Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Алексеевич Сретенский (15.04.1867, с. Толстиково Бежецкого у. Тверской губ.- 17.09. 1937, г. Бежецк Калининской (ныне Тверской) обл.), сщмч. (пам. 4 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи священника. В 1880 г. окончил Бежецкое ДУ, в 1888 г.- Тверскую ДС. Работал учителем в земской школе. 20 нояб. 1890 г. был рукоположен во иерея и назначен священником к храму бежецкого в честь Благовещения Пресвятой Богородицы женского монастыря . С 1906 г. состоял действительным членом Тверского епархиального комитета Православного миссионерского об-ва. С 1910 г. член благотворительного Об-ва во имя вмц. Варвары для вспомоществования бедным воспитанницам Тверского епархиального жен. уч-ща. Награждался набедренником (1893), камилавкой (1905), наперсным крестом (1911), орденом св. Анны 3-й степени (1915). После окончательного закрытия в 1932 г. Бежецкого мон-ря Н. стал служить в Крестовоздвиженском храме Бежецка. При мон-ре еще оставались ок. 50 монахинь, но вскоре они были изгнаны из монастырских зданий. Они жили по монастырскому уставу по частным квартирам, но по-прежнему собирались на богослужения в Крестовоздвиженском храме. Когда власти попытались закрыть оставшиеся в городе церкви, монахини воспротивились этому и начали собирать подписи верующих жителей Бежецка под прошением не закрывать храмы. Н. был арестован 5 авг. 1937 г. и в тот же день допрошен. Его обвинили в участии в «контрреволюционной группировке духовенства», возглавляемой еп. Григорием (Козыревым) , и в антисоветской агитации. Виновным себя не признал. Расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Калининской обл. от 13 сент. 1937 г. вместе со священномучениками прот. Михаилом Богородским , священниками Иоанном Василевским , Николаем Лебедевым и Павлом Васильевским . Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ РФ по Тверской обл. 21267-С. Лит.: Тверские ЕВ. 1908. 26. С. 311; 1910. 1/2. С. 28; Книга памяти жертв полит. репрессий Калининской обл.: Тверской мартиролог 1937-1938. Тверь, 2000. Т. 1. С. 414; Дамаскин. Кн. 3. С. 174-176.

http://pravenc.ru/text/2565830.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Удинцев. Икона. 10-е гг. XXI в. Александрович Удинцев (4.04.1862, с. Скородумское Ирбитского у. Пермской губ.- 7.08.1918, с. Коптеловское Верхотурского у. Пермской губ.), сщмч. (пам. 25 июля, в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи священника. Обучался в Пермской ДС, но по собственному прошению был уволен из семинарии при переходе в 5-й класс в 1882 г. После этого поступил на должность учителя народных школ в Ирбитском у. и до 1890 г. преподавал в школах и уч-щах сел Крутихинское, Голубковское, Верх-Ницинское и в пос. Ирбитский Завод, затем - в народном уч-ще с. Голубковского. 15 нояб. 1892 г. был рукоположен во диакона к ц. Трех святителей при Нижнетуринском заводе Верхотурского у. В 1894 г. рукоположен во иерея и назначен священником сначала в Петропавловскую ц. в с. Петропавловском Верхотурского у., затем в Воскресенскую ц. в с. Верх-Ницинском Ирбитского у. Одновременно он преподавал в церковноприходской школе дер. Игнатьевой Верх-Ницинского прихода. Н. был членом Братства св. прав. Симеона, Верхотурского чудотворца, а также Екатеринбургского комитета Православного миссионерского об-ва. Кроме того, он состоял членом-сотрудником Екатеринбургского отдела имп. Православного Палестинского об-ва. Был награжден набедренником (1902) и скуфьей (1905). Летом 1907 г. Н. перевели в с. Петропавловское, через месяц - в Нижнесинячихинский Завод Верхотурского у., но почти сразу назначили сверхштатным священником в с. Костинское Ирбитского у., для служения в приписной Михаило-Архангельской ц. дер. Клевакиной. Через неск. месяцев был образован самостоятельный Клевакинский приход. В янв. 1908 г. Н. был назначен в Михаило-Архангельскую ц. штатным священником. В 1910 г. стал законоучителем в Верх-Бутаковском уч-ще. В июле 1915 г. он был переведен в Вознесенскую ц. в с. Коптеловское Верхотурского у. В революционные годы крестьяне с. Коптеловского отказывались вступать в ряды Красной Армии. В агитации против мобилизации был заподозрен Н. Летом 1918 г. в окрестностях села действовали передовые разведывательные группы белых войск, к-рые поддерживала часть местных жителей. После очередного нападения белых, 7 авг. 1918 г., красноармейцы открыли артиллерийский огонь по с. Коптеловскому. Когда начался обстрел, Н. и еще неск. человек зашли в церковь и закрыли изнутри все двери, чтобы красноармейцы не смогли войти. После того как село было занято красным отрядом, солдаты стали бросать в окна храма ручные гранаты. Спустя нек-рое время были выломаны двери и ок. 50 красноармейцев ворвались в церковь. Тех, кто был в храме, арестовали и отправили в волостное правление. После допроса всех, кроме Н., освободили. Один из свидетелей рассказывал, что видел, как красноармейцы поставили священника к стене хлебного склада на окраине села, причем один красноармеец угрожал ему револьвером.

http://pravenc.ru/text/2565846.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАДЬЯКСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Иркутской и Нерчинской епархии, создано в 1796 г., упразднено между 1811 и 1815 гг. Основанию вик-ства предшествовала деятельность в 1794-1796 гг. Аляскинской (Кадьякской) миссии в составе не менее 10 чел. во главе с архим. Иоасафом (Болотовым) (миссия создана указом имп. Екатерины II Алексеевны от 20 июня 1793). Архим. Иоасаф (Болотов) докладывал Иркутскому еп. Вениамину (Багрянскому) , что в 1794-1796 гг. на Кадьякском архипелаге и на Аляске были крещены свыше 6740 местных жителей и обвенчаны более 1573 пар. Вероятно, успехи в миссионерской деятельности послужили основанием для принятия Синодом 4 июля 1796 г. определения об открытии на о-ве Кадьяк викариатства Иркутской епархии. Также предпосылкой данного решения стали поступавшие с 1794 г. обращения в Синод от руководителей Северо-Восточной компании (с 1799 Российско-Американская компания) купцов Г. И. Шелихова и И. И. Голикова об учреждении на Аляске епископской кафедры. Шелихов († 1795) обещал обустроить на Кадьяке архиерейский дом и открыть правосл. уч-ще. Кафедральным храмом К. в. скорее всего должен был стать построенный в 1794-1796 гг. на средства Шелихова и А. А. Баранова деревянный Воскресенский храм миссии на о-ве Кадьяк (освящен в апр. 1796, ныне на его месте находится Воскресенский собор в черте совр. г. Кадьяк, США). Согласно имп. указу от 19 июля 1796 г., Синод повелел «способствуя обращению народов, в части Сев. Америки обитающих, к познанию и принятию православной нашей веры, с толикими успехами производимой… учредить для сего епископа викарного Иркутской епархии с именованием епископа Кадьякского и прочих прилежащих к тому в Америке островов, назначая на содержание его с домом и потребными служителями... из казны нашей по 4030 р. и 70 к. ежегодно. В сей сан епископский посвятить... архимандрита Иоасафа в Иркутске». Хиротония должна быть совершена Иркутским еп. Вениамином (Багрянским) единолично вслед. удаленности епархии (РГИА. Ф. 13. Оп. 2. Д. 52. Л. 118-121; РНБ ОР. Ф. 1000. Оп. 3. Д. 1178). Новому епископу было вменено в обязанность заботиться об изучении местным юношеством рус. языка и грамоты, об устройстве новых церквей. Поскольку содержание архиерея и членов Кадьякской миссии брала на себя Северо-Восточная компания, штат архиерейского дома решили не назначать. Архим. Иоасаф прибыл в Иркутск 30 нояб. 1798 г., 10 апр. следующего года он был хиротонисан во епископа Кадьякского. В мае 1799 г. еп. Иоасаф и 11 (по др. данным, 12) сопровождавших его лиц уехали в Охотск, откуда летом того же года отправились на Кадьяк на фрегате «Феникс». Приблизительно в окт. 1799 г. епископ и его спутники погибли в результате кораблекрушения недалеко от о-ва Кадьяк.

http://pravenc.ru/text/1319786.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОСЛОВСКИЙ-ПЛАТОНОВ Ипполит Михайлович (1820, Москва - 15.12.1870, там же), прот., духовный писатель, проповедник, общественный деятель. Род. в семье священника. Учился в Московской ДС, затем в МДА, к-рую закончил в 1844 г. со степенью магистра богословия. Ученик проф. Ф. А. Голубинского , воспитатель его детей. В 1844-1850 гг. являлся бакалавром на кафедре логики и истории философии в МДА, составил полный курс этих дисциплин. В 1850 г. без подписи опубликовал в ж. «Прибавления к творениям святых отцов в русском переводе» отрывок из своей магист. дис. в виде ст. «Изъяснение пророчества Исаии об избранном отроке Иеговы». В ж. «Москвитянин» появилась ст. «История философии: Арабы и их философия», в к-рой Б.-П. доказывал, что значение араб. философии состоит в сохранении для человечества греч. философии и ее передаче христ. народам. В 1850 г. по поручению Духовно-учебного управления Б.-П. составил программу преподавания логики в ун-тах. В нач. 1851 г. митр. Московским свт. Филаретом (Дроздовым) Б.-П. был назначен членом комитета для рассмотрения нотных церковных переложений, вошедших в богослужебные певч. книги, подготовленные к изданию Придворной певческой капеллой. В мае 1851 г. рукоположен во иерея к ц. Успения Божией Матери на Могильцах. С 13 мая 1863 г. протоиерей. В 1866 г. переведен в ц. Живоначальной Троицы на Арбате, с 1868 г. благочинный Пречистенского «сорока». В 1851-1863 гг. преподавал Закон Божий в 4-й московской гимназии, в 1863-1870 гг.- в 1-й гимназии, а также в частных домах и пансионах. В 1866 г. назначен членом комитета по составлению учебника церковного пения для народных школ, избран в гласные Московской городской думы, в 1866-1870 гг. заведовал городскими уч-щами. В 1867-1870 гг. являлся членом Московского уездного училищного совета. В апр. 1868 г. награжден орденом св. Анны 3-й степени. С 1869 г. первый член комитета по устройству эмеритальной кассы духовенства Московской епархии. В 1869-1870 гг. цензор «Московских епархиальных ведомостей» . С 1870 г. член совета Православного миссионерского об-ва . Дважды избирался председателем Съезда епархиального духовенства, состоял членом-распорядителем братства свт. Николая. Последние 2 года жизни из-за болезни жил в Жуковке под Москвой. Похоронен на Дорогомиловском кладбище в Москве.

http://pravenc.ru/text/149579.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ КАЛИМАНТАНА [англ. Gereja Kalimantan Evangelis], одна из крупнейших протестант. церквей Малайзии. Е. ц. К. считает датой своего основания 26 июня 1835 г., когда на о-в Калимантан (Борнео) прибыли первые протестант. миссионеры. Наиболее плодотворной оказалась деятельность немцев из Рейнского миссионерского об-ва, к-рые, получив официальное разрешение от нидерланд. правительства, начали работать с племенами даяков. В 1859 г., во время восстания местных племен против нидерланд. властей, 4 миссионера и члены их семей (9 чел.) были убиты даяками. Подавив восстание, правительство ввело запрет на миссионерскую работу в регионе (до 1866). После первой мировой войны Рейнское миссионерское об-во испытывало серьезные финансовые трудности и было вынуждено передать Калимантан под эгиду швейцар. Базельской миссии. В этот период на острове насчитывалось 3,7 тыс. даяков-христиан, 17 миссионеров, 72 местных учителя и евангелиста, действовали 11 миссионерских станций и 33 миссионерских поста. В апр. 1935 г. в Куалакапуасе (Центр. Калимантан) был созван Генеральный синод Е. ц. К. 5 апр. его делегаты объявили о создании Даякской евангелической церкви. На следующий день состоялось 6 ординаций пасторов-даяков, был избран Исполнительный комитет для координации деятельности Генеральных синодов. Хотя церковь объединяла более 10 тыс. членов (96 конгрегаций) и считалась независимой, ее деятельность контролировалась руководством Базельской миссии. К 1939 г. численность Е. ц. К. превысила 15 тыс. чел., в т. ч. из местных жителей несли службу 16 пасторов, 23 евангелиста, 158 учителей и 40 миссионеров. Ситуация изменилась во время второй мировой войны. Когда гитлеровские войска вошли в Нидерланды, все немцы, находившиеся на территории Индонезии, были арестованы, включая миссионеров. В 1941 г., после того как японцы оккупировали Калимантан, были репрессированы проживавшие на острове голландцы, в т. ч. миссионеры. 7 миссионеров были убиты японцами. После войны Е. ц. К. пережила не менее тяжелые времена в период подъема национально-освободительного движения и усиления национализма в стране. Все контакты с зап. миссиями были прерваны. Однако Е. ц. К. нашла свое место в независимой Малайзии, уделив основное внимание социальной деятельности среди населения. Церковь содержит сеть лечебных учреждений в различных частях острова, техническую школу в с. Мандумай, сельскохозяйственную школу в Тумбанг-Лаханге и неск. общеобразовательных школ. Пасторов готовят в семинарии Банджармасин, учителей для религиозных школ - в учебном центре в Понтианаке (Зап. Калимантан). В 2007 г. Е. ц. К. насчитывает более 220 тыс. чел. (940 конгрегаций).

http://pravenc.ru/text/180958.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прот. сщмч. Павел Дернов с семьей. Фотография. Нач. XX в. Александрович Дернов (12.01.1870, с. Пиштаны Яранского у. Вятской губ.- 27 (14) февр. 1918, г. Елабуга Вятской губ.), сщмч. (пам. 14 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Отец мучеников Бориса, Григория и Симеона Дерновых, младший брат протопр. Александра Александровича Дернова (1857-1923). Из семьи священника. В 1884 г. окончил Яранское ДУ, в 1890 г.- Вятскую ДС, после чего поступил в КазДА. Окончил академию в 1894 г., получил степень кандидата богословия за соч. «Творение из ничего как отличительная черта откровенного учения о мироздании». 15 сент. того же года назначен законоучителем Елабужского реального училища. 2 окт. 1894 г. рукоположен Сарапульским еп. Алексием (Соболевым) во иерея и определен сверхштатным священником к елабужскому Спасскому собору. С 30 нояб. того же года являлся также законоучителем и преподавателем рус. лит-ры в жен. гимназии в Елабуге и настоятелем гимназической домовой Рождественской ц. 1 янв. 1907 г. возведен в сан протоиерея. Состоял членом Сарапульского Вознесенского братства, братства свт. Николая (с 1895), Миссионерского об-ва (с 1898). В 1916 г. возглавил Елабужское братство трезвости, устроил благотворительную чайную-столовую для бедных. Был награжден набедренником (1898), скуфьей (1901), камилавкой (1905), наперсным крестом и орденом св. Анны 3-й степени (1914). В янв. 1918 г. в Елабуге вспыхнуло антибольшевистское восстание, к-рое вскоре было подавлено прибывшим из Сарапула карательным красногвардейским отрядом во главе с Е. Колчиным. В обстановке установленного большевиками в городе террора 23 (10) февр. П. по решению священников Елабуги зачитал в Спасском соборе патриаршее послание от 19 янв. 1918 г. об анафематствовании врагов и гонителей Церкви. После этого командование карательного отряда пришло к выводу, что П.- главный идеологический организатор подавленного восстания. 25 (12) февр. по приказу Колчина красногвардейцы ворвались в дом П. и увели его с собой. В ночь с 26 (13) на 27 (14) февр. он был убит без суда за городом у Моралевской мельницы на льду р. Тоймы. Красногвардейцы расстреляли П., а потом добили штыками. На следующий день были убиты сыновья П.- студенты Борис (1897 г. р.), Григорий (1899 г. р.) и выпускник реального уч-ща Симеон (1901 г. р.). Они отправились на поиски уведенного отца, но были сами схвачены красногвардейцами и расстреляны у дамбы близ городской пристани. На похороны П. и его сыновей собралось множество народа, каратели не осмелились разгонять их. Казненные мученики были похоронены на городском Троицком кладбище Елабуги, слева от притвора храма (могила утрачена в годы советской власти, в 2010 на предположительном месте захоронения установлен надгробный памятник).

http://pravenc.ru/text/2581839.html

Образована решением Синода от 29 мая 2013 г., отделена от Липецкой и Елецкой епархии, вместе с Липецкой и Задонской епархией входит в образованную тогда же Л. м. В тот же день епископом Елецким и Лебедянским был назначен Барнаульский еп. Максим (Дмитриев) . Кафедральный город - Елец. Кафедральный собор - в честь Вознесения Господня. Территория епархии включает городской округ г. Елец и Елецкий, Данковский, Долгоруковский, Измалковский, Краснинский, Лев-Толстовский, Лебедянский, Становлянский и Чаплыгинский районы Липецкой обл. Елецкая и Лебедянская епархия разделена на 8 благочиний: г. Ельца, Елецкого р-на, Данковское, Долгоруковское, Лебедянское, Лев-Толстовское, Становлянское, Чаплыгинское. К 2015 г. имелось 6 мон-рей (2 мужских, 4 женских), 110 приходов; в клире состояли 118 священников, 6 диаконов. При ЕУ действуют отделы: религ. образования и катехизации, по мон-рям и монашеству, по работе с молодежью, по взаимодействию Церкви и общества, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, по пастырской работе с казачеством, по церковной благотворительности и социальному служению, информационный, паломнический; комиссии: по миссионерской и антисектантской деятельности, по пастырской работе в исправительных учреждениях, по реставрации и строительству храмов, по канонизации святых, попечительская. В 1996 г. в Ельце открылась православная гимназия во имя свт. Тихона Задонского. К 2014 г. в епархии насчитывалось 57 воскресных школ и групп. В 2014 г. учреждено общество православных педагогов. С янв. 2014 г. при Елецком гос. ун-те им. И. А. Бунина существует миссионерский студенческий клуб «Благовест». В том же году в Ельце создан епархиальный музей. В 2013 г. образовано об-во православных врачей. В Ельце и Чаплыгине действуют правосл. об-ва трезвости. В елецком доме-интернате для престарелых и инвалидов имеется домовая ц. во имя вмч. Пантелеимона. При Елецкой городской детской больнице сформирована группа правосл. волонтеров. В Лебедянском благочинии действуют православные молодежные клубы «Ковчег» при лебедянском Ново-Казанском соборе и «Воскресение» при Никольской ц. в с Б. Попово Лебедянского р-на; в Чаплыгине работает клуб при Никольской ц. Издается ежемесячный ж. «Епархиальный благовест», газеты «Лебедянская звонница» и «Гимназист» (издание елецкой правосл. гимназии). Святыни и крестные ходы

http://pravenc.ru/text/2110528.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 30.06.1918, с. Емаши Златоустовского у. Уфимской губ.), сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых), свящ; выпускник Уфимской ДС. После рукоположения во священника с сер. 80-х гг. XIX в. более 30 лет служил в Иоанно-Златоустовской ц. с. Емаши, являясь также законоучителем земской школы. Награжден набедренником (1889), скуфьей (1890), камилавкой (1894), орденом св. Анны 3-й степени (1915). С сер. 10-х гг. XX в. состоял действительным членом епархиального комитета правосл. миссионерского об-ва. Расстрелян красноармейцами во время совершения им молебна на прицерковной площади. 26 окт. 1999 г. прославлен в лике местночтимых святых Уфимской епархии, на Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г. причислен к лику общероссийских святых. Лит.: Зимина Н. П. Первые жертвы красного террора. Житие священномученика Аверкия Северовостокова//Уфимские ЕВ. 1998. 8. С. 2-3; Зимина Н. П. , Васильева И. Л. , Баширов Э. С. К прославлению собора новомучеников и исповедников Уфимской епархии: жертвы гражданской войны//Культурные и духовные традиции русских Башкортостана: история и современность: Сб. тр. конф.: В 3 ч. Уфа, 1998. Ч. 2. С. 19-26; Мохов В. В. , прот. , Зимина Н. П. , Васильева И. Л. , Баширов Э. С. , Гутовская С. М. Жития священномучеников Уфимской епархии (Аверкия Северовостокова, Тимофея Петропавловского, Алексия Канцерова, протоиерея Евграфа Еварестова, преподобномученицы Маргариты (Гунаронуло)//Ежег. Богосл. конф. ПСТБИ: Материалы, 1998 г. М., 1998. С. 223-227. Н. П. Зимина Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/62718.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДАЛЬБЕРТ [лат. Adalbertus] ( 16.03.1072), архиеп. Гамбургский и Бременский (с 1043), церковный и политический деятель средневек. Германии. В 1062-1065 гг. опекун малолетнего герм. кор. Генриха IV и фактический правитель гос-ва. Главной задачей А. стала борьба против планов дат. кор. Свена Эстридсена (1047-1075/76) вывести Датскую Церковь из юрисдикции Гамбургско-Бременской архиепископии, создав собственное архиеп-ство, а также за подчинение этой юрисдикции Церкви в Норвегии (к-рая управлялась самостоятельными епископами англ. поставления) и за возвращение Шведской Церкви в подчинение Гамбурга. Все это вылилось в неосуществившийся план А. создать на основе собственной архиепископии «Северный патриархат» из 12 еп-ств, а также привело к чрезвычайной активизации миссионерской деятельности, простиравшейся от Оркнейских о-вов до Финляндии. А. способствовал созданию новых еп-ств на западнослав. землях с центрами в Ратцебурге, Мекленбурге и др. Видеть в проекте «Северного патриархата» отражение конкуренции Германской и Византийской Церквей на севере Европы (H. Ludat) едва ли уместно, но бесспорны определенные греч. симпатии А., к-рый, по не вполне понятному замечанию Адама Бременского , «и церковное богослужение не желал более совершать по латинскому обычаю, а то ли на римский, то ли на греческий манер» (Adam. III 27. P. 170). Ученые-греки присутствовали при дворе А. и даже поставлялись им на епископские кафедры. А. был одним из последних защитников пришедшей в XI в. в упадок системы имперской Церкви . Ист.: Adam Bremensis Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum/Ed. B. Schmeidler. Hannover; Lpz., 1917. Lib. III [главный источник об А.]; Regeste der Erzbischöfe von Bremen/Hrsg. O. H. May. Hannover; Bremen, 1937. Bd. 1. N 53-79; Provincia Hammaburgo-Bremensis/Ed. W. Seegrün, Th. Schieffer. Gött., 1981. N 72-90. (Germania pontificia; T. 6). Лит.: Ludat H. Die Patriarchatsidee Adalberts von Bremen und Byzanz//Archiv für Kulturgeschichte. 1952. Bd. 34. S. 221-246; Glaeske G. Die Erzbischöfe von Hamburg-Bremen als Reichsfürsten (937-1258). Hildesheim, 1962; Fuhrmann H. Provincia constat duodecim episcopatibus//Studia Gratiana. 1967. T. 11. P. 389-404; Lammers W. Adalbert von Hamburg-Bremen//Geschichte Schleswig-Holsteins. Neumünster, 1981. Bd. 4/1. S. 165-214; Johanek P. Die Erzbischöfe von Hamburg-Bremen und ihre Kirche im Reich der Salierzeit//Die Salier und das Reich. Sigmaringen, 1991. Bd. 2: Die Reichskirche der Salierzeit. S. 79-112.

http://pravenc.ru/text/63440.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Николаевич Колоколов (7.03.1880, с. Никольское-Неверьево Корчевского у. Тверской губ.- 29.12.1937, г. Кашин Калининской обл.), сщмч. (пам. 16 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. ц. во имя свт. Николая в с. Никольском-Неверьеве. Род. в семье священника, после окончания Тверской ДС в 1913 г. рукоположен во священника и приписан к Никольской ц. в родном селе, с 1914 г. состоял членом Тверского епархиального миссионерского об-ва, в 1916 г. награжден наперсным крестом. В 1930 г. арестован, приговорен к году заключения в ИТЛ и 3 годам ссылки. В 1933 г., после возвращения из ссылки, назначен настоятелем Никольского храма и возведен в сан протоиерея. В 1937 г. власти вновь пытались осудить А. по столь абсурдному обвинению (якобы обварил ребенка кипятком при крещении), что вынуждены были вскоре освободить. Зная о том, что неминуемо будет осужден и приговорен к смерти, А. не страшился мученической кончины, но желал исповедничества за Христа. 20 дек. 1937 г. он был арестован и заключен в кашинскую тюрьму. На допросах виновным в антигос. деятельности себя не признал, отказался снять сан и прекратить «религиозную проповедь». Расстрелян по приговору от 27 дек. 1937 г. Реабилитирован в 1989 г. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ по Тверской обл. Арх. 21858-С. Л. 3-26. Лит.: Тверские ЕВ. 1916. 10. С. 91; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 599; Дамаскин. Кн. 3. С. 469-470. Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/text/64106.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010