2 . Что нам беседовать? Мы всё равно не послушаем вас, а в какой вере были, в такой и останемся. Св. апостол Павел писал Коринфянам: «испытывайте самих себя, в вере ли вы?» ( 2Кор.13:5 ст.). Как же нам не побеседовать, как не испытать себя в истинной ли мы вере, – той вере, которую проповедал Сам Христос и Его святые апостолы. „Вера есть... дар Божий... ею же человек освящается и всею силою хранит вся, яже Господь подаде ему Церковию своею разумети, яже во Святем Евангелии писанное и не писанное», учит старая книга Филаретовский великий катехизис, на 11 листе. А на обороте 12 листа он же говорит: «Вера есть дар Божий, иже понуждает нас к Божественных словес послушанию... вера есть, егда Пречистых... Христовых Таин причащаемся и приемлем; тогда хлеб в самое тело и вино в самую Кровь... Христовы приемлем». «Веры иные не суть православные, говорит он далее на 21 листе, понеже не во словеси Божии утверждаются, ниже по преданию святых апостол... жительствуют... и бесы веруют, говорит он, и трепещут…» «Познати бо имут истинное учение о вере от Церкове Христовы и от учителей церковных», учит тот же катехизис на обор. 18 листа. «Кто от Бога, тот слушает слова Божии», говорит Спаситель в Евангелии ( Ин.8:47 ); мы же проповедуем не своё учение, а слово Божие. «Знающий Бога, слушает нас, кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему мы узнаём духа истины и духа заблуждения», говорит св. Иоанн Богослов ( 1Ин.4:6 ). «Непокорный непокорен не человеку, но Богу», говорит и св. апостол Павел к Фессалоникийцам ( 1Фес.5:12 ). Напротив, Господь заповедал в Евангелии слушать даже фарисеев: «всё, что велят вам соблюдать, соблюдайте, по делам же их не поступайте» ( Мф.23:8 ст.). 3 . Нам беседовать теперь некогда: мы заняты, надобно идти на работы. «Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих», сказал Саситель, показывая преимущество духовного хлеба перед телесным ( Мф.4:4 ). «Марфа, Марфа... заботишься о многом; Мария же избрала благую часть...» ( Лк.10:41–42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И другой евангелист замечает, что, когда Христос Спаситель начал Свою евангельскую проповедь, народ, слушая учение Христа, дивился, как Он, не учившись, так отчётливо знает св. Писание ( Ин.7:15 ). Оба эти замечания евангелистов ясно показывают, каким путём Иисус приобрёл разумение Писания. Постепенность у Христа была не в приобретении познаний, а только в обнаружении умственных сокровищ и притом эта постепенность в обнаружении зависела единственно от постепенности развития сил и способностей телесных. Человеческая природа Иисуса Христа требовала времени для своего развития до зрелости, до способности служить духу. Но для приобретения познаний в св. Писании, как всякому понятно, Христу, как Богу, не было нужды ни в каких подвигах, почему Он, не учившись, знал Писание ( Ин.7:15 ). 4) Основание к признанию возможности многократных воплощений Сына Божия, Христа в праведных людей, хлысты видят ещё в следующих словах св. Писания: кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему, и обитель у него сотворим ( Ин.14:23 ). Вселюсь в них и буду ходить в них, и буду их Богом, и они будут Моим народом ( 2Кор.6:16 ; Лев.26:12 ). Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят ( Мф.5:8 ). Чтобы понять смысл этих слов, необходимо обратить внимание на связь речи у евангелиста. Евреи, гордые своим сознанием происхождения от Авраама, отца верующих, ожидали что Мессия явится к ним в образе политического царя, который устроит земное, видимое, политическое царство. От такого понятия о Мессии, уже после явления Христа Спасителя, долго не могли отрешиться и Его ученики, почему на слова Христа: кто соблюдет заповеди Мои, того и Я возлюблю, и явлюсь ему Сам, ученик и апостол Христа Иуда Иаковлев сказал: что это значит, что " Ты хочешь явить Себя нам, а не миру, как могущественный царь славного земного царства? Христос Спаситель в ответе на вопрос Иуды усиливает мысль о Своём духовном, таинственном, в благодатных дарах в таинствах, явлении Себя верующим. Мысль о духовном Своём явлении верующим сердцам Христос Спаситель поясняет и усиливает указанием на то, что явление Его будет вместе с явлением и Бога Отца, Которого никто из людей никогда не видел и видеть не может ( Ин.1:18 ; 1Ин.4:12 ; 1Тим.6:16 ), ибо Он есть огнь поядающий ( Втор.4:24 ; Евр.12:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И вот ты зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя Иисус: Он будет велик, и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его: и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца ( Лк.1:30–32 ). Из этих слов архангела видно, что уже при зачатии во чреве Пресвятой Девы Марии Христос был воплотившимся Сыном Божиим, Вторым Лицом Св. Троицы, что Христос, как зачатый силой и действием Св. Духа, с самого зачатия был воспринят в Ипостась, в личное единение с Сыном Божиим. Само зачатие Христа Спасителя во чреве Пресвятой Девы Марии было величайшим, единственным в истории мира и человечества чудом. В беседе с Никодимом Христос сказал: рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух ( Ин.3:6 ). Но Христос Спаситель принял плоть от Пресвятой Девы Марии не через мужское семя, но по наитию Св. Духа. В самом зачатии Христа Спасителя, согласно словам пророка Исаии, Господь роду человеческому дал знамение ( Ис.7:14 ), величайшее чудо. Поэтому Пресвятая Дева родила не просто только облагодатствованного младенца, человека, но Богочеловека, который по плоти был младенцем, но вместе был и Творцом всего видимого мира. Словами архангела: и царству его не будет конца ( Лк.1:32 ), опровергается и та хлыстовская мысль, что как каждое человеческое царство не может быть без царя, так и мир не может оставаться без Христа, и что постоянно, во всякое время, на земле должны быть Христы, как и читаем у апостола: Иисус Христос вчера и сегодня, и во веки тот же ( Евр.13:8 ). Из слов архангела Гавриила видно, что Христос вечно царствует над миром только духовно, невидимо, восседая одесную Бога Отца ( Мк.16:19 ; 1Пет.3:22 ; Деян.2:23,7:55–57 ; Рим.8:33–34 ; Кол.3:1 ; Евр.1:3 ). В доказательство же необыкновенных для человека умственных способностей отрока Иисуса Евангелист рассказывает о Его беседе с учёными в храме. В то время Иисусу было только двенадцать лет, но знанием св. Писания, ответами и вопросами собеседникам Христос привёл в удивление всех, слушавших эту беседу ( Лк.2:46–47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского ( Мф.16:6–8,11–12 ). Или же сам евангелист, написавши известные слова в иносказательном смысле, затем сейчас же поясняет их. Вот такой пример. Христос сказал ученикам: Лазарь, друг наш, уснул, но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи, если уснул, то выздоровеет. Затем сейчас же евангелист от себя замечает, что Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорил о сне обыкновенном ( Ин.11:11–13 ). Ни в одном же из евангельских повествований о чудесах, сотворённых Христом Спасителем, нет замечания, что их нужно понимать, как притчи. Все видевшие сии чудеса понимали их, как дела сверхъестественные, возможные только для Бога, что никто из людей естественными человеческими силами не может творить их. И Христос Спаситель ни однажды не заметил по этому поводу, что чудеса, совершённые Им, понимаются неправильно, что их нужно понимать в другом каком-либо переносном смысле, в смысле притчи. Понимая чудеса, совершённые Христом Спасителем в смысле действительных, сверхъестественных событий, ни ученики Христа Спасителя, ни другие слушатели и очевидцы Его чудес, никогда не просили Его объяснить сами чудеса, как дела непостижимые для человеческого разумения. Что евангельские повествования о чудесах Христа Спасителя нужно понимать в смысле исторических, действительных, видимых чувственными очами человека событий, это с непререкаемой ясностью видно и из того, что даже враги Христа Спасителя, книжники и фарисеи, которые в прославлении Христа знамениями и чудесами видели подрыв своего значения и уважения в народе, а потому естественно желали ослабить в народе впечатление и обаяние, производимое на народ чудесами Христа, и те никогда не решались отвергать историческую действительность и очевидную несомненность чудес, совершаемых Христом. Будучи враждебно настроены против Христа Спасителя и желая умалить в глазах народа значение чудес, совершённых Им, книжники и фарисеи нередко пытались, упрекать Христа, что он совершением чудес нарушает закон Моисея, совершает чудеса, по их понятию, в недозволенное время, в субботу, день покоя, когда закон Моисея воспрещал заниматься обыкновенными житейскими делами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Случилось Христу в субботу прийти в дом одного из начальников фарисейских... и вот предстал перед Него человек, страждущий водяной болезнью. По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу. Они молчали. И прикоснувшись исцелил его и отпустил ( Лк.14:1–4 ). Опять, если под исцелением разуметь научение, то почему же законники и фарисеи молчали на вопрос Христа Спасителя: позволительно ли учить в субботу? Не только законникам и фарисеям было хорошо известно, что именно в субботу по преимуществу перед другими днями нужно поучаться в законе Господнем, но и всем евреям это было вполне известно. И вопрос Христа Спасителя не представлял бы никакого затруднения для ответа. Подобные же евангельские повествования о чудесных исцелениях, совершенных Иисусом Христом в субботу, есть и в других местах Евангелия: Мк.3:1–6 ; Ин.5:1–18,9:1–16 . Евангелист Матфей повествует о чудесном насыщении Христом семью хлебами и небольшим количеством рыбы четырёх тысяч человек ( Мф.15:33–39 ). Если, согласно хлыстовскому толкованию, в этом чуде нужно разуметь духовное насыщение алчущих и жаждущих правды, то как понимать следующие слова Христа Спасителя, что народ уже три дня находится при Мне, и нечего ему есть; отпустить же его не евши не хочу, чтобы не ослабел в дороге ( Мф.15:32 ). Недостатка в духовной пище у Господа не могло быть. Он для того и явился на земле, чтобы дать людям духовную пищу для вечной жизни. ( Ин.6:27 ). Эту духовную пищу Христос Спаситель предлагал людям всегда и везде: и на море, и на горе, и в пустыне, и в сёлах, и в городах, словом везде, где только являлся Господь. Далее. Если под чудесным насыщением семью хлебами и небольшим количеством рыбы разуметь духовное насыщение алчущих и жаждущих правды, то для чего евангелисты включают в число евших детей, между ними, нужно полагать, были и несмысленные младенцы, которые не могли слушать, понимать и насыщаться учением Христа Спасителя. О чудесах Христа Спасителя, как действительных, исторических событиях, известных очевидцам и современникам оных, свидетельствуют писатели и иудейские, и языческие. Современный Христу иудейский историк Иосиф Флавий пишет, что в его время явился в Галилеи великий чудотворец – Христос. А учитель христианской Церкви Тертулиан свидетельствует, что римский император Тиверий Август, собравши сведения об Иисусе Христе, предлагал римскому сенату внести Христа Спасителя в число богов, чтимых римлянами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Своё еретическое учение о многократных воплощениях Христа в людях хлысты, для большего успеха при распространении его между православными, стараются обосновать на некоторых отрывочных местах св. Писания, взятых без связи с предшествующими и последующими местами. Бог весьма ясно и определённо устами старого (Евангельского) Христа, говорят хлысты, предсказал о возможности и даже необходимости повторения воплощений. Он говорит: Кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат и сестра и матерь ( Мк.3:34 ). Кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё, и Отец Мой возлюбит его, и мы придём к нему и обитель у него сотворим ( Ин.14:23 ). В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог ( Ин.1:1 ). Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом; и они Моим народом ( Ин.1:14 ; 2Кор.6:16 ; Лев.26:12 ). Из указанных мест св. Писания хлысты делают такие выводы. Христос, описанный в Евангелии, не один. И теперь у Христа евангельского могут быть братья, сёстры, матери, то есть, христы-боги, пророчицы, богородицы, которые становятся такими через усердное исполнение воли Божией, тщательное соблюдение хлыстовских заповедей. И в церковной песне поётся: „Христос рождается“. Значит Он не один только раз родился, а рождается и теперь и будет рождаться и после нашего времени 142 . Евангельское писание о Христе нельзя понимать по букве, буквально. Буква убивает, а дух животворит ( 2Кор.3:6 ). И в другой церковной песне поётся: „тайно образующе“. В Писании нужно отыскивать таинственный смысл. Историю воплощения Христа хлысты распространяют и на ветхий завет. Родословие Иисуса Христа по плоти, изложенное в евангелиях Матфея и Луки, хлысты объясняют как историю многократных воплощений Христа. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его ( Мф.1:2 ). Как это мужчина рождает мужчину, задаёт себе вопрос хлыстовский толкователь этого места в своём собрании? И отвечает. Это означает, что христы были и в ветхом завете. Дух Христов переселялся по смерти одного праведника в другого. Все лица мужеского пола, упоминаемые в родословиях, как предки Христа Спасителя по плоти, суть праведные люди ветхого завета, в которых вселялся Сын Божий, суть христы. Подтверждение этой мысли хлысты видят, между прочим, и в словах пророка Моисея при купине, когда он назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака, и Богом Иакова ( Лк.20:37 ). Подтверждение своего учения о перевоплощении Христа, хлысты стараются отыскивать и в святоотеческих творениях и сочинениях современных пастырей, истолковывая все заимствованное ими оттуда совершенно произвольно в смысле притчи. Основания православного учения об Иисусе Христе, как втором Лице Св. Троицы, воплотившемся Сыне Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отрицание принудительных государственных мер является в доктрине яснополянского реформатора прямым выводом из его заповеди о непротивлении злому насилием. Толстовец говорит про себя: „Я не могу участвовать ни в какой деятельности власти, имеющей целью ограждение людей и их собственности насилием“ 117 . Вопрос о непротивлении злу силой подробно и всесторонне обсуждался в нашей духовной и светской печати и, можно сказать, получил уже окончательное решение и не в пользу Л.Н. Толстого. Наиболее основательные и содержательные рассуждения на эту тему читатель найдёт в сочинениях проф. А.Ф. Гусева („Основные „религиозные“ начала гр. Л. Толстого“. Казань. 1893), В. С. Соловьева („Право и нравственность“. Юридич. Библиот. 14), еп. Антония (Поли. собр. сочин. т. III. Казань. 1900). В настоящей статье, посвящённой особым специальным вопросам, излишне повторять то, что сказано другими по вопросу о непротивлении. Достаточно сказать, что научно-богословская критика признает толстовское учение о непротивлении злому неосновательным и вредным. Ниже сам читатель увидит вредность этого учения. Противление же силой злому надо признать чуждым безусловному идеалу христианской, безгрешной жизни, но неизбежным и полезным в наличных условиях существования человечества. С точки зрения относительного осуществления идеальной христианской морали противодействие злому силой даже одобряется, если оно вызывается нравственно добрыми мотивами и целями. Конечно, этот способ борьбы со злом хуже духовных мер противодействия злому, должен применяться только в крайних случаях и с особенной осторожностью. Ради специальных целей журнала „Миссионерское Обозрение“ мы позволим себе сказать несколько слов лишь о главном „текстуальном“ основании толстовской заповеди непротивления. Разумеем 38–48 ст. V гл. Евангелия Матфея: „Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб ( Исх.21:24 ). А я говорю вам: не противиться злому. Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую ( Мф.5:38–39 ) ... Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас“ ( Мф.5:44 ) ...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К. Молчанов и с. Батайска о. П. Шикунов, принимали и участие в них. Предпослав сии предварительные краткие и общие сведения о собеседованиях, приступаю и к подробному описанию их, вменив себе в непременную обязанность указать все доказательства, какие только мог придумать и привести в защиту незащитимого раскола г. Усов. Вот содержание нашей первой беседы о вечности Церкви Христовой с трёхчинной иерархией и седьмью таинствами. Миссионер . Св. апостол Павел, уподобляя Церковь Христову телу человека, в первом своём Послании к Коринфянам говорит: как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос ( 1Кор.12:12 ст.). „Сие есть, – поясняет св. Иоанн Златоуст , – тако и Христово тело, еже есть Церковь “. Тело же, – продолжаем слова св. апостола, – не из одного члена, но из многих... А если бы все были один член, то где было тело? Но теперь членов много, а тело одно... И вы тело Христово, и порознь члены... И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых пророками, в третьих учителями... Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?.. ( 1Кор.12:14–29 ). Тело человека состоит из многих членов: головы, рук, ног и проч., но все эти члены составляют одно тело, все одинаково заботятся друг о друге: страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И св. Церковь Христова, составляя одно тело Христово, состоит из многих членов, выполняющих разное служение, но крепко связанных между собой узами взаимной христианской любви, единством веры и благодатных даров. Первый и главный член видимой, существующей, на земле, Церкви – суть епископы, преемники апостольского служения. „У нас место апостолов занимают епископы“, говорит блаж. Иероним (27 посл. к Маркеллу). „Епископ представляет собой лицо Христа и есть наместник Господа“, учит св. Амвросий Медиоланский (толков. на 1 Посл. к коринф.). „Епископи убо по образу Господа нашего Иисуса Христа, и глава церковного телеси именуеми суть“ (Кормч.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Видиши ли чины к действом ни вящше ни мнее реку предстоящих“ (л. 205). А Усов учит, что исторические события могли разлучить Господа с епископами, что в Церкви Христовой может быть этих чинов и меньше, и даже совершенно не быть, да они и не нужны, так как не составляют существенного признака Церкви Христовой. Св. апостол Павел поучает; „И Он (Господь) поставил (в Своей Церкви) одних апостолами (а преемники апостолов – епископы, 14 пр. неокес. соб.), других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все прийдем в единство веры и познание Сына Божия, в мужа совершеннаго, в меру полнаго возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися, и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения“ ( Еф.4:11–14 ). „Сиречь дóндеже вси покажемся Едину веру имуще, сие бо есть Единение вера; егда вси едино есмы. егда вси подобне союз познаем, даже дотоле делати подобает“ (Златоуст бесед. на 14 посл. стр. 1689). А Усов учит, что в то время, когда люди не достигли единения веры, когда на земле ещё целые миллионы неверующих во Христа, св. Церковь может будто бы быть без богопоставленных делателей, пастырей св. Церкви – епископов. Где же тут полная вера Евангелию и апостольскому учению? Она только на словах, а не на деле. Приводил далее Усов в оправдание своё слова из книги священника Гр. Дьяченко о духовном корабле – Церкви, приписывая эти слова св. И. Златоусту. Но у св. Иоанна таких слов нет. Да и в словах о. Дьяченко нет оправданий для старообрядцев. Этот духовный корабль, хотя и имеет невидимым Кормчим Господа, но тем не менее, по словам о. Дьяченко, имеет ещё подчинённых Господу, „правителей“, т. е. епископов. А „правителей“ этих и по сознанию Усова их корабль не имел, значит, их общество нельзя назвать таким кораблём: на Христовом корабле посажены епископы – правителями, а старообрядческим кораблём кто управлял? „Сам Господь“, отвечает Усов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Низводя чудеса Христа в ряд обыкновенных дел, книжники и фарисеи обвиняли Христа в нарушении закона Моисея, но никогда не осмеливались не только отвергать, но даже и заподозривать несомненную действительность и очевидность чудес, так как свидетелем несомненной очевидности чудес был народ, который, при первой попытке врагов Христа заподозрить действительность чудес, мог обличить заподозривателей в неправде. Возьмём для примера одно из таких Евангельских повествований. В одной из синагог учил Христос в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев её, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на неё руки; и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний ( Лк.13:10–14 ). Если бы, согласно хлыстовскому толкованию, в этом евангельском рассказе под духом немощи, державшем женщину в скорченном положении, разуметь духа немощи делать добрые дела, согласные с хлыстовскими заповедями, а под исцелением, совершенным Христом, научение, преподанное Им женщине о том, как творить добрые дела, то усвоение этого научения женщиной, как психологическое явление, доступное только внутреннему сознанию женщины, внутреннему самонаблюдению и недоступное для внешнего наблюдения посторонних, окружавших её лиц, очевидно не могло бы у начальника синагоги вызвать такого замечания женщине: есть шесть дней, в которые должно делать, в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Во-вторых, если бы под исцелением скорченной разуметь научение, то начальник синагоги, основываясь на законе Моисея, и не мог сказать, что в субботу нельзя поучаться в законе. День субботний, по закону Моисея, как посвящённый на служение Богу, евреи должны были проводить в добрых делах – молитве и поучении в законе Господнем. Ещё подобный пример.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010