Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРТАН [греч. Καρτνος] Иоанникий (ок. 1500 - после 1567), иером., греч. богослов, писатель. Род. на о-ве Керкира (Корфу) в семье кораблестроителя. Принадлежал к благородному семейству, из которого, вероятно, происходила Нурбану Султан (Кали Картану) (ок. 1525-1583), мать османского султана Мурата III (1574-1595). Известно, что в 1521 г. К. пребывал на о-ве Родос, где был рукоположен во иерея, занимался реставрацией некой рукописи. К. совершал также путешествия на Св. землю, в К-поль, Рим и на о-в Крит. Ок. 1534 г. К. вместе с Антонием Эпархом (1498-1568) отправился в Венецию, к-рой принадлежал о-в Керкира, с особой миссией с целью получения привилегий для местных властей. В Венеции К. вступил в конфликт с греч. ученым и переписчиком рукописей митр. Арсением Монемвасийским (Апостолисом) (ок. 1468-1535), к-рый в 1492 г. переехал в Венецию. Последний в 1506 г. при поддержке венецианцев был поставлен правосл. митрополитом Монемвасии (в Монемвасии, которая, как и Керкира, находилась под властью Венецианской республики, было 2 кафедры: православная, входившая в юрисдикцию К-поля, и католическая). Назначение Арсения и проводимая им политика вызвали сопротивление греч. общины Венеции. Так, в 1509 г. патриарх Пахомий I отлучил Арсения от Церкви, и тот был вынужден уехать на Крит. В 1519 г. папа Лев X пригласил Арсения в Рим преподавать в папской греч. гимназии. Затем он возглавил греч. коллегию во Флоренции, а в 1524 г. опять стал митрополитом Монемвасии, поскольку к тому времени правосл. и католич. кафедры были объединены. В 1534 г. по настоянию папского легата венецианский Совет десяти (Consiglio dei Dieci) назначил митр. Арсения проповедником ц. св. Георгия в Венеции. Попытка Арсения поставить в присутствии викария лат. патриарха 2 униатов пресвитерами в том же храме вызвала ожесточенное сопротивление венецианских греков. Именно митр. Арсений стал причиной того, что К. был заключен местными властями в тюрьму на длительный период.

http://pravenc.ru/text/1681177.html

В Житии сообщается, что И. происходил из г. Тарс, С.- из г. Патры в Ахайе. И. был рукоположен ап. Павлом во епископа родного города, С.- Иконии. Прибыв на о-в Керкира, апостолы построили ц. во имя архидиак. первомч. Стефана, где совершали литургию, проповедовали и крестили. Это стало известно правителю острова Керкилину. Он приказал И. и С. принести жертвы богам и, получив отказ, посадил их в темницу, где находились разбойники Саторний (Саторнин), Иакисхол, Фавстиан, Ианнуарий, Марсалий, Евфрасий и Маммий. Апостолы обратили их ко Христу, и, когда узники исповедали истинного Бога, темница наполнилась благоуханием. Это заметил надзиратель по имени Антоний. Он вошел в темницу, И. крестил его вместе с узниками, к-рые впосл. приняли мученическую кончину (см. в ст. Саторний и др. мученики Керкирские ). На следующий день Керкилин послал воинов за Антонием, и они рассказали правителю, что надзиратель стал христианином. Царь пришел в темницу и спросил, зачем он почитает чужого Бога. В ответ Антоний перекрестился, за что ему отрубили сначала правую руку, затем левую и обе ноги. Тогда мученик взмолился Богу. Грянул гром, и огонь с неба сжег жену и двоих детей Керкилина. После этого Антоний был обезглавлен. Ночью пресв. Феодосий с братьями тайно взяли тело мученика и с почестями похоронили в ц. архидиак. Стефана. Через 2 дня правитель вызвал И. и С. во дворец, где по молитве И. некий маг, демонстрировавший свою власть над растениями и камнями, был превращен в каменного истукана. Свидетели этого чуда воскликнули: «велик Бог Иасона и Сосипатра!», и многие из них обратились ко Христу, в т. ч. и дочь царя Керкира . Разгневанный царь заключил апостолов под стражу. Преследуя христиан, Керкилин поплыл на соседний остров и утонул. И. и С. были освобождены из темницы и снова проповедовали имя Христово. Новый правитель острова Датиан призвал апостолов и, увидев их непреклонную веру, приказал бросить С. в железный котел со смолой и с воском. Апостол сказал: «Аминь», шагнул в котел и предал душу Господу (автор сообщает, что это произошло 26 апр.). Впосл. Датиан раскаялся, он просил И. молиться за него, и апостол крестил царя с именем Севастиан. На острове стало быстро распространяться христианство. Царь построил ц. во имя ап. Андрея, куда поместил мощи С., а также «великую церковь». Когда умер 10-летний сын правителя, по просьбе матери апостол воскресил мальчика. И. изгонял бесов, исцелял больных. Незадолго до смерти ночью он услышал голос, к-рый объявил ему время кончины. Апостол собрал пресвитеров и мирян, последний раз наставил всех в вере Христовой и 29 апр. в возрасте ок. 60 лет почил в мире. Его с честью похоронили рядом с С. По мнению нек-рых зап. исследователей (напр., Р. Обер), сказание о проповеди апостолов на о-ве Керкира носит легендарный характер и появилось с целью показать, что учреждение Керкирской Церкви восходит к апостольским временам. По фессалоникийскому преданию, дом И. был на месте мон-ря Влатадон в верхнем городе.

http://pravenc.ru/text/200411.html

Митрополичи пожни у Соли у Великия: «Дана грамота Богородицкому игумену Роману, у Соли у Великия, на церковныя и на митрополския пожни: Переволоки, Собинища, Ямки, Дубовка, Половчин, Топор, Юркинскаа, Чюрьяковскаа, Шатрищо, Березовка, Хламок, Топорок малой; а дает тот игумен с тех пожень в казну оброку, на Рожество Христово, сорок алтын; генваря 19-го, лета 82-го». «Дана грамота игумену Роману Богородицкому: пожаловать его митрополит Усолскою десятиною, у Великия Соли, что которыя церкви митрополския, Въскресение Христово, да Рожество Пречистыя, да Никола, да Егорей святый, да Борис и Глеб, и с митрополичих пожень, да и за тридцать пудов соли, и за перевоз, и за знамяна, и за весь митрополич прибыток, дает тот игумен в казну шесть рублев да две гривны; а в духовном игуменов и попов дает Роман на поруце и господин сам того дозрить и судить». С книг Симона, митрополита всеа Руси: «Дана грамота Въскресенскому игумену Симону, у Великия Соли, на Усолскую десятину, на церковь Рожества Пречистыа, и на церковь Въскресениа Христова, и на церковь святого Николы, и на церковь святого Георгия, и на церковь Бориса и Глеба; а дает игумен Симон с тех пяти церквей, и за пожни, и за тридцать пудов соли оброчных, и за перевоз, и за присуд, и за знамяна, господину митрополиту в казну оброком, с году на год, на Рожество Христово десять рублев; а пожнями игумены и попы делятся ровно. Писана новаа грамота, оброка десять рублев, а иное все потому, лета 7007, генваря». «Да носле того дал грамоту Симон же митрополит на Усолскую десятину; а дают с тех церквей, и за пожни, и за тридцать пудов соли оброчных, и за перевоз, и за присуд, и за знамяна, господину митрополиту, в казну оброком, с году на год, тринадцать рублев и двадцать алтын.» С книг Данила митрополита всеа Руси: «Дана грамота игумену Арсенью да диякону Якову на церковь Въскресениа Христова, да на церковь Рожества Пречистыа Богородицы игумену Герасиму, да на церковь Преображениа Господа нашего Иисуса Христа игумену Васьяну, да на церковь св. Великомученика Георгиа попу Данилу да диакону Максиму, да на церковь святых мученик Бориса и Глеба, да на церковь св. чудотворца Николы попу Никите, в Великосолской десятине: дают те игумены и попы и диаконы, за дань, и за перевоз, в казну, и за тридцать пудов соли оброчныя, и за пожни, и за весь митрополич прибыток Великосолския десятины, с году на год, на Сбор, тринадцать рублев; да им же приказал господин митрополит ведати Сновидского своего монастыря пожни пять остожей, и те пожни в наем дают, а платят с тех пожень найму Сновидского монастыря игумену с братьею, или митрополичу казначею, на тот срок на Сбор, с митрополичим оброком, двадцать алтын».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

для новгородского князя Мстислава Владимировича,— шестиконечный; кресты в руках святых Бориса и Глеба, изображенных на окладе того же Евангелия,— четвероконечные . Каменный крест преподобного Антония Римлянина, находящийся при его гробнице,— шестиконечный . Кресты (четыре), найденные в развалинах киевской Феодоровской церкви, основанной в 1128 г.,— четвероконечные, хотя они могут быть относимы и к последующему времени . Не можем при этом не заметить, что в то время у нас православные изображали на себе крестное знамение тремя перстами и пастыри Церкви крестообразно благословляли православных перстосложением именословным. Доказательствами первой мысли служат мощи некоторых угодников Киево-Печерских, подвизавшихся в XI и в 1-й половине XII в. Правые руки преподобных Илии муромца и Иосифа многоболезненного имеют три первые перста соединенными, хотя неравно, но вместе, а два последние — безымянный и мизинец пригнутыми к ладони . У руки преподобного Спиридона три первые перста сложены даже совершенно ровно, а два последние пригнуты. Подобное же перстосложение представляют руки преподобного Алипия иконописца и Пимена многоболезненного . Очевидно, что все эти угодники скончались с тем самым перстосложением, каким они хотели ознаменовать себя в минуту смерти. Именословно благословляющими изображены святой Василий Великий в Святославовом Сборнике 1073 г. и святой Иоанн Златоустый в Служебнике преподобного Антония Римлянина († 1147) . Такое же изображение благословляющей руки можно видеть в нотном Стихираре XI–XII вв. в императорской Публичной библиотеке; на бармах и скиптре великого князя Владимира Мономаха в московской Оружейной палате . Святые мощи по временам были приносимы в Россию из Греции. Зодчие, пришедшие из Константинополя (1073) для сооружения Великой киево-печерской церкви, принесли с собою мощи семи святых мучеников: Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора . Мощи положены были в разных местах под стенами церкви в основание ее, а над мощами по стенам изображены были самые лики этих угодников. Дочь греческого императора Алексия Комнина, по имени Варвара, бывшая в супружестве за великим князем киевским Святополком—Михаилом, принесла из Царьграда мощи своего ангела, святой великомученицы Варвары, которые положены были в Киево-Михайловском монастыре, в церкви, сооруженной Святополком (в 1108 г.), где открыто почивают и доселе . Одна из поздних наших летописей упоминает, будто в 1091 г. принес к нам много мощей из Рима какой-то грек митрополич, по имени Феодор . Кто был саном этот грек митрополич (т. е., вероятно, прибывший с митрополитом из Греции и при нем живший), зачем был он в Риме и от кого приобрел он там мощи, которые принес в Россию, неизвестно. Не посылал ли его митрополит Иоанн со своим ответным посланием к папе Клименту III, подобно тому как Климент еще прежде прислал к нашему первосвятителю своего епископа? Дело возможное.

http://sedmitza.ru/lib/text/435816/

370 В грамотах обыкновенно говорится: «се аз митрополич дворецкой, купил есмь в дом Пречистой и Петру Чудотворцу и своему государю митрополиту всеа Руси у Кузмы у Худыки у Данилова сына у Внукова его деревню Олексинскую» и пр. (А. до Ю. б. II, 147-V, VI–XIII и др.). 372 Так от 1510 года сохранилась разводная, которую составляли дворецкий митрополита «Козма Вятка Яковлев Сухарусов, да дьяк Афанасей да Андреевы дети». (Горчакова стр. 65, примеч. 5). 374 «По господинову слову Засимы митрополита всея Русии, се аз митрополич дворецкой Вятка Сухарусов пожаловал есми Саву Микифорова» владеть пустошью, ставить на ней двор, лес сечи и заселять крестьянами. (Горчакова. Прилож. 9). 390 «Будет кто ударит челом мне князю великому на митрополича наместника или на десятинника, или на волостеля, и мне князю великому судить самому» 9). 391 О деятельности собственно хозяйственной волостелей говорят, например, следующия грамоты: м. Симон пишет Соловецкому волостелю, чтобы он полюбовно размежевал земли между монастырем и крестьянами, и так как многие из крестьян за отданное ими монастырем серебро в рост, росту не отдают, то, чтобы он о таких лицах «вправду» разследовал и список их прислал ему (опис. госуд. арх. Иванова, стр. 214). «По государя своего слову Симона, м. всеа Руси, се аз митрополичь волостель романовской Олеша Григорьев сын Филипова ... менял есмя землями» и проч. (А. до Ю. б. 156, XIV). «По государя своего слову, м. всеа Руси, се аз Михайло Сухарусов, карашской волостель, что ми велел государь мой дати к монастырю Святаго Воскресения Петровскую землю два жеребья, и аз ту землю игумену Парфению да и его братьи старцам дал с всем». 178–II). «И приказал м. Симон) то село митрополичу волостелю селецкому Окулу Деревлеву ведать и пахать на государя на митрополита». 217). О митрополичьих волостелях, которые сами занимались обработкою земли говорится также в А. Ю. 8. 395 Горчакова. Прил. VI. Тоже сказано только с прибавлением: «а кому будет чего искати на митрополиче прикащике, ино его сужу аз князь великий или мой боярин введенной». (Там же XVI, XX, XXI, А. Э. I, 139 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН КИГАЛАС Иларион Кигалас [греч. Ιλαρων Κιγλας] (4.10.1624, Никосия - 1681 или 1682, К-поль), архиеп. Кипрский (1674-1679). Сын священника и переводчика Матфея Кигаласа. Родители крестили его с именем Иероним в мон-ре Агия-Напа (ныне в центре г. Айия-Напа). В 11 лет он отправился учиться в Италию, где провел 13 лет, посещая занятия в Афанасия святого Греческой Коллегии в Риме (1635-1648): 4 года он обучался грамматике, 1 год - гуманитарным наукам, 2 года - риторике, 3 года - философии, 3 года - богословию. Незадолго до окончания Коллегии принял постриг с именем Иларион и был рукоположен во иерея. Совершил ряд путешествий по поручению католической Церкви (в Янину, в Касиопи и др.). В 1657 г. был назначен ректором греч. коллегии в Падуе (называемой также Эллиномусион (Греческий музей), основатель к-рой Иоанн Коттуниос из Веррии выбрал И. К. благодаря его «примерному житию и учености» ( Παυλδης. 1987. Τ. 6. Σ. 86). По неизвестной причине в 1660 г. И. К. оставил эту должность. По свидетельству его ученика Николая Вувулиоса, И. К. отличался добродетелями, мудростью и «ревностью в вопросе объединения Церквей». Он жил в строгом воздержании, проводил ночи в бдении, носил простую одежду и ходил босым. Среди учеников И. К. были юристы (в т. ч. адвокаты), медики, философы и монахи, многие жили в Венеции, нек-рые - на Ионических о-вах (Керкира, Закинф). В период жизни в Италии И. К. написал несколько сочинений: «Две надписи на перенесенном ангелами из Назарета в селение Лоретто доме Приснодевы» (Δο πιγρμματα ες τν μετακομισθντα κ Ναζαρτ ες τν Λαυρεντδα κμην π τν Αγγλων τς Παρθνου οκον), предположительно изданные в Риме в 1645 г. иезуитским свящ. Марком Лиммой Рефимнием в «Кратком рассказе о чудесном перенесении...» (Σντομη διγηση τς θαυμαστς μεταθσεως...), Похвальные слова прп. Алипию Столпнику (Венеция, 1659), мч. Гавделе (Гаведдаю) Персидскому (Там же, 1661) и свт. Афанасию Великому (не изд.), трагедию «Св. Керкира» в тосканских стихах, а также «Науку грамматики, или Полный свод грамматических положений, обоснованных диалектическим методом и изложенных в виде рассуждения с точки зрения науки теоретической и практической» (Γραμματικ πιστμη, τοι θσεις γραμματικα πληρσταται μεθδ διαλεκτικ ποστρωθεσαι κα ες διλεξιν προτιθεσαι κ τς τχνης θεωρητικς τε κα πρακτικς Ιλαρωνος Κιγλα το Κυπρου, εροδιδασκλου κα εροκρυκος (сохр. в 4 рукописях)).

http://pravenc.ru/text/389219.html

к. большую роль в ее формировании играла тесная связь с Венецией, через к-рую проникало влияние итал. мастеров и представителей фламандской живописной школы. Напр., в нач. XVIII в. церкви 40 мучеников Севастийских в Периволи и Богородицы в Стронгили на о-ве Керкира были украшены фресками, восходящих к фламандским гравюрам XVI в. Учениками критских художников, работавшими в первые десятилетия XVIII в., были местные мастера Спиридонас Стедас (1672-1711), Николаос Каллергис (1715-1747), Герасимос Кулубис, Георгиос Грипарис (упом. в 1711) и др. Уже в начальный период существования ионической школы ряд живописцев работали как в традиц., так и в зап. манере (напр., Иеронимос Стратис Плакотос, 1670-1728). Известно, что в 1705 г. на о-ве Закинф преподавал хиосский худож. Микелис Кораис, работавший в академической технике живописи. Богоматерь. Кон. XVII в. Худож. Панайотис Доксарас (Национальная Пинакотека, Афины) Богоматерь. Кон. XVII в. Худож. Панайотис Доксарас (Национальная Пинакотека, Афины) Теоретиком ионической школы стал Панайотис Доксарас (1662-1729), выходец с п-ова Мани на Пелопоннесе, находившийся на военной службе у венецианцев. Он жил и работал на о-вах Закинф, Лефкада (Левкада) и Керкира. Творчество Доксараса проникнуто духом итал. живописи позднего Возрождения, образцом для подражания художнику служили работы П. Веронезе. С целью приобщения современников к итал. живописи он перевел руководства для художников Леонардо да Винчи, Л. Б. Альберти и А. Поццо, написал соч. «О живописи» (1726). Среди работ Доксараса - роспись свода храма свт. Спиридона на Керкире (1727; 17 композиций с сюжетами из Жития и со сценами чудес свт. Спиридона Тримифунтского, живопись поновлена в 1851-1852 керкирским худож. Николаосом Аспиотисом). По стопам отца пошел Николаос Доксарас (ок. 1700-1775), обучавшийся живописи в Венеции. В работах этого мастера прослеживается влияние маньеризма (росписи ц. Богородицы Фанеромени (1753-1761) в г. Закинтос - сохр. плафон «Рождество Богородицы»; 10 икон - в Византийском музее г.

http://pravenc.ru/text/166461.html

Возвратившись в отечество в 1755 году, по примеру Иеремии Каввадии, иеромонах Никифор посвящает себя учительству. Первое время он преподает в приходской церкви святителя Спиридона и в домах своих учеников, затем у себя дома на свои средства устраивает маленькую частную школу для детей и юношества. Однако очевидна была необходимость создания на Керкире более крупного учебного заведения, которое имело бы одобрение и поддержку светских властей. Поэтому в конце 1757 года Иеремия Каввадия и Никифор Феотокис направляют в Совет Керкиры прошение об учреждении учебного заведения с бесплатным обучением. Они просят предоставить им подходящее здание для школы и назначить двоих попечителей из местной знати. Разрешение вскоре было дано. В этой школе Феотокис стал преподавать математику, экспериментальную физику и астрономию 20 . Уровень подготовки Керкирской школы (которая называлась Κοιν ν Φροντηστ ριον – общая подготовительная школа) соответствовал лицею и первым годам обучения в западноевропейских университетах того времени, что скоро привлекло сюда многих учеников из разных концов порабощенной Греции. В следующем, 1758 году, прихожане церкви во имя св. пророка Иоанна и св. Параскевы избрали иеромонаха Никифора на место почившего настоятеля иерея Гавриила. В этом храме он служил до самого своего отъезда с Керкиры в 1765 году и на протяжении трех лет исполнял должность публичного проповедника (иерокирикса). Именно в этом храме Великим постом звучали его призывающие к покаянию проповеди , которые позже были изданы по настоянию и благословению Иеремии Каввадии и принесли Феотокису известность... Итак, Никифор, по примеру своих первых керкирских учителей и многих других своих современников-греков, избрал путь монаха, священника и учителя. Это избрание было им глубоко осмысленно и совершилось не без внутренней борьбы – вспомнить хотя бы неодобрение отцом его стремления к монашеству. Выбор был продиктован, прежде всего, исторической ситуацией, в которой в то время оказалась Греция. Греческому народу, находившемуся под мусульманским владычеством, грозила опасность отрыва от своей культуры и языка, от православных устоев жизни (Керкира находилась под венецианским владычеством, однако положение православных греков там было ненамного благополучнее). Кроме того, представляли немалую опасность католический прозелитизм и протестантские влияния с Запада, а также распространившиеся в XVIII веке религиозный либерализм и вольномыслие. Потому-то монахи, будучи хранителями веры и византийских традиций, избирали жизнь посреди мира, дабы поддержать народный дух и укрепить в вере своих братьев-христиан. Ярким примером такого подвижничества является житие священномученика Космы Этолийского († 1779, память 4 августа), почитаемого Церковью равноапостольным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИФОР Никифор (Феотоки), архиеп. Астраханский. Портрет. Сер. XIX в. (РГБ ОР. Ф. 213. К. 113. 16) Никифор (Феотоки), архиеп. Астраханский. Портрет. Сер. XIX в. (РГБ ОР. Ф. 213. К. 113. 16) (Феотоки (Феотокис) Николай; 15.02.1731, о-в Корфу (Керкира), Венецианская республика - 31.05.1800, Данилов монастырь, Москва), архиеп. Астраханский и Ставропольский. Грек по происхождению, род. в православной семье Стефана и Анастасии Феотоки, у которых было 7 детей: 5 сыновей и 2 дочери. Сохранился родительский дом иерарха на о-ве Керкира, где размещается филармония. Крещен свящ. Спиридоном Санторином в ц. свт. Николая Чудотворца. С малых лет родители Н. Феотоки привили ему любовь к Богу. Первые учителя Николая - духовник семьи иером. Иеремия (Каввадия), один из почитаемых керкирских учителей, а также иером. Евфимий Парамифиот. У них Николай обучался греческому языку, поэзии, риторике, основам Аристотелевой философии и богословию. Иером. Иеремия (Каввадия) стал для него не только учителем в светских науках, но и его духовным наставником. Руководствуясь личным примером и советом иером. Иеремии, юноша избрал путь священноучителя (иеродидаскала), т. е. образованного монаха - аскета в миру, посвятившего себя просвещению греч. народа. 6 авг. 1745 г. в храме свт. Спиридона Тримифунтского Н. Феотоки был поставлен в чтецы и канонархи. В 17 лет он принял решение стать монахом и священником. На рукоположение столь юного диакона требовалось особое разрешение смотрителя Керкиры, поскольку на острове, находящемся под управлением венецианцев, на возведение в священный сан необходимо было согласие не только церковных, но и светских властей. По закону, действовавшему на Керкире с 25 мая 1631 г., кандидат в диаконы должен был сдать экзамены перед светскими и церковными комиссиями: правлением, Советническим заседанием и пятичисленным Советом клира. Кроме того, обязательным условием для рукоположения во диакона было достижение 25-летнего возраста, а для рукоположения во иерея - 30-летнего.

http://pravenc.ru/text/2565502.html

строки на греч. языке. Одна из гравюр (ГМИИ; на ней стол показан слева, левая рука владыки внизу с указующим перстом), выполненная пунктиром, предназначалась, согласно Ровинскому, для греч. толкового Евангелия (вероятно, для одного из изданий «Кириакодромиона»). Др. гравюра - работа А. П. Грачёва (резец, карандашная манера, пунктир; оттиски в ГМИИ, Тамбовском обл. КМ) - отличается в основном жестом рук: в правой, опущенной, Н. держит перо, левая лежит на столе. Композиция и подпись точно повторяются на гравюре резцом и пунктиром 1840 г. (ГМИИ; см.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1353. 4; подобный эстамп приложен к изд.: Νικηφρου Θεοτκου το Αστραχανου κι Σταυρουπλεως ρχιεπισκπου. Κυριακοδρμιον, τοι Ερμηνεα κα μετ ατν θικ μιλα ες τς τν Αποστλων Πρξεις... Αθναι, 1840. Τ. 1, и др.). В упрощенном поясном варианте (в овале) портрет Н. работы Грачёва воспроизведен В. Храмцевым в серии гравюр, изданных по заказу П. П. Бекетова (ГИМ, ЦАК МДА, ГПИБ; см.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1353. 3; [Бекетов П. П.] Портреты именитых мужей Рос. Церкви, с прил. их кр. жизнеописания. М., 1843). Кроме того, известны гравюра Н. с книгой в руках (Архиепископ Никифор Феотокис. 2006. С. 18), литографии с изображением Н. в мантии и клобуке, без ордена, с жезлом в руке (напр.: 1862, мастерская А. И. Прокофьева, экземпляры в ГМИИ, РГБ; под изображением цитата из поучения Н. в Неделю мясопустную). Лит.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1352-1353; Т. 4. Стб. 296; Духовные светочи России. С. 101-105. Кат. 87-90; «Угодно в очах Божиих дело сие…»: Сокровища ЦАК МДА/ТСЛ, МДА, ЦМиАР. Серг. П., 2004. С. 306-307; Архиепископ Никифор Феотокис: Благословенным христианам Греции и России. М., 2006; Зеленина Я. Э. От портрета к иконе: Очерки рус. иконографии XVIII - нач. XX в. М., 2009. С. 28, 36-38, 40. Ил. 17; Коккинопулос А. Х., прот. Исторический священный храм св. Иоанна Предтечи г. Керкира: Кр. история священного храма с 1480 г. до сегодняшних дней. Керкира, 2011. С. 17, Я. Э. Зеленина Рубрики: Ключевые слова: ЕВГЕНИЙ (Булгарис [Вулгарис] Елевферий; 1716 - 1806), архиеп. Славянский и Херсонский, греч. духовный писатель

http://pravenc.ru/text/2565502.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010