Михаил И. Христос на Голгофе и Воскресший//Миссионерское обозрение. 1902 г. 5–8. С. 3–25 В связи с вопросом о страданиях человечества 130 I. Два великие мистические акта служат в религиозном сознании человека опорными пунктами, к которым как бы прикреплены судьбы человека, на которых они висят, как на своих опорах. Это акт грехопадения, он объясняет, отчего зло в мире, и акт искупления, он даёт примирение и указывает выход из этого зла. 131 Такой отзыв даёт один современный нам светский писатель. По его словам в этих двух истинах всё самое дорогое для человека, потому что, с падением их, бессмыслицей становится жизнь. И, конечно, это отзыв более, чем правда. Именно такая-то ценность двух названных истин и заставила нас заключительное чтение посвятить именно их освещению, тем более что нет недостатка в попытках подкопаться под эти основы бытия человеческого. О тайне искупления высказал свой взгляд, непохожий на только что высказанный нами, Лев Николаевич Толстой. „Учение Церкви православной о падении и искуплении безнравственно, говорит он. В чём его смысл? Оно говорит мне, будто моё спасение заключается не в том, чтобы своим разумом освещать свою жизнь, и, познавши. добро и зло, делать лучшее, нет, – Адам за меня один раз навсегда поступил дурно, а Христос один раз навсегда загладил это злое дело Адама; и потому я только в качестве зрителя постоянно должен огорчаться при мысли о падении Адама и радоваться спасению через Христа. Всякая любовь к доброму и истинному, живущая в душе человеческой, всякие его старания осветить явления жизни разумом, вся его духовная жизнь, – всё это не только неважно по этому учению, но есть даже лукавства и гордость“. Не слышится ли истина в этих словах? Да? Но дело в том, что Толстой опровергает учение, какое Церковь никогда не предлагала, он борется против призрака. „Остаётся исследовать вопрос и догмат, оставляемый без внимания многими, но для меня весьма требующий исследования, – пишет св. Григорий Богослов . Кому и для чего пролита сия излиянная за нас Кровь, Кровь великая и преславная Бога и Архиерея и Жертвы? Мы были во власти лукавого, проданные под грех и сластолюбием купившие себе повреждение. А если цена выкупа даётся не иному кому, как содержащему во власти, спрашиваю: кому и по какой причине принесена такая цена? Если лукавому, то как сие оскорбительно! Разбойник получает цену искупления, получает не только от Бога, на Самого Бога, за своё мучительство берет такую безмерную плату, что за неё справедливо было пощадить и нас. А если Отцу, то, во-первых, каким образом. Не у него мы были в плену. А во-вторых, по какой причине Кровь Единородного приятна Отцу, Который не принял и Исаака, приносимого отцом, но заменил жертвоприношение, вместо словесной жертвы дав овна“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

I. Сикорский Ив.А., профес. Университ. Св. Владимира. Психопатизм в среде заживо-замурованных насельников раскольничьих тираспольских скитов. 88 //Миссионерское Обозрение, 1897, Ноябрь, кн. 1. С. 937–961 I. Великой красотой отличается приднестровская долина реки с ее густой яркой зеленью, живописными берегами и могучей растительностью, которая своей сплошной зеленой пеленой обозначает старое широкое русло реки. Богатые покрыли всю долину и источником богатства и довольства… И здесь, в этом благодатном уголке свила гнездо мрачная человеко-убийственная секта. Своим дыханием она отравила жизнерадостное-население долины и привела к страшным событиям, которые – если бы они даже были кровавыми – и тогда были бы менее ужасны. Благодаря действительности секты здесь – в благодатной долине нашли себе вольную или невольную смерть два с половиною десятка людей, из коих большая часть были женщины и дети всех возрастов, не исключая грудных младенцев. В довершение всех ужасов смерть была медленной и одной из самых мучительных. Днестр своим быстрым извилистым руслом образует массу островов и заливов (лиманов). Все широкая долина реки изрезана ее рукавами и богата часто заливаемыми водой низинами с тучным черноземом. Эти низины с небольшими на них возвышениями носят местное название плавней. Плавни покрыты необыкновенно плодородной почвой и богаты фруктовыми садами и огородами; части же долины, прилегающие к берегу, изобилуют виноградниками. Село Терновка находится в четырех или пяти верстах от Тирасполя и расположено в плавнях. В непосредственном соседстве с Терновкой расположены многочисленные хутора и между ними – хутора, принадлежащие раскольническому семейству Ковалевых и их родственникам. Усадьба Ковалевых представляет значительную земельную собственность, оцененную тысяч в двадцать рублей. II. Раскольничий скит В этой находили приют не только перехожие сектанты, но существовало даже целое учреждение – скит, в котором имели постоянное пребывание представители секты обоего пола, ведущие безбрачную жизнь и составляющие нечто в роде старообрядческого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Июль-Август, книга 2-я Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь… Посла своя рабы, созывающи с высоким проповеданием. Притч.9:1–13 . Мы же проповедуем Христа, Божию силу и Божию премудрость. 1Кор.1:23–24 . Темже, яко же глаголет Дух Св.: днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших. Евр.3:7–8 . I. Речи высокопреосв. Иоанникия, Митрополита Киевского к новорукоположенным епископам а) Речь к новопоставленному епископу Балахнинскому Димитрию 43 //Миссионерское обозрение. 1897. Июль-Август, кн. 2. С. 41–44 Преосвященный епископ Димитрий! Доселе твоему попечению и руководству вверялись юноши, готовившиеся к пастырскому служению; отныне круг деятельности твоей расширяется: ты поставляешься в ближайшее непосредственное отношение к самим пастырям Христовой Церкви, а чрез них и ко всем пасомым: детям и юношам, мужам и старцам. Что не всегда и не везде можно руководить юношами без труда и воздыханий сердечных, это не безызвестно тебе и по собственному опыту. Думаешь ли, что на новом для тебя поприще служения будет удаваться все легко и без особых забот? Радуешься ли тому, что с назначением во епископа освободился ты от беспокойств и воздыханий сердечных? Долгом считаю умерить таковую радость, если она есть; суровый опыт жизни может рассеять в прах радужные мечты и нанести болезнь сердцу, обманувшемуся в своих ожиданиях. Кому уподоблю род сей? говорит Христос Спаситель. Подобен есть детем седящим на торжищах, и возглашающим другом своим, и глаголющим: пискахом вам, и не плясасте, плакахом вам, и не рыдасте. Прииде бо Иоанн Креститель, ни ядый, ни пияй, и глаголют: беса имать. Прииде Сын Человеческий ядый и пияй, и глаголют: се человек ядца и винопийца, мытарем друг и грешником ( Мф.11:16–19 ). Так спутанны были взгляды и суждения современников Господа нашего Иисуса Христа и Его Предтечи. Но еже было, тожде и есть, тоже и будет. Таким же суждениям и осуждениям подвергаются нередко и в наше время служители Христовы, и сколько бы кто ни прилагал забот и стараний, не может вполне и всецело избежать подобных суждений и осуждений. Едва ли ошибусь, если скажу, что и тебя не минует чаша сия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Март, книга 2-я Премудрость созда себе дом и утверди столпов селмь… Посла своя рабы, созывавши с высоким проповеданием. Притч.9:1–3 . Мы же проповедуем Христа, Божию силу и Божию премудрость, 1Кор.1:23–24 . Темже, яко же глаголет Дух Св. днесь, аше глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших. Евр.3:7–8 . Торжество Великого Пятка – в Кресте Христовом//Миссионерское обозрение. 1896. 3. С. 3–6 (Из слова св. Иоанна Златоустог о «во Святой и Великий Пяток») Мы совершаем сегодня праздник и торжество: ибо Господь наш пригвожден ко кресту. Не дивитесь тому, что мы празднуем тогда, когда воспоминаем это прискорбное событие. Прежде крест был названием осуждения и наказания, а теперь стал почтенным и вожделенным; прежде крест был предметом позора и мучения, а теперь стал предметом славы и чести. А что крест, действительно, есть слава, в том убеждает нас Христос Господь, когда говорит: Отче, прослави Мя славою, юже имех у тебе, прежде мир не бысть ( Ин.17:5 ), называя славою крест. Крест Христов – главизна нашего спасения и причина бесчисленных благ: чрез крест мы, некогда бывшие бесславными и отверженными, теперь приняты в число чад Божиих, – чрез крест мы уже не остаемся в заблуждении, но познали истину, – чрез крест мы, поклонявшиеся прежде деревам и камням, теперь познали Создателя всех, – чрез крест мы, бывшие рабами греха, приведены в свободу праведности; крест просветил нас, сидевших во мраке, крест освободил нас, бывших в плену, крест сделал гражданами неба нас, бывших странниками. Вот сколько благ доставил нам крест! Посему справедливо мы совершаем праздник. Так и св. апостол Павел увещевает праздновать, когда говорит: да празднуем не в квасе ветсе, ни в квасе злобы и лукавства, но в безквасиих чистоты и истины. Почему же блаженный Апостол повелевает нам праздновать ради креста? каким образом крест сделался причиною праздника? Ибо Пасха наша, говорит Апостол Христов, за ны пожрен бысть Христос ( 1Кор.5:7, 8 ). На кресте принесена жертва, а где – жертва, там отпущение грехов, там примирение с Господом, там праздник и радость. Итак, поистине, крест есть нам праздник. Пасха наша за ны пожрен бысть Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мелетий, еп. Рязанский. Новогодние думы о нуждах внутренней миссии нашей Церкви//Миссионерское обозрение. 1899. 1. С. 4–13 Для успешного противодействия расколо-сектантству и для обращения заблуждающихся на путь истины и спасения нужны дружные, терпеливые и устойчивые действия, а не одиночные и порывистые. Один в поле – не воин. Где искать помощи и подкрепления пастырям и миссионерам, выступающим в неравный бой с тесно сплочёнными врагами Свят. Церкви? Нигде, как в союзе любви по Бозе с своими сослужителями и избранными из православных прихожан. Брат от брата помогаемый, яко град тверд и высок, говорит Премудрый о взаимной помощи в трудах. Чтобы образовался тесно-сплочённый союз самих трудящихся в слове и учении, прежде всего необходимо, чтобы дух ревности по Боге одушевлял всех пастырей Церкви. Там, где и нет раскола и сектантства, не должно предаваться относительно миссионерства беспечности, ограничиваясь исполнением богослужения и треб. И это-то дело иногда исполняется с таким равнодушием, что нередко слышатся жалобы на формальность и бессердечие в исполнении пастырских обязанностей на разные притязания, вымогательства и т. п. Между тем, и в незаражённых лжеучениями приходах дело пастырства требует, чтобы священники вложили в него свою душу и усугубляли свою просветительную бдительность о пасомых, не давали бы им увлекаться житейскими соблазнами, дабы не ослабели в вере, а наипаче усовершались в духовно-нравственной жизни. Нужно вести и с православными прихожанами беседы охранительные, апологетического и катехизического характера, чтобы верные чада Церкви твёрдо стояли в истине православия, а в случае сектантских соблазнов сами способны были давать ответ вопрошающим о своём православном уповании, и должный отпор нападающим на Церковь врагам. Диаконы и псаломщики должны действовать единодушно с предстоятелями церквей и помогать им в св. деле ограждения верных чад от лжеучений века сего. Следа за внутренним благосостоянием приходов, пастыри должны обращать особенное внимание на исполнение долга исповеди и св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сентябрь, книга 2-я Премудрость созда себе дом и утверди столпов селмь… Посла своя рабы, созывавши с высоким проповеданием. Притч.9:1–3 . Мы же проповедуем Христа, Божию силу и Божию премудрость, 1Кор.1:23–24 . Темже, яко же глаголет Дух Св. днесь, аше глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших. Евр.3:7–8 . Определение Святейшего Синода о прославлении и открытии мощей святителя Феодосия углицкого, архиепископа черниговского//Миссионерское обозрение. 1896. 9. С. 115–119 По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод имели суждение о порядке объявления во всенародное известие об открытии мощей святителя Феодосия углицкого, архиепископа черниговского. Приказали: для всенародного объявления о предстоящем, 9-го сентября сего года, в гор. Чернигове торжественном открытии мощей святителя Феодосия углицкого, архиепископа черниговского, напечатать в 30 «Церковных Ведомостей» нижеследующий указ: «Память преосвященного Феодосия углицкого, архиепископа черниговского, со дня его преставления, последовавшего 5-го февраля 1696 г., благоговейно чтима была в православном народе русском, стекавшемся во множестве из разных местностей Российской Империи в черниговский Борисоглебский собор к могиле иерарха, для принесения молитв о упокоении души его, с упованием на молитвенное ходатайство его пред Богом. К почитанию святителя влекли верующих и воспоминания о высокой подвижнической жизни его, и чудодейственные исцеления от различных недугов, совершавшиеся при его гробе. Ряд чудесных проявлений благодати Божией от мощей святителя Феодосия углицкого открылся исцелением от тяжкой болезни преемника его по черниговской кафедре, архиепископа Иоанна Максимовича , впоследствии митрополита тобольского. Благодарный за своё исцеление, архиепископ Иоанн составил в честь святителя Феодосия «похвалу», в которой называет его «земным ангелом и святым, пребывающим в Серафимской пастве». По распоряжению же архиепископа Иоанна, устроена была в фундаменте Борисоглебского соборного храма, над гробом святителя Феодосия, каменная пещера, в которую около 200 лет стекаются за благословением и дарами духовными усердные почитатели святителя Феодосия. И Господь Бог, дивный и славный во святых Своих, неоскудеваемо творил и ныне творит чудеса и являет Свои благодеяния, предстательством святителя Феодосия, с верою притекающим к его гробнице в тяжких и неизлечимых болезнях, в трудных обстоятельствах жизни, в душевных скорбях и нуждах житейских. Уверенность в святости сего святителя чрез совершавшиеся у гроба его чудесные исцеления в православном народе возрастала и утверждалась всё более и более. О такой уверенности народа засвидетельствовал, между прочим, черниговский губернатор во всеподданнейшем отчете о состоянии Черниговской губернии за 1889 г., на каковое свидетельство благоугодно было обратить Своё внимание в Бозе почившему Государю Императору Александру Александровичу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

[Февраль] Дородницын А. Основные формы сектантских заблуждений//Миссионерское обозрение. 1902 г. 2. С. 225–234 (Очерк философии сект). „Духа Божия и духа заблуждения узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста“ ( 1Ин.4:2–3 ). Слово „секта“ (происходит от латинского слова sectari – следовать за кем, – отсюда secta – свита, дружина, шайка, приверженцы) в своём первоначальном значении не выражает, как можно было бы думать, понятия обособленности, но скорее выражает понятие совокупности, согласия и употребляется в смысле следования за каким-нибудь вождём и безусловного подчинения его авторитету. В таком именно смысле говорят древние писатели о секте Антония, причём разумеются политические приверженцы римского государственного мужа Антония (ум. 30 г. до Р. Хр.); также встречается упоминание о секте Эпикура, причём разумеются последователи греческого философа Эпикура (ум. 270 г. до Р. Хр.). То же самое слово секта обозначает определённое общество, которое руководится в жизни своими особенными убеждениями и взглядами и преследует свои особенные цели; при этом, конечно, с понятием секты соединяется понятие обособленности от остальной массы. В этом смысле слово секта употребляется неоднократно в библии. Так, из Деяний апостольских ( Деян.24:5, 14 ) мы видим, что первые христиане обозначались их противниками – иудеями, как секта, – секта назореев, в отличие от иудеев. Но с тех пор, как Церковь приняла миро-объемлющий характер, название секта, которое презрительно усвоилось христианам их противниками, перестало употребляться по отношению к Церкви Христовой и удержалось только для обозначения небольших христианских обществ, которые, следуя за особыми учителями, отделились от единства Церкви, её учения и обрядов. Но при этом и само слово секта принимает свой специфический, более отрицательный смысл, в каком оно употребляется и в настоящее время: под сектой разумеется религиозное общество, которое отделилось от господствующей Церкви, так как оно (общество) не нашло осуществлёнными в ней (т. е. Церкви) его идеалы спасения и святости.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Изначала Церковь Христова терпела хулы и нападения от многочисленных еретиков и лжеучителей, которые стремились ниспровергнуть её и поколебать в существенных её основаниях, утверждающихся на вере во Христа, Сына Бога Живаго. Но все силы ада, по обетованию Господню, не могли одолеть Церкви святой, которая пребудет неодоленною во веки. И в наши дни, Божиим попущением, явился новый лжеучитель, граф Лев Толстой. Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь святая. В своих сочинениях и письмах, во множестве рассееваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он проповедует, с ревностью фанатика, ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской: отвергает личного живого Бога, во Святой Троице славимого, Создателя и Промыслителя вселенной, отрицает Господа Иисуса Христа – Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради человеков и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых, отрицает бессеменное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по рождестве Пречистой Богородицы Приснодевы Марии, не признает загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святого Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из Таинств, святую Евхаристию. Всё сие проповедует граф Лев Толстой непрерывно, словом и писанием, к соблазну и ужасу всего православного мира, и тем не прикровенно, но явно пред всеми, сознательно и намеренно отторг себя сам от всякого общения с Церковью Православною. Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею. Ныне о сем свидетельствуем пред всею Церковью к утверждению правостоящих и к вразумлению заблуждающихся, особливо же к новому вразумлению самого графа Толстого. Многие из ближних его, храпящих веру, со скорбью помышляют о том, что он, на конце дней своих, остается без веры в Бога и Господа Спасителя нашего, отвергшись от благословений и молитв Церкви и от всякого общения с нею.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не будучи поклонником современной академической науки вообще и библейской в частности, мы с нетерпением ждали самой книжки автора, но сперва получили только тезисы. Увы! эти тезисы сразу разочаровали нас в надежде найти у князя Трубецкого что-нибудь новенькое в методе исследования. Надеялись мы, что под академической алхимией и астрологией автор разумеет теперешнее компилятивное, бездарно подражательное направление академической науки и её двусмысленное перемигивание с пресловутой и давно опротивевшей всем мыслящим людям Тюбингенской школой, которую так метко отделал и отхлестал ученый руководитель князя Трубецкого, Владимир Сергеевич Соловьев. 159 Мы надеялись, найти у ученика Соловьева по крайней мере знакомство с первоисточниками его исследования, ну хоть с самой-то библией, а затем и сколько-нибудь самостоятельное построение собственной теории; однако эти надежды, потрясенные прочтением тезисов автора, окончательно разрушились при чтении его книги. Именно по тезисам его мы увидели, что никакой самостоятельной мысли в построении князя Трубецкого ждать нечего. Его исследование о Логосе повторяет собою застарелое, истасканное, изгаженное положение Тюбингенской нигилистической школы, по которому выходит, будто учение о Логосе выдумал греческий философ Платон, потом его переняли евреи в эпоху эллинизма; далее, Филон Александрийский из этой позднейшей литературы евреев, а равно и из Платона и из позднейшей греческой философии, соорудил своё учение о Логосе, которое затем перешло в Евангелие от Иоанна, быть может, составленное гностиками, а, быть может, сохранившее в себе остатки учения Христова и Иоанна Богослова, причем допускается мысль, что и Учитель нового завета и Его ученик были знакомы с Филоном, а, быть может, и с платониками. Такова эта теория во всей её наготе, но эта оскорбительная для христианского сознания нагота прикрывается как Тюбингенцами (из менее циничных), так и их новым русским популяризатором, князем Трубецким, различными, весьма темными и двусмысленными, или, лучше сказать, бессмысленными, с их точки зрения, терминами в роде: богосознание Христа, пророческое вдохновение, новозаветное откровение. Читатель и в особенности читательница, не привыкшие к подобным приемам протестантского иезуитизма, пожалуй, и не поймут, что христианство здесь представляется не более, как человеческим вымыслом, выродившимся на почве еврейско-греческого синкретизма, а с другой стороны и строгий критик-атеист не упрекнет автора за допущение сверхъестественного начала; таким образом всем угодишь и никого не рассердишь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

[Ноябрь] Скворцов В. Высокопреосвященный Иоанникий, Митрополит Киевский и Галицкий. (к юбилейному празднеству) 7 ноября 1849–1899.//Миссионерское обозрение. 1899. 2. С. I–XXXII I. Церковно-общественное значение юбилейного празднества 7 ноября Седьмого ноября настоящего года исполняется 50 лет с того знаменательного в жизни первоиерарха Русской церкви дня, когда Высокопреосвященный Иоанникий, через священнодейственное святительское рукоположение, благодатью Св. Духа, освящён на служение Церкви, Христовой, – восприял дар священства «к совершению Святых, к созиданию Тела Христова», – к благоустроению святых Божиих церквей. Отселе юбилейный день 7 ноября делается знаменательным праздничным событием для всей Русской православной церкви и займёт почётное место на страницах летописей церковно-общественной жизни конца нашего века. Скромно задуманный, по побуждениям признательной любви киевских со-пастырей юбиляра, предстоящий праздник 7 ноября исполнил сердца целого сонма архипастырей разных епархий, пастырей и пасомых горячим рвением лично принести в этот день маститому юбиляру почтительную дань благоговейной признательности за полувековой подвиг доблестного служения родной церкви и отечеству. Уже давно заявило до 30 архипастырей о своём намерении прибыть к 7 ноября в древний Киев, чтобы у святынь Киевских вознести свои горячие молитвы Господу Богу о здравии и благоденствии юбиляра и сердечными благожеланиями приветствовать Его Высокопреосвященство. Святейший Правительствующий Синод подносит своему первенствующему члену почётный адрес через Московского Митрополита. Паствы, кои имели счастье быть под мудрым и благопопечительным управлением Высокопреосвященного юбиляра, ознаменовывают юбилейный праздник добрыми делами в честь и память своего бывшего любимого архипастыря и отца и шлют юбиляру свои сыновние приветствия через многочисленные депутации от духовенства, городов, обществ и учреждений. Но любопразднственнее всех готовится торжествовать 7 ноября Киевская Митрополия, которой Промысл Божий судил иметь высокую честь быть кафедрой первосвятителя великой Русской церкви, возвратившего Киеву, своими личными доблестными качествами и высокими заслугами, то почётное место первопрестольной кафедры, которое принадлежало ей в начале русской церковной истории, но было утрачено уже более четырёх веков. Киевская епархия увековечивает юбилейный праздник 7 ноября учреждением убежища для вдов, сирот и больных духовного звания, – город Киев учреждением церковно-приходской школы имени иерарха – юбиляра.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010