через письма со своими духовными братьями. В одном из своих писем он пишет следующее: «Я очень сильно желаю, если бы я был свободен, объезжать города и села, чтобы учить, утешать и давать советы моим страждущим братьям, и передавать им многоценные и спасительные истины, которые я познал по благодати Господней».

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Tacis...

2006. С. 50-51, 54. Ил. 35). В Кирилловом Белозерском мон-ре образ К. присутствовал также в чине святителей во фресковой росписи кон. XVI в. св. врат (Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 г. : Коммент. изд./Сост.: З. В. Дмитриева, М. Н. Шаромазов. СПб., 1998. С. 219, 273; схему росписи с указанием фигуры К. см.: Никитина Т. Л. Иконография стенописи св. ворот Кирилло-Белозерского мон-ря//Кириллов: Краевед. альманах. Вологда, 2001. С. 206-207). В поствизант. искусстве облачения и головной убор К. могли меняться под зап. влиянием (подробнее см.: Матюшкина. 2001. С. 91-92). Среди изображений отцов Церкви одиночная фигура К. встречается на царских дверях, написанных для ц. святых Иасона и Сосипатра на о-ве Керкира (Корфу) (1654, мастер Эммануил Цанес, музей в ц. Панагии Антивуниотиссы). Под впечатлением итал. искусства эпохи Ренессанса вместо древних облачений на К. митра, похожая на папскую тиару, предметы из облачения (палица, поручи, епитрахиль) богато украшены лицевыми фигурами святых - святой держит развернутый свиток в левой руке. В рус. искусстве в крещатых ризах и митре К. изображен на минейной июньской иконе (нач. XVII в., ЦАК МДА). Посвящение престолов К. (вместе со свт. Афанасием Великим) в Московской Руси было, видимо, таким же редким явлением, как и в домонг. Руси. Известно, что такое посвящение имел храм небольшого мон-ря в Московском Кремле (существовал еще во 2-й пол. XIV в. и был выстроен в камне в 1462 «гостем» В. Д. Ермолиным ), с сер. XVI в. и до 1677 г. служил столичным подворьем Кириллова Белозерского мон-ря (ПСРЛ. Т. 23. С. 200; Забелин И. Е. История города Москвы. М., 1905. Ч. 1. С. 198); вероятно, деревянным был храм «на рву» с престолом, посвященным обоим Александрийским святителям, стоявший еще в 1657 г. недалеко от крепостного рва между стенами Московского Кремля и Китай-города (Строельная книга церковных земель 7165 г.// Забелин И. Е. Мат-лы для истории, археологии и статистики московских церквей. М., 1891. Ч. 2. Стб. 6; Баталов А. Л., Беляев Л. А. Сакральное пространство средневековой Москвы. М., 2010. С. 107, 120). Возможно, храмовым образом была житийная икона К. и свт. Афанасия (кон. XVI в., поновлена в 1690, ГТГ). На иконе северных писем «Покров Пресв. Богородицы» из ц. во имя арх. Михаила в с. Тулгас (XVI в., ГРМ) в верхней части композиции помещены полуфигуры свт. Афанасия и К. (в фелони, крещатой шапке, омофоре). К. вместе со свт. Афанасием Великим изображен в молении Спасителю в облачном сегменте на храмовой иконе из московской ц. во имя святых Афанасия и Кирилла (XVIII в.); К. облачен в фелонь, епитрахиль и митру.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАЛМАТИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Сербской Православной Церкви (СПЦ), объединяет приходы на территории исторической обл. Далмация в пределах Республики Хорватии. Кафедра - г. Шибеник. Правящий архиерей - еп. Фотий (Сладоевич), на кафедре с 31 окт. 1999 г. В епархии 6 мон-рей: Драгович , Крупа , Крка , Света-Лазарица, св. Василия Острожского, вмц. Кириакии (Недели) Никомидийской, 21 священник, 15 монахов и монахинь. Правосл. население упоминается в городах и на островах Далмации с раннего средневековья. Поначалу это были греки, в XIV-XVI вв. появились сербы. В XIV в. было основано 3 серб. мон-ря: Крупа, Драгович и Крка, в к-ром с 1615 г. действовала семинария - серб. духовный центр в Далмации. После восстановления Печской Патриархии (1557) далматинские сербы вошли в ее юрисдикцию и окормлялись митрополитами Дабро-Босанскими, к-рые часто носили титул «патриарший экзарх всей Далмации». В помянник мон-ря Гомирье внесено имя митр. Далматинского Епифания (ок. 1640-1648) ( Д. Дабро-босански митр. Гаврило и Гомирско и Жумберачко владичанство//Богосл. гласник. Сремски Карловци, 1912. Т. 21. С. 282). В 1688 г. Книнская Краина и Далмация перешли из-под власти турок под власть Венецианской республики. Юрисдикция Дабро-Босанских митрополитов перестала распространяться на эти территории, а новые власти подчинили правосл. подданных униатскому архиепископу Филадельфийскому. В 1692-1693 гг. упоминается еп. Далматинский Василий, для к-рого представители правосл. населения Далмации попросили титул у Печского патриарха Арсения III (Черноевича) . Еп. Василий отказался следовать требованиям властей принять унию и был вынужден покинуть кафедру. В 1693 г. униат. еп. Далматинский Мелетий (Типалдия) и неизвестный по имени греч. архиерей с о-ва Корфу (Керкира) хиротонисали во епископа Далматинского насельника монастыря Крка Никодима (Бусовича). В 1696 г. патриарх Арсений признал эту хиротонию и доверил еп. Никодиму управление православными всей Далмации и Боки-Которска.

http://pravenc.ru/text/168664.html

И сегодня святитель Спиридон ходит по земле, стаптывая свои башмаки, и помогает людям Одну такую чудесную историю поведала мне знакомая матушка. У них с мужем не было детей. После лечения, вымоленный и выстраданный, родился сын. Надежды на второго ребенка было очень мало, а матушке так хотелось дочку! Опять были молитвы и лечение, но ничего не случалось. А потом в храм Христа Спасителя привезли мощи святителя Спиридона. И матушка решилась поехать и попросить. «Мне сказали, что очередь очень длинная, с детьми не пускают, но я все равно понадеялась. И мы с сыном приложились к мощам, а он даже причастился. Помню, как волонтер, которая нам помогла, спросила, с чем я пришла, а я ответила: нам бы сестренку надо… Это было 24 сентября, а 29 октября я оказалась непраздной». Сейчас девочке, которая родилась в день апостолов Петра и Павла уже пять месяцев. И матушка, для которой рождение дочери стало настоящим чудом, теперь особенно почитает святителя Спиридона. Его житие похоже на житие праведного Иова и древних пророков. Такая же благочестивая жизнь земледельца и отца семейства, которую он вел до смерти жены. Такая же ревность по Боге, которую он проявил в полной мере в епископском сане, защищая Православие от ариан на I Вселенском Соборе. Такие же милосердие и сострадание к бедным и справедливое наказание богатых, которые он являл, давая пищу одним и провозглашая гнев Божий другим. Ну и так, «обычные» для святого дела: вызывал дождь, исцелял безнадежных, освобождал осужденных, воскрешал мертвых. На острове Керкира местные жители не начинают работу или учебу, не поклонившись мощам святого. Не менее почитаем, чем в Греции, святитель Спиридон Тримифунтский был и на Руси. Так же, как Николай Мирликийский, с которым раньше их вместе изображали на иконах. Были ли святые друзьями при жизни, нам доподлинно неизвестно. Мы знаем точно лишь, что жили они в одно время, участвовали в одном Соборе, и, наверное, неслучайно дни их празднования находятся рядом. Два милостивых святителя, устроители домов и защитники отчаявшихся, помогают, конечно, не «богатеть и деньги получать», а не пропасть нам в разных житейских треволнениях. Недаром святитель Спиридон на иконописных образах держит в одной руке Евангелие, а в другой кирпич, чудесно доказавший Единство Святой Троицы. Тот самый кирпич, который должен лежать в основании каждого христианского дома, – с огнем веры, водой милосердия и глиной живого человеческого тепла.

http://pravoslavie.ru/126639.html

23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта. В 1987 году монастырь был возвращен Русской православной Церкви. На Пасху 1993 года были убиты три монаха монастыря – иеромонах Василий и иноки Ферапонт и Трофим.  Летом я провела две недели недалеко от Оптиной пустыни и часто ходила на богослужении. Мне очень понравился этот монастырь. Седых Маша, 8 класс Сначала я была на даче. Там мне было скучно. Потом я поехала в чаплыгин, в город, где родился мой папа. Там живут много моих родственников. Я много жила у свеой тети Ирины. И двух двоюродных сестер Нины и Жанны. Мы ходили гулять. Пели под гитару. Встречали рассвет. Потом я поехала к подруге на дачу. Мы нашли много друзей и ходили гулять. Мы сидели у костра и пели песни. Лето мне очень понравилось. Казанцев Дмитрий, 8 класс Летом мы побывали в чехи, в ее столице Праге, мы там были в Чершской Круглове. Это странный городок три раза затоплялся. В нем делают лучшие елочные игрушки во все Праге, очень хрупкие и красивые. Также там был самый большой и интересный замок в Праге ____. Начнем с того, что он построен на скале. Мы прошли большую площадь и сад. Замок так огромен, что чтобы его обойти нужна неделя постоянных экскурсий. Там были красивые залы. Нам рассказывали об обитателях (которые в основном умирали молодыми). Было очень интересно. Летом я был на даче и в Москве. Я смотрел новости и обновлял мою группу на сайте «В контакте» на даче я помогал моей маме и в свободное время играл в компьютерную игру и читал, как школьные, так и свои книги. Это лето выдалось не грибным. Я собрал за все два раза всего лишь четыре лисички и две сыроежки, пройдя несколько километров. Андреев Тимофей, 8 класс Вдоль западного побережья Греции расположены Ионические острова, среди которых есть семь самых крупных: Корфу, Пакос, Лефкада, Итака, Кефалония, Закинфос и китира. Корфу – самый северный и самый зеленый остров. Столица острова – город Керкира. Дома здесь построены из камня, есть ветряные мельницы и морские гроты. В византийский период остров получил название Корфа, которое пошло от двузвершинного акрополя, стоявшего над современным городом. Из Корфы и образовалось Корфу, известное сегодня всем.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/334...

духовенства, 1 ремесленник, 10 буржуа, 7 земледельцев). В 1798 г. лат. архиепископ был вынужден покинуть Керкиру. Вскоре наступило разочарование как экономической (увеличение налогового бремени), так и религ. политикой французов (конфискация церковных владений, роспуск «Священного ордена», запрет колокольного звона, изъятие из храмов драгоценной утвари). Решение убрать мощи свт. Спиридона из собора вызвало всеобщее негодование. Поэтому, когда в кон. окт. 1798 г. к острову подошли российский и тур. флоты под командованием вице-адмирала св. прав. Феодора Ушакова и осадили франц. гарнизон в г. Керкира, местное население помогало во взятии крепости. После штурма 18-20 февр. 1799 г. французы капитулировали. Вел. протопресвитер встретил Феодора Ушакова в воротах крепости, торжественное шествие проследовало в собор свт. Спиридона Тримифунтского, где был отслужен молебен в честь освобождения Керкиры от «безбожных французов». На Ионических о-вах было образовано новое гос-во - Республика Семи Соединённых Островов под двойным протекторатом России и Турции (1799-1807). По инициативе Феодора Ушакова в 1799 г. на Керкире была восстановлена архиерейская кафедра. 7 июля 1799 г. митрополитом был избран Георгий (Халикиопулос-Мандзарос), занимавший должность вел. протопресвитера, но он внезапно скончался до совершения архиерейской хиротонии. В новых выборах участвовали 2 кандидата - Петр Поликарп Вулгарис и вел. дидаскал Никифор (Феотоки), бывш. архиепископ Славянский и Херсонский. В окт. 1799 г. большинство голосов получил Вулгарис, но его избрание было признано неканоническим, т. к. он был женат, имел детей и внуков. В результате повторных выборов 27 дек. 1799 г. митрополитом стал Иерофей (Кигалас, Цигалас или Дзигалас), хиротонисанный 2 февр. 1800 г. Конституция 1803 г. провозгласила Православие на Ионических о-вах господствующей религией, а католичество - признанной и находящейся под покровительством. Др. вероисповедания не разрешались. 8 сент. 1803 г. Сенат принял церковный устав (проект которого, видимо, был составлен И.

http://pravenc.ru/text/1684241.html

Подобно отцу и дяде, он также приставал то к Никейскому, то к Константинопольскому дворам. От первого он получил санкцию своего деспотства, и чуть-было даже не женился на дочери императора Феодора II (Ватаци-Ласкара), а потом восстал против него, добиваясь, вероятно, расширения своих владений до пределов дядиной монархии, но разбит был наголову на полях Пресны императорским войском в 1259 г., что не помешало, однако же, ему потом снова быть в ладу с восстановленной в Византии Империей, и снова ополчиться против нее в 1264 году 150 . Неугомонный человек скончался в 1267 г. Он был женат на славной своим благочестием Феодоре, из фамилии Петралифов, от которой имел трех сыновей: Никифора, Иоанна и Димитрия 151 (иначе Михаила) и трех же дочерей, но, по блазненному обычаю времени или своего рода, имел также и двух незаконных сыновей: Феодора и Иоанна, из коих последнему – своему любимцу – дал в удел Фессалию, сам первый ослабивши, таким образом, свою державу, и из одного сделавши два деспотства. Иоанн был признан потом в своем достоинстве Палеологами и даже носил титул Севастократора (второй – по Автократоре или Самодержце), и жил до 1282 года, имея резиденщей своей город Патры 152 в Пелопоннисе. 4 . НИКИФОР (Михайлович), 1267 – 1288 г. наследовал отцу в укороченных пределах дедовских владений. Он также был признан Деспотом от тестя своего императора Феодора II, на дочери которого Марии (будто-бы той самой, которая была невестой отца его) он был женат. Это был из самых тихих и дружественных Империи Деспотов, не играл ни религией, ни политикой, и был правитель хороший, чем, конечно, обязан был, прежде всего, христиански-доброму материнскому воспитанию. В его время к Эпирской державе присоединены были и соседние острова Керкира (Корфу), Кефаллиния и Ифака. По смерти Марии, имел в замужестве за собою Анну (Ивановну), племянницу Михаила I Палеолога 153 . Отчего все последующие Деспоты Эпирские его рода, кроме Комниных-Ангелов, писались еще и Палеологами. От первой жены имел он дочь, соименную ей Марию, от второй – сына Фому и дочь Фамарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010