Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство НИКОДИМ (в миру Никита; † 3.07.1639), прп. Кожеозерский, Хозьюгский, пустынножитель (пам. 3 июля, 5 авг. (местное празднование в день обретения мощей), в Соборе святых Архангельской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) НИКОДИМ СИЙСКИЙ (Василий (Никон) Мамонтов, Уваровых, Шуренга; 1641 (?) - 1721), архим. (1692-1721) Антониева Сийского во имя Святой Троицы мужского монастыря книжник, писатель, иконописец, составитель Сийского иконописного подлинника НИКОЛАЙ (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп. Мир Ликийских НИКОЛАЙ (Святоша, Святослав Давидович; † ок. 1143), прп. (пам. 14 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе святых Брянской митрополии, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Киево-Печерский НИКОЛАЙ ((Никола) Кочанов; † 1392?), юродивый, Новгородский, блж. (пам. 27 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) НИКОЛАЙ (Никола, Микула) (Сал(л)ос; † 28.02.1576), Христа ради юродивый, Псковский, блж. (пам. 28 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) НИКОЛАЙ II АЛЕКСАНДРОВИЧ (1868 - 1918), имп. Всероссийский (20 окт. 1894 - 2 марта 1917), мч., страстотерпец (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе святых С.-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ ДОХИАРИТ [имя в рясофоре - Никифор] (1781 - кон. 1845 или нач. 1846), иером., греч. мелург, «экзегет» и учитель церковного пения, создатель певч. рукописей

http://pravenc.ru/rubrics/123062_51.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Николай» найдены статьи: НИКОЛАЙ (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп. Мир Ликийских НИКОЛАЙ (Велимирович Никола; 1880-1956), еп. Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ); богослов, духовный писатель НИКОЛАЙ (Святоша, Святослав Давидович; † ок. 1143), прп. (пам. 14 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе святых Брянской митрополии, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Киево-Печерский НИКОЛАЙ [Искровский] (ок. 1877 - 2.10.1919), прот., сщмч. (пам. 19 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ Владимирович Агафоников (Агафонников) (1876-1937), прот., сщмч. (пам. 23 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ Николаевич Амасийский (1889-1938), свящ., сщмч. (пам. 13 дек., в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ Александрович Андреев (1869-1937), прот., сщмч. (пам. 27 нояб.- в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ Степанович Аристов (1872-1931), диак., сщмч. (пам. 28 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ Александрович Архангельский (1878-1937), прот., сщмч. (пам. 23 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ Стефанович Бежаницкий (1859-1919), прот., сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе святых земли Эстонской и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/Николай.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. НИКИФОР И ГЕННАДИЙ преподобные (пам. 9 февр. и 8 янв. соответственно, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых), Важеозерские (Олонецкие), основатели Важеозерской Задненикифоровской пуст. в честь Преображения Господня близ Олонца НИКОДИМ (ок. 1270 - 1324), свт., архиеп. Сербский (пам. 11 мая, в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей - 30 авг.) НИКОДИМ (в миру Никита; † 3.07.1639), прп. Кожеозерский, Хозьюгский, пустынножитель (пам. 3 июля, 5 авг. (местное празднование в день обретения мощей), в Соборе святых Архангельской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) НИКОДИМ († ок. 1319), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 11 июля), наставник свт. Григория Паламы НИКОДИМ (Кононов Александр Михайлович; 1871-1919), сщмч. (пам. 22 окт., 28 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Белгородский, духовный писатель, агиограф НИКОДИМ (Кротков Николай Васильевич; 1868 - 1938), сщмч. (пам. 8 авг., в Соборе Костромских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Молдавских святых, в Соборе отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архиеп. Костромской и Галичский НИКОДИМ ТИСМАНСКИЙ (ок. 1320 - 1406, прп. Румынской (РумПЦ) и Сербской Православных Церквей (пам. 26 дек.), архим., основатель мон-рей НИКОЛАЙ (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп. Мир Ликийских НИКОЛАЙ (Велимирович Никола; 1880-1956), еп. Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ); богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/rubrics/122346_50.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Мы держим перед внешним миром ответ за то, как живет и верует наша Церковь [gallery order="" ] 19 декабря 2012 года, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион возглавил Божественную литургию в Никольском храме на Трех горах. Владыке Илариону сослужили настоятель храма, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя ОВЦО протоиерей Георгий Рощин, клирики прихода. По окончании богослужения протоиерей Всеволод Чаплин обратился к главе Отдела внешних церковных связей с приветственным словом: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка! Очень рад вновь, уже в который раз приветствовать Вас в храме святителя Николая на Трех горах в Нововаганьково – храме, в котором очень многие Вас знают и любят. Сегодня престольный праздник этого храма, ныне мы празднуем память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских - святого, который проявил данные ему от Бога многие дарования  как епископ Церкви Христовой, как правило веры и образ кротости. Житие этого святого, который так почитаем на Руси,  его страдания и подвиги, его непростые дискуссии с теми, кто не хотел единства Церкви, и милостивый образ архипастыря, который приходил на помощь людям как при своей жизни, так и после кончины, - все это еще и еще раз напоминает нам о том, сколь важна, ответственна, но и  непроста миссия епископа в жизни Церкви. Епископ – это человек, который несет на себе груз ответственности, груз многих забот и совершаемых многими людьми грехов, которые приходится преодолевать через архипастырское делание. Этот груз был бы невыносим, наверное, человеку, если б его не поддерживала вся церковная община. Единство епископа и народа Божия, единство архипастыря и клира, взаимная помощь и взаимная поддержка всегда проявляются в жизни Церкви и неизменно составляют одно из краеугольных оснований церковной жизни, силу Церкви.

http://mospat.ru/ru/news/53284/

священник Алексий Ястребов Скачать epub pdf Пятая часть мощей св. Николая хранится в Венеции! Мало кто знает, что в 1087 г. барийцы похитили из храма византийского города Миры не все мощи св. Николая. В спешке и суете они оставили в саркофаге около 20% мощей, которые через 9 лет вывезли из Мир Ликийских венецианцы. Предлагаем вашему вниманию статью священника Алексия Ястребова (настоятеля прихода святых Жен-Мироносиц Московского Патриархата в Венеции), в которой рассказывается история перенесения части мощей св. Николая из Мир Ликийских в Венецию, а также о других православных святынях Италии. (Все представленные в статье фотографии вщяты из книги: свящ. Алексия Ястребова «Святыни Венеции. Православный историко-художественный путеводитель по святыням собора святого Марка и церквям города».) Содержание Венеция – хранительница мощей Святителя Николая Чудотворца История перенесения мощей святителя Николая Венецианский и барийские источники о перенесении мощей Почитание святителя Николая в Венеции Освидетельствования мощей и их достоверность Почитание православными верующими мощей святителя Николая и других святынь Венеции сегодня Перспективы православного свидетельства в Венеции     Венеция – хранительница мощей Святителя Николая Чудотворца История Венеции и, более узко, история появления в Венеции святынь православного Христианства, тесно связана с Востоком, с Византийской империей. Город в лагуне долгое время политически зависел от Византии, что сослужило его жителям хорошую службу, ибо наличие мощного покровителя гарантировало относительную безопасность от варварских набегов, в то время как особое положение Венеции – аванпоста империи на северо-востоке Апеннин – и незаменимость услуг венецианцев как искусных моряков и лоцманов обеспечивали широкую автономию местного управления. После падения Византии Венеция владела значительной частью бывшей империи и, в частности, многими греческими островами. Неслучайно именно сюда прибыли беженцы после победы турок над христианами в Восточном Средиземноморье в XV столетии. Греческая диаспора в Венеции того времени насчитывала до десяти тысяч человек. Вскоре по прибытии беженцев был построен православный собор и учреждена епископская кафедра Константинопольского Патриархата. Греки деятельно участвовали в жизни республики и занимали видные посты в ее гражданском и военном руководстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Действующие монастыри Русской Православной Церкви (на 1 марта 1997 г.) Алмаатинская епархия 1993 Мужской мон. в честь Святой Живоначальной Троицы в г. Усть-Каменогорске. Серафимо-Феогностовская Аксайская мужская пустынь. Архангельская епархия Антониево-Сийский мужской мон. в честь Святой Живоначальной Троицы в д. Сия. Женский мон. во имя св. ап. Иоанна Богослова в г. Архангельске. Мужской мон. во имя св. прав. Артемия Веркольского в д. Верколе. Соловецкий мужской мон. в честь Преображения Господня (ставропигиальный). Астраханская епархия 1994 Мужской мон. во имя св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в г. Астрахани. Барнаульская епархия 1994 Димитриевский мужской мон. в г. Алейске. 1994 Женский мон. в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» в г. Барнауле. 1995 Женский мон. в честь Покрова Пресвятой Богородицы в г. Яровое. Женский мон. во имя св. вел. кн. Александра Невского в г. Бийске. 1995 Женский мон. при церкви в честь Богоявления в г. Камень-на-Оби. 1994 Мужской мон. в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы в с. Коробейниково. 1996 Свято-Иоанновский женский мон. в с. Кислуха. Скит в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы в с. Ребриха. Белгородская епархия Женский мон. во имя свв. жен-мироносиц Марфы и Марии в с. Зимовеньки; при нем скит. Брестская епархия Мужской мон. при храме во имя св. Афанасия в с. Аркадия. Брянская епархия Мужской мон. в честь Свенской иконы Успения Пресвятой Богородицы в п. Супонево. Одринская женская пустынь во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских. Площанская пустынь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, мужской мон. виленская епархия Женский мон. во имя св. равноап. Марии Магдалины в г. Вильнюсе. Мужской мон. в честь Сошествия Святого Духа на апостолов в г. Вильнюсе. Винницкая епархия Женский мон. в честь Святой Живоначальной Троицы в г. Браилове. Мужской мон. во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, в г. Шаргороде. Витебская епархия Женский мон. в честь Успения Пресвятой Богородицы при Ильинском храме в г. Орше.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

ЦВ 10 (407) май 2009 /  28 мая 2009 г. Служение Патриарха Кирилла 22-24 мая 2009 22 мая Русская Православная Церковь отмечает перенесение мощей Святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в город Бар (1087 г.). Утром Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Один из престолов храма освящен в честь Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен у иконы Святителя Николая, которая 9 июня 1997 года была принесена в дар восстановленному Храму Христа Спасителя жителями итальянского города Бари, где уже более 900 лет покоятся честные мощи святителя. Затем Святейший Патриарх Кирилл передал в благословение российским воинам икону Божией Матери, написанную в ските Богородицы «Ксилургу» на Афоне и переданную Президентом России Д.А. Медведевым Предстоятелю Русской Православной Церкви. Образ принял генерал армии Н.Е. Макаров, начальник Генерального штаба, первый заместитель министра обороны РФ. Святейший Патриарх Кирилл поздравил генерала Николая Макарова с днем его небесного покровителя. Вечером 22 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл открыл выставку «Эпоха Фаберже», организованную в Отделе личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина культурно-историческим фондом «Связь времен». В церемонии приняли участие председатель попечительского совета фонда «Связь времен» В.Ф. Вексельберг, председатель Отдела внешних церковных связей архиепископ Волоколамский Иларион, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, главный хранитель Государственного Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Т.В. Потапова. Святейший Патриарх Кирилл обратился с Первосвятительским словом к участникам торжественной церемонии. 23 мая, в день празднования памяти Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, согласно установившейся традиции было совершено Патриаршее богослужение. Впервые Божественную литургию под открытым небом на Бутовском полигоне совершил 16-й Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhpatr_24050...

Деяние иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 25 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 Предисловие Святитель Николай, без сомнения, один из самых почитаемых христианских святых. Между тем судьба его агиографического корпуса весьма сложна и запутана, причем удивительно, что в России, где Мирликийский чудотворец пользуется такой любовью, не переводились почти никакие связанные с ним тексты (кроме энкомия 1 преподобного Андрея Критского и жития блаженного Симеона Метафраста). Согласно всем источникам, святитель Николай Мирликийский действовал в IV в., при императоре Константине. Однако до VI в. у нас нет никаких свидетельств о его жизни: такой древностью не обладают ни отдельные прижизненные деяния (pra­xeis), ни посмертные чудеса (thaumata, или miracula), ни полные жития Чудотворца. Евстафий, писатель времен Юстиниана, приводит отрывок из рассказа о Святителе, который он сам называет “житием”. Между тем это ничто иное, как фрагмент “Деяния о стратилатах” (Praxis de stratelatis), самой популярной повести о святителе Николае, представленной десятками рукописей. То, что Евстафий называет это деяние (то есть отдельный эпизод из жизни святого) житием, свидетельствует, по-видимому, о том, что к VI в. не существовало никаких других, по крайней мере, сколь-либо известных житийных памятников о святителе Николае, кроме нашего деяния. Это подтверждает и автор первого полного жития Святителя архимандрит Михаил (нач. IX в.): он считает это деяние настолько известным, что даже не видит необходимости его пересказывать. “Деяние о стратилатах” дошло до нас в десятках рукописей, представляющих 5 редакций, которые выявил крупнейший николаевед всех времен Густав Анрих. Из них наиболее древней, хотя и не первоначальной, является первая, наиболее лаконичная и лишенная какой-либо пышности и детализации, подобно, например, третьей. Язык анонимного автора довольно прост и безыскусен. Главные герои повести, Непотиан и Урс, историчны, однако их имена могли быть взяты и из консульских фаст 2 . Историчен и образ Аблабия, всемогущего фаворита императора Константина, и многие факты. В любом случае, наше деяние, составленное не позже, чем в VI в., не так уж и далеко отстоит по времени от описываемых в нем событий. Критическое издание текста сделано Анрихом 3 по 9 спискам IX–XI вв. (с него и выполнен настоящий перевод). Известен и славянский перевод деяния, который был чрезвычайно популярен на Руси.

http://pravmir.ru/deyanie-izhe-vo-svyaty...

Закрыть Рождество Святителя Николая Чудотворца Память 29 Июля/11 Августа Леонид Болотин   23:25 10.08.2023 3891 Время на чтение 10 минут Многие современные православные не знают, что помимо двух основных Праздников, посвященных Святителю Николаю Мир Ликийских чудотворцу, - 6/19 Декабря блаженное успение Святого и 9/22 Мая перенесение Святых Мощей в город Бари, существуют и другие церковного чествования Угодника Божия Николы. Так, 9/22 Мая празднуется ещё и Перенесение Зарайского образа Святителя Николая из града Корсуни в земли Рязанские, 24 Мая/6 Июня отмечается храмовое торжество в честь явления иконы Святителя Николая под Вяткой в Великорецке. 29 Июля/11 августа отмечается принесение образа Николы Великорецкого в Москву . Кроме того, Церковь торжественно вспоминает Святителя Николая в Соборе Святых Отцов Первого Вселенского Собора, участником которого он был, и соответственно - в Сонме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Существуют и местные праздники в честь Можайской иконы Святителя Николая. До недавнего времени мало кто знал, что в старину торжественно праздновалось ещё и Рождество Святителя Николая. В 2004 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй благословил по желанию настоятелей храма и прихожан возобновить празднование Рождества Святителя Николая 29 Июля/11 Августа. Это духовное чествование имеет древнюю традицию на Руси, восходящую, к началу XIII столетия. В старину в Великом Новгороде существовал даже монастырь, посвященный Рождеству Святителя Николая. Вероятнее всего, первоначально это торжество было местным в малоазиатских Ликийских Мирах, где Святитель был Архиепископом, и на родине родителей Святого в Патарах. В пору завоевания Царьграда крестоносцами и насаждения в Европейской части Ромейской Империи латинства, в сохранявшей Православие Азиатской - Никейской Ромейской Империи, Небесным Покровителем которой почитался Святитель Николай, местное торжество по поводу Рождества могло распространиться по всей Никейской Империи и оттуда проникнуть на Русь. Никейцы в пору оккупации крестоносцами Константинополя особенно активизировали контакты с Православной Русью.

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/09/...

Слово на память пренесения честных мощей Святителя и Чудотворца Николая из Мир-Ликийских в Бар град Источник Скачать epub pdf Произнесено в Николаевской церкви села Привороты, по случаю храмового праздника, Мая 9 дня 1836 года Взярая на благочестивое собрание ваше, христиане, в доме молитвы, в мирной и уединенной веси, не могу не радоваться духом. Если прилично радоваться вертоградарю, когда видит обилие многоразличных цветов и растений в саду своем: то гораздо свойственнее веселиться пастырю словесного стада, когда оно стекается к слышанию гласа его, ищет плодов для своей души. Возращение вещественного винограда, сколь ни приятно, плоды его служат токмо для тела; а плодоношение духовное питает душу для жизни вечной. По теснейшей связи духовной и телесной природы нашей, есть близкое сродство между удобрением видимого и духовного вергограда. Тот и другой требует земли доброй, света и теплоты солнечной, бдительного попечения о нем в определенное время, чтобы юные и зрелые леторасли были очищены, и напоены без оскудения. Когда смотрим мы на Церковь Христову, как на виноград, не можем не приметить, что в ней есть свое время для удобрения верующих душ, и приуготовления их к плодоношению. Это вообще христианские праздники, и, в особенности, храмовые дни. Если когда либо, то наипаче ныне я зрю в душах ваших, благочестивые празднолюбцы, благую ниву, способную приять семя слова Божия. Ибо вы сами согласны со мною, что всего ближе сердца ваши к Богу, когда стекаетесь вы в святые храмы для прославления Угодников Божиих, имяни коих, посвящаются оные; вы видите здесь полное торжество Церкви, облекающейся по приличию во внешнюю красоту, приносите фимиам, в знамение возношения молитв ваших к Богу, возжигаете свещи пред праздничными иконами, теплоту вашея веры изъясняющия, исполняете свои обеты, данные Богу в различных бедствиях, сокрушаетесь о грехах, не забываете дел милосердия. Это, по-истине, благоприятнейшее время для духовного плодоношения. Что же в особенности, христиане, располагает вас чествовать храмовые праздники, и находить в них утешение для веры вашея? Размыслим о том в честь и похвалу празднуемого ныне Святителя Христова Николая.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Bogoslo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010