Пер. Крачковского: «Поистине, Аллах не любит всякого изменника, неверного! Дозволено тем, c которыми сражаются, за то, что они обижены... Поистине, Аллах может помочь им» (Сура 22, 39-40). Цветков П. Джихад в Коране и в жизни//Миссионерское обозрение. 1912, 9, сс. 814-815. Экспансия. За души 15 миллионов российских мусульман развернулась нешуточная борьба. Интервью с Верховным муфтием Талгатом Таджуддином//Труд. 13 мая 2000. Толкования на Новый Завет блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. Спб.. 1911, с. 568. «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе. Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, - то вы были бы очень снисходительны к тому. Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов». «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, ибо благочестие на все полезно» (1 Тим 4,7-8). В этом случае имело еще место и смысловое искажение авторского текста. У Шекспира: «что нет невзгод, а есть одна беда: твоей любви лишиться навсегда». У Пугачевой: « моей любви лишиться ….». У замечательной екатеринбуржской православной писательницы Анны Матвеевой в рассказе «Остров Святой Елены» есть такие слова: «Все годы прожиты в одной квартире. Мама родила Лену поздно и потому думала, что дочь — ее личная собственность, такая же, как телевизор, прикрытый бархатным занавесом, словно маленькая сцена. У Мамы были еще два кота — Петя и Мося, и обоих Мама кастрировала, обливаясь слезами, чтобы они не взяли вольную, нарушив Мамин интерес. Если бы можно было, Мама обесполила бы и Лену, впрочем, ее воспитание абсолютно заменило эту мучительную операцию. Лена не гуляла с мальчиками, не звонила им по пубертату или пьяни, как это случалось с ее подругами, Лена не вышла замуж, и Мама иезуитски ругала ее за это, втайне благодаря Бога (с ним у Мамы было заключено некое соглашение, по которому можно регулярно убивать жизнь в собственном ребенке, только ходи в церковь и молись о спасении души). Лена окончила педагогический институт — фабрику по производству старых дев — и долго педагогила в школе. Детей она не любила и не хотела: школьники пугали ее своей непредсказуемостью, а главное — устрашающим количеством. Лене даже и в голову не приходило, что по отдельности они ведут себя по-другому. Вечерами Мама счастливо слезилась глазами, когда они с Леной сидели у телевизора, откинувшего бархатный, в бомбошках полог. По телевизору передавали сатириков, и Мама угодливо смеялась, желая возместить Лене собственноручно спродюсированное одиночество» (Матвеева А. Па-де-труа. Екатеринбург, 2001, сс. 596-597).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

См. также: Указатель статей о старообрядчестве, помещенных в журнале «Миссионерское обозрение» Миссионерское обозрение – ежемесячный православный миссионерский журнал, официальное издание Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви. Учреждён в 1896 году по решению 2-го Всероссийского миссионерского съезда. Издавался в Киеве. Журнал являлся официальным изданием синодальной внутренней миссии, созданной в первой половине XIX века для борьбы со старообрядческим расколом и сектантством. Журнал выходил ежемесячно объёмом 8–10 печатных листов (в 2-х отдельно издаваемых частях). Первая часть служила специальным координирующим органом для миссионеров. В ней помещались сведения о церковно-гражданских узаконениях, касающихся сектантов, статьи по миссионерской методике, материалы о современном состоянии сектантства и старообрядчества. Здесь же помещались критические разборы сектантских сочинений, обрядников, катехизисов и пр. Публиковались дневники известных миссионеров, отчёты епархиальных миссий, материалы судебных процессов над сектантами, а также сведения этнографического и статистического характера о русском сектантстве. Вторая часть включала статьи с изложением святоотеческих учений, в которых особенное внимание обращалось на места, иначе трактуемые сектантами различных направлений. Публиковались избранные патриотические сочинения (имеющие отношение к тематике журнала). Здесь содержались также все приложения к журналу: поучения, внебогослужебные беседы и спец. «Миссионерские листки» для народа. Выпуск журнала прекратился в 1916 году. Журнал возрождён в январе 1996 года как печатный орган созданного в конце 1995 года Миссионерского отдела при Священном Синоде Русской православной церкви. Ныне это 32-страничный иллюстрированный журнал с цветной обложкой и вкладкой. Выпуски: (содержание) Миссионерское обозрение. 1896 г. 1 полугодие Миссионерское обозрение. 1897 г. 2 полугодие. Кн. 1 и 2 Миссионерское обозрение. 1899 г. Январь–Июнь. 1 Миссионерское обозрение. 1899 г. Июль–Декабрь. 2

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В.К. Саблер прослужил в ведомстве св. Синода почти четверть века, начав службу с должности юрисконсульта при Синоде, – затем состоял управляющим канцелярией св. Синода, и с 1894 г. товарищем обер-прокурора. Новый товарищ обер-прокурора князь А.А. Ширинский-Шихматов всю свою должностную 20-летнюю деятельность провёл на службе в духовном ведомстве, состоя в последние годы в должности прокурора Московской Синодальной конторы, откуда был назначен тверским губернатором, а затем сенатором. ДЕЙСТВИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА. Высочайший рескрипт//Миссионерское обозрение. 1905 г. 1–6. С. 1228 данный на имя члена Государственного Совета, генерал-адъютанта генерала-от-кавалерии графа Игнатьева. Граф Алексей Павлович. Утвердив журнал Комитета Министров о способах выполнения предначертанного Указом 12-го декабря 1904 года пересмотра постановлений, охраняющих терпимость в делах веры, освящённую основными законами Империи, Я признал за благо учредить особое вневедомственное совещание, из лиц, непосредственно Мной избранных, и представителей ведомств, для подробной разработки и направления в законодательном порядке предположенных Комитетом Министров изменений в действующих узаконениях, касающихся веротерпимости, а также для обсуждения, на изъяснённых Комитетом Министров началах, других вопросов, вытекающих из п. 6 вышеозначенного Указа. В виду приобретённого вами, за время долголетней административной деятельности в местностях с разноверным населением, близкого знакомства со многими сторонами предстоящей совещанию законодательной задачи, Я возлагаю на вас председательствование в этом совещании, предоставляя вам, сверх назначаемых Мною членов, приглашать в заседания, по вашему усмотрению, и иных лиц, которые своим участием могут содействовать успешному ходу дела. Пребываю к вам неизменно благосклонный. На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою подписано: „НИКОЛАЙ”. В Царском Селе, 18-го мая 1006 года. К вопросу о свободе вероисповеданий//Миссионерское обозрение. 1905 г. 1–6. С. 1229–1231

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лютеранин, католик тоже может переменить свою веру. Апреля 17 предоставлено это право и православным. Государь Император наш не желает стеснять ничьей свободной воли в деле веры. Но так как Он Сам Православный, то, понятно Ему приятно, если православные будут оставаться Православными, и ещё приятнее, когда язычники, евреи, магометане, лютеране и католики будут делаться православными. Веротерпимость Государя учит и всех быть веротерпимыми, а не фанатиками и приверженцами насилий, караемых Царём и Самим Богом. Никанор Епископ Гродненский и Брестский В каком порядке должны производиться дела по отчислению отпадших от православия//Миссионерское обозрение. 1905 г. 1–6. С. 1414–1415 Высочайшим указом 17-го апреля, между прочим, предоставлено право православным по желанию своему переходить в другое исповедание. В виду возникшей по этому поводу пропаганды со стороны представителей инославных исповеданий и нередко насильственного совращения ими членов господствующей церкви, министерство внутренних дел, в виде временной меры ограждения интересов православия, выработало нижеследующие правила. Лица, только числящиеся православными, но отпавшие от православия и желающие принять то инославное христианское исповедание, которое они в действительности исповедуют, обращаются с заявлением о том к местному губернатору. Губернатор, удостоверившись теми средствами, которые он находит наиболее целесообразными, что означенные лица действительно в данное время принадлежат к уклонившимся от православия и что сами они или предки их исповедовали инославную христианскую религию или то нехристианское вероучение, к которому они желают быть причислены, передаёт заявление на усмотрение подлежащей инославной или иноверной духовной власти. Лица православные, желающие перейти в одно из инославных христианских исповеданий, подают заявления местному губернатору. Губернатор, по получении заявления, выясняет через православное духовное начальство, какими причинами вызывается предполагаемый переход и приняты ли были меры увещания по отношению к отпадающему, и затем, в случае безуспешности увещаний, безотлагательно дает заявлению дальнейшее движение. По присоединении отпадающим от православия лиц, инославные и иноверные духовные власти сообщают о том местному губернатору, который уведомляет православное духовное начальство для необходимых по ведомству распоряжений. Извлечение из особого журнала комитета министров 10 мая 1905 года по выполнению пункта шестого Именного Высочайшего указа 12-го декабря 1904 года//Миссионерское обозрение. 1905 г. 1–6. С. 1415

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это газета недавно возвела на „Мисс. Обозр.“ целый ряд тяжких обвинений, утверждая между прочим, что наш журнал своим якобы „вульгарным тоном, – готовностью по первому кивку из синодальной канцелярии в любую минуту переменить фронт и чёрное сделать белым и, наконец, беспросветным ретроградством – приобрёл самую незавидную репутацию“. Поэтому оно, „Слово“, несмотря на то, что „Мисс. Обозр.“ неоднократно задевало эту газету, будто бы „никогда (sic) не позволяло себе унизиться (!) до полемики с нашим органом. Но теперь, когда „Миссионерское Обозрение“ позволило себе ударить, беззащитного (?), пустить клевету про кружок лиц, лишённый возможности, за неимением своего органа, литературной защиты, „Слово“ считаем долгом порядочности сказать несколько слов“ из коих приводим в подлиннике следующее: Миссионерское Обозрение» позволило себе отождествить известный кружок сторонников церковной реформы среди петербургского духовенства с каким-то «христианским братством борьбы», в котором журнал советует полиции поискать следов гапоновщины. Мы не знаем, какие цели ставит себе «христианское братство борьбы», но должны положительно заявить, что нам достоверно известно, что пастырские собрания «тридцати двух» ничего общего с этим союзом не имеют. Так как ни для кого не секрет, что «Миссионерское Обозрение» состоит на службе у обер-прокурора Синода, то весьма интересно было бы знать, кто явился действительным вдохновителем автора этой заметки: сам ли глава ведомства решился на такое средство борьбы, или здесь переусердствовал не в меру услужливый чиновник? В последнем случае это прекрасное доказательство того, что излишняя угодливость чиновников начальству не всегда служит к чести последнему. Сердитый автор грубой статьи не хорошо прочитал заметку „Мисс. Обозр.“ 7–10 по поводу пастырского собрания, 29 апреля, разогнанного полицией. Мы отнюдь не отожествляли пастырского союза 32 с социалистическим братством борьбы, а лишь высказали догадку, не узрело ли „недреманное око“ полиции в этом собрании некоей гапоновщины и союза борьбы. Мы сами хорошо знаем союз 32, но вот знает ли „Слово“ состав христианского братства борьбы? А представьте себе, что наше предположение о причине вмешательства полиции не в своё дело, как мы теперь только убедились в этом, весьма достоверно. Не „Μ. О.“, а полиция отожествила, оказывается, это невинное собрание с преступным братством. И, конечно, она ошиблась и потому дело стихло.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Цена книги (2 р. 50 к.) весьма и весьма умеренна, если иметь в виду солидный объём книги, изящность издания, а главное гигантский труд г. Битовта, усердно и добросовестно пересмотревшего необъятное море русской и иностранной литературы о Толстом. Иеромонах Александр Александр., иером. [Рец. на:]: Священник Василий Владимиров. Наставление в законе Божием для начальных сельских училищ. Тамбов, 1904 г. Цена 30 коп//Миссионерское обозрение. 1905 г. 1–6. С. 155 В предисловии к этому труду читаем следующие слова автора. „При составлении учебника Закона Божия я старался сделать язык учебника возможно лёгким для детского ума, а содержание его интересным и занимательным... Язык составленного мною учебника – их язык, детский, к которому я внимательно прислушивался и который старательно изучал во время своих многолетних уроков“. Действительно „Наставление“ О. Владимирова отличается особенной простотой речи, вполне пригодной для детского понимания, но эта простота отнюдь не переходит в тривиальность. О. Владимиров весьма удачно и талантливо сочетал в своей книге простоту слога с достоинством, приличествующим рассказам о священно-исторических событиях. Настойчиво рекомендуем книгу о. Владимирова вниманию законоучителей. Иеромонах Александр Хроника Вердеревская С. Из мира инославия и из жизни заграничного сектантства//Миссионерское обозрение. 1905 г. 1–6. С. 156–164 Америка – рассадник новых религий. – Новая секта „Иорданистов“ в Ирландии. – Успехи мормонства в Европе. – Новая затея Доуи. – На что может рассчитывать христианство в Японии? В статье, помещённой в одном из недавних Нью-Йоркской газ. New-York Herold, говорится, что прилив с Востока разных вероучителей и проповедников древних религий служит лучшим доказательством того, до какой степени охвачена духовной жаждой Северная Америка; эта страна материализма и стремления к наживе. Восточные пророки встречаются не только в Нью-Йорке, но и во всех сколько-нибудь значительных городах на всём протяжении между Атлантическим и Тихим океанами. Сомнения в подлинности и богодухновенности Библии , дух исследования, жажда веры, отвечающей всем запросам ума и души – превратили почти всех американцев и американок в ревностных исследователей всевозможных „новых“ религий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Д. Боголюбов Хроника Вердеревская С. Из жизни инославия и из мира заграничного сектантства//Миссионерское обозрение. 1905 г. 1–6. С. 1186–1196 Религия в Соединённых Штатах. – 3ападный буддизм. – Секта Самарян. – Индейская секта „кающихся“. Французский журнал „Revue bleue“ (Голубое обозрение) недавно поместил статью о религии в Соединённых Штатах. Все церкви Соединённых Штатов – протестантские, католические, еврейские и независимые имеют между собой нечто общее. Все они стоят ближе друг к другу, чем каждая из них в отдельности к своему первоисточнику в Европе; все эти отдельные религии составляют в общем то, что может быть названо: американской религией. Американская религия отличается двумя характерными чертами: она социальна и положительна; социальна потому, что обществом в его целом занимается больше, чем каждой отдельной личностью; положительна потому, что интересуется всем человеческим больше, чем всем сверхчувственным. Одна из этих характерных черт вытекает из другой: чем сильнее у человека развит дух общественности, тем сильнее стремится он и к позитивизму, к положительному. Чем больше человек думает об общем благе, отвлекающем его от забот о себе самом, тем равнодушнее становится он к догматической стороне религии, открывающей ему его загробную судьбу и тем сильнее привязывается к нравственному учению, устанавливающему его отношения к обществу. Дух общественности, социализма – это забота о человечестве в ущерб заботе о себе: дух положительного – позитивизма – это забота о человечестве в ущерб заботе о неведомом мире; одно вытекает из другого и религия, будучи социальной, стремится сделаться положительной. Из всех оригинальных явлений в Соединённых Штатах, религия, может быть, самое оригинальное. Она лучше всех остальных религий приспособляется к современным требованиям потому, что возникла одновременно с самым молодым из всех народов; она современна по самой своей сущности, а не потому, что допускает нововведения. „Американское христианство“ нельзя рассматривать отдельно от причин, породивших его; это создание нового народа, на новой земле.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В общем удовлетворительна и литературная отделка её. Ф. О. Брояковский С., свящ. [Рец. на:]: Е. А. Воронова. К тихой пристани. Сборник повестей, размышлений и биографических очерков. С.-Петербург, 1905 г., стр. 326. Цена 1 р., при выписке от автора 75 коп., с перес. 90 к//Миссионерское обозрение. 1905 г. 1–6. С. 1163–1165 В наш смутный век, век всевозможных шатаний в делах веры, и отсутствия устойчивых религиозных убеждений, отрадно встречать такие литературные произведения, в которых ярко выражена глубокая вера в Промысл Божий и спасительность православия родного. К числу таких произведений следует отнести недавно изданный сборник, заглавие которого мы выписали. Книга Е. А. Вороновой „К тихой пристани“ представляет собой собрание прекрасных по содержанию, живых и увлекательных по изложению, написанных не без таланта и читаемых не без интереса повестей, рассказов, и биографических очерков назидательного и поучительного характера. В высшей степени удачно дано общее заглавие книге „К тихой пристани“, так как, несмотря на видимое разнообразие и пестроту помещённых в сборнике рассказов, все они проникнуты одной идеей, одним чувством, одной мыслью о промышляющей о нас воле Божией, всё в земной жизни нашей направляющей ко благу нашему. Во всех рассказах красной нитью проведена одна объединяющая рассказы мысль – это крепкая вера в Промысл Божий и превосходство православной веры перед другими христианскими исповеданиями. Всё это автор старается доказать на примерах из действительной жизни, так как, по заявлению самой г-жи Вороновой, „большинство лиц, выведенных ею в повестях, взяты из действительной жизни и представляют из себя живые, поучительные примеры. Всех их она знала и в её воображении они являются подобно тихим „светочам“, взирая на которые, невольно испытываешь духовное радование“. Это заявление автора рассказов сообщает им особую жизненность и убедительность. Они невольно подкупают своей правдивостью. Остановимся, например, на самой обширной повести „К свету“, в которой излагается история обращения молодой девушки, дочери баронессы, лютеранки, в православие.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

„Сам по себе Ренан не был каким-то особенным, страшным и исключительным безбожником или антихристом. Он был только выдающимся невером (в том смысле, в каком православный катехизис определяет неверие в его отличии от безбожия), он был человеком, не получившим основательного богословского, как и философского образования, легкомысленно относившимся к самым серьёзным вопросам и искавшим популярности через угождение вкусам своих полу-верующих – полу-отрицающих соотечественников, уже ставших во враждебные отношения к католичеству. Само собой понятно, что этим мы не отрицаем тех богатых способностей и дарований, которыми Ренана щедро наделила природа, и прежде всего гибкости его ума, живости и силы его воображения и способности картинно и увлекательно излагать чужие или свои мысли. При таких условиях для полу-верующего человека ещё не уничтожена возможность возвращения к истине, но только в том случае, если он не порабощён эгоистическими страстями – гордости, тщеславия, корыстолюбия. К сожалению, Ренан был слишком тщеславен и потому он имел основание „не верить в возможность для него переворота столь сильного, чтобы он снова мог привести его к католической и священнической ортодоксальности“ 522 . Книга читается до конца с живым интересом. Изложение общедоступное. Она прекрасно уясняет истину, что источник неверия коренится в страстях испорченного человеческого сердца... Пожелаем книге широкого распространения в публике. Иеромонах Александр Из литературы и жизни (Мысли и впечатления миссионера). Боголюбов Д. Об оживлении церковной проповеди//Миссионерское обозрение. 1905 г. 1–6. С. 1169–1185 Отечество наше переживает тягостную годину. Злополучной войне с Японией конца не видать, а внутри России поднимается такое брожение умов, которое – трудно сказать – чем разрешится. О серьёзности этого брожения можно судить даже по отзывам наших реакционеров, из которых один называет его „как бы сорвавшимся с цепи“ (!)... Тот же „писатель“, – как говорят, переживший в себе самом не одно убеждение, – наивно утешается, что теперь в России господствует „всеобщее искусственное возбуждение“ 523 . Но говорить так, значит прежде всего брать в руки палку, которая, как известно, о двух концах. Если г. А. Н-ну „либеральная“ печать представляется „как бы сорвавшеюся с цепи“, почему его самого та же печать не может представить в виде „как бы привязанного на цепь“ у... чужого для него добра? За любезность и литературную бестактность г. Н. получит себе лишь „по делам“...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мы кончили разбор весьма ценного в научном и практическом смысле исследования епископа Алексия. В заключение скажем, что книга написана прекрасным литературным языком, читается легко и увлекательно. Всё это побуждает нас горячо рекомендовать её, как светским людям, желающим знать правду о нашем сектантстве, так особенно духовенству, которое из этой книги почерпнёт и знание нашей штунды и средства для борьбы с ней. И. Айвазов Фудель И., свящ. [Рец. на:]: Лев Тихомиров. Монархическая государственность. В четырёх частях. Части первая и вторая. Стр. 118 и 131. Москва 1905 г. Цена 2 рубля без пересылки//Миссионерское обозрение. 1905 г. 1–6. С. 783–785 В жизни народов мы наблюдаем периоды умственного застоя и периоды особенно энергичной деятельности мысли. В первый период жизнь течёт плавно, тихо, медленно; общий строй ничем не нарушается, никакие „вопросы“ не поднимаются, не вылезают отовсюду непрошенные, не тревожат мысли, спокойно почивающей на существующем порядке. Во второй период всё приходит в движение; совершенно новые непонятные явления переворачивают вверх дном все установившиеся понятия, начинается аналитическая работа мысли, ценности переоцениваются и в результате получается повышенная сознательность массы. То, что было раньше только инстинктивно, только чувством, унаследованным от предков, воплощается в идею, более или менее ясно сознаваемую и формально выраженную. Это имеет место как в области религиозной, так и в сфере политической жизни. Последние 40 лет, пережитые русским народом, характеризуются стремлением его к сознательному усвоению религиозных истин: отсюда брожение его религиозных мыслей и развитие сектантства. Об этом уже много раз было говорено. Теперь же не народ, а образованный слой России начал переживать тот же кризис, – только в области жизни политической. Большинство русских людей с молоком матери всасывают заветы родной старины о безусловной преданности Царю и Отечеству. Громадное большинство всегда просто веровало в принцип Самодержавия, как реальный факт, не задаваясь никакими лукавыми вопросами. Но жизнь сама поставила их перед общим сознанием. Каждому приходится, хочешь – не хочешь, дать отчёт в своём политическом уповании прежде всего самому себе. Нельзя уже быть никому равнодушным зрителем совершающихся событий, надо участвовать деятельно и разумно в защите одной из основ исторического бытия России, на которую теперь направлен дружный натиск всех антинациональных элементов страны. Но чтобы разумно давать отпор всем посягающим на Царское Самодержавие, нужно противопоставить им не простоту веры в этот принцип власти, а сознательное убеждение в его правоте.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010