Но заботясь о пасомых, пастырь не должен забывать и себя. Врачуя других, он не должен упускать из виду также и своего собственного духовного состояния. В противном случае к нему по справедливости может быть обращён упёк: „врачу, исцелися сам“. Поставленный руководителем своих духовных овец, пастырь, по слову Евангелия, „перед ними ходит, и овцы по нем идут“ ( Ин.10:4 ). На него смотрят пасомые как на образец свой, и дух, в нём живущий и проявляющийся в его деятельности, не может остаться без влияния на тех, которые вверены его водительству. Живой пример пастыря, проникнутого духом Церкви и исполняющего все её уставы, внушительнее слов увлекает пасомых на добрый и спасительный путь. Особенно зорко должен следить за собой пастырь в виду того, что агитаторы сектантства делают его первой мишенью в своих нападениях. Для того, чтобы удобнее отторгнуть пасомых от Церкви, они прежде всего стараются унизить пастырей перед народом и не щадят ничего, чтобы очернить их. Самым общим укором на православное духовенство служит стяжательность и жадность к наживе. Исходной точкой проповеди сектантов служат факты из действительной жизни, напр., поборы священника, и другие неблаговидные поступки членов иерархии, к сожалению, часто не измышлённые только сектантами, но и существующие в действительности. Поэтому, в виду распространения сектантства, пастырю особенно необходимо помнить слова Апостола: „образ буди верным в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим.) и во всём показывай в себе образец добрых дел… чтобы противник был посрамлён, не имея ничего сказать о нас худого“ ( Тит.2:7,8 ). В. Терлецкий Берс А. А. Единобожие и бессмертие в естественной религии, как прямой ответ на запросы духа всего человечества 183 //Миссионерское обозрение. 1905 г. 1–6. С. 259–265 II. Всё человечество всегда и везде ставило вопрос: что будет после смерти? Во всех эсхатологиях мы встречаем, хотя и в различных формах, но везде одну и ту же идею бессмертия души, а в более развитых религиях – даже и зависимость загробной судьбы человека от земной его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Человек, в каждый данный момент, живёт и радуется не столько самой жизнью, которая полна невзгод, сколько надеждой на нечто более лучшее, это ласкает его фантазию, поддерживает его энергию, указывает жизни дальнейшие пути. Это сравнение реальной жизни с её более лучшими, идеальными формами и есть то, что называется эстетическим чувством: этим чувством пропитаны все религии, и подход к ним со стороны эстетики будет самый правильный и непоколебимый. Приведём слова трёх выдающихся мыслителей, которыми они высказали свой взгляд на бессмертие. „Неужели человек не рождён для чего-нибудь более хорошего чем наша жизнь? Внутренний голос подсказывает мне о чём-то лучшем“ (Шиллер). „Я спокоен относительно смерти, ибо я убеждён, что уничтожить нашу душу нельзя. Нам кажется, что солнце уходит, но, между тем, оно вовсе не перестаёт светить. Так и моя душа бессмертна“ (Гёте). „В конечности старайся достичь бесконечного, старайся жить в каждую минуту как бы в вечности; и тогда ты достигнешь бессмертия“ (Шлейермахер). Для окончания очерка сделаем такое сравнение. Астроном Леверье, благодаря замеченным возмущениям в движениях планет, вычислил то место, где должен был находиться возмутитель. И действительно, на этом месте была им найдена планета Нептун. Таким образом, исходя от известного к неизвестному, он нашёл тот икс, который и разрешил его недоумения. Тот же самый ход мыслей был и у человечества, в его поисках идеи бессмертия. Видя нравственные возмущения в жизни, человек стал размышлять, и, исходя тоже от известного к неизвестному, или лучше сказать, от существующего к желаемому, нашёл тот икс (идею бессмертия), который точно также разрешил его недоумения. Найденные иксы, одинаково в обоих случаях, восстановили равновесие в мышлении; смысл и задачи жизни сделались точно также ясными человеку, как сделались ясными астроному возмущения планет; оба мыслителя одинаково пришли к истине и одинаково успокоились, один нашёл возмутителя, а другой обрёл идеальную, бессмертную форму жизни. А. А. Берс Историческая записка о скопческой секте в России с 1843–1870 г. 188 //Миссионерское обозрение. 1905 г. 1–6. С. 266–269

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Против этого заметим следующее. Не говоря уже про органическую связь нашей церкви и государства, в силу которой они не могут действовать обособленно друг от друга, само обрусение для инородцев есть дело столь же безотлагательное, как и просвещение светом веры Христовой. Инородцы, состоящие в русском подданстве, должны и с своей стороны в благодарность России за получаемую от неё духовную и гражданскую поддержку, знакомиться с русской жизнью, хорошо знать русский язык, русскую церковную и гражданскую историю и т. д. Это во-первых. Во-вторых, всем известно, что монгольские племена, издревле живущие в России, настолько утратили свой первобытный национально-монгольский облик, что даже для самих инородцев уже нет никакого интереса чуждаться русского языка и охранять свой монгольский. Всё благо этих инородцев – в полном слиянии с Россией, что они и сами более или менее ясно начинают сознавать (пример уссурийских корейцев). Конечно, никто не будет отрицать пользы переводов на инородческие языки там и тогда, где и когда без этих переводов нельзя обойтись. Сам преосв. Хрисанф не отрицает пользу переводов „вызываемых жизнью“ (выражение преосв. Хрисанфа), ибо лучше что-либо, чем ничто и коль скоро необрусевшему инородцу трудно будет узнать Христово учение при помощи русского языка, то не будет большой беды, если миссионеры воспользуются переводами на инородческий язык; но всё же мы должны помнить, что наша обязанность заключается не только в христианском просвещении, но и обрусении инородцев. Иеромонах Александр Из литературы и жизни (Впечатления миссионера). Боголюбов Д. О притязательных, но неправильных заключениях//Миссионерское обозрение. 1905 г. 1–6. С. 352–366 В современной жизни русских людей наблюдается характерное явление. Под влиянием войны с Японией и испытываемых нами неудач, в широких кругах нашего общества господствует угнетённое настроение. Наши доморощенные политики не рассеивают его, а ещё более раздувают. Изображая дела наши в мрачном свете, они рисуют наших противников просвещёнными победителями. – И вот, как бы в дополнение картины, в газетах промелькнуло известие об условиях воображаемого нашего мира с Японией...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

НЕКРОЛОГ. 21 января 1905 года скончался в городе Муроме, Владимирск. губ., слепой старец иерей Василий Михайлович Ландышев. Назад тому 35 лет, когда во Владимирской епархии не было миссионеров, священник о. Василий Ландышев служил в с. Шульгине, Мур. уезда (откуда происходит родом г. Сенатов), состоящем на половину из раскольников разных согласий. К чести сего старца надо сказать, что он не сидел сложа руки, а по выпискам Озерского постоянно вёл беседы частные и публичные на улице с раскольниками. Благодаря беседам не мало людей познало неправоту раскола и присоединилось к Церкви. Пишущий сии строки был бы очень благодарен. Гавриле Васильевичу Сенатову или его сыну Василию Гавриловичу Сенатову, которые знают деятельность их бывшего священника о. Василия Ландышева и сообщили бы, прочитав сии строки, своё впечатление об усопшем старце. В 1892 году, после неудачной операции в Московских клиниках, покойный ослеп и таким образом 13 лет вёл страдальческую жизнь. Почивший 25 лет в своём доме бесплатно обучал крестьянских детей и его учениками все восхищались. Вечная память тебе, страдалец священноиерей Василий! Да помянет Господь тебя во царствии своём и да простит все твои грехи, загладив их твоими страданиями и твоей заботой о бывшей твоей пастве и в частности о заблудших. Помолитесь оо. миссионеры о бывшем вашем сотруднике. Сообщил Иван Ландышев 21 янв. 1905 г. Скворцов С. Со скрижалей сердца//Миссионерское обозрение. 1905 г. 1–6. С. 401–416 XXVIII. Написано не, чернилами, а на скрижалях сердца ( 2Кор.3:3 ). Московское злодеяние и равнодушие в обществе. Чувства и переживания сельского духовенства. Какого слова проповеди ждут ныне от пастырей Церкви. Живое слово старых и новых проповедников. Газетная утка об „исходе“ штундистов в Америку. Гнев Божий продолжает тяготеть над многострадальной Русью! Тяжкие несчастия не перестают посещать отчизну нашу! Всё ещё ярится тьма непросветная, в виде всяческих „беспорядков и забастовок“, перекинувшихся с фабрик и заводов в университеты и институты, – из среды тёмного народа в просвещённую толпу!.. Всюду меркнет свет спокойного разума, и эпидемия общественных треволнений, как грозная волна, захлёстывает всё неподвижно стоящее на берегу, опустошает, подбирает в пучину волнующегося моря всё легковесное, неукреплённое, неоснащённое... Под дикий рёв разыгравшейся политической бури в Москве совершилось страшное злодеяние: священный Кремль обагрён кровью любимого дяди Царя! Набожный сын Церкви, ревностный чтитель и восстановитель палестинских святынь, верный носитель самодержавно-русских государственных заветов в Бозе почившего брата, Царя-Миротворца, пламенно любивший первопрестольную Москву, Вел. Кн. Сергий Александрович мученически погиб от святотатственной руки палача из крамольного революционного лагеря!!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Подумайте, Алексей Иванович, над этим и подумайте посерьёзнее и тогда вы убедитесь, что „правда и истина“ только в св. православной Церкви, которую вы по неведению называете новообрядческой, что только в союзе с ней, под её благодатным водительством, вы найдёте мир, дающий покой душе христианской. И как грустно станет вам за тех из своих собратий, которые, воображая, что находятся под управлением „митрополита“ и архиепископа, в сущности подчиняются таким же Мельниковым и Сироткиным, так как и эти разные ваши „боголюбивые“ Афанасии, Иоанны, Иоасафы и пр. суть „самоправные“ восхитители недарованного им. Это сознаёт и Мельников, а потому, стоя по развитию выше ваших „митрополита“ и „боголюбивых епископов“, не считает нарушением правил делать „епископам“ внушения и приказания: он такой же митрополит, как и Афанасий, ибо оба они, миряне суще, не имеют божественного благодатного права быть руководителями христианских обществ. Ещё раз прошу – подумайте. Если вас смущает что-либо, кажется „валом“, препятствующим вступить в союз с Церковью православной, то откровенно, правдиво (не подражая „деятелям самоправия“) выскажите все свои сомнения хотя бы даже и на страницах „Миссионерского Обозрения“, и редакция, верю, с братской любовью к вам разъяснит все ваши недоумения: Словом Божиим и учением св. богомудрых отец и учителей церковных покажет вам путь ко спасению, которого никто из пребывающих вне Христовой церкви не достигнет: „яко же бо при потопе вси елици с Ноем в ковчезе не бяху, то и в день судный – вси, иже ныне во св. церкви не пребывают, во езеро оное огненное ввержени будут (Б. Катих.). Желающий вам спасения свящ. миссионер Сергий Шалкинский Русский старик. Самобытная русская конституция//Миссионерское обозрение. 1905 г. 1–6. С. 287–296 „Когда на Западе рассеется мираж демократических и республиканских идей; когда и наука права, и беспристрастная история окончательно подорвут значение тех политических теорий, которые пользуются ныне преимуществом моды, тогда великое и благое призвание Русского Самодержавия будет по достоинству оценено не только у нас, но и там, где господствует ныне столь наивная вера в чудодейственную силу избирательских агитаций, парламентского большинства, механического подсчитывания голосов при решении государственных вопросов, партийной розни, министерских кризисов и т. д. Мы привыкли думать, что людям Запада нечему у нас учиться. Но те из них, которые знакомы с историей и догматами православной Церкви, уже начинают проникаться убеждением, что свет и ныне обретается на Востоке“ 219 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Напрасно апологеты старообрядчества и его покровители воображают, что у старообрядцев всё по Кормчей и по правилам. У них, наоборот, с самого начала, с самого учреждения иерархии до самого последнего времени всё идёт в разрез с правилами церковной жизни. В последние годы, вопреки разобранному нами определению их епископов, их церковью управляет учреждение опять в правилах Кормчей неуказанное, именно всероссийское церковно-общественное попечительство. Насколько неканонично и незаконно такое управление – об этом свидетельствуют сами старообрядцы. Во 2-м номере „Мисс. Обозр.“ текущего года приведена полностью брошюра, лже-священника г. Казани А. И. Колягина. В ней названный лже-иерей старается доказать „Самоправие в действиях именуемых Всероссийских съездов и их попечительств“. Колягин сетует в своей брошюре на то, что некоторые „миряне, будучи ногой, становятся вместо головы“ и издают „иной голос, чем голос верховных архипастырей“, что „новоявленное попечительство успело уже проявить свои права над российскими епископами“, да не только попечительство, но и делопроизводитель оного Ф. Е. Мельников в грамотах“ „делает внушения епископам“. Редактор вместо того, чтобы хвалиться соборным управлением своей старообрядческой церкви, лучше прислушался бы к искреннему голосу своего священника, который в своих сетованиях на неканоническое управление Церкви не стоит особняком. Итак, соборного управления в старообрядческой австрийской церкви нет. Оно существует лишь на страницах „Старообрядческого Вестника“, существует на словах, а не на деле. Свящ. С. Шлеев Козицкий П. [Рец. на:]: Д. И. Скворцов. Современное русское сектантство. (Очерки, статьи и исследования). Москва, 1905 г., in 8°, стр. IV+ 230+11; Ц. 1 р. 50 к//Миссионерское обозрение. 1905 г. 1–6. С. 951–956 Общеизвестен факт, что современное русское сектантство, особенно рационалистического характера, обнимая собой очень многие стороны народно-общественной жизни, полно захватывающего интереса не только с церковно-исторической точки зрения, но и со стороны социальной и политической. Пресса уделяет не мало внимания вопросам о сектантстве, рассматривая его под разными углами зрения. Различие в направлениях исследователей сектантства, естественно, породило и самые разнообразные взгляды на современное русское сектантство, начиная от крайне-консервативных взглядов и оканчивая крайне либеральными. Поэтому, читателям не специалистам, трудно иногда бывает разобраться в этом разноречии. Распространение исторических и фактических сведений о сектантстве, как из его прошлого, так и настоящего, а также освещение фактов из сектантской жизни и вообще характеристика современного сектантства без тенденциозности весьма желательны. Желая прийти на помощь нашей Церкви и государству в уврачевании „тяжкой и сложной болезни народного духа“ – раскола и сектантства, – Д. И. Скворцов издал сборник своих статей под заглавием: „Очерки современного русского сектантства“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Оригинальным получился в изложенной беседе метод собеседования. Имея в виду доказать посредством слова Божия сектантам неправоту их убеждений, я не мог и не хотел упускать из виду того, что рядом со мной и моим собеседником стоит православный народ, следивший за нами. Сообразив с своей стороны тоже самое и не желая по какой-то причине вступать в прямое собеседование, штундо-баптист исключительно хотел одержать преимущество перед православием во мнении народа и тем затмить прочитанное из св. Писания его обличение. Господь судил иначе. Сектант не рассчитал 391 , он сразу, как говорят, хватил через край, обнаружив во всей наготе зерно лжеучения секты. Естественно, – этим в народе была вызвана справедливая реакция. Однажды после бесед с штундо-баптистами мне нужно было ехать в другое селение. Подводу дать взялся сектант. Была (южная) зима и оттепель, ехать было можно только верхом. Мне подали осёдланную лошадь; сектант поехал со мной за проводника. От земли поднимались пары; стоял такой туман, что нельзя было рассмотреть ног идущей рядом лошади; виден был лишь в тумане мерно покачивающийся силуэт моего проводника. Из окружающей меня влажной мглы слышу голос: – „Господин миссионер“! – „Что такое“? Сектант позадержал свою лошадь. – „Скажите мне, пожалуйста, только вы по правде скажите, ради Бога“... – „Что именно“? – „Скажите, как вы думаете – правая наша вера, или нет“? „Вот тебе раз“! – подумал я. „Неужели он полагает, что я не то говорил, что думал, на беседах?.. Впрочем, кто его знает“... – „Скажу вам, друг, по чистой совести: ваша вера – по моему мнению – одно лицемерие, фарисейство“! – „Да, а почём вы это знаете“? – Не смогу, пожалуй, разобъяснить вам этого... Ну, просто-напросто вижу, чувствую, что это так. Вы присмотритесь хорошенько к вашим „братьям“, и вы тоже почувствуете“... Сектант задумчиво смолк. Когда я давал ему последний ответ, предо мной, как живая, стояла фигура моего интеллигентного собеседника. Д. Грацианский Фиалковский, прот. О посланничестве митрополита Амвросия//Миссионерское обозрение. 1905 г. 1–6. С. 930–941

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– По прочтении этого очерка получается впечатление, что это не больше как грубый мазок. В виду этого обстоятельства, мы не будем долго останавливаться на этом очерке. Коснёмся только одного штриха, неправильно обрисовывающего это сектантство. Г. Скворцов утверждает в своём очерке, что толстовство „проповедует полное безбожие, хотя и говорит не мало о Боге“ (141–142 стр.), и что, „рассматриваемое с религиозной стороны, толстовство должно быть названо неверием в личного Бога, пантеизмом или даже атеизмом“ (142 стр.). Что-нибудь одно: пантеизм или атеизм, но не то и другое вместе. Философия не допускает смешения этих понятий. Как бы тонко в данном случае автор не рассуждал, но он не прав. Сближение понятий пантеизма и атеизма, даже больше – стремление отожествить эти понятия, по нашему мнению, является совершенно бесцельной затеей со стороны автора, так как этим нисколько не уясняется сущность толстовства, как секты; страдает только терминология, – и в конце концов читатель недоумевает, для чего понадобилось автору прибегнуть к ненужному в данном случае оригинальничанию. На этом мы и заканчиваем свой разбор книжки Д.П. Скворцова: „Современное русское сектантство“. Расставаясь с трудом нашего автора, мы должны сказать, что, хотя некоторые его очерки и не лишены указанных нами недостатков, но это обстоятельство не умаляет достоинства рассмотренной нами книжки. Этот сборник может быть с пользой прочитан всеми, кто так – либо иначе соприкасается с расколо-сектантством и в особенности, кто близко стоит к противо-сектантской по преимуществу миссии. П. Козицкий Из литературы и жизни (Мысли и впечатления миссионера). Боголюбов Д. О конечной цели противо-раскольнической полемики 392 //Миссионерское обозрение. 1905 г. 1–6. С. 957–969 Бывают солидные и содержательные „Обозрения“ в печати. В них известное явление изучается всесторонне и беспристрастно; в них оно подвергается основательной и просвещённой критике. Такие „Обозрения“ служат истинной жизненной школой для читателей. Потому к ним в обществе прислушиваются, как к словам „здравого смысла“ ( Деян.26:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Земский начальник, поблагодарив представителя баптистов за разъяснение, объявил баптистам, что они свободны и могут идти, а остальные остались, однако он от них ответа, кроме вышесказанного, более не дождался. О. Балихин Аркадьев М. Письма с Дальнего Востока//Миссионерское обозрение. 1905 г. 1–6. С. 198–203 (От собственного корреспондента). МУКДЕН, 4 ноября 1904 г. 30 сентября, на пути, близ деревни Беньопудзы, нам навстречу показался офицер и крикнул, чтобы мы не ехали, ибо впереди японцы. Доктор Кюммель разделил отряд: сам поехал с частью верховых санитаров назад к войскам, а меня со вьюками и остальными санитарами отправил вперёд. Ехал я здесь на верную опасность, полагаясь лишь, что Красный Крест отвратит от нас японские пули. Но тревога была, хотя и не совсем фальшивая, но не точная: мы услышали выстрелы сзади себя, а впереди скоро догнали свой обоз, увозивший раненых, взятых в Иогу вечером, ещё до нашего туда прибытия. В Убаньялопудзах я простился с IV отрядом, и теперь нахожусь в IX СПб. отряде. В том летучем отряде, куда я поступил после IV-ro СПб-кого, мне пришлось пробыть только десять дней. Между тем я даже и бороду свою сбрил в виду ожидаемого далёкого похода вслед за отрядом храброго и популярного генерала Мищенки. Не знаю, скоро ли состоится этот поход, но борода моя усечена и оскоблена была – увы – напрасно. Сбрил я её в тех видах, чтобы не набираться с нею лишней грязи и пыли, от которой приходится страдать всякому в летучем отряде. Вышел я из отряда вследствие того, что не мог и не хотел скрывать моих православных верований и монархических убеждений. Скрывать свой образ мыслей я считал лицемерием, столь противным Учению Евангелия Правды. Притом я попал в фальшивое положение, ибо новые мои товарищи по отряду, услыхав, что во время не весьма отдалённое я побывал в местах не столь отдалённых, сочли меня за „красного“. Дух мира сего (но его я именую – „душищем“, а ещё бы вернее именовать – „зловонием“) тотчас стал обнаруживать себя в какофонии и рыканиях самого дурного тона. Помимо сальных, грязных и скабрёзных анекдотов и россказней, помимо „матюгов“ и сквернословия, „во ушию моею“ раздаваться начали кощунства и злословия такого именно рода, о коих сказано у Апостола Иуды в Послании (см. Иуд.1:8 ). Не стерпев, я откровенно высказал, что я – человек православный, верующий и что слушать без возражений кощунства и злословия почитаю грехом и лицемерием. Надо отдать справедливость одному из членов отряда: он деликатно извинился передо мной за то, что позволил себе оскорблять мой слух глаголами, „ихже не лет есть“ слушать христианину, причём признался, что и сам он возрос в среде верующих и знает, как тяжело себя чувствует верующий в моём положении.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В последние годы сама жизнь выдвинула особый вид миссии среди интеллигенции. В истекший год деятельность этой миссии выражалась в организованных во многих городах особых чтениях, лекциях и беседах для интеллигенции. Ряд таких чтений был организован в обеих столицах, в Киеве, Житомире. Кроме того, в столице и в других центрах духовной жизни начали организовываться весьма симпатичные семейные кружковые беседы по вопросам веры при участии духовенства. Особенный успех такие беседы имели в Петербурге, благодаря неутомимой деятельности одного из светских ревнителей православия, тайного советника Ал. Ив. Максимова, скончавшегося 30 октября. В следующий раз мы долгом сочтём подробно вспомянуть этого преданного идее миссии среди интеллигенции сановного со-работника-добровольца. А теперь пожелаем почившим деятелям и ревнителям миссии вечной памяти, а живым – доброго, бодрого, благоплодного делания в наступившем новолетии во славу православия, на пользу Церкви и отчизны! В. Скворцов Вестник „Миссионерского Обозрения“ Царское слово к рабочим//Миссионерское обозрение. 1905 г. 1–6. С. 185 Его Величество Государь Император в среду, 19-го сего января, осчастливил депутацию рабочих столичных и пригородных заводов и фабрик в Александровском Дворце в Царском Селе следующими милостивыми словами: „Я вызвал вас для того, чтобы вы могли лично от Меня услышать слово Моё и непосредственно передать его вашим товарищам. Прискорбные события с печальными, но неизбежными последствиями смуты, произошли от того, что вы дали себя вовлечь в заблуждение и обман изменниками и врагами нашей Родины. Приглашая вас идти подавать Мне прошение о нуждах ваших, они поднимали вас на бунт против Меня и Моего Правительства, насильственно отрывая вас от честного труда в такое время, когда все истиннорусские люди должны дружно и не покладая рук работать на одоление нашего упорного внешнего врага. Стачки и мятежные сборища только возбуждают безработную толпу к таким беспорядкам, которые всегда заставляли и будут заставлять власти прибегать к военной силе, а это неизбежно вызывает и неповинные жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010