В историографии не раз указывалось на попытку волынского епископа Иоасафа “скочити на стол митрополич”, о чем сообщает Ипатьевская летопись. Эту преднамеренную узурпацию относили к годам монгольского нашествия (т.е. после 1237 г.), однако одно известие Новгородской I летописи, на которое не было обращено должного внимания (НПЛ. С.68 под 1229 г.), позволяет датировать это событие другим временем. Новгородский летописец недвусмысленно утверждает, что среди кандидатов на новгородскую кафедру (примерно в мае-июне 1229 г.) был и волынский епископ Иоасаф. Подобная претензия со стороны иерарха, занимавшего другую кафедру, выглядела бы весьма необычно; поэтому, естественно, допустить, что в это время он ее уже не занимал. Такое предположение позволяет точнее датировать волынское известие. Летописец, а вернее, княжеский биограф, хотел сказать, что в правление Даниила Романовича, т.е. между 1216–1219 и 1264–1269 гг., во Владимире-Волынском было четыре епископа, первым из которых был Иоасаф. Далее из текста летописи видно, что Даниил назначил епископом основанного им Холма некоего Иоанна, предшественником которого был угровский епископ, а именно тот самый Иоасаф, “иже скочи на стол митрополич и за то свержен бысть стола своего и переведена бысть пискупья во Холм” (ПСРЛ. Т.2. Стб.739–740). Перенесение кафедры из Угровска в Холм следует ставить в связь с назначением, по-видимому, около 1240 г. на холмскую кафедру Иоанна, который занимал ее вплоть до начала 1260-х годов. Известно, что Даниил основал Угровскую епархию еще в то время, когда сидел во Владимире-Волынском (там же. Стб. 842), т.е. до 1237/1238 г., но после 1229 г., как это следует из новгородского известия об Иоасафе. Исходя из этих данных карьера Иоасафа восстанавливается следующим образом: из монахов монастыря Св. Горы под Владимиром-Волынским в 1219 г. он был поставлен епископом этого города, а между 1220 и 1224 гг. попытался занять пустовавшую митрополичью кафедру. Эта попытка не удалась и закончилась его смещением (1225 г.), вероятно, после прибытия нового митрополита Кирилла I. Новым епископом Владимира-Волынского стал Василий, монах того же монастыря Св. Горы. В то время у Даниила еще не хватило сил, чтобы воспротивиться решению митрополита, но притязание Иоасафа на должность новгородского архиепископа в 1229 г. свидетельствует, что он не отказался от честолюбивых планов и к тому же пользовался известной поддержкой светских властей. Несколько позже Даниил основал Угровскую епархию и назначил своего протеже первым ее епископом. Все это могло произойти либо с согласия митрополита Кирилла, либо вскоре после его кончины (летом 1233 г.), чтобы поставить нового митрополита перед свершившимся фактом. По-видимому, смерть Иоасафа, последовавшая несколькими годами позднее, и решение перенести епископию в Холм совпадают по времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По решению Нягое в честь Н. был освящен храм в г. Тырговиште. 16 авг. 1517 г. на торжественной церемонии, состоявшейся в только что возведенном соборе в честь Успения Пресв. Богородицы в г. Куртя-де-Арджеш, Н. был причислен к лику святых. На церемонии присутствовали патриарх К-польский Феолипт I (1513-1522), настоятели афонских мон-рей и автор Жития Н. Гавриил ( Panou. 2007. P. 73). Возможно, выбор в пользу греческого, а не слав. языка для Жития Н. был связан с тем, что прот Гавриил хотел распространить почитание Н. за пределами Валахии ( N sturel. 1967. P. 46, 72). Первая служба Н., вероятно, была написана по заказу Нягое гимнографом с о-ва Керкира (Корфу) Иустином Декадионом, а затем была переведена на славянский. Версия службы, дошедшая в списке Meteor. Varl. 38. Fol. 83-105 и приписанная ученику Н. Леонтию из мон-ря Дионисиат, в действительности может представлять собой копию службы авторства Иустина (Ο Αγιος Νφων. 2008. Σ. 242-271). Частицы мощей Н. (глава и десница) пребывали в соборе в г. Куртя-де-Арджеш до 1949 г. и по решению Синода Румынской Православной Церкви были перенесены в кафедральный собор во имя вмч. Димитрия Солунского в г. Крайова. Ист.: Historia politica et patriarchica Constantinopoleos/Rec. I. Bekker. Bonnae, 1849; Simedrea T., ed. Viaa i traiul sfântului Nifon, patriarhul Constantinopolului. Bucur., 1937; Grecu V., ed. Viaa Sfântului Nifon: O redaciune greceasc inedit. Bucur., 1944; Emperors, Patriarchs and Sultans of Constantinople, 1373-1513: An Anonymous Greek Chronicle of the 16th Cent./Introd., transl. and comment. M. Philippides. Brookline, 1990; Δημητρακπουλος Θ. Μαξμου το Γραικο πιγρμματα κα καννες//ΕΕΘΣΠΑ. 1986-1991. Τ. 29. Σ. 333-350; Τρτος Μ. Γ. Ο απ Θεσσαλονκης οικουμενικς πατριρχης Νφων ο Β αναδιοργανωτς της μητροπλεως Ουγγροβλαχας Μετ της ασματικς ακολουθας αυτο//Βελλ Επιστημονικ επετηρδα. Ιωννινα, 2003. Τ. 2. Σ. 347-378. Лит.: Γεδεν. Πνακες. 1890. Σ. 488-490, 492-493, 495-496; Popescu N. M. Nifon II, patriarhul Constantinopolului//Analele Academiei Române.

http://pravenc.ru/text/2577735.html

149 В Неделю о самаряныне в митрополии Трикалы совершается крестный ход, посвященный Небесному покровителю города – святому Виссариону. У греков сохраняется традиция почитания святых покровителей городов и сел. В день праздника святого покровителя, как и на всякий престольный праздник, совершается торжественное шествие по городу с духовым орке­стром, с иконами, хоругвями, с пением молебных песнопений, ектений, во­досвятием приходских окрестностей (прим. ред.). 151 В Греции сохраняется традиция совершения обручения за некоторое вре­мя до Таинства венчания. В Требнике эти два последования – обручения и венчания осмысляются как самостоятельные (прим. ред.). 155 Καννες γων ’Αποστλων 39; Πηδλιον, θναι 1970, с. 43; Ιγνατου Αντιχειας, Σμυρναοις 9, 1, с. 281, стих. 29– 30. 157 Βος αγου ερομοναχο Παγκρατου, επισκπου Ταυρομενας, Ματθαου Λαγγ, Μ.Συναξαριστς, т. 7, θναι 1990, с. 157–158. 158 Средневековый комплекс монастырей, выстроенных на вершинах отвесных скал, в Фессалии, неподалеку от Трикалы (прим. ред.). 159 Молитва Малого входа: «Владыко Господи Боже наш, уставивый на Небесех чины и воинства ангел и архангел, в служение Твоея славы: сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужащих нам и славословящих твою благость...», из Служебника. 161 Святой Спиридон, епископ Тримифунтский (ум. 384, память 12/25.12), покровитель острова Керкира (Корфу), где покоятся его мощи. Отпустительный тропарь святителя Спиридона Тримифунтского (прим. ред.). 162 «Прости» (греч. ορθο – досл, «прямые») – призыв к стоянию перед Богом, выпрямив спину и сосредоточив свой ум на молитве; от слав. «простий» – прямой, простертый (прим. ред.). 165 Евхаристический канон (анафора) – центральная часть Божественной ли­тургии, на которой происходит возношение Святых Даров, то есть заранее приготовленного хлеба и вина, и их преложение в Плоть и Кровь Иисуса Христа (прим. ред.). 169 Молитва первого часа: «Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека, грядущаго в мир, да знаменается на нас свет лица Твоего,

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

17 . Прп. Антония Вел. Прп. Антоний († 356) был великий подвижник и ревнитель православия, почему в церковных песнопениях называется подражателем св. Иоанна Крестителя и прор. Илии. Раскольники безпоповцы говорят, что он принимал к себе на исповедь, хотя и не был священником: значит, можно было бы и мирянину совершать таинство покаяния. Но прп. Антоний не разрешал кающихся, значит, совершал не таинство, покаяния, а исповедь нравственную, которую может совершать всякий человек опытный в духовной жизни, потому что разрешение грехов, “даруемое от Бога иереем” (Б. Катих. л. 389 об.), составляет сущность таинства покаяния и без него исповедь не будет таинством (Б. Катих. л. 390). 18 . Свтт. Афанасия и Кирилла, архиеп. Александрийских. Прп. Маркиана Кирского. Свт. Афанасий Вел. († 373) в своем Символ, известном под его именем, оставил самое полное и ясное изложение учения о Св. Троице (см. в Кирил. кн. лл. 547–8 об. и в М. Катих. лл. 2–4). 19 . Прпп. Макария Египтянина, Макария Александрийского и Макария Печерского; мц. Евфрасии, свт. Арсения Керкирского (Керкира ныне Корфу-остров). За свои подвиги прп. Макарий Египетский († 390) удостоился такой благодати чудотворений, что на его голос отвечали и мертвые. Так, в житии его рассказывается: однажды он нашел в пустыне череп и спросил его: “Чей ты череп”? “Аз начальник бех жрецов идольских, на сем месте обитавших, ответил череп; ты же – авва Макарий, духа Божия исполненный; в который бы час, милосердовав о сущих в муце, ты молитися, отраду некую ощущают”. (Последние слова ясно показывают, как полезны молитвы живых за умерших, отрицаемые сектантами). Не смотря на всю нравственную высоту, прп. Макарий оказался в очах Божиих ниже двух женщин-невесток, которые жили обыкновенною жизнью в городе, но в течение 15 лет совместной жизни не только не вздорили между собою, но и не сказали друг другу неприятного слова. Значить, несправедливо учат странники-бегуны, будто в мире спастись нельзя. С именем прп. Макария Александрийского († 394) известно «Слово об исходе души и состоянии их по смерти», часто встречающееся в раскольнических цветниках.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Это очень добрый святой» Беседа с игуменом Иннокентием (Ольховым) 30.09.2010 342 Время на чтение 7 минут Организатором нынешнего принесения десницы святителя Спиридона Тримифунтского с острова Корфу (Греция) в Россию выступил, как и три года назад, московский Даниловский ставропигиальный мужской монастырь. О том, как возникла идея столь значимой для каждого православного человека акции и как она осуществлялась, рассказывает эконом Даниловской обители игумен Иннокентий (Ольховой). - Отец Иннокентий, когда возникла идея принесения в Россию с Корфу мощей святителя Спиридона Тримифунтского? - В течение последних десяти лет у нас с островом Корфу (по-гречески - Керкира) складывались и крепли дружеские отношения: мы ездили туда, они - к нам. И вот уже семь лет на Корфу ежегодно проходит так называемая «Русская неделя». Как раз сейчас, в начале октября, начнется очередная «Русская неделя», одним из организаторов которой является и Данилов монастырь. С тех пор как мы стали регулярно бывать там, мы подружились с митрополитом острова Корфу Нектарием, от которого и узнали, что, оказывается, десница святителя Спиридона Тримифунтского хранится отдельно от других мощей. Мощи святого целиком сохранены в большой серебряной раке, и греки их никуда не увозят. И по древней традиции, от нетленных мощей вообще не отделяли никаких частиц; в принципе, отделение частиц от мощей - скорее, исключение, чем правило, и происходило это в связи с какими-то нестандартными ситуациями, например когда крестоносцы грабили Византию или когда нападали турки. При общении с митрополитом Нектарием выяснилось, что в 1984 году грекам была возвращена из Ватикана... десница святителя Спиридона. Это, действительно, было настоящее чудо, поскольку в течение многих столетий было неизвестно, где она вообще находится. В итальянских источниках есть информация, что в конце XVI - начале XVII века папа Римский Климент VIII получил святые мощи из Константинополя, уже захваченного турками, но не известно, от кого - скорее всего, от Константинопольского патриарха. Причем речь идет именно о деснице. Когда и при каких обстоятельствах она была отделена, также не известно; существуют лишь предания. Конечно, греки знали, что мощи святителя Спиридона в раке без правой руки. И вот эта десница, которая практически 400 лет хранилась в Ватикане, лишь в конце ХХ столетия вернулась на Корфу. А так как она размещена в отдельном ковчеге, то и появилась возможность ее перевозить.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Но к удивлению присутствующих, ребенок открыл глаза, пульс его постепенно восстановился, и с этого момента его здоровье пошло на поправку. Все присутствующие врачи признали, что это было чудо Божие Архиепископ Никифор Феотокис рас сказывал в проповеди: «В прошедшую вербную неделю, когда отправляли молебствие с ношением по граду чудотворных его [св. Спиридона – М. С.] мощей, все вы видели [оную] бесноватую жену, как она из себя пены испускала и зубами скрежетала; и хотя у нее связаны были руки и ноги, однако два или три человека с трудом могли удерживать ее движений бесчинное стремление. Вы видели, что лицо ее не походило на человеческое; слышали ее голоса, как она иногда по подобию вола ревела, иногда, как щенок, лаяла, иногда, как младенец, рыдала. И когда, положив ее на землю, над нею троекратно пронесли мощи чудотворца, [помещенные] в иконе Святой Троицы, Которую он на Соборе исповедовал, то в третье ношение, – О, преславное чудо! – немедленно она приняла образ человеческий, успокоилась от разновидного движения, престала от ужасного крика, стала говорить как человек. Тогда немедленно ее развязали, и она, сама встав, со слезами на глазах припала к ногам святого и с благодарением ему поклонилась. О чудо! О дар, о слава, в нас, православных христианах, сущая! Велий Господь наш Иисус Христос вчера и днесь Тойже, и во веки (Евр. 13: 8)» с. 198]. В начале Второй мировой войны, 12 октября 1939 года, в Атлантическом океане на расстоянии 175 миль от берегов Ирландии греческий пароход «Арис» был потоплен немецкой подводной лодкой. Уцелевшему экипажу удалось покинуть корабль и разместиться на двух шлюпках. Моряки связали их между собой, чтобы держаться вместе, и стали ждать помощи. С собой у них были только сигнальные ракеты. Больше суток провели люди без воды и еды на хрупких суденышках в холодном осеннем океане, и надежды на спасение оставалось все меньше. Среди матросов был один уроженец острова Керкира, Георгий Коккинос. Он знал о случаях чудесной помощи святителя Спиридона и обратился к нему с молитвой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Еще одним видным представителем академизма, работавшим на Керкире в 1870-1891 гг., был Х. Пахис (1844-1891). Помимо икон (в ц. свт. Спиридона Тримифунтского и Пресв. Богородицы «тон Ксенон») у него есть произведения на религиозно-патриотические темы. Наибольшую известность получили картины «Казнь патриарха Григория V» и «Монастырь Аркадиу». Монастыри В епархии действуют 10 муж. и 7 жен. мон-рей, а также 3 жен. исихастирия. Мужские монастыри: Пресв. Богородицы Платитеры (основан в 1743), Пресв. Богородицы Палеокастрицы (основан в 1228, отстроен в 1525), Пантократора «Ипсилу» («Высокого»; основан в 1330 или 1347, собор и фрески XVII в., худож. Иоаннис Дзилиос), Пресв. Богородицы «Ипсилис» («Высокой») (основан не позднее XIV в., возрожден ок. 1700), мц. Кириакии (основан в XVII в., возрожден в 1992), Пресв. Богородицы Миртидиотиссы (основан в XVI в.), Кассопитры Пресв. Богородицы (основан в 1530, восстановлен в 1706, преобразован в мужской в 1991), великомучеников Феодоров в Камаре (основан в XVI в.), Св. Троицы (основан в XV в., фрески XV, XVII и XVIII вв.), Пресв. Богородицы Влахернской (основан в XVII в., собор 1780). Женские монастыри: великомучеников Феодоров в Палеополи (основан в XIV в., конха VI-VII вв., корпуса XVII в.), вмц. Евфимии (основан в XV в.), вмч. Димитрия Солунского (храм основан в XVI в., монастырь создан в 1860), Пантократора (основан ок. 1600, восстановлен в 1835, преобразован в женский в 1978), прмц. Параскевы близ с. Макрадес (основан в XVII в.), прмц. Параскевы «Згурадон» (основан в 1906), Пресв. Богородицы «Владычицы ангелов» (основан в 1696, возрожден в 1933). Исихастирии: прмц. Параскевы (основан в 1620 г., преобразован в женский в 1834), Пантократора в местности Камарела (основан в XVII в., собор 1890), Пресв. Богородицы «Хамилис» («Низкой») (основан в XVI в.). Особо чтится икона Божией Матери Кассопитры в одноименной церкви в сев.-вост. части о-ва Керкира. Название «Кассопитра» происходит от античного г. Кассиопея, на месте к-рого находится церковь. В 1530 г. в этом храме произошло чудесное исцеление юноши Стефана, которого ошибочно приняли за разбойника и ослепили по приказу байло С. Леоне. Пресв. Богородица явилась ночью Стефану и вложила в его пустые глазницы новые глаза. Керкирские архиереи

http://pravenc.ru/text/1684241.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ [серб. Jocuф] (Цвийович; 28.08.1878, с. Дрежник, близ г. Ужице, Сербия - 3.07.1957, Белград), митр. Скопский Сербской Православной Церкви (СПЦ). Окончил начальную школу в г. Пожега, реальную гимназию в Ужице и Белградскую богословию (семинарию). В 1902 г. женился на дочери священника, в 1906 г. овдовел. 15 сент. 1903 г. в г. Чачак рукоположен во диакона, 1 окт. 1903 г.- во иерея. Служил в храмах в с. Драговац и в с. Миоковци близ Чачака. В 1908 г. был направлен на учебу в КДА, в 1912 г. защитил магист. дис. «Вклад сербского священства в освобождение своего народа» ( Павлюченко О. В. Серби та Чophoropцi в Ykpaïhi (XIX - початок XX ст.): Бiorpaфiчhuй словник. К., 2009. С. 156). Вернулся в Сербию и 14 сент. 1912 г. был назначен преподавателем (НЗ, патрологии и пастырского богословия) Белградской семинарии, управляющим монашеской школой в монастыре Раковица и редактором ж. «Гласник» (СПЦ). После начала 1-й Балканской войны (25 сент. 1912) оставил службу в монашеской школе и попытался вступить в действующую армию, примкнул к отряду четников во главе с Войном Поповичем. По нек-рым свидетельствам, во время боевых действий И. попал в плен к туркам, но бежал. В дек. 1912 г. покинул отряд и служил санитаром в военном госпитале в Белграде. 15 сент. 1913 г. принял монашеский постриг в мон-ре Раковица и вновь возглавил монашескую школу. В начале первой мировой войны сформировал отряд из учеников монашеской школы, к-рый в июле 1914 г. участвовал в обороне Белграда. Затем командовал взводом четнического отряда, участвовал в Церской (16-19 авг. 1914) и др. битвах. В кон. лета из-за болезни ног И. был отправлен в тыл, его отряд понес большие потери и был расформирован. Позже как священник 18-го пехотного полка вместе с Дунайской дивизией отступал через Черногорию к Адриатическому м. В нач. 1916 г. вместе с серб. армией отступил на о-в Корфу (Керкира), откуда был направлен с миссией во франц.

http://pravenc.ru/text/578557.html

Гостиница оказалась очень светлой и чистой, но сильно поношенной. Как, впрочем, вся Керкира. Всюду «Shabby chic» — шикарная потертость, как теперь принято говорить. А еще есть то, что никогда не найдешь в стильности, но ощущаешь сразу, как объятия, — тепло и задушевность старинного города. Был вечер. Мы устали, и я даже не помню, выходили мы еще из номера или нет. Настоящее знакомство с Керкирой началось утром. Для меня это город-загадка и город-находка. Две старинные крепости, узенькие каменные венецианские улочки, на фасадах иконы в кивотах, маленькие храмы с распахнутыми дверями и множество бус. Их продают на улицах в немыслимом количестве, они украшают женщин, увешивают туристов, они в автобусах и машинах. Много-много разноцветных бус! Яркими бусинами рассыпались по улицам кафе: цветные столики и зонты, плетеные стулья, а в синем небе над зонтиками полощется чье-то белье. В некрепкой прохладе растянулись вымершие до вечера собаки, а длинноногие узкие кошки перетекают из одной тени в другую. Белые каменные дома и улицы, на первый взгляд неожиданно и хаотично расположенные, заплетаются в кружевную гармонию истории. На душе становится теплее — мы совсем рядом с местом, где нас ждут и любят. Святитель Спиридон, которого так почитают в России, к которому мы обращаемся, столкнувшись с жизненными неурядицами и бедами, — покровитель Керкиры. Где храм Святого, укажет каждый житель. Пешеходная улица, на которой стоит собор, называется улицей Святителя Спиридона. Из-за обилия магазинчиков, прилавки которых стоят снаружи и ломятся от разноцветных сувениров, пряностей, сладостей, вин и украшений, она кажется рынком. Но ничто уже не может отвлечь от главного — Святой, ради которого мы сделали огромный крюк и приехали на Корфу, совсем рядом. Я зашла в храм с трепетом. О том, чтобы рака была открыта, я даже не мечтала. В храме сумрачно и прохладно. И слышится почти только русская речь. Святитель Спиридон всех приветствует. Гробница открыта, священник читает поминальные записки. Люди молча подходят к Святому. Бархатные тапочки действительно стерты, подошва — потому что отец Спиридон много ходит, чтобы помочь всем нуждающимся в нем, верх — из-за неиссякаемого потока приходящих к нему с верой и целующих ноги его. Тапочки часто меняют, изношенные — разрезают на частицы и отдают паломникам.

http://azbyka.ru/fiction/angel/

Чудесное спасение Евангелия 79 Давным-давно на острове Керкира в селении Ано Перифиа жила благочестивая замужняя женщина, которая воспитывала нескольких детей. Она была грамотной и очень любила читать Евангелие. Выкроив немного времени посреди своих многочисленных забот, она всегда принималась изучать Священное Писание . Однажды женщина, по своему обыкновению, взяла свою любимую Книгу и, уединившись неподалёку от родного селения, в тишине целиком посвятила себя чтению. Внезапно, откуда ни возьмись, появились пираты. Убежать она уже не смогла, но успела спрятать Евангелие в корнях росшего там пышного куста, чтобы избежать поругания Святой Книги нечестивыми агарянами. Женщину пираты увели в рабство. Много лет она провела в неволе. Когда ей удалось бежать и наконец добраться до дома, она была уже в преклонном возрасте. Её никто не узнал. Тогда она назвала своё имя, рассказала, кто её муж и как звали её детей. Она поведала односельчанам свою историю. Вместе они пошли на место, где её похитили пираты. В корнях кустарника, который за прошедшие годы сильно разросся, они нашли Святое Евангелие. Растроганная женщина с благоговением взяла его в руки. Книга сохранилась в хорошем состоянии, несмотря на то, что в тех местах проливные дожди всегда были обычным явлением. Лишь с одной стороны она немного подгорела с краю. Тогда пастухи рассказали, что в этом месте они каждый год весной поджигали кустарники, чтобы те не мешали расти траве, которой они кормят своих овец. Но огонь всегда, дойдя до куста, под которым было спрятано Евангелие, необъяснимо угасал. По свидетельству иеромонаха Евдокима, который много лет был игуменом находившейся неподалёку обители Пантократора, это Евангелие передали в кафедральный собор Керкиры. Исцеление глухонемой турчанки Это случилось в годы турецкого владычества. Настоятелем приходского храма в селении Авра Каламбакского района был отец Панагибтис Параскевас. Мало сведений сохранилось об этом благочестивом священнике. Но из его записей мы узнаём, что он был рукоположен во диаконы в деревне Диалиси, а в иереи – в селении Кастраки. Затем он был настоятелем приходского храма в селении Авра в период с 1861 по 1886 годы. Его жена умерла во время родов, так что он жил как монах.

http://azbyka.ru/otechnik/books/16250-po...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010