Римско-католическая Церковь Представлена архиепископством-митрополией Панама, к-рой подчиняются еп-ства Читре, Сантьяго-де-Верагуас, Давид, Колон-Гуна-Яла, Пенономе, а также апостолическим викариатом Дарьен и территориальной прелатурой Бокас-дель-Торо. Дипломатические отношения с Папским престолом установлены в 1923 г. В 2016 г. в П. насчитывалось более 200 католич. приходов. 30 июня 1958 г. основана Епископская конференция П. Протестантские церкви, деноминации и секты Англиканская Церковь представлена диоцезом Панама, к-рый входит в состав Англиканской Церкви центрального региона Америки (Iglesia Anglicana de la Región Central de América), являющейся членом Англиканского содружества . Диоцез включает 2 прихода, 27 миссий и 4 проповеднических стана (ок. 3 тыс. прихожан). Кафедра - собор св. Луки в г. Панаме (освящен в 1924). Лютеранство представлено небольшими орг-циями: Евангелическо-лютеран. церковью Панамы (Evangelical Lutheran Church of Panama; 6 конгрегаций, 200 чел.; основана амер. Лютеранской церковью - Миссурийский синод ; в 1941 ее представители начали работу среди англоязычного населения П., в 1980 - среди испаноязычного); Лютеранской церковью Искупителя (Iglesia Luterana El Redentor; ок. 200 чел.; основана ок. 1980); Евангелическо-лютеран. церковью в Коста-Рике (Evangelisch-Lutherische Kirche in Costa Rica; пастор этой церкви 2 раза в год посещает немецкоговорящие общины в П. (ок. 100 чел.); находится в составе Евангелической церкви Германии ; в П. действует с 50-х гг. XX в.). Большинство баптистов объединены в Панамскую баптист. конвенцию (Convención Bautista de Panamá; 106 общин, 7573 чел.; данные за 2006). В 1866 г. в П. начали проповедовать первые миссионеры-баптисты из Ямайки при поддержке Баптистского миссионерского об-ва. С учреждением зоны Панамского канала (1903) в стране появились англоязычные миссии Южной баптист. конвенции США. П. стала центром распространения баптизма в другие страны Центр. Америки. В 1956 г. образованы Панамская баптист. конвенция, а также теологическая семинария в Аррайхане (ныне действует также семинария в г. Панаме). В 1962 г. в П. начали работу представители Зарубежного миссионерского об-ва консервативных баптистов (Conservative Baptist Foreign Mission Society) и орг-ции «Баптисты свободной воли» (Free Will Baptists; ок. 750 чел. в нач. XXI в.). В 1976 г. в П. открыла миссию консервативная баптист. организация «Баптистское библейское братство» (Baptist Bible Fellowship).

http://pravenc.ru/text/2578790.html

12 июля 1908 г. И. выступил на открытии IV миссионерского съезда в Киеве. В своей речи он подчеркнул, что в основе суждений делегатов, «несомненно, будет лежать воля государя, выраженная в указе 17 апр. 1905 г.». Но свобода вероисповедания дана вовсе не «на ослабление и разорение Православия». По сути, как отмечает С. Л. Фирсов, И. заявлял о стремлении гос-ва и впредь поддерживать Церковь силой внешнего авторитета власти ( Фирсов. 1996. С. 310). Опасаясь разрушения гос. устройства «справа», И. очевидно недооценивал радикализм левых. Желание сохранить гос. (синодальный) контроль над деятельностью «правой оппозиции» архиереев сочеталось у И. с либерально-реформаторскими взглядами относительно системы духовного образования и приходской жизни. И. подал в отставку в знак протеста против решения Синода об отмене автономии духовных академий, полагая, что решение этого вопроса следовало отложить до утверждения нового устава академий. Возможно, на принятие решения об отставке повлияло избрание Советом СПбДА на должность ректора сомнительной для императора кандидатуры - прот. Тимофея Налимова. 5 февр. 1909 г. уволен от должности обер-прокурора и назначен членом Гос. Совета. 6 февр. того же года И. была объявлена Высочайшая благодарность. Отставку И. с поста обер-прокурора Л. Львов ( Львов. 1909) связывал с его деятельностью по защите автономии духовных школ, к-рая не поощрялась консервативной частью епископата. В то же время председатель Совета министров Столыпин при отсутствии особых претензий критиковал И. за неспособность «плыть против синодских течений»: напр., И. не комментировал реакцию Синода на празднование 80-летия Л. Н. Толстого . В период обер-прокурорства удостоен ряда наград и почетных званий. С 1907 г. почетный гражданин г. Новосиль Тульской губ. (за помощь бедным во время эпидемии холеры и участие в создании ремесленной школы). В том же году избран почетным членом ряда братств: Виленского Свято-Духовского, Ковенского Свято-Никольского, Курского Знаменско-Богородицкого миссионерско-просветительного, Холмского Богородицкого, Покровского с. Кричильск Ровенского у. Волынской губ., св. арх. Михаила при Михайловской ц. с. Б. Вербча (Вел. Вербче) Ровенского у. Волынской губ., а также Ставропольского епархиального церковно-археологического об-ва. 13 янв. 1908 г. избран почетным членом Прибалтийского правосл. братства; 15 янв.- Московского Археологического ин-та и Правосл. церковного братства свт. Гурия при Казанском кафедральном соборе; 2 февр.- Острожского Кирилло-Мефодиевского братства; в том же году - Православного карельского братства во имя вмч. Георгия. 11 июня 1907 г. Иерусалимским Патриархом Дамианом И. был пожалован золотой крест с частицей Животворящего Древа (разрешено носить исключительно при церковных церемониях) и звание кавалера Св. Гроба Господня.

http://pravenc.ru/text/293870.html

Большая часть биографических статей и воспоминаний посвящена местным деятелям, напр. «Первый Оренбургский епископ, а впоследствии Тобольский архиеп. Амвросий Келембет» прот. Александра Сулоцкого (1874. 11; 1875. 9-12), «Воспоминания о И. И. Неплюеве» прот. С. Семёнова (1874. 1. С. 30-33; 3. С. 103-105; 1875. 3. С. 94-102), «Преосв. Михаил [Добров], еп. Оренбургский и Уфимский» Р. Г. Игнатьева (1882. 11-15, 17, 18/19), но встречаются и биографические публикации о лицах, не связанных с Оренбургским краем, напр. «Воспоминания о преосв. Варлааме, архиеп. Черниговском и Нежинском» (1873. 14, 15, 17-22, 24), «Воспоминания о высокопреосв. Макарии [Булгакове], митр. Московском» Г. С. Рыбакова (1883. 2. С. 51-62). Среди мн. статей по народному образованию наиболее общий характер имеют «Начальное народное образование: Школы грамоты» (1890. 2, 4, 6, 9, 12, 13, 17, 19-24) и «С. А. Рачинский и его примерная педагогическая деятельность» (1891. 18. С. 594-606; 19. С. 639-650; 20. С. 673-686) Полетаева, «Известия и заметки по народному образованию» С. С. Никольского (1896. 2-6, 8, 10, 13/14, 21, 23; 1897. 1, 5, 8, 12, 16, 17, 24), «Десятилетие церковноприходских школ Оренбургской епархии (1885-1895)» свящ. Владимира Покровского (1896. 22, 24; 1897. 3-5). В качестве приложений к «О. е. в.» издавались: «Катихизические поучения» свящ. Иоанна Тернова (1887), «Записки по философии» В. И. Обухова (1889), «Слова, беседы и поучения на воскресные и праздничные дни» (1890-1892), Отчеты о деятельности Оренбургского Михаило-Архангельского братства (1890-1905), «Программа школы для крещеных инородцев восточной России» Н. И. Ильминского (1895), «Акты собрания депутатов от духовенства» (1915), «Проповеднический листок» (1916-1917), «Церковно-школьный листок Оренбургской епархии» (1916-1917), сборники проповедей и отдельные поучения, руководства по садоводству и пчеловодству, списки церковноприходских школ епархии и программы учебных предметов, отчеты Об-ва вспомоществования нуждающимся учащимся и Миссионерского об-ва, списки служащих в духовно-учебных заведениях епархии, ведомости епархиального учебного совета и др.

http://pravenc.ru/text/2581505.html

В сент. 1872 г. М. получил назначение проповедовать Евангелие бурятам и тунгусам в Цаган-Усунском стане и Цакире - на границе с Монголией (епархиальное начальство из-за малочисленности миссионеров в Сибири было вынуждено непрерывно переводить правосл. проповедников с одного места на другое). В окт. 1872 г. М. по благословению архиеп. Парфения устроил и освятил храм во имя свт. Николая Чудотворца. 11 июля 1873 г. М. приветствовал в Посольском мон-ре возвращавшегося из кругосветного плавания вел. кн. Алексея Александровича. В авг. того же года он встречал назначенного на Иркутскую и Нерчинскую кафедру преосвященного Вениамина (Благонравова), своего наставника и друга. При вступлении в управление епархией архиеп. Вениамин высоко оценил труды ученика, предложив ему возглавить Иркутский отдел Духовной миссии в должности настоятеля Ниловой пуст. в Саянских горах. М., возведенный в сан архимандрита, стал 1-м ее начальником. Началось сооружение новых станов и храмов, росло количество новообращенных. Однако богослужение велось на церковнослав. языке, непонятном для инородцев, что мешало успеху проповеди. Н. И. Ильминский , один из наставников М. в академии, участвовавший в Московском собрании Миссионерского об-ва, посоветовал митр. Московскому свт. Иннокентию (Вениаминову) вызвать М. в Казань для помощи в переводе духовной лит-ры на языки малых народов Сибири, а также для содействия в организации церковноприходских школ на сибир. окраинах России. Синод со вниманием отнесся к представлению маститого архипастыря, и в кон. 1873 г. М. покинул Сибирь. В 1874-1875 гг. он посетил Вятскую губ., затем отправился в Москву. В то время Миссионерское об-во размещалось в московском в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыре . Смотритель монастырского миссионерского корпуса иером. Иосиф оказал М. радушный прием, сопровождая сибирского гостя при осмотре достопримечательностей Москвы, в путешествиях в Киев и в Троице-Сергиеву лавру. Окрепший и отдохнувший от длительных миссионерских трудов, М.

http://pravenc.ru/text/2562822.html

Протестантские церкви, деноминации и секты Протестанты различных деноминаций составляют от 0,2 до 1,5% населения страны. Протестантская церковь в Омане (ПЦО; Protestant Church in Oman) является межденоминационной орг-цией, осуществляющей взаимодействие между Реформатской церковью в Америке (РЦА; Reformed Church in America) и англикан. Епископальной церковью в Иерусалиме и на Ср. Востоке, представленной в О. капелланством диоцеза Кипра и Персидского зал. На последнюю приходится наибольшее, по неофиц. данным на 2015 г., количество обращенных в христианство оманских подданных-мусульман - ок. 200 чел. Два центра ПЦО находятся в Маскате, 1 - в Сухаре. В столице 4 англоговорящие общины, а также арабская, филиппинская и корейская общины этой орг-ции. Кроме того, в О. действуют Евангелическая христианская церковь Омана (Oman Evangelical Christian Church), межденоминационный Центр аль-Амана, Христианское братство Омана (Oman Christian Fellowship), братство «Хлеб Жизни» (Bread of Life Fellowship), общины адвентистов седьмого дня, Церкви Юж. Индии и др. В 1884 г. на пути в Иран и Кашмир короткую остановку в О. совершил проповедник англикан. Церковного миссионерского об-ва Т. В. Френч (1825-1891). В февр. 1891 г. он прибыл в Маскат для создания постоянного миссионерского стана, но в мае умер от малярии. В том же году Маскат посетил Дж. Кантайн (1861-1940) - один из основателей Арабской миссии РЦА. В нояб. 1893 г. в Маскат прибыл П. Звемер (1869-1898) и арендовал на городском рынке лавку для распространения Библии. В 1894 г. РЦА взяла на себя финансирование и управление Арабской миссией, закрепившейся в Маскате и впосл. в Матрахе. Миссионеры вели проповедь среди наиболее бесправных слоев населения (напр., африкан. рабов и вольноотпущенников) и периодически безуспешно пытались закрепиться во внутренних районах О. После смерти Звемера его работу в О. в 1899-1908 гг. продолжил Кантайн. С 1910 г. в Маскате служили и англикан. священники. Протестант. миссия занималась в основном медицинским обслуживанием и образованием, впосл. открыла госпиталь в Маскате, ставший центром христ. присутствия в стране (в 1957 при госпитале открыта часовня). В 1972 г. РЦА и Англикан. Церковь создали единую ПЦО; ее 1-м пастором в 1972-1979 гг. был Х. Стаал, представитель РЦА. Первым англикан. пастором ПЦО стал А. Гейтс (1978-1980). В нач. XXI в. ПЦО финансировала деятельность 16 миссионеров, а также 2 больницы и школы в Маскате. Иудаизм

http://pravenc.ru/text/2578387.html

После Февральской революции с марта 1917 г. в неофиц. отделе начали выходить статьи на политические темы. Вслед за редакторским текстом прот. Е. Кондратьева «Свободная Россия» 9/10. С. 6-7) появились статьи свящ. Константина Семёнова: «Братский призыв» 11/12. С. 5-7), «Гражданский долг пастыря» 13/14. С. 8-9), «Несколько слов об избрании епископа» 17/18. С. 6-8), «О «духовных» наградах» 21/23. С. 15-17), «О реформе прихода» 24/25. С. 9-12), «Об общей исповеди» 30/31. С. 7-8). Был напечатан «Сборник программ русских политических партий» 16. С. 9-12; 17/18. С. 9-10; 20. С. 6-8), в к-ром сначала дана пространная программа РСДРП, а за ней программы эсеров, кадетов и др. В то же время под рубрикой «Церковь и революция» в 21/23-26/27 были помещены рапорты причтов и благочинных, полученные в ответ на обращение редакции «К петроградскому духовенству» 13/14. С. 1) с просьбой сообщить, «как пережили местные причты первые дни революции». Эти документы сообщают о провокациях агитаторов, насилии и кощунствах революционной толпы. В конце года были опубликованы сообщения о мученической кончине прот. сщмч. Иоанна Кочурова 46/47. С. 1), антицерковных акциях, статьи «Социалистический террор для Св. Церкви» прот. Николая Каменева 44/45. С. 9-11) и «Трудно прать против рожна» (об «упразднении Бога» новыми правителями России) прот. Н. Дроздова 51. С. 4-6). В качестве отдельных приложений к журналу были изданы отчеты епархиального комитета Православного миссионерского об-ва за 1908 г. и Александро-Невского ДУ за 1907/08 и 1908/09 уч. г., немногочисленные назидательные брошюры. Петроградским церковно-епархиальным советом в 1918-1919 гг. издавалась еженедельная газ. «Петроградский церковный вестник» («Петроградский церковно-епархиальный вестник»), ее редактором в 1919 г. был прот. М. Чельцов. После возобновления епархиальной издательской деятельности с 1990-х гг. С.-Петербургской епархией издавались журналы «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости» (с 1990) и «Церковный вестник» (в 2000-2004, с 2005 - «Санкт-Петербургский церковный вестник», с 2007 - «Вода живая»), газеты «Церковная жизнь Северо-Запада» (1990, 1999), «Хроника церковных событий» (1998) и др.

http://pravenc.ru/text/293860.html

народностей. 18 авг. 1891 г. И. отправил в Синод рапорт с просьбой об учреждении на юге Тобольской епархии особой правосл. миссии, предлагая открыть 3 стана: в Каркаралинске, Акмолинске (ныне Астана) и Атбасаре, назначить в каждую из них миссионера, а также помощников для него и переводчика. Кроме этого он предлагал по примеру Томской миссии назначить оплату миссионерам. Рапорт епископа Синод передал в Совет Православного миссионерского об-ва, который 5 марта 1892 г. постановил выделить на содержание миссий на юге Тобольской епархии средства (4470 р.) с тем условием, чтобы открытие миссий и назначение миссионеров производились тобольским епархиальным начальством. 30 апр. 1894 г., уже при Тобольском еп. Агафангеле (Преображенском) , Синод разрешил «открыть православную миссию среди киргиз, населяющих Тобольскую епархию». В 1893 г. И. по болезни подал прошение об увольнении на покой. «Постигла меня болезнь-плеврит от простуды на Пасхе,- писал И. в записках.- Болезнь действительно была невыносимо северная, так что я лишился было и пищи, и сна, и 100 дней сидел в кресле, отплевываясь от плеврита. Не видя конца болезни, я вынужден был просить увольнения от должности…» 17 июля 1893 г. И. был уволен на покой и назначен управляющим раненбургской Петропавловской пуст. в Рязанской губ. на правах настоятеля. 17 авг. 1893 г. епископ отбыл из Тобольска. Стараниями И. в Петропавловской пуст. были отремонтированы теплый собор св. Иоанна Предтечи и холодный собор апостолов Петра и Павла. В 40 км от обители И. устроил Вознесенский скит с дубовой ц. в честь Вознесения Господня и с домом настоятеля. «После бурного моря Тобольского, которое едва не разбило моей утлой ладьи вдребезги, жил я в тихой пристани Раненбургской пустыни и наслаждался мирным и спокойным состоянием духа и сердца»,- писал И. (Там же. С. 90-91). 10 дек. 1894 г. И. возглавил Рязанскую и Зарайскую епархию, 22 дек. прибыл в Рязань; после встречи в кафедральном соборе помолился в Архангельском соборе Рязанского кремля, у места захоронения своего предшественника архиеп. Феоктиста (Попова) . Этот древний собор был некрополем Рязанских архипастырей.

http://pravenc.ru/text/1237927.html

После перевода И. м. в единоверие книжный фонд пополнялся единоверческими изданиями, часть его до 1917 г. хранилась в б-ке саратовского миссионерского братства Св. Креста. По постановлениям Пугачёвского исполкома от 20 февр. и 4 марта 1919 г. и в связи с циркуляром Народного комиссариата юстиции об отделении Церкви от гос-ва подотдел охраны культурно-исторических ценностей Пугачёвского исполкома отдал часть б-ки в местный краеведческий музей. Книги и рукописи передавались в Пугачёв и Самару также во время приездов на Иргиз в 1919-1923 гг. М. Н. Тихомирова (впосл. академик), работавшего в Самарском ун-те и в Самарском об-ве археологии, истории, этнологии и естествознания. Главную часть монастырской б-ки Пугачёвский музей получил в нач. янв. 1926 г. в связи с упразднением Балаковского у. В 1935 г. основной фонд книг и рукописей, собранных Пугачёвским музеем в Иргизских монастырях, в т. ч. в И. м., поступил в научную б-ку Саратовского гос. ун-та. В составе рукописей, связь к-рых с б-кой И. м. установлена точно, преобладают крюковые. История Иргиза отразилась в рукописных старообрядческих сочинениях, в т. ч. и примыкавших к т. н. Китежскому циклу. С 40-х гг. XIX в. И. м. исследовали еп. Иаков (Вечерков), Н. И. Варадинов, Н. И. Попов , Д. Л. Мордовцев , П. И. Мельников (А. Печерский) и др. Сводные данные об И. м. имеются в материа-лах переписей 1775, 1815, 1828 гг. (РГАДА, РГИА), источники различного происхождения за весь период истории И. м. хранятся в основном в ГА Саратовской обл. Богатая экспозиция по истории Иргизских монастырей, в т. ч. И. м., с 1919 г. существует в краеведческом музее г. Пугачёва Саратовской обл. (бывш. Николаевск Самарской губ.). 1918-2011 гг. Решением уездного Николаевского совнаркома от 26 янв. 1918 г. И. м. был закрыт, однако монашеская жизнь продолжалась в трудовой артели до кон. 20-х гг. XX в. Передача предметов из ризницы обители в учреждения культуры осуществлялась вместе с передачей фондов монастырской б-ки и на тех же правовых основаниях. В 1923 г. Тихомиров вывез из И. м. и передал в Самарский краеведческий музей уникальную плащаницу (XVI в.), по преданию вышитую супругой кн. Владимира Андреевича Старицкого (ГИМ).

http://pravenc.ru/text/673917.html

Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903. «Св. Давид III-й Возобновитель, царь Грузии». (1089–1125). Тифлис, 1899· «Жизнь и подвиги св. Антония Столпника, чудотворца Мартмкопского». Тифлис, 1899. «Або, мученик Тифлисский». Тифлис, 1899. «Назревший вопрос» (Ко дню столетия приосединения Грузии к России 1900 г.). Тифлис, 1900. «Заслуги грузинского монашества и монастырей для отечественной церкви и общества». «Дух. Вестн. Груз. Экзарх.» 1896, 22. «Двенадцативековая религиозная борьба православной Грузии с исламом». 1900 . «Восковая свеча в Греко-Грузинской Церкви». Тифлис, 1901. «Крест св. Нины в связи с вопросом о значении креста в древности», «Две святыни в Кахетии». «Давид Гараджели и его лавра». Тифлис, 1901.· «Краткий очерк истории Грузинской Церкви и Экзархата в XIX веке». Тифлис, 1901. Отзыв об этом труде см. «Приб. к «ЦВ» 1901, 4–7, стр. 1735–1738. «Состояние христианства в Абхазии в первой четверти XIX столетия и попытка организации в ней миссионерского дела в 1831–1834гг.» Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903. «Ананурская атлешга». Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903. «Мцхетский храм и его реставрация». Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903. «Народные обычаи и их значение». Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903. «Новый вариант творения Александра Сергеевича Грибоедова». Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903. «Церковно-исторический очерк основания в Херсоне викариатства и его жизнедеятельность (по поводу его пятидесятилетия 1853–1903 гг.) Одесса, 1905. Отзыв об этом труде см. «Приб. к «ЦВ» 1905, 16–17, стр.732–734. «Четыре доклада в пользу Грузинской Церковной автокефалии». «Журн. и Проток. Предсоборн. Присутств.» m.III. СПБ, 1907, стр.43–58. «Культурная роль Иверии в истории Руси». Тифлис, 1910, стр.445–448. «Крест в мире языческом и христианском». Харьков, 1912. «Лексикологический материал». (На грузинском языке в сборнике Груз.Об-ва истории и этнографии). Тбилиси, 1912–1913 гг. «Грузинские фемы в Византии: Халдия и Иверия». Полоцк, 1916. «Клемакс св. Иоанна на грузинском языке».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

14 февр. 1869 г. в К. м. была открыта 2-классная (старшее и младшее отд-ния) школа для девочек, в 1888 г. преобразованная в церковноприходскую одноклассную с 3 (позже с 4) отд-ниями. Школа считалась приготовительным учебным заведением для поступления в старшие классы епархиального жен. уч-ща или в Мариинскую жен. гимназию. Обучение было бесплатное и сначала сословное (для девиц духовного звания, в т. ч. сирот, заботу о к-рых полностью брал на себя мон-рь), позже стали принимать детей всех сословий. Забота о воспитанницах, а также содержание в чистоте и порядке помещения поручались сестрам обители. Преподавание велось монастырским священником и теми насельницами, к-рые получили образование до поступления в мон-рь. Преподавали Закон Божий, русскую грамматику, арифметику, географию, рукоделие. В 1874 г., при игум. Софии, монастырскую школу посетил архиеп. Литовский и Виленский Макарий (Булгаков) . Игум. София была попечительницей 2 приютов для детей-сирот (для мальчиков и девочек), помогала пожертвованиями Курской ДС, являлась действительным членом Курского миссионерско-просветительского братства, Курского отдела ИППО, принимала активное участие в работе Имп. Археологического об-ва. Во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. игум. София взяла под монастырскую опеку Курский лазарет и оказывала помощь раненым воинам продуктами, деньгами, бельем. Под ее опытным руководством в лазарете трудились усердные сиделки. В 1883 г. 12 сестер, в т. ч. и игум. София, были награждены почетным знаком «Красного Креста». В течение 29 лет игумения была начальницей жен. епархиального уч-ща и ежегодно жертвовала свой годовой оклад (500 р.) в его пользу. Из воспитанниц сформировался один из лучших хоров города. Училищная б-ка являлась образцовой. Для ознакомления с учебным процессом женское уч-ще посещали обер-прокуроры Синода. За просветительскую деятельность и религиозно-нравственное воспитание детей игум. София была удостоена многочисленных наград от Синода, религиозно-просветительских и научных об-в. Она также была награждена 3 наперсными драгоценными крестами из Кабинета царей Александра II и Александра III. Кроме того, игум. София получала благодарности от имп. Александра II, имп. Марии Александровны, вел. кн. Сергея Александровича.

http://pravenc.ru/text/2462325.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010