В 1755 г. генеральный проведитор моря А. Сагредо издал закон, регулировавший статус религ. общин на Ионических о-вах и внутрицерковное управление правосл. общины. В этих вопросах закон Сагредо основывался на предыдущих законах (напр., подтверждались привилегии «Священного ордена» и предусматривалось строгое соблюдение постановления 1631 г. об обязательных экзаменах для кандидатов в священники, которое нередко нарушалось). Закон Сагредо также упорядочивал вопросы организации монастырей и храмов и управления ими. В этой сфере были проведены значительные преобразования. На каждом из Ионических о-вов была учреждена должность министра св. мест для контроля над распоряжением церковным имуществом как православных, так и католиков. Из-за большого числа храмов на Керкиру было назначено 2 министра. Это нововведение ограничивало власть протопресвитера, в т. ч. был отменен пожизненный срок игуменства и введены выборы игумена каждые 2 года. Закон Сагредо положил конец практике совершения богослужения одним священником в неск. храмах, тогда как другие оставались без приходов. Никифор (Феотоки), архиеп. Славянский и Херсонский. Портрет. 80-е гг. XVIII в. Неизвестный художник (Митрополичий дворец, г. Керкира) Никифор (Феотоки), архиеп. Славянский и Херсонский. Портрет. 80-е гг. XVIII в. Неизвестный художник (Митрополичий дворец, г. Керкира) Из 2 знатных керкирских семей происходили просвещенные иерархи Евгений (Булгарис) и Никифор (Феотоки) , судьба к-рых связана с Россией. В 1780 г. жители Керкиры хотели пригласить последнего в качестве архиерея. 29-30 июня 1797 г. Керкира без боя была занята франц. войсками. Вел. протопресвитер во время торжественной встречи вручил ген. А. Джентили «Одиссею» Гомера. 17 окт. 1797 г. по условиям Кампоформийского мира Ионические о-ва были признаны франц. владением; был образован департамент Керкиры, включавший также о-ва Пакси, Андипакси и города Парга, Бутринти. Было сформировано переходное правительство, в котором участвовали все слои общества (5 нобилей, 3 представителя православного и 2 - католич.

http://pravenc.ru/text/1684241.html

Каподистрией ), регламентировавший вопросы отправления церковного правосудия, священнические обязанности и наказания. Для Ионических о-вов, на к-рых не было епископской кафедры, была учреждена должность вел. эконома. В 1805 г. Сенат для изыскания средств на создание школ закрыл ряд мон-рей и регламентировал управление их владениями. Была создана комиссия, исполнявшая функции упраздненного в 1804 г. министра св. мест: магистрат по управлению церковным имуществом, переданным на общественное образование, и св. местами. Члены магистрата и администрации острова составляли коллегию св. мест. Они осуществляли надзор за управлением как упраздненных, так и действующих мон-рей и храмов. В нояб. 1805 г. была открыта высшая школа (т. н. школа Тенеду), обучение в к-рой было обязательным для гос. служащих и клириков. Иерофей (Кигалас или Цигалас), митр. Керкирский. Портрет. Нач. XIX в. Неизвестный художник (Митрополичий дворец, г. Керкира) Иерофей (Кигалас или Цигалас), митр. Керкирский. Портрет. Нач. XIX в. Неизвестный художник (Митрополичий дворец, г. Керкира) В 1807 г. по Тильзитскому миру Ионические о-ва снова перешли под франц. контроль. Французы хотя и упразднили Конституцию 1803 г., ничего не меняли в церковном управлении до 1811 г., когда был принят церковный устав, основанный на законе Сагредо и постановлениях Сената последнего десятилетия. Франц. войска оставались на Керкире дольше, чем на др. Ионических о-вах. В апр. 1814 г. она была занята англ. флотом, а в нояб. 1815 г. была провозглашена Ионическая республика под протекторатом Великобритании, просуществовавшая до 1864 г. Согласно Конституции 1817 г., главенствующей была объявлена восточная правосл. Церковь. Учреждалась Ионическая Церковь, состоявшая из 7 епархий (каждый остров имел архиерея). Иерархи 5 больших островов - Керкиры, Кефалинии, Закинфа, Лефкады и Китиры носили титул митрополита, а Итаки и Пакси - епископа. Главой Ионической Церкви являлся избираемый на 5 лет 1 из 5 митрополитов, к-рый получал титул архиепископа и экзарха. Его кандидатура одобрялась К-польским патриархом. Церковное имущество было конфисковано, а духовенство переведено на положение гос. чиновников. Предлагаемые Церковью законы должны были пройти голосование в Ионическом парламенте. Лат. Керкирская архиепископия сохранялась, она существовала под покровительством властей острова, но запрещалось создание новых католич. монастырей и общественное отправление культа. Лат. архиепископ Керкиры лишался права именоваться архиепископом и получал титул Primo Dignitario della Chiesa Latina di Corfu (1-й сановник лат. Церкви Корфу). О-в Пакси, всегда являвшийся частью Керкирской епархии (после упразднения в XIII в. правосл. митрополии паксийский протопресвитер подчинялся керкирскому), по Конституции 1817 г. получил статус епископии, подчиненной Керкирской митрополии.

http://pravenc.ru/text/1684241.html

Как говорит церковный историк Е. Голубинский, о деятельности Митрополита Варлаама сохранилось мало исторических сведений. Он относит ко времени святителя Варлаама Собор, на котором был осужден “Исак Жидовин”, но это неверно, так как данный Собор был позднее, в 1549 году при святителе Макарии 40 . По благословению Митрополита Варлаама были выданы антиминсы для храмов обители, основанной преподобным Ионой Климецким (†1534; память 6 июня). “По распоряжению Митрополита Варлаама Корнилий Комельский в 1514–1515 годах строит большую Введенскую церковь, а затем церковь Антония Египетского с трапезной” 41 . Митрополит Варлаам дал вкладом в Троице-Сергиев монастырь кодекс Библейских книг 42 . 27 января 1512 года Митрополит Варлаам дал жалованную тарханно-несудимую грамоту архимандриту Спасо-Евфимьева монастыря Кириллу на церковь святителя Василия Кесарийского в Гороховецкой волости Нижегородского уезда 43 . Митрополит Варлаам подписал ряд духовных грамот: “ино­ки” Аграфены, жены Семена Гаврилова. “Сия духовна грамота господину Варламу Митрополиту всеа Русии явлена лета 7000 дватцать перваго (1513), марта 2 день” 44 . 5 августа 1513 года была подписана духовная грамота княгини-“инокини” Евдокии, вдовы князя Федора Ивановича Стригина Оболенского. У грамоты подпись Митрополита Варлаама, которую скрепил также митрополич дьяк Данила Карпов 45 . В декабре того же года Митрополит Варлаам подписал духовную грамоту князя И. И. Кри­во­борского 46 . Когда в 1519 году была явлена духовная Захарьи Федорова сына Катунина Митрополиту Варлааму, “и господин Варлаам, Митрополит всеа Руси, выслушав сию духовную грамоту и велел к сей духовной в подписи своей место печать свою приложити”. Подписал митрополич дьяк Данило Карпов 47 . Таким образом, из приведенного актового материала известны имена из окружения Митрополита Варлаама: дворецкий Федор Федорович Сурмин, митрополич дьяк Леваш Иванов сын Коншина, митрополич дьяк Стрига “Кипреянов сын”, митрополич дьяк Данило Карпов. Служил Митрополиту Варлааму Богдан Федорович Плещеев 48 .

http://pravmir.ru/vserossiyskiy-mitropol...

6 июня). «По распоряжению митрополита Варлаама Корнилий Комельский в 1514/1515 г. строит большую Введенскую церковь , а затем церковь Антония Египетского с трапезной» 198 . Митрополит Варлаам дал вкладом в Троице-Сергиев монастырь кодекс библейских книг 199 . 27 января 1512 г. митрополит Варлаам дал жалованную тарханно-несудимую грамоту архимандриту Спасо-Евфимьева монастыря Кириллу на церковь святителя Василия Кесарийского в Гороховецкой волости Нижегородского уезда 200 . Митрополит Варлаам подписал ряд духовных грамот: «иноки» Аграфены, жены Семена Гаврилова. «Сия духовна грамота господину Варламу митрополиту всеа Русии явлена лета 7000 дватцать перваго марта 2 день» 201 . 5 августа 1513 г. была подписана духовная грамота княгини-инокини Евдокии, вдовы князя Федора Ивановича Стригина Оболенского. У грамоты подпись митрополита Варлаама, которую скрепил также митрополич дьяк Данило Карпов 202 . В декабре того же года митрополит Варлаам подписал духовную грамоту князя И.И. Кривоборского 203 . Когда в 1519 г. была явлена духовная Захарьи Федорова сына Катунина митрополиту Варлааму, «и господин Варлаам, митрополит всеа Руси, выслушав сию духовную грамоту и велел к сей духовной в подписи своей место печать свою приложити». Подписал митрополич дьяк Данило Карпов 204 . Таким образом, из приведенного актового материала известны имена из окружения митрополита Варлаама: дворецкий Федор Федорович Сурмин, митрополич дьяк Леваш Иванов сын Коншина, митрополии дьяк Стрига «Кипреянов сын», митрополич дьяк Данило Карпов. Служил митрополиту Варлааму Богдан Федорович Плещеев 205 . В 1521 г. Крымский хан Мехмед-Гирей с войском двинулся на Москву, «суровейшим же напрасством своим». В связи с этим в Москве совершались всенародные моления, чтобы Господь помиловал род христианский и не предал в погибель. Летописи сообщают в связи с этим о «видении необычном и милостивном инокине слепой». В момент возникшей опасности одна благочестивая слепая инокиня Кремлевского Вознесенского женского монастыря имела видение, как Московские святители-чудотворцы хотели изнести из Кремля образ Владимирской Богоматери, но были умолены преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским, и святыня была возвращена, а Москва избавилась от грозного нашествия и разорения.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

На обратном пути мы прошли через королевскую дачу, походили по дворцовому саду и могли даже осмотреть самый дворец – несомненно уступающий в великолепии Алкиноевскому, так-как высокого хозяина на тот раз не было дома, но поздний час удержал нас от того. Уже подходя к городу, мы встретили на дороге трех всадников, одного впереди и двух поодаль. Насколько позволял различать вечерний сумрак, последние казались жандармами. Передний был в сертуке и высокой шляпе и представлял из себя статную фигуру. Это был Его Величество, король Еллинов, Георгий I, кончающий свой купальный сезон, ежегодно проводимый им здесь на берегу моря, и, кажется, завтра же отъезжающий в свою первую столицу. Сижу и повторяю зады. Итальянец Ботта, отыскивающий в устье речки Месонги (в 8–9 верстах от города) пробуждающегося от глубокого сна Одиссея... мимо! Ученый Арсений Каллуди „воздвигающий постройку ( ρατο τν δ (?) δμον) ... лучше бы без педантства и риторики записал на память родам грядущим, что именно он строил, и чего не воздвигал. Стефан и Феофан... были бы вполне достойными хвалы и благодарности потомства, если бы к своим фразам и перефразам прибавили и хронологию. Император Иовиан, достоинство царственное поставляющий в делах веры, и язычество изгоняющий христианством... человек не по духу века, но да будет благословен во веки! Наконец – св. мученица Керкира... Здесь для меня, поистине, толчок и остановка. Не могу свыкнуться с этою неожиданностию. Уже и та злополучная Керкира или Коркира Асоповна, от которой свое имя получили будто бы и город, и остров, значительно представляется сказочною. Доисторические времена оправдывают собою такую ее темноту и неясность. Но – Керкира нашего, так сказать, времени – христианка и мученица, и все-таки никому не ведомая личность? Что-то да не так! Когда я сказал нашему юному чичероне Палеопольскому, что в первый раз слышу о св. Керкире, он мне сослался на свидетельство о ней Никодима, собирателя Синаксарей, столько известного всему православию. К счастию, пресловутая книга чуть не в каждой церкви обретается на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Мне без труда ее отыскали. Действительно, есть такого имени мученица, и – что замечательно – тоже царевна; дочь некоего Керкиллина, царствовавшего над Керкирейцами, злочестивца и мучителя св. Апостолов Иасона и Сосипатра, проповедывавших ему христианство. Дочь не сочувствовала отцу и объявила себя христианкой, за что и была сожжена, после многих мук 373 . Все бы это так, но, во-первых, Апостол Иасон был епископом в г. Тарсе, а Сосипатр в Иконии, по тому же Никодиму. Зачем и как им было забраться в Керкиру? Во-вторых, при этих Апостолах остров Керкира был уже римскою провинцией и сомнительно, чтобы какой-нибудь Керкиллин (мало того, что город его Керкира, дочь – тоже Керкира, еще сам – Керкиллин!) мог в нем царствовать. В-третьих – самое, по моему мнению, главное – тот же Никодим говорит, что в рукописных житиях св. Апостолов вместо Κερκυραων читается: Κυρηναων. Вся история, таким образом, может перенестись на другое место. Хотя это другое место не исключает возможности существования и мученичества св. Керкиры, но почва, на которой стоят нынешние священные предания керкирского Палеополя, уже чувствительно колеблется. Чуть ли это не повторение того, с чем мы встретились в Едессе Македонской, отыскав в ней развалины церкви св. Фалалея, принадлежащего Едессе Сирийской. А гробница св. Керкиры? А самые гробы Апостолов? Что сказать обо всем этом? Разве припомнить, как однажды мне указана была всеми чтимая гробница св. Апостола и Евангелиста Луки, оказавшаяся саркофагом некоего Нидима, даже не христианина 374 . С какого времени стали известны Палеопольские гробницы, любопытно бы узнать, но где доискаться? В начале текущего столетия 375 на них не указывали нашим морякам. Могло быть это и по невнимательности или равнодушию той или другой стороны к делу, тем более, что имя и нетленные мощи славного святителя оттеняли, и, так сказать, заслоняли собою все прочее. Но уж если духовенство того времени находило уместным и нужным утверждать, что церковь выстроена св. Апостолом Петром, который в ней и проповедывал, то кажется случай был для него прибавить слово, при этом, и о других Апостолах, тут почивающих.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

1055 «По преставлении же блаженного Алексея митрополита Киевскаго и всея Руси взыде на его место святительское и на его степень некоторый архимандрит, именем Михаил, нарицаемый Митяй, да незнаемо здея, странно некако и необычно, облечеся в весь сан митрополич и возложи на себя белый клобук митрополич, и мантию митрополичю со источникы и со скрижалми, и крест злат с парамандою с златом и бисером усаженною митрополичю, и посох злат митрополичь, и печать митрополичю на себе возложи, и прочее, в весь сан митрополич сам себя постави» (ПСРЛ. Т. 11. С. 35). В 1379 г. отправился на поставлении в Константинополь, но, немного не доплыв, скончался (ПСРЛ. Т. 11. С. 39). «...Пред кончиною Св. Алексия вел. кн. Димитрий Иванович подготовлял преемника ему в лице Митяя, саном священника в Коломенском, потом вдруг архимандрите Спасского у дворца монастыря. Св. Алексий не хотел благословить его в преемники себе, потому что он молод в иночестве, но Цареградский Патриарх Макарий конечно узнав о желании князя иметь митрополитом Митяя, прислал грамоту на имя Митяя, в которой еще до рукоположения предоставлял ему полную власть над Церковью Русской. Митяй поселился в митрополичьем доме, надел белый митрополичий клобук, стал носить митрополичью мантию и жезл, в церкви садиться на митрополичьей месте, и распоряжаться казною и ризницею митрополита и править делами Церкви. Незаконный захват власти церковной и гордое обращение Митяя возмутило все духовенство. В 1379 г. Митяй с большою свитою отправился в Царьград за поставленном в митрополита, но погиб (предполагали насильственною смертью ) не доезжая до Царьграда, и погребен был в предместии Царьграда, в Галате...» (Боголюбский M. C., прот. Московская иерархия. Митрополиты. M., 1894. С. 10). 1056 По Воскресенской лет., был поставлен в 1377 г. в Константинополе по смерти Митяя, после чего вернулся на Русь, но не был принят Великим Князем, был схвачен и отправлен в заточение (ПСРЛ. Т. 8. С. 32). Но эта датировка является сомнительной, т. к. смерть Митяя следует отнести к 1379 г. (см. прим. 8) По летописи Авраамки, возвращение датируется 1380 г. (ПСРЛ. Т. 16. С. 119), что представляется более предпочтительным, т. к. для интриг и согласований в Константинополе нужно было время, а поездка Митяя началась летом, следовательно, в Константинополь делегация прибыла в конце лета – начале осени. Наиболее вероятный год возвращения – 1380. В 1382 r., по Воскресенской лет., был возвращен на кафедру. По Супрасльской лет. Пимен в 1385 г. отбыл в Константинополь (ПСРЛ. Т. 17. С. 43), откуда вернулся только в 1388 г. (ПСРЛ. Т. 17. С. 44). В 1389 г. в третий раз отправился в Константинополь, где и скончался (ПСРЛ. Т. 8. С. 52).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О братья мои, христианская вера сильна не только тогда, когда согласуется с чувственным разумом и с эмпирической логикой, но и когда (и даже нарочито когда) противится она такому разуму и такой логике. Все желающие жить благочестиво... будут гонимы . Апостол предрекает это на заре христианских веков, а двадцать христианских столетий откликаются многоголосым эхом, удостоверяющим истинность пророчества. О воскресший Господи, излей на нас свет, чтобы быть нам благочестивыми до конца, и приложи сил, чтобы до конца претерпеть и гонения. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 28 апреля 1. Свв. апостолы Иасон, Сосипатр, Керкира дева и иные, с ними пострадавшие . Первые двое состояли в числе семидесяти Апостолов, а дева Керкира была дочерью некого князя с острова Корфу. Иасона и Сосипатра упоминает апостол Павел ( Рим. 16:21 ), именуя их своими сродниками. Иасон был родом из Тарса, как и сам апостол Павел, а Сосипатр – из Ахаии. Первый был рукоположен во епископа Тарсийского, а второй – во епископа Иконийского. Обходя земли с проповедью Евангелия, эти два Апостола прибыли на остров Корфу, где сумели построить храм во имя св[ятого] первомученика Стефана и приобрести для Церкви некоторых язычников. Князь того острова бросил их в темницу, где содержались семь разбойников: Саторний, Иакисхол, Фавстиан, Ианнуарий, Марсалий, Евфрасий и Маммий. Этих семерых Апостолы обратили к вере Христовой, сделав [их] из волков агнцами. Услышав об этом, князь повелел умертвить всех семерых в кипящей смоле. Так приняли они мученический венец. Когда после этого князь начал истязать Апостолов, его дочь, девица Керкира, увидела из окна мучения Божиих людей. Узнав, за что их пытают, она и сама объявила себя христианкой и раздала все свои украшения нищим. Князь, прогневавшись на свою дочь, заключил ее в особую темницу, и поскольку ему не удалось отвратить ее этим от Христа, то приказал темницу сжечь. Темница сгорела дотла, но девица осталась жива. При виде этого чуда многие люди приняли крещение. Разъяренный князь повелел тогда привязать свою дочь к дереву и расстрелять из луков. Уверовавшие во Христа люди бежали от страшного правителя на соседний остров и укрылись там. Князь отправился туда на корабле, чтобы всех их схватить, но судно утонуло в море, и нечестивый правитель погиб в волнах, как некогда фараон. Новый князь принял Христову веру, крестился и получил имя Севастиан. Иасон и Сосипатр беспрепятственно проповедовали Евангелие и до глубокой старости утверждали Божию Церковь на Корфу. Там и скончали они свою земную жизнь и переселились во дворы Господни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

– Каждый год мы посещаем с ними остров Керкира (Корфу), который находится в Ионическом море. Обычно мы поклоняемся здесь мощам святителя Спиридона Тримифунтского и святой царицы Феодоры. В августе нынешнего года в Кафедральном соборе острова Керкира мы приложились к мощам св. Феодоры, супруге Византийского императора Феофила. Она, как могла, удерживала мужа-иконоборца от гонений на иконопочитание, тайно поклонялась иконам в своих покоях, а после смерти мужа, став полноправной правительницей империи, поставила окончательную точку в борьбе с иконоборцами. Она установила в IX веке иконопочитание в Православной Церкви на Седьмом Вселенском Соборе, на котором все иконоборцы были преданы анафеме. В память об этом событии Церковь установила праздник Торжества Православия. На иконах св. Феодора всегда изображается держащей в руке святые иконы. – В 2007 году в Даниловом мужском монастыре я имела счастье приложиться к деснице Спиридона Тримифунтского. 15 сентября 2010 г. после встречи этой святыни Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отслужил торжественный молебен в честь Св. Спиридона в Храме Христа Спасителя, где она будет находиться до 17 сентября. С 17 по 19 сентября ей можно будет поклониться в храме Вознесения Господня («Большое Вознесение»), с 19 сентября по 6 октября – в Даниловом монастыре. С 6 по 15 октября святыня будет находиться в Воскресенском Новодевичьем монастыре в Санкт-Петербурге. Вы не знаете, кто ее сопровождает? – Делегация Элладской Православной Церкви во главе с митрополитом Керкирским Нектарием. Мы учились вместе с ним, а позже служили на острове Керкира, где я принял монашеский постриг. Поэтому я питаю к этому месту особенно теплые чувства. Когда 11 августа 2010 г., в день памяти святителя Спиридона Тримифунтского, владыка Нектарий увидел меня с детьми, взглядом он выразил сожаление, что я не предупредил его о нашем приезде. Я всю жизнь прожил в Греции, но всего второй раз присутствовал на потрясающе красивой литании  – торжественном крестном ходе с мощами Спиридона Тримифунтского.

http://pravmir.ru/arximandrit-nektarij-a...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРТАН [греч. Καρτνος] Иоанникий (ок. 1500 - после 1567), иером., греч. богослов, писатель. Род. на о-ве Керкира (Корфу) в семье кораблестроителя. Принадлежал к благородному семейству, из которого, вероятно, происходила Нурбану Султан (Кали Картану) (ок. 1525-1583), мать османского султана Мурата III (1574-1595). Известно, что в 1521 г. К. пребывал на о-ве Родос, где был рукоположен во иерея, занимался реставрацией некой рукописи. К. совершал также путешествия на Св. землю, в К-поль, Рим и на о-в Крит. Ок. 1534 г. К. вместе с Антонием Эпархом (1498-1568) отправился в Венецию, к-рой принадлежал о-в Керкира, с особой миссией с целью получения привилегий для местных властей. В Венеции К. вступил в конфликт с греч. ученым и переписчиком рукописей митр. Арсением Монемвасийским (Апостолисом) (ок. 1468-1535), к-рый в 1492 г. переехал в Венецию. Последний в 1506 г. при поддержке венецианцев был поставлен правосл. митрополитом Монемвасии (в Монемвасии, которая, как и Керкира, находилась под властью Венецианской республики, было 2 кафедры: православная, входившая в юрисдикцию К-поля, и католическая). Назначение Арсения и проводимая им политика вызвали сопротивление греч. общины Венеции. Так, в 1509 г. патриарх Пахомий I отлучил Арсения от Церкви, и тот был вынужден уехать на Крит. В 1519 г. папа Лев X пригласил Арсения в Рим преподавать в папской греч. гимназии. Затем он возглавил греч. коллегию во Флоренции, а в 1524 г. опять стал митрополитом Монемвасии, поскольку к тому времени правосл. и католич. кафедры были объединены. В 1534 г. по настоянию папского легата венецианский Совет десяти (Consiglio dei Dieci) назначил митр. Арсения проповедником ц. св. Георгия в Венеции. Попытка Арсения поставить в присутствии викария лат. патриарха 2 униатов пресвитерами в том же храме вызвала ожесточенное сопротивление венецианских греков. Именно митр. Арсений стал причиной того, что К. был заключен местными властями в тюрьму на длительный период.

http://pravenc.ru/text/1681177.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010