О чем говорят жесты на иконах? Почему, глядя на каноническую икону, мы испытываем необычное чувство – будто мы видим особый мир, более возвышенный и светлый, чем наша повседневность? Во-первых, конечно, потому, что на иконах изображены святые жители Неба. А во-вторых, потому, что и сам способ изображения – необычный. 9 января, 2010 Почему, глядя на каноническую икону, мы испытываем необычное чувство – будто мы видим особый мир, более возвышенный и светлый, чем наша повседневность? Во-первых, конечно, потому, что на иконах изображены святые жители Неба. А во-вторых, потому, что и сам способ изображения – необычный. Почему, глядя на каноническую икону, мы испытываем необычное чувство – будто мы видим особый мир, более возвышенный и светлый, чем наша повседневность? Во-первых, конечно, потому, что на иконах изображены святые жители Неба. А во-вторых, потому, что и сам способ изображения – необычный. Одна из главных   его особенностей – глубокое осмысление каждой детали. Цвета, позы, выражения лиц и жесты, любой предмет – всё имеет на иконе свое значение. Сестры из иконописной мастерской Ново-Тихвинского монастыря (Екатеринбург) готовят для сайта «Правмир» несколько рассказов о том, что значит на иконе та или иная деталь. Первый рассказ – о жестах. За несколько веков сложился определенный канон – как писать руки и жесты святых. Однако не нужно думать, будто строгие рамки обедняют икону. Наоборот, именно такие на первый взгляд незаметные штрихи и делают икону богословием в красках. Благословляющая десница. Пальцы правой руки (десницы) сложены в виде букв I и Х (Иисус Христос) – это благословение именем Господним; также распространено троеперстное сложение – благословение именем Святой Троицы. С таким жестом изображаются святители (то есть святые епископы, митрополиты и патриархи), а также преподобные и праведные, имевшие священный сан. Например, святитель Иоанн Златоуст, который был архиепископом Константинопольским; святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских; преподобный Серафим Саровский… При жизни они каждый день благословляли этим жестом множество людей, а теперь с Небес благословляют каждого, кто обращается к ним с молитвой.

http://pravmir.ru/o-chem-govoryat-zhesty...

Поучение в день перенесения мощей Святителя Христова и Чудотворца Николая из Мир в Бар-Град, 9-го мая Ныне у нас праздник перенесения мощей Святителя Христова и Чудотворца Николая из Ликийского города Мир, находящегося в Малой Азии, в Апулийский город Бар, область южной Италии. Об этом перенесении, прежде всего, я хочу теперь, братие, повести с вами и мою речь. Святитель Христов Николай скончался в Ликийском городе Мирах 6-го декабря 342 г., и его тело с честью погребено было в соборном Мирликийском храме, в котором он приносил бескровную жертву и свои молитвы о спасении своем и своей паствы. Честные мощи его почивали там в продолжение 744 лет. В 1086 г. турки-магометане, при нападении на Малоазийские области Греции, овладели Ликиею, город Миры разорили, и христиане Мирликийские свое дорогое сокровище – мощи угодника Божия Николая принуждены были сокрыть под землею. Но вот, по воле Господней, Святитель Николай является в ночном видении одному благочестивому священнику, жившему в Апулийском городе Бар, и говорит ему: «ступай, скажи духовенству и народу, чтобы взяли мощи из Мир-Ликий- ских и перенесли в здешний город». Обрадованные граждане и духовенство избрали знатнейших между ними мужей и с несколькими священниками отправили их на кораблях в Миры-Ликийские. Посланные мужи прибыли в Миры, и там, в одной церкви, по сказанию черноризцев, обрели в земле гроб с мощами Святителя, наполненный благоухающим миром; они беспрепятственно взяли его и с благоговением перенесли на свой корабль. С этим драгоценным приобретением отправились они из Мир-Ликийских в обратное плавание в 11-й день апреля, и благополучно возвратились в город Бар 9-го мая 1086 года. Жители города с радостью встретили мощи Святителя Николая и перенесли их в храм св. Иоанна Предтечи. Благодарные Баряне построили во имя Святителя Николая великолепный каменный храм, и в третий год после перенесения мощей из Мира, также 9-го мая, с честью и торжеством, в новом серебрянном, позлащенном гробе, перенесли их из храма Предтечева в новопостроенный храм, и положили в святом алтаре, где и доныне почивают (Чет.-Мин. 9 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! В Евангелии от Луки мы читаем об удивительном событии, связанном с Рождеством Христовым: пастухам, пасущим овец на поле, является Ангел и говорит странные слова. Затем является целое воинство Ангелов и воспевает еще более странные слова. Странные? Непонятные? Незнакомые?.. В том-то и дело, что непонятные и незнакомые для нас, но для людей 1го века – и понятные, и знакомые. Мы тоже думаем, что эти слова нам знакомы. Если спросить человека в храме, со светлым лицом подпевающего хору Слава в вышних Богу… о чем это, то человек ответит: «Разве этими словами мы не воздаем славу Богу?» Кто-то добавит: «Благодаря Богу на земле устанавливается мир, верно?» На самом деле, этот гимн гораздо серьезней и глубже. Давайте об этом поговорим, но сначала перечитаем Евангельский рассказ: В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! ( Лк.2:8-14 ) Забегая вперед, сразу скажем, что данные слова – законспирированный антиримский гимн! А теперь – по порядку… На юго-западном побережье Турции расположены Миры Ликийские – то самое место, где святительствовал Николай Чудотворец. Здесь археологи раскопали колонну, изготовленную и надписанную в честь «божественного кесаря Августа, сына бога, императора суши и моря, благодетеля и спасителя всего мира». (Для того чтобы особенно заострить ваше внимание на некоторых словах и выражениях, я их выделил жирным шрифтом., — прим. автора). Если от древних Мир переместиться в находящийся неподалеку Галикарнас (ныне это турецкий курорт Бодрум), здесь можно увидеть даже более удивительную надпись:

http://azbyka.ru/slava-v-vyshnih-bogu-i-...

«Русский бог» Свт. Николай Чудотворец. 1713 г. Видели ли вы хотя бы один храм, в котором на почетном месте не оказалось бы иконы святителя Николая? И не увидите. Бывает так: храм только-только построен или начал восстанавливаться, еще нет и алтарной преграды, лишь перед престолом два образа – Господа Вседержителя и Пресвятой Богородицы, но обязательно где-нибудь рядом, пусть небольшой, принесенный из дома, образ Николая Чудотворца. Да что храм, в любой благочестивой семье есть своя Николина икона: или писанная, или медного литья, или просто бумажная олеография, сохранившаяся со времен коробейников и книгонош… Бумажные даже чаще встречаются – легче было спрятать, сохранить от ретивых богоборцев. А сколько по всей земле нашей – от Балтийского моря до Охотского и от Белого до Черного – Никольских храмов, приделов, часовен! Иностранцы, недоумевая, чем это мог так тронуть таинственную славянскую душу архиерей из далекой Малой Азии, прозвали святителя Николая «русским богом». «В Мирех живый чувственне, иерарше, миром разумно духовным явился еси помазан, отче Николае. Темже миры чудес твоих мир облаговонил еси, миро приснотекущее проливая, мирными твоими благовонными словесы и памятию твоею». В этом седальне уже содержится часть ответа на недоуменные вопрошания. Жил в городе Миры, через таинство миропомазания воспринял дар чудотворений, которые щедро изливал на окружающий мир, а после кончины прославился нетлением мощей и мироточением. Удивительно откликнулось русскому уху название города Миры Ликийские, в котором святитель епископствовал. Здесь и «миро» – священное благовоние, возлиянием или крестопомазанием которого сообщаются благодатные дары Святого Духа выходящему из купели крещения христианину, царю, венчаемому на царство, престолам и антиминсам храмов; и душистое «миро», истекающее от чудотворных икон или мощей прославленных святых; это и «мир» как состояние души, и «мир» как вселенная; здесь и производное «мирянин» – человек, не имеющий сана, но мирно, по церковным законам живущий в миру…

http://pravoslavie.ru/2755.html

Девятый день. Поучение 3-е. День перенесения мощей святителя Николая. (Должно бегать не только греха, но и мест беззакония, и искать общения с людьми благочестивыми). I. Св. церковь ныне воспоминает перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир ликийских в град Барский. Святитель Николай жил и скончался в г. Мирах, в области ликийской, – там и мощи его почивали до 1087 г. Пред этим временем на г. Миры напали сарацыны, город разрушили, а жителей отвели в плен. Святитель не пожелал оставить там своих мощей. И вот он является во сне одному священнику в италийском городе Баре и велит ему свои мощи из Мир перенести в Бар. Священник объявил церковным властям, гражданам, – все очень обрадовались, снарядили три корабля и поплыли. По прибытии в Мир они обрели под церковным помостом раку святителя и увидели, что она полна мира благоуханнаго, истекшего от святых мощей его, – святое миро с благоговением было слито в уготованные сосуды, а честные мощи подъяты руками священников и перенесены на корабль. 9-го мая вечером в день воскресный благополучно прибыли в Бар. Баряне в предшествии церковного клира с светильниками и песнопениями сретили мощи святителя и положили в ближайшем к берегу храме св. Иоанна Предтечи. Чрез три года из этого храма св. мощи, 9-го же мая, были перенесены в новоустроенный великолепный храм в честь святителя, и по его указанию, возвещенному чрез одного инока, положены под святым престолом в алтаре, где почивают и доселе, источая чудеса и исцеления на пользу верных. II. а) Отчего св. Николай своими мощами не пожелал остаться в Мирах по завладении этим городом сарацынами? От того, что там в лице сарацын поселилось нечестие, всякий порок и нечистота. А в месте нечистом как оставаться чистому и святому? «Кое общение свету ко тме?» и «Христу» и всему Христову «кое общение с велиаром?» Поэтому ни дух его не мог витать около того места, ни чистешее и благоуханное тело его не могло там остаться. – Часто грешник упивается грехом, как вином, с жадностию творит грех, не знает себе сытости в греховных чувственных удовольствиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Из статьи нашей: Св. Николай, епископ Пинарский и архимандрит Сионский, помещенной в Трудах Киев. дух. Академии за 1869 год (том II. стр. 445–497), читатели журнала нашего познакомились уже с личностью ученого архиепископа латинского Николая Фалькония, открывшего в 1720 году в Ватиканской библиотеке рукописное житие св. Николая, несогласное с общеизвестными сказаниями о жизни и чудесах великого и преславного угодника Божия. Почтенный исследователь, в восторге от своей нечаянной находки, вышел за предел строгого и холодного исследования, и считая только то действительно верным, что содержали в себе им открытые и так названные: acta primigenia св. Николая, все прочие предания о святителе, составившая его всемирную славу, отвергал, как «басни и выдумки». Но так как предания сии от времен древнейших были в большом ходу в христианской церкви и пользовались авторитетом полной достоверности, а открытые Фальконием «акты» оставались столько веков почти совершенно неизвестными, то он и придумал в объяснение сего ни чем не засвидетельствованный факт, что по кончине св. Николая, и притом весьма скоро, мощи его, как известно погребенного в Сионской обители, взяты были жителями города Мир и перенесены в Мир в кафедральную их церковь св. Ирины, с целью придать тем столичному городу Ликии еще более славы. Фальконий полагает, что это могло произойти еще при том же архиепископе Ликийском Филиппе, при котором скончался святой. Фальконий уже забыл, что, судя по открытым им актам, Филипп не любил, и даже гнал, св. Николая и не поехал на погребение его, хотя расстояние обители Сионской от Мир было незначительное. При таком отношении его к усопшему, есть ли какая-нибудь вероятность, что он решился перенести тело его в свою резиденции и положить его в своем кафедральном храме? Но, допустивши раз, что это могло быть, и что прямо было, предзанятый исследователь заключает за тем, что после сего уже самолюбие мирян, их слава, а всего более их интерес заставляли их не распространять в народе подлинных известий о жизни чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

     Ложные маяки Как ложный маяк устанавливают для того, чтобы корабль противника налетел на рифы, так и на нашем жизненном пути появляется огромное количество ложных маяков. Они нередко привлекают нас силой своего свечения или примером тех, кто во множестве идет им навстречу, заявляя при помощи средств массовой информации, что эти маяки открывают новые перспективы жизни, дают возможность справедливого политического устройства или экономического процветания. Но в какой-то момент многие сознают, что это ложные маяки, которые горят не Божиим огнем, а огнем диавольским. Не всегда человеку дано понять, кто же зажег этот маяк, что в нем за огонь – такой яркий, привлекательный, переливающийся цветами радуги, но мы должны знать, что ложные маяки загораются не от Божией десницы. Без Бога нравственности нет Современное общество управляется законами, законы определяются нравственностью, а нравственность определяется Божественным началом. Без Бога нравственности нет – она становится столь же относительной, как и всё, что производит человеческий разум. Она подвержена влияниям политическим, культурным, экономическим, а то, что еще вчера считалось правильным и значительным, сегодня становится бессмысленным – именно потому, что в основу того, что считается нравственностью, полагается человеческое мудрование. Нравственность прямо связана с Богом. Где нет Бога, там все дозволено, – говорит Достоевский. Где нет Бога, там нет и не может быть непреходящих нравственных законов. А если так, то и право рассыпается, ведь право не может основываться на преходящих человеческих ценностях. Оно может основываться только на Божественной нравственности, которую человек впитывает своей природой и поддерживает силой Евангелия. Из проповеди после Литургии в храме Христа Спасителя в Москве 22 мая 2017 года, в день празднования перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар Наше слово к миру должно быть исполнено любви Спасение мира есть суть первого пришествия Христа. Но Господь не уклоняется от явления конечной справедливости. Если в центре первого Его пришествия было служение спасению, то второе пришествие Господа в центре своем будет иметь суд над всем человеческим родом. Именно в свете второго пришествия Церковь наша, живущая в истории, должна нести свое свидетельство так, чтобы люди спасались, чтобы люди не погибали, чтобы второе пришествие, пришествие суда, не явилось непоправимой трагедией для многих и многих из них. Поэтому наше слово к миру должно быть исполнено любви – не высокомерия, не чрезмерной твердости, но подлинной любви, – ибо мы призваны спасать мир, чтобы суд Божий над миром явил в большинстве праведников и только в ничтожном меньшинстве – грешников. Тогда во всей полноте миру видимому и невидимому будет явлена сама природа Бога, Который есть Бог любви.

http://pravoslavie.ru/103883.html

Белгород. Собор Иоасафа Белгородского и Николая Чудотворца. Николо-Иоасафовский собор Карта и ближайшие объекты В 1799 году на Новом городском кладбище г. Белгорода на средства прихожан была построена Свято-Никольская кладбищенская часовня. В 1867 году в часовне был расширен алтарь и устроены приделы. Престолов в церкви тогда было четыре: главный - во имя святителя Николая; в южном приделе - во имя св. муч. Харлампия; в северном приделе - во имя св. преподобного Иоанна Многострадального, затворника Печерского; в трапезе с южной стороны - в честь Рождества Иоанна Предтечи. В 1962 году в Белгороде был закрыт Преображенский собор, старинный иконостас XIII века из Преображенского собора был перенесён в кладбищенский храм, где и пребывает по сей день. С этого времени до 1990 года храм получил статус кафедрального Иоасафовского собора г. Белгорода. В 1990 году кафедра перешла во вновь открывшийся для прихожан Преображенский собор, а Иоасафовский собор стал именоваться Николо-Иоасафовским.  В настоящее время в соборе имеется два престола: главный - во имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских; в южном приделе - во имя святителя Иоасафа Белгородского. http://bel1-2.cerkov.ru/ В 1799 году на средства прихожан на Новом городском кладбище возведен Никольский храм. В 1837 году усердием купца, церковного старосты Василия Кирпичникова к храму пристроена трапезная. Стараниями церковного старосты Семёна Васильевича Пешкова и прихожан в 1867 году расширен алтарь и приделы главной церкви. В храме устроено четыре престола: во имя святителя Николая, священномученика Харалампия, преподобного Иоанна Печерского и Рождества пророка Иоанна Предтечи. Иконостас собора изготовлен в XIX веке. В конце сороковых годов XX века верхний ярус отдельно стоящей колокольни разобран, восстановлен в 1990 году. После закрытия Преображенского собора в 1962 году, Никольский храм получил статус кафедрального собора. В настоящее время в соборе имеется два престола: во имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, в честь святителя Иоасафа Белгородского.

http://sobory.ru/article/?object=13462

Закрыть «Помогайте друг другу – это всегда к вам вернется» Мы все приуныли в какой-то момент, но нельзя терять исторического и личного оптимизма, потому что уныние помогает нашим противникам Сергей Михеев   16:51 02.01.2024 267 Время на чтение 5 минут Фото: dzen.ru «Прообраз всех этих персонажей – это святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских времен Византийской Империи. Это город, который находился (остатки и сейчас есть) на территории нынешней Турции. Это реальный исторический человек, прославившийся святой жизнью и невероятной добротой. А после смерти прославившийся как чудотворец. По молитвам, с которыми к нему обращаются во всех странах мира, совершается много чудес. Если вы в чудеса не верите, это другой вопрос. То что, он был реально и именно он является прообразом Санта-Клауса, это совершенно точно. До момента распада религиозного мироощущения, в первую очередь на Западе, он был той фигурой, которая все рождественские праздники объединяла. В дальнейшем, в результате распада религиозного сознания и перемещения в сторону светского праздника, появилась масса других персонажей», - заявил в программе «Железная логика» на радиостанции «Вести.ФМ» известный политолог Сергей Александрович Михеев, рассуждая о происхождении русского Деда Мороза и аналогичных персонажей из других стран мира. Материал под заголовком «Тяжелые испытания приходят и уходят, а страна остается» опубликован в блоге автора. «Что касается деда Мороза, то понятно, что это вымышленный персонаж. Если вы имеете ввиду именно деда Мороза, этот персонаж, строго локализованный в России, в русском фольклоре. Ему нет конкурентов в мире, но вряд ли он сможет объединить весь мир. Говорят, что был мифический " злой дух холода " , но в процессе столкновения с нашей исторической реальностью он подобрел. Если в религиозных смыслах, то я считаю, что дух Рождества, которое в советское время отменили, трансформировал злого деда Мороза в очень доброго, любящего персонажа. Дух Рождества, который попытались спрятать, преобразовал и праздник Нового года в нашей стране, и самого деда Мороза», - добавил он.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/02/po...

Милюково. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Кирпичная церковь, построенная в 1761 на средства Салтыкова, колокольня выстроена в 1790 на средства И. М. Олонкина. Двусветный четверик небольшой трапезной соединялся с пятиярусной колокольней. В трапезной придел Иоанна Богослова. Закрыта в 1930-х. Вновь открыта в 1942, в 1943 немцами взорвана колокольня. Формально храм не закрывался, но так и не был восстановлен и ныне в аварийном состоянии. Приписан к церкви в Тесово. Для богослужений оборудовано помещение в притворе. В семье настоятеля церкви родился известный геолог и почвовед В. В. Докучаев (1846-1903). www.vyazmablago.ru В 1846 году в селе Милюкове, что на левом берегу реки Касни, у священника сельской церкви Василия Сергеевича Докучаева родился сын, которого нарекли Василием. Родившийся в Сычёвском уезде мальчик, стал основоположником научного почвоведения, естествоиспытателем, знаменитым ученым Василием Васильевичем Докучаевым (1846-1903).  Отец Василий Докучаев служил в церкви села Милюково во имя Святителя Николая Чудотворца с 1825 года. За усердное прохождение должности священника он был награжден набедренником, скуфьею и камилавкою. 19 лет о. Василий был уездным благочинным. 44 года прослужил он православной церкви и 23 декабря 1868 года на 69 году жизни умер. Кроме священника Докучаева, в этот период в храме служил и благочинный священник Иоанн Смирягин. С 1862 года в храме служил зять Докучаева священник Василий Васильевич Сущинский, который в 1890-х годах был благочинным третьего округа Сычевского уезда. Но этот храм в селе Никола-Низ, а именно так ранее называлось село Милюково, не первый. Ранее, в 1756 году в селе был построен каменный храм во имя Святителя Николая Мир-Ликийского. От названия церкви и происходит старое название села, а точнее части названия Никола-Низ. Второй каменный храм в селе был построен в 1761 году, освященный во имя Святого Николая Чудотворца, Архиепископа Мир Ликийских. Храм был построен на средства князя Салтыкова. Первоначально храм был однопрестольный и без колокольни. Спустя 9 лет на средства сына князя Салтыкова подпоручиком Псковского пехотного полка был построен придел во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В этом храме была икона святителя Николая, почитаемая прихожанами за чудотворную.

http://sobory.ru/article/?object=18192

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010