6 авг. 1883 г. В. был перемещен на Томскую и Семипалатинскую кафедру. В период управления В. епархией были открыты жен. епархиальное 3-классное уч-ще в Томске, противораскольническое братство свт. Димитрия Ростовского в Бийске, устроена двухпрестольная каменная церковь при томском архиерейском доме, произведены основные работы по завершению строительства кафедрального собора. 8 апр. 1886 г. архиерей был назначен на кафедру в Ставрополь (Кавказский) с титулом «Ставропольский и Екатеринодарский». Его усилиями на Ставропольском архиерейском подворье была воздвигнута ц. во имя равноап. кн. Владимира (в честь 900-летия Крещения Руси), построен новый архиерейский дом (по проекту В.), открыт епархиальный свечной завод, учреждено благотворительное Свято-Владимирское об-во при Ставропольском кафедральном соборе с бесплатной столовой для нищих, с детскими приютом и школой, с домом для престарелых и немощных со школой грамотности при нем. В 1889 г. В. крестил 58 калмыков Большедербетовского улуса, содействовал учреждению среди калмыц. буддийских кочевьев оседлого с. Князь-Михайловского с миссионерским станом, деревянной церковью и избами для новокрещеных инородцев. Миссионером в селение В. направил своего брата игум. Антония (Петрова). 25 нояб. 1889 г. В. был назначен на Нижегородскую и Арзамасскую кафедру. Уделял большое внимание образованию в епархии, увеличил число церковноприходских школ. В авг. 1890 г. освятил новопостроенную Космодамиановскую ц. Учредил пенсионную кассу для заштатных священнослужителей, лично пожертвовав значительную денежную сумму. Во время голода в 1891 г. Святейший Синод по ходатайству В. выдал духовенству Нижегородской епархии 15 тыс. р. в виде безвозвратной ссуды. Тогда же архиерей учредил бесплатные столовые при всех обителях (муж. и жен.), а также пособия для особенно нуждавшихся. 7 мая 1892 г. в сане архиепископа В. возглавил Казанскую и Свияжскую епархию. Совершал миссионерские и архипастырские поездки по татар., чуваш., мордов. селам. В 1894 г. инициировал обсуждение вопроса о преобразовании миссионерских курсов, действовавших при КазДА; в 1897 г. курсы стали самостоятельным учебным заведением, их местопребыванием был определен казанский в честь Преображения Господня мон-рь , получивший статус миссионерского. Активной была благотворительная деятельность архиерея, он пожертвовал значительные суммы уч-щу глухонемых, школе детского трудолюбия, дому трудолюбия, различным учреждениям об-ва трезвости (больнице, ночлежному приюту, столовой, читальне) и пр. Существенные суммы (в неск. десятков тыс. р.) он направлял Алтайской миссии, КДА, Сербской Православной Церкви (на имя Сербского митр. Михаила (Йовановича)). В преклонные годы В. посвящал досуг пчеловодству и садоводству. На казанской архиерейской даче он устроил 200 ульев усовершенствованной конструкции, в демонстрационном стеклянном улье пчелы лепили соты в виде креста и митры.

http://pravenc.ru/text/159064.html

Во 2-й половине дня вниманию участников А. ю. С. были представлены доклады руководителей синодальных учреждений Московского Патриархата. Председатель Миссионерского отдела Белгородский архиеп. Иоанн в своем докладе говорил, в частности, о религиозно-просветительских изданиях на языках народов России, осуществленных возглавляемым им отделом, об организованных отделом миссионерских поездках, к-рых в 1999 г. состоялось 93. Вопросам социального служения и благотворительности был посвящен доклад Управляющего делами Московской Патриархии Солнечногорского митр. Сергия, сделавшего акцент на особой значимости социального служения Церкви в условиях резкого имущественного расслоения российского об-ва. О служении РПЦ в области религ. образования и катехизации Собору доложил председатель соответствующего отдела игум. Иоанн (Экономцев) , к-рый, в частности, сказал о введении с 2000 г. в светских высших школах гос. стандарта по специальности «теология». Председатель Всецерковного правосл. молодежного движения Костромской архиеп. Александр (Могилёв) предложил в своем докладе преобразовать руководящий орган возглавляемого им движения в синодальный отдел по молодежному служению. Издательской деятельности Московского Патриархата был посвящен доклад Председателя Издательского совета Бронницкого архиеп. Тихона (Емельянова) . Проблемы духовного образования в РПЦ были рассмотрены в докладе председателя Учебного комитета при Свящ. Синоде Верейского архиеп. Евгения (Решетникова) , докладчик привел также статистические сведения о системе духовного образования: в 2000 г. в ведении Учебного комитета состояли 5 ДА, 1 богословский ин-т (ПСТБИ), 27 ДС, 27 ДУ и 6 пастырских курсов (также действовали 2 правосл. ун-та, находившиеся в ведении Отдела по религ. образованию и катехизации). Особое внимание архиеп. Евгений уделил проблемам, возникающим в связи с осуществляемой уже в течение неск. лет реформой духовной школы. Председатель Отдела по взаимодействию Церкви с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Красногорский еп. Савва (Волков) в своем докладе акцентировал внимание на возрождении служения военного и тюремного духовенства.

http://pravenc.ru/text/Архиерейском ...

начали работу уездные и приходские духовные уч-ща. В 1849 г. были напечатаны и разосланы по храмам переводы на удмурт. язык Евангелий от Матфея и Марка, а также катехизиса (работа над переводами началась в 1818). 30 авг. 1839 г. еп. Неофит в сослужении всего городского духовенства совершил закладку собора во имя блгв. кн. Александра Невского в память о посещении Вятки в 1837 г. наследником цесаревичем Александром Николаевичем (впосл. император); автором проекта был архит. А. Л. Витберг , в то время отбывавший в Вятке ссылку. Еп. Елпидифор (Бенедиктов) способствовал учреждению мон-рей в юж. уездах В. е., населенных преимущественно марийцами, многие из к-рых придерживались язычества. В 1856 г. открылся елабужский в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь . По благословению архиерея был разрушен жертвенник марийскому божеству Кереметю на берегу р. Немды. В 1863 г. вышел в свет 1 «Вятских епархиальных ведомостей» . В том же году открылось 3-классное епархиальное жен. уч-ще, в 1868 г. преобразованное в 6-классное, в 1885 г. при нем начала работу образцовая церковноприходская школа. В 1865 г. иером. афонского Андреевского скита Паисий привез в Вятку икону Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» и крест с частицей Животворящего Креста Господня, святыни побывали также в Слободском, от них совершилось множество исцелений. В память об этих событиях в вятском Преображенском жен. мон-ре был заложен храм в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», освящение к-рого состоялось 31 авг. 1882 г. В 1868 г. по прошению Вятского еп. Аполлоса (Беляева) в епархии было учреждено Сарапульское викариатство , местом пребывания Сарапульского епископа являлся Успенский Трифонов мон-рь. Еп. Аполлос заботился о распространении Православия среди марийцев, внес на рассмотрение Святейшего Синода предложение о назначении на приходы священников-марийцев. В 1870 г. по благословению еп. Аполлоса был основан Вятский комитет Правосл. миссионерского об-ва, плативший жалованье «инородческому» епархиальному миссионеру и содержавший миссионерские школы, задачей к-рых было утверждение в Православии крещеных и обращение в христианство некрещеных марийцев, удмуртов и бесермян.

http://pravenc.ru/text/161163.html

При скитоначальнике (1878-1901) иером. Феофане (Урсу) рядом с Никольской ц. была построена высокая колокольня (1885). В 1890-1891 гг. вместо старого храма, находившегося в аварийном состоянии, была выстроена более просторная новая Никольская ц., объединенная с колокольней. В 1894-1897 гг. из фондов и доходов Кэприанского монастыря при поддержке его настоятеля иером. Григория было выделено 13 тыс. р. на возведение 2-й церкви - в честь Успения Пресв. Богородицы. Одновременно скит вместе с Кэприанским мон-рем стал членом Православного миссионерского об-ва и Училищного совета Кишинёвской епархии. Для содержания церковноприходских школ в селах, в которых находились имения мон-ря и скита, в 1893-1894 гг. было потрачено 11 888,4 р. К кон. 1900 г. скит владел 60 дес. земельных угодий, включая пашни, сенокосы, виноградники, к 1919 г.- 61 дес. земли. В 1907 г. экономом был назначен болгарин мон. Владимир (Бочкарёв), пришедший в Бессарабию из Зографского мон-ря. В 1916 г., во время первой мировой войны, после открытия Румынского фронта, монахов болг. национальности из скита перевели в Рязанскую епархию. 1 сент. 1918 г., после аннексии Бессарабии Румынией (27 марта 1918), благочинный бессарабских мон-рей архим. Виссарион (Пую) объявил об отделении скита от Кэприанского мон-ря. 11 янв. 1919 г. по благословению Никодима (Мунтяну) , временно исполнявшего обязанности архиепископа Кишинёвского, произошло их офиц. разделение. В результате скит получил статус монастыря, настоятелем (март 1918 - июль 1924) стал иером. Даниил (Грозаву). К 1919 г. в К. м. проживали 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 12 монахов и 16 послушников, в 1921 г.- 49 насельников, в т. ч. архимандрит, 6 иеромонахов, 3 иеродиакона, 20 монахов, 5 иноков. Имение монастыря включало 6 га виноградников, 16 га садов, 3 га огородов, 4 га неудобной земли, 6 одноэтажных зданий, пруд и мельницу. В 1924-1930 гг. настоятелем К. м. был архим. Паисий, в 1930-1933 гг.- иером. Феодосий († апр. 1933), в 1933-1936 гг.- архим. Феофан (Брагиш). В 1936-1940 гг., когда К. м. возглавлял протосинкелл Хрисанф (Николау), братия состаяла из 30 чел. В кон. апр. 1944 г. в К. м. скрывалась группа советских разведчиков под рук. офицера Бориса Коляденко. 27 апр. в Кондрицу прибыли 3 нем. отряда, разграбившие продовольственные запасы обители. Офицер и 10 нем. солдат были убиты партизанами. 29 апр. с. Кондрица было окружено отрядом нем. карателей. Мужчины были согнаны в монастырскую трапезную и подвергнуты жестоким издевательствам.

http://pravenc.ru/text/1841914.html

1856 г. Г. участвовал в короновании имп. Александра II Николаевича и был возведен в сан митрополита. 1 окт. того же года переведен на Новгородскую и С.-Петербургскую кафедру и с этого времени состоял первоприсутствующим членом Синода. Благодаря усилиям Г. выросло число духовенства в епархии, митрополит освятил Исаакиевский собор в С.-Петербурге (30 мая 1858), а также храмы в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в С.-петербургском Новодевичьем в честь Воскресения Господня мон-ре и во имя святых Захарии и Елисаветы при богадельне Елисеевых (1856), свт. Григория в Троице-Сергиевой пуст. и в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи при доме призрения престарелых бедных женщин гр. Кушелёва-Безбородко (1857), во имя святых Константина и Елены при гимназии Человеколюбивого об-ва и св. Павла исповедника при Александро-Невском ДУ (1858), в честь Воскресения Господня в М. Коломне (1859). При содействии Г. правосл. богослужебные книги переводились на фин. язык, т. к. мн. правосл. финны были вынуждены пользоваться лютеран. молитвенниками и посещать кирхи. Переводами с 1849 г. занимался преподаватель СПбДС Т. Фриман, с 1858 г. эту деятельность возглавил архим. Павел (Лебедев ; впосл. архиепископ Казанский). В 1860 г. Г. активно участвовал в переводе ВЗ на рус. язык, осуществленном при СПбДА. Заботясь о христ. просвещении, в 1857 г. основал при СПбДС ж. «Духовная беседа» , предназначенный для всех мирян, более актуальный и доступный, чем «Христианское чтение». В нем впервые стали печататься офиц. документы духовного ведомства. По инициативе Г. при СПбДА стали издаваться «Переводы византийских историков», был преобразован Духовно-цензурный комитет. В 1858 г. митрополит перевез в б-ку академии б-ки Софии Св. собора в Новгороде и Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . В дек. 1858 г. представил в Синод проект создания миссионерского ин-та со сроком обучения 7 лет, под к-рый была отведена мыза в с. Грузине Новгородской губ. (проект не был реализован).

http://pravenc.ru/text/166676.html

9 сент. 1876 г. П. переведен на Рязанскую и Зарайскую кафедру. По его поручению в 1877 г. были составлены описание строений архиерейского дома и их состояния, опись его ризницы (ГАРО. Ф. 960. Оп. 2. Д. 13-13а. Св. 2. 1877 г.; Оп. 2. Д. 64а. Св. 5. 1877 г.; Мелетия (Панкова), Синельникова. Постройки 2014. С. 391-393); велось церковное строительство, в т. ч. в г. Рязани: в Борисо-Глебском храме в 1880 г. «распространены» придельные церкви - северная, свт. Василия Рязанского, и южная, Боголюбской иконы Божией Матери. По прошению борисоглебских прихожан П. исходатайствовал разрешение Синода праздновать день памяти св. Василия, епископа Рязанского, 3 июля и совершать ежегодно 10 июня, «в день памяти перенесения мощей первосвятителя, крестный ход из Борисо-Глебской церкви в кафедральный собор при участии всего городского духовенства», что было отменено после убийства имп. Александра II Николаевича ( Соколов. 1904. С. 29-30); продолжалось благоустроение обителей: Иоанна Богослова апостола мужского монастыря на средства московского купца Д. И. Хлудова; рязанского в честь Казанской иконы Божией Матери женского монастыря . По инициативе П. в Рязани была учреждена эмиритальная (т. е. страховая) касса для обеспечения представителей духовенства и членов их семей пенсиями, пособиями и проч. Архиерей основал попечительство о бедных воспитанниках Рязанской ДС. Одним из первых благотворителей стал рязанский помещик А. И. Кошелев , славянофил и публицист, пожертвовавший 1 тыс. р. (ГАРО. Ф. 1280. Оп. 1. Д. 928. 1877 г. Л. 116). 27 февр. 1877 г. на общем собрании Рязанского отделения Православного миссионерского об-ва П. предложил организовать в Рязани миссионерское духовно-просветительное братство свт. Василия Рязанского, чтобы, как сказано в уставе, «удовлетворять духовным нуждам и потребностям православного населения епархии через распространение света христовой веры в среде и между сектантами и раскольниками» (Рязанские ЕВ. 1877. 18. С. 357). При братстве, открытом архиереем 16 мая того же года, имелось училище для «магометан». Первоначально к делу миссии П. планировал привлекать и мирян, считая, что ответственность за просвещение лежит «на самом христианском обществе», а не является «обязанностью исключительно только духовных лиц». Однако осуществить это намерение не удалось. При братстве действовали епархиальная б-ка, книжный склад, типография с переплетной мастерской, редакция и издательство периодических журналов «Рязанские ЕВ» и «Миссионерский сборник» (по инициативе П. издавался с 1880) - один из старейших миссионерских журналов России. Тогда же П. выступил с инициативой создания при братстве учреждения для хранения памятников церковной истории. Определением от 20 дек. 1878 - 9 янв. 1879 г. Синод разрешил открытие Рязанского древлехранилища. Члены братства вели активную работу по его организации, сбору рукописей и старопечатных книг, грамот, фотографий, рисунков памятников церковной архитектуры.

http://pravenc.ru/text/2578737.html

В Л. действует неск. независимых пятидесятнических орг-ций, происхождение к-рых не связано с амер., европ. или международными пятидесятническими движениями. Наиболее значительные из них: Пятидесятническое товарищество (Pentecostal Fellowship; 3 общины, 2,5 тыс. чел.); Объединенная апостольская церковь (Union Apostolic Church; 5 общин, 2 тыс. чел.); Церковь галилейской миссии (Galilean Mission Church), иногда называемая Объединенной церковью басуто, работающая в основном среди представителей коренного народа Л. (5 приходов, 1,5 тыс. чел.); Эфиопская католическая церковь Юж. Африки (Ethiopian Catholic Church of South Africa), базирующаяся в ЮАР и имеющая в Л. 2 филиала (1,5 тыс. чел.); Церковь заполнения пробела (Fill the Gap Ministries), организующая миссии в недоступных горных районах (14 общин, 1 тыс. чел.); Вестники Христа (Heralds of Christ; 1 община, 150 верующих) и др. Новоапостольская церковь с центром в Цюрихе (Швейцария) насчитывает в Л. 5 общин и 200 прихожан. Иеговы Свидетели , действующие с 1945 г., имеют 87 общин и ок. 10 тыс. адептов (по данным на 2014). Распространены НАЦ, в основном харизматического характера, часто испытывающие влияние местных традиц. культов и имеющие синкретический характер. Наиболее значительные из них: Церковь сионского основания Лесото (Zion Foundation Church of Lesotho; с 1965; 60 общин, 12 тыс. верующих); Береанская церковь библейского чтения Мшвешве (Moshoeshoe Berean Bible Reader " s Church), отделившаяся от Парижского евангелического миссионерского об-ва в 1909 г. (25 общин, 10 тыс. верующих); Сионская христианская церковь (Zion Christian Church), основанная в 1920 г. (20 общин, 10 тыс. верующих); Церковь св. Павла в Африке (St. Paul " s Church of Africa; 2 общины, 1 тыс. верующих); Библейская церковь «Зое» (от греч. «жизнь»; Zoe Bible Church; 7 общин, 500 верующих), а также ряд других малых групп. Нек-рые пятидесятнические орг-ции и Независимые африканские церкви входят в состав Федерации независимых африканских церквей (Federation of African Independent Churches). Ислам

http://pravenc.ru/text/2463599.html

В соответствии с секретным указом Синода (29 окт. 1836) о повсеместном открытии народно-церковных («поселянских») школ для религ. просвещения и «противодействия расколу» в епархии началась организация приходских школ. Однако из-за отсутствия финансирования, вопрос о необходимости к-рого И. ставил перед Синодом (рапорт от апр. 1839), к 1841 г. в епархии действовало только 12 школ. Ситуация улучшилась после 1842 г., когда школы были реорганизованы в сельские церковноприходские уч-ща Мин-ва гос. имуществ; к концу управления И. в епархии имелось 50 училищ, в к-рых обучалось более 800 чел. В миссионерской деятельности среди старообрядцев И. стремился избегать крайностей, предпочитая проводить умеренную политику, за что и был обвинен. В старообрядческие центры были направлены опытные священники-миссионеры; так, в дер. Харлушево (1838), а затем в дер. Берёзовка (1843) Челябинского у. был назначен благочинный прот. А. Инфантьев, на Златоустовском заводе в тот же период действовали диак. Я. Инфантьев и др. Когда указом Синода от 28 нояб. 1839 г. было разрешено венчать браки старообрядцев, не требуя их возвращения в РПЦ, И. издал секретное предписание по епархии (март 1840, повторно в 1842, 1848) о венчании таких браков в правосл. храмах по книгам единоверческой печати. Благодаря принятым мерам в 1837-1840 гг. в лоно Церкви вернулось более 2,5 тыс. чел. По запросу Синода от 3 февр. 1841 г. И. сообщил, что «обращение раскольников в Оренбургской епархии, порученное им в 1837 г. местному духовенству и благочинным, при содействии гражданской и местной власти, идет без особенной миссии успешно» ( Чернавский. 1901/1902. С. 406). И. заботился об устроении единоверческих церквей, о наличии в них богослужебных книг, напечатанных для единоверцев, а также о посвящении священно- и церковнослужителей, знакомых со старым обрядом. Так, в 1838-1840 гг. были основаны единоверческие церкви в селах Берёзовка и Красный Яр Челябинского у. Особым попечением И. за счет казны была построена каменная Свято-Троицкая единоверческая ц. (1844) на Златоустовском заводе. В 1845 г. в епархии было образовано особое благочиние единоверческих церквей, число к-рых к 1849 г. достигло 23. Благодаря усилиям И. в 1849 г. бывш. муж. Юрюзанский старообрядческий скит (близ Кусинского завода Челябинского у.) был преобразован в Златоустовский единоверческий Воскресенский муж. мон-рь. Обитель вела миссионерскую работу среди беглопоповцев Златоустовского, Саткинского заводов и примыкающих к ним деревень Челябинского у. В 1838 г. вблизи с. Айлина Челябинского у. стала действовать и жен. единоверческая община в честь Тихвинской иконы Божией Матери, преобразованная из жен. старообрядческого скита (официально утверждена и принята в духовное ведомство лишь в 1903).

http://pravenc.ru/text/577984.html

Девы Марии в Виндхуке. Ок. 1903–1931 гг., освящен в 1932 г. Представлена архиеп-ством Виндхук (72 общины, 293,9 тыс. чел.; 2014), к-рому подчинены еп-ство Китмансхуп (11 общин, 41,4 тыс. чел.) и викариат Рунду (10 общин, 109 тыс. чел.). Действует Конференция католических епископов Намибии. Протестантские церкви, деноминации и секты Англиканская Церковь Представлена диоцезом Намибия, основанным в 1924 г. как диоцез Дамараленд (с 1978 - совр. название). Он входит в состав Церкви провинции Южной Африки, являющейся членом Англиканского содружества . Большинство верующих (77%) принадлежат к этносу овамбо, 18% - белые, 5% - цветные. Диоцез разделен на 6 архидиаконств, насчитывающих 70 приходов. Общее количество верующих - ок. 30 тыс. чел. В Н. также действуют 7 общин Реформатско-евангелической англиканской церкви Южной Африки (Reformed Evangelical Anglican Church of South Africa), объединившей общины Южноафриканского региона, не пожелавшие стать членами созданной в 1870 г. Церкви провинции Южной Африки и позднее не вошедшие в состав Англиканского содружества. Евангелическо-лютеранская церковь в Людерице. 1912 г. Архит. А. Баузе Евангелическо-лютеранская церковь в Людерице. 1912 г. Архит. А. Баузе Лютеранство является самой крупной христ. деноминацией в Н. В стране действуют 3 основные лютеран. орг-ции. Евангелическо-лютеранская церковь в Республике Намибии (Evangelical Lutheran Church in the Republic of Namibia) и Евангелическо-лютеранская церковь в Намибии - Немецкая евангелическо-лютеранская церковь (ЕЛЦН - НЕЛЦ) (Evangelical Lutheran Church in Namibia - German Evangelical Lutheran Church) возникли в результате работы нем. миссионеров-лютеран Рейнского миссионерского об-ва (РМО), прибывших в Н. в 1842 г. Первая из них объединила созданные РМО общины, состоявшие из коренных жителей. В 1957 г. данная орг-ция обрела самостоятельность под названием Евангелическо-лютеранская церковь в Юго-Западной Африке (Рейнская миссия). В 1990 г., после провозглашения независимости Н., она получила совр.

http://pravenc.ru/text/2564648.html

Н. инициировал открытие в Кишинёве отделения имп. Палестинского об-ва. «Палестина с детства была для меня как бы второй родиной,- вспоминал Н. в одном из писем 1906 г.- Я любил и люблю говорить о Палестине с паломниками, особенно из простонародья. А с отцом архимандритом Антонином (Капустиным) и епископом Порфирием (Успенским) лично был знаком» (СИППО. 1911. Т. 22. Вып 2. С. 261). При Н. был поднят вопрос о необходимости преобразования противораскольнической миссии в Кишинёвской епархии, архиереем «был составлен проект касательно этого» и направлен в Синод. Также Н. намеревался учредить в Кишинёве религиозно-просветительное и миссионерское братство. По его поручению был составлен проект устава братства. Но ни один из этих планов не был осуществлен ( Пархомович. 1910. С. 20). Современники называли Н. «архипастырем-аскетом, строгим к себе и к другим». «С особенным вниманием и осторожностию» он совершал рукоположения, «ищущих священного сана испытывал и учил, а после посвящения руководил и наставлял, как нужно проходить пастырское служение» (Там же. С. 19). Архиерей был награжден орденами св. Анны 1-й степени (5 апр. 1887), св. кн. Владимира 2-й степени (15 мая 1891), блгв. кн. Александра Невского (21 мая 1908). 26 янв. 1898 г. Н. был уволен на покой по причине преклонного возраста, 9 февр. выехал из Кишинёва, поселился в Измаильском архиерейском доме Кишинёвской епархии. С 1901 г. проживал в частном доме в Измаиле. Печатался в «Библиографических записках», в «Русском архиве» и «Кишинёвских епархиальных ведомостях». Сохранилось неск. рукописей Н. (см.: Путеводитель по Центр. гос. архиву Молдавской ССР. Кишинёв, 1959. Ч. 1. С. 139). Н., вероятно, был похоронен около Николаевского храма (1862) Одессы (разрушен в годы советской власти). Соч.: Краткое сведение о жизни и трудах А. С. Стурдзы. Од., 1854; Воспоминание о Н. В. Гоголе//Библиогр. зап. 1859. 9. С. 263-268; Знакомство и переписка А. С. Стурдзы с высокопреосв. Филаретом Московским. Од., 1868; Евгений Булгарис, архиеп. Славенский и Херсонский//Херсонские ЕВ. 1875. Приб. 7. С. 227-235; 11. С. 362-376; 12. С. 385-417 (отд. изд.: Од., 1875); Подражания песнопениям Рус. Правосл. Церкви: [Серия духовных стихотворений]//Кишинёвские ЕВ. 1908. Отд. неофиц. 19. С. 707-718; 20/21. C. 751-758; Письма к смотрителю Заиконоспасскаго ДУ А. А. Невскому. М., 1910; Письма к прот. моск. Казанскаго собора Д. И. Кастальскому и его супруге Ольге Семеновне. М., 1912.

http://pravenc.ru/text/2564994.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010