Братия-христиане! В виду столь важного значения праздника Крещения Господня для верующих, св. Церковь повелевает проводить его благоговейно. «Да будет праздник Богоявления (Господня) в великом уважении, сказано в постановлениях апостольских, – и да будут в оный все свободны от дел». И верующие всегда принимали самое живое участие в этом великом церковном торжестве, собираясь в храмы Божии как в навечерии, так и в самый праздник, для присутствования при богослужении, для слушания пастырских поучений и для приобщения св. Таин. Св. Григорий Богослов (в 4 в.) так говорит в слове на день Богоявления Господня: «Ныне я узнаю своё стадо, ныне вижу Церковь в приличном ей убранстве, ибо вы, оставив плотские попечения, стеклись к богослужению в таком множестве, что народ в храме стеснился, и вторгаются даже в алтарь; а остальные, не вмещаясь внутри, заняли собою все входы, подобно тому, как из пчел одни трудятся внутри, а другие жужжат около улья». Повелениями благочестивых императоров греческих предписывалось в праздник Богоявления удаляться от общественных игр, зрелищ и увеселений для беспрепятственного упражнения в делах благочестия. Будем и мы поступать также. Будем относиться к празднику Богоявления с надлежащим уважением, будем посвящать этот день по примеру предков наших и всех благочестивых христиан общественной молитве в храме, делам христианской любви и милосердия. Имея столь великий чудодейственный дар во святой Богоявленской воде, мы должны питать к ней особенное благоговейное почтение, употребляя её во время разных недугов наших – душевных и телесных. Аминь. Священник Серапион Брояковский Ответы из слова Божия вопрошающим о нашем уповании. I и II//Миссионерское обозрение. 1896. 1. С. 1–4 I. 1) Вера и дела. 2) Закон христианский. 3) Ветхий Завет Господу угодно, «дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» ( Еф.4:14 ). «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Пет.3:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Д. Богдашевский Кутепов Н.И. Разбор возражений мнимо-духовных христиан против православного учения о церковной иерархии 34 //Миссионерское обозрение. 1896. 5. С. 16–30 4) Мнимодуховные христиане, доказывая мысль о принадлежности всем христианам права проповедовать людям евангельское учение, ссылаются при этом на следующие места св. Писания: у пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне ( Ин.6:45 ; Ис.54:13 ). И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть; и будут пророчествовать сыны ваши… И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего ( Деян.2:17–18 ; Иоил.2:28–29 ). Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию ( 1Кор.14:26–31 ; Кол.3:16 ). Некоторые по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа ( Флп.1:15 ). Наставляйте друг друга каждый день ( Евр.3:13 ; Мф. 11:25 ; Мк.9:38–39 ; Евр.8:11 ). Указывают еще и на то, что никто из рукоположенных в ветхозаветной церкви учителей не последовал за Христом, или не уверовал Ему во время Его проповеди на земле. Относительно всех вышеуказанных мест Св. Писания нужно, во-первых, сделать общее замечание, что ни в одном из них ничего не сказано о праве всех христиан заниматься делом общественной проповеди евангельского учения подобно тому, как занимались этим делом апостолы и преемники их служения, рукоположенные пастыри и учителя. В словах этих из Евангелия Иоанна о научении всех от Бога Отца Христос, говорит, что в царстве Мессии, или истинной Церкви Христовой, будет всеобщее распространение Боговедения, во-первых, – непосредственное благодатное просвещение духа человеческого от Бога, во-вторых, – посредственное чрез проповедь евангельского учения Самим Единородным Сыном Божиим, апостолами и продолжателями апостольского служения, пастырями и учителями ( Мф.28:19–20 ). О непосредственном благодатном просвещении духа человеческого от Бога в царстве Мессии у пророка Иеремии мы читаем следующее: после тех дней, говорит Господь, вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом ( Иер.31:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Неискренность убеждений Швецова, а его фарисейское лицемерие особенно наглядно высказались в его замечаниях на грамоту неокружников, что видно будет из моего разбора, как грамоты неокружников, так и замечания на неё Швецова. Свящ. Ф. Воловей (Продолжение следует). Из миссионерских писем, дневников и летописей Апраксин С., врач. Исповедь уверовавшего интеллигента//Миссионерское обозрение. 1902 г. 5–8. С. 97–106 Когда же он шёл и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл, что ты гонишь Меня? ( Деян9:3,4 ). „Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил“, – так начинает ап. Павел своё послание к евреям. Кроме пророчеств и учения Богочеловека Иисуса Христа, Бог многократно вещал Свою волю людям через откровения в тесном смысле этого слова. Примером такого откровения может служить откровение ап. Павлу, которым он был призван быть служителем Церкви Христовой. Тысячи ещё подобных откровений записаны и переданы потомству различными лицами, вполне заслуживающими всякое доверие, мало того лицами святыми, т. е. настолько высоко стоящими в нравственном отношении, что всякая ложь в их устах является немыслимой, невозможной. Вспомним откровение Августину блаженному , Ефрему Сирину и многим, многим другим святым. Уже одних этих двух фактов пророчества и откровения, казалось, было бы достаточно, чтобы убедить каждого неверующего в том, что Бог не только существует, но что это Сила живая, разумная, действующая, а не безличное какое-то „начало всех начал“. Однако не то мы видим в действительности. Представители современного скептицизма и атеизма не хотят ни во что это верить не потому, чтобы могли доказать ложь и недействительность пророчеств и откровений, – нет, это до сих пор, как истина, стоит незыблемо, но потому только, что признание этого противоречит их научным теориям и их человеческому материалистическому миросозерцанию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ещё из послания к Тимофею: „Дух ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лже-словесников, сожжённых в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением; ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением“... Таким образом, я сразу нашёл здесь ответ на все те вопросы, которые более всего занимали в то время мой ум, на счёт светской науки, пищи, брака. 3-го января я прочёл о силе и значении веры из послания к евреям. 4 января, когда почему-то я чувствовал сильную слабость духа, я прочёл следующее: „Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес“. И так далее каждодневно я получал в апостольском чтении ответ на те вопросы, о которых думал накануне, поражался, укреплялся и успокаивался. Особенно замечательно было это вразумление день на 40-й, когда некоторые из моих товарищей, приписывая всё это нервному расстройству, стали советовать мне бросить всю эту „глупость“ и поехать в Москву поразвлечься и полечиться. Задумался я над этим и на другое утро читаю. „Знайте, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны.., напыщенны, более сластолюбивы, чем боголюбивы. Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйтеся. К сим принадлежат те, которые врываются в дома и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины... А ты пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено, зная, кем ты научен“. Сколько пророческого заключается в этих словах апостольских! После этого я окончательно уверовал, что сам Бог указал мне этот путь укрепления, ибо ничто меня так не поражало, как это постоянное в течение почти 40 дней совпадение содержания апостольского чтения с содержанием моих мыслей накануне. Ещё в первые дни заметив, что сообщение с людьми через утомление действует ослабляющим образом на дух и способность правильного мышления, рассуждения, я решил 40 дней никого не принимать и всецело предаться новым мыслям и окончательной выработке своего нового миросозерцания. В это время меня видели только моя 6-ти летняя дочь, прислуга и мой духовник, теперешний архимандрит Сергий, настоятель нижегородского Благовещенского монастыря. Многое передумал и перечувствовал я за это время, но об этом не буду говорить; скажу только, что за это время я окончательно укрепился в своих новых убеждениях, а физически поправился настолько, что мог приступить к обычным больничным занятиям;

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

( Ин.20:19–21 ). Посылая вместо Себя учеников Своих, Спаситель передал им и всё своё Божественное дело, всю Свою власть на управление Своей Церковью и приведение ко спасению рода человеческого. „От Божественной силы Его даровано нам (апостолам) всё потребное для жизни и благочестия“ ( 2Пет.1:3 ). Св. апостолы указывали на посланничество от Господа, как на верное доказательство истинности их служения: „Мы посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас“ ( 2Кор.5:20 ). Напротив, не имеющих посланничества они лишали права проповеди: „как проповедят, если не будут посланы“ ( Рим.10:15 ). Будучи сами посланниками Господа, св. апостолы и других через таинственное рукоположение посылали на дело спасительной проповеди. Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. ( Деян.13:2,3 ). И сии последние так же имели своих посланников или преемников: „Напоминаю тебе, пишет сам ап. Павел Тимофею, возгревать дар Божий, который в тебе через моё рукоположение. ( 2Тим.1:6 ). „Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству, с возложением рук священства“ ( 1Тим.4:14 ). Преемники апостольские, в свою очередь, также по заповеди апостолов, рукополагали пастырей св. Церкви: „Для того я оставил тебя в Крите, писал ап. Павел Титу, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказал“ ( Тит.1:5 ). Такое преемство епископского служения в истинной Церкви Христовой должно продолжаться до второго Христова пришествия. „ Церковь от времён самих апостолов и через известнейшие преемства епископов, продолжающиеся даже до наших дней и имеющие продолжаться на все последние времена, сохраняет и приносит Богу жертву хвалы в таинстве тела Христова“. (Бл. Август. против противн. зак. и прор., гл. 1, числ. 39). Св. Ириней пишет: „Мы можем перечислить тех, кои от апостолов поставлены епископами и преемников их даже до нас“ (кн.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Впрочем, Перетрухин, может быть, не понял слов митр. Макария и ненамеренно приписал ему то, чего он не писал, тогда как беспоповщинский начетчик Терентий Худошин намеренно искажает слова даже Свящ. Писания. Так, во время беседы с саратовским миссионером о. Павлом Шалкинским, он, сложив руку двуперстно и подняв её вверх, чтобы показать народу, сказал: „об этом перстосложении св. апостол Павел говорит так: прославите Бога в телесех ваших и во удех ваших. Телом называет здесь св. апостол весь состав человека, а удами называет персты, их же слагает двуперстно к изображению креста и великий перст совокупляет с двумя нижними к прославлению Святой Троицы. Поэтому св. апостол и говорит: прославите Бога в телесех ваших и во удех ваших“. Между тем, когда о. П. Шалкинский заметил на это, что у св. апостола написано прославите убо Бога в телесех ваших и в душах ваших, яже суть Божия ( 1Кор.6:20 , зач. 136) и стал спрашивать: сознательно ли он говорил или, быть может, ошибся? Худошин ответил: „Я думал, вы не догадаетесь; простите меня в этом“. Этот случай, пусть и незначительный, ясно показывает, как внимательно нужно следить за словами раскольнических апологетов и проверять каждую их цитату. Вообще много труда, много вниманий, начитанности, находчивости, изворотливости и ещё больше терпения нужно православным миссионерам, чтобы успешно бороться с расколом, бороться не излегка, а упорно, настойчиво и отнюдь не обольщать себя надеждой, что труды их сразу же множайший плод принесут, что результаты трудов не замедлят обнаружиться. Нет, по отношению к ним, как нельзя более, применимы слова ап. Павла: „Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог, посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а всё Бог возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога... Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем, но каждый смотри, как строит“ ( 1Кор.3:6–10 ). Да, здесь ин есть сеяй, а ин есть жняй. Поэтому не следует смущаться, если нет видимых обращений в лоно православия, – со временем они будут и, быть может, даже на наших глазах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Центральную точку христианского настроения души составляет Христос, живой, любящий, во внутреннем союзе с Которым заключается корень и основание всей духовно-нравственной жизни христианина. „Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе; так и вы, если не будете во Мне. Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего ( Ин.15:4,5 .). Таков церковно-народный идеал жизни и личности. Как же относится к нему наша интеллигенция? Она относится к нему так же, как и к церковно-народному мировоззрению. Прежде всего, забота о личном самоусовершенствовании, о спасении души своей представляется ей чем-то унизительным для истинного идеалиста. Истинный идеалист должен заботиться лишь о спасении других, а никак не себя самого; и притом, не о спасении души их, а об улучшении их общественного и материального положения. В основе этого взгляда лежит добрая мысль – отрицание эгоизма, но проводится эта мысль неправильно и вместо отрицания эгоизма приводит к утверждению его. Ведь церковно-народный идеал спасения души имеет в виду ничто иное, как именно искоренение эгоизма и насаждение вместо него любви к Богу и людям. Отрицая необходимость заботы о спасении души, интеллигенция тем самым бессознательно утверждает, что не надо бороться с своим эгоизмом, и таким образом делом подрывает то, к чему стремится на словах. Стремление служить человечеству, неподдержанное и невоспитанное внутренней борьбой с эгоистическими влечениями, оказывается в конце концов одними словами и, по вступлении в действительную жизнь, мало-по-малу совершенно исчезает. Это всё равно, как если бы кто, видя прекрасную реку, утверждал бы, что источник, из которого она начинается, не имеет ровно никакого значения и что не должно заботиться о его чистоте. Но ведь чем чище и обильнее источник, тем чище и полноводнее сама река. Так и в жизни. Чем чище и богаче душа человека, тем чище, богаче и шире его общественная деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С другой стороны, и здравый смысл, и подлинный текст, и контекст речи, и евангельская история говорят о вопиющем искажении и неправде соответствующего места в евангелии Л. Толстого в сравнении с евангелием Иоанна. Раз власть божественного установления, если государственная организация общественной жизни санкционируется религиозной верой, то люди должны подчиняться власти и выполнять условия государственности. Иисус Христос и словом, и делом заповедал выполнять законные требования правительственной власти. Однажды, когда Иисус с учениками пришёл в Капернаум, к Петру подошли собиратели подати на поддержание храма и его принадлежностей и сказали: „Учитель ваш не даст ли дидрахмы?“ Пётр отвечал: „да“, из чего можно заключить, что Иисус Христос отнюдь не восстановлял учеников Своих против государственных повинностей. Когда, после этого, Пётр вошёл в дом, Иисус, предупредив его, сказал, ставя вопрос на широкую, принципиальную почву: „Как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины, или подати: с сынов ли своих или с посторонних?“ Пётр говорит Ему: „С посторонних“. Иисус сказал ему: „Итак, сыны свободны. Но чтобы нам не соблазнить их, пойди на море..., найдёшь статир, возьми его и отдай им за Меня и за себя“ 160 . Кажется, смысл слов Спасителя ясен и не допускает перетолкований: надо выполнять требования власти. В псевдо-евангелии Толстого этот рассказ сохранён, но передан в совершенно искажённом виде. Вместо „да“ у графа ап. Пётр говорит сборщикам „нет“, а Иисус обращается к апостолу с такою речью: „Царь ведь не берёт с своих сыновей подати, и кроме царя они никому не обязаны платить! Так вот так же и мы. Если мы сыновья Божии, то мы никому, кроме Бога, ничем не обязаны и свободны от всяких обязательств. А если требуют с тебя подати, то отдай, но не потому, что ты обязан, но потому, что нельзя противляться злу. А то противление злу произведёт худшее зло“ 161 . Граф постарался опровергающее его место евангельское истолковать в благоприятном для себя смысле, но толкование оказалось фантастическим и весьма неудачным.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Апостола, то в таком случае, не обманывают ли они не только самих себя, но и всех нас, слушающих их? Затем, вникнем, бр., в ст. 9: «Если исповедуем грехи наши, то и Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». Не подтверждает ли и здесь слово Божие ту истину, что и верующие не чужды грехов. И, действительно, припомним слова богоизбранного сосуда благодати Божией, – первоверховного апостола Павла, который в борьбе с удобопреклонностью ко злу своего облагодатствованного духа и сердца взывает: «Не то доброе творю, которое хочу, но то злое содеваю, которого ненавижу ( Рим.7:14 ), потому что не я то делаю, а живущий во мне грех» (17 ст.). Св. Павел имел грех, а мы – пашковцы не имеем греха. Значит мы выше уже апостолов? Завидное наше положение, неправда ли, но только жалкое ослепление! Обрати внимание на слово ап. Иоанна: «будучи верен», не указывает ли здесь он на слова Иисуса Христа, сказавшего (См. Евангелие от Марка, Мк.11:25 ), «когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш небесный не простит вам согрешений ваших» (26 ст.). Здесь мы находим свидетельство Самого Христа, что верующие в Него не могут быть чужды от греха. На то и покаяние установлено в Церкви Христовой, которого, впрочем, наши проповедники не признают. Нет, бр. Василий, ко кресту Христос пригвоздил не все наши грехи, а один лишь грех Адамов, через который мы были лишены жизни, и никогда не могли зреть лица Господа даже и те, которые были праведны: души всех должны были находиться в аду до тех пор, покуда Христос не пригвоздил этот грех вечной смерти ко кресту и, сошедши духом во ад, не вывел души праведников оттуда в день Своего славного воскресения. Следовательно, вера в то, что мы искуплены будто бы от всех грехов, о которой криво толкуют наши проповедники, неосновательна, и здравомыслящий человек никогда не может согласиться с таким грубым заблуждением. Пойми и ты это, мы искуплены навсегда только от одного греха, – от греха проклятия и смерти, царствующей над вами за непослушание Адама, а не от тех грехов, которые мы совершаем каждодневно, так и сам Апостол о сём свидетельствует.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2, ст. 15: «оставивши прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную». Всегда боялся я – как-только ты меня увлёк на сонмища пашковцев, – чтобы учение наших проповедников не было «пустым обольщением», – теперь я убедился, что они и мы с ними оставили прямой путь православия и заблудились. Большую роль, думаю, играет у проповедников и «мзда неправедная». Скажи, откуда эти суммы на вечные экскурсии нашего Коротконосова для присутствования на судах (что он за адвокат!)... Ведь это денег стоит, а какое значение этого для спасения. Сам учит: «не судите», а по судам шляется. Учат, что мы «безгрешны», а тут сами называют публично «книгокрадами»... Где-ж тут и в чём правда?... Ты меня назвал «валаамовой ослицей». Благодарю за это слово, – Богу всё возможно. Валаам был обличён в своём беззаконии бессловесной ослицей, которая проговорила человеческим голосом и остановила безумие пророка. О если бы оказал такую же милость Господь и к нашим пашковцам, послав хотя бы бессловесную ослицу к нашим пророкам, чтобы обличить их заблуждение, и возвратил их на истинный, хотя и более трудный, путь ко Христу, но зато верный, – на путь православной веры. Возлюбленный брат Василий! не всякому духу верь, но испытывай духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мир. Послушаем же совета св. апостола Иоанна и будем осторожны к слышанным нами речам пашковоких проповедников, будем проверять наставления наших непризванных учителей: согласны ли их толкования с учением Христа и апостолов Его. Молокане-воскресники злословят то, чего не знают (Посл. Иуд.1:10 ). В Божественном Откровении есть прямое 223 повеление совершать обряд умовения ног. Когда Спаситель умыл ноги своим ученикам, – то надел одежду свою и, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг-другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что и Я сделал вам ( Ин. 13:12–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010